Баня Vkontakte@kizhi

На берегу озера поставлена баня «по-черному». [1] В крестьянском быту она имела действительно очень важное гигиеническое значение. Здесь тело не просто отмывалось, очищалось от пота и грязи, но и подвергалось массажу горячим березовым веником, который оказывал на кожу, особенно зудящую от комариных укусов в пору сенокоса, успокаивающее и целебное воздействие. Уже сама по себе банная процедура доставляла усталому труженику огромное удовольствие, ощущение легкости и бодрости. Карелы, так же как русские, финны, известны как большие любители бани.

Вообще, баню можно считать одним из характерных, традиционных явлений материальной и духовной культуры прибалтийско-финских народов, в какой-то мере даже их этническим признаком. Причем не столько саму баню как специфическую постройку, имеющую определенные конструктивные особенности, сколько ее роль в семейном быту, обрядах и верованиях. Еще совсем недавно в жизни карел баня занимала исключительно важное место на протяжении всего земного пути – от рождения до кончины. Она участвовала в самых существенных событиях семейного быта – таких как свадьба, рождение ребенка. Мытьем в бане принято было начинать и завершать ответственные хозяйственные и общественные дела. Прежде чем выпустить скот на пастбище, пойти на охоту, отправиться в дальний путь, накануне следовало помыться, очиститься телесно и что не менее важно – духовно. И люди верили, что тогда все должно получиться удачно.

Исключительно важная роль отводилась бане в родильной обрядности сельского населения Карелии, причем не только в дореволюционном прошлом, но и позднее – вплоть до 1920-х, а кое-где даже 1930-х гг. Так, у большей части карел баня считалась, наряду с хлевом, наиболее подходящим местом для родов. Она и укромная, в стороне от лишних глаз (чтобы не сглазил кто-нибудь ненароком), она и чистая, и теплая (в отличие, например, от хлева). Обычай требовал, чтобы после родов мать и дитя пожили в бане хотя бы первые три дня. У карел баня считалась наиболее безопасным местом для проживания беззащитных матери и ребенка. Беззащитных, потому, что у роженицы отсутствовал, по традиционным верованиям карел, ее личный дух-хранитель (халдиа), а у ребенка, только родившегося, еще не было своего личного халдиа. А в бане, согласно поверьям (и не только карельским, но и русским), жили свои «хозяин» или «хозяйка», а то и оба вместе: kylyn haldia, kylyn izändä (emändä) – у карелов, баенник и баяниха – у северных русских. Но если для русских крестьян характерно было представление о «хозяевах» бани как «нечистых», вредных духах, да и сама баня считалась местом «нечистым», то карелы относились к бане как к семейной святыне, а в «хозяевах» бани видели покровителей семьи. Вплоть до 20-х гг. XX в. баня сохраняла у карел свое сакрально-ритуальное значение.

// Текст экскурсии по экспозиционному сектору «Усадьба пряжинского карела»
Составитель Н.М.Мельникова, ведущий специалист по просветительской работе
Интернет-публикация kizhi.karelia.ru. 2021.

Текст может отличаться от опубликованного в печатном издании, что обусловлено особенностями подготовки текстов для интернет-сайта.

Музеи России - Museums in RussiaМузей-заповедник «Кижи» на сайте Культура.рф