Харебова Л.С. (г.Петрозаводск)
О «Фонде Старогина» и его создателе Vkontakte@kizhi

Семьи братьев Роберта Робертовича и Владимира Робертовича Фрейндлингов в  Петрозаводске. 1911–1912 гг. Стоит крайний справа Анатолий Владимирович Старогин-Фрейндлинг. Семейный архив А.Ф. Фрейндлинга.А.В. Старогин-Фрейндлинг в роли Ивана Грозного. 1918 г. Национальный архив РК.А.В. Старогин-Фрейндлинг. Семейный архив А.Ф. Фрейндлинга.

Посвящается 125-летию со дня рождения Анатолия Владимировича Старогина-Фрейндлинга

Многим исследователям народного деревянного зодчества известна коллекция материалов, хранящаяся в Национальном архиве Республики Карелия, названная специалистами «Фондом Старогина». Его ценность и информативность высоко оценивают архитекторы и реставраторы, краеведы и знатоки народной архитектуры, однако о самом создателе фонда и его составе известно крайне мало, что и заставило обратиться к этой теме [1] .

Анатолий Владимирович Старогин-Фрейндлинг [2] родился 18 сентября (1 октября по новому стилю) 1893 года в г. Лодейное Поле. Начальные сведения о его предках относятся к Роберту Яковлеву Фрейндлингу (1823–1903), выходцу из Восточной Пруссии. Получив медицинское образование, Р.Я. Фрейндлинг в 1860-х гг. содержал вольную аптеку в Вытегре, затем служил фармацевтом врачебного отделения Олонецкого губернского правления. Его старший сын Роберт (1856–1927) стал юристом, в 1890-х гг. занимал должности земского начальника и городского головы Повенца, продолжил службу в Петербурге, где получил личное дворянство. Владимир Робертович Фрейндлинг (1857–1920), отец Анатолия Владимировича, выпускник Императорского Санкт-Петербургского университета, служил податным инспектором в Кадниковском уезде Вологодской губернии, затем в Петрозаводске. В 1886 году он женился на дочери купца Никиты Павловича Румянцева Анне (1863–1945) [3] . Их семья была многодетной, все дети получили образование в гимназии, а некоторые – и в высших учебных заведениях северной столицы. Анатолий Фрейндлинг окончил Петроградскую школу прапорщиков инженерных войск, участвовал в боевых действиях Первой мировой войны, был ранен. Его сестра Мария Владимировна (1891–1953), спасавшая раненых на той же войне, впоследствии стала биологом, научным сотрудником Карело-Финского филиала Академии наук [4] . Их младший брат Борис (1898–1942) окончил Ленинградский университет искусств в 1929 году, работал в издательстве Ленинградского филиала Академии наук [5] .

А. В. Старогин-Фрейндлинг был разносторонне одаренной личностью. Его профессиональная деятельность была связана с театром, в том числе Петрозаводским театром русской драмы. Он успешно занимался режиссурой, был художественным руководителем Карельского радиокомитета, первым председателем правления Карело-Финского Театрального общества. В зрелом возрасте Анатолий Владимирович обратился к литературному творчеству. В журнале «На рубеже» был напечатан ряд его публицистических и художественных произведений: воспоминания о театральной жизни Петрозаводска в первые годы советской власти, очерки о революционере А.М. Кузьмине и известном кижском плотнике Михаиле Мышеве, рассказ «В Заонежье», отрывок из повести «Две судьбы» [6] . В 1960 году в Карельском книжном издательстве вышла из печати повесть А.В. Старогина-Фрейндлинга «Ровесники», посвященная событиям, происходившим в Карелии в годы гражданской войны. В рецензии на повесть ей была дана неоднозначная оценка, но, несмотря на критику, книга была переиздана дважды – в 1964 и 1973 гг. Иллюстрировал первое издание карельский художник-график Всеволод Николаевич Вахрамеев, в оформлении последнего издания принимал участие и его сын Евгений Всеволодович, ставший, как и его жена Татьяна Ивановна, авторитетным специалистом в области реставрации памятников деревянного зодчества.

А.В. Старогин-Фрейндлинг активно занимался просветительской деятельностью, связанной с распространением знаний об истории и культуре Карелии. В качестве члена Общества краеведения Карело-Финской ССР он принимал участие в подготовке издания «Путешествие на Кивач» (1952 г.), был одним из составителей путеводителя «Кижский погост» (1957 г.). Эти брошюры стали первыми опытами научно-популярных изданий о достопримечательных местах Карелии. Потребность в путеводителях, описывающих хотя бы ряд основных маршрутов экскурсий по республике, признавали в те годы карельские краеведы. К тому времени уже был создан заповедник «Кивач», проводились обмерные и реставрационные работы на памятниках деревянного зодчества, начался процесс формирования экспозиции музея под открытым небом на острове Кижи. В 1948 году в республике была организована Научно-реставрационная мастерская, где А.В. Старогин-Фрейндлинг исполнял обязанности архитектора по охране памятников и был привлечен к работе по изучению литературы и архивных источников с целью сбора информации о памятниках архитектуры. [текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]

