Абросимова Д.Д. (г.Петрозаводск)
Жатвенная обрядность и фольклор (на материале Заонежья и Пудожья конца XIX – первой трети XX века)
@kizhi
Жатве, центральному и наиболее яркому, зрелищному, периоду года земледельца, представляющему собой ««апофеоз» полевых работ» [1] , посвящено немало исследований. Среди работ, где тема жатвенной обрядности затрагивается или рассматривается подробно, в контексте других этапов аграрного календаря, – исследования В.Я.Проппа, Т.А.Бернштам, О.А.Терновской, Г.В.Лобковой [2] .
Земледельческая обрядность в Заонежье и Пудожье изучалась К.К.Логиновым [3] , В.А.Агапитовым [4] , но в их работах не исследовались подробно фольклорные жанры, исполнение которых сопровождало жатву и празднование ее завершения. Этот вопрос изучался Р.Б.Калашниковой [5] .
Задачи данной работы – уточнить и дополнить отмеченные исследователями особенности жатвенных обрядов и состав фольклора в Заонежье и Пудожье конца XIX – первой трети ХХ в.
Для подготовки статьи были использованы исследования по земледельческому календарю, этнографические заметки исследователей–краеведов конца XIX – начала ХХ в. (в том числе в периодической печати); экспедиционные материалы научного архива Карельского научного центра РАН (далее – НА КарНЦ) и научного архива музея–заповедника «Кижи»; аудиозаписи бесед с информантами из Заонежья (личный архив); фотографии первой трети XX в., сделанные на территории Олонецкой губернии, из Национального архива РК, коллекций Карельского государственного краеведческого музея и музея–заповедника «Кижи»; народная одежда из коллекций КГКМ (фонд народного костюма), Музея изобразительных искусств (фонд народного искусства) и музея «Кижи» (фонд текстиля по КАМИС); звукозаписи из архива коллекций Российского фольклорно–этнографического центра.
На основе этих источников попытаемся рассмотреть жатвенную обрядность Заонежья и Пудожья. Цель жатвенных обрядов – «сберечь плодоносящую силу земли» [6] , обеспечив урожай в следующем году [7] .[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]
Если от посева до начала жатвы проходил короткий промежуток времени и быстро удавалось убрать зерно, говорили, что хлеб «перешел из засека в засек» [8] . В северном Заонежье жатва начиналась с праздника Успения (28 августа н.с.) [9] . В Пудожье (Водлозерье) пробную жатву на ржаных полях могли делать за неделю – две до Ильина дня (2 августа) [10] . Продолжалась жатва приблизительно неделю [11] . Основными ее участниками были женщины [12] (в это время они освобождались от сенокоса [13] ), мужчины только ставили бабки [14] .
Начало жатвы старались не назначать на день какого‑либо праздника [15] или святого мученика. Первый день считался праздничным [16] (так же как праздником считалось и начало сенокоса [17] ). В этот день соблюдали примету – ничего не отдавать из дома (этого же придерживались в дни запашки [18] , начала сева [19] и сенокоса [20] ). Отправляясь в поле, «крестили глаза, садились на скамеечки дома в кухни и благо–словясь походили» [21] .
В общерусской традиции на жатву и сенокос было принято выходить в нарядной, праздничной одежде [22] . Это соблюдалось и в Заонежье [23] . Экспедиционные материалы содержат подробные описания одежды для летних полевых работ. Многочисленны фотографии первой трети ХХ в., наибольшее число которых посвящено сенокосу [24] , наименьшее – жатве [25] . В музейных коллекциях крестьянской одежды нет жатвенных рубах, но есть сенокосные [26] (в основном это Пудожский [27] и Каргопольский уезды [28] , конец ХГХ в. [29] – 1930-е гг. [30] ).
Женский костюм для сенокоса и жатвы состоял из рубахи, юбки, сарафана, иногда передника. Их надевали в разных сочетаниях.
Первый и, по нашим источникам, наиболее редко встречающийся в первой трети ХХ в. [31] , вариант костюма – рубаха, которую носили самостоятельно, без дополнения в виде юбки или сарафана, с поясом [32] или передником [33] . Встречаются два цветовых сочетания рубах. Один – рубахи с пестрядным или белым станом из холста и «рукавами» (верхней частью) красного или розового [34] цвета из ситца или сатина. (Красный цвет повсеместно считался праздничным [35] ; рабочей одежде красного цвета отдавали предпочтение [36] ). Находящиеся в музейных коллекциях рубахи такого образца происходят из Каргопольского уезда [37] .[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]
Другое сочетание – рубахи с белым станом и «рукавами» белого цвета (территория Пудожья) [38] .
Рубахи украшались вышивкой по подолу. На рубахах из музейных коллекций чаще всего встречается геометрический орнамент, реже – растительный. Вышивка выполнена в технике браного ткачества, а также набора и глади. Цвет нитей красный, реже использованы разноцветные нити (это рубахи из Пудожского и Каргопольского уездов) [39] .
В первой трети ХХ в. более распространенным вариантом женского костюма на жатву было сочетание белых (светлых) рубах с красным сара–фаном [40] или юбкой. По частоте упоминания красных юбок в экспедиционных записях можно судить об их популярности [41] . По покрою юбки были прямыми, недлинными, с оборкой [42] . Поверх юбки или сарафана иногда надевали передник [43] .
