Заключение Vkontakte@kizhi

Подведем некоторые итоги. За десятилетия археологических исследований на территории Карелии, кроме широко известных петроглифов Онежского озера и Белого моря, выявлена группа памятников, культовый характер которых, в свете данных исторического религиоведения, представляется достаточно очевидным. К их числу относятся, прежде всего, погребальные памятники. Они известны на территории Карелии с мезолита по эпоху раннего металла включительно. Информативность их (за исключением Оленеостровского могильника) не велика, однако, о существовании в это время развитого погребального культа они свидетельствуют достаточно убедительно. Пожалуй, не вызывает сомнения то, что погребальная традиция, которая бытовала у древних жителей Карелии, на протяжении всего этого обширного периода времени не претерпела значительных изменений. Умерших хоронили согласно обряда ингумации, в неглубоких, иногда, поверхностных могилах, облачали в специальную смертную одежду, сопровождали, как правило, фрагментированным погребальным инвентарем, посыпали охрой. Около могил совершались ритуальные действия поминального характера, связанные с разведением жертвенных костров. Располагались некрополи вблизи побережий водоемов и, даже, на островах, что, видимо, было связано с представлениями о воде как особой сакральной силе. Изредка практиковались парные и групповые погребения, в исключительных случаях совершались зафиксированные в Оленеостровском могильнике вертикальные захоронения. В отношении отдельных умерших применялись, по-видимому, сберегательные действия: на могилы клались небольшого размера камни-валуны. Следует отметить, что в своей основе погребальная обрядность древней Карелии была сходна с подобной обрядностью, бытовавшей в сопредельных регионах. На это указывает явное сходство погребальных памятников эпохи мезолита – неолита в Карелии, Финляндии, на Кольском полуострове, в Прибалтике, Восточном Прионежье, Центральных областях России.

Вторую категорию памятников культового характера составляют зооморфная и антропоморфная скульптура и некоторые другие предметы. Их рассмотрение свидетельствует о бытовании в древней

Карелии религиозных представлений, связанных с образами животных: лося, медведя, змеи, а также водоплавающей птицы. Очевидно, имело место и почитание существ антропоморфного облика. Культовые предметы использовались в магической практике, при совершении религиозных обрядов. Некоторые из них, в частности, подвески в виде клыков медведя и т. п., могли являться амулетами-фетишами, то есть обладать в представлениях людей особыми сверхъестественными свойствами, а лунарные подвески из кремня, вкупе с астральными знаками онежских петроглифов, могут свидетельствовать о существовании представлений, связанных с небесными светилами. Опять-таки следует отметить, что такие представления, очевидно, были распространены и далеко за пределами территории Карелии. Подобные находки также известны в Финляндии, на Кольском полуострове, в Восточном Прионежье, Центральной России, Прибалтике. К сожалению, немногочисленность предметов не позволяет судить о культурно-хронологическом членении этой религиозной традиции.

Культовые комплексы – остатки древних святилищ, где совершались религиозные обряды, составляют третью группу памятников культового характера. Они существовали на территории Карелии повсеместно. Считается, что культовые комплексы связаны с саамским (или древнесаамским) этносом. Главными составляющими их структурными компонентами являлись культовые камни-сейды, скальные формации часто необычной формы, а также каменные кладки в виде куч, спиралей, кругов, овалов и т. п. Формирование связанной с ними религиозной традиции фиксируется, по крайней мере, в эпоху позднего энеолита и, по-видимому, синхронизируется с памятниками, содержащими асбестовую керамику. Бытовали эти святилища и в более позднее время. В трансформированном виде почитание составляющих их объектов сохранялось еще в Средневековье, а в отдельных случаях даже позднее – до XIX – начала XX века. Видимо, в святилищах совершались религиозно-магические промысловые обряды, связанные с жертвоприношениями, разведением ритуальных костров, использованием охры. Иногда там погребали умерших. Семантика святилищ с течением времени менялась и могла быть связана с разными религиозными культами: культом высших богов, духов-хозяев промысловых угодий, предков-покровителей, погребальным культом. Данные верования находят аналоги среди народов

Северной Евразии, у которых почитание культовых камней было весьма распространено и может считаться характерной чертой их традиционной религии.[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]

Наконец, четвертую группу культовых памятников древней Карелии составляют отдельные культовые камни – «следовики», «чашечные» и прочие подобные объекты. Их почитание, сохранившееся до этнографической современности, ясно фиксируется в средневековое время. Эти камни нельзя связывать с каким-то единым религиозным культом. Они могли почитаться в разное время, разным в этническом отношении населением, равно как могла существенно различаться и сопутствующая им религиозная традиция. Содержание обрядов и верований, связанных с такими камнями, зависело от того, какие религиозные культы преобладали у населения тех местностей, где они находились. Почитание отдельных культовых камней в Карелии следует рассматривать как универсальную форму обрядовой практики.

