Метки текста:

Икона Рябининские чтения

Козловская Н.В. (г.Петрозаводск)
Культурное наследие – драйвер развития территории на примере проекта «Читаем северные письма» Vkontakte@kizhi

Аннотация: Статья посвящена мастер-классам (обучающим занятиям) Центра традиционных ремесел (фольклорная деревня Букчон, Сеул), целью которых является популяризация традиционных технологий среди жителей и гостей Республики Корея. Статья базируется на личном опыте автора овладением следующими технологиями: орнаменты, узелковое искусство, изготовление артефактов из традиционных тканей и бумаги.

Ключевые слова: традиционная культура; традиционные технологии; мастер-класс;

Summary: This article is devoted to the master-classes (tutorials) of «Bukchon Traditional Crafts Experience Center» (Republic of Korea, Seoul). The main goal of these master-classes is to popularize the Korean crafts for Korean people and tourists. The base of this article is the author’s first-hand experience of the participation in the master-classes, such as: traditional ornaments, knots, colored quilting, traditional paper craft.

Keywords: traditional culture; crafts; master-class;

Музей изобразительных искусств Республики Карелия является не только хранителем уникальных коллекций, но и одним из ведущих культурно-просветительных центров региона. Ежегодно музей реализует несколько грантовых проектов, деятельность которых выходит за рамки классического музея. Это дает возможность апробировать новые инновационные формы и методы работы с местным сообществом.[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]

Развитие территории – это не только инфраструктура, новые объекты и программы, но вклад в развитие человеческого капитала. Дети и молодежь – главный потенциал и ресурс будущего. По статистике в последние годы доля детского посетителя музея составляет более 60%, многие программы и проекты музея направлены именно на эту целевую аудиторию.

Проект «Читаем Северные письма» [1] стал логическим продолжением двух предыдущих проектов («Дорога к храму», 2016), [2] «Православные каникулы», 2017), [3] которые были поддержаны фондом «Соработничество» [4]

в рамках международного конкурса малых грантов «Православная инициатива». Деятельность этих проектов строилась на основе богатейшей коллекции древних карельских икон (XV–XIX вв.), которой обладает Музей изобразительных искусств Республики Карелия. Главная задача – привлечь интерес к православной истории и культуре у подрастающего поколения через знакомство с древними памятниками. Икона – сложный для восприятия и понимания современным человеком предмет. В формате интерактивных, творческих занятий дети познавали секреты иконописи, ходили на экскурсии в храмы, посетили действующую иконописную мастерскую в Кондопоге, многие стали участниками тематического летнего лагеря, где изучали экспозицию икон и рисовали на пленэрах. Эффект превзошел ожидания, детская аудитория с восторгом посещала занятия, анкетирование показало высокий процент удовлетворенности (более 95%) программой; родители и педагоги оставляли положительные отзывы. Стало очевидно, что был создан действующий инструмент по развитию духовно-нравственных ценностей. Появилась идея более масштабного пилотного проекта, деятельность которого направлена на создание среды для возрождения духовно-нравственных ценностей в пяти районах Карелии (Кондопожский, Пудожский, Беломорский, Олонецкий, Кемский). В основе лежит убеждение, что историко-культурное наследие является мощным ресурсом развития территории и воспитания молодежи.

В рамках проекта «Читаем Северные письма» (название исходит от коллекции древних икон) специалисты музея разработали шесть детских тематических занятий («Пресвятая Богородица», «Покров пресвятой Богородицы», «Николай Чудотворец», «Архангел Михаил», «Илья Пророк», «Апостолы Петр и Павел») по основам православной культуры на базе коллекции древнерусской живописи (XV– XIX вв.). Для работы в районах Карелии были созданы наборы дидактических постеров с изображениями икон. Практической составляющей этих уроков стала прорись-раскраска, основанная на иконах из постоянной экспозиции Музея изобразительных искусств Республики Карелия. Детская книжка-раскраска – привычная практика, но прорись-раскраска – редкость. Прорись – это контурный рисунок, сделанный с оригинала кистью через кальку. С икон художник-реставратор снял рисунок и перевел его на бумагу. Сложность представляли утраченные фрагменты икон, которые пришлось восстанавливать. Очевидно, не ко всем святым образам можно притрагиваться в раскраске, поэтому в пособии изображено много фрагментов, а сами иконы представлены с описанием на отдельных страницах.

Отправной точкой активной фазы проекта стал обучающий семинар для музейных специалистов из Олонца, Кондопоги, Пудожа, Кеми и Беломорска, который был проведен в Петрозаводске на базе музея. Коллеги познакомились с методикой занятий, получили дидактические материалы, а также посетили с экскурсией Кафедральный собор св.Александра Невского. [текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]

Музей – светское учреждение, однако реализация таких проектов невозможна без поддержки Русской Православной Церкви. Музей активно сотрудничает с православным приходом Александро-Невского кафедрального собора г. Петрозаводска, а площадкой для реализации проекта в районах выступают муниципальные музеи, специалисты которых, после посещения обучающего семинара набирают группы детей в своих городах, проводят тематические занятия по освоенным темам, используя дидактические материалы, созданные в рамках проекта. Их задача – апробировать занятия на пилотных группах, а также выстроить партнерские отношения с местными приходами и храмами, чтобы организовать экскурсии для детей. Таким образом, в проект было вовлечено более 250 детей. Анкетирование участников показало высокий уровень удовлетворенности проектом детьми (более 95%), музейные специалисты отметили потенциал использования регионального компонента в репрезентации культурного наследия края в этой программе. Во время проекта проводился мониторинг занятий в районах членами проектной команды. Был выявлен всплеск активности в муниципальных музеях, формировались заявки на участие новых групп, активно велась работа по взаимодействию с местными приходами. Итог такой работы – разработанные программы, которые муниципальные музеи внедряют на постоянной основе, что обеспечит устойчивое развитие проекта в перспективе.

// Рябининские чтения – 2019
Карельский научный центр РАН. Петрозаводск. 2019. 677 с.

Текст может отличаться от опубликованного в печатном издании, что обусловлено особенностями подготовки текстов для интернет-сайта.

Музеи России - Museums in RussiaМузей-заповедник «Кижи» на сайте Культура.рф