Титова О.Ю. (г.Петрозаводск)
Разработка концепции развития информационного обеспечения в музее–заповеднике «Кижи»
@kizhi
Современная действительность выдвигает перед музеями требование формирования собственных информационных ресурсов, а значит и внедрения в свою деятельность современных информационных технологий. Это позволяет музею развиваться, способствует повышению качества и ассортимента его услуг, расширению круга партнеров и потребителей его услуг, созданию коммуникативной среды и позитивного имиджа музея. Таким образом, сохранение и управление информацией становится одним из главных направлений деятельности.
Музей–заповедник «Кижи» занимает активную позицию в области внедрения современных информационных технологий в музейную деятельность. Выполнен большой объем работ в этом направлении. Созданы значительные информационные ресурсы, функционирует сложная корпоративная музейная компьютерная сеть, объединяющая несколько зданий в г.Петрозаводске и на о.Кижи. В 1996 году автором была разработана «Концепция развития компьютерной сети музея–заповедника «Кижи». Основной упор в ней согласно названию был сделан именно на развитии сети, как средстве формирования и использования информационных ресурсов. Но уже в ней были вычленены основные направления и принципы формирования информационных ресурсов музея: «…необходимо создание комплекса взаимосвязанных информационных систем, обобщающих материалы о территории музея–заповедника «Кижи» и о прилегающем географическом пространстве, о памятниках архитектуры, фондовых коллекциях музея, нематериальных фондах музея, архивных материалах. Необходимо организовать компьютерную сеть музея таким образом, чтобы с любого рабочего места специалист мог получить информацию (получить ответ на запрос) по любому банку данных, к которому для него имеется доступ».
Большинство задач, поставленных предыдущей концепцией было решено. За прошедшие годы ситуация значительно изменилась, выявились новые приоритеты, а также слабые места этой концепции. Потребовалась корректировка основного вектора движения музея в области развития информационного обеспечения и развития музея в целом.
Анализ ситуации. Основные выводы
Предварительным этапом разработки новой концепции информационного обеспечения музея–заповедника «Кижи» является проведение анализа ситуации и получение ответов на вопросы о полученных результатах, существующих проблемах и приоритетах дальнейшего развития.[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]
В рамках данной работы предложены только основные выводы, полученные в результате анализа, который был проведен автором в 2005 г. Следует отметить, что в динамично развивающемся музее ситуация также динамично меняется. Так, нельзя не заметить, что уже к 2006 г. постепенно начала меняться ситуация по нескольким пунктам, отнесенным к проблемным.
Итак, на основе выполненного анализа были сделаны следующие выводы.
К сильным сторонам развития рассматриваемого направления можно отнести:
- Музей имеет очень высокие показатели:
- Музей имеет собственный хорошо посещаемый официальный сайт в сети Интернет:
- сайт высоко информативен – открыт самый высокий процент информации среди музеев Карелии. Обеспечен доступ к информации по музейным коллекциям, недвижимым памятникам, а также другим культурным и природным ресурсам музея;
- сайт быстро развивается и наполняется информацией;
- сайт имеет сеть информационных партнеров;
- на сайте ведется реализация Интернет–проектов, имеющих региональное и международное значение;
- сайт имеет высокий уровень посещаемости;
- ведется активная рассылка музейных новостей.
- Основные информационные системы (далее – ИС) выбраны с учетом формирования взаимосвязанного информационного комплекса внутри музея, а также, в перспективе, информационного сотрудничества с другими музеями и библиотеками.
- Музей первым в Карелии приступил к реализации программы по освоениюэлектронной торговли и созданию электронного маркетингового комплекса.
- В музее сильный ориентированный развитие отдел информации и компьютерных технологий.
- Музей быстро осваивает новые технологии и включает их в свою работу, в целом настроен положительно на процессы связанные с изменением, развитием, обучением.
В то же время необходимо отметить существующие трудности, а именно:[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]
- Пока слабо оборудован остров Кижи. Относительно невысок процент рабочих мест, подключенных к компьютерной сети. Существуют объективные сложности в развитии компьютерной сети на острове.
- Не все направления деятельности музея пока учтены в формировании информационных ресурсов.
- В некоторых подразделениях недостаточная заинтересованность во вводе информации (формировании информационных ресурсов) или предоставлении ее в пользование другим музейным подразделениям; недостаточная активность в использовании имеющихся информационных ресурсов.
