Герман К.Э. (г.Петрозаводск)
Кресты-тельники с Кижского погоста
@kizhi
стр. 216 До недавнего времени были известны единичные находки нательных крестов с территории острова Кижи, происходившие из археологических раскопов, а также случайные находки с территории Кижского погоста.
В 2006 году, в связи с проведением реставрационных работ, на территории бывшего кладбища Кижского погоста сотрудниками Музея антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамера) РАН были исследованы несколько захоронений. Целью являлось получение первых кранио-остеологических материалов, характеризующих антропологический состав местного населения XVI–XIX вв. В ходе работ были найдены 11 крестов-тельников, а также несколько медных монет, позволяющих установить примерную дату захоронений [1] .
Все кресты относятся к типу старинной или поморской меднолитой пластики, которая выпускалась старообрядческими литейными мастерскими [2] . В качестве основных признаков старообрядческих крестов-тельников специалисты определяют:
1) форму креста. В большинстве староверы придерживались восьмиконечной формы, однако если очертания креста были четырехконечные, то в центре его обязательно гравировался семи- или восьмиконечный голгофский крест;
2) надпись на титле. Вместо нового написания «IНЦI» («Иисус Назарейский Царь Иудеи»), появившегося на Руси в начале XVII века, старообрядцы использовали старую надпись «ЦРЬ СЛВЫ IС ХС» («Царь Славы Иисус Христос»);[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]
3) изображение фигуры Христа. На старообрядческих крестах-тельниках фигура Христа всегда строго вписана в крест, не провисает на нем, не выходит за его пределы, что часто встречается в русском литье начиная с XVIII века [3] .
стр. 217 При описании крестов-тельников была использована классификация Э.П.Винокуровой, а также материалы из статьи В. Коршун [4] .
Тип I. Подтип 1. Представляет собой четырехконечный крест, на лицевой стороне которого изображен рельефный восьмиконечный крест на Голгофе над могилой Адама с тростью и копием с типовым комплексом надписей-аббревиатур. На оборотной стороне – сплошь по всей поверхности креста надпись [5] . К данному подтипу относятся пять крестов-тельников.
1. Размеры 5,1×2,6×0,7 см. Оглавие в виде уплощенной бусины с двумя венцами. На лицевой стороне изображен рельефный восьмиконечный Голгофский крест. Над крестом – рельефные монограммы «ЦРЬ СЛВЫ» («Царь Славы») в две строки под титлами. По сторонам креста монограммы: над средней перекладиной – «IС ХС» («Иисус Христос») под титлами, под ней – «СНЪ БЖIИ» («Сын Божий») под титлами. На оборотной стороне все поле внутри прямоконечного креста занимает текст начала псалма 67-го «ДА ВОСКРЕСНЕТЪ БОГ…»(«Да воскреснет Бог…») (рис.1).
2. Размеры 4,1×1,9×0,7 см. Оглавие в виде уплощенной бусины с двумя венцами. На лицевой стороне изображен рельефный восьмиконечный Голгофский крест. Над крестом – рельефные монограммы в три ряда под титлами: «Ц С» («Царь Славы»), «IС ХС» («Иисус Христос»), «С Б» («Сын Божий»;. Над средней перекладиной креста – «РАСПЯТ БЫСТЬ» («Роспят бысть»), под ней – «КД ЛЕТО // МАРТА Л» (начальные две буквы КД перед словом ЛЕТО и конечная буква Л в конце слова МАРТА под титлами – это алфавитная запись чисел с помощью букв кириллицы. Чтобы отличать буквы от цифр, над последними ставился специальный знак «титло». В нашем случае КД под титлом дает цифру 24, а Л под титлом – 30. В итоге получаем надпись: 24 ЛЕТО МАРТА 30).[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]
На оборотной стороне все поле внутри прямоконечного креста заполнено сокращенным текстом молитвы Святому и Животворящему Кресту Господню: «ГДПСЕ СЫНЕ БЖIИ БЛАГОСЛОВИ ИОСТИ И СОХРАНИМ СИЛО ЮКРС ТАЖ ИВОН ОСНА ГОТ» («Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, благослови, и освяти, и сохрани мя силою Живоноснаго Креста Твоего») (рис. 2).
