Бабковская К.В. (Черногубово, Тверская обл.)
Игровые куклы карельских поселений Тверской области
@kizhi
Поселения карел на территории нынешней Тверской области появляются во второй половине XVI - начале XVII в. Пиком переселения стали 1640-1660-е гг. Массовый исход был спровоцирован действиями властей Швеции в отношении новых подданных (после русско-турецкой войны), которых, в частности, пытались насильно переводить из православной веры в протестантизм. Сберегая свою веру, карелы селились на безлюдных лесных пространствах, соответствующих современным Бежецкому, Весьегонскому, Новоторжскому, Кашинскому, Лихославльскому, Рамешковскому, Спиров- скому, Зубцовскому, Максатихинскому, Калининскому районам.
По сравнению с данными конца XIX в. в настоящее время количество тверских карел значительно сократилось. Так, по переписи 1886-1890-х гг., их было более 132 тысяч [1] , а по данным переписи 2010 г. - 7394 человека [2] . Несмотря на длительное проживание на Тверской земле, практически полную бытовую и культурную ассимиляцию с русскими, представители этого финно-угорского народа и до сих пор выделяют свою национальную принадлежность вплоть до записи в паспорте. Между тем номинативное выделение себя в качестве представителя карельской народности порой дальше этого не идет, различий в традиции и культуре они не видят. В большинстве поселений, где проживают карелы, население смешанное, карельским языком владеют в основном пожилые люди, но не говорят на нем даже в быту, молодежь знает лишь несколько карельских слов, а народные традиции трудно отделимы от русских.
Вместе с тем на кабинетном уровне в настоящее время карелы прилагают усилия к возрождению своих традиций. В Твери функционирует региональная национально-культурная автономия тверских карел, в районах есть местные музеи и библиотеки с постоянными экспозициями, посвященными Тверской Карелии, а в поселке Козлово Спировского района карельский язык преподается в школе. В Твери под руководством специалиста по народному костюму, преподавателя училища культуры и искусства М. В. Зыкус студенты создали народные куклы в карельской одежде Тверской губернии XIX в.
В ходе экспедиций 2014-2016 гг. мы обследовали карельские села Лихославльского района Толмачи, Микшино и Шейново. Лихославльский район считается самым «карельским» - в нем проживают около трех тысяч карел. Толмачи носят неофициальное название «карельская столица Тверской области», так как это село - крупнейший населенный пункт в центре ареала расселения тверских карел (Тверская Карелия). С 9 июля 1937 г. по 7 февраля 1939 г. в Калининской (ныне Тверской) области существовал Карельский национальный округ, в состав которого входили названные села [3] . О карельском происхождении поселений свидетельствуют и сами топонимы. Так, с. Толмачи имеет второе название Ukkozet. Первая часть составного слова включает в себя имя верховного бога-громовника, покровителя скота в карело-финской мифологии, - Ukko. Известно, что почитание Ukko в Тверской Карелии, в частности в ближайшем Залазино, сохранялось еще в 1950-1960-е гг. Идола Ukko ставили в хлев для оберега скота (зап. от Т. В. Свечиной) [4] . В округе Микшино сохранились карельские наименования местности - «Ёгипусто» (название пустоши), «Хапотуш» (поле, где было колхозное пастбище).
Изучением культуры и фольклора тверских карел в разные годы занимались Т. С. Маслова, А. И. Лебедев, О. М. Фишман, а также финский ученый П. Виртаранта. Во время экспедиций, в том числе в Толмачи и Микшино, ученым удалось собрать материал по песням-плачам, малым жанрам фольклора - пословицам, загадкам, а также о традиции ««Kеgrin päivä» - «пугало дня» [5] . Изучением же кукол тверских карел до сих пор никто не занимался.[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]
В ходе экспедиций в Толмачи, Микшино и Шейново мы обнаружили, что на территории всех этих сел игровых кукол называли по-карельски муччо (muččo). Такие муччо были распространены вплоть до второй половины XX в. Муччо довольно разнообразны. Нам удалось зафиксировать шесть видов этих кукол:
- Кукла - скрутка из ткани. Внутрь закладывается носок, рукавица или что-то плотное, оборачивается тканью, полоской ткани отделяется голова. Далее кукла заворачивается как будто в пеленку. Такая кукла была безликой (зап. от Л. И. Львовой) [6] .
- Кукла из одежды. Сворачивается стеганка, верхняя детская или взрослая одежда, и завязывается платок. Кукла может быть как безликой, так и с лицом, оформленным белой тканью (зап. от А. И. Грунтовой [7] , О. Ф. Черниченко [8] , М. И. Беляевой [9] ).
- Кукла-закрутка. Из ткани закручивается столбик, обвязывается платком, а вместо рук вставляются согнутые спички. Кукла безликая (зап. от А. И. Грунтовой).
- Сшивно-набивная кукла с лицом. Все детали изготавливаются отдельно, набиваются ватой и сшиваются (зап. от В. Н. Васильевой) [10] .
- Кукла-скрутка. Из ткани скручивается столбик, внутрь которого кладется вата или ветошь, перевязывается ниткой в области шеи. Платок вариативен. Туловище может оборачиваться цветной тканью (зап. от О. Ф. Черниченко, М. И. Беляевой).
