Мельник И.К. (г. Одесса, Украина)
Центр исследования истории мореплавания (г.Одесса)
@kizhi
Аннотация: Статья посвящена мастер-классам (обучающим занятиям) Центра традиционных ремесел (фольклорная деревня Букчон, Сеул), целью которых является популяризация традиционных технологий среди жителей и гостей Республики Корея. Статья базируется на личном опыте автора овладением следующими технологиями: орнаменты, узелковое искусство, изготовление артефактов из традиционных тканей и бумаги.
Ключевые слова: традиционная культура; традиционные технологии; мастер-класс;
Summary: This article is devoted to the master-classes (tutorials) of «Bukchon Traditional Crafts Experience Center» (Republic of Korea, Seoul). The main goal of these master-classes is to popularize the Korean crafts for Korean people and tourists. The base of this article is the author’s first-hand experience of the participation in the master-classes, such as: traditional ornaments, knots, colored quilting, traditional paper craft.
Keywords: traditional culture; crafts; master-class;
Центр исследований истории мореплавания основан в 1992 г. в г. Одессе и является общественной организацией, объединяющей специалистов, изучающих историю мореплавания и вопросы реконструкции исторических судов. Центр стал продолжателем традиций поисково-туристического объединения «Арго» (1) и Черноморского научно-исследовательского центра «Понт Эвксинский» (2). После постройки древнегреческой диеры «Ивлия (1.1), коллективом были изучены и впоследствии реконструированы целый ряд древних и средневековых судов, на которых были осуществлены экспериментальные плавания, повторяющие маршруты античных и средневековых мореходов. Реализованные проекты Центра: реконструкция средиземноморского торгового корабля-полакра «Одесса» (3) (1993–1998), финикийского торгового судна «Мелькарт» (4) (1999–2004), однодеревой набойной галеры «Одиссей» (5) (2002–2010), однодеревой галеры «Персей» (6) (2002–2008), славянской ладьи «Анна Ярославна» (7) (2010–2014). В настоящее время центр ведет работу над реконструкцией архаичного корабля «Кадм» (8) (с 2014 г.) и проектом воссоздания облика средиземноморской средневековой галеры «Джинестра» (9). [текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]
С результатами проведенных работ на острове Змеином, о реконструкциях судов и об уникальных плаваниях на парусно-гребных судах-репликах по маршрутам древних мореходов можно ознакомиться в книгах И.К.Мельника и других авторов. [1]
(1) Поисково-туристическое объединение «Арго», основанное в 1986 г. Одесским обкомом Ленинского коммунистического союза молодежи Украины, стало организатором комплексной научно-исследовательской экспедиции на остров Змеиный в 1988 г. Работа экспедиции принесла уникальные находки как на самом острове, так и в его акватории. Главным результатом экспедиции стал проект реконструкции античного корабля «Ивлия». Примером для его реконструкции послужила деятельность первого в СССР клуба реконструкции «Полярный Одиссей» из г. Петрозаводске (Карелия). Членами этого клуба в те годы были реконструированы славянские ладьи и поморский коч, на которых осуществлены экспериментальные плавания к берегам Шпицбергена и Святой Земли. [2]
(1.1) «Ивлия» (фото 1) – реконструкция древнегреческой диеры, выполненная по сохранившемся художественным изображениям и барельефам. Проект разработан Кораблестроительным институтом г. Николаева, строительство осуществлено в пос. Лазаревское (Сочи) на судоверфи ВМФ 1. Основные размерения судна: длина наибольшая – 25,5 м, ширина – 5,5 м, высота борта – 2,4 м, два ряда весел, гребных мест – 48, парус прямой на съемной мачте – 42 кв. м; общее количество экипажа – 60 человек, материал – древесина (дуб), крепежный материал – медь, бронза. На реконструированном судне совершено пять экспедиций в Черном, Мраморном, Эгейском, Средиземном морях, Атлантическом океане, внутренних реках и каналах Франции: п. Лазаревское – Одесса – Стамбул (Турция) (1989), Стамбул – Пирей (Греция) (1990), Пирей – о.Эльба (Италия) (1991), о.Эльба – Брест (Франция) (1992), Брест – Париж – Ла Рошель (Франция) (1993). [3]
(2) Черноморский научно-исследовательский центр «Понт Эвксинский» – организация, созданная при Одесском государственном университете им. И.И.Мечникова. В задачу организации входило объединение ученых разных специальностей в вопросах изучения истории, археологии, палеогеографии, биологии и экологии. Главным проектом организации стала реконструкция античного корабля – диеры «Ивлия» (1.1), осуществленная в 1988–1993 гг.
