Метки текста:
Карелия Карелы Карельское Поморье Кижский вестник Костюм Одежда Россия Русский Север Северо-ЗападТрифонова Л.В. (г.Петрозаводск)
Традиционная одежда северных карел (по материалам исследователей XIX – первой половины XX века)
@kizhi
Северная Карелия включает в себя территорию бывшего Кемского уезда Архангельской губернии и Повенецкого уезда Олонецкой губернии. В соответствии с современным административным делением это территория Калевальского, Лоухского, Муезерского, Медвежьегорского, а также частично Беломорского и Кемского районов Республики Карелия.
Благодаря развитию отходничества во второй половине XIX века северные карелы имели более тесные контакты с финнами и саамами, нежели с русскими и c более южными группами карельского населения. Поэтому севернорусские черты здесь сказывались слабее, чем в южнокарельской культурной зоне. В силу сложившихся исторических условий материальная культура северных карел в XIX веке сохранила целый ряд архаических элементов, нашедших свое отражение и в одежде. Задачей автора данной статьи является попытка выявить специфику и изменение облика традиционного мужского и женского костюма северной Карелии на протяжении XIX-го – первой половины XX века по материалам исследователей, посетивших северную Карелию в данный период. Для более полного освещения вопроса автор привлекает «Поденную записку» Г.Р.Державина (1785 г.), введенную в научный оборот В.Пименовым и Е.Эпштейном. [1] Державин совершил путешествие по маршруту Петрозаводск – Кемь в 1785 году, имея целью лично ознакомиться с состоянием сельского хозяйства, торговли и крестьянских промыслов во вверенной ему губернии. Результатом поездки стал его путевой дневник, содержащий помимо всего прочего ценные этнографические сведения по материальной культуре бедоморских карел, в частности по традиционной одежде. На специфику одежды калевальских и ругозерских карел обращает внимание в своих путевых заметках 1833 и 1835 гг. финский фольклорист Элиас Леннрот. [2] Об одежде беломорских карел в 1897 году пишет А.П.Эгельгардт в путевых записках «Русский север». [3] Следующими по хронологии изданиями, посвященными культуре беломорских карел, являются «Статистическо–экономический очерк Корелы» члена–корреспондента Императорского московского общества сельского хозяйства П.Чубинского (1866 г.) [4] и работа Н.Камкина «Архангельские карелы», напечатанная в журнале «Древняя и новая Россия» (1880 г.). [5] Об изменениях, произошедших в одежде кемских карел в начале XX века, пишет в бытовом очерке «Карелия и карелы» в «Вестнике Мурмана» (1923 г.) некто, скрывающийся под инициалами «Ф.Д.» [6] . Костюму кемских карел посвящен также очерк А.Линевского «Карелы» в журнале «Советская этнография» (1941 г.). [7]
Сведения по одежде ругозерских и ребольских карел, проживающих в северо–западной части Карелии, можно почерпнуть из очерка «Карел, его быт и занятия», посвященного ругозерским карелам. [8] О быте ругозерских и ребольских карел идет речь в очерке И.В.Оленева «Карельский край и его будущее в связи с постройкой Мурманской железной дороги». [9] В 1929 году состоялась экспедиция Академии наук СССР в Ухтинский район, в которой принимали участие сотрудники этнографического отдела ГРМ. Результатом экспедиции стал «Карельский сборник», в котором были опубликованы статьи Д.А.Золотарева «В северо–западной Карелии» [10] и Л.А.Капицы «Материалы для этнографической характеристики Кондокского и Вокнаволоцкого районов северо–западной Карелии». [11] Об изменениях в одежде ребольских карел начала XX века, пишет Д. А.Зеленин в статье «О старом быте карел Медвежьегорского района Карело–Финской ССР» опубликованной в журнале «Советская этнография» (1941 г.). [12]
Культуре паданских карел, занимающей промежуточное положение между северной и южной Карелией, посвящен очерк А.И.Иванова. [13] В одном из разделов Иванов дает подробную характеристику праздничной и повседневной мужской одежды и упоминает о таком традиционном занятии паданских карел как плетение лаптей из бересты. О традиции носить лапти в Повенецком уезде Олонецкой губернии, не характерной для остальной северной Карелии, еще в 1863 году писал в своем «Опыте описания Олонецкой губернии» К.Бергштрессер [14] .
