Трифонова Л.В. (г.Петрозаводск)
Из истории Кижского прихода XVI–XX столетий
@kizhi
стр. 33 Первыми известными источниками по Кижскому православному приходу являются писцовые книги Обонежской пятины XVI века, где дано описание Кижского погоста.
Первоначально границы погоста как единицы административного деления и церковного прихода совпадали и намного превышали границы Кижского прихода XIX – начала XX века. Главными церквами прихода являлись церковь Преображения Господня и церковь Покрова Пресвятой Богородицы в Кижах. В XVI веке на территории погоста, помимо главных храмов, было еще несколько церквей: церковь Святых апостолов Петра и Павла на озере Сандал, церковь Святого Ильи Пророка в Великой губе, церковь Троицы Живоначальной и Николы Чудотворца в Клименецком монастыре.
К концу XVII в. в Кижском погосте-округе появилось еще семь самостоятельных приходов, их главными храмами стали новые церкви: церковь Николая Чудотворца в Чеболакше, церковь Успения Богородицы в с. Космозеро, церковь Преображения Господня в Мелой губе, церковь Святого Ильи Пророка в Типиницах [1] , церковь Николая Чудотворца в Сенной губе, церковь Великомученицы Варвары в Яндомозере, церковь Николая Чудотворца в Лижме [2] .
И хотя границы Кижского прихода постепенно сокращались, церкви на острове Кижи по-прежнему оставались главными храмами всего погоста-округа.
После губернской реформы 1775 года Екатерины II произошли важные изменения в административном делении территории России. Погосты как административно-территориальные образования были упразднены, вместо них учреждены губернии, уезды и волости. В связи с новым территориальным делением, границы Кижского прихода значительностр. 34 уменьшились и к концу XVIII века сократились до размеров Кижской волости Петрозаводского уезда Олонецкой губернии. В XVIII веке в состав Кижского прихода входило пять часовен: в честь Положения Честного пояса Пресвятой Богородицы в дер. Кургеницы, в честь Святых апостолов Петра и Павла в деревне Волкостров, в честь Елецкой иконы Божией Матери и пророка Ильи в деревне Телятниково, в честь иконы «Знамение» Пресвятой Богородицы в дер. Корба, в честь Успения Божией Матери в дер. Лукинщина (Васильево) на острове Кижи.[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]
Количество прихожан в Кижском приходе, по данным на 1785 год, составляло 2 358 человек [3] .
На протяжении XIX и начала XX века к Кижскому приходу относились две церкви – Преображения Господня и Покрова Богородицы в Кижах. В 1865 году к ним присоединилась третья церковь – Введения во храм Пресвятой Богородицы в дер. Сибово, перестроенная из часовни [4] .
С конца XVIII века по 1827 год кижский приход находился в ведении Новгородской и Архангельской епархий, а с 1827 года вошел в состав вновь созданной Олонецкой епархии. Количество прихожан, проживавших в окрестных деревнях [5] , по данным на 1880 год, достигало 2 767 человек.
Число часовен в приходе в XIX веке увеличилось до одиннадцати [6] . К существующим пяти прибавилось еще шесть часовен: в честь трех Святителей и Преподобных отцов Зосимы и Савватия Соловецких чудотворцев в дер. Липовицы; Великомученика Георгия в дер. Воев Наволок; Преподобного Макария Желтоводского в Косельге; Святых мучеников Кирика и Иулиты в дер. Воробьи; Преподобного Варлаама Хутынского и Святой мученицы Параскевы в дер. Подъельники.
По данным «Формулярных ведомостей о церквах Кижского прихода», в 1894 году за кижскими церквами значилась земельная собственность в размере 1 десятины усадебной земли, 20 десятин 2 662 сажень пахотной и 11 десятин 1 800 сажень сенокосной земли [7] .[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]
С 1890 по 1901 год сенокосные земли были сданы в аренду [8] , кроме того, по данным на 1894 год, церковь владела капиталом, заключавшимся в свидетельствах государственной ренты, в сумме 3 300 рублей,стр. 35 что приносило ей доход в размере 132 рубля в год [9] .