Был известен еще один вариант костюма: рубаху, юбку и сарафан надевали вместе, придя на поле, сарафан снимали или подворачивали [44] .
Голову повязывали светлыми или белыми [45] , реже – темными [46] платками или надевали чепчики [47] .[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]
Сведения о мужском рабочем костюме более скудны. На сенокос мужчины надевали светлую одежду [48] . В дневниках этнографической экспедиции в Заонежье 1931 г. упоминаются «ярко–желтые или розовые» мужские рабочие рубахи [49] . Их носили навыпуск с поясом. Брюки шились из «толстой простой материи» [50] , из домотканины [51] . В качестве головных уборов на покосе мужчины могли надевать белые шапочки [52] . Как мужчины, так и женщины в Заонежье на жатву и сенокос ходили в сапогах [53] , реже – в лаптях [54] .
Главная роль при начале жатвы («зажине») принадлежала старшей в семье женщине [55] . В одной из экспедиционных записей отмечены слова, которые говорила свекровь информанта: «Рай–рай–рай, и полянка в край. Жалезная снасть на тебя пришла» [56] . По свидетельству другого информанта, перед тем как начать жать, говорили: «Слава Богу, что вырос хлеб хороший!», а также: «Помоги, Господи, убрать!» [57] .
Из первых срезанных колосьев («с первого серпа» [58] ) делали жгут для обвязывания снопов – «вязево», или «вязку», которым обвязывались или затыкали за пояс, чтобы не болела спина [59] . По окончании жатвы в первый день вязево уносили домой и клали за иконы в красном углу, чтобы «хлеб всегда водился в доме» [60] . По одному из свидетельств, ржаную вязку вешали на гвоздь в стене над спальным местом жницы [61] . Позже ее выносили на двор скотине [62] .
Был известен обряд изгнания клопов и тараканов с помощью ржаной вязки, когда ею хлестали по стенам в доме в направлении по солнцу с приговором [63] . Этот приговор мог быть таким: «Мухи, гады, вон, идет хозяин в дом» [64] . В наших источниках слова приговора не встретились.
Особое значение имел первый сжатый сноп [65] . По размеру он отличался от последующих: в Заонежье его связывали из 7–10 пясточек, а в Пудожье делали втрое толще обычного. Сушили и обмолачивали его отдельно [66] .[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]
Во время жатвы участницы продвигались каждая по своей полосе, стараясь не отстать друг от друга: «Пойдут все полосами… «лехой» называли, такую леху вот возьмут и гонят» [67] . Начиная новую полосу, говорили: «Полюшко, задрожи, в уголок убежи!» Это должно было ускорить работу [68] . Считалось, что во время работы нельзя было переносить с места на место несвязанный сноп – иначе муж будет неверен [69] .
Работа сопровождалась пением: «Золотистая рожь поспела, женщины ее жали серпами. они пели во время работы. это. изнурительный труд, но песня все равно лилась. широкая, размашистая, раскатистая. напевная песня» [70] . Исполнителями песен были замужние женщины [71] .
Среди песен, которые пели на поле, – «Раздивья»: «когда. колосились хлеба, когда они жали серпами, . эта песня. разливалась над. островом» [72] . Эта песня (вариант «Хорошо тому на свете жить») звучала и по пути на сенокос [73] . На жатве пели также «Во субботу день ненастный» [74] , «Ванька в Питере родился» [75] , «За годочек» [76] , «Лучше бы я девушка» [77] , «Хорошо было детинушке» [78] , «Уродилась я, как былинка» [79] , «Распрекрасное, беззаботное девушкой житье» [80] . Во время отдыха пели «Как один купец рассказывал рассказ» [81] . На территории бывшей Олонецкой губернии (современные Лодейнопольский район Ленинградской области и Вытегорский район Вологодской области) были распространены жнивные [82] и покосные [83] частушки, исполнявшиеся в особой манере [84] . Множество частушек, в текстах которых упоминаются сенокос или жатва, отмечено в Заонежье и Пудожье [85] .
В начале ХХ в. в Олонецкой губернии был известен обычай «помочей» – безвозмездной взаимопомощи в работе в воскресные и праздничные дни [86] . Помочан, как их называли [87] , могли пригласить не только для жатвы, но и для других полевых работ [88] . В наших источниках наиболее часты свидетельства о работе по найму у зажиточных хозяев. Во время работы жней кормили, а по окончании жатвы им платили [89] . Жатва на чужом поле или молотьба были способом оплаты за наем избы для проведения вечерок [90] .
В источниках не встретилось свидетельств об упоминаемых в описаниях общерусских жатвенных обрядов «заломах» – пучках несжатых колосьев, завязанных узлом, обсыпанных углем, печной золой и т.п. [91] , оставленных колдуном на поле с целью навредить его владельцу.[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]
Завершение жатвы сопровождалось большим разнообразием обрядовых действий, чем ее начало [92] . В Заонежье был известен повсеместно распространенный обряд «завивания бороды Илье» [93] . Заканчивая жатву, на полосе оставляли небольшой несжатый островок: верили, что это последнее пристанище некоего духа, который, пока идет жатва, прячется в еще не срезанных колосьях [94] . Стоя на коленях и обернув руку фартуком, чтобы от прикосновения из колосьев не ушла сила [95] , их «завивали» (заламывали), пригибали к земле и говорили, обращаясь к Илье–пророку: «Это, Илья, тебе на бороду», – эти слова были призваны обеспечить заботу пророка об урожае [96] . Здесь же желали «многая лета» хозяину или кричали: «Засеки глубокие! Стога высокие!..» [97] . Эти выкрики начинались или завершались магическим «кукареку!». Во многих районах России по окончании работы жницы катались по полю с произнесением приговора – обращенной к жниве просьбы о восстановлении потерянной силы [98] . На изучаемой территории свидетельств о таком обычае не встретилось.
