Основные принципы современной реставрации @kizhi
Рекомендуемая литература:
- Подъяпольский С.С. и др. Реставрация памятников архитектуры. – М., Строй издат, 1988.
- Пруцин О.И., Рымашевский Б., Борусевич В., Архитектурно-историческая среда. – М., Стройиздат, 1990.
- Международная хартия по консервации и реставрации памятников архитектуры // Методика и практика сохранения памятников архитектуры. – М., 1974, с.123–127.
- Михайловский Е.В. Реставрация памятников архитектуры: Развитие теоретических концепций… – М., 1971.
Основными законодательными и инструктивными документами, которыми пользуются в настоящее время в нашей стране при ведении реставрационных работ, являются:
- Закон РСФР об охране и использованию памятников истории и культуры.,– М., 1978 (до принятия нового Закона РФ);
- Инструкция о порядке учёта, обеспечения сохранности, содержания, использования и реставрации недвижимых памятников истории и культуры.– М.,1986;
- Венецианская хартия, принятая II Международным конгрессом архитекторов и технических специалистов по историческим памятникам в Венеции в 1964 г., и последующие инструктивные документы, принимаемые на заседаниях комитетов ИКОМОС.
Понятие «памятник архитектуры» является достаточно сложным и многогранным. Ценность его для современного человека заключается в целом ряде аспектов, основные из которых — это историческая и художественная ценности.
- Историческая ценность выражается в том, что он служит носителем информации о прошлом, является историческим источником.
- Отражает уровень развития производительных сил, инженерных, технологических знаний своего времени.
- С точки зрения материальной культуры – несёт информацию о бытовом укладе прошлых эпох.
- В идейно-образном отношении памятники служат историческими свидетельствами идеологии и духовной жизни прошлых времён.
- Отражает наиболее общие черты мировоззрения какого-либо периода времени.
- Памятники обладают также художественной ценностью как произведения искусства, эстетическое восприятие которого неоднозначно, и, учитывая культурный уровень современного человека, может быть не адекватно восприятию первоначальному.
- Взаимосвязь памятника с окружающей средой – характер этих взаимоотношений, во многом определяет эстетические и мировоззренческие критерии своего времени.
- Представляет определённую ценность также и происходившие изменения памятников во времени.
Реставрацию памятников архитектуры можно определить как комплекс научно–обоснованных мероприятий, направленных в первую очередь на продление жизни памятника как сооружения, обладающего многосторонней ценностью, сохранение его исторической подлинности и подлинности его конструкций и элементов, на наиболее полное выявление его историко–архитектурных и художественных достоинств, а также взаимосвязанности с окружающей архитектурной и ландшафтной средой.
На памятнике могут производиться следующие виды работ:
- Ремонт – мероприятия по сохранению памятника, не затрагивающие внедрение в его подлинные конструкции, проводимые периодически работы по его поддержанию, осуществляемые обычными строительными методами. К ним можно отнести – ремонт и смена кровель, покраски и т. п… До начала этих работ и во время их проведения необходимо исследование памятника для выявления ценных элементов, подлежащих бережному сохранению. На памятниках деревянного зодчества перед началом ремонта необходимо особое внимание обратить и зафиксировать все следы от утраченных элементов и конструкций, а также уточнить особенности подкрышных элементов – верхнего венца, слег (возможно, сохранились следы от куриц, декоративная обработка торцов), нижнего венца (необходимо убедиться был ли этот венец первым или под ним существовали ранее ещё венцы) и т. п.
- Консервация – это работы по сохранению памятника, требующие принятия специальных мер, не входящих в обычную ремонтную практику, совокупность мер, направленных на укрепление памятника в существующем виде, предохранение его от дальнейших разрушений. Может быть два типа консервации,– первый – мероприятия по временной защите памятника, которому угрожает разрушение (установка подпорок, навесов и т. п.) с последующим проведением более широкого комплекса реставрационных работ. Другой тип консервации – более сложные работы по укреплению и защите памятника. Это укрепление и защита фундаментов, установка раскрепляющих конструкции связей. Проводимые мероприятия могут быть охарактеризованы как инженерная реставрация. Этим работам предшествуют серьёзные инженерно-технологические и архитектурные исследования. Консервация должна предусматривать возможность последующего раскрытия памятника, выявления ценных в художественном отношении элементов. Бережному сохранению подлежат уникальные старые конструкции, представляющие особый интерес благодаря своей древности, своей редкости, своему совершенству. С точки зрения международных принципов работ на памятниках культуры, консервация отличается наиболее строгим подходом к реставрационным решениям. Поэтому её следует рассматривать как основной вид работ, особенно для наиболее ценных, древних и уникальных памятников, где с особой силой выступает требование максимального сохранения подлинности. Консервацией, по современным понятиям должны ограничиваться работы по элементам памятника, носящим отпечаток индивидуального творчества мастера-исполнителя.
- Реставрация – может включать и ремонт и консервацию и собственно реставрационные работы, затрагивающие подлинные конструкции, с возможным их видоизменением и научно-обоснованным изменением внешнего облика. Это наиболее сложный комплексный вид проводимых на памятнике работ. Характер проводимых на памятниках реставрационных работ также разнообразен, как и сами памятники. Различают фрагментарную реставрацию и целостную. Реставрация памятника с сохранением различных временных напластований с частичным его видоизменением может быть отнесена к фрагментарной. Реставрация на определённую дату – целостной. Реставрация состоит из двух основных операций – раскрытия памятника путём удаления поздних, искажающих облик памятника наслоений, и восстановления утраченных элементов. Раскрытие – возможно, когда удаляемые части не представляют ни исторического, ни художественного интереса, когда их удаление позволит раскрыть ценные архитектурные элементы памятника. Оно недопустимо, если создаёт угрозу устойчивости здания и его сохранности. Раскрытие может сочетаться с дополнением утраченных элементов, конструкций или их фрагментов. Мера дополнений определяется индивидуально. И как любые решения по характеру проводимых на памятниках работ, степени их видоизменения принимаются при коллегиальном обсуждении с участием специалистов. Целостная реставрация отличается от фрагментарной не масштабами работ, а основной целью – восстановление прежнего облика памятника во всей его полноте. Все проводимые дополнения, воссоздания элементов должны быть документально обоснованы, с осторожным привлечением строго отбираемых аналогов.
Включение памятников в современную жизнь при правильном выборе новой функции – гарантия его дальнейшего сохранения.
Основой реставрации является многостороннее комплексное исследование памятника.[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]
В состав исследований входят:
- Натурные исследования – а) внешний осмотр, б) обмеры здания, в) фотофиксация, г) зондажи, д) шурфы.
- Библиографические и архивные исследования.
Проектирование ведётся в несколько стадий:
1 стадия – эскизный проект реставрации, который проходит рассмотрение и утверждение.
2 стадия – рабочее проектирование.[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]
Исследование памятника и проектирование могут продолжаться в течение всего периода реставрации, при обязательном проведении архитектором–реставратором авторского надзора за ходом работ.
В ходе реставрации производится фотофиксация и фиксация проводимых работ и новых раскрытий.
Архитектор–реставратор, осуществляющий авторский надзор, вправе приостанавливать работы при выявлении неправильного их ведения или при обнаружении новых данных о памятнике, уточнения его состояния, предполагающих изменение реставрационных решений.
По завершении реставрации составляется отчёт о реставрации.
Перед началом проведения любых работ на памятниках, как исследовательских, так и производственных необходимо получить на это разрешение Государственных органов по охране памятников.[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]
Текст может отличаться от опубликованного в печатном издании, что обусловлено особенностями подготовки текстов для интернет-сайта.