Метки текста:

Рябининские чтения Фольклор

Мехнецова Г.Н. (д.Никульцево Вологодской обл.)
Фольклорно-этнографические материалы в фонде Пермского научно-промышленного музея Vkontakte@kizhi

Аннотация: Статья посвящена малоизвестным страницам истории отечественной фольклористики, связанным с деятельностью Пермского научно-промышленного музея в дореволюционный период. Несмотря на то, что фольклор и этнография долгое время находились на периферии научных интересов учреждения, к 1910-м гг. Музей стал одним из организационных центров местного краеведения. В «Материалах по изучению Пермского края», выпускаемых Музеем, публиковались работы В.Н.Серебренникова, И.И.Ульянова, П.С.Богословского, А.Н.Гладких. Основное внимание в статье уделено характеристике фольклорно-этнографических материалов.

Ключевые слова: Пермский научно-промышленный музей; фольклорно-этнографические материалы; история фольклористики; Прикамье;

Summary: The article is devoted to little-known pages of the history of national folkloristics, associated with the activity of the Perm Scientific and Industrial Museum in the pre-revolutionary period. Despite the fact that folklore and ethnography were for a long time on the periphery of the scientific interests of the institution, in the 1910s the museum had become one of the organizational centers of local studies. The works by V.N.Serebrennikov, I.I.Ul'yanov, P.S.Bogoslovsky, A.N.Gladkikh were published in the «Materials for the Study of the Perm Region», produced by the museum. The main attention in the article is devoted to the characteristics of folklore and ethnographic materials.

Ключевые слова: Perm Scientific and Industrial Museum; folk-ethnographic materials; history of folkloristics; Kama region;

История возникновения Пермского научно-промышленного музея (далее – ПНПМ) восходит к осени 1890 г., когда члены Уральского общества любителей естествознания (далее – УОЛЕ) Н.Н.Новокрещенных и С.И.Сергеев изъявили желание образовать в Перми комиссию для более детального естественно-исторического исследования западного склона Урала. [1] 15 ноября 1890 г. состоялось первое заседание Пермской комиссии УОЛЕ (далее – ПК УОЛЕ), а в марте 1892 г. силами ее сотрудников открыт в Перми общественный музей. В 1901 г., после долгих лет работы «без строго легальных оснований», [2] ПК УОЛЕ была преобразована в Пермский научно-промышленный музей: 27 марта 1901 г. был утвержден устав ПНПМ, 26 октября 1901 г. состоялась передача имущества ПК УОЛЕ ее преемнику. В Уставе ПНПМ обозначались две цели: 1) «собирать предметы и коллекции как материал для всестороннего изучения природы, истории и жизни преимущественно Пермского края» (собирательское направление, охватывающее области археологии, истории, этнографии, географии, естествознания, сельского и лесного хозяйства, горнозаводской, фабричной и кустарной промышленности); 2) «знакомить публику как с работами по изучению этих коллекций, так и с выводами соответствующих им наук вообще» (просветительское направление и подспудно – научно-исследовательский аспект работы). [3] [текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]

Совет ПНПМ в первые годы его работы возглавлял П.Н.Серебренников [4] – пермский врач-гигиенист, краевед, общественный деятель. Его руководство музеем привело к оживлению деятельности, расширению коллекций, превращению музея в крупный научно-просветительский центр Прикамья. Стоит отметить, что в состав Совета ПНПМ в разные годы входили лица, внесшие определенный вклад в фольклористику и этнографию. Так, И.Г.Остроумов в 1899–1906 гг. был хранителем музея, П.А.Вологдин в 1896 г., а Н.П.Белдыцкий с 1907 г. исполняли должность секретаря, Л.Е.Воеводин в 1899–1900 гг. заведовал библиотекой. В число членов музея в разные годы входили Д.Н.Анучин, Ф.А.Теплоухов (почетные члены) И.М.Воропай, И.Я.Неклепаев, П.А.Некрасов, Н.Л.Скалозубов, И.В.Шестаков и др.

ПНПМ регулярно проводил публичные заседания, где заслушивались доклады по различным отраслям знаний. В количественном отношении преобладали сообщения, посвященные медицине, анатомии, физиологии и гигиене (ок. 24%); этнографическая тематика в докладах занимала не более 0,3% от общего числа. Внимание основной части выступавших было направлено на описание быта инородцев, проживающих на Урале и в Сибири: коми-пермяков (П.А.Вологдин, 1891, 1892, 1901; П.Н.Серебренников, 1904), вогул (И.Н.Глушков, 1898, И.Г.Остроумов, 1903), башкир (С.И.Руденко, 1905), хоринских бурят (И.Д.Руденко, 1903), нижнеобских остяков и самоедов (И.М.Воропай, 1899). Н.П.Белдыцкий делился впечатлениями о поездках в северные территории – на Печору, Вишеру, в Чердынский край (1907, 1908). [5] За годы работы музея в нем сформировалась обширная библиотека, значительную часть которой составляли книги о Пермском крае, в том числе фольклорно-этнографические публикации. [6]