Литература

  1. Аблова А. Р. Звонковый камень: К проблеме интерпретации археологического музыкального памятника Карелии // Теория, история и психология музыкального искусства. Петрозаводск, 1990.
  2. Аблова А. Р. Литофоны в музыкальной культуре / Автореф. дис ... канд. искусствовед. наук. СПб., 1996.
  3. Агапитов В. А., Мельников И. В. О древнем культовом комплексе в Заонежье // Обряды и верования народов Карелии. Петрозаводск, 1992.
  4. Агапитов В. А. Колгостров // Ономастика Карелии. Проблемы взаимодействия разноязычных ономастических систем. Петрозаводск, 1995.
  5. Азовская Л. П. О верованиях вепсов // Этнография народов Восточной Европы. Л., 1977.
  6. Александров А. А. О следах язычества на Псковшине // КСИА. Вып. 175. 1983.
  7. Алексеенко Е. А. Кеты: Историко-этнографические очерки. Л., 1967.
  8. Алексеенко Е, А. Культы у кетов // Сб. МАЭ. Вып. 33. 1977.
  9. Алексеенко Е. А. Шаманство у кетов // Проблемы истории общественного сознания аборигенов Сибири (по материалам второй половины XIX – начала XX века). Л., 1981.
  10. Анисимов А. Ф. Религия эвенков в историко-генетическом изучении (проблемы происхождения религиозных верований). М.; Л., 1958.
  11. Археология Карелии / Под ред. М. Г. Косменко, С. И. Кочкуркиной. Петрозаводск, 1996.
  12. Байбурин А. К. Семиотический статус вещей и мифология // Сб. МАЭ. Вып. 37. 1951.
  13. Байбурин А. К., Логинов К. К. Обрядность русских Заонежья при строительстве нового дома // Обряды и верования народов Карелии. Петрозаводск, 1988.
  14. Брюсов А. Я. История древней Карелии // Тр. ГИМ. Вып. 9. 1940.
  15. Брюсов А. Я. Караваевская стоянка // Сборник по археологии Вологодской области. Вологда, 1961.
  16. Буров Г. М. IV Международный симпозиум: «Мезолит в Европе» (Левен, 1990) // СА. № 1. 1993.
  17. Василевич Г. М. Эвенки. Историко-этнографические очерки (XVII] – начало XX в.). Л., 1969.
  18. Васильев Б. А. Медвежий праздник // СЭ. № 4. 1948.
  19. Визе В. Лопарские сейды // Известия архангельского общества изучения Русского Севера. Архангельск, № 9. 1912.
  20. Виноградов Н. Н. Соловецкие лабиринты // СОК. Вып. 4. 1927.
  21. Виноградов Н. Н. Новые лабиринты Соловецкого архипелага // СОК. Вып. 12. 1927а.
  22. Винокурова И. Ю. Ритуал первого выгона скота на пастбище у вепсов // Обряды и верования народов Карелии. Петрозаводск, 1988.
  23. Винокурова И. Ю. Календарные обычаи, обряды и праздники вепсов (коней XIX – начало XX в.). СПб., 1994.
  24. Витенкова И. Ф. Отчет о полевых исследованиях за 1981 год / АКНЦ. ф, 1. оп. 50, ед. хран. 448, 449.
  25. Гемуев И. Н., Сагалаев А. М. Религия народа манси: Культовые места XIX – начала XX века. Новосибирск, 1986.
