Тиунов О.В. (г.Санкт-Петербург)
Изучение памятника как основа проекта реставрации Vkontakte@kizhi

Рис. 1 Эскизный проект реставрации, автор Рахманов В.С. 2000 г.Рис. 2 Процесс реставрации, вывешивание церкви. Тиунов О.В. 2013 г.

Реставрация памятников архитектуры — обширнейшая тема для познания и обсуждения. Возрождение памятников деревянного зодчества, пожалуй, самая сложная и в то же время самая интересная задача для архитектора-реставратора. Деревянная строительная культура, уходящая своими корнями в глубину веков, создавалась многими поколениями мастеров, их упорным трудом и творческими поисками. Деревянное зодчество — это прежде всего зодчество народное, живое, многогранное и талантливое. Как же подходить к реставрации таких памятников? Для конструкций деревянного зодчества характерна простота, логичность и надёжность. Форма их является отражением окружающей природы — она тоже практична и целесообразна. В своих творениях наши предки всегда сочетали функциональность с надёжностью и красотой. «Полезность + конструктивность + эстетичность» — вот формула триединства, ярко выраженная в деревянном зодчестве. Смысл самого слова «строить» подразумевает сочетание пользы, прочности и красоты.

Правильное понимание истории важно для осознания своего места в современности и возможностей в будущем. Память создаёт основу для вдумчивого выбора. Умение читать прошлое в памятниках, в самом широком значении, есть настоящий талант реставратора. Памятники архитектуры — это исторически ценные здания, которые отражают уровень развития общества. В течение жизни памятник может соединять в себе сложную систему взаимодействия разновременных и разностилевых наслоений.

С одной стороны, работа архитектора-реставратора схожа с деятельностью древних зодчих — решение архитектурных задач аналогичны тем, какие возникали в прошлом, — это отражение в архитектурном образе замысла и цели создания сооружения. С другой стороны, реставратор-архитектор решает вопросы, которые никогда в таком виде не возникали раньше. Как возродить былое предназначение, красоту и при этом сохранить подлинность? Общая цель реставрационной деятельности архитектора — выявление культурно-художественных достоинств воплощённого в материи произведения архитектуры и через это распознавание замысла возведения и значения памятника. В определённой степени обобщённости реставрацией можно назвать отношение к объектам преобразования пространства, дошедших до нас из далёкого и недавнего прошлого. Номинально реставрация существовала с древнейшего периода освоения человеком строительных профессий. Специальные по своему назначению постройки поддерживались в работоспособном состоянии и нужном виде. Это требовало умения не только возвести, но и сохранить, вернуть или улучшить образ и предназначение архитектурного сооружения. Следующие поколения «творителей-охранителей» работали уже с тем, что осталось от предков. Основными задачами реставрации памятников архитектуры являются конструктивно-техническое укрепление и восстановление подлинного художественного образа. Во главе угла должно стоять обеспечение удовлетворительного технического состояния и сохранности подлинных элементов здания.

Понимание конструктивных принципов и внешнего формообразования и в особенности предназначения строений не только на функциональном, но и на ментальном уровне даёт архитектору-реставратору надёжную опору в творческом пути. Существует три основных подхода к реставрации памятников в том числе и деревянного зодчества — условно восточный, западный и срединный. Первый путь — восстановление первоначального облика с удалением всех наслоений и воссоздание всех утраченных частей. Однако чем древней памятник, тем более значительны его переделки и соответственно сложнее становится вернуть ему первоначальный вид. Примеров такого подхода немало, хотя утрат ценных и традиционных наслоений при такой реставрации тоже достаточно. От национального менталитета зависит и количество наслоений. К примеру, старые деревянные храмы стран восходящего солнца периодически разбираются полностью и воссоздаются с точностью до малой детали, но уже в абсолютно новом материале. Им важна чистота и целостность формы. Второй путь — восстановление памятника на определённый этап его жизни — вершину архитектурного развития. После определения «оптимального облика» (или «оптимальной даты») всё лишнее удаляется, а утраченное вновь приобретается. Срединный подход, как бы странно это не звучало поначалу, выпускает в свет памятник в новом, доселе небывалом виде. Это «новое» обусловлено сочетанием сохранившихся подлинных первоначальных частей с традиционными наслоениями.

