Ямагути Р. (г.Киото, Япония)
«Краше красного солнца…»: солнце символизирует силу жизни
@kizhi
Аннотация: Образ солнца неоднократно привлекал внимание исследователей славянского фольклора, а также фольклора других народов. В настоящей статье предлагается обзор «солнечных» мотивов, представленных в русских свадебных причитаниях. Не ставая целью дать полный перечень этих мотивов, мы сосредоточимся главным образом на причитаниях Русского Севера, свадебных песнях Сибири и Уральских плачах, собиравшихся в XX в.
Ключевые слова: свадебные причитания; любовные заговоры; «воля» невесты;
Summary: Images of the sun often have attracted the attention from Slavonic folklore researchers, as well as another folklores researchers. In this paper we give an overview motif of the sun in the Russian wedding lamentations. We are not aiming to give complete lists of these motifs. We mainly focus on the lamentations in the north of Russia, the wedding songs in Siberia and the wedding lamentations of Ural, all collected in the 20th century.
Keywords: wedding lamentations; love charms; «volya» of bride ;
Образ солнца неоднократно привлекал внимание исследователей славянского фольклора, а также фольклора других народов. В настоящей статье предлагается обзор «солнечных» мотивов, представленных в русских свадебных причитаниях. Не ставя своей целью дать полный перечень этих мотивов, мы сосредоточимся главным образом на причитаниях Русского Севера, свадебных песнях Сибири и Уральских плачах, собиравшихся в XX в. Надо отметить, что символика солнца присутствует и в похоронных голошениях: смерть отца сравнивается с закатом солнца, с угасшим очагом. Последний означает силу жизни не только дома, но и семьи в похоронных причитаниях, ближайшие родственники как будто бы утрачивают жизненную силу. На стороне жениха тоже не бывает тепла, как будто солнце не светит. [текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]
В настоящем исследовании мы попытаемся рассмотреть два вопроса: 1. роль мотивов, связанных с солнцем, в свадебных причитаниях; 2. существует ли сходство между мотивами похоронных и свадебных плачей, в которых присутствует образ солнца. Данные причитания имеют отношение к персонам, находящимся в лиминальном состоянии. Действительно ли солнце воплощает силу жизни человека, который переходит в другой статус?
Мы выделили фрагменты плачей, в которых присутствуют образы солнца. Материалом для анализа послужили следующие издания: 1) Русская свадьба / Под ред. А.С. Каргина. М., 2000. Т.1; 2) Причитания и песни традиционной уральской свадьбы. Исследование, тексты, аудиоприложение / Изд/ подготовлено Т. И. Калужниковой. Екатеринбург, 2013; 3) Русские свадебные песни Сибири / Сост., вступит. статья и прим. Р.П. Потаниной. Новосибирск, 1979.
Близость причитаний и заговоров. Обратим внимание на формулу «краше красного солнца».
Моя девья красотаА вот пошла она, покатилася,До ворот дошла, воротилася,Посреди пола остановилася,Господу Богу помолилася,Да всем гостям она поклонилася,Уж как мне, горькой, на особицу.…Мне показалася девья да красота, да,Краше красного краше да солнышка, да. [1]
Это причитание исполнялось во время расставания с девьей красотой. «Воля» невесты изображается как красивая, даже краше красного солнца. Но почему девичья красота именно «краше солнца», а не цветов, или других предметов? [2] Подобная формула встречается и в любовных заговорах: «Стану, благословясь, помолюсь, перекрестясь, по утренней зари, по вечерней зари, раба божья Александра, чтобы краше солнца, чтобы краше месяца была. Раб божьей Иван ни жить, ни быть без рабы божьей Александры не мог». [3] [текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]
«Краше красного солнца» – это типичная формула для любовных заговоров. Возможно, она вошла в причитания из этого жанра. Формула, в которой солнце выполняет определенную функцию, содержится в свадебном причитании Сибири:
