Подрезова С.В. (г.Санкт-Петербург)
Фольклор Обонежья в звукозаписях С.И.Бернштейна в собрании Фонограммархива Пушкинского Дома
@kizhi
Аннотация: Статья посвящена одному из традиционных облачений к иконе: из тканей, орнаментированных вышивками золотными нитями (медными, посеребрёнными, позолоченными), канителью, блёстками, бисером и ликами херувимов (типографская печать). Рассматриваются сохранившиеся облачения к иконам церквей и часовен XIX – нач. XX вв. из монастырских ризниц и музейных коллекций (музей-заповедник Кижи, музей православного искусства Риза, Финляндия), а также архивные источники.
Ключевые слова: храмовые облачения; облачение икон; убрус; убрусец; покров; вышивка золотная;
Summary: This article deals with one of the traditional «attire» for icons: textiles ornamented with embroidery with the use of copper, silver or golden threads, metal twisted threads, spangles, beads, herubim faces (performed in the technique of printing). This paper presents some examples of the surviving icon «attires» dating back to XIXth – early XXth centuries from churches and chaples which are now preserved in monastery sacristies and museum collections (Kizhi Museum, RIISA Orthodox Church Museum) as well as the references to them in archive materials.
Keywords: church «attire»; icon «attire»; ubrus; embroidery in gold and silver;
В Фонограммархиве Пушкинского Дома хранятся ранние фонозаписи обонежского фольклора, принадлежащие Сергею Игнатьевичу (Исааковичу) Бернштейну (1892–1970) – видному лингвисту, автору экспериментальных исследований по фонологии и фонетике языка, одному из основателей ОПОЯЗа, родоначальнику аудиоархивистики, организатору и первому заведующему Фонограммархива Государственного института истории искусств (ГИИИ). Фольклорный фонд С.И. Бернштейна имеет большое историческое значение. Именно ему, ученому-лингвисту, удалось впервые записать голоса целого ряда талантливых сказителей и певцов: представителей известной рябининской династии – И. Г. и П. И. Рябининых-Андреевых, а также А. Б. Сурикова, А. К. Лучиной, П. Н. Коренной, Н. С. Богдановой и др. Отдельные образцы, записанные С.И. Бернштейна, вошли в крупные собрания, [1] позднее были изданы на грампластинках. [2] Однако фольклорная коллекция ученого никогда не становилась предметом самостоятельного изучения. Не всегда упоминается имя собирателя как автора записей. [3] [текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]
Фольклорные коллекции С.И. Бернштейна являются не только важнейшими (а большинство из них – первыми и уникальными фоносвидетельствами фольклорной традиции Обонежья 1920-х гг.), но и документами, отражающими научные задачи ученого. История их появления связана с деятельностью Института живого слова (ИЖС), созданного по инициативе театроведа В.Н. Всеволодского-Гернгросса в 1918 г., в эпоху широкого интереса «к стиху, материально звучащему». [4] ИЖС ставил перед собой научные, практические (подготовку мастеров живого слова, в том числе – сказителей) и популяризаторские задачи, и использовал новаторский подход к проблеме языка, где «живое слово» изучалось в междисциплинарном аспекте. Своеобразным прорывом в научной деятельности Института стало открытие по инициативе (и под руководством) логопеда Д. В. Фельдберга отофонетической лаборатории при созданной в апреле 1919 г. Комиссии по мелодии речи. [5] К участию в ней был приглашен и С. И. Бернштейн. В феврале 1920 г. он приступил к «эмпирическому изучению звучащего стиха» на основе записи авторского чтения стихов поэтов. [6] Фонографическая коллекция постоянно пополнялась образцами ораторской речи, декламации поэтов, прозаиков и актеров, «былинной рецитации», «сказывания сказок» и составила основу фоноархива Лаборатории С.И. Бернштейна.