Содержание кижского церковного причта на протяжении XIX столетия было весьма скромным. До 40-х годов XIX века оно заключалось в доброхотном подаянии прихожан.
С середины XIX века положение изменилось: причт начал получать скромное казенное жалование в размере 420 рублей в год. Одному священнику полагалось 180 рублей, другому – 120, псаломщикам – по 60 рублей [10] . Во всех «Формулярных ведомостях о церквах Кижского погоста Петрозаводского уезда» [11] за XIX век упоминается, что содержание причта самое «посредственное».
Состав причта в разные годы разнился между собой. В 1834 году причта по штату полагалось: «священника два, диакон один, дьячков два, пономарей два» [12] . В 1847 [13] и 1851 [14] годах «священник один, диакон один, дьячок один, пономарь один». В 1887 [15] году «священников два, диакон один, псаломщиков два».
Уровень образования священников, служивших в кижских церквах на протяжении XIX века, был различным. Из восьми священников двое – Семен Соколин (служил с конца XVIII века до 1815 года) [16] и Иоанн Федулов (с 1815 по 1850-е годы) [17] не имели специального образования, четверо – Михаил Завадовский (с 1852 по начало XX века) [18] , Иоанн Павинский (с 1877 по начало XX века) [19] , Андрей Русанов (с 1856 по 1876 год) [20] и Михаил Русанов (с 1894 по 1929 год) [21] получили образование в Олонецкой духовной семинарии. Священник Михаил Крылов (с 1834 по 1852 год) [22] обучался в Свирском приходском училище. Последний кижский священник Алексей Петухов (с 1933 по 1937 год) [23] получил образование в Архангельской духовной семинарии.[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]
Велика была роль церкви в образовании крестьянских детей. В 1877 году при кижских церквах было открыто земское приходское училище, в котором обучалось около 70 учеников и преподавало 3 наставника [24] . С 1884 года училище было переведено в разряд «школы». В 1913 году в Кижском приходе уже насчитывалось четыре церковно-приходские школы: кижская, волкостровская, липовецкая, сибовская. Заведовали школами кижские священники М.А.Русанов и А.И.Малиновский [25] . Многие из кижскихстр. 36 священников получили благословение Священного синода на обучение «поселянских» детей и были награждены за усердную службу по духовному ведомству.
«Усердное отношение к пастырским обязанностям», отмеченное епархией, как характерная черта кижских священников способствовало тому, что в отношении благочестия прихожане кижских церквей выгодно отличались от прихожан других приходов. Вот что писал о кижанах благочинный священник Стефан Ржановский в 1854 году: «Сравнительно между собою прихожане церквей Кижской, Великогубской, Типиницкой, Сенногубской и Кузарандской несколько возвышаются в сем отношении перед прочими. Признаками сего возвышения может быть или можно оные видеть <…> усердного хождения прихожан в сих приходах в церковь Божию к церковным службам, из усердия путешествовать к Святым местам, в случае безведрия или бездождия и тому подобного приехать с молением к церкви Божией и их обыкновения налагать на себя произвольные посты» [26] .
Подтверждением этого свидетельства может служить хранящееся в Национальном архиве Республики Карелия прошение крестьянской вдовы Татьяны Круговой, жительницы деревни Южный Конец острова Кижи, написанное на имя Олонецкого гражданского губернатора, с просьбой о выдаче ей билета до Одессы, откуда она должна была направиться в Иерусалим на поклонение Святым местам [27] .
Кижские прихожане принимали деятельное участие в жизни прихода, активно жертвовали на храмы. В 1815 году они собрали на ремонт глав Преображенской церкви 2 255 рублей. В 1829 году крестьянин дер. Окуловская Евсей Плавунов пожертвовал в храм Преображения икону «Архистратиг Михаил». В 1834 году крестьянин дер. Ошевнево Антон Ошевнев подарил в кижскую церковь плащаницу. В 1865 году крестьянин дер. Телятниково Матвей Вавилин и крестьянин Кижского острова Северного конца Иван Морозов прислали из Санкт-Петербурга в качестве пожертвования в Преображенскую церковь икону «Успение». В этом же году крестьянка с острова Кижи Стефанида Морозова принесла в дар той же церкви 1 000 рублей.
