Метки текста:

Методический кабинет

3. Церковь Преображения Господня: тип сооружения, особенности объемно-планировочного решения и художественного облика храма Vkontakte@kizhi

После пожара 1693–1694 г. новый храм, посвященный тому же празднику, построили на месте старой Преображенской церкви. Он был освящен в 1714 г. Эта постройка и сегодня остается центром ансамбля, его архитектурной доминантой. Тип церкви – «круглая, о двадцати стенах» – известен по летописным источникам еще с XVI в. Он позволял создавать иключительно выразительные, не похожие друг на друга сооружения и положен в основу многих выдающихся произведений народного зодчества. Среди них встречались как шатровые, так и многоглавые храмы. Церковь Спаса Преображения на о.Кижи – единственная из дошедших до нас многоглавых деревянных церквей подобного типа.

По всей видимости, одним из оснований для создания «круглого» храма, который имеет несколько схожих фасадов и одинаково хорош со всех сторон, явилось его островное положение. Выражаясь образно, к каждой деревне, к каждому члену прихода он был обращен лицом. Вместе с тем, нельзя исключить, и то, что могли существовать и другие причины, которые определили внешний облик и месторасположение этого храма. Так, по мнению В.П.Орфинского, «Преображенская церковь являла собой феномен возрождения архитектурного идеала русского средневековья на фоне прозападных храмостроительных тенденций петровской эпохи. Она была построена русскими в зоне тесных культурных контактов с вепсами и карелами, и в ней целенаправленно акцентировались наиболее существенные признаки «своей» (славянской – прим. сост.) архитектуры, которыми являлись высотность, центричность, многоглавие» [17, с.82–84].

Первое, что обращает на себя внимание – это сложность объемно–планировочного и композиционного решения сооружения. Однако, как отмечал один из исследователей русского деревянного зодчества М.Красовский, «… кажущееся на первый взгляд очень сложным композиционное построение объема Преображенской церкви поражает своей простотой и логичностью при более подробном изучении. Здесь нет форм, которые не встречались бы в более ранних храмах, но тонкое художественное чутье подсказывало зодчему использовать здесь такие соотношения деталей, которые превратили эту церковь в подлинный шедевр искусства…» [8, с.280].

Основой всей конструкции является высокий восьмигранный сруб – восьмерик с четырьмя двухступенчатыми прирубами – так называются прямоугольные срубы, которые «прирублены» к восьмерику по четырем сторонам света. Эта схема позволяла выстроить крестообразное в плане сооружение с четырьмя примерно одинаковыми фасадами. Длина церкви составляет 26,4 м, ширина равна 20,7, а высота – 37 м. Площадь внутренних помещений составляет 375,6 м. В восточном прирубе располагался алтарь. Все остальное пространство занимало собственно–церковное помещение. С западной стороны пристроен еще один низкий сруб – трапезная. На нижний, центральный, восьмерик установлены еще два постепенно уменьшающихся восьмерика. Такое конструктивное решение позволяло, во-первых, увеличить высоту постройки, а, во-вторых, создать композиционную основу для сооружения многоярусного храма, последнему обстоятельству способствовало и то, что верх каждого прируба сделан двухступенчатым. При своей значительной высоте, равной 37 м, церковь не контрастирует с пологими берегами острова Кижи, как будто постепенно вырастая из него, и, вместе с тем, уверенно доминирует в архитектурно–ландшафтной среде, являясь ее высотным акцентом, что, в целом, характерно для русской храмовой архитектуры (обратим, к примеру, внимание на этимологию слова «окрестность»: местность, которая располагается вокруг креста, т.е. храма).

Теперь рассмотрим верх Преображенской церкви. Уступы прирубов и верхние грани восьмериков перекрыты «бочками» – фигурными кровлями килевидного сечения. На бочки установлены главки. Всего их – двадцать две: двадцать глав образуют четыре яруса, двадцать первая, самая большая, венчает всю конструкцию, а двадцать вторая расположена над бочкой, прекрывающей алтарный прируб. Диаметр глав не везде одинаков. В 1-ом и 2-ом ярусе он равн 2 м 80 см, в 3-ем – 3 м 20 см, в 4-ом – 2 м 50 см. Центральная глава имеет диаметр 5 м 50 см. «Благодаря изменению объемов глав создается особая динамичность композиции, вызывающая ощущение движения основных масс церкви вверх, к центральной главе» [3, с.14]. Использование этого приема также позволило избежать впечатления монотонности, которое могло бы возникнуть от большого количества глав и, кроме того, дало мастерам возможность «вписать» верх в равнобедренный треугольник, что придало облику храма четкие силуэтные очертания. Достижению такого эффекта служит также и то, что главки нижестоящих ярусов вдвинуты в бочки последующих. Эти простые, на первый взгляд, приемы позволили сделать силуэт верха более лаконичным, а, следовательно, более четко читающимся на фоне неба, что совсем немаловажно. Как отмечают исследователи народной архитектуры, «… Решающую роль в достижении архитектурной выразительности памятников монументального зодчества играл силуэт здания, и, в частности, форма покрытия. Церкви стремились построить так, чтобы они привлекали к себе особое внимание: их силуэт на фоне неба был виден уже издали и выделялся среди остальных зданий формой и высотой.» [7, с.40].[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]

Основные породы дерева и стороительные материалы.

