Введение Vkontakte@kizhi

... традиции, региональные версии — естественное следствие сложной истории освоения Севера и по­следующей многовековой эволюции. Ю. А. Новиков [1]

Темой исследований автора являются крестьянские лодки [2] , ко­торые бытовали или ещё используются на внутренних водных пу­тях и озёрных водоёмах Республики Карелия и сопредельных терри­торий с конца XIX в. по настоящее время. Специальные этнографи­ческие исследования, посвящённые карельским лодкам, отсутствуют. Между тем в некоторых районах Республики Карелия и Северо-Запада России благодаря удалённости от основных дорог и труднодоступно- сти традиционное судостроение ещё сохранилось. В силу дефицита и высокой стоимости современных маломерных судов заводского изго­товления десятки мастеров продолжают строить деревянные лодки. Мастера, сохраняющие традиции, могут сообщить также сведения об истории местного судостроения и судоходства, что и легло в основу ис­следований.

Изучение автором современного состояния традиционного судо­строения позволило увидеть разнообразие типов плавсредств, выра­ботать принципы и подходы к сбору информации и обработке резуль­татов. В самом начале работы были подготовлены предложения по Программе, которая, кроме поиска и изучения источников, включа­ла ежегодные экспедиционные поездки, постепенно расширяющие границы исследования. В экспедициях 1999–2016 гг. удалось выявить носителей традиционной технологии судостроения и хранителей ин­формации по его истории, с их помощью собрать новые сведения об этой части народной культуры, о лодках и технологиях, старых масте­рах и современных лодочниках. В результате появилась возможность определить общие закономерности в историческом развитии народ­ного судостроения и судоходства, зафиксировать его современное состояние и отметить локальные различия традиций. Стало понят­но, что настоящий период характеризуется быстрым уходом из жиз­ни мастеров – хранителей местных традиций, существенной транс­формацией технологий постройки и исчезновением традиционных типов лодок, а вместе с ними и материальных следов былого дере­вянного судостроения.

В более 100 населённых пунктах Северо-Запада России по марш­рутам 23 экспедиций автором были проведены натурные исследова­ния, включающие опрос местных жителей по разработанной им ан­кете, фотофиксацию и обмеры традиционных лодок. Было опрошено более 160 информантов, в основном мастеров-лодочников или рыба­ков. Удалось также записать фамилии более 500 мастеров, из которых около 100 ещё работали на момент опроса. Было зафиксировано око­ло 1000 лодок, все экспедиционные записи, фото-, аудио- и видеома­териалы автора хранятся в научном архиве музея «Кижи». В ходе рабо­ты над темой удалось также познакомиться с музейными коллекция­ми традиционного судостроения и судоходства Национального музея Республики Карелия, Российского этнографического и ряда музеев Новгородской, Псковской, Тверской, Вологодской и Архангельской областей. Таким образом, в экспедициях сформировался уникальный банк данных и практически – научная база по истории и современ­ному состоянию традиционного судостроения и судоходства районов Карелии и сопредельных территорий.

Специальные этнографические исследования, посвящённые ка­рельским лодкам, отсутствуют. В экспедициях 1999–2016 гг. удалось выявить носителей традиционной технологии судостроения карел и хранителей информации по его истории, с их помощью собрать новые сведения об этой части народной культуры, о лодках и технологиях, старых мастерах и современных лодочниках. По мнению автора, зна­чимость монографии определяется рядом моментов.[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]

Во-первых, в научный обиход вводятся ранее неизвестные описа­ния особенностей традиционного судоходства и типов народных ло­док отдельных локальных центров карел.

Во-вторых, важно, что записи производились у работающих ма­стеров конкретного центра, одновременно с новыми фиксировались и найденные старые лодки и изображения лодок на фотодокументах в разные исторические периоды, что позволяет проверять и вести срав­нительный анализ полученных сведений.

В-третьих, самостоятельную ценность для дальнейших исследова­ний имеют все полученные сведения и типы лодок, которые удалось зафиксировать, представляющие почти утраченные в настоящее вре­мя традиции локальных центров карел.

Значимость собранного и записанного материала определяется также возможностью дальнейшего пополнения представленной ин­формационной базы по отдельным районам проживания карел новы­ми сведениями, интересными для историков, этнографов и краеведов, что, надеемся, будет способствовать более глубокому изучению ло­кальных традиций.

// «Veneh» – лодка по-карельски
Музей-заповедник «Кижи». Петрозаводск. 2017. 256 с.

Текст может отличаться от опубликованного в печатном издании, что обусловлено особенностями подготовки текстов для интернет-сайта.

Музеи России - Museums in RussiaМузей-заповедник «Кижи» на сайте Культура.рф