Грачева Е.Е. (г.Нижний Новгород)
Реставрация памятника деревянного классицизма — дома М. Ф. Щелокова в Нижнем Новгороде Vkontakte@kizhi

Рис. 1. Дом М. Ф. Щелокова. Начало 2000-х гг.Рис. 2. Вариант реконструкции главного фасада первоначального объема здания  на период первой половины XIX в.Рис. 3. Проект реставрации дома М. Ф. Щелокова (ООО «Асгард, 2020 г.). Главный фасад

Архитектура деревянных жилых домов Нижнего Новгорода XIX — начала ХХ в. обладает стилистическим и типологическим разнообразием. В деревянной жилой застройке первой половины XIX в. достаточно ярко проявлены традиции русского классицизма. Начало формирования стилевой деревянной архитектуры города связано с периодом активного градостроительного развития конца XVIII в., импульсом которому послужило создание первого регулярного плана. [1]

К настоящему моменту в городе сохранилось считанное количество построек этого периода: многие из них, являвшиеся уникальными элементами историко-градостроительной ткани, не уцелели или дошли до наших дней со значительным искажением первоначального облика. Этот наиболее древний пласт наследия городской деревянной жилой архитектуры сегодня нуждается в особых подходах к сохранению подлинного исторического облика и материала.

Объект культурного наследия регионального значения «Дом М. Ф. Щелокова» — один из старейших памятников городского деревянного зодчества, расположенный на центральной улице в непосредственной близости от Нижегородского Кремля. Возведение одноэтажного с мезонином на каменном фундаменте дома по проекту архитектора И. Е. Ефимова на основе альбома «образцовых» фасадов 1809—1812 гг. отнесено 1820-м гг.

Примечательной и редкой особенностью жилого дома являлся первоначальный классицистический портик, выделявший центральную трехосевую часть главного фасада с мезонином. Портик завершался треугольным фронтоном, пилястры которого были декорированы ионическими капителями и сложными базами. В 1861 г. была осуществлена пристройка к боковому северо-западному фасаду первоначального объема комнаты с антресолями (арх. И. К. Кострюков). В 1870-е гг. главный фасад дома получил ряд изменений, несколько нарушивших цельность и строгость ордерной системы портика, ее пропорции и детали.

На протяжении ХХ в. дом сохранял архитектурный облик с характерными чертами классицизма и элементами декора в духе эклектики, приобретенный во второй трети XIX столетия. Отдельные изменения коснулись зашивки ряда окон бокового юго-восточного фасада, новой обшивки частей фасадов со стороны двора, переделок входных частей и некоторых незначительных перепланировок советского периода, утраты угловой печи в большом зале. [2] [текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]

Здание серьезно пострадало во время пожара в 1996 г. После 2001 г. в дом был окончательно закрыт доступ, тамбуры входов разобраны, все проемы первого этажа зашиты. Подлинные элементы и конструкции со временем пришли в нерабочее, а местами в аварийное состояние (рис. 1).

К моменту проведения реставрационных работ (ООО «Асгард», 2020 г.) здание представляло собой деревянный рубленый (фасады обшиты) на каменном фундаменте одноэтажный дом (в пять осей света по главному фасаду) с трехоконным мезонином и антресольным этажом в дворовой части. Основной объем почти квадратный в плане (12,6 × 13 м). С северо-запада к нему примыкал прямоугольный в плане двухэтажный (второй этаж — в уровне антресольного) пристрой.

Объемно-пространственная структура дома, как и композиция его главного уличного фасада, классицистична. Построение же отдельных фрагментов и часть декоративных элементов носили характер эклектики. Центральная часть с мезонином выделялась четырехпилястровым портиком большого ордера, завершенным пологим треугольным фронтоном, в тимпане которого располагалось полуциркульное окно. Пилястры были завершены упрощенными «капителями» из двух небольших полочек; их плоскости дополнены филенками и накладным геометрическим декором. От первоначальных деталей пилястр сохранились их базы с четкой пропорционально выверенной классицистической профилировкой, поднятые на уровень низа окон первого этажа, где проходит подоконный пояс (первоначально они опирались непосредственно на цоколь). Оконные проемы были декорированы рамочными профилированными наличниками с прямыми сандриками.

Наличие архивных материалов предполагало возможность гипотетически реконструировать исторический вид главного фасада первоначального объема здания (рис. 2).

Задача достоверного сохранения подлинных элементов памятника обусловила вариант реставрации его архитектурно-художественного облика, приобретенного во второй трети XIX в. (целостная реставрация «на оптимальную дату») (рис. 3).[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]

Приспособление затронуло подлинные конструкции и планировочную структуру памятника в минимальном объеме. Предполагалась реставрация сохраняемой подлинной деревянной обшивки здания 1970-х гг. Так как утраты декоративного убранства фасадов носили фрагментарный характер, проектом предусматривалась его реставрация с докомпоновкой архитектурных деталей (наличников, пилястр, руста, профилированных поясов, элементов комбинированной резьбы) на основе сохранившихся подлинных фрагментов, а также по архивным фотографиям. Во внутренней структуре здания предусматривалось воссоздание утраченной классицистической анфиладной системы помещений с центральной деревянной лестницей, а также элементов художественных интерьеров (изразцовых печей, штукатурного декора, филенчатых дверных заполнений).

Реставрация памятника осуществлялась методом полной переборки сруба с реставрацией поврежденных венцов. Для максимального сохранения подлинных характеристик здания проектом была предусмотрена докомпоновка утраченных и полностью поврежденных венцов бревнами, взятыми из конструкций деревянных домов второй половины XIX в. из северных районов области. Таким образом, по физическим свойствам данный материал был идентичен древесине конструкций дома М. Ф. Щелокова.

Реставрационные работы, предусматривающие восстановление подлинных характеристик одного из редких по своим архитектурно-художественным качествам памятников классицистического периода, позволят сохранить в историческом пространстве города значимый элемент его культурного ландшафта.

// Системный подход к сохранению памятников деревянного зодчества
Составитель А.Ю.Любимцев
Интернет-публикация kizhi.karelia.ru. 2022.

Текст может отличаться от опубликованного в печатном издании, что обусловлено особенностями подготовки текстов для интернет-сайта.

Музеи России - Museums in RussiaМузей-заповедник «Кижи» на сайте Культура.рф