Метки текста:
Рябининские чтенияМельникова Н.М. (г.Петрозаводск)
Презентация традиционной культуры народов Карелии в музейной экспозиции на острове Кижи в 1990 – 2010-е гг.
@kizhi
Аннотация: Статья является обзором наиболее значительных экспозиций и выставок, созданных на острове Кижи в 1990-е – 2010-е гг., работы по представлению в музейной экспозиции в указанный период таких компонентов историко-культурного наследия, как традиционные хозяйственные занятия, ремесла, фольклорные традиции народов Карелии.
Ключевые слова: музей-заповедник «Кижи»; история; этнография; фольклор; народная культура; музейная экспозиция; музейная выставка;
Summary: The article is an overview of the most significant expositions and exhibitions created on Kizhi island in the 1990s –2010s, works on the presentation of such components of historical and cultural heritage as traditional economic activities, crafts, folk traditions of the Karelian peoples in the Museum exposition during this period.
Keywords: the Kizhi open air museum; history; ethnography; folklore; folk culture; museum exposition; museum exhibition;
Современная архитектурно-этнографическая экспозиция музея-заповедника «Кижи» включает три экспозиционных сектора: «Русские Заонежья», «Русские Пудожья», «Пряжинские карелы», две исторические деревни острова Кижи – Ямка и Васильево, а также отдельные памятники архитектуры, находящиеся в северной части острова Кижи, на ближайших островах Кижских шхер и Заонежском полуострове. Облик Заонежского сектора и усадьбы пряжинского карела сложился в 1970-е гг. Тогда же была завершена перевозка и реставрация крестьянских домов и хозяйственных построек в деревнях Ямка и Васильево. Пудожский сектор сформирован в 1980-х гг. [1] В настоящее время в 18 памятниках музея созданы интерьерные экспозиции, историко-краеведческие и этнографические выставки.[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]
1990-е – 2010-е гг. – период, когда презентация традиционной культуры народов Карелии в островной экспозиции музея была ознаменована реализацией ряда важных научно-экспозиционных проектов, обзору которых посвящена настоящая статья.
В современной экспозиционной деятельности музеев-заповедников большое значение имеет работа по представлению нематериальных компонентов историко-культурного наследия. В музее «Кижи» эта работа ведется с начала 1990-х гг., когда фольклорный коллектив музея стал выступать в экспозиции с реконструкциями фрагментов обрядов, демонстрацией песенной и хореографической традиции. Первыми реконструкциями были «Заонежская беседа в записи П.Н. Рыбникова (1861 г.)», «Старинные детские игры Заонежья», два фрагмента заонежского свадебного обряда «Вывод невесты за столы» и «Хождение невесты по гостям», фрагмент пудожской свадьбы «Обряд сватовства». В 2000-е – 2010-е гг. в репертуаре коллектива появились программы «Городская культура в деревне 20-х гг. XX в.», «Прядимая бесёда», «Заонежская молодёжная бесёда по материалам В.Д. Лысанова», «Музыкальные инструменты Карелии» и другие. [2] В 2013–2016 гг. новой формой презентации фольклорного наследия стали ландшафтные спектакли, создаваемые совместно с фольклорно-этнографическим театром «Братыня» Московского государственного университета.
С 1994 г. на территории крестьянских усадеб и в интерьерах крестьянских домов острова Кижи, в рамках программы «Ожившая экспозиция», демонстрируются традиционные хозяйственные и ремесленные технологии. [3] Среди ставших уже привычными для музейной экспозиции демонстрируемых ремесел – прядение; различные техники ткачества, вышивки, изготовления поясов; плетение из бересты; изготовление украшений из бисера, деревянной игрушки; плотницкое ремесло (изготовление лемеха), кузнечное ремесло, судостроение.
