Пашков А.М. (г.Петрозаводск)
Описание Кижского прихода середины XIX века из фонда Е.В.Барсова в Государственном историческом музее
@kizhi
стр. 52 В отделе письменных источников Государственного исторического музея в Москве, в фонде Е.В.Барсова (№450) хранится несколько дел, посвященных историческому описанию церковных приходов Петрозаводского (д.696), Олонецкого и Повенецкого (д.699), Вытегорского (д.700) уездов. Эти описания приходов были составлены приходскими священниками и дьяконами, вероятно, по указаниям олонецкого архиепископа Аркадия (Федорова) в начале 1850-х годов. Общая характеристика этого комплекса источников представлена в докладе автора на конференции «Православие в Карелии» в ноябре 2002 года [1] .
Среди описаний различных приходов там хранится и рукопись «Историческое сведение о приходе Кижском Петрозаводского уезда» (д.696, л.86–90 об.), составленная исправляющим должность благочинного священника Стефаном Ржановским. Автор описания Стефан Александрович Ржановский (1816–1891) – выходец из семьи потомственных заонежских священников. Его отец А.А.Ржановский был священником Яндомозерского прихода. С.А.Ржановский окончил в Петрозаводске Олонецкое духовное училище и Олонецкую духовную семинарию. В марте 1838 года он был рукоположен священником Фоймогубского прихода, а через полгода был переведен в Кижский приход. В 1842 году С.А.Ржановский был направлен служить корабельным священником на флот, через год вернулся в Заонежье, но какое-то время находился за штатом, и в мае 1845 года по прошению он был определен в Сенногубский приход, где пробыл более 40 лет. С 1847 года С.А.Ржановский исполнял обязанности благочинного священника [2] , а в 1854 году был утвержден в этой должности и исполнял ее до 1856 года [3] .
Вероятно, описание приходов Олонецкой епархии стало создаваться под влиянием особого определения Синода от 19 мая – 6 октября 1850 года о составлении историко-статистических описаний епархий [4] . Активный и требовательный архиепископ Олонецкийстр. 53 и Петрозаводский Аркадий Федоров [5] , назначенный на эту должность в марте 1851 года, решил начать создание историко-статистического описания своей епархии с того, что потребовал присылки к себе описаний приходов Олонецкой епархии. Исходя из этого предположения, можно датировать «Описание Кижского прихода» С.А.Ржановского 1851–1854 годами.
Описание приходов строилось по присланному из Духовной консистории плану, который включал в себя следующие пункты:
- «Древность места» (когда возник приход и поселение, были ли здесь в старину монастыри и пустыни).
- «Священные здания» (описание и обмеры церкви, дата и стоимость постройки церкви и колокольни, какие мастера строили).
- «Священные вещи» (описание царских дверей, иконостаса, икон, неба, лампад, люстр, «особенных святынь», священных сосудов, потиров, крестов, дарохранительниц, риз и других элементов одежды священнослужителей, перечень и описание церковных книг, «особенные достопримечательности», описание колоколов).
- «Приходские праздники», включая описание обычаев и ярмарок, происходивших во время этих праздников, крестные ходы.
- Штат священнослужителей и размеры его содержания.
- Численность и состав прихожан, перечень селений в приходе, владельческая принадлежность крестьян.
- «Достопримечательности в приходе» (известные события, заводы, каменоломни и т.д.).
- Подробное описание приходских часовен (по тому же плану, что и описание церквей).
- «О больших крестах, стоящих при селениях и дорогах на росстанях» (описание поклонных крестов с указанием кем, когда и по какому поводу поставлен).
«Описание Кижского прихода» С.А.Ржановского – ценный историко-краеведческий источник. Его ценность определяется не только теми историческими сведениями, которые дошли до нас благодаря этому источнику, но и возможностью использовать его для воссоздания мировоззрения заонежского крестьянина середины XIX века, по крайней мере его религиозных и исторических взглядов. Так, из раздела «Древность места» можно узнать, как жители разных сел и деревень Заонежья объясняли происхождение своих деревень, т.е. какими были их представления о своем происхождении.
