Метки текста:
Методический кабинетСмотри также:
[ВИДЕО] Воробьёва С.В. Кижский архитектурный ансамбль (8-я лекция дистанционного курса)2. Из истории создания памятников Кижского погоста (Кижского архитектурного ансамбля), к.XVII–сер.XX вв. @kizhi
История создания ныне существующих кижских храмов на сегодняшний день до конца не прояснена, несмотря на существование письменных источников, в которых они упоминаются. Как видно из Писцовых книг, уже к XVI в. на о. Кижи существовал храмовый комплекс, включавший две церкви, летнюю и зимнюю, и колокольню. Судьба этих построек была трагичной: в «Переписной и отказной книге крестьянских и бобыльских дворов Кижского погоста» от 1696 г. [20] мы читаем следующие строки: «… Погост Спасский в Кижах на Кижском острову, а на погосте строят церковь новую, теплую, клецки во имя Покрова Богородицы. Да в той же церквы построен придел во имя Николы Чудотворца…, настоящая церковь Преображения Господня и прежняя Покрова Богородицы в прошлом 7202 сгорели от молнии.» [4, с.6], в современном летоисчислении этой дате соответствует 1693–1694 годы. Следует обратить внимание на то, что настоящая датировка была уточнена не так давно, в 1988 г. [6, с.136]. В исследовательских работах, написанных ранее, приводятся другие, боле поздние даты.
Таким образом, в указанный год на погосте произошел пожар, возникший в результате удара молнии, вследствие чего старые храмы погибли или были сильно повреждены. Перед прихожанами встала необходимость строительства новых. Нетрудно понять, что для человека той давней эпохи, мировоззрение которого, по сути своей, было глубоко религиозным, строительство нового храма взамен утраченного являлось насущной необходимостью. Кроме того, говоря о роли приходской церкви в жизни населения, известный историк М.Богословский отмечал: «Храм служил объединяющим центром для разбросанных вокруг него селений, потому что был местом совершения не только религиозных обрядов, но и всякого рода правительственных актов и гражданских сделок… Он олицетворял собой и центр религиозной жизни, и центр крестьянского мира, и мощь большой крестьянской общины» [1, с.29].
Из приведенной выше записи следует, что к 1696 г. на о.Кижи уже велись работы по сооружению новых церквей. К сожалению, документы, относящиеся непосредственно к строительству, до сих пор не обнаружены, но мы можем предположить, что, согласно существовавшей традиции, церкви строились на средства, собранные прихожанами, многие из которых принимали посильное участие и в строительных работах, что представители крестьянского мира, выступавшие заказчиками, подробно обсуждали с мастерами–плотниками и внешний вид, и внутреннее убранство будущих построек. На это же указывает и запись, сделанная в сохранившемся архивном документе от 1867 г. под названием «Церковная летопись, составленная Священно–Церковнослужителями Петрозаводского уезда Кижского погоста». Летопись сообщает, что «в Кижском приходе находятся два храма, оба деревянные. Первый во имя Преображения Господня, построен в 1714 г. с благословения Высокопреосвященнейшего Иова
Митропоита Новгорода и Великих Лук, иждивением и старанием прихожан. Второй, во имя Покрова Пресвятыя Богородицы, построен в 1764 г. с благословения Преосвященнейшего Евгения, Викария Новгородской Митрополии, также иждивением и старанием прихожан…» [5, с.27].
Ныне существующий храмовый комплекс воздвигнут на месте ранее стоявших построек в южной, наиболее узкой и ровной части о. Кижи, на пологом холме. По традиции, долго бытовавшей на Русском Севере, он состоит из двух церквей, летней и зимней, колокольни и ограды. В плане три основных сооружения стоят в вершинах треугольника. Этот композиционный прием создает многообразие объемного восприятия всего архитектурного ансамбля, и, вместе с тем, исключает возможность полного зрительного совмещения силуэтов построек. Сооружения погоста возведены на расстояниях, не превышающих их высоты, что, по выражению академика архитектуры В.П.Орфинского, «дало ощущение целостности зрительного образа и позволило создать единый, хорошо видимый издалека зрительный акцент, сомасштабный протяженному пространству Кижских шхер» [15, с.182].[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]
Кижский архитектурный ансамбль по праву считается высшим достижением русского деревянного зодчества. Его храмы, известные сегодня во всем мире, не только воплощают в себе особенности русской народной деревянной архитектуры, характерные для различных этапов ее развития, но и являются прекрасным примером талантливости зодчих, которые сумели создать величественный по своему образу ансамбль и решить большие инженерные проблемы, связанные с сооружением столь сложных конструкций. В 1990 г. ансамбль включен в Список Всемирного наследия ЮНЕСКО, а в 1993 г. он внесен в Государственный свод особо ценных объектов культурного наследия народов Российской Федерации, что, без сомнения, подтверждает огромную культурную ценность этого памятника архитектуры для всего мирового сообщества.
Текст может отличаться от опубликованного в печатном издании, что обусловлено особенностями подготовки текстов для интернет-сайта.