Лихачева Н.П. (г. Архангельск), Пригодина О.Б. (Каргополь)
Рукописные книги из монастырей и приходов Каргополья в собрании Российской государственной библиотеки
@kizhi
Работа выполнена при финансовой поддержке РФФИ, грант №18-49-290007 («Книжно-рукописная традиция Каргополья. Реконструкция монастырских и приходских библиотек»).
Аннотация: Более 40 рукописей каргопольского происхождения и бытования хранятся в собрании Российский государственной библиотеки. Большая часть этих рукописей происходит из местных монастырей и приходов (Спасо-Преображенский мужскй монастырь г. Каргополя, Хергозерская Макарьевская пустынь, Александро-Ошевенскому монастырь, Троицкий и Никольский приход Каргополя).
Ключевые слова: книжно-рукописная традиция; рукописные книги Каргополья; монастырские и приходские библиотеки; местные писцы;
Summary: Over 40 manuscripts from Kargopol are kept in the collection of the Russian State Library. Most of them are from the local monasteries and parishes (Kargopol male monastery of the Transfiguration of Jesus, Khergozero hermitage of the Venerable Macarius, monastery of Alexander Oshevensky, the church of Trinity and the church of St. Nicholas.
Keywords: manuscript books culture; Kargopol manuscript books; monastic and parish libraries; local scribes;
В Российской государственной библиотеке (далее – РГБ) хранится 40 рукописей, которые связанны происхождением и бытованием с Каргопольем. Рукописи поступили в собрание РГБ в разное время и находятся в различных фондах. Семнадцать рукописных книг происходят из каргопольских монастырей и приходов. [1] В настоящем докладе остановимся именно на них. По хронологии приходские и монастырские рукописи делятся следующим образом: XVI в. – 11 ед. хр., XVII в. – 5 ед. хр. и одна рукописная книга последней четверти XVII – нач. XVIII вв. Пять рукописей принадлежат каргопольским монастырям, остальные из городских и сельских приходов Каргополья.
В г. Каргополе до 1917 г. было два монастыря: Успенский женский и Спасо-Преображенский мужской монастырь. Именно в Спасо-Преображенском монастыре была одна из самых крупных библиотек города. Рукописи из этой библиотеки хранятся в собрании Каргопольского музея (6 ед. хр.), в Национальном архиве Республики Карелия (1 ед. хр.), Библиотеке Российской академии наук (1 ед. хр.), Институте русской литературы (Пушкинский Дом) РАН (1 ед .хр.). Еще одну рукопись из этого монастыря удалось обнаружить в фонде РГБ: «Толковое Евангелие от Луки» с толкованиями Феофилакта Болгарского второй четверти. XVI в. (ф. 007, № 10). Рукопись была пожертвована в Румянцевский музей (ныне РГБ) П.И. Сергиевским (1818–1893), в монашестве – архимандритом Амфилохием. Во второй половине XIX в. он занимался изучением древнеславянских и греческих богослужебных рукописей, хранившихся в Румянцевской и Синодальной библиотеках. В ходе своей научной деятельности собирал древние рукописи, которые после изучения передавал в публичные библиотеки. Рукопись «Толковое Евангелие от Луки» из собрания архимандрита Амфилохия хорошей сохранности, с золотым обрезом и тканевыми (бархатными) закладками по боковому обрезу. На листе 4 выполнена заставка геометрического стиля. Таким образом, на сегодняшний день известно 10 рукописных книг из библиотеки Спасо-Преображенского монастыря г. Каргополя.
Хергозерская Макарьевская пустынь была основана в нач. XVII в. и находилась вблизи Хергозера, в 80 верстах к северо-западу от Каргополя. В фонде РГБ из библиотеки Макарьевской Хергозерской пустыни сохранилась «Минея праздничная или Трифолог» (сентябрь – октябрь) нач. XVI в. (ф. 205, № 260). В 1827 г. рукопись поступила от И.Н. Царского (1789–1853) в Общество истории и древностей российских. [2] По нижнему полю рукописи на листах 1–12 расположена скрепа, выполненная скорописью XVII в.: «…/ преподобнаго / отца Макария / чудотворца / Унжеского / и Желтовотцкаго / новыя летом / устроенной / пустыньки / Хергозерские / Каргольского уезду».