Значимым в жатвенной обрядности был последний сноп. В средней полосе России его богато украшали цветами, венком [99] . В Заонежье последний сноп завязывали ленточками [100] . В колхозах его оставляли на поляне у того, кто отставал в работе: сноп связывали под песню – так, чтобы колосья торчали во все стороны [101] . И в Заонежье, и в Пудожье последний сноп приносили с поля [102] в правление председателю [103] и ставили под портреты руководителей партии – так, как раньше его ставили в красный угол под иконы [104] , для процветания дома и хозяйства [105] . Там сноп стоял во время празднования отжинахи [106] .
По окончании жатвы устраивался праздник. В Заонежье его называли «отжином» [107] , в Петрозаводском, Вытегорском и Каргопольском уездах Олонецкой губернии – «отжинахой» [108] , в Пудожье – «пожинахой» [109] (у одного информанта из Пудожья отмечено название «отжин» [110] ). Этот праздник хорошо сохранился в памяти информантов: «. кончим рожь жать – отжин справляем»; «…сено накошено, хлебно убрано, всё убрано с полей, вот тогда отжин такой…», «… выжнут хозяева рожь… овёс, хлеб, уберуть в стога… собираются и начинают гулять» [111] .
Отжин было принято праздновать внутри семьи (на празднование могли быть приглашены родственники и друзья [112] ), отдельный праздник устраивался для наемных работников [113] .
Традиция семейного празднования перестала существовать, очевидно, с появлением колхозов. Ответственным за устроение отжина в колхозе был председатель [114] . Угощение для работавших устраивалось за счет колхоза и готовилось сообща [115] . Празднование назначали на тот же день, когда оканчивали работу [116] , или приурочивали его к выходному [117] . Забивали скотину: овец, теленка, баранов, иногда быка или двух [118] . Приглашали гостей из других колхозов [119] , народу собиралось много, «100–300 человек» [120] . Праздник устраивался в красном уголке [121] или клубе [122] , где ставили длинные накрытые скатертями столы [123] . Начинался он с официальной части – «митинга» [124] , во время которого выдавались денежные премии [125] , и продолжался застольем [126] . Главным блюдом праздничного стола на отжине были «вареные пироги» [127] (их называли еще «отжиночными» [128] , «пряжеными» [129] ). Рецепт их приготовления все информанты помнят хорошо. Пироги делали из «черного» (ржаного) тонко раскатанного теста [130] . Начинкой служило толокно [131] или «сыр» (творог) [132] , который разминали с солью, ставили в глиняной посуде в нежаркую печь и затем толкли [133] . В творог добавляли сахарный песок [134] , могли смешивать его с толокном [135] . Пироги «варили» на сковороде в сливочном масле [136] . Другим традиционным блюдом на отжине была ячменная каша [137] (ее называли «отжинахой» [138] ), которую ели с маслом [139] . Кашу на отжин варили также в Архангельской, Вологодской губерниях [140] . Готовили овсяный кисель [141] , делали яичницу [142] , на столе была выпечка: колобы, калитки, блины [143] . Пекли большой круглый хлеб [144] , пили чай [145] . В Вологодской и Архангельской губерниях был распространен дежень – напиток из толокна, замешенный на кислом молоке или воде. В Каргопольском уезде на праздники варили пиво – в Заонежье и Пудожье такой традиции не было [146] . Спиртное, которое здесь можно было увидеть на столе – водка, брага, вино, квас [147] , было в малом количестве [148] . Женщины иногда не пили его вообще [149] .[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]
На празднике играли на балалайке, плясали кадриль под гармонь [150] , пели «Раздивья» [151] , «Во субботу день ненастный» [152] , «Ванька в Питере родился» [153] , «Экой Ваня» [154] .
На основе изученных сведений можно предположить, что «размывание» обрядового комплекса, которое происходило на рубеже XIX–ХХ вв. [155] , отразилось и на жатвенной обрядности Заонежья и Пудожья. Жатвенные обряды в изучаемый период не сохранились на этой территории как единый строго упорядоченный комплекс, а продолжали бытовать в виде более или менее целостных фрагментов. Процесс «размывания» обрядности, очевидно, отразился и на фольклорных жанрах. Число свидетельств, подтверждающих существование обычая петь во время жатвы и на празднике отжина, велико, но лишь в немногих из них указаны названия песен (или приведены их тексты). В этих случаях четко очертить ситуацию их исполнения не удается: репертуар, исполнявшийся во время работы на поле, включает те же песни, что пели на празднике по ее завершении. Не удается установить закрепленность выделенного состава песен за жатвенным обрядовым комплексом: они сопровождали застолье не только на отжине, но и в другие праздники [156] .
