Метки текста:
Методический кабинет4. Из истории реставрации Преображения Господня. Итоги реставрации @kizhi
Прежде, чем приступить к изучению этого вопроса, нам необходимо уяснить основные понятия, которые мы будем использовать, говоря о мерах, предпринимаемых для сохранения памятников архитектуры: это ремонт, консервация, реставрация и реконструкция.
Ремонт – это периодически проводимые работы по поддержанию памятника. Они осуществляются обычными строительными методами, при этом не происходит внедрения в структуру памятника и не изменяется его архитектурный облик. Примерами могут служить ремонт кровельного покрытия, замена стоек–опор крыльца, покраска стен и т.п.
Консервация предполагает те виды работ, которые требуют принятия специальных мер, не входящих в обычную ремонтную практику. Как правило, эти меры являются противоаварийными и могут носить как временный, так и постоянный или длительный характер. В первом случае это может быть сооружение подпорок, навесов и т.д. Во втором случае речь идет об укреплении и защите памятника: подведении фундаментов, установке дополнительных связевых конструкций, устранении деформаций, мероприятия по борьбе с влажностью и т.п. Эти работы также не должны изменять и искажать существующий архитектурный облик памятника.
Реставрация – это наиболее сложный, комплексный вид работ. Основная цель реставрации -продление жизни памятника. Обычно она включает приемы и ремонта, и консервации, а также допускает обоснованное изменение существующего вида сооружения для более полного раскрытия его художественных достоинств. Приемы реставрации многообразны и индивидуальны для каждого памятника.
Реконструкция предусматривает внесение таких изменений, которые создают новый художественный облик сооружения и имеют необратимый характер. В связи с этим памятники архитектуры подвергать реконструкции нельзя. Вместе с тем, она может быть применена в том случае, когда памятник перестал существовать и по каким–либо причинам не может быть воссоздан в первоначальном виде: пример тому – реконструкция ограды Спасско–Кижского погоста[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]
Как уже сказано выше, Преображенская церковь Кижского погоста – это достаточно сложное по своему объемно–планировочному и конструктивному решению деревянное сооружение. Необходимость в ремонтах и укреплении срубов возникала в течение всего срока его существования. Долгое время при проведении работ к зданию относились как к обычному церковному сооружению, ремонтные работы велись без каких–либо ограничений, диктуемых его историко–культурной ценностью. Такое отношение к шедевру деревянной архитектуры сохранялось до 20-х годов XX в.
Из истории ремонтных работ и мероприятий по изучению сруба Преображенской церкви. Первые ремонтные работы церкви проводились в середине XVIII в. Они потребовались в связи с возникшими уже тогда деформациями сруба. В течение XVIII–XIX вв. и вплоть до 1920 г. неоднократно осуществлялись ремонты кровель и потолка, настилка выравнивающего пола, выравнивание уровня потолка, замена ряда бревен и их фрагментов. (Изменения происходили и во внешнем облике храма. К ним можно отнести реконструкцию крылец, изменение размеров и конструкции некоторых оконных проемов, дверей, появление обшивки стен церкви снаружи и изнутри досками (1818 г.), замену деревянных кровель металлическими (1823 г.) и т.д. Интересно, например, как видоизменялось крыльцо храма: путешественник Я.Я.Мордвинов в 1752 г. отметил в своих записках, что Преображенская церковь имела 25 глав, три из которых были расположены над крыльцом, на центральном и боковых рундуках входа. Спустя 33 года Н.Я.Озерецковский свидетельствовал о существовании уже только 23 глав: видимо две из тех, что находились над крыльцом, к тому времени уже отсутствовали. Позднее исчезла и третья, которая располагалась ранее над центральным рундуком. По мнению В. А. Крохина [9, с.152], главки могли быть удалены во время проводимых ремонтов кровель. Интересно и то, что некогда Преображенская церковь имела два дополнительных боковых входа. Крытый переход соединял ее с колокольней. По мнению того же исследователя, и боковые входы, и переход были ликвидированы при сооружении в 1818 г. дощатой обшивки [9, с.166] – (прим. сост).
В 1920 году, на основании Декрета совета народных комиссаров от 05.10.1918 года «О регистрации, приеме на учет и охранении памятников искусства и старины», Кижский архитектурный ансамбль был взят под государственную охрану. Признание высокой архитектурной значимости церкви изменило отношение к ней и впоследствии предъявило определенные требования к характеру мероприятий, направленных на ее сохранение.