(3) «Одесса» – корабль-музей (фото 2), реконструкция средиземноморского средневекового торгового судна – полакра, выполненная в 1993 г. по сохранившемся гравюрам другим художественным изображениям и описаниям. Строительство осуществлено в Одесском морском торговом порту. Основные размерения судна: длина наибольшая – 34 м, ширина – 7 м, высота борта в корме – 5,2 м, две съемные мачты несли смешанное прямое и латинское вооружение, общей площадью – 100 кв. метров. Общее количество экипажа – 18 человек. Вспомогательный двигатель – 150 л.с. На реконструированном судне совершено ряд плаваний в Черном море, системе рек Дунай–Майн–Рейн из Одессы в Зандам (Голландия): Одесса–Майнц (Германия) (1994), Майнц–Амстердам (Голландия) (1995), Амстердам– Зандам (1996). На судне был расположен музей истории мореплавания, рассказывающий о мореплавании и морской традиции Черноморского региона, и постоянно действующая фотовыставка «Одесса-200». Корабль-музей прошел по рекам Европы более 4000 км, посетив 25 городов в Австрии, Германии и Голландии, приняв участие в крупнейших европейских празднованиях. О проведенной музейной и научно-исследовательской работе во время плаваний на полакре можно познакомиться в наших изданиях. [4] [текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]
(4)«Мелькарт» – реконструкция торгового финикийского парусника (фото 3), выполненная в 1999 г. Строительство осуществлено на базе судостроительного цеха пос. Ивановка Очаковского района Николаевской области. Судно реконструировано по сохранившимся барельефам и рисункам на вазах. Предположительно на подобных судах-«коньках» финикийские мореходы еще до легендарных плаваний Ясона и карийцев достигли берегов Северо-Западного и Северного Причерноморья, исследуя устья Дуная, Днестра и Днепра. Основные размерения судна: длина наибольшая – 12,5 м, ширина – 2,8 м, высота борта – 2,2 м, съемная мачта высотой – 6 м, прямой парус – 32 кв. м; общее количество гребцов – 12 чел., общее количество экипажа – 16 чел. На реконструированном судне совершен ряд экспериментальных плаваний в Белгород-Днестровском лимане, Черном море и Атлантическом океане в соответствии с финикийскими и карфагенскими лоциями. В 2000–2003 гг. судно прошло в соответствии с периплом Гиммилькона от берегов Британи (Брест, Франция) до берегов Португалии (Авейро), обогнув Пиренейский п-ов более 1,5 тыс. миль. [5]
(5) «Одиссей» – реконструкция однодеревого набойного челна «народов моря», выполненная в 2002 г. Челн реконструирован по египетским барельефам времен фараона Рамзеса в Карнаке. Строительство челна, осуществлено из двух реликтовых дубовых стволов на базе цеха декоративно-прикладного искусства Национального союза художников Украины в Одессе. Основные размерения судна: длина наибольшая – 11 м, ширина – 2 м, высота борта – 1,6 м, съемная мачта высотой – 5 м, прямой парус – 20 кв. м, экипаж – 12 чел. На реконструированном челне осуществлен ряд плаваний в Черном море и по реке Дунай в соответствии с маршрутом движения «народов моря» из центра Европы к брегам Малой Азии. За годы проведения экспедиций челн побывал в 10 европейских странах, пройдя под парусом и на веслах более 2,5 тыс. миль. [6]
(6) «Персей» – реконструкция однодеревого архаического челна, выполненная в 2002 г. для плаваний в Белгород-Днестровском лимане и прибрежной зоне Северо-Западного Причерноморья. Челн построен к 200-летнему юбилею основания г.Овидиополя и повторяет облик судов греческих первопроходцев, достигших берегов Причерноморья в 13–12 вв. до н.э. Челн реконструирован по сохранившемуся изображению на вазе из Тебена. Строительство челна, осуществлено из двух реликтовых дубовых стволов на базе цеха декоративно-прикладного искусства Национального союза художников Украины в Одессе. Основные размерения судна: длина наибольшая – 10 м, ширина – 2 м, высота борта – 0,7 м, съемная мачта высотой – 5 м, прямой парус – 18 кв. м; экипаж – 10 чел. На реконструированном челне осуществлен ряд экспериментальных плаваний в Белгород-Днестровском лимане, реках Турунчук и Днестр.
(7) «Анна Ярославна» – реконструкция славянской ладьи, выполненная в 2010–2012 гг. для плаваний по рекам Украины и Европы, а также в Черном море. Ладья построена к Морскому фестивалю в г.Бресте (Франция), в котором приняла участие в 2012 г. Ладья была построена в г.Рени Одесской области. Основные размерения ладьи: длина наибольшая – 12,5 м, ширина – 2,5 м, высота борта – 1,2 м, съемная мачта высотой – 6 м, прямой парус – 24 кв. м; экипаж – 15 чел. На ладье планируются походы по маршрутам европейских средневековых торговых путей. К изданию готовится книга И.К.Мельник «Путешествие в прошлое. “Анна Ярославна” и “Кадм”» (2019).
