Метки текста:

Архитектура Деревянное зодчество Кижский погост Преображенская церковь

Трифонова Л.В. (г.Петрозаводск)
Из истории Кижского прихода XVI–XX столетий Vkontakte@kizhi

Карта деревень Кижского приходаПотомственный кижский священник М. А. Русанов (слу- жил в кижских церквах с 1894 по 1929 г.)Последний кижский священник А. С. Петухов (служил  в кижских церквах с 1933 по 1937 г.)В 1994 г., после 57-летнего перерыва, богослужение в кижской церкви Покрова Пресвятой Богородицы совершил Его Преосвя- щенство епископ Петрозаводский и Олонецкий МануилПраздник Преображения в Кижах и День Кижской волости. 19 августа 1995 годаС 1997 по 2010 год настоятелем церкви Покрова Пресвятой  Богородицы в Кижах был отец Николай ОзолинКрестный ход в день Преображения Господня в КижахТаинство венчания в кижской церквиТаинство крещения в церкви Покрова Пресвятой Богородицы  в КижахПраздник Крещения Господня в КижахКижский церковный звонарь А. НестеровВ церкви Покрова Пресвятой Богородиы в Кижах служит  Его Святейшество Патриарх Московский и всея Руси Алексий II. 2000 г.Визит в Кижи Его Святейшества Патриарха Московского и всея Руси Кирилла. 2010 г.Его Преосвященство архиепископ  Петрозаводский  и Карельский Мануил в КижахЛитургию в кижской церкви Покрова Пресвятой  Богородицы служит отец Артемий КорыхаловУчастники кижского  футбольного турнира, проходившего под патронатом приходаУчастники кижского волейбольного турнира, проходившего под патронатом прихода.

стр. 33 Первыми известными источниками по Кижскому православному приходу являются писцовые книги Обонежской пятины XVI века, где дано описание Кижского погоста.

Первоначально границы погоста как единицы административного деления и церковного прихода совпадали и намного превышали границы Кижского прихода XIX – начала XX века. Главными церквами прихода являлись церковь Преображения Господня и церковь Покрова Пресвятой Богородицы в Кижах. В XVI веке на территории погоста, помимо главных храмов, было еще несколько церквей: церковь Святых апостолов Петра и Павла на озере Сандал, церковь Святого Ильи Пророка в Великой губе, церковь Троицы Живоначальной и Николы Чудотворца в Клименецком монастыре.

К концу XVII в. в Кижском погосте-округе появилось еще семь самостоятельных приходов, их главными храмами стали новые церкви: церковь Николая Чудотворца в Чеболакше, церковь Успения Богородицы в с. Космозеро, церковь Преображения Господня в Мелой губе, церковь Святого Ильи Пророка в Типиницах [1] , церковь Николая Чудотворца в Сенной губе, церковь Великомученицы Варвары в Яндомозере, церковь Николая Чудотворца в Лижме [2] .

И хотя границы Кижского прихода постепенно сокращались, церкви на острове Кижи по-прежнему оставались главными храмами всего погоста-округа.

После губернской реформы 1775 года Екатерины II произошли важные изменения в административном делении территории России. Погосты как административно-территориальные образования были упразднены, вместо них учреждены губернии, уезды и волости. В связи с новым территориальным делением, границы Кижского прихода значительностр. 34 уменьшились и к концу XVIII века сократились до размеров Кижской волости Петрозаводского уезда Олонецкой губернии. В XVIII веке в состав Кижского прихода входило пять часовен: в честь Положения Честного пояса Пресвятой Богородицы в дер. Кургеницы, в честь Святых апостолов Петра и Павла в деревне Волкостров, в честь Елецкой иконы Божией Матери и пророка Ильи в деревне Телятниково, в честь иконы «Знамение» Пресвятой Богородицы в дер. Корба, в честь Успения Божией Матери в дер. Лукинщина (Васильево) на острове Кижи.[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]

Количество прихожан в Кижском приходе, по данным на 1785 год, составляло 2 358 человек [3] .

