Метки текста:

Методический кабинет

Смотри также:

video-x-generic[ВИДЕО] Пашков А.М. Славянская колонизация территории Карелии. Заонежье в новгородское время (mp4)video-x-generic[ВИДЕО] Пашков А.М. Исторический очерк Заонежья в конце XV–XVII веках (mp4)

2. Новгородская колонизация. Заонежье в новгородское время Vkontakte@kizhi

1. Славянская колонизация территории Карелии.

Заселение славянами территории Карелии началось, вероятно, в XI в. Славяне проникали на земли Карелии традиционным для них и наиболее удобным в условиях Севера водным путем. Этот путь начинался в районе Новгорода и озера Ильмень, где жили «ильменские словене». Новгородцы по реке Волхов выходили к Ладожскому озеру. Затем путь поворачивал на восток, к устью Свири. Продвигаясь далее по долине Свири, славяне постепенно ассимилировали жившее там племя весь (предков современных вепсов). Поэтому современные вепсы живут не компактно, а разделены на группы, живущие к северу (шелтозерские) и югу (ленинградские и вологодские) от Свири. Пройдя Свирь, славяне вышли в Онежское озеро. По весьма убедительной гипотезе И.М.Муллонен славянские названия «Онежское озеро», «Онего» имеют происхождение от вепсского слова «ena» – «большое».

Вплоть до XX в. юго–западный ветер на Онежском озере называли «шелоник», поскольку с юго–запада в Ильмень впадает река Шелонь. Это получилось оттого, что на Онежское озеро новгородцы перенесли названия ветров с озера Ильмень. Данный факт является еще одним доказательством того, что заселение славянами территории Карелии происходило со стороны Новгорода.

Оказавшись на Онежском озере, славяне двинулись от истока Свири по его южному берегу. Большая часть славян устремилась к находившемуся к юго–востоку от Онежского озера Словенскому волоку, который позволял перетаскивать суда из бассейна Онежского озера в бассейн Белого моря. Вместе с тем часть славян двинулась вдоль восточного берега Онежского озера. В устье реки Водлы они еще раз разделились. Одни двинулись вдоль реки Водлы. Ими были основаны Пудожский и Водлозерский погосты. Путь по Водле привлекал тем, что через Водлу и Водлозеро можно было довольно близко подойти к побережью Белого моря. Другие продолжали двигаться вдоль восточного берега Онежского озера, скоро они оказались на территории Заонежья. Земли Заонежья в то время населяли древневепсские и карельские племена. Эта уникальная по природно–климатическим условиям территория сразу стала привлекать славян тем, что здесь можно было заниматься земледелием. Земледелие было здесь возможно из-за обилия в почве шунгита, особого минерала, получившего это свое название в честь старинного села Шуньга, в окрестностях которого шунгита было особенно много.

Приток славян на земли Заонежья относится к концу XIII – первой половине XIV вв., когда происходило временное потепление климата. По новейшим археологическим данным в южной части Заонежья славяне появились уже в XIII в. По данным известного лингвиста А.С.Герда, они являлись носителями «еще не разделенного псковско–новгородского диалекта». С учетом того, что Псков стал обособляться от Новгорода уже с середины XIII в. и юридически получил независимость в 1348 г., можно считать, что массовая славянская колонизация Заонежья началась во второй половине XIII – первой половине XIV вв. Появившиеся в Заонежье славяне были более многочисленны и постепенно ассимилировали жившее там древневепсское и древнекарельское население.[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]

Приток славян на земли Заонежья происходил и в более позднее время, т.к. с середины XIV в. и до 1478 г. здесь имела место боярская колонизация, связанная с переселением на Север боярских крестьян из собственно новгородских земель. К концу XVI в. Заонежье, в основном, уже обрусело (по мнению исследователя К.К.Логинова, этот процесс завершился в к. XVIII – н. XIX. вв. – прим. сост.), хотя вплоть до второй половины XIX в. документы фиксируют там отдельные группы обруселых карел и обруселой «чуди» (вепсов). Следы пребывания прибалтийско–финского населения сохранились в русском говоре Заонежья с характерным для прибалтийских финнов ударением на первый слог.

Достигнув северной оконечности Онежского озера, славяне стали искать пути дальше на север. Прямого водного пути не было, но по рекам бассейна Онежского озера можно было добраться до водораздела и волоком перетащить суда в реки и озера бассейна Белого моря. В конце концов, славяне вышли к Белому морю и стали заселять его побережье.