Петухи рани утрени,Вы не пойте по утру рано,Дайте спать батюшкеСо родимою матушкой.Всю ноченьку они не спали:Приходили ко батюшкеСватьи все проклятые,Льстивые и лукавые,Оне сватались у батюшкиНа любимой меньшей дочери.Уж этой ли сватьюшкеСоздай ты ей, Господи,Век по миру ходить,На плечах кошели носить,В кошелечки кусочки класть,А кусочкам детей кормить.Создай ты ей, Господи,Вместо красного солнышка,Да за это за сватанье
Чирей под самое горлышко. [4]
Благополучная жизнь сватьи ассоциируется с красным солнышком, невеста проклинает ее и просит Господа Бога сделать так, чтобы сватья стала нищей. Императивный характер формулы, начинающейся словами «Создай ты ей, Господи…» обнаруживает сходство с заклинанием. В другом причитании Сибири невеста также высказывает пожелание сватам не увидать солнца красного и свету белого:
Петухи мои, петухи,Петухи ранопевчие,Вы не пойте поутру рано,Не мешайте спать батюшкуСо родимой матушкой;Они вечер долго не спали,Приходили к ним злые сватовщики,Они сватались у родимого батюшка,У родимой матушки.Чтобы те, злому сватовщику,Не дойти бы, не даехати,Со крутой горы скатитися,Об горючи камень убитися,Не видать бы ту свету белого,Не обозреть бы солнце красное. [5]
Обратим внимание на роль солнца в двух причитаниях. В первом солнце означает жизненное благополучие, а во втором солнце означает белый свет, то есть весь этот мир.
Сходство и различие символики солнца в причитаниях Севера, Урала и Сибири. Для причитаний Русского Севера характерен постоянный эпитет для образа отца – «всхожее солнышко».
Уж и еще поклон да положуУж за красного-то да солнышка,За родителя-то за батюшка. [6] Уж не вставай-ко, мой да красно солнышко…;А ты не просватывай да, красно солнышко… [7] .Или солнце указывает некое пространство:Подойти бы мне ко родителю ко батюшке:«Не запоручивай мою буйную головушкуНа чужую на дальнюю сторонушку!На чужой-то на дальней сторонушкаПечёт солнышко на задворках,Течёт реченька на запольках». [8]
Невеста просит отца не отдавать ее на чужую сторону, там все не так, как в ее мире: солнышко светит «на задворках» (то есть, за двором, а не над домом), река течет «на запольках» (то есть, за полем). Здесь изображена чужая сторона как деструктивная, где даже солнце светит не так, как в своем, домашнем мире.
В обряде девичьей бани подруги приглашают невесту причитанием, в котором говорится, что баня находится под самым солнцем, на восходе месяца, в самом прекрасном месте:Ты пожалуй да, лебедь белая,Ты во нашу да жарку баёнку.Уж как наша да жарка баёнкаВо сухом ли да бору рублена,На добрых ле да конях вожена,На прекрасно да место ставлена,На припеке да солнца красного,На восходе да ясна месяца,На продуве да ветру буйного. [9]
В уральских причитаниях отец также изображается как «всхожее красное солнышко»:
Всхожоё красное моё солнышко, да,Восударь мой родимой тятенька, да, …Посмотри-кося, родимой тятенька, да,На мою-ту на девью красоту, да… [10] Невеста просит отца – не просватывать ее; посмотреть на ее девью красоту; поглядеть, как расплелась коса; просит благословить перед баней. Солнце тоже означает этот мир, дом невесты:Да уж вы встаньте, мои голубушки,…Да уж вы встаньте да поглядитеДа на меня толькё, горе горькюю.…А я уеду-то, горе горькёё,А на другую да дальню сторону…Не супротив жо да красного солнышка… [11]
Причитания и песни Сибири отца метафорически не называют солнцем. Но образ солнца в текстах в связи с отцом встречается: № 71 – встаньте батюшко. Уже солнце взошло; № 213 – не пойте, петухи так рано. А разбудите, петухи уж на восходе солнца;№ 215 – вставайте, матушка и батюшко. В текстах № 129, 130, 131, 132 также высказывается пожелание «не пойте, петухи». В данных мотивах обнаруживается связь солнца и отца. Известно, что петух в славянской мифологии является символом солнца. В тексте № 176 подруга спрашивает невесту (солнце), куда та снаряжается; № 315 – подруга спрашивает невесту (солнце), почему та так рано встала, почему так рано пошла замуж.
