Метки текста:
Заонежье Кижи Кижский вестник Ладожское озеро Онежское озеро Рыбная ловля СудостроениеНаумов Ю.М. (г.Петрозаводск)
История и современное состояние традиционного судоходства и судостроения Кижской волости
@kizhi
Рисунки в статье выполнены кандидатом архитектуры А.П.Скворцовым.
С древнейших времён малые деревянные суда помогали осваивать бескрайние пространства Севера, покрытые водой и непроходимыми лесами. На протяжении столетий в Обонежье формировалась традиционная культура судостроения и судоходства, которая восходит своими корнями к славянской колонизации края и впитала в себя традиции местного прибалтийско–финского населения [1] . Территория Обонежья осваивалась выходцами из Великого Новгорода. Из Онежского озера через волоки, и далее, по системам рек новгородцы двигались на север к морям Белому, Баренцеву и Карскому и на восток до Урала. По территории Заонежья, Поморья и Пудожья, где сейчас компактно проживают русские, проходили исторические транспортные пути, по которым осуществлялась миграция новгородцев не только в пределах Карелии, но и в Заволочье, т.е. в район Северной Двины, Пинеги, Мезени.
Традиционная культура судостроения и судоходства русских Поморья и Заонежья имеет общие новгородские исторические корни. Подтверждением тому служит терминология, сохранившаяся до нашего времени в центрах русского традиционного судостроения и судоходства. Путешествовавший в XVIII веке по озёрам Ладожскому и Онежскому, Н.Я.Озерецковский писал: «Плавающие по Ладожскому озеру (и по Онежскому – Ю.Н.) … россияне обыкли называть главные ветры русскими наименованиями, кои почти те же самые … у наших поморцев, около Белого моря и по берегам Северного окиана живущих … фактически названия румбов изначально сложилась у ладожан, выходцев из Новгорода» [2] . То же можно сказать о судостроительных терминах в Заонежье и на Белом море, которые одинаковы и сейчас.
Со времени Петра I деревянное судостроение и судоходство в России при государственной поддержке стало развиваться с учетом европейского опыта. Появились государственные верфи и учебные заведения. Но многовековые традиции судостроения продолжали существовать в деревнях. Остатки народной судостроительной культуры мы ещё можем встретить и в наше время в бывших центрах судостроения на Белом море, на Онежском и Ладожском озерах, а также ряде средних и небольших озер северо–запада России. К числу таких центров относится и бывшая Кижская волость Петрозаводского уезда Олонецкой губернии.
Развитию судоходства и судостроения в Кижской волости способствовали природно–географические факторы и исторические обстоятельства. Особенностью о.Кижи и прилегающей к нему территории является большое количество островов, на которых и располагаются деревни волости. Кижские шхеры находятся на самом юге Заонежского полуострова, почти в центре Онежского озера. Из района Кижских шхер пути новгородцев вели к Белому морю. Здесь необходимо было ремонтировать и строить новые суда, менять озёрные суда на волоковые лодки. Благоприятные для развития земледелия, труднодоступные и потому более безопасные от грабительских набегов, кижские шхеры, возможно, раньше других территорий могли были освоены и обжиты новгородцами.[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]
Многовековой опыт навигации жителей Кижей способствовал обустройству проходов между островами и обозначению фарватеров, как для местных жителей, так и для «гостей», приходящих в Кижскую волость. Древние фарватеры проходили по маршрутам самым коротким, безопасным и удобным для плавания на судах разных типов – «кижанках», «соймах», галиотах и других судах Балтийско–Онежского бассейна.
До настоящего времени приметными ориентирами для местного судоходства являются еловые рощи и отдельные крупные деревья, а также часовни, которые ставились с учётом организации пространства для лучшей ориентации при движении по воде. Интересно, что у большинства из сохранившихся до настоящего времени часовен на главных судоходных путях стоят створные знаки современных фарватеров. Это свидетельствует о глубоком знании местными жителями особенностей судоходства в кижских шхерах.
