Метки текста:
Методический кабинетОт составителя @kizhi
Подводя итог всему сказанному в данной главе, которая охватывает очень долгий промежуток времени, от появления первого человека на территории Заонежья до исторических событий, имевших место в начале XX в., можно сказать, что любые заметные явления, изменения, а тем более потрясения, как в экономической жизни России, так и в ее политической истории, тем или иным образом коснулись и Заонежья. В частности, эти события оказывали заметное влияние на процесс формирования заонежан, как особой «локальной» группы русского этноса.
На этапе дославянского освоения края здесь наблюдался приток вепско–карельского населения. Выходцы с карельских территорий переселялись сюда и позднее: в 17 в. они бежали от притеснений шведов, в результате чего на территории Занежья возникали карельские поселения, такие, как Фоймогуба, Кузаранда, неподалеку от о.Кижи есть остров с названием «Карельский». Заонежане и жители деревень с карельским населением традиционно вступали в брачные связи, жен–карелок привозили в Заонежье и с западного берега Онежского озера, из районов Кондопоги, Сегозера и др., все это также оказывало влияние на этническое формирование заонежан. Определенное значение в этом смысле имели и события Смутного времени. С одной стороны, Заонежье переживало серьезный экономический упадок, численность населения края в этот период заметно сократилась, многие погосты опустели. В то же время, здесь появляется новое «население», те, кого заонежане стали называть «панами», это были представители разбитых отрядов казаков, польско–шведских интервентов, а также болотниковцы. Волею судеб занесенные в эти края, некоторые из них пошли приймаками в семьи заонежан и осели в здешних местах, более всего в районе Падмозера, Космозера, Великой Губы и в д.Кондобережской. Интересно, что в топонимике края появляется, к примеру, такое название, как д.Черкасы.
Несомненно, что значительным был приток населения из центра государства и в период церковного раскола, это были бежавшие сюда от преследований сторонники «старой веры», старообрядцы, противники церковной реформы, которых власть, как светская, так и духовная, называла раскольниками.
Стоит отметить еще одну своеобразную причину появления в Заонежье выходцев из других регионов России – бегство мужчин от рекрутчины. По закону тот, кто скрывался в течение трех лет и не был пойман, освобождался от военной службы и не преследовался. Согласно преданиям, мужское население Малого Леликовского острова первоначально составляли беглые. Они женились на местных девушках, идя в приймаки к заонежанам. Благодаря приймачеству, в частности, значительно увеличилось население д.Сенная губа, ставшей одним из самых крупных поселений на Большом Клименецком острове.
Последовавший в конце 17 в. период промышленного освоения края и строительство металлургических заводов был также отмечен притоком нового населения, в частности – иностранных рабочих для меднолитейных и железоделательных мануфактур предпринимателей Буттенанта и Марселиуса в Фоймогубской волости. Проживали они здесь недолго, в браки с местным населением не вступали и, в последствии, все вернулись к себе на родину. Однако развитие заводского производства привлекло в эти места и заонежан, часть из них сменила прежнее место жительства, что несколько изменило общую картину расселения.[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]
В Петровскую эпоху победы России в войне со Швецией привели к тому, что западная граница государства была отодвинута, это дало заонежанам возможность осваивать новые для них территории, что также вызвало некоторую миграцию населения. Так в 18 в. на западном берегу Онежского озера кижане основали два новых поселения: Лижму и Уницу.
В конце 18 и в начале 19 вв. окончательно сложилась система поселений Заонежья, в это время активно развивалась деятельность шуньгской ярмарки, которая достигла своего расцвета в 60-е годы 19 в. Торговые пути, которые сходились в Шуньге, вели в Поморье, Новгород, Петербург, в районы Центральной России и в Финляндию, что влекло за собой постоянную миграцию населения. Эта ярмарка стала самой крупной в Олонецкой губернии, и лишь постройка в 1870 г. Повенецко–Сумского тракта, по которому грузы из Поморья стали доставлять к Онежскому озеру не зимой, а летом, а в начале века – проведение Мурманской железной дороги, окончательно подорвали торговлю в Шуньге.
Во второй половине 19 в. важнейшим событием, оказавшим влияние на этническую историю заонежан, стала Крестьянская реформа и последовавшие за ней преобразования. Развитие отхожих промыслов вело к тому, что усилился отток населения Заонежья в города, многие отправлялись туда с семьями и проживали в столице по несколько лет.
Таким образом, население Заонежья формировалось постепенно, на протяжении долгого времени. В этом процессе принимали участие и прибалтийско–финские народы, и славяне, и представители иных групп населения, чьи культурно–бытовые традиции неизменно оставляли свой след в культуре жителей этого региона. Этнокультурные взаимодействия происходили не только непосредственно на территории Заонежья. Сами Заонежане, в силу необходимости, могли проживать достаточно долго и в городах – С.–Петербурге, Петрозаводске, и в сельских поселениях других местностей, где они тоже занимались отхожими промыслами. В то же время отходники из других районов по несколько месяцев проживали по семьям в деревнях Заонежья. Такие контакты также непременно должны были наложить свой специфический отпечаток на традиционно–бытовую культуру заонежан. В 1905 г. их общая численность составила 28 тыс. человек. Заонежане подразделялись на три группы, каждая из которых имела свой говор и свои, несколько отличавшиеся друг от друга, культурные традиции [1 , с.118–123] .
Использованная литература:
- Агапитов В.А., Логинов К.К. Из исторического прошлого Заонежья // Кижский вестник №2. Петрозаводск, 1993. – С.110–122.
Основная рекомендуемая литература:
- Логинов К.К. Являются ли заонежане локальной группой русских? // Советская этнография. 1986, №2. – С.91–95.
- Майнов В.В. Поездка в Обонежье и Корелу. СПб., 1877.
- Рыбников П.Н. Этнографические заметки о заонежанах // Памятная книга Олонецкой губернии. Петрозаводск, 1866. Ч.2.
- Оленев И.В. Карельский край в связи с постройкой Мурманской железной дороги. Гельсингфорс, 1917.
Текст может отличаться от опубликованного в печатном издании, что обусловлено особенностями подготовки текстов для интернет-сайта.