Первое обследование церкви, как особо значимого архитектурного сооружения, провел в 1876 г. академик Л.В.Даль, а затем, через много лет, в 1940 г., его повторил архитектор Л.М.Лисенко.
Первые детальные обмеры памятника были выполнены в 1945–48 годах архитекторами А.Н.Буйновым, Б.В.Гнедовским, Л.М.Лисенко, И.К.Рыбченко в ходе работы экспедици, предпринятой с целью обследования памятников архитектуры Севера.[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]
Реставрационные работы по проекту А.В. Ополовникова. В 1949 г. по проекту архитектора А.В.Ополовникова и при осуществлении им авторского надзора были начаты комплексные реставрационные работы на Преображенской церкви, которые выполняла бригада заонежских плотников под руководством М.К.Мышева. Проект предполагал восстановление облика памятника, который был бы близок периоду завершения его строительства. Для этого, прежде всего, необходимо было раскрыть бревенчатые стены, обладающие особой выразительной пластикой поверхности, способной формировать своеобразный архитектурный образ, характерный для древнерусской деревянной архитектуры. С этой целью со стен здания была удалена дощатая обшивка. Вместо металлических кровельных покрытий были восстановлены деревянные: главы и бочки покрыли осиновым лемехом, скатные кровли выполнили из сосновых досок с порезкой окончаний в виде пик (красный тес). Были отреставрированы дверные и оконные проемы, потолки, полы, иконостас, проведена реставрация крыльца, а в интерьерах были восстановлены лавки. Предпринимались и попытки выправить деформации стен.
Остановимся на факте удаления обшивки со стен сруба. В техническом отношении это дало как положительные, так и отрицательные результаты: сама обшивка к тому времени уже имела повреждения, имелись и протечки кровли. Все это, при недостаточно хорошем проветривании пространства между стенами сруба и обшивкой, способствовало загниванию и разрушению бревен. Удаление обшивки, во-первых, позволило выявить все разрушенные элементы, часть сгнивших бревен была заменена, а на поврежденные места сохраняемых были установлены коронки (накладки). Во-вторых, оно сделало возможным свободное проветривание и хорошее просушивание в солнечную погоду основных стеновых конструкций. С другой стороны, наружная поверхность бревен, уже имевшая некоторые повреждения, вновь стала подвергаться неблагоприятным атмосферным воздействиям (дождь, мороз, солнечная радиация), что вызвало увеличение трещиноватости, разрушение заболони древесины, ее деструкцию. Отрицательно сказалась на состоянии памятника и полная разборка стоек–прибоин, на которые крепились доски обшивки: стойки служили одновременно дополнительными крепежными элементами, обеспечивающими жесткость и устойчивость стен. Их удаление спровоцировало новые деформации восьмериков.
Итогом реставрации стало то, что этот памятник, являясь воплощением многовековых традиций храмостроительства, после завершения основных мероприятий приобрел тот облик, который был близок периоду его возведения. Однако состояние церкви, несмотря на проведенные реставрационные работы, оставалось нестабильным. Возраст древесины, ее повреждения, ряд конструктивных особенностей здания являлись теми негативными факторами, которые вызывали опасения у специалистов, периодически обследовавших его. Они не исключали возможности возникновения аварийных ситуаций и разрушения памятника.
Поиски реставрационных решений в 70-80-е гг. ХХ века. Деятельность ИКОМОС. В 1972 г. сотрудники Ленинградского инженерно–строительного института предложили проект реставрации церкви путем переборки сруба с помощью специальной конструкции, состоящей из 4-х силовых стоек–мачт, которые следовало установить снаружи, у диагональных стен восьмерика, и объединить вверху над памятником общей платформой. На ней предполагалось установить лебедки. С помощью этого сложного комплекса конструкций предполагалось поднять весь памятник над землей и затем перебирать его, начиная с нижних венцов и до верха. Громоздкость и нереальность ряда решений проекта не позволили его одобрить. В последующие годы предлагались разные варианты сохранения памятника, в том числе, его химическая консервация (И.В.Копаев, С.И.Горшин), инженерное укрепление сруба (МАРХИ – Л.М.Лисенко, С.П.Иванов).
