Воробьева С.В. (г.Петрозаводск), Пигин А.В. (г.Петрозаводск)
Заонежские помянники XVII–XIX веков как источники по истории крестьянских семей
@kizhi
Работа выполнена при финансовой поддержке Российского гуманитарного научного фонда, проект №04-04-00291а.
В Карельском государственном краеведческом музее хранится коллекция рукописных помянников (синодиков) XVII–XIX вв., принадлежавших крестьянам Кижского и Сенногубского приходов. Всего коллекция включает 32 единицы хранения. О времени и источниках ее поступления в музей сведений нет. В музейных актах эти памятники отмечены как «старое поступление» – под этим обозначением в музее «числится все, что поступило в музей с 1873 по 1941 год и не имеет сведений о сдатчиках» [1] .
Помянники – небольшие рукописные книжечки (форматом в 8-ю, 16-ю и 32-ю долю листа), в которые включались имена усопших для церковного поминовения. На первом листе помянников обычно указываются название деревни, имя и фамилия владельца, далее следует перечень имен, изредка отмечаются даты смерти того или иного лица. Помянники были составлены крестьянами, проживавшими в деревнях о.Кижи, Большого Клименецкого острова, о.Еглово, Большого Леликовского острова, о.Волкострова, о.Рогачева, а также материковой части Заонежья. В заглавиях помянников и во владельческих записях указываются названия следующих деревень: Егловская, Оятевщина, Боярщина, Корба, Кузнецкая, Конда, Потаневщина, Кургеницы, Шлямино, Насоновская, Зубово, Косельга, Иванцовская, Леликовская и другие. Встречается также упоминание Клименецкого монастыря, находившегося в южной части Большого Клименецкого острова. Данные источники, таким образом, представляют большой интерес для изучения топонимии Заонежья, истории крестьянских родов, духовной и родственной памяти крестьянских семей. Важно напомнить в этой связи, что именно в Заонежье в XIX в. были записаны от местных крестьян русские былины и многие другие фольклорные тексты. Так, в одном из помянников упоминается Елустафий Федоров, отец Ильи Елустафьева, одного из самых известных сказителей Кижской волости (КГМ-1359/28). Между тем коллекция помянников не привлекалась ранее для источниковедческого исследования.
При условии «расшифровки» списка имен в помянниках можно попытаться определить границы родственной памяти крестьян в каждом конкретном случае, обозначить число поколений, которое она охватывает. Отправной точкой для этой работы являются заглавия помянников с указанием имени, патронима, фамилии их владельцев. Заглавия и владельческие записи в начале и на некоторых внутренних страницах объединяют зачастую несколько имен, местами дописаны вторые фамилии. Большую помощь для анализа семейной истории, родственных связей владельцев помянников могут оказать материалы податного делопроизводства XVI–XVIII веков (писцовые и переписные книги, а также ревизские сказки). Сложность работы с подобными документами заключается в том, что они, по большей части, не фиксируют полный состав семьи. Все материалы налогообложения представляют собой списки жителей по деревням, но до середины XVIII века в них не заносили женщин, а до второй половины XVII века записывали далеко не всех мужчин, а только глав семейств. Тем не менее, несмотря на неполноту и отрывочность этих источников, нами была предпринята попытка исследования некоторых помянников с целью определения их семейной принадлежности и идентификации упомянутых в них имен путем составления родословных схем как на отдельные семьи, так и на целые поселения.
Особый интерес представляют внесенные в некоторые из помянников имена крестьянских родов – «Исаковы», «Ощирины», «Распутины», их происхождение и социальный статус, деревенские прозвища, которые были присвоены только отдельным поколениям, или те прозвища, которые стали фамилиями и сохранились до начала XX века.[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]
Коллекция заонежских помянников была кратко описана в 1997 г. Н.М.Пановой в ее каталоге рукописей и старопечатных книг краеведческого музея. [2] Однако это описание изобилует ошибками и неточностями: исследовательница во многих случаях не смогла правильно прочесть текст, датировать рукописи и т.д. Публикуемое ниже описание помянников было заново составлено А.В.Пигиным, комментарии к истории семей (после описания конкретных помянников) написаны С.В.Воробьевой. Комментарии удалось составить к 16 помянникам из 32 [3] .
КГМ–20828. Помянник
Вторая половина XVIII в. (водяной знак: «ВФ» и «СТ» в волнистых прямоугольниках – Клепиков С. А. Филиграни и штемпели на бумаге русского и иностранного производства XVII‑XVIII века. М., 1959. №151 – 1765–1776 гг.). Полуустав и скоропись. 21 л.8° (18,5×11). Без переплета. Оранжевая краска в заглавных буквах. Л. 3об., 6, 8, 9об., 11об., 13об., 15, 15об., 19об., 20об. – без текста.
Содержит перечень имен усопших:
Л.1. Начало утрачено, сохранился текст со слов: «…Господи, души преставшихся раб своих и рабынь…». Далее перечень имен. Поздние записи относятся к 1782–1798 гг.;[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]
Л.4. «Род Ивана Филатова»;
Л.5. «Род Потафьевых»;
Л.6об. «Род Никулы Исаева Кошкиных»;
Л.8об. «Род Федора Евсеева Федоровых» (последнее слово дописано позднее);
Л.10. «Род Захарья Панкратьева Угловых»;[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]
Л.11. «Род Василья Степанова Лебедевых»;
Л.12. «Род Кудрова Афонасья Мартынова»;
Л.14. «Род Ивана Яковлева, Ивана Ерасимова Гостевых и Куриковых»;
Л.16. «Род Исаака Некитина Василевых»;
Л.17. «Род Якова Яковлева, Арефа Козмина Трубачеевых»;[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]
Л.20. «Поминание сие города Петрозавоцка роду Андрея Романова Крапивина»;
Л.21. «Род Егора Ефремова».
КГМ–17105. Помянник деревни Егловской
Третья четверть XVIII в. (водяной знак: лигатура «МК» – Клепиков С.А. Филиграни и штемпели на бумаге русского и иностранного производства XVII‑XVIII века. М., 1959. № 338–351 – 1740–1750-е гг.). Скоропись. 14 л. 8° (14,2×9,2). Обложка из плотной бумаги. На внутренней стороне обложки заглавная буква «С» с растительным орнаментом. Красная краска в заглавных буквах и орнаменте.
Заглавие: «Сие поминание деревни Егловской Алексея Дорофеева с Ведотом (так!) Вачеевым и Ефътефея Васильева с Рогачева» (внутренняя сторона обложки). Далее, на л.1–3об. и 13 – перечень имен усопших (остальные листы без текста).[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]
КГМ–1359/1. Помянник Максима Софронова, работника Клименецкого монастыря
Первая половина–середина XVIII в. (водяной знак: на л. 5 небольшой фрагмент – часть короны – знака «Герб города Амстердама»). Полуустав и скоропись. 12 л. 16° (9,2×7). Переплет: доски, обтянутые кожей с тиснением, одна застежка. Киноварь в заглавии. Л.4об. – 11об. – без текста.