Из анализа причитаний следует, что пространство без солнца означает чужбину, новое место для покинувшей свою родину девушки. Там тяжелое место. Есть паремия: «Если у меня нет родины, пусть для меня не светит солнце». [12] Это выражение напоминает бужение родителей в причитаниях. Невеста-сирота плакала, чтобы встала умершая мать:
Со восточною, ой да, со сторонушки, да,Подымалися, ой да, ветры буйныё,да. ...Вы откройтеся, ой да, глаза ясныё, да…. [13]
В славянским фольклоре ритуальное бужение имеет магическую функцию. К.В. Чистов считает, что в похоронных причитаниях проявляется функция пробуждения (=оживления) покойного: заклинание стихий, которые должны раскрыть могилу, открыть гроб и оживить покойного. [14] С другой стороны, плакальщица причитывает, что уже не встает умерший так же, как и закатное солнце уже не встает.
В свадебных же причитаниях нельзя будить родителей. Но никто не может помешать родителям встать, как никто не помешает подниматься солнцу. Такие обрядовые причитания напоминают «формулу невозможности». Формулы используются в плачах, которые звучат накануне обрученья или в период просватанья до обрученья.
Символика солнца в причитаниях, исполнявшихся на сватовстве. Невеста изображается на сватовстве следующим образом:
Уж вечерняя заря занимается,Уж невестина волюшка уймается.Уж отволила вот я свою волюшкуУж отнежила вот я свою нежуньку. [15]
Обратим внимание на мотив «вечерняя заря занимается», то есть, солнце находится на закате, и невеста расстается со своей девичьей волей. Сватать у восточных славян самым удачным временем считалось темное время суток. А.В.Гура считает, что сватовство устраивается поздно вечером, ночью, на рассвете или около полудня, поскольку днём опасались огласки и позора в случае отказа и кроме того опасались порчи и зла. [16] [текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]
Ты милая подруженька,…Да душа-зорюшка занимается,Да душа-солнышко выкатается… [17]
В плаче, приведенном выше, невесту называют закатывающимся солнцем. Причитание имеет продолжение: «Уж мы встретимся да не по-старому, Уж слово молви да не по-девьему!» Это как будто закрепка похоронных причитаниях. Такая обрядовая песня сопровождается заплетением девичьей косы в последний раз, окончание жизни девичьей воли ассоциируется с закатом солнца.
С.М.Толстая писала: «В мифологической перспективе воля свадебной причти обнаруживает явное сходство с душой как “персонажем” верований и народной демонологии. В самом деле, душа тоже одновременно и “часть” человека, и его внутреннее “Я”, и сам человек, и его заместитель и представитель, и носитель жизненного начала в человеке. Подобно тому как концом жизни человека является его расставание с душой, ритуальная и символическая смерть невесты в свадьбе наступает в момент ее расставания с волей. Воля выражается в образах человеческой души, точнее “посмертной души”, покинувшей тело». [18] Нам можно сказать, что в свадебных причитаниях закат солнца означает смерть невесты.
А.В.Гура пишет: «Сакральность обрядового времени проявляется и в приуроченности заключения браков к цикличному времени, а также во включенности обряда в космический порядок. Кроме того, обрядовое время обращено в будущее: все совершаемое в это время значимо для будущей жизни, все загадываемое теперь должно исполниться впоследствии». [19] Движение солнца с востока на запада тоже обращено в будущее и оно тоже явилось в заговорах, чтобы укрепить магию, запретить обратный ход. Н.И.Толстой отмечает: «В ряде ритуалов и верований движение, действие или течение, направленное с востока на запад, воспринималось как положительное, а в обратном направлении– как отрицательное»; [20] «Восток и запад входят в ряд других оппозиций типа верх–низ, хороший– плохой, святой–нечистый. Особенно смысловая символика востока–благополучие, жизненность. А запада– бедствие, смертность. По представлениям русских, восток был жилищем Бога, а запад– сатаны». [21] Восток оказался святой стороной. Поэтому в причитаниях на восток невесте-сироте следовало обращаться с молитвой к покойной матери, и благословению следовало прийти с восточной стороны. Связь солнца и родителей отражена и в заговорах: «…И казался бы я, раб Божий (имя рек), светлее светлого месяца, краснее краснасолнышка, любе отца, матери, толще и матерей всего миру крещеного» (списан со старинной тетрадки из Пинежского у. Архангельской губ.). [22] В этом любовном заговоре солнце находится рядом с родителями.