При строительстве Преображенской церкви, также как и многих других деревянных сооружений, использованы традиционные для этого региона породы дерева: сосна, осина, а также береста, которую применяли при сооружении кровельных покрытий.

Стены сруба сложены из сосновых бревен. Сосна – дерево смолистое, а смола, как известно, является отличным естественным консервантом, предохраняющим древесину от разрушительного воздействия различных микроорганизмов в условиях повышенной влажности. Для того чтобы предотвратить вытекание смолы из ствола, при рубке и обработке леса использовался плотницкий топор, дающий плотный затес торцовой части бревна. Это способствовало, с одной стороны, закупориванию древесных капилляров и сохранению смолы внутри ствола, а с другой – препятствовало впитыванию атмосферной влаги. Лес стремились заготавливать зимой, когда приостанавливалось сокодвижение.

Главки и бочки покрыты «лемехом» – небольшими деревянными тесинами, украшенными городковой порезкой. Лемех делали из осины, что объяснялось рядом причин. Во-первых, осина имеет свойство разбухать при намокании, при этом закупориваются мелкие щели, и внутренние конструкции сооружения остаются защищенными от протечек. Вместе с тем, осина не деформируется под воздействием влаги, и лемех сохраняет первоначальную форму. Во-вторых, это мягкий материал, который легко поддается обработке, что облегчало работу по изготовлению лемеха. Всего на покрытие верха Преображенской церкви требовалось около 30000 лемешин, каждую из которых вытесывали с помощью топора. Сложность заключалась в том, что лемеху необходимо было придать слегка выпуклую форму, так как его крепили на главки и бочки криволинейных очертаний, – осина наилучшим образом подходила для этой цели. И, наконец, третьим несомненным достоинством этой породы дерева нужно признать его красивый серебристый оттенок, способный изменяться в зависимости от освещенности и погодных условий. Конечно, осина не являлась материалом долговечным, в среднем лемех служил около сорока лет, потом его приходилось менять, что, без сомнения, было очень трудоемкой работой. Тем не менее, трудно представить себе достойную замену этому строительному материалу.

Часто возникает вопрос: а как же крепился лемех? В старину, когда главка, подобно стене, рубилась из тонких бревнышек, лемех крепили с помощью деревянных штырей – «нагелей». Позднее, предположительно с XVI в., главка уже имела стропильную конструкцию. Ее объем формировался с использованием так называемых «журавцов» и «кружал» (см. Словарь архитектурных терминов). В этом случае лемех прибивался к дощатой поверхности обшивки главки коваными гвоздями, имевшими четырехгранное сечение.[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]

Система водозащиты сруба.

И тщательный выбор, и способ обработки строительного материала продлевали срок службы сооружения в условиях влажного северного климата. Но этого было недостаточно. Строителями была предусмотрена и специальная система водозащиты. С одной стороны, она защищала сруб от атмосферных осадков, с другой – позволяла просушивать и проветривать его. Прежде всего, сложная внешняя кровля здания сама до некоторой степени рассчитана на то, чтобы защитить сруб от дождевой воды: стекая по криволинейным поверхностям главок и бочек, ее основная масса оказывается на земле. Но, кроме того, внутри храма существовала и страховочная крыша. Она была установлена внутри первого восьмерика, над потолком, и по виду напоминала пологую двускатую, перевернутую вниз коньком. Каждый скат представлял собой два слоя досок–тесин, между которыми, образуя сплошной настил, были уложены большие пласты бересты (см. «скала») – для лучшей гидроизоляции. Под стык скатов были подведены два желоба–водомета, один под другим, на тот случай, если один из них прохудится. Концы водометов выходили за пределы сруба через специальные отверстия на юго–западной и северо–восточной стенах восьмерика (на период реставрационных работ страховочная крыша была демонтирована). Поскольку Преображенская церковь являлась летним храмом, в котором богослужения проходили только в теплое время года, не было особой необходимости сохранять в помещениях тепло. В связи с этим пазы в бревнах не проложены мхом, что способствовало более свободной циркуляции воздуха внутри помещений. Для лучшего проветривания и просушивания сруба существовала и целая система отверстий – «продухов».