- Слабая включенность в работу с электронными информационными ресурсами и технологиями части музейных специалистов.
- Недостаточно отработаны технологии ведения внутримузейной коммуникации и координации совместных действий. Трудности в осуществлении информационного обмена внутри музея, в частности в формировании новостной ленты.
- Существует необходимость в отработке общих механизмов формирования партнерской сети музея, принципов взаимодействия с партнерами.
- Недостаточное информационное обслуживание (информационная поддержка) посетителей музея.
- Музей, в значительной степени ориентирующийся на иностранных туристов не имеет отлаженной системы работы с международной аудиторией (исключение – экскурсионное обслуживание на о. Кижи).
Цель разработки концепции
Цель данной концепции – скорректировать общий вектор дальнейшего движения, выделить приоритетные направления развития информационного обеспечения музея и механизмы их реализации, очертить основную сферу интересов и выделить основной круг стратегических партнеров.
Концепция должна явиться своего рода инструментом управления на определенный период и ставить соразмерные этому периоду задачи. Она призвана обеспечить концентрацию основных усилий и ресурсов именно на выделенных в ней перспективных направлениях развития. Концепция должна учитывать происходящие изменения в музее, новые тенденции и предложить технологии для более эффективного их развития. При этом концепция должна ориентироваться на выполнение миссии и основных целей музея.
Также концепция должна обязательно уделить внимание вопросам безопасности информации, кадровому обеспечению, вопросам повышения квалификации в области современных информационных технологий.[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]
Дальнейшее формирование материально–технической базы должно соответствовать приоритетным направлениям, выделенным в Концепции.
Основные положения концепция развития информационного обеспечения
Для обеспечения информационного обслуживания посетителей и музейных подразделений, создания условий для внутриучрежденческой и внешней коммуникации и проектной координации, управления информацией и управления с помощью информации автором выдвигаются следующие основные направления развития информационных технологий в музее–заповеднике «Кижи».
- Формирование общего информационного пространства в музее, позволяющего осуществлять информационную поддержку и координацию деятельности различных структурных подразделений:
- создание комплексов интегрированных информационных систем, объединяющих деятельность различных подразделений общими информационными ресурсами;
- разработка политики постоянного формирования (наполнения) информационных ресурсов музея по различным направлениям его деятельности;
- разработка политики частичной/полной открытости внутренних информационных ресурсов для всех заинтересованных подразделений музея;
- обеспечение возможности доступа к информационным ресурсам музея с любого рабочего места (развитие корпоративной музейной компьютерной сети, перенос акцента в компьютеризации на о.Кижи);
- подготовка и повышение квалификации специалистов в области использования современных информационных технологий;
- создание среды и механизмов для внутрикорпоративного информационного обмена, координации совместных действий по программам и проектам. Создание условий для активизации информационного обмена, коммуникации, партнерства, повышения организационной культуры.
- Комплексное информационное обслуживание посетителей музея:
- информационное сопровождение деятельности инфоцентра музея. В том числе:
- разработка политики формирования внутренних информационных ресурсов музея с учетом их частичной открытости для внешних пользователей;
- расширение спектра информационных услуг для различных категорий посетителей;
- обеспечение работы информационного центра музея на современном техническом и технологическом уровне;
- расширение зоны предоставления услуг информационного центра на о. Кижи, а также на всю территорию республики Карелия (развитие партнерской сети музея);
- предоставление достоверной и актуальной информации для посетителей музея посредством Интернет представительства музея.
- информационное сопровождение деятельности инфоцентра музея. В том числе:
- Развитие электронного маркетингового комплекса музея:
- бронирование и продажа билетов в музей через Интернет;
- виртуальная витрина музейных сувениров, изданий, изображений с сопутствующей информацией при сувенирных магазинах и информационном центре музея;
- интернет–магазин сувениров, изданий, изображений музея–заповедника «Кижи»;
- корпоративный Интернет–магазин билетов, услуг, сувениров, изданий и изображений музеев Карелии (развитие партнерской сети музея).
