Выставка «Два эпоса – две культуры» Vkontakte@kizhi

В фольклорном отношении Карелия – уникальный край, который часто называют «страной двух эпосов». В 19 веке здесь были записаны эпические песни карелов (руны) и русских (былины). Благодаря рунопевцам и сказителям Архиппе Перттунену, Воасиле Киелевяйнену, Онтрею Малинену, Трофиму Рябинину, Василию Щеголенку, Козьме Романову, Терентию Иевлеву, ученым-фольклористам Элиасу Леннроту, Павлу Николаевичу Рыбникову, Александру Федоровичу Гильфердингу былины и руны дошли до наших дней и стали неотъемлемой частью общеевропейской культуры.

Эпос является важной составляющей культуры любого народа. Это жанр, в котором выражены его характер, мировосприятие, идеалы.

Выставка «Два эпоса – две культуры» знакомит с историей собирания и изучения карельского и русского эпоса, с выдающимися исполнителями и собирателями карельских рун и русских былин, с лучшими образцами эпических жанров, бытовавших на территории Карелии.

Карельский эпос – один из наиболее древних в мировом фольклоре. В своеобразной форме в нем отразился длинный путь исторического развития народа от глубокой древности, когда люди верили в магическую силу слова, пения, когда человек не выделял себя из окружающего мира, до времени возникновения песен исторических, в которых отразились конкретные события истории. Карельская эпическая традиция была тесно связана с обрядностью карелов: со свадебным ритуалом, охотничьими заклинаниями, пастушескими обрядами. Яркой особенностью карельского эпоса является единый стихотворный размер, называющийся калевальской метрикой. Руны составлены преимущественно восьмисложным стихом, близким к четырехстопному хорею. Стиху калевальской метрики свойственна аллитерация – совпадение звуков в начале слова и поэтические параллелизмы – последующая строка с помощью синонимов повторяет предыдущую строку. Большинство эпических рун объединяются в циклы о старом мудром Вяйнямёйнене и искусном кузнеце Илмаринене, их борьбой с хозяйкой Северной страны Похъёлы за чудесную мельницу Сампо, их сватовство к девам Похъёлы, а также о приключениях молодых смельчаков Каукомиели, Лемминкяйнена и Ахти, о юном мстителе-сироте Куллерво.

Созданная выдающимся финским ученым-фольклористом и поэтом Элиасом Леннротом (1802-1884) «Калевала» получила всемирную известность. Полностью эпос переведен на 60 языков, а в сокращениях - более чем на 120 языков народов мира.[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]

Среди карельских рунопевцев особое место принадлежит Архиппе Перттунену (около 1769-1841), родоначальнику знаменитой рунопевческой династии Перттуненов. По единому мнению ученых, руны Архиппы – лучшие в карельской эпической традиции. Руны, записанные от него Лённротом, были содержательнее и целостнее, чем песни, записанные от других исполнителей. Многие сюжеты рун Лённрот услышал впервые именно от него. Спетый Архиппой Перттуненым цикл о волшебной мельнице Сампо лег в основу центральной части «Калевалы». В общей сложности от рунопевца было записано более 60 эпических текстов (около 6 тысяч стихов).

В устно-поэтической традиции рода Перттуненов образовалось две ветви. Одна – от Архиппы к его сыну Мийхкали и его детям, другая – от сестры Архиппы Моарие к её сыну Сиймане и его детям.

Мийхкали Перттунен (около 1815-1899), был достойным продолжателем рунопевческой династии. Он вошел в число самых крупных рунопевцев второй половины XIX века, стал популярной личностью среди деятелей культуры и науки Финляндии. Варианты его песен отличаются оригинальностью и завершенностью. Его репертуар составляли более 80 рун и заклинаний (около 4 тысяч стихов). Все, кто встречался с рунопевцем, отмечали его природную красоту и благородство и называли северным Гомером. В возрасте пятидесяти лет он ослеп и прожил более тридцати лет слепым.