Помимо всех вышеперечисленных изданий, для уточнения и подтверждения некоторых сведений и терминологических понятий, были использованы труды этнографа А.П.Косменко, [15] ведущего исследователя карельской культуры Р.Ф.Тароевой (Никольской), [16] а также энциклопедия «Русский традиционный костюм», составленная научными сотрудниками РЭМ Н. Сосниной и И.Шангиной. [17] Кроме того, автор привлек отдельные сведения из трудов финских и шведских исследователей, публиковавшихся на немецком языке: И.Маннинена, Ю.Бломстедта и В.Суксдорфа в авторском переводе [18] .[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]
Традиционный мужской костюм северной Карелии
Основу традиционного мужского костюма северных карел на протяжении XIX века составляли рубаха и порты из плотного домашней выработки холста. Рубахи из холста были распространены у северных карел повсеместно: в Реболах, [19] в Ругозеро, [20] в Кемском уезде. [21] У паданских карел это были рубахи–косоворотки с цветными ластовицами, в Реболах, ближе к границе с Финляндией, рубахи без воротника с прямым разрезом на груди, который расценивался исследователями как влияние финской традиции. [22] Финским влиянием можно объяснить и наличие в северной и северо–западной Карелии (Реболы, Калевала) рабочей блузы, надевавшейся сверху на рубаху. [23] Ее упоминает Леннрот еще в 1835 году: «У мужчин поверх рубахи надето что‑то вроде блузы или короткой рубахи, сшитой из ткани синего цвета» [24] . О традиции финно–угорских народов носить во время работы две рубахи упоминает в своем труде об одежде Илмари Маннинен. [25] О наличии у северных карел второй верхней рубахи писал в 1941 году Д. Зеленин: «Верхней рабочей блузой служила большей частью вторая рубаха – широкая из толстого полусукна. Ее опоясывали кожаным ремнем шириною «в три пальца» с медною или железною бляшкой, на этом ремне висели ножны с ножом. На нижней рубахе поясом служил узенький ремешок, реже красный шерстяной плетень, на поясе висел кожаный кошелек с огнивом, кремнем, трутом и серой в маленьком деревянном корытце». [26] Эта верхняя грубая рабочая рубаха носила название «паловая» или «ригачная», т.е. служащая для работы на подсеке или для молотьбы. [27] «Рабочую блузу финского образца» упоминает в качестве одежды северо–западных карел в 1929 году Д.Золотарев. [28] Исчезновение холщевых рубах из быта северо–западных карел было зафиксировано Л.Капицей в 1929 году. [29]
Мужские штаны в северной Карелии шились из серого домашнего плотного сукна. Такие «суконные панталоны», которые носили в Реболах, упоминает в 1863 году А.Иванов, расценивая их как результат финского влияния. [30] Манера ношения штанов на протяжении XIX столетия постепенно менялась. Если Леннрот в 1833 году писал о брюках, заправленных в голенища сапог и о рубашках навыпуск, [31] то в начале XX века уже сообщалось о распространившейся среди северных карел финской моде заправлять рубаху в брюки, брюки же носить выпущенными поверх сапог. [32] Поверх брюк на талии в этот период принято было носить узкий ремень с чехлом для ножа. [33] Исчезновение из обихода северных карел штанов из домашней тканины зафиксировано Капицей в 1929 году. [34]
Летом в Ругозерской волости в жаркую погоду во время сенокоса мужчины носили светлые холщовые порты и рубахи, в прохладную погоду облачались в понитки и полукафтаны домашнего холста. Полукафтан – короткая длиной до колена распашная двубортная одежда с прямыми полами и подрезной собранной по талии спинкой. [35] Пониток отличался от полукафтана большей длиной и наличием стоячего воротника.
Верхней одеждой северного карела в осеннее–весенний сезон был кафтан, сшитый из домашнего сукна, вытканного из шерстяной нити на конопляной основе. Кафтан представлял собой разновидность распашной одежды свободного покроя, иногда приталенной. Он шился двубортным с застежкой справа налево, без воротника или со стоячим воротником. [36] Кафтаны, которые носили в Реболах, отличались деталями отделки: они не имели воротника и по краям бортов были обшиты кожей. [37] В Кемском уезде весенне–осенней одеждой у карел считался бострюк. [38] Как и кафтан, он шился из серого сукна и представлял собой распашную двубортную одежду с воротником–стойкой длиной до колена с прямыми полами, длинными рукавами и отрезной по талии спинкой, к которой пришивался собранный в сборку подол. [39] Застегивался справа налево на крючки или пуговицы. Появление бострюка у кемских карел, по–видимому, объясняется влиянием русского архангельского Поморья. [40] Внешне бострюк имел сходство с малороссийской свитой, что и было подмечено П.Чубинским при описании одежды кемских карел в 1866 году: «Обыкновенная одежда мужчин следующая: белье из толстого холста, бострюк из серого сукна, по покрою близко подходит к малороссийской свите». [41] В 1917 году Оленев рассматривает такую разновидность кафтана уже как устаревшую архаическую: «У стариков иногда можно встретить род кафтана, похожего на малороссийскую свитку». [42] [текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]