Лучшую сохранность по сравнению с песнями обнаруживают «малые жанры», частушки и приговоры, – краткие словесные формулы, произносившиеся в наиболее значимые моменты жатвенных обрядов, а также приметы и поверья, связанные с совершением конкретных действий.
- [1] Бернштам Т.А. Молодежь в обрядовой жизни русской общины XIX – начала XX века. Л., 1988. С.158.
- [2] Пропп В.Я. Русские аграрные праздники: Опыт историко–этнографического исследования. М., 2000. С.67–81; Бернштам Т.А. Молодежь в обрядовой жизни..; Терновская О.А. Лексика, связанная с обрядами жатвенного цикла: Материалы к словарю // Славянское и балканское языкознание: Карпато–восточнославянские параллели: Структура балканского текста. М., 1977. С.77–131; Лобкова Г.В. Древности Псковской земли: Жатвенная обрядность. СПб., 2000. 223 с.
- [3] Логинов К.К. Материальная культура и производственно–бытовая магия русских Заонежья (конец XIX – начало ХХ века). СПб., 1993. С.14–27; Он же. Этнолокальная группа русских Водлозерья. М., 2006. С.52–67; Он же. О «трудовых праздниках» в Заонежье // Кижский вестник. Заонежье. №4. Петрозаводск, 1994. С.48–57; Он же. Трудовые обычаи, обряды, запреты и приметы русских Заонежья // Этнокультурные процессы в Карелии. Петрозаводск, 1986. С.33–49.
- [4] Агапитов В.А. Сушка и обмолот зерновых в Южном Заонежье в конце XIX – начале XX века // Кижский вестник. Вып.5. Петрозаводск, 2000. С.135–140.
- [5] Научный архив музея–заповедника «Кижи» (далее – НА МЗК). НРФ-1532. Калашникова Р.Б. Обряды крестьянского календаря Заонежья, связанные с аграрными процессами (конец XIX – начало XX вв.): Научная справка. Музей «Кижи», 1988.
- [6] Покровская Л.В. Земледельческая обрядность // Календарные обычаи и обряды в странах зарубежной Европы: Исторические корни и развитие обычаев. М., 1983. С.85–86.
- [7] Пропп В. Я. Русские аграрные праздники… С.77.
- [8] НА КарНЦ. Ф.1. Оп.1. Кол.82. Ед.хр.144.
- [9] Логинов К. К. Трудовые обычаи. С.35.
- [10] Логинов К.К. Материальная культура. С.61.
- [11] Агапитов В.А. Сушка и обмолот. С.135.
- [12] Логинов К.К. Этнолокальная группа… С.63; Агапитов В.А. Сушка и обмолот. С.135. В памяти информантов хорошо сохранились особенности сушки снопов и молотьбы (НА МЗК). Ф.1. Оп.3. Ед.хр.1929.
- [13] Рыбников П.Н. Этнографические заметки о заонежанах // Памятная книжка Олонецкой губернии на 1866 год. Петрозаводск, 1866. Ч.2. С.3–36.
- [14] НА КарНЦ. Ф.1. Оп.1. Кол.201. Ед.хр.140.
- [15] Бернштам Т.А. Молодежь в обрядовой жизни… С.153.
- [16] Логинов К.К. О «трудовых праздниках». С.49–52.
- [17] НА МЗК. Ф.1. Оп.3. Ед.хр.1928.
- [18] Логинов К.К. О «трудовых праздниках». С.49.
- [19] Юнсовский М., свящ. Этнографи[ческие] сведения о жителях Лодейнопольск[ого] у [езда] Олонецк[ой] губ[ернии] Озерского погоста. 1854 г. Л.4: [Электронный ресурс] / М.Юнсовский. Электрон. ст. Режим доступа к ст.: http://litkarta.karelia.ru/lib/source_92.doc.
- [20] НА МЗК. Ф.1. Оп.3. Ед.хр.2124.
- [21] Там же.
- [22] Маслова Г.С. Народная одежда в восточнославянских традиционных обычаях и обрядах XIX – начала ХХ века. М., 1984. С. 121; Громыко М. М. Традиционные нормы поведения и формы общения русских крестьян XIX века. М., 1986. С.122.
- [23] Логинов К.К. О «трудовых праздниках»… С.53; НА КарНЦ. Разряд VI. Оп.1. Ед.хр.80; НА МЗК. НРФ-1220/4. Ф.1. Оп.3. Ед.хр.1928; Личный архив. 2005 г., о.Кижи, инф. А.Н.Фадеева.
- [24] Ф/а №1 ОЦ «Олонецкая губерния» 1901 г., №129; раздел «Дореволюционная Карелия. Сельское хозяйство», инв. № II-4532, 0–35062, 0–35071, 0–35074, II-3184, II-296; раздел 8, инв. № I-2289; раздел «Сельское хозяйство районов республики», инв. №II-3187; разделы 5, 6, инв. № I-182, I-1344, I-468. КГКМ. КГМ-37886. Музей–заповедник «Кижи». НВФ-13623/33, КП-4943/37.
- [25] Ф/а №1 ОЦ «Олонецкая губерния» 1901 г., № 60, 128, 130; раздел 8, инв. №II-3021. В коллекции фотографий КГКМ и фотоматериалов музея «Кижи» снимков, посвященных жатве, нет.