Начиная с 1904 г., ПНПМ начал издавать «Материалы по изучению Пермского края» (всего вышло 5 вып. в 1904–1906, 1911 и 1915 гг.). В вып.4 «Материалов» была опубликована первая крупная работа оханского учителя В.Н.Серебренникова [7] – неутомимого собирателя уральского фольклора. Данная публикация, состоящая из подробного описания ритуала, солидного числа поэтических текстов и образцов напевов свадебных песен и причитаний, до настоящего времени сохранила значение уникального историко-этнографического документа, являющегося, по своей сути, комплексным представлением свадебной обрядовой традиции в отдельно взятой местности Прикамья. Постановлением общего собрания членов ПНПМ от 20 ноября 1911 г. В.Н.Серебренникову была присуждена премия за данный труд.

В вып.5 были напечатаны три фольклорно-этнографические статьи. Две из них принадлежали И.И.Ульянову, исследовавшему свадебный обряд и поэтику причитаний с. Шмаковского Ирбитского у. Пермской губ. Следует отметить, что данные публикации состоялись как итог доклада И.И.Ульянова на заседании ПНПМ 29 августа 1912 г.; собиратель продемонстрировал голосом напевы некоторых свадебных песен. В том же выпуске «Материалов» А.Н.Гладких опубликовал тексты двух «присушных» заговоров, записанных в 1906 г. от пожилой крестьянки в с. Торговижском Красноуфимского у.

В ПНПМ существовал Этнографический отдел, в разные периоды им заведовали Я.С.Давыдов, Д.А.Удинцев, А.П.Кадлубовский. К сожалению, сведения о работе Этнографического отдела, отраженные в печатных отчетах ПНПМ, крайне скудны и зачастую ограничиваются лишь указанием на число поступавших в музей предметов. И хотя интерес к материальным артефактам у сотрудников музея явно преобладал, в то же время не оставалась без внимания и духовная культура населения края. В фонде ПНПМ в Государственном архиве Пермского края (далее – ГАПК) сохранилось свыше 20 рукописей фольклорно-этнографического содержания. Каждая из них представляет ценный источник как для изучения народных традиций уральского региона, так и для формирования новых знаний о путях развития пермской фольклористики. К сожалению, большинство рукописей плохо атрибутированы (зачастую отсутствуют сведения о собирателе, месте и времени осуществления записей) и требуют серьезного исследования. [текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]

Ниже представлена краткая характеристика нескольких рукописей, поступивших в ПНПМ в 1900–1910-е гг. и имеющих относительно полную паспортизацию.

Ф. 680, оп. 1, № 206. (Оригинальное авторское наименование: «Материалы для этнографии Пермской губернии. Духовные стихи великорусского населения»). В рукописи сосредоточены тексты духовных стихов преимущественно позднего происхождения («Царство ты, царство, духовное царство, / Долго ли тебе царство от нас здесь скрываться?», «С другом я вчера сидел / Ныне смерти зрю предел…» и т.п.), собранные в Мотовилихе [8] в 1906 г. Леонидом Ивановичем Коноваловым. Некоторые детали его биографии раскрываются благодаря обращению к документам из пермских архивов. Л.И.Коновалов родился 8 августа 1874 г. в семье Коновалова Ивана Леонтьевича, уроженца с. Слудского Пермского у., и Коноваловой (Никитиной) Агрипины Петровны, уроженки Мотовилихинского зав. Пермского у. [9] Получил среднее образование. Руководил Паевым столом УРС Завода им. Молотова. В 1923 г. был осужден и приговорен к 3 месяцам ИТР. 29 сентября 1935 г. был арестован Пермским сектором НКВД, обвинен в антисоветской агитации и контрреволюционной деятельности и 31 марта 1936 г. приговорен к 6 годам лишения свободы (17 апреля 1992 г. реабилитирован посмертно Прокуратурой Пермской области). [10] Интерес Л.И.Коновалова к духовным стихам объяснялся, по-видимому, тем, что он сам был «активным верующим» (в материалах дела, приведшего в 1935 г. к аресту Л.И.Коновалова, этот факт его жизни был внесен в графу «компрометирующие сведения»). Тексты духовных стихов, собранные Л. И. Коноваловым, вероятно, имели распространение (устное либо письменное) среди прихожан Свято-Троицкой церкви г. Перми.