С конца 1980-х гг. музей проводит работу по возрождению на острове Кижи колокольных звонов. Звоны исполняются на звонницах часовни Архангела Михаила из деревни Леликозеро и колокольне Кижского погоста. В 1998 г. и 2004 г. на острове Кижи были проведены колокольные фестивали. Новый импульс теме дал проект «Возрождение утраченных традиций Русского Севера. Колокольная партитура Кижской волости» (2014 г.). Проект позволил изготовить колокола для часовен Преображения Господня из деревни Кавгора и Спаса Нерукотворного из деревни Вигово, провести реэкспозицию выставки «Колокола Русского Севера» в колокольне Кижского погоста. В 2016 г., 2017 г. и 2018 г. на острове прошли фестивали колокольной и духовной музыки. Таким образом, в историческом пространстве Кижей была воссоздана своеобразная колокольная партитура округи. [4]
Одно из важных изменений в жизни музея 1990-х гг. – возрождение литургической жизни в церкви Покрова Пресвятой Богородицы Кижского погоста. В новых условиях в 1998–1999 гг. была осуществлена реэкспозиция интерьера собственно-церковного помещения церкви, облик которого был приближен к облику действующего храма. Иконостас стал более соответствовать церковным канонам: в местном ряду заменили икону «Неопалимая купина», вместо деревянных щитов в деисусном ряду были установлены зеркальные копии икон «Евангелист Иоанн Богослов» и «Григорий Богослов», а в пророческом – пророков Илии, Аввакума и Ионы. [5] Копии икон были выполнены в 1999 г. студентами-иконописцами Православного Свято-Тихоновского Богословского Института. Значительно увеличилось количество икон, находящихся в собственно-церковном помещении. В храме появилось необходимое церковное убранство. [текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]
За два года до этого (в 1996 г.) в сенях Покровской церкви была открыта выставка по истории Кижского прихода. Ее подготовке предшествовала серьезная исследовательская работа сотрудников музея. Архивные документы и фотоматериалы, составившие основу выставки, представили ключевые моменты приходской истории XVI–XX вв. В 2002 г., 2006 г. и 2014 г. осуществлялись реэкспозиции выставки, вызванные изменениями, происходившими в жизни прихода в начале XXI в. [6]
Конец 1990-х гг. связан с началом реализации еще одной этнографической программы музея-заповедника «Кижи». Открытие в 1999 г. в хозяйственной части дома Елизарова выставки «Строительство лодки-кижанки» положило начало систематической работе по представлению в музейной экспозиции традиционного судостроения. В том же году впервые была проведена «Кижская регата» – гонка весельных лодок, которая сейчас превратилась во Всероссийский фестиваль традиционного судостроения и судоходства. С 2008 г. в рамках регаты проводится конкурс мастеров-судостроителей, цель которого – способствовать возрождению интереса к строительству лодок по старым технологиям. В 2010 г. экспозиция по традиционному судостроению была перенесена на второй этаж хозяйственной части дома Сергеева из деревни Логморучей. Помимо крестьянской судостроительной мастерской она представляет различные виды традиционных лодок, распространенных на территории Карелии в конце XIX – первой половине XX вв. На первом этаже хозяйственной части дома была организована демонстрация работы мастера-лодочника. В 2014 г. на берегу залива около дома была создана экспозиция под открытым небом – «Кижская гавань», в составе которой лодки традиционной постройки, лодочные причалы, вешала для сушки и чистки рыбацких сетей. Создание в 2018 г. выставки «Водные пути-дороги. Из истории судостроения, судоходства и рыболовства на Онежском озере» в том же доме Сергеева стало логическим продолжением мероприятий по созданию на острове Кижи единого экспозиционного комплекса, посвященного судостроению и судоходству.
Один из наиболее значимых и сложных проектов развития экспозиции музея-заповедника «Кижи» – воссоздание в 2001 г. уникального интерьера часовни Архангела Михаила из деревни Леликозеро, достоинствами которого являются подлинность и многочисленность сохранившихся икон, их исключительная художественная ценность. В часовне сохранились иконостас, включающий деисусный и местный ряды, а также «небо» – иконы, расположенные на потолке молитвенного помещения. Большинство иконостасных икон датируется последней третью XVII в., среди них выделяются две подписные иконы: «Архистратиг Михаил с деяниями» (1671 г.) и икона «София Премудрость Божия» (1674 г.). Иконы и тябла «неба» также написаны в последней трети XVII в., но, в отличие от отреставрированных в 70-80-е гг. XX в. иконостасных икон, клинья «неба» находятся под тремя слоями записи. Верхний слой – поновление, выполненное в конце XIX в. заонежским иконописцем Михеем Абрамовым. [7]