- [26] КГКМ. КГМ-6019, 6020, 26473, 11808, 11809, 947/3, 53348, 53364, 23019; Музей изобразительных искусств. КП-60281 (ПР-625).
- [27] КГКМ. КГМ-11808, 11809, 23019; Музей изобразительных искусств. КП-60281.
- [28] КГКМ. КГМ-6019, 6020, 947/3.
- [29] КГКМ. КГМ-23019, 6019, 6020; Музей изобразительных искусств. КП-60281 (ПР-625).
- [30] КГКМ. КГМ-26473.
- [31] Женскую рубаху как самостоятельный костюм можно видеть лишь на отдельных снимках, сделанных во время жатвы и сенокоса в Каргопольском и Пудожском уездах (Национальный архив Республики Карелия (далее – НА РК). Ф/а №1 ОЦ «Олонецкая губерния». 1901 г. № 130; разделы 5, 6, инв. № I-468; раздел 8, инв. №II-3021). Рубаха в качестве самостоятельного рабочего костюма в дневниках экспедиции 1931 г. в Заонежский район не упоминается.
- [32] НА РК. Раздел 8, инв. №II-3021.
- [33] НА РК. Разделы 5, 6, инв. №I-468. Встретился еще один вариант – рубаха без пояса на девочке–подростке (НА РК. Ф/а № 1 ОЦ «Олонецкая губерния». 1901 г. № 130).
- [34] КГКМ. КГМ-26473, 11808, 11809, 947/3, 53348, 6019, 6020. Музей изобразительных исскусств. КП-60281 (ПР-625). НА МЗК. НРФ-651. НРФ-985. Ф.1. Оп.3. Ед.хр. 1710/1–2, 1928.
- [35] Яскеляйнен Е. И. Сарафаны в коллекции музея «Кижи»: Опыт этнографического исследования // Кижский вестник. №4. Петрозаводск, 1994. С.110–116. С.113.
- [36] НА КарНЦ. Разряд VI. Оп.1. Ед.хр. 64, 72; НА МЗК. НРФ-1220/4. С.1. Ф.1. Оп.3. Ед.хр.2118.
- [37] КГКМ. КГМ-6019, 6020, 947/3.
- [38] КГКМ. КГМ-23019, 53364; НА МЗК. НРФ-651. С.31–32.
- [39] НА РК. Раздел 8, инв. №II-3021; КГКМ. КГМ-6019, 6020, 947/3, 6479, 53348, 11809, 23019, 53364, 4210, 8313, 8320, 10970, 11245, 11927; Музей изобразительных искусств. КП-60281 (ПР-625).
- [40] НА МЗК. НРФ-985.
- [41] Логинов К.К. Материальная культура… С.106; Яскеляйнен Е.И. Сарафаны в коллекции музея «Кижи». С.113; Фепонова Е. Вспоминая былое // Земля Заонежья. Вып.7. Петрозаводск, 1999. С.32–34; НА КарНЦ. Разряд VI. Оп.1. Ед.хр. 64, 72, 80, 84; НА МЗК. НРФ-651. С.31–32; НРФ-985. НРФ-1220/1. С.1; Ф.1. Оп.3. Ед.хр. 1710/1–2, 1928, 2118.
- [42] НА КарНЦ. Разряд VI. Оп.1. Ед.хр. 64, 72.
- [43] Там же. Ед.хр.64.
- [44] Яскеляйнен Е.И. Сарафаны в коллекции музея «Кижи». С.113; НА МЗК. НРФ-651. С.31–32; Ф.1. Оп.3. Ед.хр.1710/1–2.
- [45] НА РК. Разделы 5, 6, инв. №: I-182, I-1344, I-468; раздел «Сельское хозяйство районов республики», инв. №II-3187; раздел 8, инв. №I-2289; раздел «Дореволюционная Карелия. Сельское хозяйство», инв. №: 0–35062, 0–35071, 0–35074, II-3184; НА КарНЦ. Разряд VI. Оп.1. Ед.хр.64.
- [46] НАРК. Раздел «Сельское хозяйство районов республики», инв. №II-3187; раздел 8, инв. №I-2289; раздел «Дореволюционная Карелия. Сельское хозяйство», инв. №: II-4532, II-296.
- [47] НА МЗК. Ф.1. Оп.3. Ед.хр. 1928, 1932.
- [48] Там же. НРФ-651. С. 31–32.
- [49] НА КарНЦ. Разряд VI. Оп.1. Ед.хр.64.
- [50] Там же. Разряд VI. Оп.1. Ед.хр.64.
- [51] Там же. Ф.1. Оп.1. Ед.хр.60.
- [52] НА МЗК. НРФ-985.
- [53] НА КарНЦ. Разряд VI. Оп.1. Ед.хр.64. Ф.1. Оп.1. Ед.хр.60. НА РК. Разделы 5, 6, инв. №: I-1344, I-468; ф/а №1 ОЦ «Олонецкая губерния». 1901 г. №129; раздел «Сельское хозяйство районов республики», инв. №II-3187; раздел «Дореволюционная Карелия. Сельское хозяйство», инв. №I-2251 («Старинный женский рабочий костюм, применяемый при сжигании подсеки и на обмолоте зерна в риге; д.Плоскозеро Святозерского с/с»); НА МЗК. НРФ-651. С.31–32; Ф.1. Оп.3. Ед.хр.1710/1–2.
