Булгаева Г.Д. (г.Барнаул)
Опыт изучения русского деревянного зодчества в младшем школьном возрасте
@kizhi
Аннотация: Русское деревянное зодчество является важнейшей составляющей русской культуры в целом. В формах деревянных строений воплощается основная идея народной мысли. Наиболее показательно ее развитие представлено в типах деревянных строений. Именно поэтому знакомство и изучение этого аспекта так важно начинать с детства.
Ключевые слова: образовательный проект; типология; деревянное зодчество;
Summary: Russian wooden architecture is the most important component of Russian culture as a whole. The basic idea of folk thought embodies in the forms of wooden buildings. The most significant of its development is embodied in the types of wooden buildings. That is why the acquaintance and study of this aspect is so important to start in childhood.
Keywords: educational project; typology; wooden architecture;
Интерес к деревянному зодчеству Русского Севера в Сибири, в частности, на Алтае не случаен. Глубоким исследованием данного вопроса занимался видный отечественный ученый Е.А. Ащепков. [1] Православие в эту местность принесли русские казаки и переселенцы в XVII в. Первые храмы, поставленные здесь, были деревянные, и по предположению исследователей, являлись примером русского деревянного зодчества. [2] В XVIII – XX вв. в селах и городах Западной Сибири преимущественно возводят храмовые постройки по готовым чертежам (типовые), разработанные заводскими архитекторами. В архивах сибирских городов, сохранились проекты данных церквей. [3] Интересен тот факт, что на Алтае при возведении заводских храмов активно используют натуральные пигменты, причем, в XVIII в. местную краску использовали в больших количествах для украшения экстерьера церквей, среди которых значится Свято-Духовская церковь Томского завода Кузнецкого заказа. Документально известно, что красную охру брали в Сузуне, желтую при Томском заводе, зеленую в Змеиногорских копях параллельно с рудой, часть пигментов были привозными. [4] Широкое использование местной краски в быту жителями деревень Алтайского края прослеживается в XIX–XX вв.. Вначале XXI в. здесь вновь строят деревянные часовни и храмы, примером для которых стали памятники Русского Севера. [текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]
В архитектурных формах наиболее показательно представлено мировоззрение их авторов. Поэтому при изучении и осмыслении русского народного творчества и русской культуры в целом деревянное зодчество, является основополагающим. В деревянных храмах Русского Севера наглядно представлен характер русской души, мировоззрение, отношение к окружающей действительности, о чем постоянно говорят исследователи. [5] Поэтому русское народное зодчество является важной составляющей и основополагающей для изучения русской культуры в любом возрасте, в том числе и младшими школьниками. Целью в данном случае становится создание условий для формирования базовых научных понятий и представлений о типах такого сложного и важного явления, как русское деревянное зодчество. Обозначение хронологических и географических рамок исследования, а также использование методов сравнения, сопоставления, выявления общих характеристик способствует формированию научного мышления с детского возраста.
Образовательный проект «Храмовое деревянное зодчество» является частью образовательной программы по изучению памятников русского деревянного зодчества, рассчитанной на несколько лет. Данная программа охватывает такие сферы научной деятельности, как география, история, культурология, этнография, искусствоведение и другие смежные науки. Важной составляющей является межрегиональный аспект, а также ориентация во времени и пространстве. В процессе реализации проекта участники постепенно заполняют карту России, отмечая города и области, в которых расположились исследованные ими памятники, кроме того происходит разностороннее соприкосновение с культурой и традициями. Исследование их географического положения и исторического значения приводит к осмыслению исторических явлений.
Важной стороной является знакомство детей с деятельностью народных зодчих, архитекторов и профессиональных реставраторов архитектуры. [6] Рассматриваются особенности этих видов деятельности. Акцентируется внимание на роли реставраторов в сохранении памятников русской культуры.
В основе разработки образовательного проекта лежит типологический принцип. Образовательный проект по изучению храмового деревянного русского зодчества направлен на формирование представлений о типах церковных строений Русского Севера, принципах их классификации. [7] При изучении каждого памятника подчеркивается его значимость. Участники проекта выявляют основные характеристики построек, их архитектурные конструктивные и стилистические особенности, а также историю создания и бытования каждого памятника.
Следует отметить, что в процессе реализации проекта происходит обращение к понятию «культурный ландшафт». При исследовании памятников деревянного зодчества необходимо показать взаимосвязь природы и архитектурных форм, созданных народными мастерами, поставить акцент на гармонии понимания форм окружающего мира и воплощении их в конструкциях деревянных строений. Важной составляющей стало изучение экологии: сохранения и природных ресурсов, и шедевров искусства как единого целого.[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]
Закрепление полученных знаний происходит в процессе творческой деятельности. Дети не только анализируют, сопоставляют, выявляют и т. д., но выполняют рельефное или объемное изображение памятника в какой-либо освоенной ими технике. Это способствует лучшему усвоению и запоминанию особенностей конструкций, названия и форм архитектурных элементов и композиционному решению. Кроме того, идет развитие мелкой моторики, что немаловажно в данном возрасте. Наиболее продуктивно эта деятельность воплощается в технике «тестопластика». В каждом таком рельефе передается монументальность и основательность изучаемых строений.
В качестве наглядного материала используются фотографии сохранившихся памятников, опубликованные в альбомах, каталогах, электронных носителях и т. д., реконструкции, выполненные по обмерам и чертежам реставраторами, и другие прямые и косвенные документы.
В результате реализации данного проекта планируется выставка выполненных работ, которая в свою очередь также должна привлечь внимание общественности к данной теме. Кроме того, рельефное выполнение работ в технике «тестопластика» позволяет проводить экскурсии и занятия образовательного характера с детьми и людьми с ограниченными возможностями (слабовидящими), потому что выполненные работы можно воспринимать не только визуально, но и тактильно. Это одно из приоритетных направлений современных музеев. [8]
Несмотря на то, что детские работы выполнены в единой технологической последовательности, они не воспринимаются однообразными. Архитектурные особенности выполненного памятника, позволяют подчеркнуть уникальность каждой работы.
- [1] Ащепков Е.А. Русское народное зодчество в Западной Сибири. М., 1950.
- [2] Бородаев В. Б., Контев А. В. Исторический атлас Алтайского края. Барнаул, 2006.
- [3] Гос. архив Алтайского края, ф.50, опю11, д.75. Далее ГААК.
- [4] ГААК, ф.1, оп.1, д.484, л.372.
- [5] Ополовников А. В., Островский Г. С. Русь деревянная: Образы русского деревянного зодчества. М., 1981.
- [6] Ополовников А. В. Русское деревянное зодчество. М., 1986.
- [7] Гришина И, Орфинский В. Типология деревянного культового зодчества Русского Севера. Петрозаводск, 2005.
- [8] [Интернет-ресурсы] https://paperpaper.ru/dostupnaya-sreda/ - дата обращения: 8.12.2018.
Текст может отличаться от опубликованного в печатном издании, что обусловлено особенностями подготовки текстов для интернет-сайта.