Волкова Т.Ф. (г.Сыктывкар)
Вклад крестьян Поташовых в сохранение Печорской рукописно-книжной традиции
@kizhi
Аннотация: В статье на материале созданной автором электронной базы данных о создателях и хранителях печорской рукописной традиции приводится обзор различных источников о книжниках из пижемского рода Поташовых: приводятся описания рукописных и печатных кириллических книг, которые были в составе их частных собраний, цитируются записи, оставленные представителями рода Поташовых на рукописных книгах.
Ключевые слова: центр старинной книжности на Нижней Печоре; книжники из рода Поташовых;
Summary: The article on the material created by the author of an electronic database of the creators and custodians of the Pechora-river tradition of manuscripts provides an overview of various sources about scribes from the Pizhma-river family of the Potashovs: descriptions of handwritten and printed Cyrillic books that were included in their private collections are cited, the marginal Potashovs are given in the manuscripts that existed on the Pechora.
Keywords: center of the old book on the Pechora river; Potashov family;
Одной из важнейших задач изучения старинной книжности, сохраненной усть-цилемскими крестьянами, является задача характеристики местной рукописно-книжной традиции и собирание сведений о ее создателях и хранителях. Основу для такой работы заложили исследования выдающегося ленинградского археографа В. И. Малышева, открывшего Нижнюю Печору как уникальный заповедник старинной книжной культуры. [1] Мы продолжили изучение истории рукописно-книжной тралдиции Усть-Цильмы, [2] создав электронную базу данных о печорских книжниках из числа крестьян-старообрядцев. [3] Материалы этой базы данных уже были использованы нами при написании ряда статей [4] и должны послужить основой давно нами задуманного Словаря книжников Нижней Печоры. [5] [текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]
Из материалов базы данных явствует, что старинная книжность была сосредоточена в Усть-Цилемском крае в домашних собраниях представителей нескольких местных родов, переселившихся в начале XVIII в. из соседних северных областей на Печору, Пижму и Цильму (притоки Печоры). Мы выделили 23 печорские фамилии, представители которых, согласно источникам, выступают как писцы и хранители старинной книжности.
Несколько лет назад на материале базы данных о печорских книжниках мы стали публиковать обзоры о роли в создании и сохранении печорской рукописно-книжной традиции представителей разных печорских фамилий. [6] В данной статье будут рассмотрены материалы различных источников, характеризующие книжников из рода Поташовых, представители которого в основном обитали в селах по берегам Пижмы, притока Печоры. Всего в нашей базе данных имеются сведения о 8-ми представителях фамилии Поташовых, которые в той или иной степени связаны с книжностью.
Один из наших источников – списки писцов и владельцев рукописных библиотек, составленные В. И. Малышевым на основе расспросов местных жителей в ходе экспедиций и документов Архангельского областного архива. В первом списке, в котором В. И. Малышев приводит «далеко неполный список лиц, занимавшихся в XIX – первой трети XX в. перепиской рукописей» на территории Усть-Цилемского района Республики Коми, находим одного Поташова – Иллариона Ивановича из д. Загривочной. [7] Впоследствии удалось выяснить и те рукописи, которые им переписаны. Одна находится в Усть-Цилемском собрании Пушкинского Дома (далее – ИРЛИ УЦ), под номером 243. [8] Она содержит «Стих воскресения Христова» (Стих о нищей братии) начала XX в. [9] Этот список Стиха В. И. Малышев издал в приложении к отчету об экспедиции 1958 г. [10] Илларионом Ивановичем Поташовым был переписан и целый сборник духовных стихов (ИРЛИ УЦ 131 [11] ), в котором наряду с уже отдельно им переписанным стихом о нищей братии читаются стихи о смерти, о страннице, о последнем времени и др. Оба сборника писец сам подарил В. И. Малышеву. Кроме того, в отчете об экспедиции 1958 г. В. И. Малышев указывает, что от И. И. Поташова он приобрел также Псалтырь XV в. и какие-то другие рукописи. [12]