На протяжении XIX и начала XX века к Кижскому приходу относились две церкви – Преображения Господня и Покрова Богородицы в Кижах. В 1865 году к ним присоединилась третья церковь – Введения во храм Пресвятой Богородицы в дер. Сибово, перестроенная из часовни [4] .

С конца XVIII века по 1827 год кижский приход находился в ведении Новгородской и Архангельской епархий, а с 1827 года вошел в состав вновь созданной Олонецкой епархии. Количество прихожан, проживавших в окрестных деревнях [5] , по данным на 1880 год, достигало 2 767 человек.

Число часовен в приходе в XIX веке увеличилось до одиннадцати [6] . К существующим пяти прибавилось еще шесть часовен: в честь трех Святителей и Преподобных отцов Зосимы и Савватия Соловецких чудотворцев в дер. Липовицы; Великомученика Георгия в дер. Воев Наволок; Преподобного Макария Желтоводского в Косельге; Святых мучеников Кирика и Иулиты в дер. Воробьи; Преподобного Варлаама Хутынского и Святой мученицы Параскевы в дер. Подъельники.

По данным «Формулярных ведомостей о церквах Кижского прихода», в 1894 году за кижскими церквами значилась земельная собственность в размере 1 десятины усадебной земли, 20 десятин 2 662 сажень пахотной и 11 десятин 1 800 сажень сенокосной земли [7] .[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]

С 1890 по 1901 год сенокосные земли были сданы в аренду [8] , кроме того, по данным на 1894 год, церковь владела капиталом, заключавшимся в свидетельствах государственной ренты, в сумме 3 300 рублей,стр. 35 что приносило ей доход в размере 132 рубля в год [9] .

Содержание кижского церковного причта на протяжении XIX столетия было весьма скромным. До 40-х годов XIX века оно заключалось в доброхотном подаянии прихожан.

С середины XIX века положение изменилось: причт начал получать скромное казенное жалование в размере 420 рублей в год. Одному священнику полагалось 180 рублей, другому – 120, псаломщикам – по 60 рублей [10] . Во всех «Формулярных ведомостях о церквах Кижского погоста Петрозаводского уезда» [11] за XIX век упоминается, что содержание причта самое «посредственное».

Состав причта в разные годы разнился между собой. В 1834 году причта по штату полагалось: «священника два, диакон один, дьячков два, пономарей два» [12] . В 1847 [13] и 1851 [14] годах «священник один, диакон один, дьячок один, пономарь один». В 1887 [15] году «священников два, диакон один, псаломщиков два».

Уровень образования священников, служивших в кижских церквах на протяжении XIX века, был различным. Из восьми священников двое – Семен Соколин (служил с конца XVIII века до 1815 года) [16] и Иоанн Федулов (с 1815 по 1850-е годы) [17] не имели специального образования, четверо – Михаил Завадовский (с 1852 по начало XX века) [18] , Иоанн Павинский (с 1877 по начало XX века) [19] , Андрей Русанов (с 1856 по 1876 год) [20] и Михаил Русанов (с 1894 по 1929 год) [21] получили образование в Олонецкой духовной семинарии. Священник Михаил Крылов (с 1834 по 1852 год) [22] обучался в Свирском приходском училище. Последний кижский священник Алексей Петухов (с 1933 по 1937 год) [23] получил образование в Архангельской духовной семинарии.[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]

Велика была роль церкви в образовании крестьянских детей. В 1877 году при кижских церквах было открыто земское приходское училище, в котором обучалось около 70 учеников и преподавало 3 наставника [24] . С 1884 года училище было переведено в разряд «школы». В 1913 году в Кижском приходе уже насчитывалось четыре церковно-приходские школы: кижская, волкостровская, липовецкая, сибовская. Заведовали школами кижские священники М.А.Русанов и А.И.Малиновский [25] . Многие из кижскихстр. 36 священников получили благословение Священного синода на обучение «поселянских» детей и были награждены за усердную службу по духовному ведомству.

