Федотова Л.В. (г.Москва)
В поисках утраченного. Традиционное художественное ремесло тверских карел в экспедиционной и экспериментально-творческой работе НИИХП
@kizhi
Аннотация: В сообщении освещаются материалы экспедиций НИИ художественной промышленности в Тверской области и результаты творческой работы на основе изучения традиционного искусства верхневолжских карел. Приводятся примеры сохранившихся в быту предметов традиционного ткачества, вышивки и других видов народных ремёсел.
Ключевые слова: народное искусство; ремесло; ткачество; вышивка; традиция;
Summary: The message contains the matters of the Art Industry Research Institute expeditions in the Tver region and the results of the creative work based on the study of traditional art of the Upper Volga karelians. Examples of the remaintеd household subjects of traditional weaving, embroidery and other kinds of crafts are given.
Keywords: folk art; craft; weaving ; embroidery; tradition;
Научно-исследовательский институт художественной промышленности, где мне довелось работать в течение 20 лет (1973–1993 гг.), занимался изучением традиционных художественных ремесел и творческим сотрудничеством с объединениями мастеров художественных промыслов России. Постоянно проводились экспедиции по изучению и развитию народных художественных промыслов в различные регионы страны с целью сбора материала для творческой работы мастеров и художников. Ряд экспедиционных выездов в Тверскую (Калининскую) обл. дали мне возможность познакомиться с традиционными ремеслами и прикладным искусством тверских (верхневолжских) карел. Современные карельские поселения сложились, главным образом, в Максатихинском, Лесном, Лихославском, Рамешковском районах.[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]
По справедливому наблюдению известного искусствоведа, исследователя русского народного искусства Л.Э. Калмыковой, «при огромном внимании исследователей к старине русского Севера не менее своеобразные произведения Тверской земли изучались мало. Однако и это необычайно важно: древние традиции, уже забытые в других местах, оказались здесь более устойчивыми». [1] Характерными особенностями народного искусства Тверской обл. является многообразие архаичных форм. Стилистическая неоднородность определяется разными факторами: историческими, этническими, географическими. Карельский орнамент отличается своими зооморфными мотивами, строгой геометричностью композиций, которые часто строятся по законам «геральдического стиля». [2]
Из древних, повсеместно распространенных промыслов, текстильные промылсы (узорное ткачество, различные виды вышивки) сохранились до наших дней главным образом в домашних ремеслах крестьянок.
Ткачество из текстильного лоскута, распространенное во многих уголках России, – явление сравнительно новое, но питают его исторические корни традиционного искусства и ремесла. Так, например, в орнаментах дорожек-половиков отдельных районов Тверской обл. можно найти аналогии с традиционными одеялами Карелии. Хотелось бы остановиться на анализе ручного ткачества как особом виде народного художественного ремесла.
Ручное ткачество в карельских деревнях с середины ХХ в. вступило на новый этап своего развития. Выполняемые деревенскими мастерицами напольные дорожки отличаются богатством технических приемов ремесла, орнаментальных и колористических решений. Домотканые карельские половики отличаются мозаичными переливами нежных оттенков различных красок, гармонично сочетающихся между собой. На многоцветном клетчатом или полосатом фоне выделяется рельефный, похожий на вышивку, крупный орнаментальный мотив четырехлепестковой розетки, вытянутого по ширине или прямоугольного ромба. В экспедиционной работе очень важно знакомство с бытом народных мастеров, общение с людьми. Обилие серебристого дерева и других естественных материалов в убранстве жилища словно диктует мастерице выбор цветовых отношений, сочетания тонов, линий и форм. Узорные половики органично входят в интерьер современного карельского дома. Технология изготовления домотканых дорожек-половиков достаточно проста. Мастерицы работают на обычном крестьянском деревянном станке. В качестве основы (продольных нитей) используют покупные самые толстые швейные нитки (№ 10), а утком, создающим полотно и узор, служат нарезанные на ленты и скрученные в жгуты лоскуты ткани. Чаще всего для этого используется отслужившая одежда. Как исходное применяется простейшее ткацкое переплетение – полотняное, но для образования узора вводится дополнительный второй уток (обычно контрастный по цвету). В процессе создания дорожки мастерица без помощи челнока этим дополнительным утком, то есть жгутом из контрастной ткани, прокладывает задуманные конфигурации орнамента, закрепляя узорообразующий уток между нитями основы и фоновым утком. В ткачестве такой метод называется «перебор под полотно».
Карельские мастерицы, освоившие ткацкое ремесло в 1930-е – 1950-е гг., владели и другими техниками ткачества, но применяли их крайне редко. Многие ткачихи сохранили в памяти освоенные в детстве или в молодости приемы мастерства, а в сундуках и просто в убранстве домашнего быта имели собственноручно выполненные в предвоенные и послевоенные годы тканые вещи, которые можно встретить в деревнях как семейные реликвии наряду с ещё более старинными образцами, например браного или ажурного ткачества. По образцам фрагментов народной одежды, скатертей, полотенец и других изделий можно сделать вывод, что издавна карелки умели вырабатывать и гладкие холсты, и фактурные многоремизные ткани, владели приемами ажурных перевивочных переплетений, браного и закладного ткачества.[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]
Браное ткачество, типичное для всего Русского Севера, бытовало и у тверских карел. Традиционные женские рубахи и полотенца украшались браными красными узорами по белому фону, для которых характерно построение в виде полосы выпуклого геометрического орнамента. Таких изделий сохранилось крайне мало. Трудно встретить и известные по музейным коллекциям узоры закладного ткачества. Однако художественные традиции этих наиболее ярких видов искусства ручного ткачества опосредованно живут в современном народном творчестве, получая отражение в композиционных и орнаментальных решениях рукотворных вещей.