С 1979 г. генеральным проектировщиком по разработке проекта инженерного укрепления и реставрации церкви был утвержден институт «Спецпроектреставрация», (г.Москва). Согласно выполненному специалистами института проекту, (главный архитектор проекта – Зайцев Б.П., главный инженер проекта – Смирнов Н.И.) предусматривалось проведение целостной реставрации памятника с исправлением деформаций, восстановлением первоначального профиля бочек и первоначального развитого крыльца с дополнительными боковыми входами. Предполагалось провести реставрацию путем переборки памятника с заменой разрушенных элементов. Важным условием для проведения работ являлось максимальное сохранение силуэта здания на период реставрации. Для этого предусматривалась установка внутренних металлических силовых лесов, которые на время реставрационных работ должны были служить своеобразной производственной площадкой. При помощи специальных пристенных конструкций и клиновых домкратов предполагалось вначале произвести подъем и стабилизацию сруба, а затем осуществить его переборку, начиная с нижних венцов и до верха. На завершающей стадии проектирования авторы проекта отказались от идеи переборки и реставрации сруба. Они предложили полностью заменить Преображенскую церковь ее точной копией, а подлинные элементы памятника разместить в специальной «зоне хранения», расположенной в районе д.Васильево на о.Кижи.[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]
Это предложение, провоцирующее уничтожение подлинного памятника народного зодчества и замену его на копию (так называют макет в натуральную величину), вызвало резкую критику, как со стороны специалистов, так и со стороны общественности. Однако, учитывая заключение специалистов об аварийности здания, проект противоаварийных мероприятий был осуществлен в 1983 г. Внутри церкви были установлены силовые металлические леса, которые через систему стяжек и сжимов должны были взять на себя часть нагрузок и, в случае возникновения аварийной ситуации, предотвратить возможное обрушение здания. Таким образом, гарантировалась сохранность церкви на период выработки приемлемого реставрационного решения. Церковь, естественно, была закрыта и доступ посетителей в интерьер прекращен. Для установки силовых металлических лесов (или металлокаркаса, как их иногда называют), были полностью демонтированы конструкции и архитектурные детали интерьеров: разобраны полы и потолки, иконостас, внутренняя страховочная кровля. Демонтированные конструкции и элементы были размещены в хранилищах на о.Кижи.
Продолженные после этого работы по обследованию памятника показали, что здание большую часть года стоит самостоятельно, не опираясь на леса. При этом вновь были выявлены протечки кровель, ведущие к развитию гнили в бревнах. Для их устранения в 1986–88 гг. был произведен ремонт почти всех кровель с частичной заменой лемеха.
В 1987 г. проводится открытый Всесоюзный конкурс по разработке проекта инженерного укрепления церкви. К сожалению, ни одно из 15-ти представленных проектных предложений не отвечало всем предъявляемым требованиям и не было принято к дальнейшей разработке.
Состоявшийся в 1988 г. на о.Кижи международный симпозиум ИКОМОС [1] выработал ряд рекомендаций по вопросу сохранения Преображенской церкви, главная из которых состояла в том, что, по мнению специалистов, при ведении реставрационных работ памятник не должен подвергаться разборке. Также симпозиум рекомендовал включить Кижский ансамбль в Список Всемирного культурного и природного наследия ЮНЕСКО (включен в 1990 г.).
Научные исследования памятника в 90-е годы. Выработка концепции инженерного укрепления сруба. Проведенные в последующие три года специалистами Москвы, Ленинграда, Кирова, Днепропетровска, Петрозаводска исследования древесины и конструкций памятника, позволили сделать следующий вывод: работоспособность многих конструкций сохранена, памятник способен еще сам «нести себя», то есть, существовать самостоятельно. Вместе с тем, подчеркивалось и то, что укрепление древесины и ряда конструктивных узлов, безусловно, необходимы.[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]
В 1993 г. на о.Кижи работала международная миссия специалистов ИКОМОС, которая сделала сходные выводы: памятник способен «работать» сам, но для гарантии его сохранения требуется некоторая система укрепления. Ею также было поддержано предложение продолжить аналитические исследования, проводимые российскими специалистами, потенциально способными решить стоящие задачи. При этом было отмечено, что ИКОМОС может выполнять только консультационные функции, участвовать в обсуждении предлагаемых нашими специалистами решений.
