Метки текста:
Методический кабинетОт составителя @kizhi
Перед вами справочно–методическое пособие, содержащее ряд материалов, необходимых для подготовки обзорной экскурсии по главной экспозиции музея–заповедника «Кижи» – сектору «Русские Заонежья». Настоящее пособие предназначено, в первую очередь, для внештатных экскурсоводов музея, а также молодых сотрудников, приступающих к освоению музейной тематики. Пособие является частью методического комплекса, который включает в себя методическую разработку обзорной экскурсии по сектору «Русские Заонежья» («Шедевры острова Кижи». НРФ МК музея «Кижи», 2017), разнообразные фото- и видеоматериалы, тематические картотеки, а также контрольные и тематические тексты экскурсий на иностранных языках, алфавитно–тематический словарь основных терминов. Приступая к работе, составитель ставил перед собой цель – собрать в одном издании основные сведения, необходимые для подготовки обзорной экскурсии. Приоритетное внимание было уделено темам, предусмотренным методической разработкой.
Важным критерием оценки любой экскурсии являются научность, актуальность и достоверность информации, тем же критериям должно отвечать и пособие для экскурсоводов. Задача данного издания, заключается в том, чтобы оказать экскурсоводу практическую помощь в изучении материалов по музейной тематике. Авторы статей стремились максимально полно, насколько это возможно в рамках пособия, изложить основную информацию, относящуюся к обзорной экскурсии, это должно вооружить читателя необходимым объемом сведений, имеющих непосредственную практическую значимость при подготовке к работе. Следует учесть, что в рамках такого издания нельзя осветить абсолютно все аспекты заявленной темы, ряд сложных вопросов, относящихся к культуре заонежан, не нашли в нем отражения. Для более глубокого изучения материала необходимо обращаться и к специальной литературе, и к научным публикациям. Хотелось бы обратить внимание читателя на то, что по некоторым вопросам специалисты до сих пор не пришли к единому мнению, это становится особенно заметно при чтении специальной литературы. Для того, чтобы помочь экскурсоводу избежать возможных затруднений, в ряде случаев авторы пособия сочли необходимым параллельное изложение существующих точек зрения.
Пособие подразделяется на восемь глав, каждая, в свою очередь, состоит из одной или нескольких статей. Статьи носят реферативный характер, они написаны авторами с использованием уже опубликованных в разное время работ, в том числе, принадлежащих их собственному перу, а также неопубликованных справочных материалов, хранящихся в научной библиотеке и архиве музея «Кижи». В отдельных случаях статьи содержат данные научных экспедиций и архивных изысканий авторов и их коллег. Перечень использованной литературы и источников содержится в конце каждой статьи, в тексте на них сделаны ссылки. Основные работы, которые были рекомендованы авторами пособия для более углубленного изучения темы, перечислены в конце статей под грифом «Основная рекомендуемая литература».
Структуру пособия составитель стремился приблизить к структуре методической разработки обзорной экскурсии, поскольку именно она предлагает маршрут и порядок показа памятников, дает рекомендации по отбору материала – такова на сегодняшний день сложившаяся практика музейной работы. По мнению составителя такой подход будет способствовать более успешному применению полученных знаний в практической работе. Этим объясняется, к примеру, тот факт, что главы «Кижский архитектурный ансамбль…», «Церковь Воскрешения Лазаря…» и др. не ограничиваются описанием одних только архитектурных особенностей памятников, они также содержат сведения историко–краеведческого характера, которые рекомендуется использовать на конкретных этапах экскурсии. По той же причине статья «Иконостас церкви Покрова Пресвятой Богородицы» включена в главу «Кижский архитектурный ансамбль…», а «Часовня Архангела Михаила» – в главу «Заонежская деревня.». Эта необходимость продиктована особенностями экскурсионной работы, которые, в свою очередь, во многом обусловлены принципами построения музейной экспозиции. На первый взгляд, было бы логично поместить статью о часовне в такой, например, раздел, как «Храмовая архитектура». Однако в экспозиции мы видим ее в окружении крестьянских домов и построек сельскохозяйственного назначения, кроме того, в интерьере часовни представлены иконы и церковная утварь. Цельная музейная экспозиция – это предметно–пространственная система, в которой предметы (а в нашем случае ими являются и памятники архитектуры) находятся в определенном контексте научного и предметно–художественного замысла. Ансамблевый метод построения экспозиции, который сегодня определяет лицо музея «Кижи», требует от нее этнографической точности, приближения к реальной жизненной ситуации. Составитель пособия, много лет занимаясь обучением экскурсоводов, всегда старался предостеречь их от механического деления экспозиции на «памятники храмовой архитектуры и заонежскую деревню», обращая внимание на единство всего экспозиционного комплекса, за которым стоит попытка воссоздания очень интересной и цельной, хотя, к сожалению, во многом утраченной культуры. Хотелось бы, чтобы сама структура этого сборника способствовала формированию правильного подхода к показу музейной экспозиции.