- Кукла из соломы (зап. от Т. В. Свечиной).
Несмотря на то что нами были зафиксированы шесть разновидностей муччо, каждая из информанток с уверенностью говорила, что именно ее муччо - настоящие, а варианты, сделанные другими, - неправильные.
Наибольшее совпадение в изготовлении куклы разными информантками можно отметить в муччо из верхней одежды. Различие заключается только в наличии/отсутствии лица, а также в применении взрослой или детской одежды.
Во время игры карельские дети называли своих муччо как русскими именами: Катя, Таня, Окса (то есть Ксения), Лиза, Маня, так и на карельский лад - Ани, Марю. Муччо убаюкивали, кормили, ходили с ними друг к другу в маюшки (кукольные домики), делали для них колыбельки и ка- чельки из дранки (зап. от Л. И. Львовой).[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]
Карелы также делали комбинированные фигурки: сшивные с пластмассовой покупной головкой (зап. от З. А. Туричевой [11] ) и кукол из бумаги (зап. от Л. И. Львовой). Это, как говорят информантки, были «наши советские игрушки», такими играли и русские одноклассники.
Оценивая свою национальную идентичность, информантки из Микшино, хоть и говорят, что они чистокровные карелки, все-таки считают себя обрусевшими. «Вот в Толмачах и дальше в Рамешковском, Максати- хинском районах - настоящие карелы. А у нас половина слов русские. Мочалку мы называем мочуала от русского слова, а там по-карельски говорят вихко (vihko)» (зап. от О. Ф. Черниченко). Кукол они все же называли по-карельски муччо.
Процесс изготовления кукол женщины называют скручиванием. Делали быстро, «не по-настоящему, ведь как по-настоящему - это долго», - говорит 90-летняя Мария Ивановна Беляева. Рисовали глазки, брови, нос и улыбающийся рот. Платок был необязательным. Делали их из старых тряпочек: «родители дадут где подол от юбки, сорочки». Изготавливали их на скорую руку сами дети или старшие.
Вот у Ольги Федоровны Черниченко трое детей, старшая - дочка. «Раньше “большенькая” наделает кукол для младших, они и играют. Хоть те были мальчики, все равно для них поначалу делали просто младенцев, куклы не различали по полу».
Обнаруженные нами во время экспедиций муччо по технологии изготовления собственно карельскими назвать нельзя. Скрутки, подобные муччо, известны у русского населения повсеместно на территории России. У коми-пермяков точно такие же куклы могут называться акань, у татар и башкир - курчак. Куклами, сделанными из стеганки, играли дети в Торжокском, Калининском районах Тверской области. Благодаря номинации на языке этноса, предполагающей определенную этимологию, куклы приобретают специфическое национальное осмысление. Слово «mucco» по-карельски в первом значении означает молодую жену, молодуху, во втором - куклу [12] [13] . Название внешне подобной татарской куклы курчак этимологически объясняется по-другому - как построенное, сооруженное подобие детеныша, ребенка. Русское же слово «кукла» ученые выводят от античной «маски-наголовника» .[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]
Таким образом, куклы, сделанные карелами, по технологии изготовления являются в большей степени общерусскими, но благодаря своему названию на языке носителей приобретают национальный колорит.
- [1] Тверской край в XX в. Документы и материалы. Тверь, 1997. Вып. 4. С. 319.
- [2] Социально-демографический портрет России. По итогам Всероссийской переписи населения 2010 г. М., 2012. С. 94.
- [3] СССР. Административно-территориальное деление союзных республик. М., 1938. С. 47.
- [4] Татьяна Вячеславовна Свечина, 1968 г.р., д. Шейново, Залазинское сельское поселение, Лихославльский р-н, 25.01.2015. Здесь и далее цит. записи из архива автора настоящей статьи с указанием сведений об информантах.
- [5] Маслова Г. С. «Kegrin paiva» у карел Калининской области // Советская этнография. 1937. № 4. С. 150-152.
- [6] Людмила Ивановна Львова, 1940 г. р., с. Толмачи, Лихославльский р-н, 6.11.2014.
- [7] Антонина Ивановна Грунтовая, 1930 г. р., с. Толмачи, Лихославльский р-н, 6.11.2014.
- [8] Ольга Федоровна Черниченко, 1925 г. р., с. Микшино, Лихославльский р-н, 12.03.2016.
- [9] Мария Ивановна Беляева, 1925 г. р., с. Микшино, Лихославльский р-н, 12.03.2016.
- [10] Валентина Николаевна Васильева, 1947 г. р., с. Толмачи, Лихославльский р-н, 6.11.2014.
- [11] Зоя Александровна Туричева (урож. д. Пасынки Спировского р-на), г. Тверь, Тверская область, 1.11.2014.
- [12] Словарь карельского языка: (Тверские говоры) / Сост. А. В. Пунжина. Петрозаводск, 1994. С. 162, 164.
- [13] Байрамова Л. К., Яппарова Р. С. Внутренняя форма слов и их эвфемизация // Сопоставительная филология и полилингвизм. Сб. науч. трудов. Казань, 2003. С. 47-51.
Текст может отличаться от опубликованного в печатном издании, что обусловлено особенностями подготовки текстов для интернет-сайта.