Ф. 680, оп. 1, № 197, № 208. (Единое оригинальное авторское наименование отсутствует). В рукописях содержатся фольклорные материалы (пословицы, поговорки, шутки, загадки, частушки, песни разных жанров), записанные Василием Тимофеевичем Араповым в Усть-Бубинской вол. Оханского у. Пермской губ. в 1913–1916 гг. В сопроводительных письмах, адресованных ПНПМ, В.Т.Арапов сообщает о сложностях собирательской работы, открыто ставя вопрос о возмещении его денежных расходов: «Нужно заметить, что все написанное я сбирал почти два года. За все написанное заплатил около 2-х рублей. А что касается пословиц и поговорок, то еще труднее. Нужно прислушиваться к разговорам населения, где среди(?) и подставляются они. И рад бы тогда скорее списать, да ничего не поделаешь. Иной раз и ничего, говорит, не надо, да некогда. Дорожат все временем. За загадки много потребовалось денег да за шутки. В общем, все стоит для меня дорого. Если я услышу пословицу или что другое во время своего обеда, то бросаю все и бегу за тетрадкой в другую избу и записываю». В том же письме В.Т.Арапов просит прислать ему «небольшое вознаграждение за вышеуказанный сбор» и добавляет: «На полученное я могу снова записывать» (л. 35–35 об.; л. 1–1 об.). [11]

Первоначальные сведения о самом собирателе мы также узнаем из рукописей: в 1913 г. В.Т.Арапов – ученик V отделения двухклассного училища в с. Вознесенском Оханского у., [12] в 1916 г. – письмоводитель в конторе Максимовского лесопромышленного и торгового акционерного общества (в с. Екатерининском). Более полная информация о нем содержится в недавно вышедшей книге А.И.Груздевой «Свет памяти», где приводятся воспоминания племянницы В.Т.Арапова Ю.К.Васькиной (урожд. Тиуновой). Из них мы узнаем, что В.Т.Арапов родился в 1899 г. в д. Малый Кокуй Усть-Бубинской вол. в крестьянской семье, еще до образования колхозов вместе с братом уехал в Пермь, знал три иностранных языка (немецкий, французский и испанский), во время Великой Отечественной войны был переводчиком на фронте, после войны занимался преподавательской деятельностью. Ю.К.Васькина вспоминает, что дядя Василий часто приезжал в деревню, пока были живы его родители, и обязательно привозил деревенским детям подарки – линейки, тетради, ручки, карандаши, конфеты. [13]

Ф. 680, оп. 1, № 207. (Оригинальное авторское наименование: «Деревенские частушки»). В рукописи представлен фольклорный материал, собранный Анной Ивановной Комаровой (псевд. – А. Закамская) в Осинском у. Пермской губ. в 1916 г. Тексты частушек (около 100) и песен (исполняемых на вечеринках, а также «заводских») чередуются с рассуждениями собирательницы относительно их поэтического содержания, формообразования, наблюдениями над особенностями бытования и др. Так, например, А.И.Комарова фиксирует совершенно особое отношение крестьян к исполнению частушек в условиях военного времени. «В конце сентября сего года, – сообщает она, – у одного крестьянина была вечеринка. Я была очень удивлена, что на этой вечеринке, как мне передавали, не была спета ни одна частушка, все пели одни только песни. [...] Меня заинтересовало, почему не пелись частушки, без которых в былое время не состоялась ни одна вечеринка. Оказывается, что крестьяне в настоящее тяжелое время, когда несносной войне не предвидится и конца и когда их дети “страждают” в окопах, считают петь эти насказульки [14] грешным делом» (л.15 об.).[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]

Первоначально эта рукопись предназначалась для отправки в Осинский земский музей (о чем свидетельствует надпись на титульном листе), однако каким-то образом оказалась в Перми. Интересная приписка содержится на последней странице рукописи. Она принадлежит В.Н.Серебренникову (на тот момент – смотрителю ПНПМ) и адресована, по всей видимости, В.А.Малаховскому, одному из членов Совета музея: «Всеволод Антонович! Прилагаю рукопись А.И.Закамской. Мне думается, нужно всю “оправу“ сделать новую, воспользовавшись сырым материалом. Валентин Серебренников». Вероятнее всего, он обратил внимание на недостаточную структурированность работы, не позволяющую публиковать ее в исходном виде.

О самой А.И.Комаровой известно пока очень немного. Она служила учительницей в д. Зелени Ершовской вол. Осинского у., [15] состояла членом-соревнователем в Обществе изучения Прикамского края (г. Сарапул), [16] в «Известиях» этого Общества опубликовала две работы: «Сказание об императоре Николае I» и «Народные суеверия в Осинском уезде». [17] А.И.Комарова является также автором очерка «Прошлое деревни Зелени», переданного ею в Осинский музей. [18]

Обзор рукописей, представленный в статье, поиск биографических сведений о собирателях являются лишь первым подступом к обозначенной теме. Работа с материалами из фонда ПНПМ, несомненно, должна быть продолжена. Вкупе с архивными документами из других фондов они содержат в себе большой потенциал для формирования целостного представления о фольклористике Прикамья в XIX–XX вв.

// Рябининские чтения – 2019
Карельский научный центр РАН. Петрозаводск. 2019. 677 с.

Текст может отличаться от опубликованного в печатном издании, что обусловлено особенностями подготовки текстов для интернет-сайта.

Музеи России - Museums in RussiaМузей-заповедник «Кижи» на сайте Культура.рф