- Использование информационных технологий для формирования позитивного имиджа музея как активного, современного и открытого субъекта социокультурной политики региона, а также для расширения партнерской сети музея:
- формирование системы внешней коммуникации музея, позволяющей реализовывать масштабные партнерские проекты, и механизмов координации совместных действий в партнерских проектах. В том числе:
- создание базы данных партнеров музея по различным направлениям и каталога партнеров музея на сайте;
- создание тематических списков рассылки новостной ленты музея;
- внедрение на сайте музея технологии для координации совместных партнерских проектов, предоставление площадки для коммуникации участников. Организация взаимодействия музея с российскими и международными организациями, благотворительными фондами и партнерскими организациями;
- значительное расширение поля интересов и влияния музея – Россия, международное сообщество. В том числе:
- инициирование и участие в партнерских и сетевых проектах регионального, российского и международного уровня;
- создание англоязычной версии сайта;
- ведение новостной ленты и пресс–релизов одновременно на двух языках;
- продвижение музея, его ресурсов и услуг посредством интернет технологий. В том числе:
- организация качественного освещения услуг музея на официальном сайте;
- изучение и формирование общественного мнения о деятельности музея посредством сети Интернет – организация обратной связи с посетителем сайта (форумы, гостевые книги, Интернет–голосование и анкетирование);
- предоставление для различных категорий посетителей информации о музее, культурных и природных ресурсах территории (особое внимание упущенной пока категории посетителей – дети и подростки).
- создание условий и механизмов для эффективного использования не только административных, но и рыночных, партнерских, проектных и сетевых управленческих технологий.
- формирование системы внешней коммуникации музея, позволяющей реализовывать масштабные партнерские проекты, и механизмов координации совместных действий в партнерских проектах. В том числе:
- Обеспечение безопасности и правового использования музейной информации и оборудования:
- использование лицензионного программного обеспечения и технологий;
- обеспечение безопасности хранящейся в сети музея информации от разрушения и несанкционированного доступа.
Таким образом, развитие информационного обеспечения должно быть ориентировано:[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]
- на формирование внутримузейного информационного пространства с целью создания условий для эффективного управления, информационного обмена, коммуникации, партнерства, повышения организационной культуры;
- на формирование информационного пространства посетителя музея с целью предоставления широкого спектра музейных услуг для различных категорий посетителей на максимально качественном уровне, отвечающем современным мировым стандартам;
- на формирование внешнего информационного пространства с целью расширения партнерской сети музея, формирования позитивного имиджа музея как активного, современного и открытого субъекта социокультурной политики региона.
Основные проектные направления развития информационного обеспечения
Развитие информационных технологий тесно взаимосвязано с развитием музея в целом, так как с одной стороны создает условия и предпосылки для развития музея, с другой – опирается в своем движении вперед на происходящие в музее изменения.
Учитывая предстоящий музеям переход на новые формы работы и финансирования, вторая часть концепции сформулирована в формате программы развития: разработана в терминах проектов, и как совокупность проектов. Концепция учитывает все выделенные в результате анализа основные направления развития и рассчитана на 8 лет.
Автор предлагает следующие проектные направления, определяющие развитие информационного обеспечения музея–заповедника «Кижи»:[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]
- Развитие корпоративной музейной компьютерной сети.
- Развитие внутримузейного информационного пространства на базе ИС КАМИС и геоинформационной системы (далее – ГИС).
- Музейная библиотечная информационно–справочная система.
- Музейный электронный архив.
- Развитие электронного маркетингового комплекса и системы ресурсного планирования музея [1] .
- Развитие официального сайта музея–заповедника «Кижи» в сети Интернет.
- Развитие системы внутримузейной коммуникации и проектной координации.
- Информационное обеспечение посетителя.
- Обеспечение лицензионной чистоты музейной деятельности.
- Кадровое обеспечение выполнения концепции.
В данной работе автором из указанных будут рассмотрены только пять проектных направлений, как наиболее важные и проблемные для многопрофильного и территориально разрозненного музея-заповедника: развитие компьютерной сети, развитие внутримузейного информационного пространства, развитие официального Интернет–сайта, развитие системы коммуникации и проектной координации, а также информационное обеспечение посетителя.
Развитие корпоративной музейной компьютерной сети
Работа большинства музейных подразделений строится на использовании информационных технологий и информационных ресурсов музея.