Людям издревле было свойственно чувство красоты. С позиции наших предков здание храма является образом Вселенной. Существовала ещё дохристианская традиция устроения обособленного и в то же время единого с окружающим миром сакрального пространства. На всём протяжении нашей истории вплоть до второй половины XVII в. храмы рубили, повторяя в основных чертах приёмы стародавние, сложившиеся искони. Церкви строились обычно очень высокими, и именно шатёр позволял сделать здание для совершения обрядов «приукрашенным и приудивительным». Шатровые церкви рубили «кругло» с целью придать главной части храма возможно большую вместимость. Площадь сруба из одинаковых по длине брёвен четырёхгранной в плане формы и восьмигранник отличаются в 4,8 раза. К тому же восьмигранный сруб позволял вполне конструктивно пристраивать к храму приделы. При такой форме плана можно было придать главной части храма весьма значительную высоту. Самым естественным покрытием для восьмигранных стен служил шатёр, сужающийся кверху чаще всего восьмигранной пирамидой, с завершением луковичной главкой — это так называемый «древяна вверх». Шатёр является и смысловым завершением всей постройки как образ движения к небу. При всей своей невероятной высоте внутреннее пространство церкви было гораздо меньше своего внешнего объёма — потолок зачастую был просто плоским или особым образом выстроенным куполообразным «небом» в центральной части храма.[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]

Преображенская церковь Кижского погоста и предстаёт перед нами как воплощение шатрового храма в виде последовательно водружённых друг на друга трёх восьмиугольных срубов. Два разных начала соединились в памятнике — устойчивость пирамиды и стремительный взлёт главок. Высота Преображенской церкви сильно воздействует на восприятие человека и органично сочетается с практичностью предназначения для летнего использования.

Своей самой большой и подлинной реставрации памятник ждал до XXI в. В 2000 г. в институте «Спецпроектреставрация» (СПб.) под руководством архитектора-реставратора Рахманова Владимира Степановича создан «Комплексный эскизный проект реставрации», который был призван решить следующие задачи: *восстановление нормального режима работы памятника — укрепление перенапряжённых исторических конструкций, устранение опасных деформаций, угрожающих устойчивости здания; *включение в работу и повышение надёжности всех конструкций (фундаменты, срубовые стены, система исторических балок и связей должны надёжно выполнять свою работу); *наиболее полное сохранение подлинных элементов памятника — ремесленная реставрация бревенчатых элементов; *приведение архитектурного облика здания в соответствие с его исторически обоснованным и достоверным видом, в том числе восстановление внутреннего убранства; *обеспечение возможности изучения памятника после завершения реставрации: сохранение не только изначальных элементов, но и по возможности наслоений XIX в. и предшествующего реставрационного периода; *использование при производстве работ имевшегося внутреннего металлокаркаса с последующим его демонтажом и сохранением нижнего яруса для экспозиции. Общий подход являлся продолжением и развитием методики реставрации, созданной В. А. Ополовниковым.

По проекту архитектурный облик памятника в целом предлагалось оставить без изменений, дополнить его утраченным южным крыльцом и воссозданием сгнивших окладных венцов сруба. Восстановление тесовой обшивки всего сруба не предусматривалось, кроме верхнего уровня — третьего восьмерика. В общих чертах процесс реставрации памятника включал в себя: поярусный подъём всего здания с опорой на существующий металлокаркас 1982 г. и дополнительные новые множественные металлоконструкции, устройство надёжного фундамента, последовательную переборку конструкций снизу вверх по семи технологическим поясам, воссоздание утраченных конструктивных элементов с их укреплением, восстановление внутреннего убранства (прежде всего иконостаса).

Каждый оригинальный элемент Преображенской церкви имеет свою историческую ценность и несёт определенную функцию в общей конструкции памятника. Для принятия решения о реставрации или создания точной копии элемента сруба при невозможности его сохранения целесообразно оценивать реставрируемый элемент по следующим основным параметрам: 1) физический износ; 2) историческая ценность; 3) конструктивные особенности; 4) действующие нагрузки; 5) эстетический вид; 6) ремонтопригодность во время эксплуатации. Подробнее о каждом из параметров можно ознакомиться по списку литературы в конце статьи.

