Метки текста:
Рябининские чтенияШтина Е.А. (г.Санкт-Петербург)
Сохранение и актуализация нематериального наследия традиционной культуры с помощью цифровых технологий
@kizhi
Аннотация: Образ солнца неоднократно привлекал внимание исследователей славянского фольклора, а также фольклора других народов. В настоящей статье предлагается обзор «солнечных» мотивов, представленных в русских свадебных причитаниях. Не ставая целью дать полный перечень этих мотивов, мы сосредоточимся главным образом на причитаниях Русского Севера, свадебных песнях Сибири и Уральских плачах, собиравшихся в XX в.
Ключевые слова: свадебные причитания; любовные заговоры; «воля» невесты;
Summary: Images of the sun often have attracted the attention from Slavonic folklore researchers, as well as another folklores researchers. In this paper we give an overview motif of the sun in the Russian wedding lamentations. We are not aiming to give complete lists of these motifs. We mainly focus on the lamentations in the north of Russia, the wedding songs in Siberia and the wedding lamentations of Ural, all collected in the 20th century.
Keywords: wedding lamentations; love charms; «volya» of bride ;
Совершенствование информационных технологий и глобализационные процессы в современном обществе дали новый виток развитию проблемы сохранения и трансляции традиционной культуры, в том числе и нематериального культурного наследия.[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]
Знаменателен факт принятия мировым сообществом на Генеральной конференции ЮНЕСКО в 2003 г. Конвенции об охране нематериального культурного наследия (далее – Конвенция). Ратификация документа прошла быстро: через 2,5 года после создания ее одобрили 8 азиатских, 6 европейских, 6 арабских, 6 африканских и 4 латиноамериканские страны, показав тем самым большой интерес к сохранению нематериального наследия. [1]
В Конвенции определено, что нематериальное культурное наследие являет собой «формы представления и выражения, знания и навыки, – а также связанные с ними инструменты, предметы, артефакты и культурные пространства, – признанные сообществами, группами и, в некоторых случаях, отдельными лицами в качестве части их культурного наследия». [2] К таким формам относят устное народное творчество, танцевальное и музыкально-исполнительское искусство, обычаи, обряды, празднества, традиционные ремесла – все то, что является «неосязаемой» частью культурного наследия.
Однако многие государственные деятели и исследователи считают, что Конвенция в данном виде дальше существовать не может. Среди главных претензий выделяют размытость понятия «нематериального наследия», понижение ценности не включенных в Список ЮНЕСКО объектов, поляризацию понятий «живого» (нематериального) и «мертвого» (материального). [3] Р. Курин указывает, что главной опасностью является то, что документация отдельных объектов не может зафиксировать все их связи в культурном контексте, сохранение танцевального наследия не влечет за собой сохранение образа жизни исполнителей. [4]
Разработка способов сохранения, исследования и популяризации нематериального наследия осуществляется постоянно. По мнению К. Грант, «стремительная урбанизация становится причиной исчезновения традиционного культурного и ритуального контекста вплоть до полной атрофии местной культуры: процессы наследования останавливаются, обстоятельства больше не воспроизводятся». [5] Проблемой является также и то, что невозможно подсчитать и в процентах определить степень сохранности нематериального наследия. [6] Становится понятно, что для обеспечения своего существования в условиях вымирания местных культур традиционное нематериальное наследие требует сохранения и документации в материальной форме.
Одним из главных достижений международного сотрудничества является создание архивов нематериальных ценностей, в том числе и архивов виртуальных, открывающих доступ к культурным сокровищам для жителей разных стран. Так, в российском Интернет-пространстве существует Электронный каталог объектов нематериального культурного наследия народов России, где хранятся данные, включающие видео- и аудиозаписи, научные статьи, фотографии. [7] Подобный раздел есть также на портале «Культура.РФ». [8] Разработка виртуальных выставок, тематических баз данных с возможностью расширенного поиска могут существенно облегчить работу по актуализации наследия. [текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]
В Конвенции говорится о том, что уникальной ценностью обладает не только объект нематериального культурного наследия, но и все материальные свидетельства, с которыми он связан, в том числе цифровые коллекции. Согласно Хартии о сохранении цифрового наследия, принятой ЮНЕСКО в 2003 г., цифровые материалы включают в себя текстовые документы, базы данных, неподвижные и движущиеся изображения, звуковые и графические материалы, программное обеспечение и веб-страницы, представленные в значительном и непрерывно увеличивающемся количестве форматов. [9] Зачастую эти материалы фиксируются на короткий срок и требуют принятия мер, направленных на их создание, сохранение и управление ими.
С помощью цифровых технологий можно произвести музеефикацию нематериального наследия, что «подразумевает преобразование компонентов нематериального наследия, утративших механизмы естественной трансляции традиции, в объекты музейного показа в музее с целью максимального сохранения и актуализации». [10] Необходимо отметить, что нематериальное наследие представляет сложность для хранения также тем, что исполнители могут интерпретировать традиционные произведения по-разному, поэтому важным условием становится фиксация всех сохранившихся вариаций.