Можно утверждать, что дальнейшее развитие музея также напрямую связано и с развитием корпоративной компьютерной сети. Без выполнения данного условия невозможно создать общемузейное информационное пространство, наладить внтуримузейную коммуникацию, обеспечить качественное информационное обслуживание посетителей. Большинство проектов не только связанных с информатизацией, но развивающих другие направления деятельности все более будут зависеть от налаженной информационной сети.[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]
1. Развитие корпоративной компьютерной сети на о.Кижи.
В 2004 г. музей реализовал первый, самый трудный, этап проекта подключения острова Кижи к городской корпоративной сети по выделенному каналу. В 2005 г. были подключены к корпоративной музейной сети первые объекты на острове. Остров подключен к сети Интернет через спутниковую антенну.
Предлагаемая технология для развития сети на острове Кижи – беспроводная радиосеть. Однако эта технология еще не проверена в условиях острова Кижи. В процессе проведения тестирования в проект могут быть внесены коррективы. Реализация проекта позволит покрыть все оставшееся пространство острова беспроводной радиосетью и обеспечит доступ к сети в большинстве музейных зданий. Более того, специалисты музея смогут работать с базой данных по памятникам, находясь непосредственно около памятников или в фондохранилище.
Локальную сеть необходимо будет смонтировать в отдельных зданиях с большим количеством компьютеров и серьезным сетевым трафиком, в частности, в здании фондов в дер. Васильево и в новом административном здании с информационным центром во входной зоне музея.
2. Развитие корпоративной компьютерной сети в г.Петрозаводске.[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]
Административные здания музея в г.Петрозаводск расположены на значительном удалении друг от друга. За последние два года парк компьютеров увеличился в 2 раза. Для обеспечения возможности функционирования многих информационных систем (в том числе системы КАМИС, системы TicketNet, и др.) требуется безопасное высокоскоростное соединение ЛВС этих зданий.
В концепции речь идет о монтаже ЛВС в будущем здании фондов (пл. Кирова) и подключению по выделенным каналам (или расширение существующих каналов) 3 зданий в городе.
Развитие внутримузейного информационного пространства на базе ИС КАМИС и ГИС
В музее с 2000 года активно функционирует ИС КАМИС–2000 (разработчик – ООО «Альт–Софт», СПб.). Программа значительно облегчает и ускоряет решение многих хранительских задач, позволяет решать ряд научных задач, связанных с музейной работой.
Концепцией предусматривается значительное расширение функций программы, как для специалистов отдела фондов, так и для специалистов по другим направлениям музейной деятельности, а именно:[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]
- научных сотрудников музея – оперативный доступ и поиск информации для проведения исследований,
- специалистов по подготовке экспозиций и выставок – для отбора предметов на выставочные проекты,
- подразделения, создающие собственные фонды (например, детские работы в детском музейном центре, аудиофонд в отделе фольклора, фонд сектора традиционных технологий и др.) – формирование собственных фондов в программе КАМИС,
- специалистов по недвижимым памятникам (модуль «Архитектура»), реставраторов памятников архитектуры – сбор информации по памятникам, сопровождение реставрации, мониторинг состояния памятников,
- научный архив музея (модуль «Архивные документы»),
- специалистов в области образовательных проектов музея – оперативный доступ и поиск информации для подготовки лекториев, мастер–классов и др.
Одним из недостатков сегодняшних информационных ресурсов является то, что они пока существуют разрознено (не взаимосвязаны), не дают всей полноты информации. Технологической основой для привязки различных территориально разрозненных ресурсов может быть электронная карта, т.е. использование геоинформационных (ГИ) технологий. Таким образом, проект предполагает привязку КАМИС, а значит и всех информационных ресурсов этой системы к электронной карте острова Кижи, Заонежья, Карелии.
Работа с ГИ–технологиями довольно сложна, требует серьезной подготовленности специалистов. Поэтому для перевода на работу с электронной картой научных подразделений музея необходимо разработать пользовательские рабочие оболочки по различным направлениям – ведение экологического мониторинга, исследований в области этнографии, фольклора, управление территорией (инфраструктура, кабельное хозяйство на острове) и др. направления. При разработке структур пользовательских баз данных должна быть учтена совместимость всех данных и однотипность механизмов работы с различными блоками ГИС.