Материалы, собранные А.В. Старогиным, включены в фонд Р-30, в котором сосредоточены документы, касающиеся деятельности Архивного управления и архива Карелии. Они насчитывают около двух тысяч листов машинописного текста, объединенных общим названием – «Выписки из книг, газет, журналов и подлинных документов, собранные в книгохранилищах Карело-Финской ССР, отражающие историю возникновения и пути развития зодчества на территории Карелии» [7] . Их содержание оказалось гораздо шире указанной темы, фактически это комплекс материалов универсального характера по истории, экономике и культуре края. Состав фонда не был тематически структурирован автором, поскольку комплектовался, видимо, в процессе поступления новых материалов и был оформлен в виде сборников, включающих одиннадцать выпусков. В тексте каждого выпуска, снабженного описанием состава, выделены два раздела. В первой части собраны выписки из печатных изданий, во втором – цитаты из архивных документов или их копии. Материалы сопровождаются перечнями использованных источников с указанием места их хранения, краткими библиографическими сведениями о процитированных изданиях, перечнями имеющихся в них иллюстраций, ссылками на архивные фонды с комментариями о чертежах или фотографиях, в них обнаруженных.

Составителем фонда были использованы многочисленные документы конца XVIII – начала XX вв. из Государственного архива КФССР, книжные собрания Государственного краеведческого музея, Госархива, библиотеки Учительского института, Публичной библиотеки, включая коллекции справочных и периодических изданий (Памятные книжки Олонецкой губернии, Вестник Олонецкого губернского земства, Олонецкие Епархиальные и Губернские Ведомости). В послевоенные годы сотрудники музеев, библиотек и архивов Карелии испытывали огромные трудности, пытаясь воссоздать книжные и документальные фонды, частично утраченные в условиях военного времени, систематизировать сохранившиеся собрания, предоставить посетителям условия для научной работы. Судя по значительному количеству личных дел исследователей, работавших в это время в Государственном архиве Карело-Финской ССР, можно сделать вывод о том, что документальные фонды были востребованы. Личное дело исследователя А.В. Старогина – одно из самых объемных, оно включает 580 листов в трех томах. Первая заявка на выдачу архивных дел датирована 14 апреля 1947 года, последняя – 17 июля 1953 года. Перечислить все архивные материалы, им изученные, представляется затруднительным в связи с их широким тематическим охватом и значительным объемом, поэтому остановимся на кратком обзоре использованных печатных источников и выделении отдельных документов.

Хронологические рамки печатных изданий, использованных исследователем, – от книг, изданных в начале XIX века, до советских изданий, включая тома Большой Советской энциклопедии. Работа по теме была начата автором с просмотра отдельных томов изданий дореволюционной страноведческой литературы, содержащей характеристику региона: «Россия. Полное географическое описание нашего Отечества» (Т. 3. СПб., 1900); «Русская земля: Природа страны, население и его промыслы (Т. 2. СПб., 1899); «Описание Российской Империи в историческом, географическом и статистическом отношениях» (Т. 1, кн. 3. СПб., 1845). Среди привлеченных к изучению изданий – книги в жанре путевых очерков: «Путешествие академика Н. Озерецковского по озерам Ладожскому, Онежскому и вокруг Ильменя» (1812), В.В. Суслова «Путевые заметки о Севере России и Норвегии» (1888), М.А. Круковского «Олонецкий край» (1904), В.Н. Майнова «Поездка в Обонежье и Корелу» (1877), Н. Березина «Пешком к карельским водопадам» (1903). Следующей группой изданий были книги историко-краеведческого характера известных писателей-этнографов Е. В. Барсова, В.А. Дашкова, Н.С. Шайжина и других. Не обошел вниманием А.В. Старогин и первый краеведческий учебник «Краткое описание Олонецкой губернии», составленный К. М. Петровым и изданный в Петрозаводске в 1881 году. Книга П. Е. Холостова 1874 года издания, посвященная горнозаводскому делу Олонецкого края, выписки из которой вошли в состав материалов А.В. Старогина, и сегодня имеется только в научно-справочной библиотеке Национального архива Карелии. Следует отметить то, что преимущественная часть изученных Старогиным книг находилась на хранении именно в библиотеке Госархива, что едва ли объясняется только удобством использования составителем и книжных изданий, и архивных документов, сосредоточенных в одном учреждении. Несмотря на то, что фонд архивной библиотеки за годы Великой Отечественной войны потерял половину состава, перечень книг, нашедших отражение в материалах Старогина, убеждает в том, что в ее книжном собрании сохранилось достаточное количество редких и ценных изданий, порой отсутствующих в других хранилищах республики.