Наибольший интерес в описании Кижского прихода представляют сведения о знаменитых ныне кижских храмах Преображенском и Покровском, помещенные в разделе «Священные здания». Поражает будничная, обыденная интонация, которая присутствует в описаниях знаменитых кижских храмов. Для местных крестьян и церковного причта это была обычная, мало отличающаяся от многих других северорусских храмов, церковь. Показательно, что в середине XIX века помнили точную дату создания каждой церкви, но уже не помнили имен мастеров, их построивших. Таким образом, эти описания церквей Кижского погоста представляют собой источник, относящийся к тому времени, когда исследователи деревянного зодчества, не говоря уже о туристах, еще не добрались до Кижей, а те путешественники, которые случайно попадали сюда, почти не обращали внимания на кижские церкви. Восторженные отзывы, десятилетия туристического бума, тысячи фотографий и сотни исследований будут впереди.
В описании Кижского прихода приведено предание о нападении литовцев на Кижский погост и об их гибели после того, как они прострелили икону Христа Спасителя (Спаса). В их основе были реальные события, связанные с вторжением в заонежские погосты отрядов литовцев, украинских и русских казаков, которых местные жители называли «панами». В Заонежье отряды «панов» действовали в 1613–1615 годах. Хотя предание о нападении литовцев на Кижи носит явно вымышленный характер, оно отражало тяжелую борьбу, которую вели заонежане с захватчиками.
Там же приведено и второе предание, посвященное постройке новой Преображенской церкви на месте найденной в кустах иконы с образом Спаса. Впоследствии эти предания неоднократно публиковались [6] .
стр. 54 «Сказание о простреленной иконе» было очень популярно среди жителей Кижского прихода и, возможно, даже по всему Заонежью. Заинтересовало оно и епархиальные власти. Вероятно, после подачи описания Кижского прихода Стефан Ржановский получил распоряжение сообщить дополнительные сведения об иконе и отправил в Олонецкую духовную консисторию краткую справку «О Кижском приходе. Суть сказания о простреленной иконе». В ней сообщается, что в 1832 году в Олонецкую духовную консисторию уже были отправлены «историко-статистические сведения» о приходе и ничего нового «по неимению исторических актов» открыто не было и даже для ранее представленных сведений подтверждений найти нельзя.[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]
Хотя священник С.А.Ржановский отвергал достоверность кижских преданий о простреленной иконе и строительстве Преображенской церкви на месте найденной в кустах иконы с образом Спаса (отмечая существование одинаковых преданий с «бродячими сюжетами», относящихся к разным церквям), тем не менее именно в «Историческом сведении о приходе Кижском» сохранился, вероятно, самый ранний текст этих кижских преданий, позволяющий нам представить выраженный в преданиях духовный мир кижских крестьян.
Еще два раздела описания посвящены часовням и поклонным крестам Кижского прихода. Не ставя здесь задачи подробного анализа описания часовен, следует отметить несомненную ценность этих описаний для истории деревянного зодчества, народного православия, топографии Кижского прихода и т.д.
Определенный интерес представляет и описание внутреннего убранства кижских церквей. С.А.Ржановский подробно написал о самых ценных иконах и предметах церковной утвари, которые были пожертвованы местными крестьянами или петербургскими купцами – выходцами из Заонежья. Приведенные сведения позволяют сделать вывод о тесных связях Кижского прихода с Петербургом, выявить персоналии наиболее щедрых жертвователей, представить внутреннее убранство кижских церквей.
Большой интерес вызывает раздел, посвященный прихожанам, которые по своей сословной принадлежности являлись приписными крестьянами, т. е. освобождены от уплаты податей, но взамен были обязаны отработать эти подати на вспомогательных работах на Олонецких горных заводах.