Главным маяком в кижских шхерах являлась Преображенская церковь на острове Кижи, которая в условиях лишенного леса ландшафта визуально воспринималась в пределах 15–20 километров. Ансамбль Кижского погоста, расположенный на разделении фарватеров, даёт судоводителям возможность сориентироваться почти в пределах всех кижских шхер. В настоящее время рядом с архитектурным ансамблем стоят створы, что подтверждает роль церквей в навигации с древних времён.
Опыт навигации кижан распространялся не только на акваторию кижских шхер, но и по всему Онежскому озеру и далее с выходом по реке Свирь в Ладожское озеро.
Это подтверждают сведения собранные у местных жителей – носителей традиций судостроения и судоходства. Записанные во второй половине ХХ века исторические сведения свидетельствуют о древних районах промыслов населения кижских шхер и существовавших способах передвижения по ещё неосвоенным пространствам. Приведём несколько сообщений, подтверждающих исторический опыт, сохранившийся в памяти кижан.[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]
В топонимике Севера сохранилось много сведений о волоках – сухопутных участках пути, соединяющих реки разных бассейнов, помогающих преодолевать течения и пороги или просто сокращающих водные пути. Существовали волоки и в Заонежье, где они устраивались на малых соединённых протоками озёрах. Здесь до недавнего времени во многих деревнях строились (сейчас только в д.Фоймогуба – мастер Шадров В.Д.) лодки–долблёнки («ушкой» или «ошкуй»), которые, по словам местных жителей, могли перетаскивать через мелкую воду или болото.
Интересен рассказ жителя деревни Рогачёво, расположенной на острове соседнем с Кижским, М.П.Рогачёва, о своём прадеде: «Старший брат рассказывал, прадед сядет на суше в лодку, «четвертную» водки поставит, и мужики через остров по суше лодку тянут. Волоком прямо по земле, что бы выпить заработать» [3] . Тянули около 200 метров, через низину в самом узком месте. Так в мужской шуточной игре сохранилась память о древнем способе передвижения на судах.
Описание рыболовецкого хозяйства крестьянской семьи потомственных кижан, в котором были свои «вековечные» места лова дал последний житель деревни Еглово на острове Еглов И.Ф.Вересов: «На берегу губки был рыбный амбар, от него к бане вела канава, в которую ставили две большие восьмиметровые лодки, стены канавы были выложены камнями. В амбаре хранили мережи – их было 18, и невода, в глуби залива в 50 м. от амбара на воде стоял рубленый садок для красной рыбы. Ловили у Пяльмы (около 40 км.) – там наши тони были, с собой возили все колья для ставников, а осенью убирали всё, чтобы сетки не рвать – тогда у всех во всём порядок был. Когда мало рыбы поймают, то в садок пускают, а когда много – сразу в Петрозаводск везут».
Известно, что крестьяне Кижской волости ловили рыбу не только на Онеге, но и на ладожских и поморских промыслах. Об этом упоминается в биографии известного кижского сказителя Т.Г.Рябинина, крестьянина и отца большой семьи. О традиции промыслового лова рыба на Ладоге своей семьи сообщает М.П.Рогачёв: «Ездили мой отец со своим отцом, Яковом Егоровичем, на Ладогу ряпушку ловить. До революции ещё. Специально лодки делали девятиметровые, на двух парусах, и на своей лодке ходили за ряпушкой около октября. Не одна лодка едет, много лодок было из Кижей. Там ловят, там и продают. Брали бочки соли туда, сами солили, продавали, и себе, сколько надо везут. Рассказывал, что такие штормы иной раз поднимались, осень же. Мачты парусные ломало. Я маленький ещё был, больше не помню. Так, а про прадеда – Егора Васильевича не слышал ничего уже больше, куда он путешествовал, слышал вот так, что ездил по суше волоком».