Так происходило заселение славянами территории Карелии. Этот процесс тянулся примерно с XI по XV вв. В результате славяне заселили Посвирье, южное и восточное побережье Онежского озера,

Заонежье и побережье Белого моря. Прибалтийско–финное население сохранило за собой внутренние районы Карелии к западу от Онежского озера и Белого моря. Такое расселение сохранялось вплоть до XX в.

Следует добавить, что славянская колонизация территории Карелии шла несколькими волнами. Впереди шли ушкуйники – новгородские разбойники на больших лодках ушкуях. Их целью была охота на пушного зверя, покупка пушнины у местных охотников или грабеж населения для захвата мехов. Меха доставлялись в Новгород и оттуда переправлялись за границу. Постепенно грабеж перерос в планомерный сбор дани. Сборщики дани иногда задерживались на подвластных территориях. Они должны были где–то зимовать и складировать меха. Так появились первые новгородские фактории на территории края. Следом за ушкуйниками и сборщиками дани шли боярские «прикащики» в поисках новых земельных владений. Они искали места, пригодные для занятий земледелием и переселяли туда новгородских крестьян. И, наконец, следом за боярскими «прикащиками» на новые земли приходили монахи, стремившиеся к созданию в северных лесах православных монастырей.[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]

Славянская колонизация территории Карелии имела большое значение и для местного прибалтийско–финского населения. Для экономики края имело большое значение, то, что новгородцы принесли сюда прогрессивную, трехпольную систему пашенного земледелия (о чем см. далее, в разделе «Земледелие…» – прим. сост.), а для культуры – распространение христианства в виде православия.

Многие известные специалисты отмечали, что славянская колонизация Севера имела мирный характер. Историк О.В.Ключевский в своем «Курсе русской истории» отмечал: «…сами колонисты не вызывали туземцев на борьбу. Они принадлежали в большинстве к мирному сельскому населению, уходившему из юго–западной Руси от тамошних невзгод и искавшему среди лесов Севера не добычи, а безопасных мест для хлебопашества и промыслов. Происходило заселение, а не завоевание края, не порабощение или вытеснение туземцев. Могли случаться соседские ссоры и драки, но памятники не помнят ни завоевательных нашествий, ни оборонительных восстаний». Другой знаток истории русской культуры, Д.С.Лихачев, в эссе «Заметки о русском» писал: «Русские хоть и не всегда, но по большей части жили в мире с соседними народами. Мы можем отметить это уже для древнейших веков существования Руси. Мирное соседство русских и карельских деревень на севере в течение тысячелетия – факт очень показательный».

2. Обонежье под властью Великого Новгорода.

Точная дата вхождения территории Обонежья и Поморья в состав древнерусских земель неизвестна. Учитывая обширность самой территории и постепенность славянской колонизации можно предположить, что это тоже был постепенный процесс. В древнейшей русской летописи «Повесть временных лет» под 1114 г. помещен рассказ о том, что летописец посетил Ладогу и ладожане рассказали ему, что «живы еще старики, которые ходили за Югру и за Самоядь», то есть можно предположить, что еще раньше, уже в середине Х в. новгородцы добирались до Приполярного Урала. Учитывая то, что Обонежье и Поморье находятся в несколько раз ближе от Новгорода, чем Югра и Самоядь, можно утверждать, что походы для торговли и сбора дани новгородцев в Обонежье с целью получения пушнины постоянно происходили уже в X в., а может быть и в конце X в. Походы за данью стали первичной формой зависимости Обонежья от Новгорода.

Под 1216 годом в Новгородской первой летописи упоминается некий «терский данник», то есть чиновник, отвечавший за сбор дани с Терского берега на Кольском полуострове. Из этого факта можно сделать два вывода: во-первых, сбор дани с Терского берега носил плановый характер и в Новгороде был специально занимавшийся этим человек, и, во-вторых, если так дань собиралась на далеком от Новгорода Терском берегу, то в географически более близком Обонежье и Поморье эта система тем более существовала. Поэтому можно предполагать, что уже в конце XII в. сбор дани на землях Обонежья и Поморья приобрел планомерный характер, данническая зависимость этих территорий от Новгорода окончательно оформилась и территория Обонежья вошла в состав Новгородской земли. Земли Заонежья стали делиться на административные единицы – погосты.[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]