Больше сведений сохранилось о Поташовых-хранителях старинных книг. В списке владельцев наиболее заметных собраний рукописей в Усть-Цилемском районе Республики Коми в конце XIX–первой трети XX в. [13] В. И. Малышевым упомянуты три Поташовых: Василий Иванович из д. Бугаево на Печоре и два пижемских Поташовых – Илларион Иванович из д. Загривочной (о котором мы писали выше как о писце), и Варфоломей Титович из д. Верховской. Кроме того, в отчете об экспедиции 1955 г. В. И.Малышев упоминает еще об одном книжнике из Рода Поташовых – Иване Ульяновиче: «Наиболее крупным владельцем рукописей и книг сейчас в Загривочной является Иван Ульянович Поташов, семидесятипятилетний старик. Поташов отдает предпочтение старопечатным книгам, и рукописей у него немного. Старинное скорописное письмо он, как и почти все другие такие грамотеи, читать не умеет». [14] У И. У. Поташова ученый тогда приобрел «Пролог ХVI века [15] , лицевое «Житие» Николы [16] ) и роскошный поморский Октоих XIX века. [17]
Другой книжник из рода Поташовых – Прокопий Тимофеевич – заказал переписать сборник духовных стихов известному печорскому писцу и писателю Стефану Анфиногеновичу Носову. [18] Этот сборник (ИРЛИ УЦ 136 [19] ) был найден В. И. Малышевым в Усть-Цильме. В конце рукописи читается запись писца: «Велел писать сии стихи Прокопий Тимофеевич Поташов. Писал Стефан Афиногенович Носов, 1916 года, апреля 7». Рукопись содержит стихи об Иосифе Прекрасном и о райской птичке и иноке.[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]
Эти два имени – П. Т. Поташова и С. А. Носова – упоминаются и в другой рукописи – ИРЛИ УЦ 134, [20] в которой переписан тот же стих об Иосифе Прекрасном и стих «о умиление матери своего чада». Рукопись была найдена В. И. Малышевым в 1955 г. на Пижме в д. Боровской. [21] На ней сохранились записи и пометы целого ряда печорских крестьян (всего 22 записи), в том числе и П. Т. Поташова и С. А. Носова: «1915 года генваря 26 Прокопей Тимофѣевич Поташовъ» (л. 8 об.); «Пишу Поташов Прокопей Тимофеевичъ» (там же); «Стѣпанъ Анхѣновъ г-нъ Носовъ. Пишу с огнѣмъ вѣчером» (л. 9); «Прокопей Тимофѣевичь Поташов» (там же); «Милостивый государь Прокопий Тимофеевичь написатъ свое имя на ету гумагу» (там же). В описании рукописи В. И. Малышев отмечает, что «по свидетельству Ф. В. Чупровой, сборник написан С. А. Носовым». [22]
Оставил дарственную запись на одной из рукописей (ИРЛИ УЦ 247 [23] ), также найденной на Пижме в д. Степановской еще один Поташов – Самсон Карпыч. На л. 5 об. он записал скорописью: «1916 год. Стих маее дорогой сестри. Писал на память Самсон Карпыч, господин Поташев».
Упомяну еще одну книгу, которая побывала в руках у одного из Поташовых, оставившего на ней свою помету-автограф. Это печатный Канонник кон. XVIII – нач. XIX в., приобретенный экспедицией Сыктывкарского университета в 1983 г. у П. В. Выучейской в с. Усть-Цильма (Научная библиотека Сыктывкарского государственного университета, Усть-Цилемское собрание, п. 32). На л. 42 об. рукописи скорописью ХХ в. карандашом сделана помета: «Поташев».
Фамилия Поташовых встречается и в ряде хозяйственных записей, сохранившихся на рукописных книгах, бытовавших на Нижней Печоре. Например, в рукописи ИРЛИ УЦ 109 [24] упоминается в записи хозяйственного характера Поташов Кирилл, а в письме Василия Чуркина Cтефану Никифоровичу Еремину (отцу известного печорского книжника, редактора древнерусских повестей И. С. Мяндина [25] ) в договоре на «службу» (л. 1 об.) упоминается пижемский крестьянин Иван Поташов. [26]
Отмечу в заключение, что одна из представительниц рода Поташовых стала студенткой Сыктывкарского университета и занялась изучением печорских рукописных сборников, написав прекрасную дипломную работу о печорских списках Жития великомученицы Екатерины, по материалам которой мной была опубликована статья. [27] [текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]
Так по крупицам удалось выявить хотя бы те скромные сведения, которые свидетельствуют, что и в этом печорском роде были и свои писцы, и свои собиратели старинной книжности, передавшие ценные рукописные книги археографам и тем продлившие им жизнь.
- [1] См.: Малышев В.И. Усть-Цилемские рукописные сборники XVI–XX вв. Сыктывкар, 1960.