Интересен факт выхода на путину в Ладогу лодок многих семей кижан. Существование такой традиции предполагает историческую связь кижских крестьян с районами рыбной ловли на Ладожском озере, поскольку рыбацкие тони передавались по наследству, и новому человеку заниматься промыслом не позволили бы местные жители.[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]
В ХIХ веке на Онежском озере началось использование пароходов для пассажирских и грузовых перевозок. Первые регулярные рейсы связали Петрозаводск с Санкт–Петербургом. С началом судоходства на Онежском озере и появлением регулярных рейсов из Петрозаводска в Заонежье, сложный участок Кижских шхер потребовал проведения гидрографических работ с целью прокладки безопасных для судоходства фарватеров. Обслуживанием судоходства и навигационной обстановкой, занимался Кижский техучасток.
В Кижских шхерах, как и во всех районах с развитым традиционным судоходством, бакенщиками и смотрителями маяков были местные жители из ближних к обслуживаемому участку деревень. Границы техучастка были от Гарницкого маяка до Великой Губы и от Клименецкого маяка до маяка на Лейнаволоке. Фарватеры на север и на юг от Кижских шхер обслуживали другие техучастки Онежского озера. Работу всех навигационных знаков обеспечивали смотрители трех маяков и 10–12 бакенщиков.
Так, известный мастер–лодочник М.П.Рогачёв не только шил лодки для кижского техучастка, но после отца какое‑то время работал бакенщиком. Он рассказывал: «Деды обычно сельским хозяйством занимались и рыболовством, ну, изредка, там шили лодки, когда заказы поступали…, а папаша тоже этим занимался, и ещё освещал фарватер».
Традиционное народное судостроение Северо–Запада, как народное зодчество и плотницкое ремесло, существовало «испокон веков», поскольку освоение региона было возможно только с помощью постоянно строящегося речного и морского флота.
П.Богословский, один из первых исследователей народного судостроения, в середине XIX века писал, что заказчик «дает мастеру главные размерения: длину, ширину и глубину, и назначает то количество груза, какое судно поднять должно. Мастер, поразведя умом, закладывает судно и – создает его», руководствуясь «не наукой, а одним практическим навыком, одною опытностью или, говоря по–русски – одним смеканьем дела» [4] , что подтверждает самобытный многовековой опыт и высокое мастерство народных российских судостроителей. Приведённая цитата перекликается с высказыванием И. Грабаря о народных зодчих России: «чутьё пропорций, понимание силуэта, декоративный инстинкт, изобретательность форм – одним словом все архитектурные добродетели встречаются… постоянно и повсеместно… Самобытность… не вызывает сомнений» [5] .[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]
В 1980–2005 г. автором проводились полевые этнографические исследования народного судостроения в Кижских шхерах и Заонежье, а также на Белом море и на озёрах Водлозеро, Сямозеро, Куйто и Сумозеро, где лодка является самым распространенным, а иногда и единственным видом транспорта. Главными информантами являлись судостроители, владельцы традиционных лодок, рыбаки и местные старожилы. Информация собиралась по разделам: типы и размеры традиционных лодок; технология строительства и материалы; оснастка и ходовые качества; особенности и терминология традиционного судостроения и судоходства; сведения о мастерах и деревнях, где строились лодки.
Задача исследований – собрать информацию о традиционном судостроении каждого района и, на ее основе попытаться сделать вывод о формировании и развитии местных школ традиционного судостроения.
Собранные сведения позволяют утверждать, что на указанных водоёмах сформировались особенные типы лодок, и существовали свои самостоятельные традиционные школы судостроения. Об этом свидетельствуют целый ряд признаков:
- Наличие работающих мастеров, обучавшихся ремеслу у местных стариков.
- Существование исторической памяти о мастерах и деревнях, где шили лодки и о распространении опыта в другие места.
- Наличие конструктивных и технологических особенностей местных лодок, а также местной терминологии. Представление об отличии местных лодок от лодок, бытовавших в других районах.
