Метки текста:

Методический кабинет

6. Иконостас Церкви Покрова Пресвятой Богородицы Vkontakte@kizhi

Храмовая живопись (фреска, мозаика, иконопись) неразрывно связана со зданием христианского храма. Она не просто украшает храм, а составляет с ним смысловое и художественное единство. Еще в Византии была выработана стройная система расположения живописных изображений на стенах церквей. И эту систему в главных чертах усвоила Древняя Русь, воспринявшая христианство от Византии.

Древнерусское искусство создало непревзойденные фрески и мозаики, но большую часть в нем составляют иконы. В русских православных церквах большое количество икон располагается в иконостасе [1] , отделяющем собственно–церковное помещение, где находятся верующие, от алтаря, куда имеют доступ лишь священнослужители.

Классический иконостас включает пять рядов икон, которые носят следующие названия: верхний ряд – праотеческий, ниже – пророческий, праздничный, дейсусный и самый нижний ряд – местный, где находятся Царские врата, алтарные двери, храмовая и местночтимые иконы [2] . Однако, такие иконостасы существовали не всегда и не во всех храмах. Создание высокого иконостаса, включавшего три ряда икон (деисусный, праздничный и пророческий), поставленных на алтарную преграду, относится к ХV в. и связано с именами великих иконописцев Феофана Грека, Андрея Рублева, Даниила Черного. В ХVI в. в иконостасах появляется праотеческий ряд, в XVII в. в отдельный ряд выводятся Страсти Господни. Вместе с тем, в большинстве северных церквей еще в первой трети ХVII в. существовали двухрядные иконостасы, включавшие иконы местного и деисусного рядов. Очень немногие храмы имели иконостасы в три или четыре ряда. Только в XVIII в. четырехрядные иконостасы (подобные современному иконостасу Покровской церкви) получают широкое распространение. Что же касается классического пятирядного иконостаса, то в деревянных северных церквях он распространения не получил.

Из истории предшествовавших иконостасов Покровской церкви.

Первые сведения об иконостасе Покровской церкви относятся к XVII в. [3] . Из них следует, что он был трехрядным тябловым, включал, праздничный деисусный и местный ряды. Тябловыми называются иконостасы, в которых иконы ставятся на горизонтальные расписные брусья–полки («тябла»), отделяющие один ряд икон от другого. После пожара 1693–94 гг., повлекшего гибель древних церквей, на погосте были возведены новые храмы, в которых, вероятно, вновь были установлены тябловые иконостасы, но имеющие по четыре ряда. В Покровской церкви он просуществовал до 1865 года, когда и был заменен четырехрядным «ордерным» иконостасом столярной работы [4] . На рубеже XIX–ХХ вв. иконостас вновь переделывается в трехрядный [5] . Именно он и был зафиксирован финским исследователем Л.Петтерссоном в 1943 г., а его остов (каркас – прим. сост.) оставался в Покровской церкви до 50-х гг. XX в.[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]

Структура современного иконостаса и состав икон.

Ныне в церкви мы видим тябловый четырехрядный иконостас, реконструированный в 1957–59 гг. по проекту архитектора А.В.Ополовникова, при консультации исследователя древнерусской живописи В.Г.Брюсовой (Светличной). Реконструкция архаичного типа иконостаса была обусловлена тем, что именно они были характерны для деревянных северных церквей вплоть до XVIII в. Расписаны тябла художником–реставратором С.Ф.Коненковым по образцам росписи «неба» из часовни во имя Св. апостолов Петра и Павла на о.Волкостров, находящегося рядом с о.Кижи.

Иконы для иконостаса были подобраны из так называемой «Кижской коллекции». Ее составляли иконы из заонежских часовен и церквей (в том числе из Преображенской и Покровской), вывезенные в Финляндию во время Великой Отечественной войны, в период оккупации Заонежья (1941–1944 гг.), а после окончания войны возвращенные в Петрозаводск. Когда началось создание музея «Кижи», часть из них – около девятисот, была перевезена на остров Кижи.

Ряды, в иконостасе расположены следующим образом: самый верхний – пророческий, далее – деисусный, следующий – праздничный, самый нижний – местный.