Сравнение данных о количестве часовен и численности населения позволяет сделать вывод, что на каждые 4–5 деревень приходилась своя часовня (примерно 1 часовня на 260 жителей). Кроме того, можно сделать вывод, что деревни в Кижском погосте были малочисленными: на 1 деревню приходилось 57 душ обоего пола. Упоминание о заводских работах дает еще одну косвенную датировку описания, так как приписные крестьяне Олонецкой губернии выполняли заводские работы до 1864 года.[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]
Большую научную ценность представляют помещенные в разделе «Достопримечательности в приходе» сведения о Кижском восстании приписных крестьян 1769–1771 годов. Уже по названию восстания понятно, что его центром был Кижский погост. Их можно считать ценнейшим свидетельством о Кижском восстании, поскольку сведения происходили из среды самих крестьян. Источником были устные рассказы участников и очевидцев восстания, передававшиеся из поколения в поколение на протяжении 80 лет. Приведенные сведения, хотя и не вполне конкретны, не противоречат сведениям из других источников о восстании, а упоминание о жертвах можно даже считать более точным, чем о том говорят официальные данные. В рапорте полковника А. Урусова, который подавил это восстание, о жертвах среди крестьян было сказано: «Сей выстрел лишил пять человек жизни, а одного легко ранил» [7] . Вполне вероятно, что легко раненные крестьяне были спрятаны односельчанами, поэтому упоминания о них не попали в рапорт А.Урусова. Сведения о потерях из описания Кижского прихода были выявлены и впервые введены в научный оборот советским историком Я.А.Балагуровым [8] .
В описании есть интересное свидетельство об отношении причта Кижского прихода к восстанию: после подавления восстания два причетчика Кижского прихода были высланы в отдаленные приходы за «неувещевание бунтующего народа». Эти малоизвестные фактыстр. 55 свидетельствуют: представители низшего причта были настолько тесно связаны с крестьянским миром, что в момент восстания отказались от уговоров («увещевания») восставших крестьян и были за это наказаны переводом в более бедные приходы. Но, поскольку о наказании священника ничего не сообщалось, можно предположить, что он пытался крестьян увещевать, т.е. выступил на стороне властей.
Итак, «Историческое сведение о приходе Кижском Петрозаводского уезда» является ценным источником по истории Кижского прихода в XVIII – первой половине XIX века. Там содержатся сведения по топонимике прихода, истории деревянного зодчества (обмеры и описания знаменитых кижских церквей), исторических преданиях («сказание о простреленной иконе»), численности, расселении и религиозности населения и т.д., а также о религиозном и историческом мировоззрении крестьян Кижского погоста. Особое научное значение имеют зафиксированные в этом источнике свидетельства о Кижском восстании. С учетом того, что данное описание Кижского прихода представляет большой интерес для специалистов разных областей, ниже приведен его полный текст.
Историческое сведение о приходе Кижском Петрозаводского уезда
1. Древность места. Приход устроился в давних временах. Первые жители и при них церковь находились на сем же Кижском острове, расстоянием от нынешнего погоста в 1,5 верстах. Местоположение прихода, состоящего большею частию из островов Онега озера, по малости жителей, было во многих местах лесное. Оно никому, кроме Государя не принадлежало. Жители умножались постепенно в разные времена, поселялись из разных мест, что видно по сказанию тех же жителей, из названий селений, как-то: деревня Сычи населена людьми, пришедшими из города Сычовки, деревня Оятевщина населена пришельцами с реки Ояти и прочие тем подобные.
2. Священные здания.
А) Две церкви деревянные, холодные, первая вышиною 24 сажени, величиною внутри: святой алтарь, в длину 4,5, в вышину 3. Церковь в длину от царских врат до дверей паперти 9, в ширину 12, паперть в длину 2,5, в ширину 9 и с северной стороны по паперти пристроена кладовая длиною 2,5, шириною 2. Вход в оную кладовую из церкви. Видом сия церковь крестообразная, на ней 21 глава, из коих семь обито золотого цвета железом. Да на святой алтарь одна глава. Окон в этом алтаре три, в церкви десять, в паперти четыре. Для входа в церковь из паперти трои двери, на западной, южной и северной сторонах. В западную сторону паперти крылос, с двумя, на юг и на север, лествицами, а третье крыльцо с лествицею же, на южной стороне. Над обоими крыльцами и всеми лествицами устроена крыша.