Все это позволит создать действительно интегрированную комплексную информационную систему по историко–культурному наследию музея, обеспечивающую деятельность многих подразделений, объединить большое количество специалистов музея для работы с общим информационным ресурсом. Общая программная платформа для работы нескольких подразделений также создает условия для формирования общего информационного пространства и информационного обмена, взаимопонимания, координации и сотрудничества.
Успешное выполнение столь сложного проекта возможно только при выполнении ряда сопутствующих важных мероприятий:[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]
- Разработка системы и порядка наполнения информационных ресурсов музея всеми подразделениями, что должно быть регламентировано соответствующими приказами, отражено в должностных инструкциях или в штатном составе подразделений.
- Разработка политики уровня доступа музейных подразделений, партнеров и посетителей музея к различным информационным ресурсам. Крайние варианты – полный доступ и полная закрытость – являются неприемлемыми для продвижения к целям, поставленным данной концепцией.
- Развитие корпоративной компьютерной сети и обеспечение защиты информации в сети.
- Штатное обеспечение специалистами в области информационных технологий для внедрения и администрирования комплексной ИС.
Развитие официального сайта музея-заповедника «Кижи» в сети Интернет
Официальный сайт музея–заповедника «Кижи» в целом можно признать довольно успешным, что характеризуется количеством его посетителей, положением сайта в рейтингах посещаемости, результатам голосования посетителей и оценкам экспертов портала «Музеи России». Сайт высоко информативен, имеет логичную структуру размещения материалов, а также удобную систему навигации. На сайте ведется реализация Интернет–проектов, имеющих региональное и международное значение.
Проект развития сайта музея должен учесть в первую очередь существующие недостатки, выделенные в результате проведенного анализа:
- выполнение нескольких разделов сайта без участия профессионального дизайнера (дизайн–проект разрабатывался сотрудниками отдела информации самостоятельно),
- недостаточная активность и своевременность предоставления новостей на сайт от музейных подразделений, несмотря на наличие удобной технологии,
- отсутствие информации, адаптированной для детей и подростков (образовательных программ в игровой форме),
- слабое представление услуг музея (например, описание экскурсионных маршрутов по острову Кижи),
- отсутствие элементов музейной электронной коммерции на сайте,
- сильно урезанная и не обновляющаяся версия сайта на английском языке,
- недостаточно интерактивных программ для посетителей, ориентированных на получение обратной связи.
Проект развития сайта включает в себя следующие мероприятия:
- Доработка дизайн–проекта для ряда разделов сайта.
- Развитие структуры сайта. Помимо восьми основных разделов сайта, предполагается появление двух новых разделов: «Традиционная культура» и «Виртуальный музейный магазин».
- Технологическая модернизация сайта, что необходимо в связи с быстрым развитием технологий Интернет. Чтобы сайт оставался современным, удобным в использовании, популярным необходимо учитывать эти процессы. Необходимо осуществить перевод сайта на новые языки программирования, что связано с выполнением работ высокой квалификации, весьма значительными временными и трудовыми затратами. Все необходимые изменения заранее предусмотреть невозможно (в связи с быстрым развитием данных технологий), но уже сейчас можно обозначить следующее.
- Перевод сайта на технологию php.
- Создание динамичных разделов сайта на основе MySQL. Разделы с очень динамично меняющейся информацией (услуги, музейный магазин и др.) предполагается перевести на технологию работы с базами данных, обновляющихся специалистами соответствующего профиля. Данная программа предлагает создание многоцелевых баз данных – для внутримузейного пользования, для информационных систем посетителя в Инфоцентре музея, для размещения на сайте.
- Внедрение технологии realtime–компрессии страниц сайта.
- Продвижение сайта.
- Развертывание и поддержание дружеского взаимодействия с другими сайтами сходной тематики. Обмен ссылками (банерами).
- Публикация в каждом тематическом разделе сайта списков партнеров музея со ссылками. Это станет не только обменом ссылками, но и условием для расширения партнерской сети музея.
- Проведение для целевой аудитории рекламной кампании средствами Интернет каждого нового музейного проекта. Эта мера одновременно продвигает как сам проект, так и музейный сайт, предоставляющий информацию о нем.
- Предоставление новых услуг на сайте. Целью является более качественное информационное обслуживание посетителей, продвижение музея и собственно сайта, организация коммуникации с посетителем, расширение аудитории музея.