Самой распространенной зимней одеждой северных карел был овчинный полушубок. Его упоминает в 1835 году Леннрот, [43] в 1866 – П.Чубинский, [44] в 1880 – Н.Камкин. [45] По свидетельству Иванова с полушубком «карелы вместо кушака носят ремень с ножнами и острым ножиком». [46] Богатые крестьяне из северной Карелии имели лисьи или волчьи шубы, крытые нанкою или сукном. [47] В качестве праздничной зимней одежды ругозерских карел называются шубы, визитки (однобортные короткие сюртуки) или ватные пальто. [48] Оленев в 1917 году упоминает пальто на меху с воротником. [49]
В «Вестнике Мурмана» за 1923 год у кемских карел упоминаются зимние пальто с воротником, заменившие собой овчинные полушубки. [50]
Рабочей обувью в средней Карелии летом служили лапти. Срок службы лаптей – около недели. [51] Лапти ребольских карел назывались «виржу» или «лебе» и имели оборы (завязки) длиною до четырех метров. У Р. Тароевой встречается упоминание о берестяных сапогах (tuohisapas), бытовавших в средней Карелии и предназначенных для хождения по лесам и болотам. [52] В более северных областях (Ругозеро, Калевала) лаптей не носили. [53] Практически все дореволюционные исследователи причисляют к повседневной обуви северных карел сапоги из невычерненной белой кожи, смазанные дегтем. В качестве исходного материала для шитья сапог упоминается бычья [54] или оленья [55] кожа. Названия сапог приводятся разные: на северо–западе (Ругозеро, Калевала) это пексы, [56] кеньги [57] или койбы; [58] в Кемском уезде – это пексы [59] или упаки. [60] Отличительной особенностью севернокарельских сапог являются загнутые носы, что роднит их с саамской традицией [61] .
Повседневный мужской головной убор северных карел весной и осенью – фуражка, у более пожилых – валяная шляпа. Об этом свидетельствуют практически все дореволюционные этнографы. [62] Зимой их сменяют меховые шапки с наушниками – типичные зимние головные уборы финноугорских народов. [63] Праздничный головной убор севернокарельской молодежи конца XIX – начала XX века – шляпа. Как уточняет Камкин – «финляндская серая шляпа». [64] Капица в 1929 году пишет: «В костюме чувствуются черты финской индивидуальности. Широкополая мягкая шляпа заменяет редко встречающийся картуз». [65]
Постепенно на протяжении XIX века праздничный костюм северной Карелии претерпевает изменения. Если Леннрот в 1835 году описывает его максимально просто: «Синяя либо красная рубаха, приспущенная сверху на штаны и дополненная шейным платком», [66] то уже Иванов в 1863 году упоминает помимо красной рубахи и штанов, заправленных в сапоги, фуражку или шляпу. [67] Вместо серого кафтана он называет поддевку или армяк из синего сукна, а в приграничных с Финляндией областях в качестве молодежной одежды пальто, сюртуки, суконные панталоны, полушелковые жилеты и галстуки с выпущенными полотняными воротничками. [68] Бострюк из синего сукна или плиса упоминает в качестве праздничного платья кемских карел Чубинский. [69] Он также обращает внимание на особую моду «одеваться по-европейски», возникшую в среде молодых людей, занимающихся торговлей в Финляндии. [70] К отдельным атрибутам этой моды он причисляет драповое пальто и сшитые из покупного ситца рубашки. [71] О ситцевых праздничных рубашках и о синем плисовом кафтане упоминает в 1880 году Камкин. Он причисляет к европейской моде пиджаки, брюки, жакеты, пальто, калоши, манишки, перчатки и часы. [72] В 1885 году в очерке о быте ругозерских карел в качестве праздничной мужской одежды упоминаются красные рубахи, суконные пиджаки синего или черного цвета, черные сапоги и шаровары. [73] [текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]
В 1897 году Энгельгардт, характеризуя мужской костюм Кемского Поморья, пишет: «Праздничное платье у зажиточного мужчины: свита из синего сукна или из плиса. Молодежь, занимающаяся торговлей с Финляндией, одевается по–городскому». [74] Оленев в 1917 году также отмечает финскую (европейскую) манеру одеваться, присущую северо–западным карелам.
Общую картину изменений, произошедших с первой трети XIX века в мужской одежде северо–западных карел, завершает свидетельство Д.Золотарева, побывавшего в 1929 году в Вокнаволоке и Ухте: «Переходя к одежде, сильно подвергшейся городским влияниям в том и другом районах, необходимо заметить… распространение мужских шляп, галстуков и рубашек с отложным воротничком» [75] .
Традиционный женский костюм северной Карелии
Повседневный женский костюм северной Карелии состоял из рубахи и сарафана. Будничная женская рубаха шилась из белого льняного или конопляного холста. Как и традиционная женская рубаха на Севере России она состояла из нижней части и рукавов. Рукава вплоть до начала XX века шились из холста и имели длину до запястья. Такие рукава упоминаются в публикации о ругозерских карелах за 1885 год: «Женщины носят сорочку с длинными рукавами» [76] . В первой четверти XX века исследователи упоминают у ругозерских карел рукава из ситца [77] , а у ребольских – из синего холста: «…женская рубаха «ряччин», холщовая, синяя с длинными узкими рукавами, нижняя часть ее из более толстого и грубого конопляного холста. Маленький ворот застегива[ет]ся у шеи медною или деревянною запонкой» [78] .