3. Размеры 3,9×1,8×0,7 см. Оглавие в виде уплощенной бусины с двумя венцами. Оформление лицевой и оборотной сторон аналогично кресту 2 (рис. 3).
4. Размеры 4×1,9×0,6 см. Оглавие в виде уплощенной бусины с двумя венцами. Оформление лицевой и оборотной сторон аналогично кресту 2 (рис. 4).
5. Размеры 3,3×1,8×0,4 см. Оглавие сохранилось частично. На лицевой стороне изображен рельефный восьмиконечный Голгофский крест. Над крестом – рельефная монограмма «Ц С» («Царь Славы») под титлами. По сторонам креста монограммы: над средней перекладиной – «Р Б» («Распят бысть») под титлами, справа и слева – «IС ХС» («Иисус Христос») под титлами, под ней – «К Т» («копие трость») под титлами. На нижнемстр. 218 конце Голгофского креста – неясная монограмма (возможно, «НКА» («Ника»)) [6] .
На оборотной стороне все поле внутри прямоконечного креста занимает текст начала 67-го псалма «ДА ВОСКРЕСНЕТЪ БОГ…» («Да воскреснет Бог…») (рис.5).[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]
Тип I. Подтип 4. Представляет собой четырехконечный крест, на лицевой стороне которого изображен рельефный восьмиконечный крест на Голгофе над могилой Адама с тростью и копием с типовым комплексом надписей-аббревиатур. Углы окрестил перекрыты декоративными волютами, образующими ромб вокруг пересечения ветвей креста. Оборотная сторона гладкая. К данному подтипу относятся два креста-тельника [7] .
Размеры 4,6×2,5×0,6 см. Оглавие в виде уплощенной бусины с двумя венцами. На лицевой стороне изображен рельефный восьмиконечный Голгофский крест. Над крестом – неясная монограмма (возможно, «ЦРЬ СЛВЫ» («Царь Славы») под титлами). По сторонам креста – неясные монограммы: справа и слева от средней перекладины, возможно, «IС ХС» («Иисус Христос») под титлами. На нижнем конце Голгофского креста – неясная монограмма (возможно, «МЛ РБ» («Место лобно распят бысть»)) [8] (рис.6).
Размеры 4,7×2,1×0,5 см. Оглавие в виде уплощенной бусины с двумя венцами. На волютах – шарики. На лицевой стороне изображен рельефный восьмиконечный Голгофский крест. Над крестом – неясная монограмма (возможно, «ЦРЬ СЛВЫ» («Царь Славы») под титлами. По сторонам креста – неясные монограммы: справа и слева от средней перекладины – возможно, «IС ХС» («Иисус Христос») под титлами, под ней – «НИ К Т КА» («Ника, копие//трость») под титлами [9] (рис.7).
Тип IV. Представляет собой четырехконечный крест, на лицевой стороне которого изображен рельефный восьмиконечный крест на Голгофе над могилой Адама с типовымстр. 219 комплексом надписей-аббревиатур в клеймах. Верхний конец слегка расширяется, нижний конец в виде лопаточки. Оборотная сторона гладкая. К данному подтипу относится один крест-тельник [10] .