С этого периода началось проведение регулярного геодезического мониторинга деформаций памятника, к которому приступил институт «Спецпроектреставрация» (г.Москва) и мониторинга состояния древесины (Институт леса КНЦ РАН, г.Петрозаводск). Основную работу по инженерному анализу состояния памятника с математическими расчетами срубовой конструкции произвели профессор Ю.В.Пискунов (г.Киров) и рабочая группа специалистов. Пискуновым была выработана и концепция инженерного усиления здания. Ее идея заключалась в возможности сохранения памятника без переборки с минимальным объемом ремонтно–реставрационных работ, путем введения в него дополнительной системы усиления. Она должна включать несущие стойки, устанавливаемые около стен в прирубах, опирающиеся на них фермы, располагающиеся выше потолка и систему регулируемых элементов (коннекторов), позволяющих равномерно распределить нагрузку в переходных четвериках. Эта концепция была одобрена Министерством культуры России и группой специалистов ИКОМОС, как отвечающая главному требованию, предъявляемому к проекту – максимальное сохранение подлинности памятника, включение в работу его собственных конструкций, восстановление интерьера.
Разработка эскизного проекта комплексной реставрации. Инженерную часть проекта требовалось дополнить собственно архитектурно–реставрационным разделом. Для выполнения этой задачи к работе в 1999 г. был подключен институт «Спецпроектреставрация» (г.С.–Петербург), главным архитектором проекта назначается В.С.Рахманов. В 2000 г. совместными усилиями архитекторов–реставраторов и инженеров С.–Петербурга, Кирова, Петрозаводска был разработан эскизный проект комплексной реставрации памятника, который и был утвержден Высшим методическим Советом Министерства культуры РФ. Главными целями проекта стали:
- восстановление нормального режима работы памятника при максимальном включении в работу подлинных конструкций, повышение их надежности,
- обеспечение длительного существования памятника без капитальных ремонтов
- приведение его архитектурного облика в соответствие с исторически обоснованным и достоверным, при максимальном сохранении подлинных элементов
- восстановление интерьера. Преображенская церковь вновь станет действующим храмом–музеем.
По мнению специалистов, предложенный проект позволяет решить следующие основные задачи: [текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]
- наиболее полно выявить архитектурно–художественную, конструктивную и историческую ценность памятника.
- создать условия стабильности технического состояния сооружения путем подведения фундамента
- выявить и произвести обоснованную замену подвергшихся разрушению элементов и деталей.
- укрепить или усилить перенапряженные конструкции с целью их сохранения.
- обеспечить долгосрочное, в пределах 100–150 лет, сохранение памятника без капитальных ремонтно–реставрационных работ. Это становится возможным при введении дополнительной системы усиления, способной при необходимости поэтапно снимать с конструкций памятника нагрузку, превышающую предельно допустимую.
- обеспечить обратимость проводимых работ.
- сохранить потенциальную возможность изучения памятника и прочтения его истории по подлинным элементам после завершения реставрации.
- использовать в ходе работ существующие силовые леса (металлокаркас) с последующим их демонтажем.
- восстановить иконостас, нтерьер, сохранить памятник в качестве объекта показа на весь период реставрации.
Технология реставрации сруба Преображенской церкви
Предложения по реставрации сруба были разработаны в рамках эскизного проекта реставрации памятника. Главный архитектор проекта – В.С.Рахманов (институт «Спецпроектреставрация», г.С.–Петербург), руководитель технологического раздела – Н.Л.Попов (музей–заповедник «Кижи»). Детали проекта, конкретные архитектурные и конструктивные решения прорабатываются авторским коллективов в рабочей документации, выпускаемой поэтапно.
Основной реставрационный принцип, предлагаемый проектом – это последовательная переборка стен сруба и внутренних конструкций церкви, при которой будут выполнены необходимые работы по реставрации отдельных элементов или, при необходимости, будет произведена их полная замена. Основным технологическим приемом при этом является последовательная переборка конструкций памятника снизу вверх по технологическим поясам [2] .
В ходе работ исправляться будут только те деформации, которые угрожают существованию и устойчивости памятника в целом или отдельным его элементам. Поэтапное проведение работ обеспечивает возможность их приостановки в любой момент без нанесения ущерба памятнику. [текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]
Описание производства ремонтно-реставрационных работ
Технологически сруб церкви может быть разделен на 7 поясов реставрации, восьмым поясом будет являться фундамент. Работы по каждому из технологических поясов производятся поочередно, начиная с нижнего, седьмого. Для этого пояса, лежащие выше, последовательно разъединяются, вывешиваются на внутренние силовые леса и на стоящий внутри церкви металлокаркас с передачей на них веса этой части сруба. Количество технологических поясов, их границы определены таким образом, чтобы существовала возможность оптимального разъединения венцов сруба, позволяющего избежать неоправданной разборки или повреждения других конструкций церкви. Это разделение обусловлено особенностями конструкции сооружения. Вывешивание верхних поясов памятника (с первого по четвертый) и перераспределение их веса на металлический каркас должно осуществляться поочередно при помощи специальных устройств и с сохранением необходимого рабочего зазора.
