Метки текста:
Рябининские чтенияГуркин А.Б., Гуркина Н.К. (г. Санкт-Петербург)
Музейная практика как фактор актуализации изучения традиционной культуры в гуманитарных курсах в высшей школе
@kizhi
Аннотация: Народная культура является матрицей национальной культуры, способом самоидентификации народа. В условиях агрессивной и антикультурной информационной среды возрастает не только значение и роль гуманитарных дисциплин в вузах, но и формы и методы преподавания. Музейная практика стала эффективным средством изучения традиционной культуры, важным способом формирования познавательной активности студентов.
Ключевые слова: народная культура; образование; музейная практика;
Summary: Folk culture is a matrix of national culture, a way of self-identification of the people. In an aggressive and anti-cultural information environment, not only the importance and role of Humanities in universities, but also the forms and methods of teaching are increasing. Museum practice has become an effective means of studying traditional culture, an important way of forming students' cognitive activity.
Keywords: folk culture; education; museum practice;
В условиях «угрозы гуманитарного кризиса» требуется максимальное вовлечение культуры в процессы общественного прогресса», – подчеркивается в «Основах государственной культурной политики». [1] Государственная культурная политика является неотъемлемой частью стратегии национальной безопасности и призвана стать основой социально-экономического развития, обеспечения государственного суверенитета и сохранения цивилизационной самобытности страны. Объединяющую роль в историческом сознании народов России всегда играли русский язык и великая русская культура.[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]
Неиссякаемым источником вдохновения для многих поколений творцов и деятелей русской культуры, настоящей матрицей национальной культуры, а также способом самоидентификации народа является традиционная культура. К сожалению, в культурно-информационном пространстве страны народная культура практически не представлена. Об этноэтике государственного строительства в России, проблемах самосознания русского народа на современном историческом этапе с обеспокоенностью говорят ученые, публицисты, писатели. [2]
В условиях агрессивной и антикультурной информационной среды возрастает роль отечественной системы образования. Статья 11 «Декларации прав культуры», подготовленная под редакцией Д.С.Лихачева, гласит: «На государственных организациях (воспитательных, образовательных, информационно-просветительных) лежит прямая обязанность воспитывать уважение граждан к отечественной культуре, ее истории, традициям, национальным языкам, к носителям национального самосознания, формировать представления о месте национальной культуры в духовном наследии человечества, ее вкладе в сокровищницу мировой культуры». [3] Гуманитарные вузовские курсы – прежде всего, история и культурология – по своему содержанию имеют огромное воспитательное значение. К сожалению, культурология перестала быть обязательной для изучения в высшей школе. Восполнить пробелы в изучении национальной культуры помогают в какой-то мере специальные вузовские курсы «История мировых цивилизаций», «Охрана культурных ценностей» («Культурные ценности в таможенном деле») и др.