В начале 2000-х гг. системный характер приобрела реализуемая в музее с 1980-х гг. программа традиционного земледелия, которая позволяет создать на острове Кижи исторически достоверную экспозицию заонежской деревни, частью которой были обработанные поля. Одной из составляющих программы является демонстрация сельскохозяйственных занятий для посетителей музея. В настоящее время на территории Заонежского сектора музея разработано поле, на котором высеваются рожь, овес, ячмень, демонстрируя, таким образом, традиционную для севера России трехпольную систему земледелия. В состав крестьянских усадеб входят разработанные огороды. Есть участок с посевами льна. Для работы на полях и огородах был воссоздан необходимый инвентарь. Во время знакомства с музейной экспозицией туристы могут наблюдать труд земледельца – пахоту, сев, жатву, обмолот зерновых, огородные работы, сенокос, обработку льна. [8]
Важным направлением работы архитектурно-этнографического музея-заповедника является создание интерьеров жилых и хозяйственных построек, а также тематических экспозиций и выставок. В 1990-е – 2010-е гг. в музее-заповеднике «Кижи» было реализовано несколько таких проектов.[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]
В 2001 г. на территории карельского сектора музея в риге из деревни Ламбисельга открылась выставка «Археология Кижей», где представлены материалы, полученные в ходе раскопок памятников археологии кижской округи. Экспозиция дважды (в 2006 г. и 2009 гг.) реэкспонировалась, что стало возможным благодаря новым открытиям, сделанным археологической экспедицией музея-заповедника «Кижи». [9]
В 2003 г. в доме Елизарова был воссоздан интерьер «избы на сарае» («сарайной горницы»), что позволило проиллюстрировать эволюцию крестьянского жилища второй половины XIX в., связанную с разделением больших семей и отходом части населения Заонежья в город.
В 2010 г. был воссоздан интерьер кузницы из деревни Суйсарь, где установлены горн с мехами, наковальня, размещен кузнечный инструмент. Это позволило не только показать посетителям музея ещё один интерьер традиционной хозяйственной постройки северной деревни рубежа XIX–XX вв., но и демонстрировать кузнечное ремесло в живом исполнении музейного мастера. Многолетняя успешная работа кузницы на острове Кижи вылилась в фестивали кузнечного ремесла «Гвоздь», которые музей проводил в 2015 г., 2016 г. и 2018 г.
В 2011 г. в выставочном помещении дома Яковлева из деревни Клещейла была создана выставка «Два эпоса – две культуры», которая знакомит с историей собирания и изучения карельского и русского эпоса, с выдающимися исполнителями и собирателями карельских рун и русских былин, с лучшими образцами эпических жанров, бытовавших на территории Карелии. Выставка и дом Яковлева являются площадкой для выступлений фольклорного коллектива музея-заповедника «Кижи», живое исполнение русских и карельских песен, народной инструментальной музыки и танцев оказывает сильное эмоциональное воздействие на посетителей, «погружая» их в фольклорную тематику.
В 2013 г. в доме Березкиной, входящем в состав архитектурной экспозиции деревни Ямка, были воссозданы интерьеры двух изб, горницы, создана экспозиция на втором этаже хозяйственной части. Экспозиция изначально планировалась как интерактивная площадка для реализации просветительских и образовательных программ. В доме Березкиной посетители могут познакомиться с ремесленными и фольклорными традициями народов Карелии, продегустировать традиционные блюда русской, карельской, вепсской кухни.[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]
В 2011 г. на остров Кижи был перевезен хлебный амбар из деревни Нинисельга (вторая половина XIX в.) – яркий образец карельской народной архитектуры. В 2013–2014 гг. амбар был отреставрирован и в 2015 г. там была создана интерьерная экспозиция «Рухлядный амбар», связанная с хранением зимней одежды и прочего крестьянского имущества.
Одним из наиболее ярких экспозиционных проектов музея-заповедника «Кижи» последних лет стало создание в 2016 г. в доме Ошевнева интерьера залы – парадного помещения заонежского дома. Это позволило более полно и достоверно представить в музейной экспозиции дом состоятельной заонежской семьи, какой являлась семья Ошевневых. Интерьер воссоздан на период 1900–1914 гг. – время, когда в Заонежье происходил процесс разложения традиционного уклада жизни. Интерьер залы разительно отличается от интерьеров традиционных изб и горниц, столь привычных для посетителей отечественных музеев крестьянской культуры. Потолок залы покрашен белой краской, стены оклеены обоями, а их нижняя часть оформлена деревянными панелями. В одном из углов размещен макет изразцовой печи с использованием оригинальных изразцов и печной фурнитуры, переданных музею из собрания Елагиноостровского дворца-музея. Обстановка комнаты включает многочисленные предметы, подчеркивающие социальный статус хозяев дома – мягкая мебель, буфет с фарфоровой и фаянсовой посудой фабрик Кузнецовых, патефон, при входе в комнату оформлена рабочая зона с письменным столом и книжным шкафом.