Для крепления сруба церкви при удалении нижележащих поясов дополнительно устанавливаются специальные металлические стойки с механизмами для возможного подъема–спуска вышележащих, опирающиеся на собственные фундаменты [3] . Каждый пояс реставрируют как отдельный объект, способ ведения работ - полная переборка. При этом кровельные конструкции остальных поясов продолжают функционировать, защищая памятник от влаги. Полная единовременная разборка памятника исключается. В дальнейшем реставрируемые элементы каждого следующего пояса последовательно укладываются на нижние, уже отреставрированные. Работы производятся как с внутренних лесов, устроенных на существующем металлическом каркасе, так и с наружных.
Этапы реставрационных работ
1 этап. Согласно схеме установки опорного оборудования, на внутренний металлокаркас и дополнительно у стен устанавливаются металлические стойки с домкратами. [текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]
2 этап. Разбирается сруб трапезной, бревна перевозятся на производственную базу.
3 этап. Сруб вывешивается на металлокаркас и дополнительные стойки, выполняется фундамент Верхняя отметка фундамента поднимается на 30 см – такова величина его равномерной просадки за время существования храма. Устраняется, на сколько это возможно, наклон сруба в юго–западном направлении. Разбирается нижний, 7-ой ярус: бревна снимают снизу, по периметру здания, одновременно подводя под вышележащее бревно опору. Разобранные бревна вывозятся в реставрационный комплекс [4] , где они реставрируются. При сборке 7-го пояса добавляются по два нижних бревна каждой стены, утрату которых удалось достоверно установить. Выше укладываются отреставрированные элементы.
5–8 этапы. Пояса 6, 5, 4, 3 поочередно разбираются, вывозятся и реставрируются в реставрационном комплексе, затем вновь поочередно устанавливаются на место.
9 этап. После восстановления сруба до уровня 2-ого пояса, верхняя часть памятника разбирается и реставрируется по такому же принципу, а затем восстанавливается.
10. Параллельно реставрации сруба разбираются главки и производится их реставрация.[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]
Восстанавливаются кровли, частично перекрытия.
На последнем этапе производится реставрация интерьеров.
Рабочий проект комплексной реставрации должен уточняться и корректироваться в ходе всего периода производства работ.
Реставрация Преображенской церкви в 90-е-2000-е годы
Проведение таких масштабных работ требует серьезной подготовки: обучения специалистов, создания материально-технической базы, заготовки древесины, пригодной для использования в реставрации. [текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]
Создание Плотницкого центра и реставрационного комплекса. Задолго до начала реставрации, в соответствии с решением международной научно–практической конференции «Проблемы сохранения памятника Всемирного культурного наследия архитектурного ансамбля Кижского погоста», прошедшей в Петрозаводске в августе 1994 года, в музее-заповеднике «Кижи» было принято решение о формировании Плотницкого центра и его реставрационной базы – реставрационного комплекса для круглогодичного проведения реставрационных работ, строительство которого наметили в северо-западной части о.Кижи.
Проект стал воплощаться в жизнь с 1997 года при тесном сотрудничестве с проектно–реставрационным предприятием «ЛАД», музейным агентством Республики Карелия, при поддержке Министерства культуры Республики Карелия и Министерства культуры Российской Федерации. Большую финансовую поддержку в формировании материальной базы Плотницкого центра оказал институт «Открытое общество», благодаря чему был приобретен отвечающий современным требованиям плотницкий и столярный инструмент, а также мультимедийное оборудование для обеспечения учебного процесса и фиксации производства реставрационных работ.
Строительство реставрационного комплекса на о.Кижи началось в 2004 г. В 2007 г. он был введен в эксплуатацию и стал с тех пор основной производственной базой Плотницкого центра. В него входят склад для хранения оригинальных (старых) бревен, производственный корпус (он включает четыре участка: реставрационный, лесопильный, сборочный и участок металлообработки), здание насосной станции, аэродинамическая сушильная камера и другие вспомогательные сооружения. Летом сюда поступают элементы того реставрационного пояса, на котором в данный момент ведутся работы по демонтажу.
Выполнение проектных мероприятий по реставрации сруба Преображенской церкви. До начала реставрации все элементы сруба церкви были тщательно промаркированы бирками, на которых обозначены стена и венец, которым они принадлежат, т.е. как бы указан «адрес их прописки», - без этого невозможно быть уверенными в том, что, разобрав бревна, их потом правильно уложат на место.
