Краткая история реставрации памятников в Карелии @kizhi
До конца 1940–х годов памятники деревянного зодчества Карелии, которых в официальных списках значилось не более десятка, не подвергались ни детальному исследованию, ни практической реставрации. Культовые сооружения, оставленные с 1920 х-30 х годов без должного присмотра, полностью заброшенные или функционирующие обычно как склады, начали интенсивно разрушаться. Жилые дома, представляющие ценность как памятники традиционной народной архитектуры, обладавшие разнообразием форм и декора, в связи с изменением бытового уклада крестьян, перестраивались или разрушались. Большое внимание к памятникам истории и народной архитектуры государством было уделено после Великой Отечественной войны. В то время в Карелии не было своих специалистов – архитекторов, исследователей. Поэтому сюда были направлены специалисты из Москвы. При первичном обследовании ими было отмечено, что расположенные здесь уникальные памятники архитектуры находятся в очень тяжёлом состоянии, и крайне необходимо принимать меры по их спасению. Для решения этих задач в 1949 г. при Управлении по делам архитектуры при Совете Министров КФССР были созданы Республиканские научно–реставрационные мастерские. К этому времени в Республике было принято на учёт 120 памятников, из них 10 включены в перечень памятников общесоюзного значения. Первые памятники, на которых мастерская начала свою работу, были Успенский собор в г. Кеми, Преображенская церковь в Кижах и Успенская церковь в Кондопоге. Одновременно возводили леса для обмеров и обследований и начинались первоочередные ремонтные работы. В этот период примерно 1/5 часть выделяемых средств шла на исследовательские и проектные работы, и 4/5 на производство работ. Было создано два участка мастерской – Кемский и Заонежский. Работы, в большинстве случаев, носили противоаварийный характер, предохранение памятников от дальнейшего разрушения. В начале 1950–х годов противоаварийные работы велись уже на церкви Фрола и Лавра в Мегреге, на Водлозерско–Ильинском погосте, на церквях в с. Вирма, с. Типиницы, соборе в г. Кеми, на часовнях в дд. Васильеве и Волкостров. В то же время проводились обмеры старинных крестьянских изб, обмеры и составление проектной документации на ряд часовен, церквей.
Значительное место при исследовании памятников отводилось работе с архивами. Историк–искусствовед мастерской Старогин изучил огромный объём материала в Карельском госархиве, сейчас рассмотренный им материал, касающийся памятников деревянного зодчества, сведён в специальный отдельный фонд Старогина, к которому при исследовательских работах в этом архиве по памятникам рекомендуется обращаться в первую очередь.
В большинстве проектов того времени авторы ориентировались на проведение целостной реставрации памятников. Как само собой разумеющееся считалось необходимым снятие обшивок со стен, восстановление первоначального облика. Однако, уже в то время при обсуждении проектов отмечалась опасность проявлявшегося нередко «вкусового» подхода к проектным решениям, появлению в результате этого однообразных по деталям, нивелированных памятников.
Основные практические мероприятия, применявшиеся на памятниках – замена части венцов, сгнивших и утративших несущую способность, смена кровель, укрепление и смена шатровых покрытий церквей и колоколен, смена резного декора, замена металлического покрытия глав на лемеховое. Для проведения проектных работ и квалифицированного контроля за производством реставрации приглашались архитекторы из Москвы. Здесь работали архитекторы А. Н. Буйнов (начинал реставрацию собора в Кеми), Б. В.Гнедовский (церковь в Челмужах) и значительное число объектов вёл А. В. Ополовников. Плотницкие работы выполняли местные мастера. Наиболее известной, работавшей длительный период времени была бригада М. Мышева (район Кижей, Заонежье).
К сожалению, невозможность укомплектовать мастерскую специалистами (инженеры, архитекторы) привела к тому, что в 1954 г. научно–реставрационные мастерские были ликвидированы. Работы были частично сокращены, продолжение реставрации было возложено на местные подрядные строительные организации при авторском руководстве архитекторов из Москвы. Основные работы велись в Кижах и Заонежье. С 1956 г. на памятниках Кижского погоста перешли от противоаварийных к более серьёзным восстановительным – с церквей снята обшивка, заменены кровли, заменены часть брёвен, местами поставлены, коронки.[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]
В 1950–е годы уже начали искать способы сохранения древесины, предотвращения её разрушений. Направляли обращения в ведущие исследовательские институты по вопросам древесиноведения, химии и антисептирования. Но отовсюду приходили ответы, что для подобных строений и целей методов предохранения на тот период не имеется.
В 1958–59 гг. Управление по делам архитектуры Карелии пересматривало списки памятников и значительно их сократило, оставив на учёте всего 57 охраняемых объектов (в этой работе принимал участие А. В. Ополовников).
В 50–е годы началось формирование на о. Кижи будущей экспозиции музея–заповедника. На перевозимых сюда памятниках производилась целостная реставрация с воссозданием в большинстве случаев их первоначального вида, с заменами разрушенных элементов, восполнением утраченных. Причём зачастую работы велись с обмерных чертежей, так как ЦНРМ (Центральные научно–реставрационные мастерские, Москва), ведущие эти работы, не успевали выполнять проекты.
Работы велись без генплана, без необходимого обсуждения проектов советами специалистов, что влекло появление субъективных, вкусовых решений.
В 1961–62 гг. Постановлениями государственных и партийных органов указывалось на необходимость более экономичного расходования средств на реставрацию, результатом чего стало исключение всех работ, кроме мероприятий по формированию музея Кижи и реставрации его памятников.[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]
К концу 1960–х годов увеличивается интерес к народной культуре, отмечается увеличение экскурсионного потока, появляется необходимость увеличения объёма реставрационных работ. Это побудило правительство республики в 1989 г. вновь создать в Карелии Специальную научно–реставрационную производственную мастерскую при Министерстве культуры. Основной реставрационный участок мастерской находился на о. Кижи. В составе мастерской была создана и проектная группа, и с 1971 г. почти все проекты реставрации по Карелии выполняли её специалисты. Наиболее продуктивными в отношении проведения реставрационных работ были конец 1970–х, 1980–е годы. В этот период проводилось обследование и реставрационные работы по всей территории Карелии на многих памятниках. Работы носили как противоаварийных характер, так реставрационный с частичной или полной переборкой памятников, комплексом консервационных работ и т. п. Изменение социально–экономических условий в стране в конце 80–х, начале 90–х годов привело к разгосударствлению реставрационного предприятия, дроблению его на отдельные организации.
К концу 90–х годов, в связи с проблемами финансирования резко уменьшился объём реставрационных работ, и вновь они сосредоточились, главным образом, в музее–заповеднике «Кижи».
Текст может отличаться от опубликованного в печатном издании, что обусловлено особенностями подготовки текстов для интернет-сайта.