За время своего существования (до 1930 г.) фонографическая лаборатория несколько раз меняла свою институциональную прописку: с начала 1922 г. – при Комиссии по теории декламации, весной 1923 г. переместилась в ГИИИ, где осенью 1925 г. по инициативе и под руководством С.И. Бернштейна была организована Комиссия по изучению звучащей художественной речи (КИХР) и одноименный кабинет, в которой разрабатывались вопросы звучащей художественной речи во всех ее проявлениях, [7] в том числе – в фольклорных формах и народных говорах. Наконец, 21 октября 1927 г. по инициативе С.И. Бернштейна при словесном отделе ГИИИ был образован Центральный Фонограммархив ГИИИ (рук. С.И. Бернштейн), [8] в который в 1928 г. вошла и Фольклорная музыкальная фонотека МУЗО. [9] После увольнения С. И. Бернштейна из ГИИИ, Фонограммархив вошел в Фольклорную секцию ГИИИ. В процессе реорганизации самого Института и его слияния в 1931 г. с Ленинградским отделением Государственной академии искусствознания (ЛО ГАИС) фольклорная часть фоноахива С. И. Бернштейна вошла в коллекцию Фонограммархива, где и находится до сего времени – уже в структуре Института русской литературы (Пушкинский Дом) РАН.
Собрание С.И. Бернштейна обонежского фольклора в Фонограммархиве Пушкинского Дома включает 87 фоноваликов (137 единиц записи) и представляет собой 4 коллекции. Вложенные в фоновалики формуляры имеют маркировку «Г.И.И.И.», информация на них внесена рукой С.Д. Магид. Все коллекции представлены в инвентарных книгах как поступившие из ГАИС. Подавляющее большинство записей представляет собой нарративные формы: напевные поэтические – былины (26), духовные стихи (11), исторические песни (7), баллады (5), причитания (9), и прозаические жанры – сказки (18), мемораты. К этим формам примыкают фольклорные паремии – пословицы, присказки и образцы народного говора. В коллекцию входят также 2 свадебные песни, несколько лирических песен и плясовых.
Коллекция 11S (Фонд валиков (ФВ) 703–711) содержит 27 записей на восковые цилиндры, сделанные С.И. Бернштейном в феврале–марте 1921 г. в лаборатории ИЖС от Ивана Герасимовича Рябинина-Андреева (1874–1926). Как известно, все время пребывания в Петрограде – около месяца – И.Г. Рябинин проживал в доме В. Н. Всеволодского-Гернгросса, который записал от него несколько текстов былин, а также сделал набросок былинного напева (Рукописный отдел Института русской литературы (РО ИРЛИ), р. V, кол. 2, п. 1, ед. хр. 13, л. 1). Судя по дошедшим 9-ти черновым рукописям (РО ИРЛИ, р. V, кол. 11, п. 1, ед. хр. 1–9), И.Г. Рябинин-Андреев исполнял былины для записи Всеволодским-Гернгроссом ежедневно с 3 по 7 марта 1921 г. С. И. Бернштейн сделал бóльшую часть фонографических записей раньше – 23 февраля: духовный стих «Вознесенье» (ФВ 703.04, 709.03); баллада «Добрый молодец и худая жена» (ФВ 705.03, 710.03); фрагменты 11 былин: «Вольга и Микула» (ФВ 703.01, 704.01-03, 709.01); «Илья Муромец и Соловей-разбойник» (ФВ 703.02); «Илья Муромец в ссоре с Владимиром» [«Илья Муромец и Калин-царь»] (ФВ 704.05, 705.01); «Илья Муромец и дочь» (ФВ 705.02); «Первый бой Добрыни со Змеем» (ФВ 705.05); «Второй бой Добрыни со Змеем» (ФВ 706.01); «Добрыня в отъезде» (ФВ 711, 704.04, 710.01); «Добрыня и Марына» (ФВ 705.04, 710.04); «Женитьба князя Владимира» (ФВ 706.02); «Королевичи из Крякова» (ФВ 703.03, 709.02); «Боярин Дюк Степанович» (ФВ 705.06, 710.02). 5 марта на фоновалики был занесен фрагмент былины «Василий Окулович» (ФВ 707-708), исполняемой на самостоятельный (третий) напев. [10] В.Н. Всеволодский-Гернросс в тот же день записал другую былину – «Боярин Дюк Степанович». [11] Таким образом, дошедшие до нас фонографические и рукописные записи велись автономно друг от друга, однако ученые безусловно свою работу координировали. [12]
Коллекция 12F (ФВ 712–773) содержит 85 фонографических записей, выполненных С.И. Бернштейном и Т. В. Поповой, сотрудницей КИХРа, [13] во время поездки в Обонежье летом 1926 г. в рамках комплексной экспедиции ГИИИ. Как известно, С. И. Бернштейн активно участвовал в подготовке экспедиции, обучал сотрудников Отдела истории и теории словесных искусств (ЛИТО) работе с фонографом, [14] затем на пароходе «Урицкий» проводил занятие «по практике и технике фонографических записей» с сотрудниками МУЗО. [15] [текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]
С.И. Бернштейн и его «заместительница» Т. В. Попова [16] вошли в состав экспедиции от ЛИТО, [17] однако вскоре по прибытию в Заонежье (15 июня) они последовали собственным путем и в поисках обонежских сказителей и рассказчиков изучили куст деревень Сенной Губы, которые не входили в маршрут основного состава экспедиции (см. таблицу).