Заглавие: «Сие поминание Климецкого монастыря работьника Максима Софронова» (позднее дописано: «з братами Шпаневых ис Корбы») (л.1). После поминания «прежде почивъших века сего», «начальника святыя обители сия Ионы схимника и сродников его» следует перечень имен усопших. На л.3об. запись о преставлении Максима (вероятно, Максима Софронова): «… Максима, преставися апреля 11 дня 1753 году», далее еще несколько имен.
КГМ–1359/2. Помянник деревни Кузнецкой Петра Федотьева Шестакова
Конец XVII–XVIII в. (водяной знак: «Герб города Амстердама» 3-й разновидности: Дианова Т.В. Филиграни XVII–XVIII вв. «Герб города Амстердама». М., 1998. С.6 – 1680–1723 гг.). Полуустав и скоропись. 45 л. 16° (9,7×7,6). Переплет: доски, обтянутые кожей с тиснением, одна застежка (сохранились только ее фрагменты). Киноварь в заглавии и инициалах. Заглавие заключено в круг желтого цвета. Л. 1об., 2, 2об., 3об., 5об., 16–45 – без текста.[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]
Заглавие: «Сие поминание деревни Кузнецкой Петра Федотьева сына прозвеще Шестакова» (л.3). После общих поминаний («вселенских патриарх, православных царей и цариц и благородных чад их…»; «прежде почивших» от Адама и Евы) следует перечень имен. Поздние записи относятся к 1773–1787 гг.
Запись: «Роды Ивана. Сие поминание с (?) Кузнецов Ивана Кирилова. Сие поминана (так!) древ (так!)» (л.1); «Сие поминание деревни Кузцкой (так!) Петра Федотьева сына прозвище Шестакова» (л.45об.).
КГМ–1359/3. Помянник крестьян Кижского погоста Кондянской волости
XVIII в. (водяной знак не поддается идентификации). Полуустав и скоропись. 16 л. 16° (7,8×6). Переплет: доски, обтянутые кожей с тиснением, одна застежка (сохранились только ее фрагменты). Л.6об. – 16об. – без текста.
Заглавие: «Сие поминание Киско погоста Конъдянской волости Ивана з братьею Яковлевых Стешовых», ниже дописано другим почерком: «Анкудина и Митрофана Тифантьевых и брата Козмы Арефьева» (л.1об.–2), далее перечень имен.[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]
Запись: «71–30а» (красная краска, л.1) (старый музейный шифр).
Комментарии: Владелец поминальника Иван Яковлев имел четырех братьев, прозвище «Стешовы» (может быть, от «Стеша» – уменьшительная форма от «Степан», «Степанида» [4] ) в настоящий момент не объясняется. Семья известна с 1563 года. Как самостоятельные дворохозяева братья Иван, Степан, Нифантей, Иван же, записаны в переписную книгу 1696 года уже после смерти их отца Якова Федорова [5] . Упомянутые в заглавии Анкудин и Митрофан Тифантьевы – племянники Ивана Яковлева, сыновья его брата Нифантия Яковлева. Козьма Арефьев – их двоюродный брат, внук Ивана Яковлева. Имена Федор и Яков (Иаков), то есть деда и отца первого владельца книжки, стоят одними из первых в списке помянника. Последние записи относятся к 1784–1787 годам. В ревизии 1795 года [6] отмечены даты смерти членов этой семьи, занесенных в помянник последними. Всего в поминание записано 4 поколения крестьян.
КГМ–1359/4. Помянник деревни Кузнецкой Григория и Кирилы Сидоровых
Конец XVII–XVIII в. (водяной знак: «Герб города Амстердама» 3-й разновидности: Дианова Т.В. Филиграни XVII–XVIII вв. «Герб города Амстердама». М., 1998. С.6 – 1680–1723 гг.). Полуустав и скоропись. 22 л. 16° (9,8×7,8). Переплет: бумага, обклеенная кожей, кожаный ремешок. Киноварь в заглавии. Л.I, 10об.–21об. – без текста.
Заглавие: «Сие поминание деревни Кузнецкой Григорья Сидорова сына и брата его Кириллы Сидорова» (ниже приписано другим почерком: «и Никиты Кирилова») (л.1), далее перечень имен.[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]
КГМ–1359/5. Помянник деревни Шляминых Василия Микитина
Вторая половина XVIII в. (водяные знаки не просматриваются). Скоропись. 14 л. 16° (8,4×6,5). Переплет: доски, обтянутые кожей, следы от двух застежек. Л.I, 9об.–13об. – без текста.
Заглавие: «Сие поминание деревни Шляминых Василия Микитина» (л.1), далее перечень имен.
Комментарии: Василий Никитин, владелец этого помянника, родился около 1706 года, его род восходит к 1563 году. В начале списка имен стоят последовательно имена прапрадеда, прадеда, его брата, деда и других родственников по боковой линии, живших в конце XVII века. Завершают список имена сыновей владельца помянника Бориса и Карпа. Последние записи, скорее всего, относятся ко второй половине XVIII века. Предположительно в помяннике перечислены 7 поколений одного рода.
КГМ–1359/6. Помянник деревни Егловской Константина Васильева с братом
Середина XVIII в. (водяной знак: «Герб города Ярославля», тип №3, литеры «ЯФЗ» – Клепиков, 1959. С.20 – 1748–1751 гг.). Скоропись. 15 л. 16° (11×9). Переплет: кожа из двух кусков, скреплена с листами крупными стежками пеньковой веревочки. Л.1, 4–15об. – без текста.
Заглавие: «Сие поминание деревни Егловской Констентина Васильева з братом» (л.1об.); после общего поминания почивших «от Адама и до сего дня» следует перечень имен.
КГМ–1359/7. Помянник крестьян Кижского погоста
Конец XVII–XVIII в. (водяной знак: «Герб города Амстердама» 2-й разновидности: Дианова Т.В. Филиграни XVII–XVIII вв. «Герб города Амстердама». М., 1998, наиболее близки № 122, 133 – 1697–1712 гг.). Полуустав и скоропись. 31 л. 8° (12,8×7,5). Переплет: доски в коже с тиснением, две застежки (кожа, металл). Заглавие на л.Iоб. и слова «Помяни Господи души раб своих и рабынь» на л.1 заключены в рамки, выполненные чернилами. Л.11–31 без текста.
Содержит:[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]
Л.Iоб. Заглавие: «Сие поминание Кижского погоста Леонтия Давыдова» (ниже приписано другим почерком: «Куроптева Семена»); после слов «Помяни Господи души раб своих и рабынь» (л.1) перечень имен;
Л.5. «Род с Косельги Прохора Ермолина»;
Л.6. «Род с Косельги Матьфия Изотикова Палги»;
Л.7. «Род с Косельги Артемия Кондратиева»;
Л.10. «Род деревни Кузнецкой Матфия Иванова Бубнева».[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]
Записи: «Сие поминание Кижской трети деревни Корбы Семена Иванова Куроптева с детми» (л.I); «Сие поминание Кижского погоста деревни Корбовской Давыда Иванова с соседы общее» (л.31об.).