Каждой главе пособия предшествует методический комментарий, где содержатся пояснения относительно содержания статей, могут быть указаны источники, по материалам которых они написаны. Комментарий содержит советы относительно того, на каких моментах изучаемого материала, в первую очередь, необходимо сосредоточить внимание и как его можно использовать в работе, там можно встретить и предостережения от наиболее распространенных ошибок, а в отдельных случаях – пояснения, почему те или иные сведения отнесены именно к этой главе. Комментарий содержит много отсылок к методической разработке обзорной экскурсии – главным образом, это касается той части читателей, которая готовится стать экскурсоводами. Для чего это сделано? Часто случается, что начинающий экскурсовод, владея большим запасом знаний и не имея, при этом, опыта работы, не знает, как эти знания применить на практике. Отсылки к конкретным разделам методической разработки, содержащим рекомендации по использованию того или иного изучаемого материала, должны помочь преодолеть подобные затруднения.[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]
Авторами отдельных глав и статей являются, Агапитов В.А. (Глава II, статья 5), Вахрамеева Т.И., канд. архитектуры (Глава V, статья 4), Воробьева С.В., канд. фил. наук (Глава I, статья 4), Герман К.Э., канд. ист. наук (Глава I, статья 1), Гущин Б.А. (Глава I, статья 5; глава II, статья 1), Калашникова Р.Б., канд. фил. наук (Глава VIII, статьи 2, 3, 4), Мельников И.В., канд. ист. наук (Глава II, статья 5), Мельникова Н.М. (Глава V, статья 6), Михайловская Г.А. (Глава II, статья 2; глава IV; глава V, статьи 1–3, 5, 7, 8; глава VI, статьи 1, 2, 4, 5; глава VII, статья 2, глава VIII, статья 1), Набокова И.И., Наумов Ю.М. (Глава II, раздел 6), Пашков А.М., канд. ист. наук (Глава I, разделы 2, 3), Платонов В.Г., канд. искусствоведения (Глава VII, раздел 1), Трифонова Л.В. (Глава VI, раздел 3).
Иллюстративный материал подобран из фотоколлекции музея–заповедника «Кижи» и различных уже опубликованных изданий. Авторами фотографий являются А.В.Лядов, К.А.Мееров, Ф.М.Морозов, А.В.Ополовников, А.Н.Павлов, М.С.Скрипкин.
Составитель выражает глубокую благодарность рецензентам – кандидату исторических наук, научному сотруднику РАН КНЦ К.К.Логинову и главному хранителю музея–заповедника «Кижи» О.А.Набоковой, которые взяли на себя труд прочитать и оценить данную работу, выразить в рецензии свое мнение о ней и дать ряд ценных рекомендаций, послужившх совершенствованию текста, авторам статей, которые откликнулись на предложение принять участие в работе по созданию этого сборника, а также тем исследователям, чьи уже опубликованные и неопубликованные труды были использованы в данной работе. Он выражает особую признательность научным сотрудникам музея «Кижи» С.В.Воробьевой, В.А.Гущиной и Л.В.Трифоновой, которые любезно предоставили для сборника ряд еще неопубликованных экспедиционных сведений и архивных данных. Составитель искренне благодарит за большую помощь в технических вопросах заведующую общим отделом музея А.М.Караваеву – автора дизайна и технического оформления издания, а также ведущего методиста Н.М.Мельникову, оказывавшую постоянное содействие в подборе материалов научно–рукописного фонда.
Авторский коллектив рассмотрит все предложения и критические замечания читателей, что поможет дальнейшему совершенствованию этой книги.
Текст может отличаться от опубликованного в печатном издании, что обусловлено особенностями подготовки текстов для интернет-сайта.