Вопреки утвердившемуся мнению, [18] работа С.И. Бернштейна и его помощницы не всегда была оторвана от работы других участников. Во-первых, примерно в середине экспедиции маршруты и тех, и других соединились. Во-вторых, Т.В. Попова вела рукописные записи самостоятельно и в паре с А.М. Астаховой (см. их тетради, отложившиеся в РО ИРЛИ, р. V, кол. 2, п. 12, ед. хр. 1, 16, 17 [19] ). В-третьих, С.И. Бернштейн делал фонографические записи от исполнителей, с которыми прежде работали другие сотрудники ЛИТО и МУЗО. Всего в этой поездке С.И. Бернштейном и Т. В. Поповой было записано 60 восковых цилиндров.
Сенногубская вол.
17 июня, д. Сенная Губа. Анна Егоровна Потапова (36 лет). Лирические песни: «Калинушка да с малинушкой» (ФВ 749, 750.01), «Уж ты зимка-зима» (ФВ 750.02).
20 июня, д. Гарницы. П.И. Рябинин-Андреев. Былины: «Королевичи из Крякова» (ФВ 712.01, 717.01), «Вольга Святославович и Микула Селянинович» (ФВ 713), «Первый бой Добрыни со Змеем» (ФВ 714), «Илья Муромец и Соловей разбойник» (ФВ 716.01), свадебная песня «У стола, стола дубового» (ФВ 716.02) и баллада «Худая жена, жена добрая» (ФВ 715).[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]
23 и 24 июня, д. Конда. А.Б. Суриков (68 лет). Былины: «Илья Муромец и Соловей-разбойник» (начало) (ФВ 745), «Дунай Иванович» (ФВ 732-735), «Добрыня Микитич и Алеша Попович» (ФВ 737), «Вольга Святославович» (ФВ 741), «Царь Соломон» (ФВ 740), «Василий Буслаевич» (ФВ 727.02-731), «Ставер Годинович» (ФВ 743).
Исторические песни: «Кострюк» (ФВ 726.02-727.01), «Гришка-расстрижка» (ФВ 725-726.01), «Иван Грозный и сын» (ФВ 738), «Как во городе было во Казани» (ФВ 742.01), «Песня о Платове» (ФВ 742.02).
Духовные стихи: «О сотворении мира» (ФВ 736), «Голубиная книга» (ФВ 744), «Алексей, человек Божий» (ФВ 739), «Егорий и Змей» (ФВ 746-747).
24 июня, д. Сенная Губа. А. Е. Потапова (см. выше). Лирические: «Что же ты, Катенька-радость, приуныла» (ФВ 748), «Распроходя-то все наши весёлые да важные деньки» (ФВ 751.01, 751.02), «Кари глазки» (не окончена) (ФВ 752), «С-по Дону гуляе казак молодой» (ФВ 753); сказка «Про водяного царя» (ФВ 754)
26 июня, д. Мичуры. Татьяна Павловна Рагозина (40 лет). Духовный стих «Мучения Егория» (ФВ 766–767.01); баллада «Насильственный постриг» (ФВ 767.02); плясовые на напев «Камаринского» (ФВ 765.01–765.04); сказки: «Сказка про золотую рыбку» (ФВ 763), «Глиняный парень» (ФВ 764.01), «Как старик со старухой разодрались» (ФВ 764.02), «Репка» (ФВ 764.03).[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]
26 и 27 июня, д. Сенная Губа. Анна Константиновна Лучина (1858–?, родом из д. Кургеницы). Историческая песня «Гришка-расстрижка» (ФВ 755), баллада «Василий и Софья» (ФВ 757.03–758.01), духовные стихи «Милослива жена милосердна» (ФВ 756.02-757.01), «Алексей Божий человек» (ФВ 757.02), фрагмент стиха «Два брата Лазаря» (ФВ 758.02), «Сон Пресвятой Богородицы» (ФВ 756.01).