КГМ–1359/8. Помянник деревни Конды Артемия Кирилова с братом и дяди его Михея Бухрова
XVIII в. (водяной знак: «Герб города Амстердама» – Дианова Т.В. Филиграни XVII–XVIII вв. «Герб города Амстердама». М., 1998. № 346, 347 – 1730 г.). Полуустав и скоропись. 14 л. 16° (9,4×7,6). Переплет: доски в коже с тиснением, на верхней крышке переплета на металлическую шишечку закрепляется кожаная застежка. Киноварь в заглавных буквах. Л. 1об., 6–14 об. – без текста.
Заглавие: «Сие поминание деревни Конды жителя Артемья Кирилова з братом и дяди ево Михея Бухрова» (л.1), далее перечень имен.
Комментарии: Владелец этого поминания Артемей Кирилов родился около 1697 года [7] , а умер в 1764 году (ревизия 1782 г.) [8] . Его брат Петр, который упоминается как совладелец помянника, родился около 1707 года и умер до ревизии 1763 года, так как в более поздних документах он не упоминается. Имя Артемия Кирилова стоит последним в списке помянника, а перед ним записан Петр.[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]
В настоящий момент удалось идентифицировать большую часть мужских имен последней части поминальных записей. Они принадлежат членам семейства, жившим в 30-х годах XVIII века, так как эти крестьяне упоминаются последний раз в ревизии 1721–1726 годов.
Первая часть документа по почерку отличается от второй. Имена крестьян, которые значатся в этом фрагменте, в настоящий момент не сопоставимы ни с прямой, ни с боковыми ветвями семьи владельцев помянника. Следует отметить, что род Артемия и Петра Кирилловых объединял в начале XVIII века пять семейств, происхождение которых восходило к общему предку – Демешке Мокееву, упомянутому в писцовой книге 1582 года.
Можно предположить, что первая часть документа представляет собой перечисление имен семьи Михея Бухрова, совладельца помянника. Этого крестьянина среди ближайших родственников братьев Кирилловых найти не удалось, возможно, он был дядей по материнской линии.
КГМ–1359/9. Помянник крестьян деревни Кузнецкой
Конец XVII‑XVIII в. (водяные знаки не просматриваются). Полуустав и скоропись. 14 л. 16° (9,7×7,5). Переплет: кожа с тиснением, свернутая «в сумку», с ремешком на конце. Киноварь в заглавии. Л.8об.–14об. – без текста.[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]
Заглавие: «Сие поминание деревни Кузнецкой Ивана да Афонасья Дмитриевых детей» (ниже приписано другим почерком: «Ивана Афонасьева и Савы Иванова Ощириных») (л.1), далее перечень имен. Перечень начинается с «началника Ионы схимника» (основатель Клименецкого монастыря) и имен монахов, вероятно того же Клименецкого монастыря; упоминается «игумен Киприян» [9] .
Комментарии: Крестьяне из рода владельцев помянника впервые появляются в описании деревни в 1631 году (Игнашко Стахиев, Завьялко Стахиев и Томилко Стахиев) [10] . В 1646 году из деревенского списка они исчезают, но уже в следующем описании 1678 года два двора в деревне принадлежат все тем же братьям «Стахиевым» – Ивашке Стахиеву сыну Корове и Дмитрию Стахиеву [11] . Сыновья Дмитрия – Иван и Афонасий, и являются первыми владельцами помянника. В поминание первым после имен священнослужителей занесен их дед – Стахий, за ним отец, имя которого исчезает из описаний семьи в 1696 году [12] . Четвертым идет имя их умершего брата Ивана (его сын Данила Иванов в 1696 году жил вместе с дядями).
Иван и Афонасий Дмитриевы умерли на рубеже XVII и XVIII веков, а помянник перешел во владение сыну одного из братьев – Ивану Афонасьеву с племянником Савой Ивановым. Имена в середине текста помянника идентифицировать не удалось. Последние записи датируются, видимо, концом XVIII века. Среди них имена владельцев – Иоанна и Савы. В списках дворохозяев деревни Кузнецы в середине XIX века нет фамилии «Ощирины», которая происходит от слова «ощера» – зубоскал, насмешник, брюзга, сердитый, задорный [13] . Вполне вероятно, что семья либо перестала существовать, либо прозвище не закрепилось в качестве фамилии. Всего в помянник занесено пять поколений крестьян.
КГМ–1359/10. Помянник Клименецкого монастыря старца Еремея Сенникова
Вторая половина XVII–XVIII в. (водяной знак: Голова шута с 5 бубенцами – Филиграни XVII века по рукописным источникам ГИМ. Каталог / Сост. Т.В.Дианова, Л.М.Костюхина. М., 1988. №351–407 – 1660–1690-е гг.). Полуустав и скоропись. 12 л. 16° (9,8×8). Переплет: кожа, свернутая «в сумку», с ремешком на конце. Л. I, Iоб., 4об.–11об. – без текста.[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]
Заглавие: «Сие поминание Климецкого монастыря старца Еремея Сенникова ис Кижъ» (ниже приписано другим почерком: «и Ефима Кежевых») (л.1), далее перечень имен. Перечень начинается с «началника святыя обители сия схимонаха Ионы».
Запись: «71–43б» (старый музейный шифр).
Комментарии: Последний владелец этого помянника Ефим Кежов родом из однодворной деревни на острове Кижи, которая в XVI – середине XIX века называлась «Одуевская», а позже получила название «Кяжево». Его род прослеживается только с 1678 года, когда в деревне жил его дед Созонко Зуев [14] . Именно с него начинается поминальная книжка. Вторая часть документа, которая отмечена сменой почерка, начинается с имени Елизара – отца последнего владельца помянника. Далее в записях перечисляются его дети и племянники. Последними в списке помянника стоят имена владельца – Ефима и его сына Пимина, родившегося в 1748 году [15] . Среди записей не удалось найти имени Еремея Сенникова, но, несомненно, он принадлежал к этой же семье, поскольку в приписке к заглавию помянника стоит множественное число – «Кежевых».
КГМ–1359/11. Помянник деревни Усть–Яндомы Егора Никитина с детьми Сидоровых
XVIII в. (мелкие фрагменты водяного знака, не поддающиеся идентификации). Скоропись XVIII в. 8 л. 16° (9,5×7,5). Переплет: кожа, свернутая «в сумку», ремешок утрачен. Л. 1, 3–8об. – без текста.[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]
Заглавие: «Сие поминание деревни Усть–Яндомы жителя Егора Никитина з детми Сидаровых», далее перечень имен.
КГМ–1359/12. Помянник крестьян Кижского погоста
XVIII в. (водяной знак: литеры «IV» и часть короны, являющиеся, вероятно, фрагментами водяного знака «Герб города Амстердама»). Полуустав и скоропись. 32 л. 16° (10×7,4). Переплет: доски в коже с тиснением, фрагменты двух застежек. Киноварь в заглавиях. На л.1об. выполненный чернилами рисунок – изображение в полный рост человека, держащего в руках какой‑то предмет. Л. 3–6, 22об.–25об., 30об.–31об. – без текста.