  26. Гемуев И. Н Мировоззрение манси. Дом и космос. Новосибирск, 1990.
  27. Гохман И. И., Лукьянченко Т. В., Хартанович В. И. О погребальном обряде и краниологии лопарей // Полевые исследования института этнографии. М„ 1978. С. 51-67.
  28. Гохман И. И., Лукьянченко Т. В. О предшественниках русских на Соловецких островах // СЭ. № 4. 1979.
  29. Грачева Г. Н. Традиционное мировоззрение охотников Таймыра (на материалах нганасан XIX – начала XX века). Л., 1983.
  30. Гурина Н. Н. Энеолитическое поселение у Повениа Медвежьегорского района //Археологический сборник. Л., 1947.
  31. Гурина Н. Н. К вопросу о лабиринтах Беломорья // Археологический сборник. Л., 1947а.
  32. Гурина Н. Н. Каменные лабиринты Беломорья // СА. № 10. 1948.
  33. Гурина Н. Н. Памятники эпохи раннего металла на северном побережье Кольского полуострова // МИА. Вып. 39. 1953.
  34. Гурина Н. Н. О датировке каменных лабиринтов Белого и Баренцева морей // МИА. Вып. 39. 1953а.
  35. Гурина Н. Н. Оленеостровский могильник // МИА. Вып. 47. 1956.
  36. Гурина Н. Н. Древняя история Северо-Запада Европейской части СССР // МИА. Вып. 87. 1961.
  37. Гурина Н. Н. Мир глазами древнего художника Карелии. Л., 1967.
  38. Гурина Н. Н. Водоплавающая птица в искусстве неолитических лесных племен // КСИА. Вып. 131. 1972.
  39. Гурина Н. Н. Время, врезанное в камень. Мурманск, 1982.
  40. Дергачев Н. Русская Лапландия. Архангельск, 1877.
  41. Дубов И. В. Культовый Синий камень из Клешина // Язычество восточных славян. Л,, 1990.
  42. Дучии Л. В. Культовые камни, каменные идолы и кресты на территории Белоруссии // Археология и история Пскова и Псковской земли. Псков, 1985.
  43. Евсеев В. Я. Исторические основы карело-финского эпоса. М.; Л., Т. 1. 1957.
  44. Елисеев А. В. По белу свету. СПб., Т. 2. 1894.
  45. Жульников А. М. Мелкая глиняная и каменная скульптура из позднеэнеолитических поселений Карелии // Вестник Карельского краеведческого музея. Петрозаводск, Вып. 1. 1993.
  46. Журавлев А. П. Скульгттурки и некоторые другие глиняные изделия из энеолитического поселения Вигайнаволок 1 // Археологические исследования в Карелии. Л., 1972.
  47. Журавлев А. П., Миронов В. Г., Глаголев Ю. И. Исследование памятников Карелии //АО, 1972. М, 1973.
  48. Журавлев А. П. Глиняная фигурка водоплаваюшей птицы со стоянки Илекса 1 // СА. № 4. 1982.
  49. Журавлев А. П. Пегрема (поселения эпохи энеолита). Петрозаводск, 1991.
  50. Журавлев А. П. Изучение культового комплекса Пегрема 40 // Миграции и связи древних обществ лесной полосы Евразии в эпоху камня–раннего металла. Петрозаводск, 1992.
  51. Журавлев А. П. Звонковая щельга // Миграции и связи древних обществ лесной полосы Евразии в эпоху камня–раннего металла. Петрозаводск, 1992а.
  52. Журавлев А. П. Заонежье в эпоху камня–раннего металла. Петрозаводск, 1994.
  53. Журавлев А. П. Пегрема: Культовый комплекс. Петрозаводск, 1996.
  54. Загорские С. Н. Костяная и роговая скульптура из могильника Звейниеки // Изыскания по мезолиту и неолиту СССР. Л., 1983.
  55. Замятин С. Н. Миниатюрные кремневые скульптуры в неолите северо-восточной Европы // СА. N5 10. 1948.
  56. Зеленин Д. К. Тотемы-деревья в сказаниях и обрядах европейских народов. М.;Л., 1937.
