Носкова А.Г.
Шатровые деревянные храмы «прионежского типа» XVII–XVIII вв.: опыт изучения по архивным источникам Vkontakte@kizhi

Памятниками «прионежской школы» или «прионежского типа» принято называть шатровые деревянные храмы, строившиеся вдоль берегов Онежского озера и реки Свирь в XVII-XVIII в. и обладавшие уникальными особенностями: ярусным построением храмового столпа, в большинстве случаев с его расширением кверху за счет повалов, и фронтонными поясами. В Прионежье и Присвирье сохранилось десять церквей, имеющих или имевших раньше шатровое завершение [1] . Восемь из них принадлежат к числу представителей «прионежского типа» [2] . Всего же до начала проведения автором архивных изысканий по данной теме, разными исследователями к «прионежскому типу» было отнесено шестнадцать памятников [3] . О многих из них в литературе можно было найти лишь очень краткую информацию.

В последние годы были опубликованы труды, посвященные церковно-приходской системе бывших Заонежских погостов Обонежской пятины. На основании писцовых и переписных книг и актового материала А.Ю. Жуковым [4] и Е.Д. Сусловой [5] были составлены близкие к исчерпывающим своды храмов Заонежских погостов, строившихся в период с конца XV по середину XVIII вв. На территории распространения «прионежской архитектурной школы» – вдоль берегов Свири, в западном Прионежье и Заонежье – за указанное время было возведено около полутора сотен церквей. Эти цифры показывают, какое большое количество утраченных построек остается вне поля зрения исследователей деревянного зодчества.

Сложившиеся представления об архитектурных традициях края, основанные на знаниях менее чем о двух десятках объектов и формировавшиеся без учета истории церковного строительства на этих землях, нуждаются в пересмотре. Иными словами, в эволюционной цепи от Лычного острова до Кондопоги, традиционно называемых «первенцем» и «венцом эволюции» «прионежской школы», было много промежуточных звеньев. И найти эти звенья могут помочь только архивные документы.

Существует целый ряд исследований в области деревянного зодчества, в основе которых лежат архивные материалы. Так, по жилым постройкам – это статьи Г.Г. Громова [6] , по ансамблям древнерусских погостов – реконструкции Ю.С. Ушакова [7] . Источниковедение деревянного зодчества является центральным аспектом многолетних исследований М.И. Мильчика [8] . В работах И.Н. Шургина публикуются сведения о многих ранее не известных деревянных церквях [9] . Эти исследования расширяют наши представления о деревянном строительстве в древности. Разумеется, это не полный список публикаций, в которых исторический документ рассматривается как источник по деревянному зодчеству, можно назвать еще много замечательных работ разных авторов. Но с уверенностью можно сказать, что существующие публикации не исчерпывают всех возможностей, открывающихся перед нами в данной области. Огромные массивы источников, содержащих неопубликованные данные о погибших сооружениях, все еще остаются неизвестными и невостребованными [10] .

До сих пор архивные изыскания в области народной архитектуры имели адресный характер и проводились в связи с конкретными объектами или только по отдельным видам источников. Примером (пока единственным) по-настоящему комплексной источниковедческой работы по деревянному зодчеству служит недавно опубликованный В.А. и Б.А. Гущиными двухтомный каталог «Документы и материалы по истории Кижского архитектурного ансамбля» [11] . Он как нельзя лучше демонстрирует, сколь много можно узнать о памятниках архитектуры, если вести целенаправленный многолетний поиск сведений о них. Однако, и это издание посвящено только одному погосту. [текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]

Автором настоящей работы на протяжении нескольких лет ведется поиск источников в различных архивах сразу обо всех памятниках большой храмостроительной традиции, именуемой «прионежской архитектурной школой». Применяемый метод исследования может быть охарактеризован как метод сплошной инвентаризации содержания архивохранилищ, позволяющей выявлять большие объемы новых фактических данных. Результаты этой работы пока опубликованы лишь частично в отдельных статьях автора.

Источники, содержащие сведения о деревянных храмах Онежско-Ладожского межозерья, можно условно разделить на пять основных групп:

1) Документы XVI-XVII вв. (книги: писцовые, переписные, отказные и др.; грамоты: жалованные, вкладные, храмозданные, ставленые, разнообразный актовый материал).

2) Архивные материалы Синодального периода в фондах учреждений Олонецкой и Санкт-Петербургской губерний – документы XVIII-XIX вв. (донесения и отчеты благочинных, клировые и формулярные ведомости, акты обозрения церквей, описи церковного имущества, разнообразные прошения, проекты, статистические и картографические материалы и др.).

3) Результаты исследований и экспедиций отечественных архитекторов и реставраторов конца XIX-начала ХХ в., отраженные в архивных делах Императорской Археологической комиссии и Академии художеств (метрики храмов, переписка по вопросам реконструкции церквей, исторические записки, отчеты, первые обмеры и фотографии церквей и др.).[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]

4) Документы, характеризующие историю начального этапа советских исследований и реставрации 1918-1930-х гг. (полевые дневники экспедиций, акты обследования, обмеры, фотографии, документы учета памятников, отчеты и др.).

5) Исторические справки, паспорта, материалы обследования и реставрации памятников 1940-1990-х гг. в архивах профильных институтов, музеев, реставрационных мастерских, региональных комитетов по охране памятников Петрозаводска, Санкт-Петербурга и Москвы.

На сегодня список мест хранения, в которых были обнаружены материалы по изучаемым памятникам, насчитывает 20 учреждений, а также несколько частных коллекций (см. Таблицу 1). С уверенностью можно сказать, что этот список будет со временем еще дополнен.