«Усердное отношение к пастырским обязанностям», отмеченное епархией, как характерная черта кижских священников способствовало тому, что в отношении благочестия прихожане кижских церквей выгодно отличались от прихожан других приходов. Вот что писал о кижанах благочинный священник Стефан Ржановский в 1854 году: «Сравнительно между собою прихожане церквей Кижской, Великогубской, Типиницкой, Сенногубской и Кузарандской несколько возвышаются в сем отношении перед прочими. Признаками сего возвышения может быть или можно оные видеть <…> усердного хождения прихожан в сих приходах в церковь Божию к церковным службам, из усердия путешествовать к Святым местам, в случае безведрия или бездождия и тому подобного приехать с молением к церкви Божией и их обыкновения налагать на себя произвольные посты» [26] .

Подтверждением этого свидетельства может служить хранящееся в Национальном архиве Республики Карелия прошение крестьянской вдовы Татьяны Круговой, жительницы деревни Южный Конец острова Кижи, написанное на имя Олонецкого гражданского губернатора, с просьбой о выдаче ей билета до Одессы, откуда она должна была направиться в Иерусалим на поклонение Святым местам [27] .

Кижские прихожане принимали деятельное участие в жизни прихода, активно жертвовали на храмы. В 1815 году они собрали на ремонт глав Преображенской церкви 2 255 рублей. В 1829 году крестьянин дер. Окуловская Евсей Плавунов пожертвовал в храм Преображения икону «Архистратиг Михаил». В 1834 году крестьянин дер. Ошевнево Антон Ошевнев подарил в кижскую церковь плащаницу. В 1865 году крестьянин дер. Телятниково Матвей Вавилин и крестьянин Кижского острова Северного конца Иван Морозов прислали из Санкт-Петербурга в качестве пожертвования в Преображенскую церковь икону «Успение». В этом же году крестьянка с острова Кижи Стефанида Морозова принесла в дар той же церкви 1 000 рублей.

Иногда прихожанки жертвовали в храм дорогие их сердцу украшения. Тогда церковныйстр. 37 староста находил для них покупателя, а деньги передавал в церковную казну. Именно так случилось в 1886 году, когда церковный староста продал пожертвованные в храм жемчужные серьги местному предпринимателю Морозову [28] . Имена многих жертвователей встречаются неоднократно. Так, семья прихожан Чиворовых из деревни Пустой берег сделала во второй половине XIX века пятнадцать подношений в Преображенскую церковь. Среди них предметы церковного облачения: диаконский стихарь, две священнические ризы, воздухи, хоругви, а также дароносица, Евангелие и несколько икон [29] .[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]

Активное участие прихожан в жизни прихода выражалось и в том, что раз в три года крестьянский мир избирал из своей среды церковного старосту для хранения церковной казны и двух представителей для ежемесячного свидетельства при пересчете церковных денег. При вступлении в должность староста приносил клятвенное обещание, в котором были такие слова: «И для своей корысти, свойства, дружбы и вражды противно должности своей и присяги не поступать; ...и как я пред Богомъ и судомъ его Страшным в том всегда ответ дать могу, как суще мне Господь Бог душевно и телесно да поможет» [30] . Избирались на эти должности самые достойные крестьяне. Так, в 1895 году представителем кижской церкви был избран крестьянин деревни Середка, внук знаменитого сказителя Т.Г.Рябинина, Кирик Гаврилович Рябинин [31] .