Вторая церковь вышиною 22 сажени, величиною внутри: святой алтарь, в длину 3,5, в вышину 4,5, церковь в длину от царских врат до теплой трапезы 5,5, в ширину 4,5, теплая трапеза в длину от церковных дверей до паперти 6, в ширину 4,5, в сей трапезе алтарь устроен в юго-западном углу холодной церкви, величиною внутри в обе стороны по 2,5 сажени. При ней в западную сторону крыльцо с лествицею на юг и над тем крыльцом и лествицею крыша. Видом церковь продолговатая внизу, вверх до потолка церковного четырехугольная, вышины до крыши 3,5 сажени, восьмиугольная, на ней девять глав и десятая на святом алтаре. Окон в холодной церкви пять, святом алтаре три, в теплой трапезе пять, в алтаре одно, в паперти два.
При сих церквях колокольня деревянная, вышиною 22 сажени, об одной главе, которая обита белым железом, видом круглая, восьмистенная, шатровая. Самый низ оныя, или подруб, от земли вверх на одну сажень четырехстенный. Для входу в колокольню снизу, о самую землю, двери из первой церкви деревянные же, на столбах с крышею переходы.[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]
Б) Построены: первая церковь в 1714 году, вторая в 1764 году, а колокольня неизвестно когда.
В) Первая во имя Преображения Господня, вторая во имя Покрова Пресвятые Богородицы, и придел в теплой трапезе во имя Николая Чудотворца. Первая, во имя Преображения Господня, с колокольнею, начата строить по случаю сгорания от молнии прежней церкви. А о случае строения второй, т. е. Покровской церкви, неизвестно. На какую сумму и какими мастерами работаны и украшены обе оные церкви и колокольня, также чего стоят здания неизвестно. Ограда около церкви каменная,стр. 56 складена из дикого камня искусным образом, вышиною 2,5 аршина, в длину __ *, в ширину __* сажен. Для входа в оную с четырех сторон находятся четыре ворота.
Здесь по сказанию престарелых людей достойны замечания церкви Преображения Господня, как бывшая до пожару, так и ныне существующая. О прежней повествуют, что она состояла в полутора верстах от нынешней, на Кижском же острове, на горе, называемой Каршкой (Каргикой) (слово нрзб. – А.П.), на том самом месте, где ныне находится часовня во имя сошествия Святого духа, и что во время литовского нахождения на Россию литовцы нечаянно учинили нападение на сие место в то самое время, когда народ, в воскресный или праздничный день собравшийся в великом множестве к церкви сей, пребывал вне всякой опасности, нашедши невооруженным, и много убили людей. Некоторые для спасения своего забегали в церковь. Литовцы же, хотя и знали, что есть в церкви русские люди, сами не шли в оную, а только стреляли в церковные двери и окна и прострелили бывшую в церкви икону Всемилостивого Спаса в правую руку, что и поныне на той иконе видно. В то самое время напала на тех литовцев тьма и многие из них сами себя перерубили, а остальные отъехали прочь. Народ же, бывший в церкви, остался невредим.
О нынешней же Преображенской церкви сказывают, что, по сгорании прежней, прихожане для построения новой церкви заготовили леса, приплавили оный водою к берегу у того места, где была сгоревшая церковь, но во время ночи оные леса, как думают, Божиим изволением, переплыли к берегу ныне существующей церкви. Прихожане возвратили сии леса на первое место, но оные во время ночи опять переплыли на означенное место, и сие происходило троекратно, и, сверх того, близ переплывших лесов нашли в кустарнике простреленный литовцами образ Всемилостивого Спаса, и на сем месте построена церковь, которая и доныне стоит по милости Божией невредимая.