- Внедрение технологий увеличения интерактивности сайта, обеспечения обратной связи с посетителем (тематические форумы, опросы посетителей, анкеты, рейтинги).
- Проведение на сайте online–конкурсов и викторин.
- Разработка технологии online–регистрация участников конференций и подобных мероприятий.
- Реализация трансляции online–видео с острова Кижи, для освещения происходящих там событий. Проект предусматривает размещение еще 2–3 управляемых web–камер.
- Разработка скриптовых программных средств организации и функциональности фотогалереи на сайте: система рейтинга фотографий, функция сортировки по различным параметрам, предложение скриншотов, виртуальных открыток и др.
- Создание на сайте виртуальной витрины товаров на первом этапе и виртуального музейного магазина – на втором. Эта работа входит в отдельное проектное направление данной концепции – «Развитие музейного электронного маркетингового комплекса».
- Продолжение существующих региональных и международных интернет–проектов – «Определитель музейных предметов», «На глазах у всего мира». Инициация новых партнерских интернет–проектов («Школа плотника–реставратора», «Музейный абонемент» и др.).
- Создание специализированных детских разделов сайта с учетом особенностей данной категории посетителей. Именно эта возрастная категория является крайне важной для привлечения в музей. Для реализации проекта планируется разработка сценария сайта с применением игровых интерактивных форм, тестов, а также разработка специального дизайн–проекта.
- Актуализация англоязычной версии сайта (по всем разделам). Музей–заповедник «Кижи» – это музей международного значения, более половины посетителей которого составляют иностранные туристы. Работа предполагает перевод на английский язык большого объема информационных материалов.
- Разработка механизмов актуализации и проверки актуальности информации в различных разделах сайта специалистами соответствующих подразделений. На сегодня информация на сайте выверяется в недостаточной степени. Это может привести к предоставлению ошибочных сведений.
- Открытие собственного Интернет сервера. В настоящее время музей пользуется услугами по хостингу сайта сторонней организации. Предоставляемые услуги носят низкий уровень, не позволяющий музею запускать современные интерактивные проекты, а также получать подробную статистику для изучения своей аудитории. Неоправданно часто закрывается доступ к ресурсам по техническим причинам.
Развитие системы внутримузейной коммуникации и проектной координации
Одной из проблем музея–заповедника «Кижи», тормозящей его дальнейшее развитие является отсутствие технологии координации совместной деятельности различных музейных служб, коммуникации внутри музея. Данная ситуация является довольно типичной для многих быстро развивающихся музеев, особенно крупных и территориально разрозненных, имеющих разветвленную структуру.
Существует потребность в разработке и внедрении в музейную практику технологии для налаживания коммуникации и координации совместных действий. Речь идет о создании площадки для совместной работы, организации не просто информационного обмена и профессионального общения, а координации совместной деятельности, контроля, оперативной корректировки деятельности с учетом текущего состояния дел.[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]
Проект предусматривает, что данной системой решения совместных задач и проектов в обязательном порядке будут пользоваться все структурные подразделения, сотрудники которых получат доступ к ресурсам общемузейной компьютерной сети (см. проектное направление №1). Для полноценного ввода в работу данной технологии необходимо разработать модули, организующие хранение всей информации в базах данных.
К ожидаемым результатам реализации проекта можно отнести не только улучшение координации совместных действий музейных подразделений и партнеров музея, повышение проектной активности и расширение сети партнеров. В целом речь идет о серьезном развитии музея, реформировании системы управления музеем с помощью информационных технологий.
Информационное обеспечение посетителя
В современном мире быстро меняется восприятие музея, понятие о его миссии – современный музей поворачивается «лицом к посетителю». Одним из приоритетных направлений развития музея становится максимально качественное обслуживание посетителя, что предусматривает и его информационное обеспечение.