  57. Зимина М. П. Могильник на стоянке «Репище» // КСИА. Вып. 177. 1984.
  58. Иванов А. Варашев камень и камень на Сердобольском тракте // Олонецкий сборник. Петрозаводск, 1886.
  59. Ильин С. Н. Новый эпиграфический памятник XII века в верховьях Волги // КСИИМК. Вып, 17. 1947.
  60. Искусство каменного века (Лесная полоса Восточной Европы). М., 1992.
  61. Кабо В. Р. Мотив лабиринта в австралийском искусстве и проблема этногенеза австралийцев // Сб. МАЭ. Вып. 23, 1966.
  62. Карельское народное поэтическое творчество / Под ред. В. М. Сидельникова. Л., 1981.
  63. Кольцов Л. В. Финальный палеолит и мезолит Южной и Восточной Прибалтики. М., 1972.
  64. Конкка А. П. Карельское и восточнофинское карсикко в кругу религиозно-магических представлений, связанных с деревом // Этнокультурные процессы в Карелии. Петрозаводск, 1986.
  65. Конкка А. П. Жертвоприношения животных на летних календарных праздниках карел (материалы к описанию обряда) // Обряды и верования народов Карелии. Петрозаводск, 1988.
  66. Косменко А. П. Народное изобразительное искусство вепсов. Л., 1984.
  67. Косменко М. Г. Археологические культуры периода бронзы–железного века в Карелии. СПб., 1993.
  68. Кочкуркина С. И. Древняя корела. Л., 1982.
  69. Кочкуркина С. И., Спиридонов А. М., Джексон Т. И. Письменные известия о карелах. Петрозаводск, 1990.
  70. Крайнов Д. А. Кремневые и костяные скульптуры из стоянок Верхнего Поволжья // Древняя Русь и славяне. М., 1978.
  71. Кудемзин В. М., Лукина Н. В. Васюганско-ваховские ханты в коние XIX – начале XX вв.: Этнографические очерки. Томск, 1977.
  72. Кулемзин В. М. Человек и природа в верованиях хантов. Томск, 1984.
  73. Кулемзин В. М. Мировоззренческие пласты в верованиях хантов // Мировоззрение народов Западной Сибири по археологическим и этнографическим данным. Томск, 1985.
  74. Куратов А. А. О каменных лабиринтах Северной Европы // СА. № 1. 1970.
  75. Куратов А. А. Древние лабиринты Архангельского Беломорья // Историкокраеведческий сборник. Вологда, 1973.
  76. Куратов А. А. К вопросу об иррациональном назначении каменных лабиринтов севера Европы // Вопросы советского финноугроведения. Петрозаводск, 1974.
  77. Куратов А. А. Соловецкие стоянки // СА. № 4. 1983.
  78. Куратов А. А. Соловецкие лабиринты – древние памятники культуры Северной Европы // Культура Русского Севера. Л., 1988.
  79. Лавонен Н. А. Заговоры в кругу религиозно-магических представлений карел // Обряды и верования народов Карелии. Петрозаводск, 1988.
  80. Латынин Б. А. Мировое дерево – древо жизни в орнаменте и фольклоре Восточной Европы. Л., 1933.
  81. Лаушкин К. Д. Опыт новой расшифровки некоторых петроглифов Карелии // Скандинавский сборник. Вып. 5. 1962.
  82. Леонова Н. Б., Смирнов Ю. А. Погребение как объект формального анализа // КСИА. Вып. 148. 1977.
  83. Линевский А. М. Петроглифы Карелии. Петрозаводск, Ч. 1. 1939-
  84. Лоба нова И. В. О двух костяных изделиях из мезолитического слоя поселения Бесов Нос 6 // Вестник Карельского краеведческого музея. Петрозаводск, Вып. 3. 1995.
  85. Логинов К. К. Трудовые обычаи, обряды, запреты и приметы русских Заонежья // Этнокультурные процессы в Карелии. Петрозаводск, 1986.
  86. Лозе И. А. Костяная и роговая скульптура эпохи неолита на территории Латвии // Известия АН Латвийской ССР. Вып. 11. 1969.