3. Часовен в приходе находится девять, все деревянные, с папертями, строены в давних временах, но в которых годах и по какому случаю неизвестно, иконами украшены довольно, лампады пред местными иконами, благолепие и чистота в оных часовнях всегда имеются. Каждая из сих часовен видом продолговатая, об одной главе, покрыта тесом на две стороны по подобию деревенских домов, но при которой что особенное есть, о том написано будет при ее наименовании:[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]
1-я. Часовня во имя сошествия Святого Духа стояла на горе Каргикой (?), на том самом месте, где прежде была церковь Преображения Господня, величины посредственной.
2-я. Во имя Успения Божьей матери, стоит при одном крестьянском доме, называемом Лукиньщина, величиною большая, обита тесом, на крыше глава и крест, при ней имеется чугунный колокол.
3-я. Во имя святых апостолов Петра и Павла, состоит при деревнях Волкостровского острова, величины посредственной, над папертью колокольня, видом круглая, восьмистенная, шатровая, об одной главе, в ней колокола малые.
4-я. Во имя трех святителей Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста, состоит при деревне Новой Зашивке, очень малая, над папертью колокол, круглая, об одной главе, шестистенная, шатровая, в ней три колокола малые.
5-я. Во имя входа в храм Пресвятыя Богородицы при деревне Сибовской, большая, на крыше над главою кумпал, над папертью колокольня видом круглая, об одной главе, шатровая, в ней два колокола малые.[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]
6-я. Во имя собора Пресвятыя Богородицы при деревне Сявнеги, величины средней, обита тесом, в ней иконостас резной золоченой, и около оной палисад, над папертью колокольня круглая, восьмистенная шатровая, в ней 4 колокола малые.
7-я. Знамения Божия матери при деревне Анисимовской, небольшая, на паперти колокольня восьмистенная шатровая об одной главе, в ней 4 колокола малые.
8-я. Во имя великомученика Георгия при деревне Воев-наволок, величиною посредственная, обита тесом, на паперти колокольня обита тесом и выкрашена, круглая, шестистенная, об одной главе, шатровая, в ней два колокола небольшие.
9-я. Во имя святого пророка Ильи при деревне Грузаловской, величины посредственной, обита тесом, на паперти колокольня видом круглая, восьмистенная, об одной главе, шатровая, в ней два колокола малые.
стр. 57 Крестов больших и средней величины в сем приходе в селениях и при дорогах находится много, но ни один из оных не имеет никакой особенной редкости и исторической достопамятности.[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]
3. Священные вещи:
1) Иконостас в Преображенской церкви резной и весь позолоченный, в Покровской и в приделе теплой трапезы иконостасы простые и не во многих местах столярной работы, крашеные и несколько позолоченные. Святыми иконами обе церкви украшены, из оных местные почти все, кроме немногих, писаны древним, наподобие греческого письма, прочие же разного искусства.
2) Особенные святыни: Святых мощей и чудотворных икон не имеется, особенно почитается икона Всемилостивого Спаса, простреленного литовцами. Она стоит в Преображенской церкви за правым клиросом, в иконостасе самой высокой пробы, резном и позолоченном. Сей иконостас, стоящий двух тысяч рублей, сооружен из усердия умершим государственным здешнего Кижского погоста деревни Конды крестьянином Трофимом Титовым, риза на иконе сребряная, 84 пробы, чеканной работы, позолоченная, весом 13 фунтов, работана в Петербурге в 1814 году, на сумму доброхотных дателей, плачено две тысячи рублей. Пред сею иконою подсвечник большой, медный, посеребряный, пожертвованный петербургским мещанином Корнилом Семеновым Кругловым, стоящий сто рублей, и лампада маленькая серебряная, также пожертвованная петербургским купцом Родионом Васильевым Никулиным, стоящая сто рублей.
3) Священные сосуды двои: первые серебряные, пожертвованы неизвестно в каком году умершим петербургским купцом Ольхиным с надписанием его семьей двух имен «Елиазара» и «Епистимии», а в 1820 году вызолочены наследником того Ольхина. Вторые сосуды побольше первых, серебряные ж, высшей пробы и позолоченные ж также, пожертвованы умершим прихожанином государственным деревни Конды крестьянином Трофимом Титовым.