Один из главных центров судостроения на Онежском озере сложился в Кижской волости. Здесь в течение веков сформировался своеобразный тип лодки, получивший название «кижанка», сохранившееся в языке всех народов населяющих побережье Онежского озера (вепсов, карел, русских). Широкая известность этого типа лодки подтверждает, что первоначально судостроение на Онеге развивалось именно в кижских шхерах. С учётом расположения и размеров Кижской волости в отдельные исторические периоды (до Шуи–Кондопоги–Повенца–Пудожского берега), можно объяснить распространение по всем берегам Онежского озера этого типа лодки и бытования названия «кижанка». Оригинальные теория корпуса и технология, терминология конструктивных элементов лодки– «кижанки», свидетельствуют о развитой местной традиции судостроения, её уникальности и многовековой истории.[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]
Для различных районов плавания строились кижанки разных размеров. Для внутреннего, между деревнями, «каботажного» плавания строились лодки–кижанки длиной до 6 метров, с выходом в открытое озеро – до 8 метров. Для дальних плаваний по Онежскому озеру с выходом в Ладогу, а также для рыболовного промысла и перевозки грузов, строились «кижанки» длиной 9 метров с двумя мачтами. Кроме лодок–кижанок, в кижских шхерах ещё в первой половине ХХ века, строили онежские «соймы» (карел. «сайма» – большая лодка) – 2-х мачтовые лодки длиной больше 9 метров. Соймы применялись, как правило, для перевозки грузов, поэтому, для их укладки, борта обшивались внутри «подтоварником» (тонкой доской), делались ящики для груза или рыбы, а вместо палубы, для укрытия груза от воды, устраивались настилы с тентами.
Кижанки и соймы (онежская и ладожская) были хорошо приспособлены для судоходства по большим озёрам на вёслах и под парусом. По внешнему виду и конструктивным особенностям они очень близки. Сохранились чертежи и фотографии сойм и кижанок, на которых можно видеть их общие линии силуэтов со схожими штевнями и парусным вооружением. Эти народные лодки, имеющие неповторимые обводы, не встречаются в других российских губерниях.
Многие путешественники и исследователи Русского Севера отмечали хорошие мореходные качества и особенность конструкции сойм (сходными с «кижанкой» – Ю.Н.) и предполагали, что они принадлежат к отдалённой древности. Можно добавить, что хорошие мореходные качества, ещё одно свидетельство многовековых традиций и опыта, навыка и мастерства народных судостроителей.
Известно, что в Кижской волости, более распространенным было индивидуальное строительство лодок. Потребности местного населения в лодках могли обеспечить мастера–индивидуалы, работающие по заказам, что приносило неплохой доход в крестьянское хозяйство. По свидетельству жителя д.Еглово, плотника и мастера–лодочника И.Ф.Вересова, «раньше в деревне лодка стоила столько, сколько и корова». Строительство «кижанки» обычно велось на сарае дома, где жил мастер–лодочник (рис.1). По свидетельству местных жителей, во многих деревнях были плотники, которые также умели строить лодки, хотя все предпочитали делать заказ известным в округе мастерам–лодочникам. Хороший мастер, из заранее заготовленного материала, мог построить лодку за одну – две недели, а с опытным помощником – всего за два–три дня.