В обязанности церковного старосты помимо пересчета казны входили заготовка дров, закупка свечей, лампадного масла, ладана, церковного вина. В приходо-расходной книге Спасопреображенской кижской церкви за 1870–1874 годы мы находим многочисленные записи о контактах с петербургскими магазинами [32] . Заказчиком выступал церковный староста Иван Нестерович Ошевнев.стр. 38 В качестве поставщиков значились: магазин братьев Елисеевых, «Рейнский погреб купца Селивестрова», «Восковая свечная торговля И.Полякова» на углу Садовой и Чернышева переулка, «Свечная лавка купца А.Виноградова» на углу Б.Садовой и Апраксина двора, «Торговля И.Попова», что напротив Гостиного двора, «Чайный и фруктовый магазин братьев Лапиных» у Пяти углов, «Свечная лавка И. Мячихина» на углу Большой Садовой и Гороховой. Столь тесные контакты старосты кижской церкви и петербургских купцов не были случайностью. Ведь именно в этот период, в начале 1876 года, брат И.Н.Ошевнева Степан Ошевнев был перечислен в Санкт-петербургское второй гильдии купечество. Выписку об этом мы находим в ревизской сказке за 1858 год [33] . Деловые связи Степана Нестеровича в купеческой среде и явились причиной возникновения торговых отношений между владельцами петербургских магазинов и старостой кижского храма.

Еще одним интереснейшим документом, ярко характеризующим жизнь церкви и её прихожан в XIX веке, являлись брачные обыски церкви Преображения Господня в Кижах за 1860–1863 гг [34] . Под брачными обысками подразумеваются свидетельства о вступающих в брак. В данных документах церковь выступала подлинной хранительницей церковных и крестьянских обычаев. Наличие родительского или родственного благословения, троекратное оглашение в церкви с целью выяснить, нет ли препятствий для заключения данного брака, предоставление письменного свидетельства священника, характеризующего жениха или невесту из другого прихода как достойного прихожанина или прихожанку [35] , письменное подтверждение достоверности сведений, излагаемых в брачном обыске поручителями со стороны жениха и невесты, говорят о серьезности нравственных требований, предъявлявшихся церковью к своим прихожанам и формировавших здоровую модель поведения и образа жизни прихожан.

стр. 39 Такова была жизнь Кижского прихода в XIX столетии. В начале XX века в ней произошли значительные изменения.

После Великой Октябрьской революции, в 1920 году, церкви Кижского погоста были поставлены на государственный учет как памятники архитектуры [36] , хотя церковные службы в храмах продолжались. В конце 1935 года местный сельский совет организовал в 17 колхозах района голосование о закрытии действующих церквей. За закрытие проголосовало 80, против – около 1 000 человек. Тем не менее президиум Заонежского райисполкома от 7 ноября 1936 года рекомендовал Кижскому сельскому совету взять под охрану церковь-музей и изъять у церковного совета ключи от храма. Постановлением Комиссии по культуре при Президиуме КАРЦИК от 13 февраля 1937 года службы в Преображенской церкви были прекращены. Это постановление вошло в силу после рассмотрения на заседании Комиссии по вопросам культа при Президиуме ЦИК СССР от 27 июля 1937 года. Для отправления религиозных обрядов верующим оставлена церковь Покрова Богородицы [37] , последняя литургия в которой совершалась осенью 1937 года. Последними настоятелями прихода были священники М.А.Русанов (1874–1943) и А.С.Петухов (1875–1937) [38] .[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]

Михаил Александрович Русанов служил в кижских церквах до конца 1920-х годов. Он был потомственным священником. В кижских церквах служил его прадед священник Иоанн Феодулов и его дед Андрей Русанов [39] . В настоящее время на кладбище Спасо-Кижского погоста на месте фамильного захоронения Русановых стоит памятный крест, установленный в 2001 году.