- [54] Георгиевский И. Этнографические сведения Олонецкой губернии о городе Пудоже с принадлежащими к оному окрестными селениями: [Электронный ресурс] / И. Георгиевский. Электрон. ст. Режим доступа к ст.: http://litkarta.karelia.ru/lib/source_98.doc; НА РК. Ф/а №1 ОЦ «Олонецкая губерния». 1901 г. №60; НА КарНЦ. Ф.1. Оп.1. Ед.хр.60.
- [55] Байбурин А.К. Календарь и трудовая деятельность человека: Русский народный календарь. Л., 1989. С.7.
- [56] НА МЗК. Ф.1. Оп.3. Ед.хр.2124.
- [57] Личный архив. 2005 г., о.Кижи, инф. А.Н.Фадеева.
- [58] НА МЗК. Ф.1. Оп.3. Ед.хр.2125.
- [59] Логинов К.К. Трудовые обычаи… С.35–36; НА МЗК. Ф.1. Оп.3. Ед.хр.2118; Агапитов В.А. Сушка и обмолот… С.135; НА КарНЦ. Ф.1. Оп.1. Кол.201. Ед.хр.201.
- [60] Логинов К.К. Материальная культура. С.22; НА КарНЦ. Ф.1. Оп.1. Кол.82. Ед.хр. 199, 204; НА МЗК. Ф.1. Оп.3. Ед.хр. 1711/1–2, 2124, 2125, 2126.
- [61] НА КарНЦ. Ф.1. Оп.1. Кол.201. Ед.хр.201.
- [62] НА МЗК. Ф.1. Оп.3. Ед.хр.2125.
- [63] Там же. Ед.хр.2124.
- [64] Соколова В.К. Заклинания и приговоры в календарных обрядах // Обряды и обрядовый фольклор. М., 1982. С.12.
- [65] Пропп В.Я. Русские аграрные праздники… С.77–78.
- [66] Логинов К.К. Этнолокальная группа… С.61.
- [67] НА МЗК. Ф.1. Оп.3. Ед.хр.1928.
- [68] Логинов К.К. Этнолокальная группа. С.64.
- [69] НА КарНЦ. Разряд VI. Оп.1. Ед.хр.77.
- [70] НА МЗК. Ф.1. Оп.3. Ед.хр. 1711/2, 2708.
- [71] Там же. Ед.хр.2163.
- [72] Там же. Ед.хр.2709.
- [73] Мерцалова М.Н. Поэзия народного костюма. М., 1988. С.60. В экспедиции в Заонежье 1927 г. исследователями была отмечена особая манера исполнения песни «Раздивья». Такая исполнительская манера – «не своим голосом, а своеобразным высоким фальцетом» – была в Заонежье повсеместной (Гиппиус Е.В. Крестьянская музыка Заонежья // Искусство Севера. Л., 1927. С.154).
- [74] НА КарНЦ. Ф.1. Оп.1. Кол.82. Ед.хр.72.
- [75] НА МЗК. Ф.1. Оп.3. Ед.хр.2709.
- [76] Там же. Ед.хр.1928; Личный архив. 2005 г., о.Кижи, инф. В.Ф.Лёвичева.
- [77] НА МЗК. Ф.1. Оп.3. Ед.хр.1928.
- [78] НА КарНЦ. Ф.1. Оп.1. Кол.142. Ед.хр.639; Разряд III. Оп.1. Кол.79. Ед.хр.426; Личный архив. 2005 г., о.Кижи., инф. А.Н.Фадеева.
- [79] НА МЗК. Ф.1. Оп.3. Ед.хр.1928.
- [80] НА КарНЦ. Ф.1. Оп.1. Кол.161. Ед.хр.117.
- [81] Личный архив. 2005 г., о.Кижи, инф. В.Ф.Лёвичева.
- [82] Копии архивных звукозаписей из коллекций ФЭЦ. № 149–21–1, 244–03–1, 244–03–2, 244–03–3, 256–02–1, 256–02–2, 265–02–2, 279–26–1, №279–26–2. Жнивные частушки были записаны в экспедициях в Лодейнопольский и Подпорожский районы Ленинградской области 1962–1963-х гг. (Сто русских народных песен: Материалы студенческих фольклорных экспедиций / Под общ. ред. Ф.В.Соколова. Л., 1970. 96 с.)
- [83] Копии архивных звукозаписей из коллекций ФЭЦ. № 229–14–1, 229–14–2, 255–09–2, 255–09–5, 256–02–2. НА КарНЦ. Разряд III. Р.Ф. Оп.1. Кол.79. Ед.хр.639.
- [84] «Звонкие, летящие вдаль вскрики в самом начале, длинные мелодические линии, ритмические перебои–сдвиги и долгие кадансы в конце» (Сто русских народных песен.).
- [85] Астахова М.П., Колпакова Н.П. Старая и новая Карелия в частушке. Петрозаводск, 1937. 160 с.; Костин И.А. Заонежская частушка: Сб. Петрозаводск, 2000. 133 с.; Песни Карельского края / Сост. Т.Краснопольская. Петрозаводск, 1977. 262 с.
- [86] Коренной П.О. Заметки о крестьянском хозяйстве // Олонецкая неделя. 1914. №40. С.12.