На сегодняшний день известно несколько рукописей, которые принадлежали этой пустыни. На одной из них, хранящейся в РНБ в собрании М.Н. Погодина, – «Пролог» 1551 г. – имеется аналогичная запись. [3] Вероятно, что записи на книгах были выполнены в одно время, возможно, сразу после основания монастыря. Библиотека Макарьевской пустыни была небольшая: согласно описи 1769 г., в ней хранилось около 50 печатных и рукописных книг (тех и других поровну). [4]
Еще одна рукописная книга – «Требник» середины XVI в. (ф. 178, № 1670) – происходит из Кодлозерской пустыни Каргопольского у. На л. 42 об. имеется запись XVII в.: «Книга Кодлозерской пустыни». Пустынь была основана в 1620-1622 гг. иноком Полиевктом. [5] Главный храм был освящен во имя Богоявления Господня. [6] Согласно описи 1756 г., в пустыни была небольшая библиотека: «Да в оной же Кодлозерской пустыни, в церквях имеется книг, а именно: Апостол старонареченный, печатной, два октоиха печатные, старонареченные, Требник большой печатной, стронареченной же, Устав пищий старонареченной же, две триоди – постная и цветная, печатныя, стронареченныя же, Служебник печатной, Требник малой пищей, Канонник печатной, Минея общая печатная, пять Трефолоев печатных, Псалтырь малая печатная; и оные книги имеются все старонареченные же». [7] Кодлозерская пустынь дважды (в 1721 и 1748 г.) приписывалась к каргопольскому Спасо-Преображенскому монастырю, а в 1764 г. была упразднена. [8] [текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]
В Архангельском собрании РГБ (ф.353, № 30) хранится рукописная книга, созданная в Александро-Ошевенском монастыре – Сборник-конволют, в состав которого входит «Служба и Житие Александра Ошевенского». Рукопись была положена игуменом Ошевенского монастыря Иосифом в Успенский Кирилло-Сырьинский монастырь Каргопольского у. [9] Еще одна рукопись последней четверти XVI в. – Торжественник троиодный (ф. 711, № 58) – положена тем же игуменом Иосифом в церковь Введения Богородицы на Ундоозере. Имеется вкладная запись: «Лета 71..6 г (о) марта в 7 де(нь) игумен Иосиф з братьею Ошевнева монастыря отдали сию книгу со всег(о) собору к В(в)еденью пресвятой Богородицы на Ундоозере».
Таким образом, из монастырских библиотек Каргополья в собрании РГБ хранится пять рукописей XVI – середины XVII вв.
В приходских библиотеках не было большого количества рукописных книг, и поэтому сохранившиеся рукописи из приходов особо ценны и вызывают несомненный интерес. Так, три книги XVI в. в 1644 г. принадлежали церкви Николая чудотворца г. Каргополя. Никольская церковь – одна из древнейших церквей, в XVII в. была самостоятельной, позднее вошла в Благовещенский приход. Известно, что в 1621 г. церковь перестраивалась, а на церковной земле находилось 15 келейных мест. На рукописях имеются записи по листам: «152 [1644] году книга, глаголемая / в Каргополе церкви Николы / Чюдотворца» (ф. 212, № 37); «...соборник в Каргополе церкви Николы Чюдотворца, казенная» (ф. 98, № 89); «152 [1644] года книга, глаголемая / Устав в Коргопеле церкви / Николы чюдотворца казення» (ф. 228, № 10). Записи идентичны. По всей видимости, в это время в церкви переписывали имущество и ставили записи на книгах. Все книги хранятся в разных фондах и поступили в библиотеку в разное время. [10] Еще две рукописные книги из Никольской церкви хранятся в Вологде: Евангелие конца XV – начала XVI вв. и Синодик XVII вв. [11] Таким образом, из церкви Николая Чудотворца Каргополя на сегодняшний день известно 5 рукописный книг.