Пророческий ряд. Его составляют иконописные изображения ветхозаветных пророков -правозвестников явления Xриста, воплотившегося от Богородицы. В центре пророческого ряда располагается икона «Богоматерь Знамение», на ней мы видим Богоматерь с воздетыми руками, на груди, в медальоне – образ Спаса Еммануила (Еммануил – евр. «с нами Бог», так в Библии именуют Иисуса Xриста), она олицетворяет предзнаменование о рождении Xриста–Спасителя. Справа и слева от центральной иконы – образы предстоящих Богородице ветхозаветных пророков: Иеремии, Иезекииля, Даниила, Исайи, Моисея, Давида, Соломона, Захарии, Самуила, Илии, Аввакума, Ионы. Пророки изображены со свитками в руках – хартиями, в которых записаны пророчества о грядущем пришествии Xриста. Кроме того, на фонах икон, согласно канону, изображены наиболее важные атрибуты их предсказаний (видения, предзнаменования, назначения и т.д.). Так, например, Моисей изображается с Купиной неопалимой – так называют куст горящий и несгорающий, который символизрует христианскую Церковь, царь Соломон – с храмом, Даниил – с камнем, отпадающим от горы, Исайя – с углем в щипцах и т.д. Этот ряд иконостаса символизирует связь Ветхого и Нового заветов.[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]

Дейсусный ряд. Его название происходит от греческого слова «деисис» – моление. В центре -икона «Спас в Силах», где Иисус Xристос предстает в образе грозного Судии, восседающего на престоле, с раскрытым Евангелием. По правую руку Спасителю предстоит Богородица, по левую – Иоанн Предтеча. Собственно именно эти три образа и называются «Дейсис», они и дали название всему ряду. За Богородицей и Иоанном Предтечей – образы других предстоящих: архангелы Гавриил и Михаил, верховные апостолы – Петр и Павел, четыре евангелиста: Марк, Матфей, Лука, Иоанн, а также Отцы Церкви – святители Василий Великий и Григорий Богослов. Предстоящие обращаются к Xристу с молением о прощении грехов человеческих в день Страшного Суда. В деисусном чине могут находится и другие иконы – преподобных, мучеников, но в иконостасе Покровской церкви их нет.

Праздничный ряд. В классических иконостасах праздничный ряд обычно расположен над деисусным, но в иконостасах северных церквей с конца XVII в. и, особенно, в XVIII в. он чаще находится ниже. Праздничный ряд составляют иконы, посвященные событиям земной жизни Иисуса Xриста и Богоматери, которые описаны в Евангелии, христианской истории, апокрифической литературе. Еще в глубокой древности в честь большинства этих событий были установлены повторяющиеся из года в год праздники. Двенадцать наиболее значимых из тех, что празднуются Русской Православной церковью, получили название «двунадесятые» («дванадесятые»). Величайшим является «праздник праздников» – Светлое Xристово Воскресение, или Пасха. В древнерусской иконописи это событие евангельской истории нашло свое выражение в такой иконографии, как «Сошествие во Ад». Икона на этот сюжет изображает сошествие Xриста во Ад и выведение оттуда праведников. Умерший на кресте и погребенный, Иисус Xристос воскресает на третий день, смертью «попирая смерть», утверждая своим Воскресением возможность людского спасения от смерти и тлена, поэтому сюжет «Сошествие во Ад» часто именуется как «Воскресение Xристово». В праздничном ряду иконостаса Покровской церкви находятся еще 9 икон с изображением праздников из числа двунадесятых: Рождество Богородицы, Введение Богородицы во храм, Благовещение, Сретение, Крещение Господне (Богоявление), Вход Господень в Иерусалим, Троица, Вознесение Господне, Успение Богородицы [6] . Кроме праздничных, в этот ряд помещена икона «София Премудрость Божия».

С XV в. праздничный ряд иконостасов включал и изображение Страстей Господних – крестных страданий и смерти Xриста (Распятие, Снятие со Креста, Положение во гроб). В прямом смысле слова праздников в честь этих важных событий нет. Церковь вспоминает страдания и смерть Xриста во время богослужений на особой Страстной неделе (или Страстной седмице), которая следует за Великим постом и предшествует Пасхе. В праздничном ряду иконостаса Покровской церкви икон с изображением Страстей Господних нет, но они входят в состав праздничного ряда иконостаса Преображенской церкви.