Преображенская церковь является для нас ярким воплощением основного принципа архитектуры – ей присущи и польза, и прочность, и красота. Все детали этого сложного сооружения являются жизненно необходимыми элементами конструкции. Перед нами пример архитектурного сооружения, где практически полностью отсутствуют декоративные детали, выполненные исключительно для красоты. Вместе с тем, точно найденные пропорции, верное соотношение и компоновка архитектурных объемов делают этот храм необыкновенно живописным, живым и неповторимым.

Интерьер Преображенской церкви.

Сколь гармоничен внешний облик церкви, столь гармоничны по своей архитектуре и ее внутренние помещения. «Великолепно двухмаршевое крыльцо, ведущее в храм, покоящееся на мощных выпусках бревен. В связи с неровностью рельефа, марши крыльца спускаются к земле под разными углами. Эта асимметричность придает сооружению еще большую динамичность» [3, с.16]. Дверь с традиционно высоким порогом ведет в трапезную (название этого помещения происходит от греческого слова «трапега» – «стол»). [текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]

Трапезные играли роль притворов. В старину притвор предназначался для оглашенных – людей, желающих принять христианство и готовящихся ко крещению, а также для кающихся, т.е. для тех христиан, которые за свои грехи были отлучены от причастия. В притворах Уставом Церкви положено совершать и покаянные службы для того, чтобы яснее показать людям, что те своими грехами отдаляют себя от Бога и не достойны стоять в храме Божием (то есть, в кафоликоне – см. далее). В XVII в. в связи с бурным развитием земского самоуправления на Русском Севере, трапезные церквей получили в большой степени и мирское назначение, они стали своеобразными общественными центрами округи, местом решения насущных проблем крестьянской жизни. Сюда крестьяне съезжались на свои мирские сходы – «суемы», здесь зачитывались царские указы, раскладывались налоги, вершился суд. Все это вызвало в тот период значительное увеличение размеров трапезных: так в Преображенской церкви она составляет 154 м² при общей площади внутренних помещений 362 м².

За трапезной следует собственно–церковное помещение (кафоликон), место, где проходили службы. По своей архитектуре оно полностью повторяет конструктивную схему здания: восьмерик с четырьмя прирубами. В собственно церковном помещении особенно ясно можно видеть, как за счет прирубов расширяется пространство церкви. Интересно отметить, что высота внутренних помещений как летнего, так и зимнего храмов значительно меньше, чем их внешние размеры [3, с. 19]. Такое преобладание внешнего объема над внутренним является одной из особенностей северных деревянных церквей и, возможно, все–таки объясняется стремлением сохранить больше тепла внутри помещений.

Древние интерьеры северных деревянных церквей отличались суровой простотой, лаконизмом, и, вместе с тем, особой величественностью. По контрасту с низкой и сумрачной трапезной, собственно–церковное помещение Преображенской церкви выглядело светлым, высоким, торжественным. Живопись икон с их насыщенными красками здесь прекрасно сочетались смощью рубленых стен (вместе с тем, поставьте себя на место человека, жившего здесь в XVIII веке, – для него церковный интерьер, просторный, украшенный множеством икон, освещенный свечами и лампадами, наполненный пением хора выглядел необычайно красивым, несмотря на лаконизм отделки). Над центральной, восьмериковой, частью располагался подвесной пирамидальный потолок – «небо», в центре, в медальоне – «Троица Новозаветная», на крупных радиальных иконах трапециевидной формы (всего их было 16) – ангелы и праотцы.

Иконы украшали не только потолок и стены храма, они составляли и огромный иконостас. Первоначальный тябловый иконостас в 1880-е гг. был заменен на новый, резной, выполненный в стиле «барокко». Он был украшен обильной позолотой. Этот иконостас насчитывал 101 образ и еще 6 иконок Царских врат. Он сохранился до наших дней (за исключением икон Царских врат, из которых сохранилась только одна). В настоящее время он демонтирован и проходит реставрацию. Иконостас будет восстановлен после завершения реставрации Преображенской церкви, он займет своё историческое место в кафоликоне храма.

В годы оккупации Заонежья, в 1943 году, иконостас Преображенской церкви был разобран финнами, а иконы вывезены в Финляндию. После окончания Великой Отечественной войны они были возвращены. К сожалению, иконы «неба» были утрачены.[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]

// Традиционная культура русских Заонежья
Интернет-публикация kizhi.karelia.ru. 2022. 178 с.

Текст может отличаться от опубликованного в печатном издании, что обусловлено особенностями подготовки текстов для интернет-сайта.

Музеи России - Museums in RussiaМузей-заповедник «Кижи» на сайте Культура.рф