Но даже при сохранении в программах подготовки по отдельным специальностям гуманитарных курсов, традиционные методы, такие как лекции и семинары, даже с активным использованием презентаций, часто не дают заметного положительного эффекта. Контингент учащихся в последние годы по своей культурной неразвитости чем-то напоминает претендентов на высшее образование, для которых в первые годы Советской власти создавали систему рабфаков (у рабфаковцев, в отличие от многих современных студентов, при этом были познавательный интерес и мотивация к культурному росту). И дело не только в отсутствии соответствующей социокультурной среды в тех маленьких городах и селах, откуда приезжают некоторые студенты, и в полной поглощенности учащихся компьютерной культурой, и как следствие, отсутствии у выпускников школы «читательской компетенции». Все чаще приходится сталкиваться со студентами, которые выросли в Петербурге, но при этом не знают ни его истории, ни культуры, не могут назвать ни одного архитектурного стиля, ни одного имени петербургского архитектора и т.д. Мы пожинаем сейчас плоды «тихой войны» – информационно-психологической, о которой давно уже говорят и пишут не только представители культурного сообщества, но и представители власти. [4] В военной доктрине 2014 г. к военным опасностям отнесена «деятельность по информационному воздействию на население, в первую очередь на молодых граждан страны, имеющая целью подрыв исторических, духовных и патриотических традиций в области защиты Отечества». [5]
Работа в музеях – давняя и проверенная временем традиция российского образования. Уже к концу ХIХ в. в стране насчитывалось около 100 музеев, к 1917 г. – около 200. В дореволюционной школе (как средней, так и высшей) посещение музеев, других достопримечательностей, экскурсии и поездки по стране рассматривались не только с точки зрения эффективности обучения, но и как важный компонент воспитания. Музейно-экскурсионная работа была особенно популярна в средних учебных заведениях (в том числе профессиональных) и в созданных благодаря общественной инициативе народных университетах, где преобладали выходцы из демократических слоев населения. Годы учебы благодаря подобным активным формам обучения становились для таких выпускников не просто временем профессионального становления, но и интеллектуального и духовного роста. [6] В СССР культурно-просветительная работа в музеях стала «делом государственной важности». [7] Музеи сыграли значительную роль в приобщении советского поколения к отечественной истории, народным традициям, национальным ценностям в ходе «культурно-исторического поворота» накануне Великой Отечественной войны. [8] В результате целенаправленной работы государственной власти, музеев и образовательных учреждений к 1980-м гг. две трети всех музейных посетителей составляла учащаяся молодежь. [9]
Как показал накопленный нами опыт, работа в музеях в процессе изучения гуманитарных дисциплин (при всей ее привычности и традиционности) обладает большой силой воздействия на современных студентов и создает эффект погружения в культурную среду, дающую ничем не заменимые знания, впечатления и ощущения. Санкт-Петербург является уникальным «учебным пособием», использовать возможности которого не только для обучения, но и для воспитания и развития личности – настоятельная задача преподавателя. При всей «молодости» культурной столицы город обладает музеями, в которых широко представлена традиционная культура русского народа.[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]
Самым значимым для ее изучения стал Российский этнографический музей – единственный музей мира, представляющий традиционную культуру народов России. Мир русской народной культуры раскрывается в его экспозициях через знакомство с основными и подсобными занятиями крестьян, различными видами ремесел и промыслов, традиционным жилищем, календарными и семейными праздниками и обрядами, народной одеждой.
Подготовка к посещению музея начинается на лекциях, где объясняется, какая тема курса благодаря экспозициям музея получит более полное и наглядное освещение, дается справка об истории музея, ведется работа по соотнесению других тем программы курса и экскурсии, дается задание для подготовки письменной работы по итогам посещения. Обязательно заказывается экскурсия, в ходе которой студенты узнают о том, как открывался музей и формировались его коллекции благодаря государственной политике, личному участию императорской семьи и любителей русской старины. Знакомство со старейшей музейной экспозицией «Русские» включает не просто показ материальных памятников, но и высокопрофессиональный рассказ научных сотрудников о русском народе, его ценностях, менталитете, национальном характере с использованием элементов фольклора. Остальные разделы музея студенты изучают самостоятельно. Темы письменных работ предлагаются преподавателем, среди них – «Этнографические особенности населения северных, центральных и южных областей европейской части России», «Общее и особенное в характеристике этносов российской цивилизации», «Какие особенности, черты, качества позволили стать русским государствообразующим народом» и т.п.
Практическое занятие в Российском этнографическом музее при изучении дисциплин «История», «Культурология», «История мировых цивилизаций» является вполне обоснованным, позволяя «удлинить» и обогатить известную студентам историю страны, более основательно изучить тему «Народная культура», остановиться на истоках формирования национальной культуры и национального самосознания.
Студенты-таможенники, изучая экспозиции этнографического музея, обращают внимание на характеристику основных категорий историко-культурных и художественных ценностей, подпадающих по действие Закона о вывозе и ввозе культурных ценностей, среди которых изделия традиционных народных промыслов, иконы, одежда и т.д. Понимание того, что любая вещь (самая незаметная и непритязательная), находящаяся в государственном музее, «не подлежит вывозу», формируется также в этом музее. В ходе изучения темы «Основные хранилища культурных ценностей» студенты-таможенники посещают также древлехранилище Института русской литературы (Пушкинский Дом), Русский музей, Эрмитаж и др. Изучение памятников культуры непосредственно на экспозиции музея дает студентам понимание такого важного качества культурных ценностей, как подлинность.