В 2007 году были демонтированы и перевезены на реставрацию полы XVIII и XIX вв., а также разобрано крыльцо.[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]
К 2009 году на церкви были смонтированы конструкции для вывешивания всех реставрационных поясов, вывешены три верхних пояса сруба церкви, вес которых был переложен на силовой металлокаркасс, разобрана верхняя часть трапезной. В 2010 году в реставрационном центре приступили к реставрации элементов трапезной. В это же время вывесили следующие четыре пояса, жестко зафиксировав их в таком положении. Таким образом, весь сруб церкви как бы завис над землей, что дало возможность в том же 2010 году приступить к разборке венцов нижнего, 7-го технологического пояса. Высота разобранной части сруба составила около 2,5 м, на реставрацию было передано 250 брёвен. После разборки 7-го пояса был выполнен надежный буто-бетонный фундамент, поверх которого выложены валуны, имитирующие историческую кладку.
В 2011 году была отреставрирована первая часть 7-го пояса, к реставрации второй приступили в 2012 году.
Весной 2012 года началась сборка отреставрированного подклета церкви. Многолетний и, порой невидимый труд реставраторов стал обретать зримые формы - обновлённая Преображенская церковь начала расти вверх. В последующие годы, по мере разборки поясов, исторические брёвна поступали в реставрационный комплекс и после проведения реставрационных мероприятий возвращались на свое историческое место. К 2015 году таким образом были отреставрированы и смонтированы в срубе Преображенской церкви седьмой и шестой технологические пояса, к 2017 году – пятый, четвертый и третий, отреставрирован для дальнейшей сборки второй пояс. Также был произведён частичный демонтаж систем металлокаркаса и лифтинга. Зимой 2018 года была демонтирована центральная глава.
Работы по разборке поясов продолжались ежегодно, в теплое время года. С наступлением поздней осени работы непосредственно на Кижском погосте прекращались и продолжались уже в цехах реставрационного комплекса. Однако, в случае необходимости, они проводились и зимой. В качестве реставрационного материала использовалась здоровая древесина демонтированных брёвен, которые не подлежали возврату в сруб по своему общему состоянию, из неё могли выполняться коронки, вставки и протезы. Кроме того использовалась древесина заготовленного реставрационного спецлеса (см. раздел Требования предъявляемые к древесине, отобранной для реставрации Преображенской церкви). Крепление коронок, вставок и протезов производилось на клеевой шов с применением клея «Клейберит ПУР 501» (Германия) с дополнительной фиксацией берёзовыми нагелями, шпонками или саморезами по необходимости. Все работы по демонтажу деревянных элементов сруба и других конструкций (главки с крестами и барабанами, бочки с полицами и слегами) велись исключительно вручную, чем обеспечивалась их максимальная сохранность. Спуск демонтированных конструкций осуществлялся на стропах с использованием блочных конструкций. Главки реставрировались в реставрационном комплексе, затем разбирались и снова собирались уже на своих местах.
Для хранения исторических элементов сруба и конструкций в реставрационном комплексе был построен специально оборудованный склад. Реставрация производилась в реставрационном цехе комплекса, предварительная сборка поясов (до и после реставрации), их обжим под нагрузкой – в сборочном цехе (см. раздел Организация работ в реставрационном комплексе).[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]
Итоги реставрации
Реставрация сруба Преображенской церкви успешно завершилась весной 2019 года. После этого внутри были воссозданы конструкции потолка-«неба», верхнее кольцо и наклонные тябла которого изготовили по образцам, хранящимся в фондах музея-заповедника «Кижи». Одновременно была выполнена сборка достаточно сложной конструкции страховочной кровли (дубль кровли), предохраняющей потолок-«небо» и иконостас от протечек.
Параллельно с работами на срубе с 2009 года шла реставрация резной золочёной иконостасной рамы. Она была закончена поздней осенью 2018 года, а в декабре 2019-го иконостас был установлен на своём историческом месте. В собранном виде высота этой конструкции составляет 7 м, а длина – 25 м. В алтаре с помощью металлических крюков к потолку подвесили отреставрированную напрестольную сень. Перед иконостасом, на солее, справа и слева от Царских врат установили старые (исторические) клиросы. Вдоль стен соорудили скамьи.