Содержит:
Л.2. «Сие поминание Андрея и Аверкия дитей (так!) Ивановых», далее перечень имен;[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]
Л.6об. «Сие поминание деревни Козаревщине Трифона Никитина, Дмитрия Семенова с соседы всей деревни», на л.7 это заглавие повторено, далее перечень имен. Имеются записи, относящиеся к 1729 и 1731 гг. (л.20об.);
Л.26. «Сие поминание Никиты Борисова з Боярщины з детми, бывшаго священника», далее перечень имен. Имеются записи, относящиеся к 1727 г. (л.27), 1733 г. (л.27об.), 1762 г. (л. 29). Самые поздние записи, судя по почерку, относятся к началу XIX в. (л.29об.–30);
Л.32. Поминание без заглавия, только перечень имен. Те же имена в той же последовательности приведены на л.28.
КГМ–1359/13. Помянник крестьян деревни Конды
XVIII – начало XIX в. (мелкие фрагменты водяного знака, не поддающиеся идентификации). Полуустав и скоропись. 36 л. 16° (9×6,7). Переплет: доски, обтянутые кожей, фрагменты двух застежек. Слово «Помянити» (л.2) написано киноварью с элементами вязи. Л.1, 8об.–36об. – без текста.[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]
Заглавие: «Сие поминание деревни Конды Ермолы Агафанова з братаном Михайлою Реховым, Григория Лукина Ермолиных» (л.1об.), далее перечень имен. Поздние записи, судя по почерку, относятся к началу XIX в.
Комментарии: Владелец поминальной книжки Ермола Агафонов родился около 1674 года [16] , умер до 1763 года, так как в ревизии 1782 года о нем упоминания нет. Его семья прослеживается только с 1678 года [17] . В 1678 году одним домом с его отцом жил брат матери Дмитрейко Никулин. У его сына Никулки Дмитриева в 1726 году бездетный Ермола Агафонов обосновался «подворником» [18] .
Михайлу Рехова, «братана», то есть двоюродного брата, совладельца помянника, определить не удалось. Упомянуты в документе и потомки Никулки Дмитриева – его братья и сын.
Последние записи относятся к семье Григория Лукина Ермолина (родился около 1784 года [19] , умер в 1812 году [20] ). Этот крестьянин происходил из многочисленного и древнего рода, берущего свое начало с 1582 года. В его семью помянник, возможно, попал через жену одного из двоюродных братьев Григория, которая была внучкой Никулы Дмитриева. В записях, касающихся семьи Григория Лукина, перечислены его отец, двоюродные братья и дядя. Прозвище «Ермолины», не получившее в дальнейшем статуса фамилии, происходит от имени его деда – Ермолы Окатова. Последние записи помянника датируются самым концом XVIII века, так как даты смерти крестьян ограничены 1788–1795 годами [21] .
КГМ–1359/14. Помянник крестьян деревни Леликовской
XVIII – начало XIX в. (мелкие фрагменты водяного знака (литер), не поддающиеся идентификации). Скоропись. 46 л. 16° (11,8×8,4). Переплет: кожа из двух кусков, сшитых нитками. Л. I, Iоб., 1об., 5об.–27об., 29–45об. – без текста.
Содержит:
Л.1. Заглавие: «Сие поминание деревни Леликовской крестьянина Петра Антонова з братом, да Понкрата Демидова з братом, да Ивана Тимофеева з братом общее», далее перечень имен. Некоторые записи датируются 1745 г. (л.3об.), 1759 г., 1774 г. (л.4). Поздние записи, судя по почерку, относятся к началу XIX в.
Л.28. «Роду Ивана Истомина», далее перечень имен.
КГМ–1359/15. Помянник крестьян деревни Конды
XVIII в. (водяной знак: лигатура «МК» – Клепиков С.А. Филиграни и штемпели на бумаге русского и иностранного производства XVII‑XVIII века. М., 1959. №338–351 – 1740–1750-е гг.). Скоропись. 20 л. 16° (10,7×8). Переплет: кожа, свернутая «в сумку», с веревочкой на конце. Л. 1, 1об., 10об.–17, 18об.–20об. – без текста.
Содержит:
Л.2. «Сие поминание деревни Конды жителя Петра Зеновьева с племником (так!)», далее перечень имен. Поздние записи датированы 1767 г. (л.9об.) и 1781 г. (л.10);
Л.17об. «Род с Конды Трофима Сергиева», далее перечень имен.
Комментарии: Первый из владельцев помянника – Петр Зеновьев родился около 1696 года, а умер в 1768 году (по ревизии 1782 года) [22] или годом раньше как отмечено в поминании. В 1748 году [23] он жил с племянником – Анхимом (Анисимом) Алексеевым, который умер в 1781 году [24] . Последние записи поминания Петра Зеновьева относятся к 80-м годам XVIII века. Сын Анхима – Елизар, согласно ревизии 1795 года, умер в 1788 году [25] .[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]
Владелец второй части помянника Трофим Сергеев родился около 1718 года [26] , а умер в 1778 году [27] .
К 70–90 м годам XVIII века относятся последние записи поминания Трофима Сергеева, последним упомянут его сын Александр, который умер перед ревизией 1811 года, поскольку в ревизской сказке 1816 года сведений о нем нет.
Эти два семейства находились в довольно отдаленном родстве, но какая‑то связь между ними, видимо, существовала, поскольку обе части помянника, относящиеся к разным родам, заполнялись почти одновременно.
КГМ–1359/16. Помянник деревни Конды Данилы Иванова с детьми Петровых
XVIII в. (водяные знаки не просматриваются). Скоропись. 8 л. 16° (10,5×8,5). Переплет: кожа из трех кусков, свернутая «в сумку», с кожаным ремешком на конце. Л.4–8об. – без текста.[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]
Заглавие: «Сие поминание деревни Конды жителя Данилы Иванова з детьми Петровых», далее перечень имен. Поздние записи датированы 1760 г. (л.3) и 1775 г. (л.3об.).
Комментарии: Данила Иванов родился около 1694 года и умер, согласно помяннику, в 1760 году. Прозвище «Петровы» произошло от имени деда – Петра Григорьева. Его род ведет свое начало от Назарки Парфеева, занесенного в писцовую книгу 1582 года [28] . Вполне вероятно, что с его сына Максима, который значится в документах 1616 года [29] , начинается поминание после перечисления лиц духовного звания. Помимо этого записаны прадед Данилы Иванова, его дед Петр, а так же, видимо, дед по материнской линии. Датированная 1760 годом запись относится к самому Даниле Иванову. В поминании отмечена дата смерти его сына Ивана – 1775 год, что подтверждается материалами ревизий. Одним из последних в помянник занесено имя внука Данилы Иванова – Андрона, который скончался, согласно ревизии 1782 года, в 1779 году [30] . Вслед за ним поименован, видимо, тесть Ивана Данилова – Никита.