Непосредственная реставрация элементов сруба, подобно хирургическому вмешательству, должна проводиться со знанием дела и пониманием «анатомии» — местоположения и роли элемента в конструкции памятника. Основные реставрационные работы по элементам сруба можно разделить на три степени вмешательства в исторический материал: консервация, восстановление и замена (воссоздание). Консервация предполагает расчистку, заделку мелких повреждений и незначительную корректировку геометрии — причерчивание. Восстановление исторических элементов — это уже настоящая операция — дополнение разрушенной части до исторической формы и функциональности путём замены деструктированной либо утраченной части протезом, вставкой, коронкой. Восстановление выполняется из старой или новой (высушенной) древесины, аналогичной по физико-механическим свойствам реставрируемому элементу. Замене же, то есть изготовлению копии исторического элемента, подлежат части значительно деструктированные либо утраченные. Восстановление исторического элемента возможно разной степени полноты и трудоёмкости. Согласно методикам реставрации исторических деревянных элементов, в проект закладывались и в дальнейшем были реализованы следующие виды работ: вставка, коронка, протез, наращивание, сращивание, заполнение, стёска заболони. При реставрации Преображенской церкви авторы проекта стремились решить задачу обеспечения длительной сохранности памятника преимущественно путём укрепления конструкций, а к их усилению прибегать только при крайней необходимости.[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]

Обследование памятника, как говорил Рахманов В. С., самый главный этап, дающий больше всего полезной информации. Этап исследований состоит из изучения архивных материалов (историческая справка, иконография), всех возможных предшествующих проектов и составления строительной истории памятника. Здесь без изучения натуры не обойтись. Для специалиста требуется, конечно, умение «читать памятник» — видеть его особенности и понимать его место в контексте истории и местности. Фиксация (обмеры) и даже просто маркировка способствуют раскрытию для архитектора-реставратора объекта изучения. Проект реставрации обобщает все исследования памятника деревянного зодчества. Проект в современных реалиях требует защиты — от представления перед профессиональным сообществом и прохождения государственной экспертизы до убеждения заказчика в состоятельности и достаточности проекта. Поскольку практически всегда при его реализации — в данном случае поэтапной переборке поэлементно — возникают дополнительные данные, которые невозможные предвидеть «с земли», и проект реставрации дополняется «по ходу пьесы». И это, во-первых, предусмотрено законодательством, а, во-вторых, только улучшает — конкретизирует и помогает подрядчику — проектную документацию.

В ходе работ по реставрации столь объёмного и сложного памятника, как Преображенская церковь, проект реставрации, сданный в 2016 г., дополнялся и расширялся вплоть до окончания работ (2020 г.), увеличиваясь в разы. Некоторые теоретические предположения были выдвинуты Рахмановым В. С. на основе его неимоверного опыта и чутья мастера. И они подтвердились в ходе разборки верхней части церкви.

Данный опыт проведения работ на выдающемся памятнике народного деревянного зодчества, надеюсь, будет интересен и полезен архитекторам-реставраторам при проектировании и ведении реставрационных работ.

В заключение хотелось бы порекомендовать издания, посвящённые непосредственно методическим подходам при реставрации этого памятника.

Список литературы[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]

  1. Ковальчук А. Л. Реставрация элементов исторических деревянных памятников. Методические рекомендации. Петрозаводск, 2019.
  2. Новожилов Л. А. Реставрация Преображенского собора в Кижах. М., 2009.
  3. Ополовников А. В. Кижи. Памятники зодчества. М., 1976.
  4. Ополовников А. В. Реставрация памятников народного зодчества. М., 1974.
  5. Раша И. К. Про Преображенскую церковь на острове Кижи и не только. Записки участника реставрации. СПб., 2014.
  6. Реставрация церкви Преображения Господня на острове Кижи. Петрозаводск, 2020.
  7. Тиунов О. В., Шашкин А. Г. Кижи. Преображение. СПб., 2019.

// Системный подход к сохранению памятников деревянного зодчества
Составитель А.Ю.Любимцев
Интернет-публикация kizhi.karelia.ru. 2022.

Текст может отличаться от опубликованного в печатном издании, что обусловлено особенностями подготовки текстов для интернет-сайта.

Музеи России - Museums in RussiaМузей-заповедник «Кижи» на сайте Культура.рф