8. Размеры 3,7×2,1×0,3 см. Оглавие не сохранилось. На лицевой стороне изображен рельефный восьмиконечный Голгофский крест. Над крестом – неясная монограмма (возможно, «ЦР СЛ» («Царь Славы») под титлами. По сторонам креста – неясные монограммы: справа и слева от средней перекладины – возможно, «IС ХС» («Иисус Христос») под титлами. На нижнем конце Голгофского креста – неясная монограмма (возможно, «НКА» («Ника»)) [11] (рис.8).[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]
Тип V. Представляет собой четырехконечный крест, на лицевой стороне которого изображен рельефный восьмиконечный крест на Голгофе над могилой Адама с тростью и копием с типовым комплексом надписей-аббревиатур. Концы и углы средокрестия, ствол креста заполнены орнаментальными завитками, что и придает ему форму листа (или копья). На оборотной стороне – сплошь по всей поверхности креста надпись. К данному подтипу относятся три креста-тельника [12] .
9. Размеры 5,4×3,1×0,5 см. Оглавие в виде уплощенной бусины с тремя венцами. Над крестом – рельефные монограммы «ЦРЬ СЛВЫ» («Царь Славы») в две строки под титлами. На поперечном древе вокруг креста – монограмма «ВЕЛИЧАИ ДШЕ МОѦ ПРЕЧТНЫИ КРТЪ ГНЪ» («Величай, душе моя, Пречестныи Крест Господень»).
На оборотной стороне все поле внутри прямоконечного креста занимает текст: «НIПОБЪДИМАѦ И БЖЕСТВIНАѦ СИЛА ЧТНАГО И ЖИВАТВОРѦЩАГО КРТА ГНѦ НЕОСТАВИ МѦ ГРЪНАГО УПОВАЮЩАГО НА ТѦ. КР ТУ ТВОЕМУ ПОКЛАНѦЕМСѦ ВЛДКО IСТОЕ ВОСКРНIЕ ТВОЕ СЛАВИМ» («Непобедимая и божественная сила Честнаго и Животворящаго Креста Господня, не оставим я, грешнаго, уповающего на Тя. Кресту Твоемустр. 220 покланяемся, Владыко, и Святое Воскресение Твое славим») (рис.9).
10. Размеры 3,9×2,1×0,6 см. Оглавие в виде уплощенной бусины с двумя венцами. Оформление лицевой и оборотной сторон аналогично кресту 2 (рис. 10).
11. Размеры 3,6×1,8×0,6 см. Оглавие в виде уплощенной бусины с двумя венцами. На лицевой стороне изображен рельефный восьмиконечный Голгофский крест. Над крестом – рельефные монограммы «ЦРЬ СЛВЫ» («Царь Славы») в две строки под титлами. По сторонам креста – монограммы: над средней перекладиной – «IС ХС» («Иисус Христос») под титлами, под ней – «СНЪ БЖIИ» («Сын Божий») под титлами.[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]
На оборотной стороне все поле внутри прямоконечного креста – сокращенный текст молитвы Святому и Животворящему Кресту Господню: «ГДПСЕ СЫНЕ БЖIИ БЛАГОСЛОВИ ИОСТИ И СОХРАНИМ СИЛОЮКРС ТАЖ ИВОИ ОСНА ГОТ» («Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, благослови, и освяти, и сохрани мя силою Живоноснаго Креста Твоего») (рис.11).
Важными вопросами изучения крестов являются их соотношение по половозрастному признаку, стоимость, а также время и место изготовления.
По воспоминаниям красносельского литейного мастера А.П.Серова (1899–1974), кресты-тельники имели несколько «сортов» в зависимости от размеров и делились на мужские и женские. Продавались оптовым торговцам по следующим ценам:
- младенческие, или 1-й сорт, 2,5×0,7–0,8 см по 1 копейке за штуку;
- детские, или 2-й сорт, 3,6×1,7–1,8 см по 1,5 копейки;
- средние, или 3-й сорт, 4,1–4,3×1,9–2,5 см по 2,5 копейки;
- крупные, или 4-й сорт, 4,7–4,8×2,4–2,6 см по 3,5 копейки;
- самые крупные, или 5-й сорт, более 5,2– 5,3×4,8–5,0 см по 5 копеек [13] .