  87. Лозе И. А. Глиняные фигурки из неолитических стоянок Восточной Прибалтики // СЭ. № 3, 1970.
  88. Лозе И. А. Поздний неолит и ранняя бронза Лубанской равнины. Рига, 1979.
  89. Мазип А. И. Традиционные верования и обряды эвенков-орочонов. Новосибирск, 1984.
  90. Макаров Н. А., Чернеков А. В. К изучению культовых камней // СА. № 3. 1988.
  91. Маланин И. Д. Следовики // Памятники Отечества. № 1. 1989.
  92. Мамонтова Н. Н., Сулержитский Л. Л. Опыт датирования по 14 С погребений Прибайкалья эпохи голоиена // СА. № 1. 1989.
  93. Манюхин И. С., Шахнович М. М, Культовый комплексы креиних слпмов на территории Северной Карелии // Памятники древних кудмур лесной полосы Евразии. Петрозаводск, 1993.
  94. Матулис Р. Литовские жертвенные камни // Археология и история Пскова и Псковской земли. Псков, 1985.
  95. Мельников И. В., Маслов В. В. О камнях-сделовиках на территории Карелии // Обряды и верования народов Карелии, Петрозаводск, 1992
  96. Мельников И. В. К изучению погребального культа ип территории Карелии в эпоху камня–раннего металла // Памятники дрянник культур лесной полосы Евразии. Петрозаводск, 1993.
  97. Мельников И. В. О культовых камнях на территории Карелии // Кижский вестник № 4. Заонежье. Петрозаводск, 1994,
  98. Мельников И. В. Древние культовые памятники на территории Карелии: опыт систематизации источников / Автореф. лис,,, каид. Им наук. СПб., 1994а.
  99. Мельников И. В. Отчет об археологических работах я 1998 Г, (Хранится в архиве музея «Кижи»).
  100. Мошинская В. И. Древняя скульптура Урала и Западной Сибири, М., 1976.
  101. Мулло И. М. К вопросу о каменных лабиринтах Боломорья // 11о»ыс памятники истории древней Карелии. М.; Л,, 1966.
  102. Мулло И. М., Рылеева А. Л. Новые древние саомский культовые памятники па островах Белого моря //АО, 1969. М., 1970,
  103. Мулло И. М. Памятники древней культуры на Кузопых островах // Археология и археография Беломорья. Архангельск, 1984.
  104. Налольских В. В. Древние финно-угорские мифы о полникнопении земли // Мировоззрение финно-угорских народов. Новосибирск, 1990.
  105. Никитин А. А. Загадка дрейнего Беломорья // Знание-сила. № 2. 1971.
  106. Озеретовский Н. Я. Путешествие по озерам Ладожскому и Онежскому. Петрозаводск, 1812.
  107. Опарин В. Г. Хождение к Буян-камню. Петрозаводск, 1978.
  108. Островский Л. Село Видана // ОЕВ. № 12. 1900.
  109. Ошибкина С. В. Неолит Восточного Прионежья. М., 1978.
  110. Ошибкина С. В. Об изображениях птиц на керамике эпохи бронзы в Восточном Прионежье//КСИА. Вып. 161. 1980.
  111. Ошибкина С. В. Мезолит бассейна Сухоны и Восточного Прионежья. М., 1982.
  112. Панкрушев Г. А. Племена Карелии в эпоху неолита и раннего металла. Л., 1964.
  113. Панкрушев Г. А. Отчет о полевых исследованиях за 1966 год. (Хранится в АКНЦ, ф. 1, оп. 29, ед. хран. 179, 180).
  114. Панкрушев Г. А. Мезолит и неолит Карелии. Л., Т. 1: Мезолит. 1978.
  115. Панкрушев Г. А. Мезолит и неолит Карелии. Л., Т. 2: Неолит. 1978а.
  116. Панкрушев Г. А. Происхождение карел (по археологическим данным) // Новые памятники Карелии и Кольского полуострова. Петрозаводск, 1980.
  117. Пидьмозерский В. Из моих воспоминаний // ОГВ. № 23. 1902.
  118. Пидьмозерский В. Село Таржеполь // ОЕВ. № 17. 1902а.