Сын Мийхкали Петр, у которого последние годы жил рунопевец, эпические песни уже не исполнял, но был известным патьвашкой [1] и заклинателем.

От дочерей Мийхкали Перттунена Оути и Моарие эпические песни записывали ещё в конце 20-х гг. XX века. [текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]

Последней хранительницей рунопевческой традиции Перттуненов была Татьяна Перттунен (1880-1963). Муж сказительницы Степан был правнуком Архиппы, внуком Мийхкали Пертунена. Рунопевческую традицию Татьяна переняла от Мийхкали Перттунена – в детстве она была поводырем слепого певца.

* * *

Во второй половине XIX в. Заонежье получило общероссийскую известность как край, сохранивший уникальные фольклорные традиции. Инициатором собирания, изучения и публикации русского устного народного творчества Карелии стал Павел Николаевич Рыбников (1831-1885). В 1859-1866 гг. он был выслан в Петрозаводск за участие в студенческом движении. Рыбников с глубоким уважением и сочувствием относился к крестьянству, живо интересовался его жизнью и бытом. Служба в канцелярии Олонецкого губернатора давала ему возможность для поездок по губернии, во время которых он записывал произведения фольклора. В поездке по Кижской волости он записал свыше 80 былин.

До Рыбникова о существовании былин было известно благодаря сборнику Кирши Данилова [2] и считалось, что найти былины можно только где-нибудь в Сибири. Поэтому, когда былины были записаны недалеко от Санкт-Петербурга, то первым впечатлением учёного мира было изумление и даже недоверие, тем более, что Рыбников лишь в третьем томе [3] подробно рассказал о своих странствиях по Олонецкому краю, о том, как был открыт им былинный эпос, как разыскивал он певцов, которых перечислил поименно и с указанием их местожительства. По-видимому, и после этого оставалась ещё тень сомнения, пока поездка Александра Фёдоровича Гильфердинга (1831-1872) не подтвердила существование эпоса в Олонецком крае.

В 1871 г. профессор славистики Петербургского университета, председатель отделения этнографии Русского географического общества А.Ф. Гильфердинг совершил путешествие по Олонецкой губернии с целью выявления и записи русского фольклора. В течение трех дней в июле 1871 г. он жил на о. Кижи и записывал былины от сказателей кижской округи Симеона Корнилова, Василия Щеголенка, Трофима Рябинина. Былины «Илья и Соловей», «Илья и Калин-царь», «Добрыня и Змей», «Вольга и Микула», записанные им от сказителя Т.Г. Рябинина вошли во все хрестоматии. Когда сейчас школьники изучают устное народное творчество, то они изучают былины, записанные А.Ф. Гильфердингом от Т.Г. Рябинина на о. Кижи. Свое первое, происходящее еще в детстве знакомство с русской народной поэзией, мы начинается с рябининских текстов.[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]

На острове Кижи ученый жил в деревне Дудкин Наволок. Карельский сектор музея как раз расположен на месте этой деревни.

Былины (в крестьянской среде – старины) - героические сказания о богатырях, созданные ещё во времена Киевской Руси. Три главных богатыря русских былин – это сильные и справедливые Илья Муромец, Добрыня Никитич и Алеша Попович. Старший среди них Илья Муромец, национальный русский герой. Содержание и цель его жизни – служение родине. Другие его качества - мудрость, великодушие, бескорыстие. Добрыня Никитич – храбрый воин, искусный стрелок, хорошо образованный человек. У него есть семья, к которой он относится с нежной заботой. Отличительные черты Алеши Поповича – жизнерадостность и смелость до безрассудства. Среди других былинных героев – гусляр и певец Садко, свободный и независимый крестьянин-пахарь Микула Селянинович, богатырь-великан Святогор. Характер исполнения северных былин своеобразен: они негромко напеваются - сказываются.