Иногда прихожанки жертвовали в храм дорогие их сердцу украшения. Тогда церковныйстр. 37 староста находил для них покупателя, а деньги передавал в церковную казну. Именно так случилось в 1886 году, когда церковный староста продал пожертвованные в храм жемчужные серьги местному предпринимателю Морозову [28] . Имена многих жертвователей встречаются неоднократно. Так, семья прихожан Чиворовых из деревни Пустой берег сделала во второй половине XIX века пятнадцать подношений в Преображенскую церковь. Среди них предметы церковного облачения: диаконский стихарь, две священнические ризы, воздухи, хоругви, а также дароносица, Евангелие и несколько икон [29] .[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]
Активное участие прихожан в жизни прихода выражалось и в том, что раз в три года крестьянский мир избирал из своей среды церковного старосту для хранения церковной казны и двух представителей для ежемесячного свидетельства при пересчете церковных денег. При вступлении в должность староста приносил клятвенное обещание, в котором были такие слова: «И для своей корысти, свойства, дружбы и вражды противно должности своей и присяги не поступать; ...и как я пред Богомъ и судомъ его Страшным в том всегда ответ дать могу, как суще мне Господь Бог душевно и телесно да поможет» [30] . Избирались на эти должности самые достойные крестьяне. Так, в 1895 году представителем кижской церкви был избран крестьянин деревни Середка, внук знаменитого сказителя Т.Г.Рябинина, Кирик Гаврилович Рябинин [31] .
В обязанности церковного старосты помимо пересчета казны входили заготовка дров, закупка свечей, лампадного масла, ладана, церковного вина. В приходо-расходной книге Спасопреображенской кижской церкви за 1870–1874 годы мы находим многочисленные записи о контактах с петербургскими магазинами [32] . Заказчиком выступал церковный староста Иван Нестерович Ошевнев.стр. 38 В качестве поставщиков значились: магазин братьев Елисеевых, «Рейнский погреб купца Селивестрова», «Восковая свечная торговля И.Полякова» на углу Садовой и Чернышева переулка, «Свечная лавка купца А.Виноградова» на углу Б.Садовой и Апраксина двора, «Торговля И.Попова», что напротив Гостиного двора, «Чайный и фруктовый магазин братьев Лапиных» у Пяти углов, «Свечная лавка И. Мячихина» на углу Большой Садовой и Гороховой. Столь тесные контакты старосты кижской церкви и петербургских купцов не были случайностью. Ведь именно в этот период, в начале 1876 года, брат И.Н.Ошевнева Степан Ошевнев был перечислен в Санкт-петербургское второй гильдии купечество. Выписку об этом мы находим в ревизской сказке за 1858 год [33] . Деловые связи Степана Нестеровича в купеческой среде и явились причиной возникновения торговых отношений между владельцами петербургских магазинов и старостой кижского храма.
Еще одним интереснейшим документом, ярко характеризующим жизнь церкви и её прихожан в XIX веке, являлись брачные обыски церкви Преображения Господня в Кижах за 1860–1863 гг [34] . Под брачными обысками подразумеваются свидетельства о вступающих в брак. В данных документах церковь выступала подлинной хранительницей церковных и крестьянских обычаев. Наличие родительского или родственного благословения, троекратное оглашение в церкви с целью выяснить, нет ли препятствий для заключения данного брака, предоставление письменного свидетельства священника, характеризующего жениха или невесту из другого прихода как достойного прихожанина или прихожанку [35] , письменное подтверждение достоверности сведений, излагаемых в брачном обыске поручителями со стороны жениха и невесты, говорят о серьезности нравственных требований, предъявлявшихся церковью к своим прихожанам и формировавших здоровую модель поведения и образа жизни прихожан.
стр. 39 Такова была жизнь Кижского прихода в XIX столетии. В начале XX века в ней произошли значительные изменения.
