Метки текста:
Методический кабинет2. Сказитель Т.Г.Рябинин @kizhi
Собиратели и исследователи российского фольклора всегда подчеркивали значение творческой личности сказителя. «Каждая былина вмещает в себя и наследие предков, и личный вклад певца», – отмечал А.Ф.Гильфердинг. Собиратели не затруднялись поисками сказителей: их имена были хорошо известны в крестьянской среде, в этом проявилось их общественное признание. Не превращая свое мастерство в профессию, не порывая с крестьянским трудом, они хранили в своей памяти эпические песни, исполнение которых длилось иногда по два – три часа и более. Имена героев и живые очертания характеров, факты истории и их морально–этическая окраска, образы далеких стран и картины родной природы – все это перенималось одним сказителем у другого с поразительной точностью и тщательностью.
Большинство сказители являлись людьми доброжелательными, открытыми, эмоциональными. Многие из них бывали в артельщиках, занимались торговлей, портняжным делом и т.д. Свое искусство они передавали индивидуально. Так, известный во второй половине XVIII в. заонежский сказитель Илья Елустафьев обучил былинам и знаменитого Трофима Рябинина, основателя знаменитой крестьянской династии сказителей Рябининых, живших в конце XIX – начале XX вв. близ острова Кижи, в 70 км от уездного города Петрозаводска.
Трофим Григорьевич Рябинин стал одним из символов русского фольклора. Его репертуар состоял в общей сложности из 26 сюжетов (это свыше 6000 стихов), которые и были записаны двумя выдающимися собирателями – П.Н.Рыбниковым и А.Ф.Гильфердингом. В Кижской волости было много прекрасных сказителей: К.Романов, В.Щеголёнок, С.Корнилов, Т.Иевлев… Однако, таким знанием былин, каким владел Т.Г.Рябинин, не располагал ни один певец. Его тексты отличались художественным совершенством, а манера сказывания – искусным мастерством. Трофим Рябинин стал классиком былинного сказительства, первым среди лучших.
«Открыл» России знаменитого сказителя молодой чиновник губернской канцелярии Павел Николаевич Рыбников, отбывавший ссылку в Петрозаводске. Произошло это случайно (вспомним об отношении к Случаю, Встрече в народной мифологии). В мае 1860 г. Рыбников должен был ехать по казенной надобности из Петрозаводска на Пудожский берег. Из-за разыгравшегося шторма лодке пришлось пристать к небольшому островку Шуйнаволок, где путники решили передохнуть и переждать ветер. Много рыбацких лодок уже скопилось к тому времени у берега. Рыбников уснул у костра, разбудили его странные звуки: «… До того я много слыхал и песен, и стихов духовных, а такого напева не слыхивал. Живой, причудливый и весёлый, порой он становился быстрее, порой обрывался и ладом своим напоминал что-то стародавнее, забытое нашим поколением. Долго не хотелось проснуться и вслушаться в отдельные слова песни: так радостно было оставаться во власти совершенно нового впечатления». Так впервые услышал он исполнение былины. Былину о Садко–купце, богатом госте, пел крестьянин деревни Серёдка Леонтий Богданов, магией пения пытаясь унять непогоду. Именно Леонтий Богданов уговорил Рыбникова не проезжать мимо Кижей, остановиться в д.Серёдка, где он тогда жил, чтобы послушать лучшего певца в Заонежье – Трофима Рябинина. Вот как описал Рыбников свою встречу с ним: «… Через порог избы переступил старик среднего роста, крепкого сложения, с небольшой седеющей бородой и желтыми волосами. В его суровом взгляде, осанке, поклоне, поступи, во всей его наружности с первого взгляда были заметны спокойная сила и сдержанность». Встреча сказителя и собирателя фольклора, состоявшаяся в крестьянской избе деревни Серёдка, всего в двух километрах от знаменитых Кижских церквей, вошла в историю русской культуры. Они подружились: европейски образованный молодой человек 29 лет, знающий более пяти языков, и старик–сказитель, справный хозяин, «нравственная и серьёзная личность», от которого Рыбников записал 23 былины. Собиратель чувствовал, что певец былин -мастер чрезвычайно высокого класса. Большое впечатление произвела на него и личность сказителя. «Слово гордость – писал Рыбников – не исчерпывает характера Рябинина: к ней присоединяется деликатность, так что это свойство в нем следует назвать уважением к самому себе и к другим». При расставании сказитель ничего не согласился взять с Рыбникова «за науку». Когда собиратель подарил его большухе платок, Трофим Григорьевич тотчас же «отдарил» его шитым полотенцем, сказав: «Когда, Павел Николаевич, приятели расстаются надолго, то у нас в обычае дарить друг другу на память даровья».