Примечательно, что имени отца, которое по логике составления документа должно стоять после имени деда, не обнаружено.
КГМ–1359/17. Помянник
Составная рукопись конца XVII‑XVIII вв. Полуустав и скоропись. 23 л. 8° (16 х 9,7). Без переплета. Л.14об.–23 – без текста[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]
Первая рукопись – л.1–11 об., конец XVII в. с более поздними приписками (водяной знак: Голова шута с 7 бубенцами (небольшой фрагмент)). Полуустав и скоропись. Без заглавия, нач.: «Помяни, Господи, душа преставльших раб своих…». Некоторые записи относятся к 7190 г. (1682 г.) и 7191 г. (1683 г.) (л.11), 1735 г. (л.9об.). На л.8–8об. упоминается «архимандрит Ларион». Текст на л.11об. не читается.
Вторая рукопись – л.12–23об., первая половина–середина XVIII в. (водяной знак: Pro Patria (небольшой фрагмент)). Скоропись. Начинается сразу с перечня имен (возможно, является продолжением предыдущего перечня или утрачено начало). Поздние записи относятся к 1747 г. (л.13) и 1756 г. (л.13об.).
Перечни в обеих рукописях содержат большое число имен священноиереев и иноков.
Запись: «Сие поминание Козаренского десятъка жителя деревни Виж–острова Егора Яковлева, лета 1744 году, генъваря 10 дня» (л.23об.; тем же почерком, что и текст на л.12–13).
КГМ–1359/18. Помянник деревни Потаневской
XVIII в. (водяные знаки не просматриваются). Скоропись. 16 л. 16° (9,5×7,3). Переплет: доски, обтянутые кожей с тиснением, следы от двух застежек. Л.12об.–16 – без текста.
Заглавие: «Сие поми[нание деревни] Потан[евской] <…> Макреев <…> Бутов <…> всей деревни. Клоповы» (л.1; половина листа оторвана), далее перечень имен. Одна из поздних записей относится к 1782 г. (л.11об.).
Запись: «Поминание деревни Потаневской…» (далее неразборчиво).
Комментарии: В заглавии помянника, частично утраченном, заключены очень важные сведения. Последовательно упомянуты «Макреев», «Бутов», далее отметка «всей деревни». В 1563 году [31] в одном из двух дворов этого поселения жили вместе Ефимко Семенов Бут и Казаринко Петров. Начинается помянник с имени Семион, через одно стоит имя Еуфимий, вслед за ним Макарий. В 1648 году в деревне только два двора, в которых живут, видимо, братья – Данилка Макарьев и Исачко Макарьев [32] .
Предыдущие описания писцовых книг не позволяют установить родство между братьями Макарьевыми и первопоселенцами XVI века, но прозвище «Бутов», занесенное в помянник в XVIII веке, дает основание для предположения, что крестьяне XVII века являются их прямыми потомками. Родословная схема, составленная на это поселение, показывает, что все ее жители (6 крестьянских дворов) в середине XVIII века являлись потомками братьев Макарьевых. Перечисление имен в помяннике соответствует последовательности выбывания из налоговых документов представителей всех крестьянских семей этой деревни.[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]
Особый интерес представляет в этом документе упоминание прозвища «Клопов», которое впоследствии станет официальной фамилией одной из ветвей деревенского рода. В семью Петра Панкратовича Клопова пришел в качестве зятя–примака знаменитый русский сказитель Трофим Григорьевич Рябинин. Панкрат Ильин, согласно помяннику, умер в 1782 году, а в ревизию занесен 1781 год [33] . Последние записи помянника относятся к рубежу XVIII и XIX веков, поскольку в них упомянуты мать Петра Панкратовича Клопова, которая умерла после 1795 года, и его брат Калинник, скончавшийся между 1801 и 1809 годами [34] (материалы исповедальных ведомостей).
КГМ–1359/19. Помянник деревни Насоновской
Вторая половина XVII‑XIX в. (водяной знак: одноручный кувшин – типа Филиграни XVII века по рукописным источникам ГИМ. Каталог / Сост. Т.В.Дианова, Л.М.Костюхина. М., 1988. №730–733 – 1668–1691 гг.). Скоропись 16 л. 16° (9,8×7,5). Переплет: кожа, свернутая «в сумку», с длинным ремешком. Л.4–15 без текста.
Заглавие утрачено (оборван лист; сохранилось только первое слово – «Сие»), содержит перечень имен. Записи умерших, судя по почерку, относятся ко второй половине XVII в. (л.1–3), XVIII в. (л.3–3 об.), XIX в. (л.3 об.).
Запись: «Сие поминание деревни Насоновской государственнаго крестьянина Никиты Михиева Воронина» (л.13, скорописью XIX в.; тем же почерком одна из поздних записей на л.3об.).[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]
Комментарии: Это поминание представляет особый интерес для истории крестьянской семьи, ее внутреннего устройства и взаимоотношений. Род Никиты Михеева Воронина (род. около 1729 г.) [35] берет свое начало от Ивашки Дмитриева, который в 1616 году был одним из трех дворохозяев деревни [36] . Первым в помянник записан его сын Еустафей [Иванов] [37] . Последний раз он отмечен в документах переписей в 1631 году [38] . Следом в поминание внесен Матфей, его сын, который указан только в переписи 1646 года [39] . По переписной книге 1678 года в деревне жили семьи двух его братьев – Якушки Ефстафьева и Сенки Ефстафьева [40] . Первый из них взял к себе племянников – детей умершего брата Матфейки и двух «захребетников» – малолетних Дмитрейку и Лучку Ивановых. В семье второго крестьянина жил «подсоседник» Никифорко Ферафонтов с детьми. Как уже отмечалось выше, «захребетники» и «подсоседники» XVII века – зависимые категории крестьянства, жившие на разных условиях во дворах крестьян. Хотя родство между этими людьми и их дворохозяевами в нашем случае не установлено, в поминание Никиты Воронина занесены имена как их самих, так и их потомков. Завершают помянник имена крестьян, живших в конце XVIII века. Среди них представители все тех же семей. Имя владельца книжки Никиты Михеева Воронина предпоследнее в этом перечне. Фамилия этой семьи «Воронины» в официальных документах не упоминается вплоть до сер. XIX века. Тем самым, перед нами еще один пример деревенского прозвища, ставшего в дальнейшем фамилией.
КГМ–1359/20. Помянник деревни Иванцовской Никона Архипова Петуновых
Середина – вторая половина XVIII в. (водяной знак: «РФМ» в гербовом картуше под короной – Клепиков, 1959. № 511, 512 – 1750–1754 гг.). Скоропись. 16 л. 16° (9,8×8). Переплет: кожа, свернутая «в сумку» (ремешок утрачен). Л.1об., 4об.–16 без текста.
Заглавие: «Сие поминание деревни Волкострова Иванцовской Никона Архипова Петуновых з братом Тихоном» (л.1), далее перечень имен. Последние записи датированы 1781 и 1782 гг. (л.4).