После Великой Октябрьской революции, в 1920 году, церкви Кижского погоста были поставлены на государственный учет как памятники архитектуры [36] , хотя церковные службы в храмах продолжались. В конце 1935 года местный сельский совет организовал в 17 колхозах района голосование о закрытии действующих церквей. За закрытие проголосовало 80, против – около 1 000 человек. Тем не менее президиум Заонежского райисполкома от 7 ноября 1936 года рекомендовал Кижскому сельскому совету взять под охрану церковь-музей и изъять у церковного совета ключи от храма. Постановлением Комиссии по культуре при Президиуме КАРЦИК от 13 февраля 1937 года службы в Преображенской церкви были прекращены. Это постановление вошло в силу после рассмотрения на заседании Комиссии по вопросам культа при Президиуме ЦИК СССР от 27 июля 1937 года. Для отправления религиозных обрядов верующим оставлена церковь Покрова Богородицы [37] , последняя литургия в которой совершалась осенью 1937 года. Последними настоятелями прихода были священники М.А.Русанов (1874–1943) и А.С.Петухов (1875–1937) [38] .[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]
Михаил Александрович Русанов служил в кижских церквах до конца 1920-х годов. Он был потомственным священником. В кижских церквах служил его прадед священник Иоанн Феодулов и его дед Андрей Русанов [39] . В настоящее время на кладбище Спасо-Кижского погоста на месте фамильного захоронения Русановых стоит памятный крест, установленный в 2001 году.
Алексей Степанович Петухов, назначенный в Кижский приход в 1933 году, был потомственным священником и происходил из Архангельской губернии. 24 октября 1937 года он был арестован сотрудниками Заонежского РО НКВД КАССР, обвинен в том, что являлся «…участником контрреволюционной повстанческой группы», и через месяц расстрелян [40] . Место его захоронения неизвестно. За год до своего ареста 4 декабря 1936 года А.С.Петухов вместе с другими членами кижского церковного совета обратился в КАРЦИК и Ленинградское областное отделение по делам музеев и охраны памятников старины. Суть обращения состояла в просьбе отменить постановление об изъятии Преображенского храма у верующих и превращении его в светский музей, а также о возвращении церковному совету ключей от храма, насильственно изъятых у них председателем местного сельского совета. В обращении говорилось: «Если верующие в этом храме служили богослужение 200 лет и сумели сохранить его в течение двух веков, тостр. 40 дайте и теперь верующим возможность на основании религиозной свободы новой Конституции пользоваться им для молитвенных целей. Устройство же из него светского музея находим нецелесообразным потому, что наша местность – захолустье, расположена на островах озера Онеги, нет дорог и удалена от центра гор(ода) на 70 вер(ст); 2. посещаемость музея будет очень мала и только в летнее время; 3. содержание музея потребует больших государственных средств, а это, на основании вышеуказанных причин, будет не оправдывающий своего назначения расход и, в 4-х, – устройством же в храме светского музея будет нанесено духовное оскорбление религиозному чувству верующих, как нашего, так и соседних приходов, ибо этот храм пользуется особым вниманием окружного населения» [41] .
Послевоенное время было связано с реставрацией Кижского архитектурного ансамбля (1949–1959) и созданием музея-заповедника «Кижи» (1966) [42] . В этот период, вплоть до 1990-х годов, богослужения в храмах не проводились [43] . В 1993 году по инициативе жителей острова, при поддержке музея был создан Кижский приход, а 20 августа 1994 года впервые после 57-летнего перерыва в церкви Покрова Богородицы отслужил божественную литургию Его Преосвященство епископ Петрозаводский и Олонецкий Мануил.
С 1993 по 1997 год богослужения и требы в кижской церкви Покрова Богородицы периодически отправлял священник Екатерининской церкви города Петрозаводска Георгий Варга. В 1997 году настоятелем Спасо-Кижского прихода был назначен священник Николай Озолин, прослуживший в храме Покрова Богородицы до 2010 года. Отцу Николаю Озолину выпала честь воссоздания интерьера действующего храма и восстановления его литургической жизни. Работы по убранству интерьера проводились при поддержке и участии сотрудников музея. С конца 2010 года настоятелем Спасо-Кижского прихода стал отец Артемий Корыхалов.