Космозерская вол.
30 июня, д. Космозеро. Пелагея Никифоровна Коренная (1866–1939, уроженка д. Фоймогуба). Сказки: «Про петуха, курочку и лисицу» (ФВ 768), «Колобок» (ФВ 769.01) и «Про девку Пашку» (ФВ 769.02).
Шуньгская вол.
8 июля, д. Кулгосово. Авдотья Михайловна Кириллова (73 года): «Сказка про царевича и трех купецких дочерей» (ФВ 759-761.01), «Сказка про кума и бабу» (ФВ 761.02-762.01) и «Сказка про кума и куму» (ФВ 762.02). Александра Федоровна Иванова (60 лет): «Про попа» (ФВ 770), «Оксёнка» (ФВ 771-772.01), «Про мужика и попа» (ФВ 772.02) и «Про кума да про куму» (ФВ 773.01). Клавдия Васильевна Кириллова (16 лет, племянница А.Ф. Ивановой и внучка А. М. Кирилловой): «Про плешивых, вшивых и сопливых» (ФВ 773.02) и «Про работника» (ФВ 773.03).[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]
Коллекция включает также несколько студийных записей, сделанных С.И. Бернштейном в Ленинграде 6 декабря 1927 г. от П. И. Рябинина-Андреева: «Присказка» (ФВ 721–722.01) и фрагменты двух былин: «Чурило Щеплёнкович» (ФВ 718–720) и «Королевичи из Крякова» (ФВ 722.02–724).
Коллекция 12S (ФВ 793–796). 11 записей.
Студийные записи, сделанные С.И. Бернштейном и Т. В. Поповой в экспедиции 1926 г.
Сенногубская вол.
16 июня, д. Обольщина. Мария Петровна Лапина (77 лет). Свадебная песня «С терема на терем» (ФВ 795.02), пять свадебных причетов (ФВ 795.01, 795.03–06). [текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]
23–24 июня, д. Конда. Анна Тихоновна Никонова (59 лет) и две её дочери: Мария Николаевна Никонова (19 лет), Евдокия Николаевна Лысигина (35 лет). Пословицы, присказки, заговор, образцы народного говора (ФВ 793.01–03).
26 июня, д. Сенная Губа. Авдотья Степановна Дьякова (55 лет). «Сказка о том, как старик и старуха не хотели чашки мыть» (ФВ 794).
Шуньгская вол.
4 июля, д. Шуньгский погост. Иван Михайлович Васильев (52 года). Мемораты (ФВ 796).
Коллекция 15S (ФВ 783–792а). 14 записей.[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]
Стационарная запись 20 сентября 1927 г. в Ленинграде (ГИИИ) от Н. С. Богдановой (1861–1937), уроженки д. Зиновьево Сенногубской вол., которая была приглашена Крестьянской секцией Соцкома для участия в фольклорном концерте 23 сентября 1927 г. [20] С.И. Бернштейну принадлежат записи былины «Добрыня Никитич» (ФВ 789.02–790.01), баллады («У вдовки было у Распашеньки», ФВ 787), исторической песни «Кострюк» (ФВ 786), духовного стиха «О Страшном суде» (ФВ 791), 3 свадебных причитаний (ФВ 788.01, 792.01) и одного похоронного (ФВ 788.02). Е.В. Гиппиус, судя по формулярам, записал пространный фрагмент былины «Чурило Пленкович» (ФВ 783–786, 789.01).
- [1] Назовем самые известные: «Сказки и предания Северного края» (1934), «Русские плачи (причитания)» (1937), «Былины П.И.Рябинина-Андреева» (1939), «Былины Ивана Герасимовича Рябинина-Андреева» (1948), «Былины Севера» (1951. Т.2), «Исторические песни XVII века» (1966).