В собрании народного (общественного) краеведческого музея райцентра Максатиха хранится очень интересное праздничное полотенце, включающее в свое богатое узорочье и традиционную карельскую строчевую (по сетке) вышивку, и широкие многоцветные полосы закладного ткачества, и браные орнаменты. Несмотря на то, что полотенце составлено из отдельных частей, оно выглядит очень гармоничным. В нем привлекает характерное для карельского народного искусства взаимоотношение крупных мотивов и мелких, тщательно разработанных орнаментов, взаимодействие плотных и разреженных структур, гладкой и рельефной поверхности ткани, что вместе создает целую симфонию переливов красок, света, орнаментальных рядов, имеющих идущие из глубины веков смысловое значение. Здесь как бы сконцентрированы наиболее типичные для конца Х1Х – начала ХХ в. виды женских художественных ремесел карельского населения Тверской земли.
Вплоть до 1960-х гг. в крестьянских домах женщины ткали разнообразные изделия, исходя из необходимости и потребностей быта, привычного уклада жизни, и по приверженности традициям. По работам нескольких мастериц, с которыми общались участники экспедиций в 1980-е гг., можно судить о том, насколько интересны и разнообразны по приемам и комбинациям различных переплетений нитей народные карельские ткани. Жительница деревни Спирово Лесного района Мария Круглова, чья юность пришлась на 1930-е гг., сохранила великолепные, очень разные образцы своих изделий. Это и легкая кисея на окна, и нарядные скатерти с ажурными полосами, и плотные материи для телогреек и наматрасников, узорные покрывала и др. Основным сырьем служил лен, но применялись также хлопок, шерсть, конопля. Позднее мастерица стала ткать из тряпичного лоскута. Дорожки-половики её работы привлекают многообразием графических и орнаментальных ритмов, красотой цветовых сочетаний. Не менее интересны и ткани, выполненные жительницей той же деревни Александрой Симоновой. По работам этих мастериц можно изучать наиболее типичные приемы и технику карельского народного ткачества. Покрывала и скатерти часто оформлялись равномерным ремизным узором. При ремизном (многоремизном) способе ткачества рисунок получается сочетанием нескольких видов переплетений. Особенно заметные эффекты возникают, когда основа и уток берутся контрастных цветов. Сложность узора во многом зависит от количества ремизок, через которые пропущены нити основы на станке, а также от порядка их подъема при проложении утка. Наиболее распространенным видом является пятиремизное ткачество. Здесь возможна вариативность калейдоскопического узора, повторяющегося в шахматном порядке. В узорах «пряников», «кругов», «клетчатины» рисунок образуется мелкими настилами по утку, чередующемуся с гладкими участками.
В карельских деревнях ткали льняные скатерти «с прошвами», используя ажурные перевивочные переплетения, и также – легкие занавесочные ткани. Их мы встречали в Лесном, Максатихинском, Рамешковском районе. Когда нити основы с помощью специальной палочки группами меняются местами и дополнительно перевиваются нитью, создается эффект мережки с крупными просветами. В занавесочных тканях и салфетках применялись и «ложноажурные» ремизные структуры, при которых нити ткани без перевивки основы благодаря взаимному переплетению стягиваются небольшими группами, создавая эффект узелков и мелкой сетки.
Ажурные узоры характерны и для вышивки. Наиболее типичны примеры «строчевой» (филейной) вышивки, традиции которой были восприняты художественными промыслами. [3] [текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]
Художник НИИХП Л.С. Филонова не раз в своих творческих разработках обращалась к традициям карельской вышивки. Тверские художники С.С.Сета и Н.М. Новожилова накопили опыт в создании изделий с применением строчевой вышивки в украшении нарядных современных платьев, блуз и комплектов одежды, а также сувенирных и подарочных полотенец и салфеток. Богатые зрительные впечатления, полученные в результате экспедиционных выездов и общения со старыми народными мастерами, позволили заслуженному художнику России Н.М. Новожиловой создать коллекцию уникальных произведений с вышивкой, которые не раз демонстрировались на художественных выставках в нашей стране и за рубежом. Таким образом, уходящее из жизни в наше время традиционное искусство получает новую жизнь, но это не противоречит возможностям развивать народное творчество на местах его традиционного бытования в сфере культуры и образования.
- [1] Калмыкова Л.Э. Народное искусство Тверской земли. Тверь, 1995. С. 11.
- [2] Маслова Г.С. Народный орнамент верхневолжских карел. М., 1951. С. 125.
- [3] Более подробно об этом см.: Федотова Л.В. Ведновская строчка в прошлом и настоящем // Художественные промыслы России. Теория и практика.. М., 1992. С.169–179 (Сборник научных трудов Научно-исследовательского института художественной промышленности).
Текст может отличаться от опубликованного в печатном издании, что обусловлено особенностями подготовки текстов для интернет-сайта.