  119. Попов А. А. Нганасаны: Социальное устройство и верования. Л., 1984.
  120. Попов А. С. В поисках Ливьего камня: Записки краеведа М., 1981.
  121. Попова У. Р. Эвены Магаданской области. М., 1981.
  122. Порфиридов Н. Г. Камни с изображениями и знаками // Новгородский исторический сборник. Новгород, 1940.
  123. Прокофьева Е. Д. Шаманский костюм народов Сибири // Сб. МАЭ. Вып. 27. 1971.
  124. Равпоншас В. И. Следы тотемических представлений в образах наскальных изображений Онежского озера и Белого моря // СА. Вып. 3. 1937.
  125. Равдоникас В. И. Элементы космических представлений в образах наскальных изображений // СА. Вып. 4. 1937а.
  126. Ржановский В. Раткольский бог // Известия общества изучения Карелии. № 1. 1924.
  127. Римантене Р. К. Художественные изделия стоянки Швентойи 3 // Памятники древней истории Евразии. М., 1975.
  128. Рола нашего напевы: Избранные песни рунопевческого рода Перггуненов / Сост. Э. С. Киуру и др. Петрозаводск, 1985.
  129. Рыбаков Б. А. Язычество древних славян. М., 1994.
  130. Савватеев Ю. А. Изображения людей в петроглифах Карелии // Проблемы археологии Урала и Сибири. М., 1973.
  131. Савватеев Ю. А. Залавруга: Археологические памятники низовья реки Выг. Л., Т. 2. 1977.
  132. Савватеев Ю. А. Онежские петроглифы и тема зверя в них // Звери в камне. Новосибирск, 1980.
  133. Савватеев Ю. А. Наскальные рисунки Карелии. Петрозаводск, 1983.
  134. Сакса А. И. Комплекс археологических памятников у д. Ольховки (Лапинлахти) // Новое в археологии СССР и Финляндии. Л., 1984.
  135. Сакса А. И. Исследование новых средневековых археологических памятников на Карельском перешейке // Новое в археологии Северо-Запада СССР. Л., 1985.
  136. Семейная обрядность народов Сибири: Опыт сравнительного изучения / Отв. ред. И. С. Гурвич. М., 1980.
  137. Соколова 3. П. Пережитки религиозных верований у обских угров // Сб. МАЭ. Вып. 27. 1971.
  138. Спииын А. А. Северные лабиринты // Известия археологической комиссии. Вып. 6. 1904.
  139. Столяр А. Д. «Жезлы» онежских петроглифов и их материальные прототипы // Изыскания по мезолиту и неолиту СССР. Л., 1983.
  140. Строгальщиком 3. И. Погребальная обрядность вепсов //Этнокультурные процессы в Карелии. Петрозаводск, 1986.
  141. Стулзитская С. В. Фигурные топоры-молоты из поступлений ГИМа // Изыскания по мезолиту и неолиту СССР. Л., 1983.
  142. Стулзитская С. В. Изображения человека в мелкой пластике неолитических племен лесной зоны Европейской части СССР // Тр. ГИМ. Вып. 60. 1985.
  143. Сурхаско Ю. Ю. Карельская свадебная обрядность (конец XIX – начало XX вв.). Л., 1977.
  144. Сурхаско Ю. Ю. Семейные обряды и верования карел: Конец XIX – начало XX вв. Л., 1985.
  145. Тимофеев В. И. Памятники мезолита и неолита региона Петербурга и их место в системе культур каменного века Балтийского региона // Древности Северо-Запада России (славяно-финно-угорское взаимодействие, русские города Балтики). СПб., 1993.
  146. Титов Ю. В. Отчет о полевых исследованиях за 1967 год. (Хранится в AKHU, ф. 1, оп. 29, ед. хран. 229, 230).
  147. Титов Ю. В. Бронзовое украшение со стоянки Золотец // СА. Ns 3. 2969.
  148. Титов Ю. В. Лабиринты и сейды. Петрозаводск, 1974.
  149. Токарев С. А. Ранние формы религии и их развитие. М., 2990.
  150. Уртанс Ю. В. Культовые камни с углублениями в Латвии // КСИА. Вып. 190. 29S7.