- [2] См. пластинки: «Былины Русского Севера. Сказители Рябинины. Исторические записи 1894, 1921, 1926 гг.» (1985), «Эпические стихи и песни Русского Севера» (1994).
- [3] Например, долгое время в инвентарных книгах Фонограммархива автором этих записей значился Е.В. Гиппиус.
- [4] См. об этом периоде: Бернштейн С.И. Звучащая художественная речь и ее изучение // Поэтика. Л., 1926. Т. 1. С. 41–42.
- [5] Подробнее о деятельности ИЖС см.: Вассена Р. К реконструкции истории деятельности Института живого слова (1918–1924) // Новое литературное обозрение. 2007. № 86 [Интернет-ресурсы]. URL: http://www.zh-zal.ru/nlo/2007/86/va5.html - дата обращения: 10.02.2019.
- [6] Бернштейн С.И. Звучащая художественная речь… С. 49.
- [7] Бернштейн С.И. Звучащая художественная речь… С. 47–49. Подробнее о деятельности КИХРа см.: Золотухин В., Шмидт В. «Хрипели в КИХРе голоса...»: Опыт реконструкции исследований звучащей художественной речи в Государственном институте истории искусств (1920–1930) // Новое литературное обозрение. 2014. № 5 (19). [Интерент-ресурсы] URL: http://magazines.russ.ru/nlo/2014/129/16z.html - дата обращения: 10.01.2019.
- [8] См.: Отчет о научной деятельности Отдела словесных искусств ГИИИ с 1/I 1926 по 1/I 1928 г. // Поэтика. Л., 1928. Вып. 4. С. 150.
- [9] Азадовский М. К., Гиппиус Е. В. Архивохранилище Фольклорной секции Института антропологии и этнографии (ИАЭ) // Архив Академии наук СССР. Обозрение архивных материалов / Под ред. Г. А. Князева. Л., 1933. С.195 (Труды Архива; Т.1, вып. 1).
- [10] В. Н. Всеволодский-Гернгросс записал эту былину накануне – 4 марта; см. черновик текста: РО ИРЛИ, р. V, кол. 11, п. 1, ед. хр. 1. 8 л.
- [11] Там же. Ед. хр. 5. 13 л.
- [12] См. письма В.Н.Всеволодского-Гернгросса С.И.Бернштейну, упоминаемые в работе: Золотухин В., Шмидт В. «Хрипели в КИХРе голоса...».
- [13] См.: Отчет о научной деятельности… С. 150, 152.
- [14] См.: Иванова Т. Г. Ирина Валериановна Карнаухова – фольклорист и писатель // Сказки и предания Северного Края в записях И.В. Карнауховой. М., 2008. С. 16.
- [15] РО ИРЛИ, р.V, кол.2, п. 11, ед. хр. 3, л. 3 (Дневник Заонежской экспедиции Г.И.И.И. 1926).
- [16] В таком статусе Т.В. Попова упоминается в дневнике экспедиции: РО ИРЛИ, р. V, кол. 2, п. 11, ед. хр. 3, л. 7.
- [17] Предисловие // Искусство Севера: Заонежье. Л., 1927. С. 7, сн. 1 (Крестьянское искусство СССР; [Вып.] 1).
- [18] Например, об автономной работе Бернштейна и Поповой в Заонежской экспедиции говорил А.Ю. Кастров: Эпические баллады и духовные стихи Обонежья в записях 1926–1934 годов / Публ. А. Ю. Кастрова // Из истории русской фольклористики. СПб., 1998. Вып.4/5. С. 403.
- [19] Некоторые стихи, записанные Т.В. Поповой, были опубликованы: Духовные стихи Обонежья (по материалам экспедиций 1926–1932 гг.) / Публ. Л.И. Петровой // Из истории русской фольклористики. СПб., 1998. Вып.4/5. С. 485, 486, 489. № 6, 8, 18.
- [20] Иванова Т.Г. История русской фольклористики XX века: 1900–первая половина 1941 г. СПб., 2009. С. 301.
Текст может отличаться от опубликованного в печатном издании, что обусловлено особенностями подготовки текстов для интернет-сайта.