Рукописная «Триодь» второй половины XVI в. (ф.247, № 725) содержит интересные запродажные записи. В первой записи (1565 г.) говорится о покупке книги прихожанами Троицкой церкви г. Каргополя у попа этого же храма Ивана Матвеева. Вторая запись (1622 г.) говорит о покупке этой рукописи и печатного Апостола попом Нименского прихода Никитой Кондратьевым у троицкого попа Василия. Нименский приход находился на значительном отдалении от городских центров, и нуждался в богослужебных книгах. Заказчиками приобретения книг были прихожане Нименского прихода: Терентий Быков, Неждан Белобородов, Афонасей Иванов, которые дали на покупку книги два рубля и пять алтын. Никита Кондратьев купил рукопись у попа Василия, возможно, это тот Василий Попов, священник Троицкой церкви г. Каргополя, который переписал Евангелие, хранящееся в фондах Каргопольского музея. [12] В XVII в. Троицкий приход состоял из двух деревянных храмов: Троицкого и Иоанна Богослова. [13]
Более десяти рукописных книг из собрания РГБ происходят из церквей сельских приходов Каргопольского уезда. В 12 верстах от Каргополя по Санкт-Петербургскому тракту располагался Ловзангский погост, в XVI–XVII вв. волость называлась несколько иначе – «Ловзунга». [14] Из Ловзангского прихода сохранилось два рукописных «Пролога» середины XVI в. (ф. 178, № 3756, № 3757). Обе книги были написаны и положены Никитой сыном Савиным в Никольскую церковь Ловзангского прихода. К сожалению, не сохранилось сведений, когда возник это приход и время постройки Никольского храма. На одной рукописи имеется вкладная запись: «Лета 7060 июня в 5 день положил сию книгу, рекомы Пролог, в Дом великому чудотворцу Николе на Ловзунге Никита сын Савин с [с]воими детеми с Сергеем, да Степаном, да с Ондреем. А подписал сын его Ондрейко». На второй рукописи запись: «Скончана бысть сиа кныги, наречены Пролог, лета 7058-го месяца марта в 11…създал и положил сиа книгы Никита Савелиевичъ в Дом святаго Чудотворца Николы на Ловзунгу». Так, мы узнаем имя еще одного писца, возможно, каргопольца – Никиты сына Савина.[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]
Из Ловзангского прихода Каргопольского у. известно несколько рукописных и печатных книг. Так, рукопись «Октоих» первой четверти XVI в. Игнатей Семенов сын с Ловзанги в 1606 г. продал к церкви Рождества Богородицы в Красную Лягу. [15] В Никольской церкви хранилось «Житие Николая Чудотворца» 1694 г. с записью: «Ловзунгской волости, порадели во вечное пребывание каргопольские приказные избы подьячей Алешка Тимофеев с сыном своим Алешкою». [16] В Никольскую церковь этого прихода делали вклады состоятельные жители Каргополя Киприяновы. [17]
В фонде Синодальной библиотеки РГБ хранится «Сборник слов» второй четверти XVI в. (ф. 272, № 365). На л. 222 об. запись: «Сия книга глаголемая Пролог Каргопольского уезда Тихмангской волости церкви Возне...». Книга находилась в Вознесенской церкви Тихмангской волости, которая до середины XVIII в. входила в состав Каргопольского у. В результате административных реформ данная волость с 1802 по 1923 г. была в Вытегорском у. той же Олонецкой губ. Тихмангская волость расположена в 40 км от Каргополя и экономически всегда была близка к Каргополью. Упоминание в записи, что Тихмангская волость названа в составе Каргопольского у., говорит о том, что рукопись была в церкви Вознесения до середины XVIII в.
Архангельский приход располагался в 60 верстах от Каргополя по Архангельскому тракту на левом берегу р. Онеги. В нем было две деревянные церкви: Сретения Господня и Михаила Архангела. Из церкви Михаила Архангела сохранилась рукописная книга: «Ирмологий» XVII в. с песнопениями Обихода и Октоиха (XVIII в.) на крюковых нотах (ф.178, № 9242). По листам 3–76 сделана вкладная запись: «…и с Обиходом положил к церкви Архистратига Михаила безмесной дьячек Овдоким Иванов от памяти душевной. А кто сию книгу из церкви украдет или кто хитростью взяв, завладеет, да будет по преданию святых отец проклят. А подписал своею рукою Архангельской поп Юрий (?) Федоров». В церкви Сретения Господня Архангельского погоста находилась рукописная книга «Житие и служба Александру Ошевенскому» XVII в., которая в настоящее время хранится в фонде Г.М.Прянишникова (ф. 242, № 42).
Из Плесского прихода Каргопольского у. сохранилась рукописная книга «Увет духовный» последней четверти XVII – нач. XVIII в. (ф. 17, № 653), которая первоначально находилась в Крестном монастыре. В рукописи имеется запись: «197-го [1688] декабря в 22 день по досмотру Софейского дому митрополича разряду под[ъ]ячего Василья Давыдова об[ъ]явился сей список с книги Увета Каргопольского уезда Плеские волости в церкви Вознесения Господня. Подписал под[ъ]ячий Василий».