Среди сказителей Заонежья наиболее известна династия Рябининых. Эпическая традиция в этой семье существовала на протяжении четырех поколений. Родоначальник династии – Трофим Григорьевич Рябинин (1801-1885). По монументальности, стройности былин, которые он пел, равных ему не было. Записанные от него былины считаются классическими образцами. Из 30 сюжетов, записанных в Заонежье, он свободно владел 26-ю, а это свыше 6 тысяч стихов. Зимой 1871 г. Т.Г. Рябинин по приглашению А.Ф. Гильфердинга побывал в Петербурге и выступал в Русском географическом и Славянском благотворительном обществах, где среди его слушателей были великий князь Константин Николаевич, композиторы Модест Мусоргский и Николай Римский-Корсаков. За свои выступления Рябинин был награжден медалью «За полезное». Похоронен сказитель на острове Кижи, его могила находится на старинном кладбище рядом с церквами.

Младший сын Т.Г. Рябинина – Иван Трофимович Рябинин (1845-1910) продолжил династию. Он также выступал в Петербурге и Москве, а в 1902 г. совершил поездку по городам России и за границу, посетил Киев, Одессу, Константинополь, Софию, Белград, Вену, Прагу, Варшаву. [4] От И.Т. Рябинина впервые была сделана запись пения былины на фонограф. [5] В 1892 г. композитор Антон Аренский (1861-1906) записал четыре напева от И.Т. Рябинина и в 1899 г. создал концертную «Фантазию на темы И. Рябинина» для фортепиано с оркестром, где использовал два известных напева родовой традиции Рябининых.

Продолжателем сказительской династии стал пасынок И.Т. Рябинина Иван Герасимович Рябинин-Андреев (1874-1926), репертуар которого включал 16 былин. Почти 10 лет он работал на Ижорском заводе в Петербурге, а затем вернулся в родную деревню Рябининых Гарницы. [6] Как и его предшественники, он выступал с исполнением былин в Петрограде. Сохранились записанные на фонограф фрагменты былин в его исполнении. [текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]

Последним представителем династии был сын И.Г. Рябинина-Андреева - Петр Иванович Рябинин-Андреев (1905-1953). Былины он слушал с раннего детства от деда И.Т. Рябинина, до войны работал бакенщиком в Кижских шхерах, записывали его в 1921 и 1926 гг. В 1926 и 1930-х гг. состоялись его публичные выступления в Петрозаводске, Москве, Ленинграде. Во время войны он выступал на фронте. Сказитель был принят в Союз писателей СССР, награжден орденом «Знак Почета». [7]

Одним из самых известных в отечественной культуре сказителем былин был Василий Петрович Щеголёнок (1817-1894). Он жил в деревне Боярщина, расположенной прямо напротив ансамбля Кижского погоста. Умение петь былины перенял от дяди-сапожника, сам был сапожником. Былины от него записывали и П.Н. Рыбников, и А. Ф. Гильфердинг. Он выступал с пением былин в Петербурге и Москве. В 1879 г. с ним познакомился Л.Н. Толстой и пригласил его в Ясную Поляну, где записывал его легенды и рассказы. Они стали материалом для создания шести произведений Льва Толстого. [8] В 1879 г. портрет Щеголёнка написал Илья Репин. Напевы его голоса записывали композиторы Милий Балакирев, Александр Бородин, Николай Римский-Корсаков. Эти записи Н. Римский-Корсаков использовал в опере «Садко». Похоронен сказитель на кладбище Кижского погоста.

// Текст экскурсии по экспозиционному сектору «Усадьба пряжинского карела»
Составитель Н.М.Мельникова, ведущий специалист по просветительской работе
Интернет-публикация kizhi.karelia.ru. 2021.

Текст может отличаться от опубликованного в печатном издании, что обусловлено особенностями подготовки текстов для интернет-сайта.

Музеи России - Museums in RussiaМузей-заповедник «Кижи» на сайте Культура.рф