Метки текста:
Рябининские чтенияСоболева А.Е., Соболева М.Е.
Лицевые рукописи Жития Александра Свирского середины XVIII в. как единый комплекс: проблемы текстологии и происхождения
@kizhi
Аннотация: В сер. XVIII в. появляются списки Жития Александра Свирского, разительно отличающиеся от предшественников: рукописи, богато украшенные миниатюрами. Две из них хранятся в собраниях России, ГИМ и РГАДА, и две (одна нач. XIX в.) — Финляндии, в музее РИЗА г. Куопио и в архиве Нового Валаама. В данной работе четыре рукописи, после работы с ними de visu, рассматриваются как единый комплекс.
Ключевые слова: иллюминированные рукописи; житие Александра Свирского; Украшенная редакция; миниатюры; текстология;
Summary: In the mid.18th century, there appeared handwritten copies of the Life of St. Alexander Svirsky which are strikingly different from their precursors: these are four manuscripts richly decorated by miniatures. Two of them are deposited in the founds of the State Historical Museum (GIM) and the Russian State Archives of Ancient Acts (RGADA), Moscow. Two more manuscripts (one is from the early 19th century) are in RIISA – Orthodox Church Museum of Finland, Kuopio, and in the archive of New Valamo, Finland. In this paper, four manuscripts, researched de visu, are analyzed as a single complex.
Keywords: illuminated manuscripts; Life of St. Alexander Svirsky; «Decorated» redaction; miniatures; textology;
Данная статья продолжает серию работ, посвященных лицевым рукописям и рукописной традиции Жития Александра Свирского (ЖАС). Предварительные результаты исследования лицевых рукописей жития были изложены ранее тезисно, [1] в настоящей работе рассматриваются некоторые взаимосвязи четырех лицевых рукописей середины XVIII и нач. XIX вв., установленные после работы с ними de visu.[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]
Лицевые рукописи ЖАС появляются в середине XVII в., спустя век бытования, широкого распространения и активных переделок текста. Списков XVI–XIX вв. на данный момент изучено более 250, среди них количество рукописей с миниатюрами едва превышает десяток. Самая ранняя известная рукопись хранится в Покровском соборе (Государственный Исторический музей; ГИМ). [2] Подобных изысканно оформленных лицевых рукописей второй половины XVII в. авторам неизвестно. В собраниях Российской национальной библиотеке (РНБ), Российском государственном архиве древних актов (РГАДА) есть еще несколько списков Минейной редакции XVII в., содержащих миниатюры в красках, продолжающих иконографическую традицию клейм житийных икон, или же лубочного характера. В начале XVIII в. или, скорее всего, в конце XVII в. в монастыре Александра Свирского создается современная редакция жития (Украшенная), и все последующие иллюминированные рукописи относятся к ней. Самая ранняя из них – рукопись с двумя миниатюрами из собрания Государственного Русского музея (ГРМ 26). Происходит она из Александро-Свирского монастыря, где была написана в 1715 г. [3] В середине XVIII в. появляются списки, разительно отличающиеся от предшествующих, – иллюстрированные несколькими десятками миниатюр рукописи из собраний ГИМ, РГАДА, музея РИЗА г. Куопио (Финляндия); к ним восходит рукопись XIX в. из архива Ново-Валаамского монастыря. Две последние некогда принадлежали Спасо-Преображенскому Валаамскому монастырю. Исследования в основном затрагивали художественное оформление рукописи ГИМ, тогда как остальные упоминались вскользь. [4] Работа с рукописями музея РИЗА и архива Нового Валаама de visu показала, что по красоте, качеству исполнения и текстологическим особенностям они не менее достойные изучения.
Описание рукописей
Рукопись из собрания Православного церковного музея Финляндии РИЗА, г. Куопио, OKM K 7056, 50-е гг. XVIII в. [5] Рукопись реставрирована, часть листов и миниатюр утрачена.
В то же время или немного позже создана рукопись из собрания ГИМ, Муз. 344, 50-е XVIII в. [6]
На пару десятилетий позже написана рукопись из собрания РГАДА, ф. 188, оп. 1, № 1209, 60–70 гг. XVIII в. Переплет, оглавление, часть миниатюр утрачены. Сохранилась писцовая нумерация миниатюр, позволяющая установить их исходное количество.[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]
Рукопись из архива Ново-Валаамского монастыря, VAL, XII.212, первой четверти XIX в. [7]
Количество миниатюр в рукописях неодинаково. Уже по количественному признаку эти рукописи разделяются на две группы: 1) OKM K 7056 – 54; РГАДА 1209 – 55; VAL. XII.212. – 58 и 2) Муз. 344 – 78.