Сохранение цифрового наследия является одной из гарантий того, что материалы, фиксирующие объект нематериального наследия, позволят оставить в веках свидетельство о нем самом. Возможность длительного хранения без угрозы для оригинала неограниченного количества копий и доступность – несомненные преимущества цифрового наследия. Однако многие исследователи указывают на то, что на уровне семантики существует большой разрыв между нематериальным культурным наследием как таковым и закодированным мультимедийным файлом. Переход от такого файла к его значению включает в себя множество аспектов человеческого восприятия, понимания и досконального знания социального контекста, в котором происходят мероприятия по поиску информации о памятниках. [11]
Тем не менее, как отмечает Е.И. Ковалева, «процессуальность “живой” традиции, ее непрерывность и динамика не позволяют осуществлять в музее ревитализацию нематериального наследия в надлежащей степени», за исключением создания экомузеев, музеев под открытым небом с непрерывным воспроизведением традиций, а также использования информационных технологий. [12]
А.В. Лебедев считает, что «в современной музейной практике все чаще встречаются специально созданные аудио-, видео- и мультимедийные программы, выступающие равноправными участниками экспозиционного “действа” наряду с традиционными музейными предметами». [13] По его словам, наиболее продуктивным использованием средств мультимедиа является вариант, когда возникает ситуация гармоничной экспозиционной равновесности материальных и виртуальных объектов, предмета и процесса (например, музыкальный инструмент и его звучание, наряд шамана и видеозапись ритуального танца). Данный способ дает возможность для решения проблемы адекватного соотношения нематериальной сущности культурного объекта и его материального воплощения в музейной сфере.[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]
Таким образом, объекты цифрового наследия и информационные технологии в целом выступают одним из необходимых в музейной практике элементом показа и интерпретации нематериального культурного наследия. Сохранение как связанных с нематериальным наследием материальных объектов (одежда, инструменты, ритуальные предметы), так и фиксация действий на цифровых носителях, формирующих в конечном итоге цифровое наследие, является одним из самых важных шагов в сохранении всего культурного наследия.
- [1] ЮНЕСКО. Вестник нематериального наследия. 2006. № 1. С. 1.
- [2] Конвенция об охране нематериального культурного наследия. Париж, 2003 [Интернет-ресурсы] URL: http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/cultural_heritage_conv.shtml по – дата обращения: 21.01.2019.
- [3] Климов Л.А. Музей в сохранении и презентации нематериального культурного наследия: дис. … канд. культурологии. СПб., 2012. (Рукопись).
- [4] Kurin R. Safeguarding Intangible Cultural Heritage in the 2003 UNESCO Convention: a critical appraisal // Museum international. Oxford, 2004. № 56.
- [5] Grant C. The Links between Safeguarding Language and Safeguarding Musical Heritage // International Journal of Intangible Heritage. 2010. Vol.5. P. 47.
- [6] Нематериальное культурное наследие // Центральный совет Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры [Интернет-ресурсы] URL: http://www.voopik.ru/our-heritage/kinds-cultural-heritage/non-material/ – дата обращения: 24.01.2019.
- [7] Электронный каталог объектов нематериального культурного наследия народов Российской Федерации [Интернет-ресурсы] URL: http://www.rusfolknasledie.ru/ – дата обращения: 24.01.2019.
- [8] Культурное наследие России: традиции и обычаи [Интернет-ресурсы] URL: https://www.culture.ru/traditions/culture-heritage – дата обращения: 24.01.2019.
- [9] Хартия о сохранении цифрового наследия // ООН [Интернет-ресурсы] ] URL: http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/digital_heritage_charter.shtml – дата обращения: 24.01.2019.
- [10] Курьянова Т. С. Музей и нематериальное культурное наследие // Вестник Томского гос. ун-та. 2012. № 361. С. 56.
- [11] Moelnands D., Cornelis O., Leman M., Gansemans J., Caluve R., Tre G., Hallez A. The problems and Opportunities of Content-Based Analysis and Description of Ethnic Music // International Journal of Intangible Heritage. 2007. Vol. 2. P. 59–60.
- [12] Ковалева Е.С. Информационные технологии в сохранении и презентации нематериального культурного наследия в музее // Современные научные исследования и инновации. 2015. № 5. Ч. 5 [Интернет-ресурсы] URL: http://web.snauka.ru/issues/2015/05/52569 – дата обращения: 24.01.2019.
- [13] Лебедев А.В. Равноправные участники музейного действа // Музей. 2006. № 5. С.31–32.
Текст может отличаться от опубликованного в печатном издании, что обусловлено особенностями подготовки текстов для интернет-сайта.