Завершая обзор наиболее значительных экспозиционно-выставочных проектов, осуществленных на острове Кижи в 1990-е – 2010-е гг., необходимо сказать, что все эти годы в существующие комплексы крестьянских усадеб и интерьерные экспозиции вносились тематические изменения и дополнения, музейная экспозиция насыщалась новыми формами показа крестьянских трудовых и бытовых процессов, картинами обрядовой и обыденной жизни крестьян. Восстановление в 2014 г. причала у Кижского погоста способствовало целостности восприятия исторически сложившегося архитектурно-ландшафтного окружения Кижского ансамбля. В указанный период был создан ряд временных этнографических выставок, представивших различные аспекты традиционной культуры народов Карелии: «Заонежье в старых фотографиях» (1997 г.), «Приданное и дары заонежской невесты» (1999 г.), «Отражение» (2000 г.), «Девичья обрядность Заонежья конца XIX – начала XX в.» (2006 г.), «Новые поступления в фонды музея-заповедника «Кижи». 2000–2010 гг.» (2012 г.), «Выпей чайку, позабудешь тоску» (2013 г.).
- [1] Гущин Б.А. Из истории создания архитектурно-этнографической экспозиции музея-заповедника «Кижи» // Актуальные проблемы развития музеев-заповедников: Тез. докл. Всерос. науч.-практ. конф. (Петрозаводск – Кижи, июнь, 2006 г.). Петрозаводск, 2006. С. 55–61.
- [2] Гвоздева Ж.В. Деятельность фольклорного коллектива в музее-заповеднике «Кижи» // Актуальные проблемы развития музеев-заповедников: Тез. докл. Всерос. науч.-практ. конф. (Петрозаводск – Кижи, июнь, 2006 г.). Петрозаводск, 2006. С. 35–39; Михайлова Н.С. Фольклорный ансамбль музея «Кижи»: основные принципы и перспективы развития // Изучение и актуализация традиционной культуры (к 50-летию музея-заповедника «Кижи»). Петрозаводск, 2016. С. 293–299 (Кижский вестник; Вып. 16).
- [3] Чусова Н.А. Из опыта демонстрации нематериального наследия в музее-заповеднике «Кижи» // Актуальные проблемы развития музеев-заповедников: Тез. докл. Всерос. науч.-практ. конф. (Петрозаводск – Кижи, июнь, 2006 г.). Петрозаводск, 2006. С. 204–209.
- [4] Хуттер И.И. Проект «Возрождение утраченных традиций Русского Севера. Колокольная партитура Кижской волости» // Изучение и актуализация традиционной культуры (к 50-летию музея-заповедника «Кижи»). Петрозаводск, 2016. С. 300–308 (Кижский вестник; Вып. 16).
- [5] Научный архив музея-заповедника «Кижи», ф. 1, оп. 3, ед. хр. 1655 (Фролова Г.И. Интерьер Покровской церкви Кижско-Спасского погоста. Тематико-экспозиционный план. Петрозаводск, 1998).
- [6] Трифонова Л.В. Из истории Кижского прихода XVI–XX столетий // Церковь Преображения Господня на острове Кижи: 300 лет на заонежской земле: сборник статей. Петрозаводск, 2014. С. 33–41.
- [7] Путь длиною в три столетия: каталог выставки / [Сост. Г.И. Фролова]. Петрозаводск, 2006. С. 14–17.
- [8] Нематериальные формы культурного наследия в музее-заповеднике «Кижи» // Музей-заповедник «Кижи». 40 лет / [Б.А. Гущин и др.; ред. и сост. И.В. Мельников]. Петрозаводск, 2006. С. 100–110.
- [9] Мельников И.В. 1)Новые археологические памятники южного Заонежья // Кижский вестник. Петрозаводск, 2001. Вып. 6. С. 197–220; 2)Новые открытия памятников археологии на юге Заонежского полуострова // Кижский вестник. Петрозаводск, 2002. Вып.7. С. 212–219; Спиридонов А.М., Герман К.Э., Мельников И.В. Южное Заонежье в X–XVI веках (археология центра Кижского погоста). Петрозаводск, 2012; Мельников И.В., Герман К.Э. Древние поселения южного Заонежья (мезолит – энеолит). Петрозаводск, 2013.
Текст может отличаться от опубликованного в печатном издании, что обусловлено особенностями подготовки текстов для интернет-сайта.