Информационное обеспечение посетителя – это комплексная программа, которая должна начинать работать еще до того, как потенциальный посетитель пришел в музей, и продолжать с ним работать после его ухода из музея. Более того, предоставление открытого доступа к информации о культурных ресурсах позволяет ослабить социальное неравенство различных групп граждан в отношении их доступа к культурному наследию и тем самым обеспечить их конституционные права.[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]
Данный проект рассматривает те направления информационного обеспечения посетителя, которые связаны с использованием информационных технологий. Современный посетитель, особенно молодого возраста, привык получать информацию с экрана, виртуально. Эту особенность необходимо учитывать при проектировании экспозиций и выставок. Более того, подача информации в мультимедийном формате расширяет возможности для создателей выставок. Тем более без информационных технологий не обойтись при организации работы информационных центров. Информационные технологии позволяют существенно расширить ассортимент услуг музея и их качество, привлечь в музей новую категорию посетителей [2] .
Проект включает в себя развитие информационного сопровождения посетителя по четырем взаимосвязанным направлениям: 1. Создание информационно–справочной системы для посетителя; 2. Организация доступа к информационным ресурсам музея; 3. Сопровождение посетителей информационного центра музея в г.Петрозаводске; 4. Создание и сопровождение посетителей информационного центра музея на о.Кижи.
1. Создание информационно–справочной системы для посетителя.
Развитие информационных технологий позволяет предоставлять посетителям разнообразную информацию, а также дает возможность быстро ее актуализировать. Проект предполагает создание информационно–справочной системы для посетителя, освещающей все предоставляемые музеем услуги, расписания, прайс–листы и иную динамично меняющуюся информацию. Такая информационная система должна быть выстроена на основе базы данных (БД). К ней должен быть организован доступ для специалистов, отвечающих за актуальность содержащейся в ней информации по различным направлениям деятельности (услуги, выставочные проекты и т.п.).
Создаваемая БД должна иметь комплексное использование. На ее основе будет автоматически актуализироваться информация в информационных киосках и на пользовательских терминалах (презентационно–выставочный центр и лекционно–выставочный комплекс в Петрозаводске, информационный центр на о. Кижи), а также на сайте музея. При этом на поддержание всех пользовательских информационных систем в актуальном состоянии будут затрачиваться минимальные временные и человеческие ресурсы. Будет обеспечена возможность силами одного специалиста моментально актуализировать информацию для посетителей как в информационных центрах музея, так и в сети Интернет. Данная технология дает гарантии, что на всех терминалах предоставлена самая актуальная информация, не оставляя возможности «забыть» обновить информацию на том или ином терминале или сайте.[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]
Важно предусмотреть создание и ведение БД, а также пользовательских оболочек сразу как минимум на двух языках – русском и английском, так как музей претендует на статус международного культурного центра и среди его посетителей большой процент зарубежных гостей.
2. Организация доступа к информационным ресурсам музея
Для полноценного функционирования информационного центра музея необходимо предусмотреть возможность допуска посетителей к части информации из музейных баз данных.
Музей–заповедник «Кижи» идет по пути создания комплекса взаимосвязанных информационных систем, обобщающих материалы о территории музея и о прилегающем географическом пространстве, о памятниках архитектуры, фондовых коллекциях музея, нематериальном наследии, архивных материалах. Цель создания информационных ресурсов музея не только в обеспечении деятельности музейных подразделений, но и в информационном обеспечении посетителей, выполнении с их помощью просветительских функций, подготовке современных экспозиций.
Дальнейшее развитие информационного сопровождения посетителей музея предполагает разработку инновационных форм интерактивного общения, предлагающих посетителям информацию о культурных и природных ресурсах музея.[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]
Понятно, что в том виде и в том же объеме, в котором данные системы используются внутри музея, для посетителя их предлагать нельзя. Проект предполагает разработку привлекательного интерфейса и сценария для подачи материалов, простую интуитивно понятную систему поиска информации.
3. Информационное сопровождение посетителя инфоцентра в Петрозаводске.
Презентационно–выставочный центр музея «Кижи» в Петрозаводске, в целом, оборудован проекционной и презентационной техникой и уже ведет работу по информационному обслуживанию посетителей. Однако информационный центр (ИЦ) нуждается еще в комплексе специализированного оборудования для информационного обеспечения посетителя.
Согласно концепции создания, ИЦ – это специально организованная в музее открытая для посетителей информационная зона, предоставляющая широкий спектр информационных услуг. Для выполнения своих задач современный ИЦ должен быть оснащен доступными посетителям современными компьютерными и телекоммуникационными системами и предоставлять доступ к следующим информационным ресурсам:
- информационно–справочная система для посетителей по услугам, событиям и мероприятиям (2 сенсорных монитора перед входом в помещение ИЦ),
- информационная система «Музейный магазин» (сенсорный монитор в вестибюле у сувенирного киоска),
- музейные информационные ресурсы для посетителя (2 рабочих места для посетителей в ИЦ),
- архив мультимедиа–презентаций по различным направлениям деятельности и проектам музея.