Рукописи OKM K 7056, РГАДА 1209 и VAL. XII.212 важно изучать в комплексе, только так можно восстановить, какой великолепный ансамбль миниатюр был задуман в основе. В РГАДА 1209 утрачено четыре миниатюры: «о изгнании бесов», «чудо о Григории», «о основании каменной церкви», «чудо о расслабленной Ирине». По счастью, все они сохранились в OKM K 7056 и VAL. XII.212. В OKM K 7056 утеряно три миниатюры: «научение грамоте», «о первом пришествии в пустынь», «о послании доброго спутника», сохранившиеся в РГАДА 1209 и VAL. XII.212.
Детальное изучение и сравнение каждой из миниатюр указывает на восхождение всех четырех списков к одному иллюминированному протографу, созданному на основе ранее сложившейся иконографии житийных клейм и небольшого количества миниатюр в составе лицевых житий второй половины XVII – начала XVIII вв. Текстология списков также указывает на общий протограф. Общим является введение в первой главе ЖАС дополнительного подзаголовка. Первая глава «о родителях», повествующая о родителях Александра Свирского, о его рождении, крещении, в OKM K 7056 и VAL. XII.212 снабжена подзаголовком «рождение прп҃бнаго Александра», сопровождающим миниатюру. В РГАДА 1209 дополнительных подзаголовков нет, но в названии первой главы введено уточнение «о родителехъ сего блаженнаго отца Александра Свирскаго [и о рождении и крещении его]». В Муз. 344 редактор идет дальше: первая глава разделена на 3 самостоятельные: «о родителях», «о р҃жствѣ бл҃женнаго отрока пр҃пдбнаго александра», «о крещении бл҃женнаго отрока» (соответственно и миниатюра «о крещении бл҃женнаго отрока» есть только в Муз. 344).
Описание и сравнение миниатюр рукописей[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]
Хотя ранние рукописи из каждой группы OKM K 7056 и Муз. 344 появились примерно в одно время, между ними невооруженным глазом видны различия. Опишем сначала особенности миниатюр в каждой группе.
Несмотря на одинаковый набор сюжетов и часто дословное копирование, выявленное в миниатюрах первой группы рукописей, каждая из них является оригинальным по своим художественным свойствам произведением. Различие иллюстраций проявляется в выборе сопроводительных подписей или в изображении незначительных деталей (наличие спускающихся по реке кораблей, развевающихся флагов и т.п.), но в основных композиционных приемах, характеризующих сюжет, конкретное место или же состав участников эпизода, три рукописи не отходят от иконографического источника.
Рукопись Муз. 344 стоит особняком: она значительно дополнена миниатюрами, что ведет к некоторым текстовым изменениям. Основным редакторским приемом является разделение одной главы на две, чаще всего в соответствии с сюжетом, каждый сюжет сопровожден миниатюрой, иногда не одной. Например, глава вторая «о научении грамоте блаженнаго отрока» в Муз. 344 разделена на две самостоятельные главы: «глава д҃. о научении грамоте блаженнаго отрока», «глава е҃. о молении бл҃женнаго отрока в недоумѣнии грамоты». Ни в одной рукописи Украшенной редакции XVIII–XIX вв. подобного деления текста нет, во всех оно совпадает с делением текста на главы по раннему представителю этой редакции ГРМ 26 1715 г., поэтому очевидно, что редактором Муз. 344 была проведена дополнительная работа по разделению текста на главы, которые он считал необходимым сопроводить миниатюрами. Укажем еще несколько сюжетов, которые проиллюстрированы только в Муз. 344: строительство хижины в пустыни, основание деревянной церкви, приготовление дров, и т. п. Редактор Муз. 344 отличается особенным вниманием к бытовым подробностям монастырской жизни. Еще один отличительный признак Муз. 344 в сравнении с первой группой: зеркальность или усложненность композиционного построения изображений. Если художники трех других рукописей воспроизводят архитектуру протографа, временами находящую соответствие с реальным обликом монастыря, то редактор Муз. 344 ни разу не выказывает знания о двухчастном устройстве монастыря и приукрашивает архитектурный облик. Все перечисленное позволяет выделить ее в отдельную группу лицевых списков ЖАС; возможно, ее редактор дополнительно ориентировался на иллюминированные рукописи Житий Сергия Радонежского, Зосимы и Савватия Соловецких XVI в.