Информанты свидетельствуют, что мастерами–судостроителями строившими соймы были П.Е.Рогачев из дер.Рогачево, крестьяне Егоровы из дер.Зубово, Киселевы в Подъельниках, Степановы, Июдины, Бурковы и другие на Волкострове. У В. Пулькина есть упоминания о строителях «сойм» из д.Кургеницы: «В конце прошлого века среди корабельных дел мастер здесь выделялся Якимов», а «Николай Михайлович Филин мог строителем, мог и шкипером» [6] .[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]
Исследования показали, что в ХХ столетии центр судостроения Кижской волости и Заонежья в целом находился в районе Волкострова и соседних островов Еглов и Рогачёв, на которых располагалось восемь деревень. К волкостровским лодочникам ещё в 1970-е годы приезжали заказчики не только из ближней округи, но и из весьма удаленных мест – с Пудожского берега и из Шелтозерья. Известно, что у каждого волкостровского мастера в доме имелась своя мастерская, а заказчики к лучшим из них выстраивались в очередь, имя мастера было гарантией для каждой построенной им лодки. Еще в 60–70-е гг. ХХ в. говорили: «Все волкостровцы и поныне шьют лодки». Сейчас на о.Волк шьют лодки два старых мастера – братья Н.В. и И.В. Судьины.
В 1930-е гг. судостроительный потенциал Кижской волости использовался в русле кооперации кустарного производства. Благодаря заказам Гослова, сплавной конторы и некоторых других государственных организаций возникали артели, которые брали подряды на строительство больших партий промысловых лодок, причём не только традиционных для Заонежья «кижанок». Так, например, в 1931 г. артель из 11-ти человек под руководством крестьянина из д. Пустой Берег П.Г.Никитина подрядилась для Вознесенского пароходства за полгода сшить 60 лодок– «свирянок пашского типа» (р.Паша – судоходный приток Свири) [7] . Это говорит о большом потенциале судостроения этой артели и всего района. Тогда же была построена малая судостроительная мастерская на острове Еглов. Но работы очевидно так и не начались.
Деревни трёх островов – Волк, Еглов и Рогачёв в начале 1930-х годов объединились в «Промколхоз», который просуществовал до образования совхозов в 60-е гг. В 1932 г. начала работать судостроительная верфь на о.Волк, где строили не только лодки – кижанки, но и мотоботы для рыбаков по заказу Петрозаводского промыслово–рыболовного союза. Были построены большая мастерская для шитья лодок, площадью более 200 кв. м и высотой около 6 м (в мастерской можно было строить одновременно 4 кижанки длинной до 8 м), а так же стапель для постройки судов длиной до 20 м со слипом, оборудованным лебедкой для спуска судов на воду (рис. 2, 3). Судоверфь «Промколхоза» на Волкострове обеспечивала работой более полусотни крестьян из близлежащих деревень, и способствовала обучению молодежи судостроительному ремеслу. Таким образом, в советское время до упразднения Заонежского района и ликвидации колхозов в 1960-х годах, в Кижских шхерах существовал вполне дееспособный центр традиционного судостроения, обеспеченный постоянными государственными и частными заказами, надежным рынком сбыта, достаточной сырьевой базой и производственными мощностями. Этот центр состоял из артели квалифицированных мастеров, продолжающих местные судостроительные традиции и, в процессе работы на личным примере обучающих учеников.
Руководить артелью судостроителей начал старый мастер М.И.Июдин (д.Щепино), а помогал ему Ф.М.Судьин (д.Насоновщина), который и был главным судостроителем до ликвидации промколхоза.
Мастер–судостроитель Ф.М.Судьин (1908 г.р.) по общему мнению был лучший из лучших, работал сам, учил других, руководил строительством и читал чертежи. Плотницкому и судостроительному ремёслам обучался с детства в семье («все делал и лодки шил»). В 24 года начал руководить работами на судостроительной верфи. После войны на Волкострове работал опытный судостроитель–профессионал из известной на Белом море семьи Ворониных, который научил Судьина теории и практике судостроения. Благодаря нему Ф.М.Судьин стал квалифицированным мастером, способным разбираться в чертежах, выполнять их в натуральную величину на плазе и руководить сборкой корпусов больших судов.[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]
Сразу после войны или после армии на практике прошли школу обучения молодые судостроители – более 10 человек, работая под руководством старых мастеров, получили профессию и сохранили древнюю лодку – кижанку до наших дней.