Таблица 1. Места хранения документов, содержащих сведения о деревянных шатровых храмах Прионежья и Присвирья XVII-XVIII вв.

К настоящему моменту автором собрано около сотни новых письменных источников по шатровым храмам Онежско-Ладожского межозерья и большое количество изобразительных.

Новые данные вдвое увеличивают число построек, облик которых мы можем себе представить:

  1. 1616 г. - Никольская ц. в Имоченцах;
  2. 1620 г.; вторая половина XVIII в. – Петропавловская ц. на Лычном острове;
  3. 1630 г. - Никольская ц. на острове Брусно [12] ;
  4. 1630 г. - Воскресенская ц. в Важинах;
  5. 1630 г. - Никольская ц. в Олонце;
  6. 1630-31 гг. - Успенская ц. в Фоймогубе [13] ;
  7. 1633-34 г. - Никольская ц. в Линдозере [14] ;
  8. 1644 г. - Никольская ц. в Лижемском приходе [15] ;
  9. 1646-1649 гг. - ц. Рождества Богородицы в Остреченском погосте [16] ;
  10. 1647 г. - ц. Богоявления в Великой Губе [17] ;
  11. 1650 г. - ц. Великомученицы Варвары в Яндомозере;
  12. 1669 г. - Никольская ц. в Горке [18] ;
  13. 1670 г. - Никольская ц. в Вырозере [19] ;
  14. 1675 г. - Ильинская ц. в Шеменичах [20] ;
  15. до 1678 г. - Знаменская ц. на Большом посаде Тихвина;
  16. 1683 г. - Никольская ц. в Деревянном [21] ;
  17. 1682-1685 гг. - Ильинская ц. в Горном Шелтозере [22] ;
  18. 1692 г. - Ильинская ц. в Самино;
  19. 1695 г. - Богородицкая ц. в Гимреке;
  20. 1695 г. - Покровская ц. в Шокше [23] ;
  21. 1697 г. (1693 г.) - Варлаамовская ц. в Рыбреке;
  22. 1696 г. - Никольская ц. в Согиницах;
  23. 1696 г. (1691 г.) - Преображенская ц. в Пидьме [24] ;
  24. 1694; 1720-е гг. - Покровская ц. в Кижах;
  25. 1720 г. - Успенская ц. в Космозере [25] ;
  26. 1751 г. - Георгиевская ц. в Толвуе [26] ;
  27. 1762 г. - Церковь Успения Богоматери в Сямозере;
  28. 1765 г. - ц. Рождества Богородицы в Кузаранде [27] ;
  29. 1769-1770 гг. - ц. Александра Свиркого в Космозере [28] ;
  30. 1774 г. - Успенская ц. в Кондопоге [29] ;
  31. 1779 г. - Успенская церковь в Ладве [30] ;
  32. 1769-1781 г. - Вознесенская ц. в Типиницах [31] .

По сути, половина из перечисленных памятников подробно описаны, либо введены в научный оборот впервые, благодаря вновь выявленным архивным источникам. Кроме того, и по многим ранее известным постройкам были найдены новые сведения и уточнены наши знания о них. Материалы эти постепенно публикуются.

Еще о двух десятках построек мы знаем пока совсем немного, зачастую только то, что они были построены «верх шатром». Это храмы первой трети XVII в. и более ранние, основным источником информации о которых являются писцовые и переписные книги XVI-XVII вв. Сведения об архитектуре церквей семнадцати Заонежских погостов, содержащиеся в переписях, опубликованы в статье И.А. и О.В. Черняковых «Писцовые и переписные книги как источник по истории деревянного зодчества Карелии» [32] .Несмотря на то, что подробных данных об этих сооружениях нет, их значительное количество, расположение и ранняя датировка очень важны для получения объективной картины строительства шатровых церквей в XVII в. Более поздние документы позволили автору идентифицировать некоторые названные в переписях (и, соответственно, в своде И.А. и О.В. Черняковых), без указания типа церкви как шатровые.[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]

Итак, всего известно уже более 50 храмов Прионежья и Присвирья XVII-XVIII вв., названных в документах шатровыми. Для обобщения накопленного материала автором создается единый свод шатровых церквей, в котором собираются данные о месте расположения каждого храма, его посвящении, дате постройки, реконструкций и гибели, найденные сведения о его архитектуре, и указываются источники информации. Также памятники наносятся на карту региона и хронологическую шкалу.

Сопоставление сведений разнообразных источников от XVII до XX вв. позволяет нам постепенно, как бы собирая мозаику, формировать общую картину строительства деревянных храмов на берегах Онежского озера и сопредельных территориях. Складывается очень насыщенная и яркая панорама развития архитектурных решений на протяжении двух столетий. Если не принимать во внимание данные архивных документов при изучении процессов развития архитектуры региона, то выводы такого исследования вряд ли будут объективными. По крайней мере, понимать, что известные памятники были не единичными представителями своего типа и своего времени, необходимо. Архивные источники позволяют нам узнать о погибших, не будучи исследованными, церквях, и пристальнее взглянуть на известные храмы. Ввод в научный оборот большого количества источников существенно расширяет диапазон изучаемых тем и впоследствии позволит выйти на новый уровень как в практической деятельности по сохранению существующих объектов, так и в области теоретического осмысления процессов, происходивших в деревянном зодчестве Русского Севера в целом.

// Системный подход к сохранению памятников деревянного зодчества
Составитель А.Е.Косканен
Интернет-публикация kizhi.karelia.ru. 2017.

Текст может отличаться от опубликованного в печатном издании, что обусловлено особенностями подготовки текстов для интернет-сайта.

Музеи России - Museums in RussiaМузей-заповедник «Кижи» на сайте Культура.рф