Посмотрим подробно на исполнение миниатюр во всех четырех рукописях на примере сюжета «Моление родителей преподобного Александра о чаде». В отличие от иконных клейм, в которых родители предстоят пред образом Спаса в надвратной нише монастыря с однокупольным храмом, в миниатюрах коленопреклоненные Стефан и Васса возносят молитвы внутри церкви, пред алтарем. В рукописях первой группы над царскими вратами парит Святой Дух, а в Муз. 344 изображен образ Спаса. В списках первой группы тождественные архитектурные и декоративные элементы: трехкупольный храм с приделами, две шпилевидные башни по сторонам и одна четырехскатная в правом углу. В Муз. 344 – храм пятиглавый, изменены расположение и облик башен. Родителей Александра художник Муз. 344 всегда изображает с нимбами.
Художник OKM K 7056 воспроизводит мельчайшие подробности протографа, хотя в достаточно примитивной манере изображения, которую компенсирует ярким колоритом, насыщением изображения деталями. Он выразительно декорирует стены, колонны и пол церкви, ее внешние элементы. Эта яркость создает эффект колористической перенасыщенности и загруженности изображения. В следующих миниатюрах мастер будет использовать более сдержанные и приглушенные тона, но от любви к детализации не избавится.[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]
Рукопись VAL. XII.212 дословно повторяет ОКМ К 7056. Изображая аналогичные элементы декора, мастер не стремится записать всю поверхность листа. Краски подобраны гармоничнее, а детали не наслаиваются друг на друга, передавая общую одухотворенность повествовательной и изобразительной частей. В отличие от ОКМ К 7056, художник VAL. XII.212 в дальнейшем будет придерживаться более ярких цветов и сложных оттенков.
Наибольшую художественную одаренность и уверенность руки демонстрируют художники РГАДА 1209 и Муз. 344. В данном эпизоде они ограничиваются общим изображением церковного пространства, внося незначительные декоративные элементы (РГАДА 1209 изображает коринфские колонны с резным растительным орнаментом и образы Богоматери и Христа в местном ряду иконостаса; Муз. 344 ограничивается прописью мраморного пола).
Общий колорит РГАДА 1209 строится на созвучии красного, зеленого, желтого и синего цветов, с преобладанием первых двух. Мастер придает изображениям монументальность, близкую фресковой росписи. Его лики портретны и одухотворены, часто моделированы штриховкой, что указывает на уверенную руку графика. Неаккуратная заливка скрывает многие детали первоначального рисунка: прописи складок, орнаментов, жестов. Общее впечатление от изображений портит использование дешевой бумаги и акварели. Несмотря на более позднее происхождение, эта рукопись не была списана непосредственно с OKM K 7056: например, в ней присутствуют эпизоды, не представленные в ранней рукописи, но имеющиеся в Муз. 344.
Все сказанное красноречиво свидетельствуют о том, что уже к середине XVIII в. было создано красочно оформленное Житие Александра Свирского, которое активно копировалось и распространялось. Глядя на роскошно дополненную Муз. 344, скажем, что и редактировалось искусными мастерами.
Наиболее веским поводом их создания является столетие со дня обретения мощей Александра (1641 г.). Однако сейчас мы не ставим задачу решить, в каком именно художественном центре были написаны три рукописи сер. XVIII в. По имеющимся архивным данным известно, что 1720–1760-е гг. – время угасания влияния Свирской обители. Сложно представить, что в период катастрофической нехватки денег, монастырь находит средства на заказ богато украшенных (с использованием золота в нимбах – ОКМ К 7056) рукописей.[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]
- [1] Соболева А. Е. 1)Новшества XVIII в.: вирши и миниатюры в житии Александра Свирского» // «Славянский мир. Общность и многообразие»: Тезисы Молодежной науч. конф. М., 2018. 163–166; 2)О рукописных источниках Жития Александра Свирского // Древняя Русь. Вопросы медиевистики. 2015. № 3 (61). С.108–109.
- [2] Об этой рукописи см.: Сарычева Т.Г. Преподобный Александр Свирский и Покровский собор на Красной площади // Свято-Троицкий Александра Свирского монастырь в российской истории и культуре. СПб., 2016. С. 106–107.
- [3] Соловьева И. Д. Свято-Троицкий Александро-Свирский монастырь: художественное наследие и историческая летопись. СПб., 2008. С. 211.
- [4] Там же. С. 110–113.
- [5] Описание рукописи подготовлено Л. И. Алехиной и М. Е. Башлыковой, (Центральный музей древнерусской культуры и искусства им. А. Рублева; Москва). Авторы благодарят проектного научного сотрудника музея Православного церковного музея Финляндии РИЗА Илону Пелгонен за предоставленные сведения и помощь в работе в музее.
- [6] Описание рукописи подготовлено Ю. А. Грибовым (ГИМ).
- [7] Благодарим архивиста монастыря Новый Валаам иеродиакона Иакова за содействие в работе в архиве.
Текст может отличаться от опубликованного в печатном издании, что обусловлено особенностями подготовки текстов для интернет-сайта.