С рубахой женщины носили в будни косоклинный сарафан «костыч» с пуговицами по всей длине переднего шва. Такой сарафан упоминает у калевальских и ругозерских карел в 1833 году Э. Леннрот, [79] о таком сарафане у ребольских и семчезерских карел в 1941 году пишет Зеленин: «сарафаны старинного русского кроя с клиньями по бокам» [80] . В Семчезере такие сарафаны «шились из голубой крашенины. В верхней части лифа был небольшой разрез с тремя оловянными или медными пуговицами» [81] . В карельском Поморье подобного кроя сарафан назывался «матурником». Шили его из красного сукна. По переднему шву матурника нашивались металлические пуговицы: в верхней части 13 больших, ниже до подола – пуговицы меньшего размера. А. Линевский, описавший эту разновидность сарафана, связывает его появление в Карельском Поморье с влиянием русских старообрядцев, а количество пуговиц с символикой Христа и двенадцати апостолов. [82] С течением времени костычи переходят в разряд одежды пожилых женщин. Иванов в своем очерке о повенецких карелах от 1863 года уже причисляет «широкоплечие сарафаны костычи» к одежде старух [83] . Сарафаны упоминают практически все этнографы и исследователи. Чубинский (1866) [84] , Камкин (1880) [85] , Энгельгардт (1879) [86] пишут о пестрядинных и набойчатых сарафанах кемских карел, Оленев – о крашенинных и пестрядинных – у ругозерских [87] .[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]
Сарафан как составная часть одежды северных карел олицетворяет собой севернорусское влияние и связи с русскими старообрядцами. Распространен он был уже в XVIII веке, т. к. еще Державин описал у карел «платье, сходное с сарафаном, подпоясанное суконным поясом» [88] .
В качестве рабочей одежды карельских поморок Камкин приводит шерстяные юбки, окрашенные красно–бурой краской, добываемой из корня дикой марены (rubia inctorum) [89] , произрастающей в северной Карелии в большом количестве. [90] Леннрот упоминает как праздничную одежду ругозерских карелок юбки с двумя лямками, перекинутыми через плечи, шириною в два или более дюйма. [91]
Особый интерес представляют собой головные уборы северных карелок. В летнее время девушки обычно ходили с непокрытой головой. Прическа севернокарельской девушки была сродни прическе ее севернорусской ровесницы: волосы заплетены в одну косу, от конца которой спускалась шелковая лента длиною чуть больше полуметра и шириною в полтора дюйма (2,47 см). [92] Косу у ребольских карел девицы в будни плели в три прядки. [93] Часто надо лбом повязывалась шелковая косынка шириною 65 см.
Замужние женщины в отличие от девушек заплетали волосы в две косы, каждая в три прядки, обвивали ими голову и прятали под головной убор. [94] Головным убором замужних женщин в северной Карелии была сорока. Сороку упоминает в своем отчете от 1785 года Г.Державин [95] , в 1863 году – Иванов [96] , в 1866 году – Чубинский [97] , в 1880 году – Камкин [98] , в 1897 – Энгельгардт [99] , в 1917 – Оленев [100] , в 1929 – Капица [101] , в 1941 году – Зеленин [102] . У русских сорокой назывался головной убор замужних женщин, состоявший из нескольких не сшитых друг с другом частей, надевавшихся на голову самостоятельно. Русские сороки состояли из кички, «собственно сороки», позатыльника, налобника. [103] Кичка представляла собой мягкую холщовую шапочку, на передней части которой укреплялось твердое возвышение в виде рожек, выполненных из луба или бересты. [104] Сверху на нее надевалась верхняя часть головного убора – «собственно сорока», сшитая из трех частей (очелья, крыльев, хвоста). В целом «собственно сорока» напоминала собой птицу, отсюда и название – сорока. [105] Древний тип севернокарельской сороки, упомянутый Державиным в XVIII веке, тоже имел рожки, т.е., по–видимому, состоял из собственно сороки и кички. [106] В XIX веке тип севернокарельской сороки упрощается: исчезает кичка. Подробное описание севернокарельской сороки конца XIX века и способ ее орнаментации приводится у финского исследователя И. Маннинена: «Развитый тип сороки имеет затылочную часть в виде прямоугольного куска ткани и широкую лобную часть, концы которой имеют такую длину, чтобы их можно было завязать на затылке. Для удобства завязывания им придают треугольную форму. Лобная часть и нижний край затылочной части украшаются вышивкой». [107] В конце XIX века сорока в России стала выходить из обихода, на смену ей пришли повойник и платок. [108] Эта новая тенденция была отмечена и исследователями севернокарельского быта. Иванов в 1863 году отмечает, что молодухи носят повойники, а пожилые повенецкие (ребольские) карелки сороки с черным платком. [109] В начале XX века будничные сороки шились из дешевых материалов и не имели украшений. В частности Зеленин сообщает о том, что в первой трети ХХ века сороки у ребольских и ругозерских карелок шились из ситца. [110] Сороки и повойники северные карелки часто носили с платком. На плечах в прохладную погоду носили большие теплые шерстяные платки. Причем манера ношения платков в Северной Карелии была иной, чем на Севере России. Концы платков скрещивались на груди и завязывались сзади на талии. [111] Такую манеру носить платки как характерную для Северной Карелии отмечает известный карельский этнограф Р.Ф.Никольская (Тароева) [112] .