Из Троицкой церкви Канакшанского прихода Каргопольского у. происходит рукопись «Пролог» второй половины XVI в. (ф. 178, № 3845). На л. 9 находится вкладная запись: «Лета 7202 (?) (1694 г.) году марта в 9 день Пролог положил в Дом ко храму Пресвятые и Живоначальные Троицы в Каныкшанскую волость по родителей своих Фаддей Сидоров по ево Сидоре Павлова в поминанье и по всех своих родителях. А подписал по ево Фаддееву веленью церковной дьячек Ива[н]ко Фирсов». [текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]
В собрании Н.С. Тихонравова [18] в РГБ хранится рукописная книга «Сборник слов, повестей алфавитов (азбуковников) и др.» XVII в. (ф.299, № 388). Первоначально рукопись принадлежала каргопольцу Ивану Соловейко, затем он продал ее Филке Макимову с Кондострова, а он, возможно, положил в церковь Успения Устьяновской волости, которая была вотчиной Крестного монастыря.
Выявленные рукописные книги и записи на них являются ценным источником по истории приходских и монастырских библиотек, они позволяют расширить представление о бытовании рукописной книги в монастырях и приходах Каргополья. Записи на книгах содержат очень интересную, ценную информацию о бытовании, купле-продаже, о вкладах книг в церкви. Следует сказать, что рукописи XVI в. бытовали в монастырях и приходах Каргополья до XIX в., и уже в это время осознавались как ценный исторический материал. Их собирали как ученые, ценители рукописной книги, так и крупные купцы-старообрядцы. Именно поэтому книги из Каргополья оказались в разных собраниях разных городов, и наша задача – собрать воедино этот материал.
- [1] Рукописные книги из монастырей и церквей Каргополья хранятся в фондах: архимандрита Амфилохия, Е.В.Барсова, Е.Е.Егорова, Н.С.Тихонаровова, Г.М.Прянишникова, П.П.Гранкова, в собрании единичных книг древней традиции, в фонде Олонецкой семинарии, в фонде Синодальной библиотеки, в Музейном и Архангельском собрании, в собрании рукописных книг Общества истории и древностей российских, в фонде Рогожского кладбища.
- [2] И.Н.Царский (1789–1853) – московский купец, владелец уникального собрания старообрядческих рукописей и старопечатных книг.
- [3] Пигин А. В. О некоторых источниках по истории Макарьевской Хергозерской пустыни // Православие в Карелии: Материалы 2 междунар. конф. Петрозаводск. 2003. С. 247.
- [4] Там же. С. 247.
- [5] Докучаев-Басков К.А. Подвижники и монастыри крайнего севера. Кодлозерская пустынь // Христианское чтение. 1885. № 11/12. С. 524.
- [6] Там же. С. 524.
- [7] Там же. С. 524.
- [8] Там же. С. 524.
- [9] Пигин А.В. Сочинение об Александре Ошевенском в рукописях из монастырей, церквей и личных библиотек Каргополья // Учен. зап. Петрозаводского ун-та. 2018. (В печати).
- [10] Рукопись (ф.228, №10) хранится в собрании Д.В.Пискарева (1797–1865) – московского торговца-антиквара, старообрядца; рукопись (ф.98, № 89) в собрании Е. Е. Егорова (1862–1917) – московского купца, видного деятеля Преображенской старообрядческой общины, коллекционера памятников древнерусской письменности и культуры; третья рукопись (ф.212, № 37) – в фонде Олонецкой семинарии.
- [11] Памятники письменности в музеях Вологодской области. Каталог-путеводитель. Вологда, 1987. Ч. 1, вып. 2. С. 58–59.
- [12] Пригодина О.Б. Рукописное собрание Каргопольского музея: краткий обзор // Изучение и сохранение историко-культурного наследия Русского Севера. Архангельск, 2017. С. 337.
- [13] Старицин А. Н. Каргопольские приходы в XVII веке. // Уездные города России: историко-культурные процессы и современные тенденции. Каргополь, 2009. С. 56.
- [14] Тромосова Н. И. Каргополье: История исчезнувших волостей. Каргополь, 2011. С.400.
- [15] Лихачева Н. П. Обзор каргопольских рукописных книг в государственных учреждениях города Архангельска // Книжные собрания Русского Севера: проблемы изучения, обеспечения сохранности и доступности. Архангельск, 2018. Вып.7. С.150.
- [16] Бубунов Н. Ю., Копанев А. И. Отчет об археографической экспедиции Библиотеки АН СР 1965 г. // Материалы и сообщения по фондам отела рукописной книги Библиотеки Академии Наук СССР. М.; Л., 1966. С.205.
- [17] Памятники письменности: новые находки. Каталог – путеводитель по экспозиции археографических центров Северо-Запада и Севера Европейской части РСФСР на археографической выставке. Л., 1988. С.27.
- [18] Н.С.Тихонравов (1832–1893) – русский филолог, археограф, историк литературы, ректор Московского университета.
Текст может отличаться от опубликованного в печатном издании, что обусловлено особенностями подготовки текстов для интернет-сайта.