Метки текста:

Методический кабинет

Методические рекомендации к Главе I «Историко-краеведческий очерк Заонежья» Vkontakte@kizhi

Методическая разработка обзорной экскурсии требует от экскурсовода знания целого ряда исторических тем и дает подробные рекомендации по их использованию. В данной главе в очень сжатой форме эти темы изложены. Приступая к их изучению, экскурсовод должен помнить главное: любой музей в основе своей – исторический, поскольку любая вещь в нем является памятником исторического значения. Без использования сведения историко–краеведческого характера невозможно раскрыть тему обзорной экскурсии, они должны использоваться на всех ее этапах.

На начальном этапе предусмотрена историческая справка относительно заселения Заонежья (см. «Методическая разработка обзорной экскурсии…», раздел III, п. 1). Экскурсоводу следует обратить внимание на то, что и в древности, и в последующие периоды население Заонежья не было однородным, на протяжении всей истории этот край являлся зоной межэтнических контактов. Следует хорошо уяснить, что говорит современная наука о том, когда на территории Заонежья появились первые люди, и каким был их образ жизни, какие этнические группы населяли этот край позднее, в средние века, как они взаимодействовали друг с другом. Пояснить, какая роль в этот период принадлежала Новгороду в общем контексте русской истории, отметить его экономическую, политическую, военную мощь, факт принятия Новгородом христианства, богатые культурные традиции и сам дух независимого, «вольного» города. С приходом новгородцев на север связывают развитие хозяйственной деятельности, торговли, возникновение монастырей, распространение христианства, и, связанное с этим, появление первых икон, начало строительства церквей и т.д. Очень важен также тот факт, что местное население постепенно перешло на русскую речь. Рекомендуется привести примеры владений новгородских бояр в Кижском погосте. Оценить присоединение северных территорий к Новгороду следует как событие, безусловно, положительное. К сожалению, говоря о новгородском культурном влиянии, начинающие экскурсоводы чаще всего отмечают лишь внедрение технологии трехполья в земледельческую практику.

На дальнейших этапах экскурсии тема «Заонежье в новгородский период», должна звучать в рассказе об истории развития северной иконописи (раздел III, п. 8в), о церкви Воскрешения Лазаря из Свято–Успенского Муромского монастыря (см. «Методическая разработка обзорной экскурсии…», раздел III, п.24), о крестьянской общине и ее древних демократических традициях, восходящих ко временам Новгородской республики, об особенностях хозяйственной деятельности заонежан.

15–16 века. (см. «Методическая разработка обзорной экскурсии…», раздел III, п.1 Заонежье в составе Московского государства). Среди исторических событий этого периода следует отметить факт присоединение Новгорода к Москве и то, что, присоединенные северные территории, оказавшись на периферии Московского государства, не пошли «в поместную раздачу». В дальнейшем это стало причиной относительной свободы населения, что объясняло ряд особенностей хозяйственного уклада заонежан, а также способствовало дальнейшему укоренению уже сложившихся культурных традиций, формированию особенностей самосознания людей. В письменных источниках того времени, применительно к административному делению территорий, впервые появляется термин «пятина». Относительно этого термина в литературе встречаются различные мнения. В частности, «Советская историческая энциклопедия», изданная в 1968 г., по этому поводу сообщает следующее: «Термин «пятины» впервые упомянут в Писцовых книгах и актах конца XV в. По мнению И.С.Беляева, С.М.Соловьева, П.И.Кеппена, пятина – очень древняя форма устройства Новгородской феодальной республики, связанная с делением Новгорода на пять концов, причем каждая пятина была подчинена старосте того конца, к которому она принадлежала. Вместе с тем, К.А.Неволин полагал, что деление на пятины было установлено Иваном III после 1477 г.». [указ. соч., с.744]. Изданном в 2001 г. труде «История Карелии с древнейших времен до наших дней» сообщается: «Крупнейшим административным преобразованием в Карелии явилось создание в 1495/1496 г. в Новгородской земле пятин – пяти военно–мобилизационных округов» [указ. сог., с.100].

С присоединением к Москве началось проведение систематического описания северных территорий, составляются Писцовые книги, которые стали первыми письменными источниками сведений о Заонежье, и, в частности, о Спасо-Кижском погосте и церквях на о.Кижи. Эти сведения, а также некоторые цитаты из писцовых книг, следует включить в рассказ, начиная знакомить слушателей с памятниками Кижского архитектурного ансамбля (см. «Методическая разработка.», раздел III, п.2).[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]

17 век. Следует обратить внимание на события периода Смутного времени, разорение Заонежья и последующее его возрождение. Отметить, что одним из последствий Смутного времени стало появление в Заонежье выходцев из других регионов государства, что повлияло и на этнический состав населения, и на развитие культурных традиций. То же самое можно сказать и о периоде, последовавшем за церковным расколом (1666–1667 гг.), когда здесь начинают селиться старообрядцы, бежавшие из центра государства, – носители особой идеологии, «ревнители древнего благочестия». Сведения об этом периоде можно использовать в рассказе о часовне Архангела Михаила, об особенностях северной иконописи 17 в. на примере икон из этой часовни.