Верхней одеждой северных карелок летом и осенью был кафтан. О кафтане упоминает Иванов (1863) [113] , Чубинский (1863) [114] , Камкин (1880) [115] , Энгельгардт (1897) [116] , Оленев (1917) [117] . У поморских карелок женский кафтан, как и мужской, носил название бострюк. Зимой северные карелки носили овчинные полушубки, суконные или байковые шугайчики, ситцевые полукапоты на вате или шубки на меху. Шугай – разновидность верхней однобортной одежды с длинными рукавами, с цельными передними полами и спинкой, отрезной по линии талии или лопаток, на Руси известен с XVII века. [118] Шугай имел большой круглый воротник, застегивался на крючки или пуговицы. Вторая разновидность верхней одежды северных карелок – полукапот. Он шился отрезным по фигуре, из ткани фабричного производства, имел зауженные к запястью рукава, длину чуть выше колена, по талии собирался в сборку. [119] Полукапот был в большой моде в крестьянской среде в последней трети XIX века.[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]
Особой красотой отличался праздничный костюм северных карелок. Рукава праздничных рубах выполнялись из красной или белой материи. Белые шили из коленкора или холста, красные – из кумача или александрейки – ткани, [120] получившей свое название по названию знаменитой Александровской текстильной мануфактуры в Санкт–Петербурге. В карельском Поморье встречались праздничные рукава из розового ситца. [121] Рубахи по данным 1863 [122] и 1885 года [123] шились с длинными рукавами, только в 1917 году Оленев упоминает у ребольских карел рубахи с рукавами, отделанными оборками, длиною до локтя. Низ рубахи был холщовым с вышивкой по подолу.
Старинные женские рубахи в северной Карелии еще в середине XIX века украшались вышивкой. По свидетельству шведских исследователей Бломстедта и Суксдорфа вышивка на крестьянских севернокарельских рубахах располагалась на вороте, плечах и подоле. [124] Подтверждение этому мы находим в статье Д.Зеленина, опубликованной в 1941 году: «В Ругозере на плечах женских холщовых рубах были вышиты красной бумагой или разным шелком так называемые «приплечки» – четырехугольники длиною 18 см.» [125] Отличительной особенностью севернокарельской вышивки являются полихромные геометрические узоры, исполненные техникой «набора» и «косого креста» многоцветными шелковыми, шерстяными и бумажными нитками. В композиционном отношении она представляет собой мелкоузорный, почти ковровый орнамент с преобладанием косых крестов, S–образных, ромбических, скобчатых и свастических элементов. [126]
По данным исследователей в северной Карелии встречались праздничные сарафаны двух видов: косоклинные, сшитые из кумача, ситца, штофа, шелка, шерсти и декорированные позументом или имеющие вид высокой юбки на двух широких лямках [127] , выполненные чаще всего из штофа. [128] Ситцевые кумачные с позументами были особенно распространены в карельском Поморье, юбки на широких лямках носили в Реболах и в Ругозеро.