- [87] НА МЗК. Ф.1. Оп.3. Ед.хр.1928.
- [88] Там же. Ед.хр.2118.
- [89] Там же. Ед.хр. 1710/1–2, 1932, 2124.
- [90] НА КарНЦ. Ф.1. Оп.1. Кол.82. Ед.хр.20.
- [91] Торэн М.Д. Русская народная медицина и психотерапия. СПб., 1996. С.318.
- [92] НА МЗК. НРФ-1532. С.34.
- [93] Там же. Ф.1. Оп.3. Ед.хр. 1711/2, 2125. В.Я.Пропп указывает на возможную этимологию названия «борода» – от индоевропейского корня, означавшего растительность (Пропп В. Я. Русские аграрные праздники. С.78).
- [94] «Дух, который живет в колосьях ржи, при жнитве… переходит на те колосья, которые еще не сжаты. И его нельзя уничтожать» (НА КарНЦ. Разряд VI. Оп.1. Ед.хр.80).
- [95] Логинов К.К. Материальная культура… С.25.
- [96] НА МЗК. Ф.1. Оп.3. Ед.хр.2125.
- [97] Логинов К.К. Материальная культура… С.25; Агапитов В.А. Сушка и обмолот… С.135; НА МЗК. Ф.1. Оп.3. Ед.хр.1932.
- [98] Бернштам Т.А. Молодежь в обрядовой жизни… С.157; Шангина И. Жнея // Мужики и бабы: Мужское и женское в русской традиционной культуре: Ил. энц. СПб., 2005. С. 215–220; Иванова А.А. Жнивка, жнивка, отдай мою силку // Русская словесность. 1995. №5. С.5.
- [99] Пропп В.Я. Русские аграрные праздники. С.119; Велецкая Н.Н. Языческая символика славянских архаических ритуалов. М., 1978. С.107.
- [100] Логинов К.К. О «трудовых праздниках»… С.49; Личный архив. 2005 г., о.Кижи, инф. Г.С.Пахомова.
- [101] Личный архив. 2005 г., о.Кижи, инф. В.Ф.Лёвичева.
- [102] Логинов К.К. О «трудовых праздниках». С.49; НА КарНЦ. Ф.1. Оп.1. Кол.201. Ед.хр.200. В материалах НА КарНЦ есть одно свидетельство, что его оставляли в поле (НА КарНЦ. Ф.1. Оп.1. Кол.201. Ед.хр.179); НА МЗК. Ф.1. Оп.3. Ед.хр. 1928; Личный архив. 2005 г., о. Кижи, инф. Г. С. Пахомова.
- [103] НА КарНЦ. Ф.1. Оп.1. Кол.201. Ед.хр. 123, 139, 200.
- [104] Логинов К.К. Этнолокальная группа. С.64–65.
- [105] Пропп В.Я. Русские аграрные праздники. С.67.
- [106] НА МЗК. Ф.1. Оп.3. Ед.хр.1928.
- [107] Логинов К.К. О «трудовых праздниках»… С.49. Это название употребляют информанты 1900–1920-х гг. рождения (НА МЗК. Ф.1. Оп.3. Ед.хр. 1710/1–2, 2124, 2125).
- [108] Терновская О.А. Лексика, связанная с обрядами жатвенного цикла… С.102.
- [109] Михеев И.С. Колодозеро (Пудожского уезда) // ОГВ. 1899. №78. С.3; НА МЗК. Ф.1. Оп.3. Ед.хр.1928.
- [110] НА МЗК. Расшифровка пленки «2004. №2».
- [111] НА МЗК. Ф.1. Оп.3. Ед.хр. 1710/1–2, 2125.
- [112] Михеев И. Колодозеро (Пудожского уезда). С.3.
- [113] Логинов К.К. О «трудовых праздниках»… С.49; НА МЗК. Ф.1. Оп.3. Ед.хр. 1710/1–2, 2124.
- [114] НА КарНЦ. Ф.1. Оп.1. Кол.201. Ед.хр. 200, 269.
- [115] НА КарНЦ. Ф.1. Оп.1. Кол.201. Ед.хр.179; НА МЗК. Ф.1. Оп.3. Ед.хр. 2118; Личный архив. 2005 г., о.Кижи, инф. А.Н.Фадеева.
- [116] НА КарНЦ. Ф.1. Оп.1. Кол.201. Ед.хр.179; НА МЗК. Ф.1. Оп.3. Ед.хр. 1711/2, 2124, 2125.
- [117] НА КарНЦ. Ф.1. Оп.1. Кол.201. Ед.хр.269. НА МЗК. Ф.1. Оп.3. Ед.хр.1928.
- [118] НА КарНЦ. Ф.1. Оп.39. Ед.хр.88; оп.1. Кол.201. Ед.хр. 159, 179, 200; НА МЗК. НРФ-1220/1. С.2; Личный архив. 2005 г., о.Кижи, инф. Г.С.Пахомова, В.Ф.Лёвичева.
- [119] НА КарНЦ. Ф.1. Оп.1. Кол.201. Ед.хр.269.
- [120] Там же. Ед.хр.159.
- [121] Там же. Ед.хр. 123, 179.
- [122] Там же. Ед.хр.139.
- [123] Там же. Ед.хр.123.
- [124] Там же. Оп.39. Ед.хр.88.