- [2] Волкова Т. Ф. Печорская рукописно-книжная традиция: итоги изучения (1976–2006 гг.) // Сельская Россия: прошлое и настоящее (исторические судьбы северной деревни): материалы Всерос. науч.-практ. конф. (Республика Коми, с. Усть-Цильма, 10–13 июля 2006 г.). М.; Сыктывкар, 2006. С. 412–423; см. также тематический библиографический указатель исследований преподавателей и студентов Сыктывкарского университета, посвященных печорской книжности в кн.: Книжные центры Республики Коми: Усть-Цилемский район: сборник материалов и исследований. Сыктывкар, 2017. С.317–350 (Слово и текст в контексте культуры; Вып. 2).
- [3] О проблемах и результатах создания банка данных «Печорская книжность» см.: Волкова Т. Ф. Создатели и хранители рукописно-книжной традиции на нижней Печоре (Некоторые итоги и проблемы создания Банка данных «Печорская книжность») // Старообрядчество: история и современность, местные традиции, русские и зарубежные связи. Материалы III Междунар. науч.-практ. конф. 26–28 июня, г. Улан-Удэ. Улан-Удэ, 2001. С. 309–314.
- [4] Волкова Т. Ф. 1) Печорские крестьяне – читатели старинной книжности (по материалам записей на рукописных и старопечатных книгах) // Уральский сборник: История. Культура. Религия. Екатеринбург, 1998. Вып. 2. С. 42–51; 2) Переписчики старинных рукописей на Нижней Печоре // Книга и литература в культурном пространстве эпох (XIХ–XX века). Новосибирск, 2011. С. 1029–1048; 3) К истории книжной культуры Усть-Цилемского старообрядческого центра (последние владельцы старинной книжности на Нижней Печоре) // Уральский исторический вестник. 2011. № 4 (33). С. 103–109.
- [5] Волкова Т. Ф. «Словарь книжников Печоры» (задачи и проблемы издания) // Мир старообрядчества: Сборник научных трудов. Вып. 4. Живые традиции: результаты и перспективы комплексных исследований русского старообрядчества. Материалы международной научной конференции (МГУ, 21–24 ноября 1995 г.). М., 1998. С. 116–122.
- [6] Волкова Т. Ф. 1) Мяндины – переписчики, хранители и читатели старинной книги // Вторые Мяндинские чтения: Материалы Всерос. науч.-практ. конф. (11–12 июля 2010 г., с. Усть-Цильма): В 2 т. Сыктывкар, 2010. Т. 1. С. 86–98; 2) К вопросу о крестьянских старообрядческих книжных собраниях на Нижней Печоре: род Чупровых. (По материалам банка данных «Печорская книжность») // Вестник Екатеринбургской духовной семинарии. Екатеринбург, 2014. Вып. 1 (7). С. 193–205.
- [7] Малышев В. И. Усть-Цилемские рукописные сборники XVI–XX вв … С. 18.
- [8] См. описание: Малышев В. И. Усть-Цилемские рукописи XVII–XIX вв. исторического, литературного и бытового содержания // Труды Отдела древнерусской литературы. М.; Л., 1961. Т. 17. C. 598. Далее – ТОДРЛ.
- [9] Рукопись в 8-ку, на 4-х л., печорский (усть-цилемский) полуустав, без обложки; заглавие и начальные буквы написаны красными чернилами; приобретена в д. Загривочная от переписчика.
- [10] Малышев В. И. Отчет об археографической командировке на Печору 1958 г. // ТОДРЛ. М.; Л., 1960. Т. 16. С. 520.
- [11] Сборник начала ХХ в., в 8-ку, на 20 л., написанный печорским полууставом, в картонной обложке, с полотняным корешком. Заглавия и начальные буквы написаны красными чернилами. См. описание рукописи: Малышев В. И. Усть-Цилемские рукописные сборники… С. 153.
- [12] Малышев В. И. Отчет об археографической командировке на Печору 1958 г. С. 515. В неопубликованном рабочем описании богослужебных книг, составленном В. И. Малышевым, описаны только Псалтыри XVII в. из с. Замежное.
- [13] Малышев В. И. Усть-Цилемские рукописные сборники… С. 24–26.
- [14] Малышев В. И. Пижемская рукописная старина (отчет о командировке 1955 г.) // ТОДРЛ. М.; Л., 1956. Т. 12. С. 473.