Дополнением к праздничному костюму служил головной убор. Девушки носили на голове повязки. Леннрот в 1835 году упоминает повязки шитые золотом [129] , Камкин (1880) и Зеленин (1941) описывают вторую разновидность повязок – шелковую косынку, сложенную в виде полосы шириною в 4,5 дюйма [130] и завязанную под косой в один узел. Косынки упоминались красного или голубого цвета. Косу в праздники девушки плели в семь или более рядов. [131] Праздничные сороки замужних женщин шились из парчи или штофа. [132] Поверх сороки повязывалась шелковая косынка «мода», сложенная в виде широкой ленты. [133] Иногда сороки, как и девичьи повязки, тоже шились из кумача и украшались золотной вышивкой или позументом. [134]
В качестве праздничной обуви северные карелки носили башмаки из черной или белой кожи, а также ботинки и полусапожки. [135] К праздничной обуви в северной Карелии принято было надевать белые чулки.[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]
Обобщая материал по одежде северных карел, необходимо сделать вывод о том, что в данном регионе Карелии лишь незначительная часть повседневной одежды и белья изготавливалась из домашнего холста, основная же часть мужской и женской одежды и белья шилась из фабричных тканей. Объясняется это тем, что в Северной Карелии практически не выращивали лен, из технических культур здесь была больше распространена конопля. Поэтому для севера Карелии были свойственны «изделия, изготавливаемые из шерстяных и конопляных нитей». [136] Широкое внедрение в быт северных карел конца XIX – начала XX века покупных тканей объясняется тесными контактами с Финляндией, возникшими благодаря развитию такого отхожего промысла как коробейничество. [137] Этими же причинами обусловлено и проникновение в мужской костюм элементов городской финской моды. Ведь коробейниками были исключительно мужчины. Женский повседневный и праздничный костюм северной Карелии вплоть до начала XX века продолжал сохранять свои самобытные национальные особенности и свою связь с севернорусским костюмом. Ведь еще в начале XIX века одежда северных карел по свидетельству Леннрота «резко отличалась от финской» [138] , но в то же время имела и свои особенности, отличавшие ее от других групп карельского населения. К таким особенностям этнограф Р.Ф.Никольская (Тароева) относит наличие обуви с загнутыми носками, шапок с длинными ушами, шерстяных чулок с кисточкой, декорированных геометрическим многоцветным орнаментом, а также манеру носить большие платки, перекрещивая их на груди и завязывая концы на талии. [139] Причем нетрудно заметить, что упомянутые отличия носят явно выраженный прибалтийско–финский характер. Тем не менее, основа традиционных комплексов мужской и женской одежды остается севернорусской как результат более раннего русского влияния. О финских чертах в одежде северных карел, как уже было отмечено выше, больше говорят детали вроде шейных платков, кожаных поясов, мягких шляп с полями, зимних рукавиц из собачьего меха или манеры носить рубашку, заправляя ее в брюки. Усиление севернорусских черт идет с севера на юг и наиболее сильно сказывается у самой южной группы северных карел – повенецких. В статье эти сведения многократно подтверждаются данными XIX – начала XX вв.
Консерватизм бытового уклада северных карел, обусловленный отдаленностью этих мест от крупных промышленных и культурных центров, способствовал сохранению в одежде данного региона вплоть до 40-х годов XX века целого ряда архаических элементов: полихромной вышивки, многоцветного вязания, древнего типа сарафана костыча, длинных рукавов и вышитых наплечников женских праздничных рубах. Сочетание ярко выраженного финского компонента с архаическими деталями при сохранении севернорусской основы как раз и сформировало ту неповторимую индивидуальность, которая отличает традиционный костюм северной Карелии от русской, финской и южнокарельской одежды и позволяет расценивать его как результат слияния разных этнических традиций в рамках общего для конца XIX – начала XX века процесса проникновения элементов городской культуры в крестьянский быт.
- [1] Поденная записка, учиненная во время обозрения губернии правителем Олонецкого наместничества Державиным 1785 года июля 19 // Пименов В.В., Эпштейн Е.М. Русские исследователи Карелии. XVIII век. Петрозаводск, 1958. С.157–191.
- [2] Путешествие Элиаса Леннрота. Путевые заметки. Дневники. Письма. 1828–1842. Петрозаводск,1985.
- [3] Энгельгардт А.П. Русский Север. Путевые записки. СПБ, 1897.
- [4] Чубинский П.П. Статистическо–экономический очерк Корелы // Труды архангельского губернского статистического комитета за 1865 год. Ч.II. Архангельск, 1866.
- [5] Камкин Н. Архангельские карелы // Древняя и новая Россия. 1880. №2, № 4.
- [6] Карелия и карелы // Вестник Мурмана.1923 №35.
- [7] Линевский А.М. Карелы // Советская этнография. 1941 № 5.
- [8] Карел. Его быт и занятия // Олонецкие губернские ведомости. 1885. №79.
- [9] Оленев И.В. Карельский край и его будущее в связи с постройкой Мурманской железной дороги. Гельсингфорс, 1917.
- [10] Золотарев Д.К. О старом быте карел Медвежьегорского района Карело–Финской ССР // Карельский сборник. Под редакцией Андреева А., Золотарева Д. Л, 1929.
- [11] Капица Л.А. Материалы для этнографической характеристики Кондокского и Вокнаволоцкого районов северо–западной Карелии // Карельский сборник. Под редакцией Андреева А., Золотарева Д. Л, 1929.
- [12] Зеленин Д.К. О старом быте карел Медвежьегорского района Карело–Финской ССР» // Советская этнография. 1941 №5.
- [13] Иванов А.И. Повенецкие карелы, их домашний и общественный быт, поверия и предания // Олонецкие губернские ведомости. 1863. № 38.
- [14] Бергштрессер К. Опыт описания Олонецкой губернии, составленный Бергштрессером. СПБ, 1838.