Проблема охраны культурного наследия в курсе для будущих таможенников рассматривается в историческом аспекте: освещаются не только направления и механизмы осуществления государственной политики в этой сфере на разных исторических этапах (в том числе история музейного дела), но и формирование и развитие идеи значимости культурного достояния в России, в том числе и для процесса национальной самоидентификации. К теме значимости культурного наследия для сохранения духовности народа привлекается внимание и в других гуманитарных дисциплинах.[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]
В процессе изучения всех гуманитарных дисциплин обязательной стала практика в Русском музее. Народная культура изучается в разделе народного искусства, ее влияние на формирование национальной культуры прослеживается на протяжении всей истории русского искусства. Заказываются тематические экскурсии, посещаются временные выставки. Используется также такая форма работы, как самостоятельное посещение музеев с целью выполнения конкретного задания в рамках самостоятельной работы – изучение определенной экспозиции, темы (например, тема Древней Руси в творчестве художников начала ХХ в.), выставки с последующим написанием аннотации, рецензии, эссе (с обязательным выставлением оценки за работу). Подобный метод используется как для закрепления материала, прочитанного на лекции, так и с целью стимулирования потребности студента постоянно расширять свой кругозор, повышать культурный уровень. Такая форма работы используется не только в отношении музеев – выполняя задание преподавателя, некоторые студенты впервые в своей жизни посетили концерт оркестра народных инструментов, выступление фольклорного коллектива и т.д. Опыт показывает, что студенты, часто открывшие для себя мир музеев или другого учреждения культуры в ходе практических учебных занятий, становятся в последующем более способными к самоорганизации познавательной деятельности (посещение лекториев, временных выставок и т.п.).
Музейная практика – значимое средство активизации учебного процесса, способ повышение его эффективности за счет конкретности, наглядности, убедительности, яркости материала изучения, эмоционального впечатления от общения с искусством. Работа в музее поставляет «пищу для ума и души» подготовленным студентам, помогает выровняться за счет повышения познавательного интереса заведомо слабым. Идет не просто информационное насыщение в целях лучшего усвоения изучаемых дисциплин, но решаются задачи эстетического, патриотического, нравственного воспитания. Народная культура, а вслед за ней и национальная, становятся ближе, понятнее, а от того – роднее. Представляется, что живой интерес к отечественной истории и культуре является на современном этапе одним из важных факторов, способствующих пробуждению самосознания и самоорганизации народа, способом сохранения русской цивилизации.
- [1] Основы государственной культурной политики. М., 2015. С.2, 8.
- [2] Поляков Ю.М. Желание быть русским. М., 2018.
- [3] Лихачев Д.С. Декларация прав культуры [Интернет-ресурсы] //http //www. lihachev.ru/ - дата обращения: 14.12.2019.
- [4] Сычева Л. Тихая война: антикультура против культуры // Российская Федерация сегодня. 2005. № 10. С.31–34, и др.
- [5] Четверикова О.Н. Разрушение будущего. Кто и как уничтожает суверенное образование в России. М., 2015. С.126.
- [6] Гуркина Н.К. Провинциальный учитель в дореволюционной России. СПб., 2014. С.83.
- [7] Основы музееведения. Учебное пособие / Отв. ред. Э.А.Шулепова. М., 2010. С.291.
- [8] Гуркина Н.К., Исаев А.П. Культурное наследие России накануне и в годы Великой Отечественной войны // Управленческое консультирование. 2016. № 5. С.185.
- [9] Основы музееведения… С.299.
Текст может отличаться от опубликованного в печатном издании, что обусловлено особенностями подготовки текстов для интернет-сайта.