Местный ряд. Он следует за праздничным. В этом ряду находятся Царские врата и еще два входа, ведущие в алтарь. Здесь же должны стоять иконописные изображения Иисуса Xриста и Богоматери, храмовая икона, а также образы наиболее чтимых в данном приходе или местности святых. Среди них могли быть особо почитаемые на крестьянском Севере Св. Николайи Чудотворец, пророк Илия, великомученик Георгий, апостолы Петр и Павел, мученики Флор и Лавр, Параскева Пятница. В ныне существующем иконостасе икон, посвященных местночтимым святым, нет.

Царские врата расположены в центре ряда. На их створках изображена сцена «Благовещение» а также образы четырех евангелистов, это Матфей, Марк, Лука и Иоанн. Благовещеним именуют возвещение Архангелом Гавриилом Деве Марии радостной, «благой вести» о предстоящем рождении Спасителя – Сына Божия Иисуса Xриста. На сени царских врат - изображение Евхаристии или Причащения (Евхаристия – главное и величайшее Таинство Церкви, установленное Господом Иисусом Христом накануне Его спасительных страданий, крестной смерти и воскресения. Апостол Павел называет Церковь (в греческом тексте – Экклесиа, что значит «Собрание») Телом Христа. Церковь – это сплав людей в единый организм – в Тело Христово. В Таинстве Евхаристии, Верующие христиане, под видом хлеба и вина, приобщаются Божественной субстанции Тела и Крови Христовой, сообщающей человеку свойства нетления и делающей его причастником вечной жизни. Приобщаясь Святых Даров, верующие освящаются силой Святого Духа и соединяются со Христом и друг с другом, составляя единое Тело Христово [7] . – прим. сост.).[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]

В местном ряду иконостаса Покровской церкви, справа от Царских врат, находится икона «Спас Всемилостивый» (другое название этой иконы – «Спас Смоленский»). По описям XIX в. она уже значится в Покровской церкви. Слева от царских врат находится икона «Богоматерь Грузинская», иконографический вариант Одигитрии [8] .

В местном ряду иконостаса Покровской церкви помещены иконы «Единородный Сыне» и «Пресвятая Богородица всех скорбящих радость». Xрамовая икона, «Покров Пресвятой Богородицы», по канону должна следовать за образом Xриста, но, ввиду того, что на этом месте находилась южная алтарная дверь, она стояла дальше, у стены, там, где сегодня помещается икона «Пресвятая Богородица всех скорбящих радость». К сожалению, несмотря на то, что храмовая икона Покровской церкви, датируемая XVI в., сохранилась, по ряду обстоятельств она вошла в коллекцию произведений древнерусской живописи Государственного Музея изобразительных искусств Республики Карелии (ГМИИРК), и в современном иконостасе отсутствует.

Происхождение и датировка икон иконостаса.

В существующий сегодня иконостас преимущественно входят иконы, изначально принадлежавшие Покровской церкви, хотя и написанные в разное время. Только некоторые из них ранее принадлежали другим храмам. Среди них Царские врата, они датируются XVII в., и, предположительно, происходят из Преображенской церкви, где ранее хранились в алтаре. Столбики врат являются макетами, живопись на них не восстановлена. Сохранился лишь один подлинный столбик, который хранится ныне в фондах ГМИИРК. Из Ильинской церкви Водлозерского погоста происходит икона «Богоматерь Грузинская», которая датируется XVII в. (164? г.). Икона «София Премудрость Божия», стоящая в праздничном ряду, происходит из церкви Вознесения в д.Типиницы (XVIII в.).

Самая древняя из икон – «Спас Всемилостивый» (конец XVI в.). Она написана профессионально, и по стилю не может быть отнесена к Северным письмам, но, возможно, все же была создана в одной из северных мастерских. Древнейшие иконы с подобной иконографией относятся к эпохе Ивана Грозного. На них мы видим Спасителя, к ногам которого припадают Св. Преп. Варлаам Хутынский и Св. Преп. Сергий Радонежский. На иконе из иконостаса Покровской церкви вместо Сергия Радонежского иконописец изобразил Св. Преп. Александра Свирского, основателя Свято-Троицкого монастыря, расположенного вблизи современного г.Олонца.[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]

Большой комплекс икон праздничного, деисусного и пророческого рядов (соответственно – 8, 10, и 11 икон) написаны в конце XVII в. [9] По мнению исследователей, эти иконы составляют единый ансамбль. Они схожи по стилю, по характеру письма, по набору используемых художником пигментов. Живопись всего комплекса икон также не характерна для Северных писем, она, скорее, близка традициям центральной России. Характерной их чертой является обилие золота и разнообразие техник золочения, светлый колорит и обилие орнамента придают иконам нарядность. Иконы праздничного ряда интересны своими тщательно выписанными, фантастически сложными архитектурными фонами. По мнению исследователей [3 , стр.177–178] , этот комплекс икон ранее мог находиться в приделе во имя Николы Чудотворца, который существовал в Покровской церкви до 1865 года и располагался в трапезной.