- [15] Отождествим с рукописью ИРЛИ УЦ 146, третьей четверти XVI в., в лист, на 516 л. из д. Загривочной. См. описание: Малышев В. И. Усть-Цилемские рукописные сборники … С. 160.
- [16] Отождествимо с рукописью ИРЛИ УЦ 184 «Житие, чудеса и служба Николы Мирликийского», кон. XVIII в., в 4-ку, на 187 л., написанной поморским полууставом. Переплет – доски, покрытые тисненой кожей. См. описание: Малышев В. И. Усть-Цилемские рукописи XVII–XIX вв. … C. 579.
- [17] Отождествим с рукописью ИРЛИ УЦ 407. Описана В. И. Малышевым в неизданном рабочем описании богослужебных книг Усть-Цилемского собрания ИРЛИ: рукопись 20-х гг. XIX в., в 4-ку, на 214 л., написана поморским полууставом. Переплет выговской работы – доски в тисненой коже, сохранилась одна медная застежка, обрез бронзовый с тиснениями. На л. 1 заставка-рамка в поморском животно-растительном стиле (краски и золото); на л.1 об. инициал (краски и золото). Заглавия и начальные буквы киноварные, несколько киноварных инициалов с широкими листьями. Своя тетрадная нумерация через восемь листов. Нотация знаменная, пометная, текст раздельноречный. На листах печатный штамп пижемца Клеона Мартыновича Носова (из д. Загривочная).
- [18] См. о нем: Мелихов М. В. 1) Печорский старообрядческий писатель С. А. Носов: видения, письма, записки / Подгот. текста, вступит. статья и примеч. М. В. Мелихова. М, 2005; 2) Проблема самоидентификации старообрядца в семье и в миру (на материале автобиографических сочинений С. А. Носова) // Рябининские чтения – 2011: Материалы VI науч. конф. по изучению и актуализации культурного наследия Русского Севера. Петрозаводск, 2011. С. 441–444.
- [19] Рукопись 1916 г., в 4-ку, на 12 л., написана полууставом, без переплета. См. описание: Малышев В. И. Усть-Цилемские рукописные сборники… С. 155.
- [20] Сборник стихов XX в. (до 1915 г.), в 4-ку, на 12 л., написан почерком, подражающим печатному шрифту. Заглавия и начальные буквы написаны красными чернилами. Представляет собой тетрадку без обложки.
- [21] Малышев В. И. Пижемская рукописная старина… С. 483. № 50.
- [22] Малышев В. И. Усть-Цилемские рукописные сборники … С. 154.
- [23] «Стих молебный пресвятой Богородице». Рукопись первой четв. XIX в., в 8-ку, на 5 л., написана полууставом на бумаге с датой изготовления 1811 г. Заглавие и начальные буквы строф киноварные. Представляет собой тетрадку без обложки. См. описание: Малышев В. И. Усть-Цилемские рукописи XVII–XIX вв. … С. 599.
- [24] Сборник стихов XIX в. (начало и последняя четверть), в 8-ку, на 8 л., написанный полууставом, в бумажной обложке. См. описание: Малышев В. И. Усть-Цилемские рукописные сборники … С. 142.
- [25] См. о нем: Малышев В. И. Усть-Цилемский книгописец и писатель XIX в. И. С. Мяндин // Древнерусская книжность. (По материалам Пушкинского дома). Л., 1985. С. 323–337; Волкова Т. Ф. Иван Степанович Мяндин – редактор древнерусских повестей (Некоторые итоги изучения литературного наследия печорского книжника) // ТОДРЛ. СПб., 2006. Т. 57. С. 839–890.
- [26] ИРЛИ УЦ 273. См. описание: Малышев В. И. Переписка и деловые бумаги усть-цилемских крестьян XVIII–XIX вв. // ТОДРЛ. М.; Л., 1962. Т. 18. С. 446.
- [27] Поташова М. А. Житие Екатерины Великомученицы в печорской рукописной традиции: дипломная работа / научный руководитель Т. Ф. Волкова. Сыктывкар, 2012; Волкова Т. Ф. Житие великомученицы Екатерины по списку из Торжественника И. С. Мяндина // Вестник Сыктывкарского университета. Сер. гуманитарных наук. Филологические науки, исторические науки, психологические науки, политические науки, культурология, журналистика. 2016. Вып.5. С. 73–86.
Текст может отличаться от опубликованного в печатном издании, что обусловлено особенностями подготовки текстов для интернет-сайта.