Через 10 лет, в 1871 г., другой крупнейший собиратель олонецких былин, учёный–славист, председатель отделения этнографии Императорского Русского Географического общества Александр Федорович Гильфердинг записал от Трофима Рябинина 21 былину. Основная их часть – 13 текстов – была записана им 6–8 июля 1871 г. на о.Кижи в деревне Дудкин–Наволок, где Гильфердинг расположился в одной из изб. Сюда на лодках и съезжались жившие в округе сказители: слепой Симеон Корнилов из д.Кургеницы, Василий Щеголёнок из д.Боярщина, Трофим Рябинин из д.Серёдка. Большинство былин, записанных в Кижах от Т.Г.Рябинина, повествует о подвигах богатырей святорусских – Ильи Муромца и Добрыни Никитича. Со школьной скамьи всем знакомы тексты былин «Илья и Соловей» (в хрестоматии – «Илья Муромец и Соловей–разбойник»), «Илья и Идолище», «Илья и Калин–царь», «Илья в ссоре с князем Владимиром», «Добрыня и Змей», «Добрыня и Маринка», уникальный текст известной только на Русском Севере былины «Вольга и Микула» и другие. Слушая и наблюдая многих сказителей, Гильфердинг отмечал: «… знание былин составляет как бы преимущество наиболее исправной части крестьянского населения», а также и то, что «… былины укладываются только в таких головах, которые соединяют природный ум и память с порядочностью, необходимою и для практического успеха в жизни».[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]
По приглашению А.Ф.Гильфердинга зимой 1871 г. Трофим Рябинин приехал в Петербург. Целый месяц он жил на квартире Александра Федоровича, взявшего на себя все расходы по приезду и пребыванию сказителя. Одним из наиболее памятных дней стало выступление Т.Г.Рябинина 3 декабря 1871 г. на заседании Отделения этнографии, в зале Русского Географического общества. На нём присутствовали председатель общества, Его Императорское Высочество Великий Князь Константин, президент Академии наук граф Ф.П.Литке, профессора Петербургского университета, многие ученые. Зал не вмещал всех желающих – их было более 130 человек. Газета «Русский мир» писала: «Нет сомнения, что слушать былины из уст самого сказителя (рапсода) случай редкий и весьма интересный, который, вероятно, и привлек на заседание громадную публику, большая часть которой, за неимением места, стояла». Перед слушателями у стола в кресле, положив обе руки на подлокотники, сидел «старик–раскольник лет восьмидесяти, одетый в сибирку, с седой бородой и глубоко впавшими глазами, придающими ему почтенный и серьезный вид».
По просьбе редакции журнала «Русская старина», во время выступления сказителя Н.Ф.Досс снял его фотографический портрет, который впоследствии был мастерски воспроизведен гравёром Его Императорского Величества академиком Л.А.Серяковым. После выступления Т.Г.Рябинину вручили денежное вознаграждение в размере 100 рублей серебром, а великий князь Константин Николаевич удостоил певца поистине «княжеским» подарком – серебряным кубком, выполненным в древнерусском стиле. Этот дар вместе с наградами сына Рябинина – Ивана Трофимовича – долго хранился в их доме в д.Гарницы, вплоть до разорения дома во время финской оккупации в годы Великой Отечественной войны. Высоко оценив сказительское искусство Т.Г.Рябинина, Отделение этнографии постановило: ходатайствовать о награждении сказителя серебряной медалью. Медаль с надписью «За полезное» для ношения на шее на Станиславской ленте была вручена ему олонецким губернатором в марте 1872 года. Таким образом, певец былин Трофим Рябинин одним из первых в России людей крестьянского сословия получил правительственную награду. Былины из его репертуара стали образцами классического эпоса, вошли в школьные хрестоматии.