Запись: «71–43а» (старый музейный шифр).[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]
Комментарии: Владелец помянника Никон Архипов Петунов родился около 1679 года [41] . Семья прослеживается с 1678 года [42] . В это время она объединяла трех женатых братьев: Юшко (Юрий, Георгий), Федку и Анашку Ермолиных. Помянник начинается именем их отца – Ермолая. Перечисление имен в поминальной книжке соответсвует последовательности исчезновения крестьян из описаний в переписных книгах и ревизских сказках. Последним записан Никита (умер в 1782 году) – сын владельца помянника [43] . Всего в помянник занесены представители четырех поколений крестьянской семьи.
КГМ–1359/21. Помянник деревни Оятевской
XVIII в. (водяной знак: «Герб города Амстердама» – Дианова Т.В. Филиграни XVII–XVIII вв. «Герб города Амстердама». М., 1998. 8-я разновидность. С.8 – 1698–1745 гг.). Полуустав и скоропись. 18 л. 16° (9,8×7,6). Переплет: доски, обтянутые кожей с тиснением; застежка в виде кожаного ремешка с петлей, на верхней крышке переплета штырек. Киноварь во фрагментах текста. Л.1об., 9–13об., 17–18 – без текста.
Содержит:
Л.1. Заглавие: «Сие поминание деревни Оятевъской Игнатья Юръева з братией, Егорьева з братьей Гутковых» (ниже приписано другим почерком: «Гуткова») (л.1). После общего поминания («вселенских патриархов», «православных царей» и др.) следует перечень имен. Отдельные записи датированы 1736–1787 гг.[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]
Л.14. Заглавие: «Сие поминание деревни Оятевъщены Елуфима Яковлева», далее перечень имен. Отдельные записи датированы 1763–1783 гг.
Записи: л.18об. «Церковного старосты Ефима Як…», «Аще кто хощет много знати»; внутренняя сторона нижней крышки переплета: «Церковнаго старосты Ефима Яковлева» (скорописью XVIII в.).
Комментарии: Первый владелец помянника Игнатий Юрьев родился около 1675 года. Его братья Иван и Павел были младше. Одним из первых в список поминания занесен их дед – Васка Микитин, который значится дворохозяином в 1646 году [44] . Одним из последних, после имен братьев Егорьевых, записан сын одного из них – Тимофей Павлов, умерший, судя по помяннику, в 1779 году. В этой части упомянуто 4 поколения крестьянской семьи.
Второй владелец – Елуфим (Ефим) Яковлев. Никаких родственных связей между двумя владельцами помянника найти пока не удалось – обе эти семьи живут в деревне с 1678 года. Часть, которая посвящена родственникам Ефима Яковлева, начинается с имени его отца и практически заканчивается его именем с датой смерти 1783 год.
КГМ–1359/22. Помянник деревни Конды Исака Гаврилова с детьми Савельевых
XVIII в. (водяные знаки не просматриваются). Скоропись. 8 л. 16° (10,5×8,3). Переплет: кожа, свернутая «в сумку», с длинным ремешком. Л.4–8об. – без текста.
Заглавие: «Сие поминание деревни Конды жителя Исака Гаврилова з детми Савельевых» (ниже приписано другим почерком: «Исаковых») (л.1), далее перечень имен.
Комментарии: Исак Гаврилов родился около 1718 года [45] . В 1748 году у него два сына (8 и 10 лет) [46] . В ревизии 1782 года [47] упоминаний о нем нет, это означает, что он умер перед ревизией 1763 года [48] . Этот крестьянин был связан родственными узами с семьей Андриановых той же деревни Конда – у них был общий предок «Томилко он же Ортюшко (Артемий – С.В.) Ондронов», занесенный в переписную книгу 1616 года [49] . В 1678 году он уже не упомянут [50] .
Данный помянник представляет собой список умерших из семей двух сыновей Артемия Андронова – Савелия Артемьева и Никифора Артемьева. Владелец поминания, Исак Гаврилов правнук младшего брата – Никифора Артемьева, а прозвище «Савельевы» произошло от имени старшего. Второе прозвище «Исаковы» происходит от самого Исака Гаврилова. В поминании его имя записано одним из последних. Его жена Евдокия Иванова, согласно сведениям ревизии 1782 года, умерла в 1775 году [51] . Ее имя и имена еще нескольких человек занесены в помянник другим почерком уже после записи о смерти Исака. Таким образом, помянник составлялся в течение 30–80 годов XVIII века. Последовательность идентифицированных имен полностью соответствует последовательности их выбывания из описаний семей в документах конца XVII – начала XVIII вв. Одним из первых, видимо, упомянут общий предок для двух семей – Артемей Андронов, живший в XVII веке. Всего в помянник занесено 4 поколения крестьян. Прозвища «Савельевы» и «Исаковы» в дальнейшем не были закреплены как фамилии. Род Савелия Артемьева в XIX веке имел фамилию «Андриановы», а род Исаака Гаврилова к 1850 году прекратил существование.
КГМ–1359/23. Помянник деревни Савинской Никифора Игнатьева и Александра Сидорова с братом Красных
XVIII в. (небольшой фрагмент водяного знака, не поддающийся идентификации). Полуустав и скоропись. 16 л. 16° (8,7×6,5). Переплет: кожа, свернутая «в сумку» (ремешок утрачен). Л. 1, 8–13об., 15–16об. – без текста.
Заглавие: «[Сие по]минание <…>омъской <…> деревни Савинской. Род Никифора Игнатиева» (ниже приписано другим почерком: «и Александры Сидорова з братаном Красных») (л.1об.; оторван угол листа), далее перечень имен. На л.14–14об. продолжение помянника, но название местности написано неразборчиво.
КГМ–1359/24. Помянник Кижской трети деревни Леликово крестьянина Терентия Алексеева с братьями Распутиными
Конец XVII–XIX вв. (водяной знак: «Герб города Амстердама» – Дианова Т.В. Филиграни XVII–XVIII вв. «Герб города Амстердама». М., 1998. 8-я или 9-я разновидность. С.8 – конец XVII – первая половина XVIII в.). Скоропись. 30 л. 16° (9,5×7,5). Переплет: картон, обклеенный бумагой, верхняя крышка утрачена. Л.1об., 5об.–30об. – без текста.
Заглавие: «Сие поминание Кижской трети деревни Леликова крестьянина Терентья Алексеева з братьей Распутиных» (ниже приписано другим почерком: «Коржавиных») (л.1), далее перечень имен. Одна из поздних записей датирована 1781 г. (л.5). Последние записи (л.5) по почерку датируются XIX в.[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]
Комментарии: Терентий Алексеев (род. около 1731 года) и его братья Моисей и Федот впервые занесены в ревизскую сказку 1748 года [52] . Прозвище «Распутины» впервые встречается в переписной книге 1696 года [53] и принадлежит троюродному брату их прадеда, в семье которого какое‑то время жил их дед. Впервые этот род упоминается в 1616 году [54] , когда в двух дворах деревни жили братья Первушка Иванов и бобыль Степанко Иванов. От имени сына Первушки – Роспутка [55] , по всей видимости, и произошло прозвище этой ветви рода, которое на какое‑то время стало общим для всех остальных. Перечисленные в помяннике имена принадлежат к обеим родственным семьям. Первая группа имен принадлежит крестьянам, скончавшимся в 80–90-х годах XVII века. Второе прозвище «Коржавины» происходит от слова «коржава» – ржавчина, ржавое болото [56] и определяет низкорослого, тщедушного человека [57] . В помяннике перечислены пять поколений крестьян.