4) Евангелий пять, на одном из них средник, евангелисты и дека серебряная, на втором средник и евангелисты серебряные и позолочены, а на прочих средник и евангелисты не дорогие. Крестов напрестольных три, один серебряный и позолоченный, весом (цифра пропущена – А.П.), а прочие также недорогие.[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]
5) Ризница довольно достаточна, одни лучшие ризы парчовые стоят около четырехсот рублей, пожертвованы в 1821 году петербургским купцом Родионом Никулиным. Книг церковных: служебный годовой круг весь, и разных поучительных и отечественных довольное количество имеется, а старонареченых, жалованных и пожертвованных нет ни одной.
6) Колоколов пять, большой колокол 54 пуда 9 фунтов, прочие посредственной величины.
4. Приходские праздники:
1) При погосте бывают в дни храмовые праздники и празднуется каждый в той деревне, при которой находятся часовни. Праздники сии отправляются издавна.
2) Но когда именно и по какому случаю они установлены, о том неизвестно.[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]
3) Особенных обычаев при оных не имеется никаких.
4) Крестные ходы: сверх положенных по уставу церковному бывают: 1-й, в понедельник светлыя недели от церкви к часовне Успения Божией матери; 2-й, в день празднования Успения Пресвятыя Богородицы к той же часовне;
3-й, в день сошествия Святого духа также от церкви к часовне того же наименования на Каргиной горе. Производятся сии ходы издревле, но по какому случаю учреждены неизвестно.
5. Священноцерковнослужителей по штату положено семь, а именно: священников два, диакон один, дьячков два и пономарей два. Столько же было и прежде.
б) В рассуждении перемены числа и содержания их никто из здешних жителей не помнит и не слышал ничего.[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]
6. Прихожан:
а) Селений или деревень в сем приходе 41.
Отдаленнейшие из них деревни: Когда в 29, Усть-куома, Сибова, Ваев-наволок, Лариков остров в 10 верстах и прочие все близ церкви. В тех деревнях душ мужеска пола 1072, женска 1250. Они всегда были государственными и ни к какому иному месту или лицу не принадлежали. В царствование блаженныя памяти императора Петра Великого определены под ведомство Олонецких заводов и с того времени сверх государственных податей и земских повинностейстр. 58 исправляют заводскую работу, которая от заводского начальства в каждый год возлагается
на них именем урков. Работа сия состоит или в рубке дров или перевозке угля из лесу в завод же, но за сии работы получают из государственной казны деньги под названием плакатов.
7. Достопримечательности в приходе.[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]
В царствование блаженныя памяти императрицы Екатерины II крестьяне сего и окрестных приходов захотели быть свободными от заводских работ и в противность начальственных по сему поводу повелений, чинили ослушание, почему высшим начальством для приведения их в послушание и подчиненность прислан был чиновник и при нем небольшой отряд войска. Что узнавши, крестьяне собрались при погосте в одно место и вооружившись рогатинами, и пешнями, и кольями, и кто чем мог, выстановились против войска. Чиновник, хотя много их увещевал и склонял к повиновению, но, видя непреклонность главных из бунтующих, отступил от них.
Каковое обстоятельство доведено было до сведения Ея императорского величества и по высочайшей ея власти прислан был князь Урусов и при нем отряд войска многочисленнее первого, с пушками и прочими военными снарядами. Крестьяне же первую против войска устойку удачным для себя случаем <посчитав>, пребывали также непреклонными и своею грубостью и упорством довели сего начальника до такой степени, что он для приведения в покорность и повиновение, загнавши их в церковную ограду, принужден был после нескольких выстрелов из орудия пыжами спустить в них один выстрел, заряженный картечью, чем убил шесть человек и нескольких ранил и сим, усмиривши их, привел их в покорность и повиновение. После сего все бунтующие были осуждены законным порядком и главные из них наказаны ссылкою в Сибирь.
