Шумилкин А.С. (г.Нижний Новгород)
О проектах реставрации транслоцированных памятников — Архангельской церкви в Вятских Полянах и дома Салтыковой на территории Щелоковского хутора Vkontakte@kizhi

Рис. 1. Церковь Михаила Архангела в Вятских Полянах (фото 2017 г.)Рис. 1. Эскизный проект реставрации. Южный фасадРис. 2. Изба Салтыковой. Общий вид. Фото 1980-х гг.Рис. 3. Изба Салтыковой. Обмерный чертеж фасада.Рис. 3. Изба Салтыковой. Эскиз общего вида

Одна из проблем сохранения культурного наследия связана недостаточностью опыта комплексного исследования и реставрации памятников деревянной архитектуры на уровне отдельных регионов страны. Сегодня наследие деревянного зодчества относится к категории, наиболее подверженной разрушению и утратам, что делает особенно актуальными задачи мониторинга и разработки научных подходов к его изучению и реставрации. [1]

Архангельская церковь в г. Вятские Поляны относится к одному из двух сохранившихся на территории Кировской области памятников деревянного зодчества первой половины XVIII в. Историческим местоположением памятника является с. Суши, где в 1728 г. была заложена деревянная церковь. Сельский приходской храм продольно-осевого типа имел традиционный для народного деревянного зодчества облик. Позже была срублена отдельно стоявшая деревянная колокольня.

В первой половине XIX в. на храме был проведен комплекс работ по подводке ленточного фундамента из «дикого камня», обшивке первоначально открытых бревенчатых стен тесом, растеске и прорубке новых оконных проемов. При ремонтах во второй половине XIX в. вход в храм был оформлен крыльцом в виде треугольного фронтона на деревянных колоннах, крыша покрыта кровельным железом. Колокольня была разобрана. Традиционный облик храма менялся, приобретая особенности типовых построек XIX в.

После закрытия храма в 1939 г. была разобрана крыша над четвериком, снята часть верхних венцов сруба, утрачены первоначальные завершения. При приспособлении помещений было ликвидировано внутреннее убранство. К середине ХХ в. храм пришел в аварийное техническое состояние.

В 1999 г. ввиду принятия решения о переносе Архангельской церкви, сруб был перевезен в г. Вятские Поляны и собран на территории старого городского кладбища со значительными отступлениями от проекта восстановления первоначального облика (Кировская СНРПМ, проект реставрации 1982 г., арх. Е.Л. Скопин). В комплексе с храмом была воссоздана отдельно стоящая ярусная колокольня.[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]

Ко времени проведения научных исследований ООО «АСГАРД» в 2017 г. церковь сохраняла облик, восстановленный в конце ХХ в. Ее объемно-пространственная композиция состояла из четырех рубленых объемов с осевым расположением: повышенной квадратной в плане центральной части (четверика), алтарного прируба пятигранной формы, вытянутой трапезной и пониженного равного ей по ширине трехкамерного объема паперти, поднятых на единый каменный подклет. Храмовая часть была завершена поздней четырехскатной крышей. Над трапезной сохранялась самцовая кровля, выпуски самцов зашиты досками. Центральная часть объема паперти, крытая на два ската, симметрично дополнялась по флангам двумя декоративными щипцами. Состояние архитектурно-конструктивных элементов достигало значительного износа.

При разработке проекта реставрации Архангельской церкви, выполненного в 2017 г., сохранялась ориентация на восстановление ее традиционного облика, заданная предыдущими проектными решениями. При воссоздании системы архитектурно-художественного декора использовались типологические аналоги.

Проектом предусматривалось восстановление первоначальной объемно- пространственной композиции храма, завершенного каноническим одноглавием над четырехскатной крышей четверика в виде луковичной главы с шейкой, покрытых лемехом. С учетом современного использования предполагалось сохранение каменного подклета. Предусматривалась разборка западного прируба (паперти) с последующим восстановлением в габаритах его существующей центральной части. Тесовое покрытие двускатных крыш трапезной и паперти укладывается по самцам и упирается в слеги на курицах. Воссоздан традиционный резной декор (причелины, полотенца).

Со стороны западного фасада предполагалось устройство крытого крыльца с двумя маршами, сходящимися к поворотной площадке. На фасадах восстанавливалась система косящатых и волоковых окон. В интерьере предполагалось воссоздание конструкции граненого потолочного перекрытия четверика – «неба».