В штат ИЦ должны входить консультанты, оказывающие необходимую помощь посетителям при работе с информационными ресурсами.
Проект также предполагает формирование постоянной электронной экспозиции музея–заповедника «Кижи» в г.Петрозаводске. Данная экспозиция должна быть выполнена на самом современном уровне, включая использование информационных технологий. Она должна избегать минимального дублирования форм экспонирования на самом острове Кижи. Это совершенно иная альтернативная форма предоставления информации. Для реализации данного проекта предусмотрено создание:
- интерактивной карты острова с нанесенными на нее объектами историко–культурного и природного наследия, управляемой пользователем,
- интерактивной игры «Встреча культур» с применением широкоформатного плазменного экрана и специализированного пульта управления на 4 участников. Включение в экспозицию такого элемента сделает ее необычной для музея «Кижи» и г.Петрозаводска. Экспозиция рассчитана на подрастающее поколение, а также родителей с детьми. Поэтому предполагается сделать упор именно на игровые технологии, помогающие говорить с посетителем на понятном для молодого поколения языке.
4. Информационное сопровождение посетителей инфоцентра на о.Кижи.
На остров Кижи, приезжает большое количество посетителей, которым необходимо предоставить полный комплект информации о музее, территории и предоставляемых им услугах. Здесь же посетитель, направляющийся далее в Петрозаводск, должен иметь возможность узнать о предоставляемых услугах в городе, как музеем Кижи, так и остальными организациями культуры. Для этого проектом предусматривается организация доступа ко всем перечисленным выше музейным информационным ресурсам.[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]
Проект предусматривает предоставление посетителям музея услуги получения и отправки электронной почты, работы с ресурсами сети Интернет, оперативной печати фотографий. Все эти мероприятия позволят повысить уровень обслуживания посетителей на острове Кижи, привлечь посетителей в городские выставочные залы и музеи, будут способствовать формированию положительного имиджа музея в целом.
Проект предполагает установление партнерских отношений с другими организациями культуры и туризма для своевременного размещения информации на сайтах, предоставления печатных буклетов, программок, информационных листов и т.п. Особое внимание необходимо уделить развитию партнерских отношений с частными предпринимателями в области туристической инфраструктуры в Заонежье, а также в Петрозаводске и Карелии, что обеспечит возможность предоставления максимально полного информационного обслуживания.
Завершая статью, необходимо подчеркнуть следующее. Рассмотрение проектных направлений концепции развития информационного обеспечения музея–заповедника «Кижи» свидетельствует, что развитие информационных технологий тесно взаимосвязано с развитием музея в целом, одновременно являясь как следствием, так и условием происходящих в нем изменений. С одной стороны, их внедрение объективно необходимо в связи с происходящими изменениями как в музее–заповеднике «Кижи», так и, в целом, в современном музейном мире. С другой стороны, новые технологии создают условия и предпосылки для дальнейшего развития музея, улучшения условий его работы, качества обслуживания посетителей.
- [1] Данное проектное направление рассматривалось автором на научно–практической конференции «Актуальные проблемы развития музеев–заповедников» (Петрозаводск, июнь 2006 г.). См.: Титова О.Ю. Электронный маркетинговый комплекс музея как канал распространения культурных продуктов // Актуальные проблемы развития музеев заповедников. Тезисы докладов Всероссийской научно–практической конференции (Петрозаводск – Кижи, июнь, 2006 г.). Петрозаводск, 2006. С.193–196.
- [2] Проект не рассматривает развитие сайта, т. к. это является темой отдельного проектного направления. Также в данном проекте не учитывается ряд мероприятий, которые включены в проектное направление по развитию электронного маркетингового комплекса музея: создание музейного Интернет–кафе, создание информационно–справочной системы «Музейный магазин» для посетителей сувенирных магазинов музея и виртуального музейного магазина.
Текст может отличаться от опубликованного в печатном издании, что обусловлено особенностями подготовки текстов для интернет-сайта.