В настоящее время строительством лодок занимаются братья Судьины. И.В.Судьин (1930 г.р.) в 1999 г. сшил лодку – кижанку для выставки в музее–заповеднике «Кижи», а также лодку по заказу в дер.Кургеницы. Его младший брат Н.В.Судьин (1932 г.р.) шил лодки в учениках до 1952 г., а после выхода на пенсию в 1992 г. каждый год шьёт по одной – две лодки.
Известный на всю округу мастер–реставратор и лодочник И.Ф.Вересов сшил за свою жизнь более 200 лодок. Никто не отозвался плохо о его работе, к нему стояла очередь, люди годами ждали, когда он им сможет сшить лодку или построить дом. Сейчас еще продолжает шить лодки его ученик Ф.Е.Лисицын (д.Посад, о.Волк). В г.Петрозаводске до 2006 г. жил Б.Ф.Никитин, который также научился шить лодки у И.Ф.Вересова, а также у своего отца – П.Г.Никитина. Он работал в своём доме в д. Заозерье. Летом 2006 года, по договоренности с музеем–заповедником «Кижи», он должен был начать работать в главной экспозиции музея у дома Елизарова, знакомить посетителей с традиционными технологиями деревянного судостроения. К сожалению, безвременная смерть расстроила общие планы.
Начиная с 1999 года, традиционная судостроительная культура постепенно находит отражение в музее–заповеднике «Кижи». В существующей экспозиции на сарае дома Ошевнева представлена классическая лодка – «кижанка», построенная в 1960-х годах В.Н.Бурковым, жителем дер.Шуйно на Волкострове, учившемся в 1945–50-х годах у мастеров верфи промколхоза. В доме Елизарова на сарае представлена выставка «Строительство лодки – «кижанки», на которой можно увидеть лодку в процессе строительства (мастер – И.В.Судьин), а также инструмент и приспособления одного из последних мастеров–лодочников волкостровской школы И.Ф.Вересова.
В музее разработаны предложения по развитию главной экспозиции музея по теме «традиционное судостроение и судоходство», в том числе создания сектора традиционного судостроения и «музейной гавани» (см. Приложение). Подобные центры действуют во многих музеях стран Северной Европы. В России ни один музей не имеет подобного сектора.[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]
С целью сохранения и популяризации народной судостроительной культуры, музей–заповедник «Кижи» организовал в 1999 г. первую народную гонку традиционных лодок, которая получила название «Кижская регата». Эта работа музея направлена на привлечение внимания общества к проблемам сохранения традиционного судостроения и судоходства. Развитие этого народного праздника создаёт дополнительные условия для взаимодействия музея и местных жителей в деле сохранения традиций кижского судостроения.
Сейчас очевидно, что сохранить народную судостроительную культуру можно только музейными методами, с привлечением усилий специалистов и учёных, местных сообществ, предпринимателей и туристических фирм, обучающих и производственных организаций, в том числе в специально создаваемых Центрах народного судостроения. Такой подход позволит создать в музее–заповеднике «Кижи» и в деревнях исторической территории Кижской волости условия для привлечения к этой работе молодежи. Только общими усилиями, при поддержке государства можно сохранить традиции многовековой, но бесследно исчезающей, судостроительной культуры.
Приложение
Предложения по развитию главной экспозиции музея-заповедника «Кижи» по теме «Традиционное судостроение и судоходство»
Важной особенностью материальной культуры населения деревень, расположенных на берегах Онежского озера (в том числе Кижской волости), является приоритет водного транспорта. Имеющиеся историко–этнографические материалы позволяют составить достаточно полный список транспортных средств, приспособлений и построек, обеспечивающих все виды деятельности крестьян, связанные с водой и восстановить традиционное оборудование береговой линии у крестьянских домов главной экспозиции музея (рис.4,5).[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]
Список транспортных средств, приспособлений и построек:
Транспортные средства (длина)
- Галеасы (15–20 м)
- Лодки «кижанки» (5–8 м)
- Соймы (8–12 м)
- Лодки с ящиком для перевозки живой рыбы (8–10 м)
- Лодки – осиновки, долбленки – ушкойки и др.