Алексей Степанович Петухов, назначенный в Кижский приход в 1933 году, был потомственным священником и происходил из Архангельской губернии. 24 октября 1937 года он был арестован сотрудниками Заонежского РО НКВД КАССР, обвинен в том, что являлся «…участником контрреволюционной повстанческой группы», и через месяц расстрелян [40] . Место его захоронения неизвестно. За год до своего ареста 4 декабря 1936 года А.С.Петухов вместе с другими членами кижского церковного совета обратился в КАРЦИК и Ленинградское областное отделение по делам музеев и охраны памятников старины. Суть обращения состояла в просьбе отменить постановление об изъятии Преображенского храма у верующих и превращении его в светский музей, а также о возвращении церковному совету ключей от храма, насильственно изъятых у них председателем местного сельского совета. В обращении говорилось: «Если верующие в этом храме служили богослужение 200 лет и сумели сохранить его в течение двух веков, тостр. 40 дайте и теперь верующим возможность на основании религиозной свободы новой Конституции пользоваться им для молитвенных целей. Устройство же из него светского музея находим нецелесообразным потому, что наша местность – захолустье, расположена на островах озера Онеги, нет дорог и удалена от центра гор(ода) на 70 вер(ст); 2. посещаемость музея будет очень мала и только в летнее время; 3. содержание музея потребует больших государственных средств, а это, на основании вышеуказанных причин, будет не оправдывающий своего назначения расход и, в 4-х, – устройством же в храме светского музея будет нанесено духовное оскорбление религиозному чувству верующих, как нашего, так и соседних приходов, ибо этот храм пользуется особым вниманием окружного населения» [41] .

Послевоенное время было связано с реставрацией Кижского архитектурного ансамбля (1949–1959) и созданием музея-заповедника «Кижи» (1966) [42] . В этот период, вплоть до 1990-х годов, богослужения в храмах не проводились [43] . В 1993 году по инициативе жителей острова, при поддержке музея был создан Кижский приход, а 20 августа 1994 года впервые после 57-летнего перерыва в церкви Покрова Богородицы отслужил божественную литургию Его Преосвященство епископ Петрозаводский и Олонецкий Мануил.

С 1993 по 1997 год богослужения и требы в кижской церкви Покрова Богородицы периодически отправлял священник Екатерининской церкви города Петрозаводска Георгий Варга. В 1997 году настоятелем Спасо-Кижского прихода был назначен священник Николай Озолин, прослуживший в храме Покрова Богородицы до 2010 года. Отцу Николаю Озолину выпала честь воссоздания интерьера действующего храма и восстановления его литургической жизни. Работы по убранству интерьера проводились при поддержке и участии сотрудников музея. С конца 2010 года настоятелем Спасо-Кижского прихода стал отец Артемий Корыхалов.

Богослужения в храме Покрова Богородицы проводятся в летнее время по воскресным и церковным праздничным дням. В зимнее время из-за отсутствия отопления служить в церкви не представляется возможным.[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]

За годы возрожденной литургической жизни остров Кижи и кижские храмы посетили высокие духовные особы. В июне 2000 года состоялся визит Его Святейшества Патриарха Московского и всея Руси Алексия II. Летом 2010 года остров Кижи и его храмы посетил нынешний глава Русской Православной Церкви Его Святейшество Патриарх Московский и всея Руси Кирилл.

Кижский приход является одним из приходов Карельской епархии и состр. 41 дня его основания окормляется Его Преосвященством митрополитом Петрозаводским и Карельским Мануилом.

Кижский приход работает в тесном сотрудничестве с музеем. Совместно с приходом сотрудники музея возродили в округе традицию отмечать часовенные праздники, передали храму выполненную своими руками в технике золотного и бисерного шитья бархатную плащаницу; некоторые из сотрудников поют в церковном хоре. Многое делается для местного населения, например совместный с музеем праздник Кижской волости традиционно празднуется в день Преображения Господня. Очень популярны на острове футбольный и волейбольный турниры, возникшие под патронатом прихода. Таким образом, жизнь прихода является важной составной частью жизни музея, демонстрируя понимание общих задач по возрождению духовной и нравственной основы современного общества и являя собой пример гармоничного сотрудничества музейного сообщества с православной церковью.

// Церковь Преображения Господня на острове Кижи: 300 лет на заонежской земле
Составление и подготовка: кандидат исторических наук И.В.Мельников
Музей-заповедник «Кижи». Петрозаводск. 2014. 360 с.

Текст может отличаться от опубликованного в печатном издании, что обусловлено особенностями подготовки текстов для интернет-сайта.

Музеи России - Museums in RussiaМузей-заповедник «Кижи» на сайте Культура.рф