Над реставрацией церкви Спаса Преображения Кижского погоста трудились десятки специалистов из различных организаций: ООО «Геореконструкция» (г. Санкт-Петербург). НИИ «Спецпроектреставрация» (г. Санкт-Петербург), ООО «АРЦ «Заонежье» (г.Петрозаводск). ООО СКФ «Алекон» (г. Санкт-Петербург), Плотницкий центр (Музей-заповедник «Кижи»). Главный архитектор проекта реставрации – Владимир Степанович Рахманов. Главный инженер проекта реставрации – Иосиф Кириллович Раша.
То же самое можно сказать и о реставрациеи иконостаса: эту работу выполняли сотрудники Межобластного научно-реставрационного художественного управления (МНРХУ, г. Москва), ООО «Готланд» (г. Санкт-Петербург), НПО «Наука-строительству» (г. Санкт-Петербург). Монтаж рамы иконостаса производили специалисты АРЦ «Заонежье», в работах принимали участие плотники-реставраторы музея «Кижи», сотрудники других подразделений музея, а также два столяра-реставратора из Санкт-Петербурга, ранее участвовавшие в реставрации рамы иконостаса.[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]
Организация работ в реставрационном комплексе. По мере разборки пояса элементы, из которых он состоит (бревна), доставляются на территорию комплекса автомобилем, оборудованным гидроманипулятором. Здесь их выгружают на моечную эстакаду для дальнейшей тщательной очистки. Поверхность бревна промывают струей воды, для этого используется аппарат высокого давления. Поврежденные бревна обрабатываются с большой аккуратностью и осторожностью, чтобы не нанести дополнительных разрушений древесине. Очистка от вековых загрязнений (пыли, земли, поверхностной гнили и т.п.) упрощает процесс реставрации, облегчает и улучшает диагностирование состояния элемента.
После такой обработки элементы сруба просушивают. В зависимости от погодных условий они сушатся либо на открытых площадках в естественных условиях, либо в сушильной камере. Принудительной сушке в камере также в обязательном порядке подвергаются проблемные бревна, с очагами биоповреждений.
Просушенные бревна размещают в закрытом складе, на специальных стеллажах, на мягких войлочных прокладках, каждое – в отдельной ячейке, в соответствии с заранее составленными схемами укладки. Площадь склада составляет 648 кв.м., высота – 6,87 м. Одновременно здесь может храниться до 360 бревен, т. е. весь объем одного реставрируемого пояса церкви. При складировании специалисты проводят тщательный первичный осмотр каждого бревна, делают необходимые замеры, фиксируя бревна графически в кроках (чертежи от руки) и производят фотофиксацию.
Следующий этап реставрационных работ - дореставрационная сборка. Бревна снимают со стеллажа при помощи крана, погружают на специальную тележку и перевозятся в реставрационный цех на сборочный участок для предварительной сборки технологического пояса. Сборка производится на ранее отреставрированном верхнем венце предыдущего пояса (см. далее). Сборочный участок спланирован специально для реставрации Преображенской церкви с таким расчетом, чтобы внутри, на полу, помещались самые большие по площади 6-й и 7-й технологические пояса. Площадь помещения для работы по сборке сруба составляет 1074 кв.м. Вместе с тем, его высота не позволяет собрать все 16 венцов одного пояса, поэтому пояс разделяют на два подпояса, так называемых «чина» – они насчитывают по высоте 7-8 венцов (сборка высотных объектов «чинами» высотой до 7 венцов на земле с последующей разборкой и подъемом на верха практиковалась традиционно мастерами-плотниками прошлых веков). После сборки такого «чина» специалисты проектной организации (ООО «ПИ Геореконструкция»,- главный архитектор - В.С.Рахманов) фотографируют, анализируют и фиксируют его геометрические, физико-химические и другие параметры, определяются как бы все его «болевые», проблемные участки. Далее принимается решение по методу и объему реставрационных работ обследованного чина, разрабатывается рабочая документация. Если тот или иной элемент находится в хорошем состоянии, в дальнейшем он намечен для возвращения на свое место в срубе церкви без каких-либо реставрационных вмешательств. В других случаях он может реставрироваться или заменяться.