- Плоты – кошели.
Постройки
- Мастерские для строительства лодок на сараях домов.
- Артельные мастерские для строительства лодок, сойм, галеасов и др.
- Стапели для строительства судов на улице.
- Сараи для хранения лодок.
- Причалы.
- Амбары на воде и рыбные амбары.
- Ледники.
- Избушки на рыбных тонях.
- Бани по-черному для сушки сетей.
Приспособления
- Покати – «салазки», слипы – «склизы».
- Ворота для подъема–спуска лодок, бревен.
- Приспособление для сборки и транспортировки плотов леса.
- Мостки для набора воды.
- Садки для рыбы.
- Заколы для ставников.
- Вешала для сушки сетей.
- Тали, лаги, настилы для подъема больших грузов из судов.
- Бочки для засолки рыбы.
- Коптильные (для рыбы) сараи и ящики.
- Смолокурные ямы.
- Приспособления для витья веревок, канатов, для плетения сетей.
Этот список можно уточнять и расширять. В настоящий момент представляется важным начать работу по введению в экспозиции соответствующих объектов показа – судов, построек и приспособлений. К сожалению, за небольшим исключением (лодки, приспособления) в деревнях не сохранились вышеуказанные объекты, поэтому пополнять музейные сектора предстоит макетами и новоделами. Формировать усадьбу каждого дома необходимо с учетом его истории, социальной характеристики, рельефа, берега и глубин, а так же сложившегося архитектурного пейзажа и экскурсионных потоков.
Усадьба крестьянина Ошевнева (рис.6).
Усадьба расположена на месте бывшей деревни, в непосредственной близости к ансамблю Кижского погоста и бывшему главному причалу о.Кижи. Отлогий берег с хорошими глубинами позволяет разместить значительное число объектов показа и создать интересную «гавань» заонежского рыбопромышленника. Насыщенность предлагаемой застройки, по мнению авторов, считается допустимой и исторически обоснованной, по следующим причинам:[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]
- аналог – исторический причал и постройки у погоста на о.Кижи и в В.Губе (фото 1,2)
- богатый купец–рыбопромышленник мог жить в самом центре волости,
- малые архитектурные формы не будут мешать восприятию больших архитектурных объемов главного ансамбля, наоборот покажут естественность возникновения и восприятия церквей Кижского погоста, как в экономически богатом районе,
- новые постройки и приспособления расширят возможности экскурсионного показа, а также развития «ожившей экспозиции».
Экспозиционные объекты предлагаемые установить у береговой линии у дома Ошевнева:
- Сойма под навесом.
- Салазки и ворот для вытаскивания лодки
- Мосток для набора воды
- Баня с причалом
- Салазки и ворот для вытаскивания лодки
- Причал с вешалами для сушки сетей
- Сарай для хранения лодки с кижанкой на покатях
- Амбар хозяйственный
- Амбар для хранения орудий лова
- Амбар рыбный
- Садок для рыбы.
Усадьба крестьянина Елизарова (рис.7)
Расположена на юго–западном мысу о.Кижи. Западный берег приглубый, южный – отмелый, заросший трестой. В 1999 году на хозяйственной части дома развернута экспозиция «Строительство лодки – кижанки». Крестьянин Елизаров занимался рыбной ловлей, но не торговал, поэтому в его усадьбе предусмотрен весь комплекс традиционных для заонежской деревни построек, но количество их меньше чем в усадьбе дома Ошевнева.[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]
Предлагается включить в состав экспозиции усадьбы дома Елизарова дополнительные объекты показа, а также предусмотреть в рамках программы «Ожившая экспозиция» демонстрацию процесса строительства лодки у дома.