Проведение реставрационных работ предполагало полную раскатку сруба памятника с последующим его восстановлением в рамках целостной реставрации.[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]

Таким образом, реставрация Архангельской церкви предусматривала наиболее полное восстановление ее исторического облика и аутентичных черт памятника первой половины XVIII в. с учетом сохранения условий современного использования.

Важнейшие реставрационно-восстановительные мероприятия, осуществляемые в рамках подготовки к 800-летию Нижнего Новгорода, затронули территорию Архитектурно-этнографического музея-заповедника «Щелоковский хутор» («Музей быта народов Нижегородского Поволжья»). В 2020 г. выполнен проект восстановления деревянной избы Салтыковой, перевезенной в 1971 г. в музей-заповедник из д. Кошелево Ковернинского района. Памятник, по характеру художественной резьбы отнесенный к крестьянским домам Поволжья рубежа XVIII – XIX вв., был отреставрирован в 1973 г. с сохранением деталей XIX в. и восстановлением традиционного внутреннего убранства (арх. С.А. Разживин). К жилому дому примыкал хозяйственный двор, реконструированный заново. Сзади к двору была пристроена зимняя баня (рис. 2).

В 1998 г. в результате пожара памятник был практически полностью уничтожен. Частично сохранились лишь стены сруба. Кровля, внутренние конструкции, уникальный интерьер избы XIX в. с мебелью оказались утрачены. От наличников окон и других элементов остались лишь следы врубок. Уцелевшие остатки памятника вследствие отсутствия противоаварийных мероприятий долгое время находились в аварийном состоянии.

Разработанный в 2020 г. ООО «АСГАРД» проект реставрации предполагает полное воссоздание архитектурно-художественного облика крестьянского комплекса, состоящего из жилой избы, двора и зимней бани (рис. 3). Объемно-планировочная структура памятника, пропорции и габариты его элементов восстановлены на основе натурных исследований сохранившейся части конструкций с учетом ранее выполненных обмеров и проекта реставрации 1970 – 1971 г., архивных фотографий и типологических аналогов.

Проектом предлагается устройство ленточного фундамента (ниже уровня земли), поверх которого по периметру выполняется бутовый цоколь. В качестве изоляции предполагается применение бересты. Исторический материал сруба подлежит максимальному сохранению. Заменяемые венцы проходят подборку по диаметру в соответствии с сохранившимися образцами. Добавляемые венцы из брёвен круглого соснового леса выполняются диаметром от 250 мм (нижние венцы – дубовые диаметром 300-350 мм). Восстанавливается историческая безгвоздевая кровельная система с курицами и потоками. Кровельное покрытие выполняется из двух слоёв обрезного строганого тёса с канавками для стока воды (за образец доски взят найденный на месте фрагмент покрытия).[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]

Углубленных изысканий потребовало восстановление элементов, не зафиксированных на исторических фотографиях. Облик западного крыльца восстановлен на основе архивных материалов [2] , по местам врубок с использованием близких аналогов (характерных типов крылец северных районов Нижегородской области). Восточное крыльцо восстановлено с учетом натурных исследований по найденному фрагменту тетивы лестницы и архивным фотографиям: его конструкция в условной степени гипотетическая. Декоративная отделка фасадов (наличники, причелины, резьба), дверные и оконные заполнения восстанавливаются по материалам проекта реставрации 1971 г. с учетом анализа натурных остатков (следов врубок). Производится восстановление плоских деревянных перекрытий и полов с сохранением их исторических отметок. Воссоздаются полностью утраченные интерьеры памятника.

Рис. 3. Изба Салтыковой. Обмерный чертеж фасада. Эскиз общего вида.

Рассмотренные проекты описывают методику комплексной реставрации транслоцированных деревянных памятников различной типологии, составляющих аутентичный элемент традиционной строительной культуры и бытового уклада русского крестьянства.

// Системный подход к сохранению памятников деревянного зодчества
Составитель А.Ю.Любимцев
Интернет-публикация kizhi.karelia.ru. 2022.

Текст может отличаться от опубликованного в печатном издании, что обусловлено особенностями подготовки текстов для интернет-сайта.

Музеи России - Museums in RussiaМузей-заповедник «Кижи» на сайте Культура.рф