- [125] НА МЗК. Расшифровка пленки «2004. №2».
- [126] Там же. Ф.1. Оп.3. Ед.хр. 1710/1–2, 1928.
- [127] Коренной П.О. Сельское хозяйство в Заонежье // Вестник Олонецкого губернского земства. 1907. №19. С.34; НА КарНЦ. Ф.1. Оп.1. Кол.201. Ед.хр. 139, 179; НА МЗК. Ф.1. Оп.3. Ед.хр. 1711/2, 1928, 2118, 2124, 2125, 2148.
- [128] Логинов К.К. Материальная культура… С.25.
- [129] Пироги «прягут», т.е. варят, в масле (Дашков В. Описание Олонецкой губернии в историческом, статистическом и этнографическом отношениях. СПб., 1842. С.189).
- [130] НА МЗК. Ф.1. Оп.3. Ед.хр.2118; Личный архив. 2005 г., о.Кижи, инф. В.Ф.Лёвичева.
- [131] Дашков В. Описание Олонецкой губернии… С.189; НА МЗК. Ф.1. Оп.3. Ед.хр. 1710/1–2, 1928; Личный архив. 2005 г., о.Кижи, инф. А.Н.Фадеева, В.Ф.Лёвичева.
- [132] НА МЗК. Ф.1. Оп.3. Ед.хр. 2118, 2124, 2126.
- [133] Там же. Ед.хр.1932; Личный архив. 2005 г., о.Кижи, инф. А.Н.Фадеева.
- [134] Сахарный песок как отдельную начинку стали использовать позже: НА МЗК. Ф.1. Оп.3. Ед.хр. 1710/1–2, 2148.
- [135] Там же. Ед.хр.2118.
- [136] Дашков В. Описание Олонецкой губернии… С.189; НА МЗК. Ф.1. Оп.3. Ед.хр. 1928, 2118, 2126, 2147.
- [137] Михеев И. Колодозеро (Пудожского уезда). С.3; НА МЗК. Ф.1. Оп.3. Ед.хр. 1928, 2125.
- [138] НА МЗК. Ф.1. Оп.3. Ед.хр.1928.
- [139] Там же. Ед.хр. 1928, 2125.
- [140] Терновская О.А. Лексика, связанная с обрядами жатвенного цикла. С.89.
- [141] Логинов К.К. Трудовые обычаи… С.36; Коренной П.О. Заметки о крестьянском хозяйстве. С.34; НА КарНЦ. Ф.1. Оп.142. Ед.хр.386; НА МЗК. Ф.1. Оп.3. Ед.хр.1710/1–2.
- [142] НА МЗК. Ф.1. Оп.3. Ед.хр.2118.
- [143] Михеев И. Колодозеро (Пудожского уезда). С.3.
- [144] НА КарНЦ. Ф.1. Оп.1. Кол.201. Ед.хр.123; Личный архив. 2005 г., о.Кижи, инф. Г.С.Пахомова.
- [145] НА МЗК. Ф.1. Оп.3. Ед.хр.1710/1–2; расшифровка пленки «2004. №2».
- [146] Харузин Н. Н. Из материалов, собранных среди крестьян Пудожского уезда Олонецкой губернии. М., 1889. С.67; НА КарНЦ. Ф.1. Оп.1. Кол.201. Ед.хр. 123, 200; НА МЗК. Ф.1. Оп.3. Ед.хр.1928.
- [147] Харузин Н.Н. Из материалов. С.67; Коренной П.О. Заметки о крестьянском хозяйстве. С.12; НА КарНЦ. Ф.1. Оп.1. Кол.201. Ед.хр. 123, 159, 200; оп.39. Ед.хр.88; НА МЗК. Ф.1. Оп.3. Ед.хр. 1928, 1932; Личный архив. 2005 г., о.Кижи, инф. А.Н.Фадеева.
- [148] Михеев И. Колодозеро (Пудожского уезда). С.3; НА КарНЦ. Ф.1. Оп.1. Кол.201. Ед.хр.200; НА МЗК. Ф.1. Оп.3. Ед.хр. 1711/2, 1928, 1932, 2124; расшифровка пленки «2004. №2»; Личный архив. 2005 г., о.Кижи, инф. Г.С.Пахомова.
- [149] НА МЗК. Ф.1. Оп.3. Ед.хр.1932.
- [150] Там же. Расшифровка пленки «2004. №2»; Личный архив. 2005 г., о.Кижи, инф. А.Н.Фадеева, В.Ф.Лёвичева.
- [151] НА МЗК. Ф.1. Оп.3. Ед.хр.2709.
- [152] Там же. Ед.хр.2708.
- [153] НА КарНЦ. Ф.1. Оп.1. Кол.82. Ед.хр.277; НА МЗК. Ф.1. Оп.3. Ед.хр. 2586, 2708, 2709; Личный архив. 2005 г., о.Кижи, исп. фольклорная группа с. Великая Губа.
- [154] Личный архив. 2005 г., о.Кижи, инф. Г.С.Пахомова.
- [155] НА МЗК. НРФ-1532. С.6–7.
- [156] НА МЗК. Ф.1. Оп.3. Ед.хр.2708.
Текст может отличаться от опубликованного в печатном издании, что обусловлено особенностями подготовки текстов для интернет-сайта.