- [15] Косменко А.П. Об ареальной характеристике изобразительного искусства карел Карельской АССР // К истории малых народностей европейского Севера СССР. Петрозаводск, 1979; Косменко А.П. Народное изобразительное искусство карел КАССР XIX–начала XX века. Автореферат дисс. … канд. ист. наук. М, 1975.
- [16] Тароева Р.Ф. Материальная культура карел. Карельская АССР. Этнографический очерк. М–Л,1965; Никольская Р.Ф. Материальная культура карел как один из источников решения вопроса об этногенезе // Университет Йоэнсуу. Происхождение Карелии. Доклады семинара. 1976.
- [17] Русский традиционный костюм. Иллюстрированная энциклопедия. Авторы–составители: Н.Соснина, И.Шангина. СПБ,1998.
- [18] Manninen J. Die Kleidung // Kansatiettellnen arkisto.13.Helsinki, 1957; Blomstedt Y., Suksdorf V. Karelische Gebaude und ornamentale Formen aus Zentralrussischkarelien. Helsingfors,1902.
- [19] Зеленин Д. К. Указ соч. С.122
- [20] Оленев И.В. Указ. соч. С.86
- [21] Энгельгардт А.П. Указ. соч. С.39; Чубинский П. Указ. соч. С.102; Камкин Н. Указ. соч. С.657.
- [22] Иванов А.И. Указ. соч. С.146.
- [23] Путешествие Элиаса Леннрота… С.116; Зеленин Д.К. Указ. соч. С.122.
- [24] Путешествие Элиаса. Леннрота… С.116.
- [25] Manninen I. Die Kleidung… С.113.
- [26] Зеленин Д.К. Указ. соч. С.122.
- [27] Там же. С.122.
- [28] Золотарев Д.А. В северо–западной Карелии // Карельский сборник / Под общей редакцией А.Андреева и Д.Золотарева. Л, 1929. С. 16.
- [29] Капица Л.А. Указ. соч. С.146.
- [30] Иванов А.И. Указ. соч. С.146
- [31] Путешествие Элиаса Леннрота….С.142.
- [32] Карелия и карелы… С.18.
- [33] Оленев И.В. Указ. соч. С.86
- [34] Капица Л.Л. Указ. соч. С.25
- [35] Русский традиционный костюм… С.240.
- [36] Там же. С.107.
- [37] Зеленин Д.К. Указ. соч. С.123.
- [38] Чубинский П. Указ. соч. С.102; Камкин Н. Указ соч. С.657.
- [39] Русский традиционный костюм…С.36.
- [40] Там же. С.36
- [41] Чубинский П. Указ. соч. С.102.
- [42] Оленев И.В. Указ. соч. С.86
- [43] Путешествие Элиаса Леннрота… С.142.
- [44] Чубинский П. Указ. соч. С.102.
- [45] Камкин Н. Указ. соч. С.657.
- [46] Иванов А.И. Указ соч. №38 С.146
- [47] Там. же. С.146.
- [48] Карел. Его быт и занятия… С.705.
- [49] Оленев И.В. Указ. соч. С.86.
- [50] Карелия и карелы… С.18.
- [51] Карел. Его быт и занятия… С.705
- [52] Тароева Р.Ф. Материальная культура карел… С.153.
- [53] Там. же. С.153.
- [54] Там же. С.154.
- [55] Иванов А.И. Указ. соч. С. 123.
- [56] Оленев И.В. Указ. соч. С.86
- [57] Золотарев Д.А. В северо–западной Карелии… С.13.
- [58] Зеленин Д.К. Указ. соч. С122.
- [59] Карелия и карелы …С.18
- [60] Энгельгардт А.П. Указ. соч. С.39.
- [61] Лукьянченко Т.В. Материальная культура саамов Кольского полуострова в конце XIX–ХХ вв. М., 1971. С. 130.
- [62] Иванов А.И. Указ. соч. С.146; Энгельгардт А.П. Указ. соч. С.39; Карелия и карелы … С.18; Оленев И.В. Указ. соч. С.86; Карел. Его быт и занятия… С.705.
- [63] Оленев И.В. Указ. соч. С.86; Карелия и карелы … С.18.
- [64] Камкин Н. Указ. соч. С.657.
- [65] Капица Л.А. Указ. соч. С.25.
- [66] Путешествие Элиаса Леннрота… С.142.
- [67] Иванов А.И. Указ. соч. С.146.
- [68] Там же С.146.
- [69] Чубинский П. Указ. соч. С.102
- [70] Там же. С.102
- [71] Там же. С.102
- [72] Камкин Н. Указ. соч. С.657.
- [73] Карел. Его быт и занятия… №80. С.705
- [74] Энгельгардт А.П. Указ. соч. С.39.
- [75] Золотарев Д.А. В северо–западной Карелии… С.13.