После предварительной сборки чин разбирается, и бревна вновь перевозятся в холодный склад производственного комплекса. На сборочном участке оставляют верхний отреставрированный венец, который будет служить опорным при сборке следующего чина, по которому проводится тот же процесс исследования и принятия решений.[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]
После того, как определены мероприятия по всем бревнам очередного «пояса» сруба, из склада бревна поступают в цех на реставрационный участок (его площадь составляет 264 кв.м.), где производится их реставрация. Работы выполняются специалистами Плотницкого центра музея. Реставрационный участок (теплый, хорошо освещенный) оснащен комплектом деревообрабатывающего и специального оборудования и оснасткой, ручным и электро-инструментом. После расчистки элемента (бревна), при которой удаляются зоны поражения гнилью и насекомыми-древоточцами, принимается окончательное решение о способе реставрации. В частности, могут использоваться вставки и коронки, которые изготавливаются из сухого нового материала с таким расчетом, чтобы годовые кольца вставки совпадали с кольцами реставрируемого элемента. По возможности, в зависимости от геометрических параметров дополняемого материала, используется здоровый исторический материал, поскольку древесина «старого», не идущего в сруб элемента, также может использоваться в качестве материала для реставрации бревен (она идет на изготовление коронок, вставок, протезов).
Подгонка и обработка осуществляется вручную традиционным плотницким инструментом. На реставрационном участке выполняются все реставрационные операции, предусмотренные рабочей документацией, после чего отреставрированный элемент на специальной тележке переправляется на сборочный участок.
Здесь отреставрированные элементы вновь собираются в «чин». Работа ведется путем индивидуальной подгонки и притески каждого бревна (работы в сборочном цехе производятся подрядной организацией – ООО «АРЦ Заонежье»).
После реставрационной сборки производится обжатие собранного чина механическими устройствами - сжимами. В таком виде его оставляют на ~ 7 дней, периодически подтягивая домкраты сжимов. Это необходимо для имитации будущей нагрузки от вышележащего сруба церкви, которую после полного завершения реставрации будет испытывать отреставрированный технологический пояс. Кроме того, обжатие позволяет выявить отдельные недостатки отреставрированного фрагмента сруба.
Далее сжимы снимают, венцы разбирают, бревна перевозят в холодный склад до начала работ по монтажу технологического пояса в срубе Преображенской церкви. Если возможно сразу после завершения реставрации пояса в производственном цехе начать его установку в сруб, на свое место, отреставрированные бревна перевозят на территорию Кижского погоста, и там производится окончательная сборка. [текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]
После завершения сборки отреставрированного пояса непосредственно в срубе церкви, на его верхнем венце фиксируются реперные точки [5] . Этот венец демонтируется и вывозится снова на сборочный участок. Далее он будет служить опорным при сборке следующего реставрационного пояса (см.п.5).
Самый нижний, седьмой пояс, с добавлением утраченных за века жизни памятника нижних бревен, был установлен непосредственно на каменную кладку, которой завершается буто-бетонный фундамент.
Требования предъявляемые к древесине, отобранной для реставрации Преображенской церкви. Они должны отвечать принципу: новые бревна по своим характеристикам должны соответствовать старым или быть лучше. Среди основных требований выделяют следующие: древесина должна быть смолистой (содержание смолы не менее 5%) и плотной (количество годичных слоев не менее 8-12 на 1 см радиуса), возраст дерева - не менее 160 лет. Должны соблюдаться сроки заготовки (декабрь-март).
Заготовленный для реставрации лес хранится на о.Кижи, непосредственно за территорией реставрационного комплекса, в открытых складах-навесах. При таком хранении он одновременно проходит атмосферную сушку. Для равномерной просушки и предотвращения деформаций (изгибов) бревен, каждое бревно периодически переворачивают, угол поворота составляет 180 градусов. Атмосферная сушка по нормативам должна продолжаться не менее двух лет. Каждое бревно, хранящееся на складе, имеет свой индивидуальный номер, его геометрические и физико-химические характеристики занесены в электронную базу данных.
Лес для реставрации заготавливался на лесных делянках северных районов Карелии. Длина бревен составляет 6-12 м, средний диаметр по вершинам составляет 30-34 см. [текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]
- [1] ИКОМОС (ICOMOS) - Международный совет по сохранению памятников и достопримечательных мест
- [2] Технологический пояс – часть сруба высотой 13-16 венцов.
- [3] Для выполнения этих работ используется подъемное оборудование – система лифтинга. Термин «лифтинг» реставраторы используют для обозначения как подъема (вывешивания), так и опускания сруба.
- [4] Реставрационный комплекс расположен в северо-восточной части о.Кижи
- [5] Реперные точки – вертикальные и горизонтальные отметки, по которым производится установка венца на сборочном участке. Фиксация точек производится с помощью точного лазерного прибора -тахеометра.
Текст может отличаться от опубликованного в печатном издании, что обусловлено особенностями подготовки текстов для интернет-сайта.