А.Л.Топорков пишет, что одевание солнцем, зарей, относится к наиболее запоминающимся мотивом русских заговоров на власть; человек, обращаясь на восточную сторону, одевается зарей, солнцем и сам становится источником красоты; в некоторых заговорах, призванных воздействовать на власть имущих, человек идет в сопровождении сакральных фигур. Человек приобретает необычную значительность; иногда Спас и Пречистая Богородица охраняет субъекта заговора с солнцем, месяцем и звездами. [23] В этом заговоре родители действуют как некая сакральная фигура. «Краше красного солнца» означает не только пожелание красоты, но и заклинание за силу. [текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]
Солнце и новая жизнь невесты. Между «волей» невесты и солнцем существует тесная связь. «Воля» является ее жизненной силой, даже душой. В русских свадьбах «воля» невесты преодолевает воображаемую границу, когда «воля» расстается с невестой. Эта граница возникла в периоде, когда невеста ближе к миру мертвых. Такой лиминальный период в русских свадьбах связан с восходом и закатом солнца. Солнце указывает, где находится сакральная сторона, откуда можно достать жизненную силу. Солнце является символом родины, символом необратимого хода и источником силы. Солнце исправляет отклонение от нормы в формуле заговора. Солнце необходимо, чтобы устроить правильный обряд, чтобы преодолеть лиминальное состояние невесты и помочь ей перейти в новую жизнь.
- [1] Причитания и песни традиционной уральской свадьбы. Исследование, тексты, аудиоприложение / Изд/ подготовлено Т. И. Калужниковой. Екатеринбург, 2013. С. 325– 326.
- [2] Об ассоциации «воли-красоты» невесты со светом солнца и луны см.: Кузнецова В.П. Причитания в северно-русском свадебном обряде. Петрозаводск, 1993. С. 101–102.
- [3] Русские заговоры и заклинания. Материалы фольклорных экспедиций 1953–1993 гг. / Под ред. В.П. Аникина. М., 1998. С.112.
- [4] Русские свадебные песни Сибири. Новосибирск, 1979. С.43–44.
- [5] Там же. С. 44.
- [6] Русская свадьба. М., 2000. Т.1. С. 152. № 21.
- [7] Там же. С. 177. № 49.
- [8] Там же. С. 177. № 50.
- [9] Там же. С. 194. № 68.
- [10] Причитания и песни традиционной уральской свадьбы. Екатеринбург, 2013. С. 289.
- [11] Там же. С.393.
- [12] Пословицы и поговорки русского народа. М., 1996. С. 494.
- [13] Причитания и песни традиционной уральской свадьбы. С. 387.
- [14] Чистов К.В. Вопросу о магической функции похоронных причитаниях // Историко-этнографические исследования по фольклору: Сборник статей памяти С.А. Токарева. М., 1994. С.266–271.
- [15] Русская свадьба. С.184. № 58.
- [16] Гура А. В. Брак и свадьба в славянской народной культуре: Семантика и символика. М., 2012. С.388.
- [17] Русская свадьба. С. 136. № 7.
- [18] Толстая С.М. Образ мира в тексте и ритуале. М., 2015. С. 274.
- [19] Гура А.В. Брак и свадьба в славянской народной культуре. 2012. С. 582–583.
- [20] Толстой Н.И. Восток – Запад // Славянские древности: Этнолингвистический словарь. М., 1995. Т.1. С.446.
- [21] Там же. С.445.
- [22] Русский народ. Его обычаи, обряды, предания, суеверия и поэзия / Собр. М. Забылиным. М., 1996. Кн.1. С. 251–252.
- [23] Топорков А.Л. Заговоры в русских рукописной традиции XV–XIX вв. М., 2005. С.210–221.
Текст может отличаться от опубликованного в печатном издании, что обусловлено особенностями подготовки текстов для интернет-сайта.