А из причта местного священника высланы были за неувещевание бунтующего народа из оного прихода: 1-й Мефодий Васильев Пудожского уезда в Песчанский погост и 2-й Захарий Ефимов Повенецкого уезда в Селецкий погост. Что самое многие из здешних престарелых людей помнят, а иные были даже очевидцами сих происшествий. Сверх означенных достопримечательностей и исторических событий, памятников, древних вещей, достойных замечания, мест и явлений природы никаких не бывает и ныне не находится. О Кижском приходе (суть по сказанию о простреленной иконе) Статистико-исторических сведений, кроме объявленных в 1832 году, представленных в Олонецкую духовную консисторию, по неимению исторических актов вновь никаких не открыто, равно и прежде представленных сведений наверно подтверждению опровергнуть не знаем. Есть, правда при нашей церкви, кроме прежде упомянутого образа Спасителя, три плана штык-юнкера Александра Неелова, составленные в 1714 году, но эти планы, во-первых, составлены недавно и, во-вторых, ничего, касающегося до церкви не объясняют.
В сведениях, представленных священноцерковнослужителями сего прихода в 1832 году, помещен рассказ об образе Спасителя, стоящего ныне в церкви Преображения Господня за правым клиросом, что оный был во время нашествия панов прострелен стрелою. Но рассказ сей сомнителен, поелику а) в образе нет признака прострела с правой стороны или с лицевого образа; б) хотя с левой стороны есть засколина шириною три четверти вершка, а длиною четыре вершка, но как сквозной дыры нет, ибо, ежели положить, что, что стрелено с задней стороны, то тогда бы выколото было в доске с правой стороны или наоборот, то полагать надобно, что означенная засколина случилась во время тесания топором досок на образ, и случай сей для простолюдинов, смотрящих на все издали, был чудом и подал повод составить сказку, в подтверждение коей приводят еще другой рассказ о чудесном открытии образа сего после сгорания церкви, оскверненной кровию панов, в кустарнике можжевеловом и о чудесном переносе леса с одного места на другое. Но сей рассказ есть подражание, как кажется, преданию о построении Яндомозерской церкви, помещенному в сведениях того погоста.
Исполняющий должность благочинного священника Стефан Ржановский
- [1] Пашков А.М. Неизвестный источник по истории православных церковных приходов и монастырей Олонецкой епархии середины XIX века // Православие в Карелии. Материалы 2-й Международной научной конференции. Петрозаводск, 2003. С.179–184.
- [2] Благочинный священник в православной церкви – специальная должность, предназначенная для надзора за порядком в определенном церковном округе в составе епархии. Смотрению благочинного над причтами обычно поручается 10–30 окрестных церквей, которые и составляют в епархии благочиннический округ.
- [3] Биографические сведения о С.И.Ржановском см.: Плотников К.Н. Пятидесятилетний юбилей служения в священном сане отца Стефана Ржановского // ОГВ. 1888. №33 (от 4 мая); Ржановский Б.И. Род Ржановских: священники, педагоги, ученые, служащие // Православие в Карелии. Материалы III региональной научной конференции. Петрозаводск, 2008. С.400–402.
- [4] Раздорский А.И. Историко-статистические описания епархий Русской православной церкви (1848–1916). Сводный каталог и указатель содержания. СПб., 2007. С.14.
- [5] Аркадий Федоров (1784–1870) – архиепископ Олонецкий и Петрозаводский с марта 1851 по июль 1869 года. Отличался многоплановой и активной религиозной деятельностью, придерживался консервативных взглядов.
- [6] Северные предания / Сост. Н.А.Криничная. Л., 1978. С.81–82.
- [7] Кижское восстание 1769–1771 гг. Документы / Под ред. Я.А.Балагурова. Петрозаводск, 1977. С.122.
- [8] Балагуров Я.А. Кижское восстание. Петрозаводск, 1969. С.73.
Текст может отличаться от опубликованного в печатном издании, что обусловлено особенностями подготовки текстов для интернет-сайта.