Трофим Рябинин прожил большую жизнь. Умер он 14 февраля 1885 года. По словам его сына, Ивана, «уж очень древен был: ходил, ходил, так и помер благополучной смертью». Похоронен он в ограде Кижского погоста, около Покровской церкви. На месте предполагаемого захоронения установлен памятный крест с надписью: «В земле этой покоится прах раба Божия Рябинина Трофима Григорьевича». На стене Кижского погоста, у главного входа, о том же свидетельствует мемориальная доска.
Долгое время факты биографии Т.Г.Рябинина оставались неизвестными исследователям его творчества. Научный сотрудник музея «Кижи» С.В.Воробьева в результате кропотливой многолетней работы в Национальном архиве Республики Карелия, на основе источников разного плана – Метрических книг, Ревизских сказок, Исповедальных ведомостей – выявила и уточнила многие из них. Так, выяснилось, что жену Трофима Рябинина звали Дарья Клопова, а тестя, в семью которого он, будучи сиротой, пришел примаком, – Петр Панкратов Клопов, а жили они в д.Потаневской, что рядом с Середкой. В Метрической книге 1820 г. по Сенногубскому приходу сохранилась запись о венчании Трофима Рябинина и Дарьи Петровой (Клоповой). Был уточнен состав семьи Рябинина – 16 рожденных детей. Выяснилось, что вырастивший сироту «православный мир» – не просто красивое обобщенное понятие, а ближайшие, «кровные» родственники матери, которые по несколько лет, передавая «с рук на руки», содержали сирот: Трофима и его сестру Агриппину. Сама дата рождения великого сказителя тоже долгое время оставалась загадкой. На конференции «Рябининские чтения – 95» назывались предположительные даты, начиная с 1791 г. и заканчивая 1798–99 гг. В конце 1998 г., после четырёхлетней работы в архиве, С.В.Воробьевой удалось установить точную дату рождения Трофима Григорьевича Рябинина: 15 апреля (27 апреля по новому стилю) 1801 г. Ее удалось обнаружить в черновиках Метрических книг Сенногубского прихода. Долгие поиски даты рождения сказителя объяснялись просто: при переписывании формуляра Метрической книги за 1801 г. была допущена канцелярская ошибка, пропущена нужная строка. Обнаружить ее удалось лишь при сличении чистовых записей и черновика. Дата рождения Трофима Рябинина по-особому знаменательна и значима и для истории русского фольклора, и для русской культуры в целом
Наследником поэтического таланта Т.Г.Рябинина стал его сын, Иван Трофимович Рябинин, перенявший основную часть репертуара отца – 15 былин. Он много путешествовал, исполняя былины в концертах перед благодарными слушателями С.–Петербурга, Москвы, Одессы, Софии, Белграда, Вены, Праги, Варшавы. Со временем продолжателями рябининской традиции, уходящей своими корнями в XVIII столетие, стали пасынок Ивана Трофимовича – Иван Герасимович Рябинин–Андреев (1874–1926 гг.) и его сын, член Союза писателей СССР – Петр Иванович Рябинин–Андреев (1905–1953 гг.). Последний сказитель из славной династии Рябининых, Петр Иванович донес бесценный дар сказительства до 50-х гг. ХХ века, сохранив основной рябининский репертуар, напев и манеру сказывания.[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]
Использованная литература и источники:
- [Воробьева С.В. Биография сказителя Т.Г.Рябинина] // «Рябининские чтения – 95». Петрозаводск, 1995. – С.27-36.
- Калашникова Р.Б. Великий дар сказителя: К 200 - летию Трофима Рябиниа // «Северный курьер», 2001. №82. – С.4.
- Песни, собранные П.Н. Рыбниковым: В 3-х тт. Т.I. Былины. Л., 1989.
- Чистов К.В. Русские сказители Карелии. Л., 1980.
Основная рекомендуемая литература:
- Воробьева С.В. Некоторые особенности семейно-бытового и хозяйственного уклада в сказительских семьях и проблема сохранения и передачи традиции былинного сказительства. // Кижский вестник № 7. Петрозаводск, 2002. - С.86-98
- Криничная Н.А. Жил в Кижской волости крестьянин. Петрозаводск, 1995.
- Песни, собранные П.Н.Рыбниковам: В 3-х тт. Т.I. Былины. Л., 1989.
- Чистов К.В. Русские сказители Карелии. Л., 1980.
Текст может отличаться от опубликованного в печатном издании, что обусловлено особенностями подготовки текстов для интернет-сайта.