- [76] Карел. Его быт и занятия… С.86.
- [77] Оленев И.В. Указ. соч. С.86.
- [78] Зеленин Д.К. Указ. соч. С.123.
- [79] Путешествие Элиаса Леннрота… С.116.
- [80] Зеленин Д.К. Указ. соч. С.123.
- [81] Там же. С.123.
- [82] Линевский А. Карелы… С.97.
- [83] Иванов А.И. Указ. Соч. С.146.
- [84] Чубинский П. Указ. соч. С.102.
- [85] Камкин Н. Указ. соч. С.657.
- [86] Энгельгардт А.П. Указ. соч. С.39.
- [87] Оленев И.В. Указ. соч. С.86.
- [88] Поденная записка… С.173.
- [89] Камкин Н. Указ. соч. С.657.
- [90] Там же. С.654.
- [91] Путешествие Элиаса Леннрота… С.142.
- [92] Там же. С.142.
- [93] Зеленин Д.К. Указ. соч. С.123.
- [94] Там же. С 124.
- [95] Поденная записка…С.179.
- [96] Иванов Л.И. Указ. соч. С.146.
- [97] Чубинский П. Указ. соч. С.102.
- [98] Камкин Н. Указ. соч. С.657.
- [99] Энгельгардт А.П. Указ. соч. С.39
- [100] Оленев И.В. Указ. соч. С.86.
- [101] Капица Л.Л. Указ. соч. С.25
- [102] Зеленин Д.К. Указ. соч. С.124.
- [103] Русский традиционный костюм… С.302.
- [104] Там же. С.302.
- [105] Там же. С.303.
- [106] Поденная записка…С.179.
- [107] Manninen I. Die Kleidung… C.81 (Перевод Трифоновой Л.В.). А.П.Косменко относит вышивку на севернокарельских сороках и женских рубахах к наиболее архаичным типам орнамента и считает ее формой, наиболее близкой к финноугорским истокам: «…к вышивке ижорцев, сету, финнов–суоми, а также к геометрическим многоцветным узорам вышивки русских Пудожского, Онежского, Каргопольского уездов, т. е. население тех русских областей, у которых особенно наблюдаются древние финноугорские элементы в культуре и языке». С точки зрения исследовательницы ослабление интенсивности коврового типа орнамента происходит с северо–запада на юго–восток, включая Ребольскую волость (см. Косменко А.П. Об ареальной характеристике… С.66).
- [108] Русский традиционный костюм… С.307.
- [109] Иванов А.И. Указ. соч. №38. С.146.
- [110] Зеленин Д.К. Указ. соч. С.124.
- [111] Оленев И.В. Указ. Соч. С.86.
- [112] Никольская Р.Ф. Материальная культура карел как один из источников решения вопроса об этногенезе // Университет Йоэнсуу. Происхождение Карелии. Доклады семинара. 1976, С.160.
- [113] Иванов А.И. Указ. соч. С.146.
- [114] Чубинский П. Указ. соч. С.102.
- [115] Камкин Н. Указ. соч. С.657.
- [116] Энгельгардт А.П. Указ. соч. С.39.
- [117] Оленев И.В. Указ. соч. С.86.
- [118] Русский традиционный костюм… С.376.
- [119] Там же. С 239.
- [120] Иванов А.И. Указ. соч. С.146
- [121] Камкин Н. Указ. соч. С.658.
- [122] Иванов А.И. Указ соч. С.146.
- [123] Карел Его быт и занятия… С.705
- [124] Blomstedt Y., Sucksdorf V. Karelische Gebaude und ornamentale Formen… S.173.
- [125] Зеленин Д.К. Указ. соч. с 123.
- [126] Косменко А.П. Народное изобразительное искусство карел КАССР… С.10.
- [127] Зеленин Д.К. Указ. соч. С.123; Оленев И.В. Указ. соч. С.86; Энгельгардт А.П. Указ. соч. С.39.
- [128] Зеленин Д.К. Указ. соч. С.123.
- [129] Путешествие Элиаса Леннрота… С.116.
- [130] Камкин Н. Указ. соч. С.657; Зеленин Д.К. Указ. соч. С.123.
- [131] Зеленин Д.К. Указ. соч. С.124.
- [132] Оленев И.В. Указ. Соч. С.86; Зеленин Д.К. Указ. соч. С.124.
- [133] Зеленин Д.К. С.124.
- [134] Камкин Н. Указ. соч. С.657.
- [135] Упомянуты практически у всех исследователей.
- [136] Косменко А.П. Народное изобразительное искусство карел КАССР… С.15
- [137] Тароева Р.Ф. Материальная культура карел… С.53.
- [138] Путешествие Элиаса Леннрота… С.116.
- [139] Никольская Р.Ф. Указ. соч. С.160.
Текст может отличаться от опубликованного в печатном издании, что обусловлено особенностями подготовки текстов для интернет-сайта.