По мнению исследователей, традиционно к мужским крестам относят прямоконечные кресты I и IV типов, а к женским – листовидные кресты V типа. Таким образом, в группе описанных крестов-тельников восемь относятся к мужским, а три к женским. По размерам отсутствуют младенческие (1-й сорт) и самые крупные (5-й сорт). Два (№ 5, 11) относятся к детским (2-й сорт), остальные – к средним и крупным (3-й и 4-й сорт).[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]
Сложность установления времени и места изготовления крестов-тельников заключается в том, что все они относятся к типам, возникшим во второй половине XVII в. и без существенных изменений просуществовавших до конца XIX – начала XX в. [14] Некоторую ясность в этот вопрос вносят несколько медных монет, найденных в погребениях, время чекана которых относится к интервалу от начала XIX до начала XX в. Таким образом, вышеописанные кресты-тельники можно отнести к данному хронологическому отрезку.
Местом изготовления крестов-тельников на территории Карелии на протяжении XVIII – первой половины XIX в. был Выговский монастырь. После его закрытия в 1854 г. производство меднолитых крестов продолжалось на территории Новгородской, Петербургской губерний, в Москве и других регионах [15] . Однако говорить о полном прекращении производства медного литья на территории Выгореции нет оснований. В течение второй половины XIX – начале XX в. здесь функционировали многочисленные кустарные мастерские, которые сбывали свою продукцию на Шунгской и Каргопольской ярмарках самостоятельно или через перекупщиков [16] . Поэтому наиболее вероятно предположить, что кресты-тельники с Кижского погоста были местного выговского производства, на что указывает и их схожесть в размерах и оформлении.
- [1] Хартанович В.И., Широбоков И.Г. Некоторые итоги изучения краниологической серии из могильника на острове Кижи // Кижский вестник. Петрозаводск, 2009. Вып.12. С.311–325. См. также статью авторов в настоящем сборнике.
- [2] Зотова Е.Я. Поморская меднолитая пластика: к истории становления и развития в московском регионе // Локальные традиции в народной культуре Русского Севера (Материалы IV Международной научной конференции «Рябининские чтения – 2003»). Петрозаводск, 2003 С.391
- [3] Захарова С.О. Становление и развитие старообрядческих центров медного литья. Часть 1 [Электронный ресурс>. Режим доступа: http://samstar-biblio.ucoz.ru/publ/194-1-0-665
- [4] Винокурова Э.П. Металлические литые кресты-тельники XVII в. // Культура средневековой Москвы. М., 1999. С.326– 360. Коршун В. Нательные кресты поморских типов XVIII – начала XX в. в Рязанской губернии. История, хронология, классификация // Родная старина. 2009. №2. С.36–41.
- [5] Винокурова Э.П. Металлические литые кресты-тельники… С. 333.
- [6] Винокурова Э.П. Металлические литые кресты-тельники… С. 334, 358.
- [7] Там же. С.336.
- [8] Там же. С.337, рис.11:2; Коршун В. Нательные кресты поморских типов… С.37, рис.2:4.
- [9] Винокурова Э.П. Металлические литые кресты-тельники… С.338, рис.12:1.
- [10] Винокурова Э.П. Металлические литые кресты-тельники… С.340.
- [11] Там же. С.341, рис.16:2.
- [12] Там же. С. 340–341.
- [13] «Об истории литейного дела икон и крестов медно-литейного заведения Серова Петра Яковлевича, с. Красное Костромской области» // Русское литье. М., 1993. Вып.2. С.157–158.
- [14] Винокурова Э.П. Металлические литые кресты-тельники… С.327.
- [15] Савина Л.Н. К истории производства и бытования медного художественного литья в XIX – начале XX века // Русское литье. М., 1993. Вып.1. С.48–49.
- [16] Фролова Г.И. К вопросу о технологии выговского (поморского) медного литья // Русское литье. М., 1993. Вып.2. С.52–54.
Текст может отличаться от опубликованного в печатном издании, что обусловлено особенностями подготовки текстов для интернет-сайта.