  151. Уртанс Ю. В. Камни-«следовики» на территории Латвии // Известия АН Латвийской ССР. Вып. 7. 1988.
  152. Формозов А. А. Камень «Шеглец» близ Новгорода и камни-следовики // СЭ. N« 5. 2 965.
  153. Фосс М. Е. Древнейшая история Севера европейской части СССР // МИА. Вып. 29. 1952.
  154. Харузин Н. Н. Русские лопари. М., 1890.
  155. Харуэлл И. Н. Из материалов, собранных среди крестьян Пудожского уезда // Олонецкий сборник. Вып. 3. 1894.
  156. Хомич /7. В. Религиозные культы у ненцев // Сб. МАЭ. Вып. 33. 2977.
  157. Пауке А. В. Культовые камни на территории Латвии // Археология и история Пскова и Псковской земли. Псков, 1983.
  158. Чарнопусский В. В. О культе Мяндаша // Скандинавский сборник. Вып. 11. 1966.
  159. Чарнопусский В. В. В краю летучего камня. М., 1972.
  160. Шайжин Н. Олонецкий край // Памятная книга Олонецкой губернии. Петрозаводск, 1909.
  161. Шаскольский И. П. К изучению первобытных верований карел // Ежегодник музея истории религии и атеизма. М.; Л., Т. 1. 1957.
  162. Шахнович М. М. Культовый комплекс на горе Воттовара (итоги работ в 1993 году) // Вестник Карельского краеведческого музея. Петрозаводск, Вып. 2. 1994.
  163. Шевелев В. В. Культовые камни в Каргополье //РА. № 2. 1992.
  164. Шорин М. В. О религиозных представлениях в связи с культом камней // История и археология Новгородской земли. Новгород, 1987.
  165. Шорин М. В. Вопросы классификации и датировки культовых камней {по материалам Новгородской области) // КСИА. № 205. 1991.
  166. Янитс Л. Ю. Новые данные по неолиту Прибалтики // СА. Вып. 19. 1954.
  167. Evers D. Felsbilder arktischer Jagerkulturen des steinzeitlichen Skandinaviens. Stuttgard, 1988.
  168. Hautala J. lta-Suomen uhrikivirumisto // Suomen museo. 1960.
  169. Holmberg U. Lappalaisten uskonto. Porvoo, 1915.
  170. Kiuikoski E. Suomen esihistoria // Suomen historia. Potvo-Hki., 1. 1961.
  171. MankerE. Lappamas heliga stailan // Acta Lapponika. 13. 1957.
  172. Manker E. Seite-kult und Trommelmagie der Lappen // Glaubenswelt und Folklore der Siberischen Volker. Budapest, 1963.
  173. Niemimaa T. Lisatietoja uhri-eli kuppikivista // Suomen museo. 1938.
  174. Qvigstad J. K. Lappische Opfersteine und heilige Berge in Norwegen // Oslo etno- grafiske museums skrifter. Oslo, 1, 5. 1926.
  175. Sarmela M. Uhrikivi ja uhripuut // Kotiseutu. 5–6. 1970,
  176. Sarmela M. Suomen perinneatlas. Hki., 2. 1994.
  177. Siikala A. L. Suomalainen samanismi. Mielikuvien historia. Hki., 1994.
  178. Tallgren A. M. Suomen uhrikivet // Kotiseutu. 1917.
  179. Vorren 0. Sacrificial sites, tupes and function // Saami religion. Scripta institute don- neriani aboensis. 12. 1987.
  180. Zagorskis F. Zvejnieku akmens iaikmeta kapulauka apbedijumu tipologija un hronologija //Archeologia un etnografija Riga, 11. 1974.
  181. Ayrapaa A. Uhrikivi – kipujenkivi // Kalevalaseuran vuosikirja. 22. 1942.

Список сокращений

// Святилища древней Карелии
Музей-заповедник «Кижи». Петрозаводск. 1998. 134 с.

Текст может отличаться от опубликованного в печатном издании, что обусловлено особенностями подготовки текстов для интернет-сайта.

Музеи России - Museums in RussiaМузей-заповедник «Кижи» на сайте Культура.рф