Экспозиционные объекты предлагаемые установить у береговой линии у дома Елизарова.
- Лодка–кижанка под навесом
- Мосток для набора воды, салазки и ворот
- Причал
- Амбар для сетей
- Амбар рыбный
- Садок для рыбы
- Баня с причалом
- Причал с вешалами для сушки сетей
- Сарай для хранения лодки
Усадьбы крестьян Сергеева и Щепина
Усадьбы находятся в самой узкой южной части о.Кижи. Фасады обоих домов обращены в живописный заливчик с хорошим ровным дном. На берегу можно расположить полный комплекс построек и приспособлений с учетом разного социального уровня семей.[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]
Экспозиционные объекты предлагаемые установить у береговой линии усадеб крестьян Сергеева и Щепина.
- Причал водяной мельницы
- Салазки и ворот для лодки Щепина
- Мосток для набора воды Щепина
- Баня с причалом Сергеева
- Салазки и ворот для лодки Сергеева
- Сарай для хранения лодок Сергеева
- Баня Щепина.
Предложения по созданию сектора традиционного судостроения и «музейной гавани» (рис.8)
Создание такого сектора предполагает строительство макетов построек и приспособлений на основе имеющихся архивных сведений и фотографий. Основная постройка – мастерская для строительства лодок. Ее предлагается воссоздать по аналогу бывшей мастерской на о.Еглов (постр. 1931 г.). Также предусматривается оборудование стапеля и слипа на основе сведений о верфи на о.Волкостров (постр. 1932 г.). Остальные постройки будут спроектированы по историческим аналогам, что обеспечит научную и историческую ценность всего комплекса.
Сектор предполагается разместить у причала на восточном берегу о.Кижи около бывшего административного здания. Предлагаемое месторасположение имеет ряд преимуществ, в частности: достаточно удалено от главных экспозиционных секторов (заонежского сектора и сектора пряжинских карел), находится на половине пути между ними (что обеспечивает посещаемость туристами), в этом месте имеется большой причал, берег отлогий и закрытый от волнения и т.д.[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]
Предлагается установить следующие экспозиционные объекты:
- Амбар хозяйственный двухчастный
- Амбар для хранения орудий лова
- Амбар рыбный
- Грузовой причал
- Лодочная мастерская – выставка
- Дренажная канава
- Навесы для стройматериалов и выставки
- Открытый стапель и слип
- Хозяйственные амбары
- Сарай для хранения лодок
- Салазки и ворот для лодок
- Рыбацкая избушка, ледник, коптильня
- Салазки и ворот для лодок
Создание новой уникальной экспозиции под открытым небом по традиционному судостроению, подобной которой нет в России, станет реальным вкладом в сохранение традиционной культуры судостроения и судоходства, а также будет способствовать росту привлекательности музея для посетителей.
- [1] История северно–русского судостроения и судоходства рассматривается в ряде научных работ, среди которых следует выделить монографии: Сорокин П.Е. Водные пути и судостроение на северо–западе Руси в средневековье. СПб., 1997; Дубровин Г.Е, Окороков А.В., Старков В.Ф., Черносвитов П.Ю. История северорусского судостроения. СПб, 2001.
- [2] Озерецковский Н.Я. «Путешествие по озёрам Ладожскому и Онежскому», Петрозаводск, 1989 г., стр.51
- [3] Здесь и далее ссылки на местных жителей – информаторов из экспедиционных дневников автора, находящихся в личном архиве.
- [4] Богославский П. О купеческом судостроении в России, речном и прибрежном. СПб, 1859. С.27.
- [5] Грабарь И.Э. О русской архитектуре. М., 1969. С.44.
- [6] Пулькин В.И. Происхождение красоты. Петрозаводск, 1980.
- [7] НАРК, ф. 1638, оп.2, д.1/3, л.13.
Текст может отличаться от опубликованного в печатном издании, что обусловлено особенностями подготовки текстов для интернет-сайта.