Богослужения в храме Покрова Богородицы проводятся в летнее время по воскресным и церковным праздничным дням. В зимнее время из-за отсутствия отопления служить в церкви не представляется возможным.[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]
За годы возрожденной литургической жизни остров Кижи и кижские храмы посетили высокие духовные особы. В июне 2000 года состоялся визит Его Святейшества Патриарха Московского и всея Руси Алексия II. Летом 2010 года остров Кижи и его храмы посетил нынешний глава Русской Православной Церкви Его Святейшество Патриарх Московский и всея Руси Кирилл.
Кижский приход является одним из приходов Карельской епархии и состр. 41 дня его основания окормляется Его Преосвященством митрополитом Петрозаводским и Карельским Мануилом.
Кижский приход работает в тесном сотрудничестве с музеем. Совместно с приходом сотрудники музея возродили в округе традицию отмечать часовенные праздники, передали храму выполненную своими руками в технике золотного и бисерного шитья бархатную плащаницу; некоторые из сотрудников поют в церковном хоре. Многое делается для местного населения, например совместный с музеем праздник Кижской волости традиционно празднуется в день Преображения Господня. Очень популярны на острове футбольный и волейбольный турниры, возникшие под патронатом прихода. Таким образом, жизнь прихода является важной составной частью жизни музея, демонстрируя понимание общих задач по возрождению духовной и нравственной основы современного общества и являя собой пример гармоничного сотрудничества музейного сообщества с православной церковью.
- [1] Все четыре церкви датируются началом XVII столетия.
- [2] Все три церкви датируются концом XVII века.
- [3] Озерецковский Н.Я. Путешествие по озерам Ладожскому и Онежскому. Петрозаводск, 1989. С.179.
- [4] НАРК. Ф.25. Оп.20. Д.26/272. Л.27.
- [5] НАРК. Ф.25. Оп.20. Д.26/263. Л.10.
- [6] Данные на 1887 год. НАРК. Ф.25. Оп.20. Д.26/272. Л. 25, 26, 27.
- [7] НАРК. Ф.25. Оп.20. Д.27/281. Л.2.
- [8] Там же. Л.2.
- [9] НАРК. Ф.25. Оп.20. Д.27/281. Л.2.
- [10] НАРК. Ф.25. Оп.20. Д.26/272. Л.25.
- [11] НАРК. Ф.25. Оп.20. Д. 25/238; 25/241; 25/242; 25/244; 25/247; 26/272; 26/263; 27/281. (Формулярная ведомость о церквах Кижского погоста Петрозаводского уезда за 1834; 1847; 1848; 1850; 1851; 1887; 1880; 1894.)
- [12] НАРК. Ф.25. Оп.20. Д.25/238. Л.2. В 1834 году в кижских церквах служили: священники Иоанн Федулов (58 лет) и Михаил Крылов (48 лет), дьякон Трифон Иванович Исаин (29 лет), дьячок Дмитрий Александрович Ржановский (26 лет), пономари Матфей Иванович Перевалов (19 лет) и Аггей Акимович Темномеров (26 лет), просвирня девица Ульяна Иванова – дочь умершего диакона Архипа Иванова.
- [13] НАРК. Ф.25. Оп.20. Д.25/241. Л.3. В 1847 году в кижских церквах служили: священник Иоанн Федулов (69 лет), дьяконы – Герасим Семенов и Дмитрий Александрович Ржановский (38 лет), пономарь Петр Лукич Романов (31 год), заштатный дьячок Аггей Акимович Темномеров (39 лет), просвирня Евдокия Иванова – жена умершего великогубского священника Стефана Пудожгорского.
- [14] НАРК. Ф.25. Оп.20. Д.25/247. Л.3. В 1851 году в кижских церквах служили: священник Иоанн Федулов (73 года), дьякон Ефим Иванович Озерный (41 год), пономарь Петр Лукич Романов (34 года), сверхштатный дьячок Аггей Акимович Темномеров (43 года) – зять священника Федулова, просвирня Евдокия Иванова.