(8) «Кадм» – реконструкция корабля времен архаики (фото 4), выполненная в 2014–2016 гг. для осуществления экспериментальных плаваний в дельте Дуная, Черном и Эгейском морях маршрутами фракийских мореходов. Корабль построен в г.Рени Одесской области. В 2016 г. прошел испытания на Дунае и в 2019 г. на нем будет проведена первая экспедиция в Черном море. Основные размерения «Кадма»: длина наибольшая – 11 м, ширина 2,4 м, высота борта 1,1 м, съемная мачта высотой 4,5 м, прямой парус – 15.кв. м; экипаж – 10 чел.[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]
(9) «Джинестра» – проект реконструкции средневековой галеры-скампавеи, выполненный в 1993 г., неоднократно перерабатывавшийся в 2003, 2011, 2017 г. Проект разрабатывается для проведения экспериментальных плаваний в Черном, Эгейском и Средиземном морях, в соответствии с так называемыми «галеями-линиями», маршрутами венецианских и генуэзских кораблей в XVI–XVII столетиях. Проект галеры выполнен сотрудниками ЮжНИИМФ (Южный научно-исследовательский институт Морского флота) в г. Одессе в соответствии с сохранившимися чертежами и изображениями средневековых галер. Основные размерения корабля: длина наибольшая – 34,5 м, ширина – 6,8 м, высота борта – 2,8 м, высота кормовой надстройки – 5,2 съемная мачта высотой – 9 м, латинский парус – 135 кв. м; общее количество гребцов – 72 чел., общее количество экипажа – 86 чел. [7]
За годы работы Центра осуществлено 10 реконструкций, на которых было совершено 18 экспериментальных плаваний. Под парусами и веслами реконструкции, созданные Центром, прошли более 7 тыс. миль, посетив более 20 стран в Европе и Азии. В 2004–2006 гг. Центром был разработан проект Морского исторического парка. За годы работы Центром издано 20 книг о проведенных реконструкциях и совершенных плаваниях, снято шесть документальных фильмов, рассказывающих о современных реконструкциях и исторической морской традиции, подготовлена и экспонируется выставка: «История древнейшего мореплавания. Опыт реконструкции», включающая 22 раздела и более тысячи экспонатов. В 2016 г. совместно с мэрией г. Одессы начата работа по созданию в городе Музея исторического мореплавания. Детально с работой Центра, реконструированными кораблями, проведенными экспедициями и новыми проектами можно познакомиться в изданных книгах на электронном сайте http://hydrobio.onu.edu.ua/ Одесского национального университета им. И.И.Мечникова.
- [1] Мельник И.К. 1)Маршрутами античных мореходов. Одесса, 1991; 2)Путешествие в прошлое. «Ивлия». Одесса, 2005; 3) Путешествие в прошлое. Одесса. Одесса, 2005; 4) Путешествие в прошлое. Мелькарт. Одесса, 2005; 5)Очерки по истории мореплавания. Земля погибших кораблей. М.; Кишинев; Одесса, 2007; 6)Путешествие в прошлое. «Персей» и «Одиссей». Одесса, 2008; 7) Путешествие в прошлое. Одиссей. Одесса, 2014; 8) Зарождение и эволюция транспортных средств и путей сообщения. Опыт реконструкции. Киев; Одесса, 2010; Боделан И.В., Мельник И.К. Историческое мореплавание в моделях и реконструкциях. Киев; Одесса, 2010; Мельник И.К. Тайны Ахиллеса. Одесса, 2016; Охотников С.Б., Островерхов А.С. Святилище Ахилла на острове Левке. Киев,1993; Березовский В.Б., Гончарук П.И. Ивлия. Киев, 2016.
- [2] Мельник И.К. 1)Маршрутами античных мореходов; 2)Путешествие в прошлое. «Ивлия»; 3)Тайны Ахилеса; Охотников С.Б., Островерхов А.С. Святилище Ахилла на острове Левке.
- [3] Мельник И.К. 1)Маршрутами античных мореходов; 2)Путешествие в прошлое. «Ивлия»; Березовский В.Б., Гончарук П.И. «Ивлия».
- [4] Мельник И.К. Путешествие в прошлое. Одесса; Боделан И.В., Мельник И.К. Историческое мореплавание в моделях и реконструкциях.
- [5] Мельник И.К. Путешествие в прошлое. Мелькарт.
- [6] Мельник И.К. 1)Путешествие в прошлое. «Персей» и «Одиссей»; 2)Путешествие в прошлое. «Одиссей»; 3)Зарождение и эволюция транспортных средств и путей сообщения. Опыт реконструкции.
- [7] Мельник И.К. Земля погибших кораблей.
Текст может отличаться от опубликованного в печатном издании, что обусловлено особенностями подготовки текстов для интернет-сайта.