Вторая половина 17 в. – время абсолютизации монархии и дальнейшего закрепощения крестьян, как в центре России, так и на ее окраинах. Следует обратить внимание на факт появления в Карелии первых железоделательных заводов, где применялся как вольнонаемный, так и принудительный труд, что повлияло на положение крестьян Заонежья, часть которых из государственных становятся приписными. Уяснить, в чем заключалась разница. Эта тема может быть достаточно подробно освещена при показе мемориальной доски на ограде погоста, которая установлена в память о Кижском восстании (1769–1771 гг.), вызванном припиской крестьян к «железным заводам».

18 век – время многочисленных и разнообразных петровских преобразований. На севере, в частности, происходит упразднение погостов, образуется Кижская волость.

Для нас этот период особенно важен тем, что именно тогда на о.Кижи строится существующая сегодня Преображенская церковь, постепенно формируется современный архитектурный облик Покровской церкви (см. «Методическая разработка.», раздел III, п. 5, 6, 7). Следует отметить, что Преображенская церковь, построенная уже в 18 в., тем не менее, воплотила в себе наиболее органичные черты русского храмостроительства допетровской эпохи, что может служить подтверждением мысли о традиционализме народной культуры.

Следует обратить внимание на то, что в этот период в Заонежье начинает развиваться промышленность, в частности, такая отрасль, как лесопиление (первое частное лесопильное производство основано к 1742 г.). Появление дешевых пиленых досок делает, со временем, возможным изменение ряда строительных технологий. Эти сведения могут быть использованы экскурсоводом в рассказе о введении в строительную практику тесовых обшивок срубов, изменении характера обработки оконных и дверных проемов, технологии изготовления резных деталей и т.д. (на примере сооружений Кижского архитектурного ансамбля, крестьянских домов.[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]

В начале 18 в. основана новая столица государства – г. С.–Петербург. Важно обратить внимание на то, что появление этого крупного центра в относительной близости от Заонежья оказало значительное влияние на многие стороны жизни населения. В первую очередь, наряду с другими причинами социально–экономического характера, это способствовало дальнейшему развитию отхожих промыслов, распространению в крае новых кустарных производств и т. д. (см. «Методическая разработка.», раздел III, п. 13, п.14в, г, д).

К сожалению, рассказывая о связях Заонежья и С.–Петербурга, экскурсоводы порой ограничиваются лишь краткими замечаниями, не объясняя причин возникновения того или иного явления: «волютные наличники – это влияние городской архитектуры», «обстановка горницы отражает влияние городской моды», «появление дощатой обшивки – влияние каменной архитектуры» и т.д.

19 – н. 20 веков. Рассказывая о жизни крестьянства на севере в этот период, экскурсовод должен хорошо представлять себе, в каких отношениях оно находилось с государством, кому принадлежала земля, как регулировались земельные отношения, откуда брались средства к существованию и т.д. Одним из наиболее значительных событий этого периода стала отмена крепостного права. Следует уяснить, в чем заключалась роль крестьянской общины до реформы и после нее, как изменилась жизнь в деревне в пореформенный период, обязательно обратить внимание на тот размах, который приобретают в это время различные отхожие промыслы, объяснить причины этого явления. Отметить изменение состава семей, пояснить, как это отразилось на архитектуре крестьянских домов (на примере домов Елизарова, Ошевнева. См. «Методическая разработка…», раздел III, 13а, 18).

Автору представляется целесообразным поместить материалы, относящиеся к истории Кижской волости и Кижского прихода в главу «Спасско–Кижский погост – памятник духовной и материальной культуры Заонежья.», что будет соответствовать структуре методической разработки и облегчит работу экскурсовода.

В целом использование сведений историко–краеведческого характера поможет показать, как тесно история Заонежья переплетена с историей России, с ее культурными традициями, позволит раскрыть уникальность и самобытность культуры этого края, объяснить причины формирования особого культурного феномена, называемого культурой русских Заонежья, воссоздать в экскурсии достоверную картину жизни и быта заонежан.[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]

// Традиционная культура русских Заонежья
Интернет-публикация kizhi.karelia.ru. 2022. 178 с.

Текст может отличаться от опубликованного в печатном издании, что обусловлено особенностями подготовки текстов для интернет-сайта.

Музеи России - Museums in RussiaМузей-заповедник «Кижи» на сайте Культура.рф