До XIV в. новгородские бояре ограничивались только сбором дани. В XIV в. Обонежье началось появление вотчин новгородских бояр. Большие земельные владения имела в Обонежье знаменитая Марфа Посадница. Ей принадлежали земли в Южном Прионежье, в Кижском, Пудожском и Выгозерском погостах. Всего по данным писцовых книг Марфе Посаднице в Обонежской пятине принадлежало 700 деревень (1200 дворов), в том числе 29 – в Кижском погосте. Другая боярыня, Настасья Григорьева, владела 300 дворами на реке Водле. Крестьяне, жившие на боярских землях, должны были платить владельцам оброк белками, а также в небольших количествах рожью, овсом и деньгами. К концу новгородского владычества существовало 17 заонежских погостов с населением 19 тысяч человек (данные на 1500 год).

Крупнейшим явлением культурной жизни на землях Обонежья в новгородский период стало появление здесь православных монастырей. Монастырская колонизация территории Обонежья и Поморья началась в середине XIV в. Вскоре после 1352 г. возник первый православный монастырь на побережье Онежского озера. Это был Успенский Муромский монастырь, основанный прибывшим из Новгорода греческим монахом Лазарем на юго–восточной оконечности озера, в 46 верстах к юго–западу от Пудожа. При Лазаре монастырь владел только Муромским островом. После его смерти началось расширение земельных владений. В 1537–1539 гг. Муромский монастырь уже судится с Палеостровским из–за земель и угодий. Судебный приговор подтвердил права Муромского монастыря на часть Гагукской волости.

Второй православный монастырь на Онежском озере, Палеостровский Рождества Богородицы, был основан монахом Корнилием, уроженцем Пскова, на Пальем острове. По сведениям церковных источников, это произошло в конце ХП в., тем не менее, сохранилась грамота, написанная в 1440-х гг. о передаче монастырю в собственность Пальего острова, что позволяет отнести время основания Палеостровского монастыря также к 1440-м гг. Впервые точку зрения о том, что Палеостровский монастырь возник в 1440-е гг. выдвинул В.Л.Янин. В первые десятилетия существования Палеостровского монастыря было создано 11 разных грамот, по которым новгородские землевладельцы передавали в собственность монастыря различные земельные и водные угодья, располагавшиеся на островах и побережье Онежского озера.

Возникновение крупнейшего на Белом море Спасо–Преображенского Соловецкого монастыря также относится к XV в. Как сказано в жизнеописании его основателей (так называемом, житии святых), монахи Савватий и Герман, высадились на Соловках в 1429 г. Затем Савватий умер, а Герман вернулся на материк, встретил там монаха Зосиму, вместе с ним возвратился на Соловки, где они основали монастырь. Савватий был пострижеником Кирилло–Белозерского монастыря, а затем несколько лет жил в Валаамском монастыре. Зосима был уроженцем заонежского села Толвуя и первым игуменом Соловецкого монастыря. Уроженец Тотьмы, Герман, играл второстепенную роль в создании монастыря на Соловках. Известный историк В.Л.Янин ставит под сомнение сведения из жития Зосимы и Савватия, считая, что Соловецкий монастырь был основан в 1460-х годах и Зосима не мог быть его игуменом.

Новгородское владычество на территории Карелии продолжалось до 1478 г., когда Новгород потерял свою независимость и попал под власть Москвы. Земли Обонежья и Поморья также вошли в состав Московского государства.[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]

Использованная литература:

  1. Славяне в Карелии: Сборник статей. Составитель Водолазко В.Н., Тюриков И.П. Петрозаводск, 2003.
  2. Очерки исторической географии: Севро-Запад России: Славяне и финны. Под редакцией А.С.Герда и Г.С.Лебедева СПб., 2001.

Основная рекомендуемая литература:

  1. Гадзяцкий С.С. Карелы и Карелия в Новгородское время. Петрозаводск, 1940.
  2. История Карелии с древнейших времен до наших дней // Научная редакция: Н.А.Кораблев, В.Г.Макуров, Ю.А.Савватеев, М.И.Шумилов. Петрозаводск, 2001.
  3. Славяне в Карелии: Сборник статей. Составитель Водолазко В.Н., Тюриков И.П. Петрозаводск, 2003.

// Традиционная культура русских Заонежья
Интернет-публикация kizhi.karelia.ru. 2022. 178 с.

Текст может отличаться от опубликованного в печатном издании, что обусловлено особенностями подготовки текстов для интернет-сайта.

Музеи России - Museums in RussiaМузей-заповедник «Кижи» на сайте Культура.рф