- [15] НАРК. Ф.25. Оп.20. Д.26/272. Л.27. В 1887 году в кижских церквах служили: священники Михаил Завадовский (57 лет) и Иоанн Павинский (35 лет), дьякон на вакансии псаломщика Александр Дмитриевич Ржановский (35 лет), псаломщик Михаил Дубровский (25 лет), просвирня Агриппина Федорова (59 лет).
- [16] НАРК. Ф.25. Оп.20. Д.25/238. Л.2.
- [17] НАРК. Ф.25. Оп.20. Д.25/238. Л.2; Д.25/241. Л.3; Д.25/242. Л.24; Д.25/247. Л.3.
- [18] НАРК. Ф.25. Оп.20. Д.26/262. Л.5.
- [19] Там же. Л.6.
- [20] Калашникова Р.Б. Из истории семей кижских священников (конец XVIII – первая треть XX вв.) // Кижский вестник. Петрозаводск, 2002. Вып.7. С.4.
- [21] Там же. С.7
- [22] НАРК. Ф.25. Оп.20. Д.25/238. Л.2.
- [23] Калашникова Р.Б. Из истории… С.8.
- [24] НАРК. Ф.25. Оп.1. Д.75/3. Л.60.
- [25] Памятная книжка Олонецкой губернии за 1913 год. Петрозаводск, 1913. С.99–101.
- [26] НАРК. Ф.25. Оп.14. Д.23/26. Л.123.
- [27] НАРК. Ф.1. Оп.1. Д.38/32. Л.1.
- [28] Фролова Г.И. История внутреннего убранства Преображенской церкви на острове Кижи (обзор архивных источников) // Кижский вестник. Петрозаводск, 2003. Вып.8. С. 25, 26, 29, 31, 32.
- [29] Там же. С.30.
- [30] НАРК. Ф.25. Оп.1. Д.66/52. Л.31. (Дается в современной орфографии.)
- [31] НАРК. Ф.25. Оп.1. Д.75/1. Л.13.
- [32] НАРК. Ф.25. Оп.20. Д.66/746. Л.46.
- [33] НАРК. Ф.4. Оп.18. Д.77/761. Л.40.
- [34] НАРК. Ф.699. Оп.1. Д.2/9.
- [35] Там же. Л.8а.
- [36] Архив ИИМК. Ф.67. Оп.41. Д.76. Л.13. (Охранное свидетельство на памятники Кижского архитектурного ансамбля от 11 августа 1920 года). (Из материалов Гущиной В.А.)
- [37] Так как, на основании статьи 10 Постановления ВЦИК и СНК РСФСР от 8.4.29 года каждое религиозное общество могло пользоваться только одним молитвенным зданием. Документы о закрытии Преображенской церкви см.: НАРК. Ф.689. Оп.5. Д.14/83. Л. 14, 20, 20 об., 22. (См. также статью В.А. и Б.А. Гущиных в настоящем сборнике.)
- [38] Подробнее о М.А.Русанове и А.С.Петухове см. в статье Р.Б.Калашниковой в настоящем сборнике.
- [39] Калашникова Р.Б. Из истории… С.4.
- [40] Архив Управления ФСБ России по Республике Карелия. Д. №5455. (Сведения приводятся на основе письма из ФСБ РФ по Республике Карелия за №10/14/н от 31.12.2009, хранящемся в архиве музея «Кижи».)
- [41] Цит. по: Детчуев Б.Ф. В тридцатые годы // Наука и религия. 1989. №4. С.41.
- [42] До 1966 года музей «Кижи» являлся филиалом Карельского государственного краеведческого музея.
- [43] В 1984 году Преображенская церковь была закрыта для посещений, иконостас ее разобран и помещен в хранилище, внутри церкви был установлен металлический каркас.
Текст может отличаться от опубликованного в печатном издании, что обусловлено особенностями подготовки текстов для интернет-сайта.