КГМ–1359/25. Помянник Кижского погоста деревни Кузнецовской крестьянина Федора Трифонова и Поликарпа Артемьева Логинова
XVIII в. (водяной знак: «Герб города Амстердама», разновидность не определяется). Скоропись. 10 л. 16° (10,5×8). Переплет: картон. Л.4об. – 5об., 9–10об. – без текста.
Содержит:
Л.1. Заглавие: «Сие поминание Кижского погоста деревни Кузнецовской крестьянина Феодора Трифанова и Поликарпа Артемьева Логинова» (л.1), далее перечень имен. Одна из записей датирована 1711 г. (л.3об.).[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]
Л.6. «Род Поликарпа Артемьева», далее перечень имен. Поздние записи по почерку датируются концом XVIII (л.8об.).
Запись: «Сие поминание…» (далее неразборчиво)(внешняя сторона верхней крышки переплета).
КГМ–1359/26. Помянник деревни Зубовых крестьян Ивана Родионова с зятем Аксеном Петровым
Вторая половина XVIII в. (водяные знаки не просматриваются). Скоропись. 10 л. 16° (10,8×8,2). Для «обложки» использованы листы (л. 1, 2, 9, 10) с письмом «иерею Мефодию Васильевичу» (письмо датировано 3.07.1762 г.; водяной знак на этих листах: Герб Сиверса – Клепиков, 1959. №85–87 – 1754–1760 гг.). Л.5об.–9 – без текста.
Заглавие: «Сие поминание деревни Зубовых крестьян Ивана Родионова з зятем Аксеном Петровым от Липовицы» (л.3), далее перечень имен.[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]
Запись: «От Зубовых Ивана Родионова з зятем Аксеном з гор» (л.1).
КГМ–1359/27. Помянник крестьян деревни Ерофеевский на Волкострове и деревни Морозовых
XVIII в. (водяной знак: Петух (небольшой фрагмент) – по альбомам не определен). Скоропись. 18 л. 16° (10,5×8,5). Без переплета. Л.8–15, 17об.–18об. – без текста.
Содержит:
Л.3. Заглавие: «Сие поминание деревни Ерофеевской с Волкострова Исаия Григорьева Буркова з братьей и Панфила Петрова Логиновых и Ефрема Иванова Титовых з братией», далее перечень имен. Одна из записей датирована 1731 г. (л. 6 об.).[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]
Л.15об. Заглавие: «Сие поминание деревни Морозовых Семена Ефимова [с] соседом», далее перечень имен.
Запись: «Сие поминание деревни Ерофеевской на Волкострови жителя крестьянина Исайя Григорьева з братьей Буркова» (л.1). На л.1об. и 2 – перечень имен и деревень, но не относящихся к Помяннику.
КГМ–1359/28. Помянник крестьян деревни Петуновых
XVIII в. (водяные знаки не просматриваются). Скоропись. 15 л. 32° (8×5). Переплет: доски, обтянутые кожей с тиснением, следы от застежки. Л. 1, 6–15об. – без текста.
Заглавие: «Сие поминание деревни Петуновых Алексея Кириллина», ниже дописано другим почерком: «…Шляминых, зятя его Елуставья Федорова» (л.1об.; часть листа оторвана), далее перечень имен. Одна из записей датирована 1742 г. (л.3).[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]
Комментарии: Помянник представляет особый интерес, поскольку связан с историей семьи Ильи Елустафьева, одного из самых известных сказителей Кижской волости. Его отец – Ефстафей Федоров был женат на Фионе (Фекле) Алексеевой. Согласно заглавию, помянник первоначально принадлежал крестьянину деревни Иванцовской (Феньково) на о.Волкостров Алексею Кириллину (отцу Фионы), а позже перешел к его зятю – Елустафию Федорову. Род Алексея Кириллина прослеживается с 1563 года, то есть с момента первых описаний деревень округи. Несмотря на древность происхождения семьи, поминание начато только с деда владельца, затем записан отец, а далее следуют имена, которые идентифицировать пока не удалось.
Вторая часть помянника написана другим почерком и представляет родственные связи Елустафея Федорова. Первыми занесены в список имена Козьма и Максим. Эти крестьяне происходят из деревенского рода, внесенного в первую писцовую книгу 1563 года, в то время как семья Елустафея Федорова прослеживается только с 1678 года. Сын Максима Козьмина в конце XVIII века был записан в подсоседники к Илье Елустафьеву.
Несмотря на то, что Ефстафей Федоров после смерти отца какое‑то время жил в семье своего дяди, в помянник не занесено ни одного имени его предков по прямой линии. После имен Козьмы и Максима следуют записи, касающиеся только самого Ефстафея (умер в 1784 году), его умерших детей и жены (умерла в 1786 году) [58] .
КГМ–1359/29. Помянник деревни Кургеницы Кижского погоста Ивана Васильева Дектерева
Конец XVII‑XVIII в. (водяной знак: «Герб города Амстердама» – Дианова Т.В. Филиграни XVII‑XVIII вв. «Герб города Амстердама». М., 1998. 3-я разновидность. С.6. – 1680–1723 гг.). Полуустав и скоропись. 26 л. 32° (7,5×4,8). Без переплета. Киноварь в заглавных буквах. Л.12–24, 25об. – без текста.[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]
Заглавие: «Сие поминание Кижского погоста деревни Кургиницы Ивана Васильева Дектерева» (л.1об.), далее перечень имен. Отдельные записи датированы 1698 г. (л.6), 1760 г. (л.10), 1773 г. (л.10об.).
Записи: «Сие поминание деревни Кургиницкой жителя Ивана Васильева Декътерева» (ниже приписано другим почерком: «Декътер<ев>») (л.1), «Марта. Марта 2 дня Кижской трети деревни» (л.24об.), «…Декътерева» (л.25), «Сеногубской волости» (л.26), «71–30 г» (л.26об.) (старый музейный шифр).
Комментарии: Род владельца этого помянника берет свое начало от Филипки Федорова Курлова, единственного жителя деревни в 1563 году. Согласно следующему описанию 1582 года, в 4 из 6 деревенских дворов живут его дети. В XVII веке уже 5 семей деревни составляли этот род, находясь между собой в пятой степени родства. Судя по порядку перечисления имен и обширности списка, в этот помянник занесены не только предки по прямой линии, но и другие родственники. Установить, от какого конкретно человека начинается запись в книжку, не удалось. Владельческая подпись определяет принадлежность помянника крестьянам Дегтяревым. Эта фамилия, как официальная, существует только в XIX веке, а в 1696 году братья Никоновы – предки владельца помянника, имели прозвище «дети Шелепины» [59] . В XVIII веке в ревизских сказках, в метрических книгах и в других документах ни одно из этих прозвищ не встречается. В последних записях помянника упоминается, скорее всего, сам Иван Васильев (умер в 1772 году) [60] , а также его сыновья – Прокопий и Прохор, умершие во второй половине XVIII века.