Иконы «Единородный Сыне» и «Пресвятая Богородица всех скорбящих радость», датируются серединой – второй половиной XVIII в. Иконы «Троица Ветхозаветная» и «Вознесение Господне» появились в праздничном ряду иконостаса в XIX в. (1865 г.), когда прежний тябловый иконостас был заменен на новый, рамный, «столярной работы». Они были написаны крестьянином В.А.Потаповым из д.Огорелыши Повенецкого уезда. В это же время иконы XVII и XVIII вв., были «поновлены» и по-прежнему оставались в иконостасе.

В 1999 г. в иконостасе появились новые иконы – копии подлинных, хранящихся в фондах музея «Кижи». Их выполнили студенты–иконописцы Свято–Тихоновского Богословского Института (г.Москва). Эти иконы помещены в правом крыле иконостаса: в дейсусном ряду это «Евангелист Иоанн Богослов» и «Григорий Богослов», в пророческом – «Пророк Илия», «Пророк Аввакум» и «Пророк Иона». Необходимость написания копий, которые представляют собой зеркальное отображение оригиналов, была продиктована тем, что оригиналы предназначались не для правого, а для левого крыла иконостаса. То, что среди сохранившихся икон (и находящихся ныне в иконостасе Покровской церкви, и хранящихся в фондах музея) левосторонних больше, чем правосторонних, позволяет некоторым исследователям [10] выдвигать гипотезу, что этот комплекс икон ранее принадлежал асимметричному иконостасу, центр которого был смещен вправо. [11] Это мог быть иконостас придела Николы Чудотворца.

К 2021 г. студентами того же университета было написано ещё три иконы-копии: Сретение, Сошествие во Ад - для праздничного ряда, и Архангел Михаил для Деисусного. Подлинники находятся в Государственном Музее изобразительных искусств Республики Карелии (ГМИИ РК, г.Петрозаводск).

Использованная литература и источники:

  1. Барская И.А. Сюжеты и образы древнерусской живиписи. М., 1993.
  2. Мельникова Н.М. Об иконостасе церкви Покрова Богородицы на о.Кижи. НА музея «Кижи», 2000. №1885.
  3. [Фролова Г.И. Из истории внутреннего убранства кижской Покровской церкви. Никольский иконостас] // Кижский вестник №6. Петрозаводск, 2000. – С.173–183.
  4. [Фролова Г.И. К вопросу о мастерах кижских иконостасных комплексов] // Мастер и народная художественная традиция Русского Севера (доклады III международной конференции «Рябининские чтения-99»). Петрозаводск, 1999. – С.436–442.
  5. Яскеляйнен А.Т. Новый взгляд на историю церкви Покрова Богородицы Кижского погоста // Народное зодчество. Петрозаводск, 1999. - С.123–138.

Основная рекомендуемая литература:

  1. Барская И.А. Сюжеты и образы древнерусской живописи. М., 1993.
  2. Платонов В.Г. Иконостасы храмов Обонежья по Писцовой книге 1628–1629 гг. и некоторые вопросы развития иконостасных композиций в XVII–XVIII вв. // Чтение по исследованию и реставрации памятников художенственной культуры Северной Руси, посвященные памяти художника -реставратора И. В. Перцева (1902–1981). Архангельск, 1992.
  3. Флоренский П.А. Иконостас. М., 1994.
  4. Яскеляйнен А.Т. Новый взгляд на историю церкви Покрова Богородицы Кижского погоста // Народное зодчество. Петрозаводск, 1999. – С.123–138.

// Традиционная культура русских Заонежья
Интернет-публикация kizhi.karelia.ru. 2022. 178 с.

Текст может отличаться от опубликованного в печатном издании, что обусловлено особенностями подготовки текстов для интернет-сайта.

Музеи России - Museums in RussiaМузей-заповедник «Кижи» на сайте Культура.рф