КГМ–1359/30. Помянник деревни Горки Гаврилы Алексеева и деревни Глуховой Горы Алексея Никифорова Губина
XVIII в. (водяные знаки не просматриваются). Полуустав и скоропись. 10 л. 32° (7×4,5). Переплет: доски, обтянутые кожей с тиснением, фрагмент одной застежки. Л.2об., 5об., 6об.–10об. – без текста.[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]
Заглавие: «Сие помин<ание>з Горки Гаврилы Алексеева и Глуховой Горы Алексея Никифорова Губина, оставшей от жены ево Евдокии Алексеевой <нрзб.> и сродников» (л.2), на л. 1, 1об., 3–5, 6 перечень имен.
- [1] Коллекция рукописных и печатных книг кирилловского шрифта. Каталог / Сост. Н.М.Панова. Петрозаводск, 1997. С.5
- [2] Там же. С.21–25.
- [3] Кроме описанных в статье 32 помянников, отметим еще один кижский помянник, хранящийся в Тихомировском собрании рукописей: «Помянник. В 16°, на 16 листах, первый и два последних листа чистые. Водяной знак: группа «Pro Patria». Скорописью XVIII в. Переплет – доски в коже. На передней корке ярлык с надписью: «Горбачевых». На листах 1–1об.: «Сие поминание Кижского погоста Кижской трети Северного конъца приходу попа Ивана Романова посацъкого человека Василея Григорьева прозванием Горбачева»» (Тихомиров М.Н. Описание Тихомировского собрания рукописей. М., 1968. С.73).
- [4] Петровский Н.А. Словарь русских личных имен. М., 1980. С.361.
- [5] Коновалов И. Писцовые и переписные книги Заонежья XVII века. Материалы к истории Заонежья. Кондопога. 2004. С.129.
- [6] Национальный архив Республики Карелия (далее – НА РК), ф.4, оп.18, д.10/69, л.69.
- [7] Российский государственный архив древних актов (далее – РГАДА), ф.350, оп.2, д.2371, л.298об.
- [8] НА РК, ф.4, оп.18, д.2/7, л.260.
- [9] У П.М.Строева упоминается только один игумен Клименецкого монастыря с именем Киприан, управлявший монастырем в 1600–1609, 1611 гг. (Строев П.М.. Списки иерархов и настоятелей монастырей Российской церкви. СПб., 1877. СПб., 999–1000).
- [10] РГАДА, ф. 1209, оп.2, д. 08, л.423.
- [11] Там же, д.1137, л.346об.–347.
- [12] Коновалов И. Указ. соч. С.110.
- [13] Веселовский С.Б. Ономастикон. М., 1974. С.237.
- [14] РГАДА, ф.1209, оп.2, д.1137, л.331об.
- [15] Там же, ф.350, оп.2, д.2378, л.460.
- [16] Коновалов И. Указ. соч. С.128.
- [17] РГАДА, ф.1209, оп.2, д.1137, л.350.
- [18] «Подворники», наряду с «захребетниками» и «подсоседниками» – экономически зависимая от дворохозяина категория крестьянства (см. Копанев А.И. Крестьяне Русского Севера в XVII в. Л., 1984. С.73–76.
- [19] НА РК, ф.4, оп.18, д.2/7, л.265.
- [20] Там же, оп.19, д.10/94, л.50.
- [21] Там же, оп.18, д.10/69, л.47.
- [22] Там же, д.2/7, л.299.
- [23] РГАДА, ф.350, оп.2, д.2378, л.516.
- [24] НА РК, ф.4, оп.18, д.2/7, л.299об.
- [25] Там же, д.10/69, л.52.
- [26] РГАДА, ф.350, оп.2, д.2371, л.297об.
- [27] НА РК, ф.4, оп.18, д.2/7, л.301.
- [28] История Карелии XVI‑XVII вв. в документах. Петрозаводск; Йоэнсуу, 1993. С.158.
- [29] РГАДА, ф.1209, оп.2, д.8554, л.190об.
- [30] НА РК, ф.4, оп.18, д.2/7, л.304.
- [31] Писцовые книги Обонежской пятины 1496 и 1563 гг. Л., 1930. С.130.
- [32] РГАДА, ф.1209, оп.2, д.980, л.138.
- [33] НА РК, ф.4, оп.18, д.10/69, л.43.
- [34] Там же, ф.25, оп.21, д.29/80, л.244; там же, д.31/89, б/л.
- [35] РГАДА, ф.350, оп.2, д.2378, л.463.
- [36] Там же, ф.1209, оп.2, д.8554, л.172.
- [37] Остафей, Ефстафей, Евстафей, Еустафей – разные написания одного имени. См.: Петровский Н.А. Указ. соч. С.105.
- [38] РГАДА, ф.1209, оп.2, д.308, л.397.
- [39] Там же, д.980, л.129.
- [40] Там же, д.1137, л.334об.
- [41] Коновалов И. Указ. соч. С.113.
- [42] РГАДА, ф.1209, оп.2, д.1137, л.334об.
- [43] Там же, д.2378, л.466.
- [44] Там же, д.980, л.127.
- [45] Там же, ф.350, оп.2, д.2371, л.298.
- [46] Там же, д.2378, л.514об.
- [47] НА РК, ф.4, оп.18, д.2/7, л.310.
- [48] Материалы этой ревизии не сохранились.
- [49] РГАДА, ф.1209, оп.2, д.8554, ч.2, л.190.
- [50] Там же, д.1137, л.350.
- [51] НА РК, ф.4, оп.18, д.2/7, л.311.
- [52] РГАДА, ф.350, оп.2, д.2378, л.531об.
- [53] Коновалов И. Указ. соч. С.122.
- [54] РГАДА, ф.1209, оп.2, д.8554, л.177.
- [55] Роспута – домашнее имя, которое могли дать ребенку, родившемуся в осенне–весеннюю распутицу. Словарь русских фамилий. http://dic.academic.ru/dic/nsf/lastwames/10121.
- [56] Веселовский С.Б. Указ. соч. С.155.
- [57] Словарь русских фамилий… / 5999.
- [58] НА РК, ф.4, оп.18, д.10/69, л.40.
- [59] Шелеп – кнут, плеть, нагайка. Веселовский С.Б. Указ. соч. С.364. Возможно, так называли высокого, худого человека. (см. Словарь русских фамилий… / 1904).
- [60] НА РК, ф.4, оп.18, д.2/7, л.110.
Текст может отличаться от опубликованного в печатном издании, что обусловлено особенностями подготовки текстов для интернет-сайта.