Конкретная информация об истории создания и судьбе того или иного памятника архитектуры была извлечена А.В. Старогиным из архивных документов. Колоссальный массив просмотренных им дел не поддается даже краткому обзору. Основными источниками в числе разнообразных исторических документов стали церковно-приходские ведомости, содержащие отчеты о состоянии церквей и монастырей епархии, факты строительства новых и ремонтах действующих храмов, описи церковного имущества и другие ценные сведения. Особенно значительное количество материалов А.В. Старогин собрал о реставрации Богоявленской церкви в Челмужах, выполненной в 1913 году по проекту выдающегося архитектора Д.В. Милеева. В них нашли отражение прошения местного причта и старосты прихода, документы Повенецкой уездной земской управы и Олонецкой духовной консистории, переписка по поводу проекта земского инженера А.М. Гриневича, предлагавшего полную переборку храма, заключение Д.В. Милеева о ее нецелесообразности и обоснование своего проекта реставрации, его же доклад о завершении работ [8] . В изданной недавно коллективной монографии, посвященной деятельности Д.В. Милеева, материалы А.В. Старогина неоднократно процитированы, что подтверждает их непреходящую ценность [9] .

В архивном деле о постройке церкви Водлозерско-Ильинского прихода во имя пророка Илии А.В. Старогин выделил наиболее ценные документы конца XVIII века, копии которых были включены им в один из сборников материалов фонда в сопровождении указания на то, что в деле имеются эскизные чертежи плана и фасада будущего храма [10] . В листе использования архивного дела сохранилась первая запись об изучении этих документов, сделанная А.В. Старогиным 25 апреля 1953 года. Заметим, что следующая запись появилась лишь через 27 лет, в январе 1980 года, когда к нему обратились современные исследователи В.Г. Платонов и Г.И. Фролова. 10 января 1951 года А.В. Старогин обращался к архивным документам о пребывании в Олонецкой губернии в августе 1886 года «классного художника 1-ой степени Суслова для исследования сохранившихся памятников древнерусского искусства» [11] . В их составе – рапорты священнослужителей Александро-Свирского монастыря, Колодозерской церкви в Пудожском уезде, Олонецкого Никольского собора, Кондушского, Мегрецкого и Юргильского приходов о храмах и находившихся в них предметах старины, удостоенных внимания В.В. Суслова. Об интересе А.В. Старогина к работе своих предшественников, изучавших отечественное историко-культурное наследие, говорит и замеченное им в Олонецких губернских ведомостях за 1850 год обращение к читателям Императорского Археологического общества: «Русские древности доселе обращали на себя менее внимания, чем инородческие, находимые в России, поэтому Археологическое общество предположило разрабатывать русскую Археологию во всех ее видах, по наличным памятникам, сохранившимся от древних времен. Общество с полной уверенностью обращается к соотечественникам и просит их о принятии участия в обозрении памятников русской древности, рассеянных в разных местах нашего отечества» [12] .[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]

Помимо комплекса информационных материалов, собранных А.В. Старогиным, в отдельном архивном деле выделены документы, проливающие свет на его участие в розыске живописных полотен И.Н. Крамского и художников «Артели свободных художников», ранее находившихся в Кончезерской Троицкой церкви [13] . Это вырезка из газеты «Ленинское знамя» с заметкой Старогина «Невежественная отписка», которая была опубликована в рубрике «Письма в редакцию». Речь в ней идет о попытке автора обратиться в Совет Министров КФССР с предложением рассмотреть вопрос об организации поисков утраченных картин. Ответ им был получен от председателя Комитета по делам культурно-просветительских учреждений и содержал заключение о том, что данное дело «не представляет ценный исследовательский материал, а также не имеет прямого отношения к системе культурно-просветительских учреждений». В деле также имеются два письма И.Э. Грабаря, адресованные А.В. Старогину, в одном из которых он выражает готовность опубликовать в «Сообщениях» Института истории искусств АН СССР статью о пропавших из Кончезерской церкви уникальных ценностях и сетует на равнодушие чиновников. Заканчивается письмо прощальной фразой с выражением надежды на изменение отношения власти к культуре в будущем: «В ожидании лучших времен»...

Обеспокоенностью судьбой культурного наследия была вызвана и еще одна публикация А.В. Старогина-Фрейндлинга. Это его рецензия на изданную в 1955 году книгу А.В. Ополовникова «Памятники деревянного зодчества Карело-Финской ССР» [14] . Высоко оценивая вклад автора монографии в дело исследования и реставрации памятников народной архитектуры, А.В. Старогин пытался привлечь внимание общественности к возникшим в то время проблемам. Его беспокоит ситуация с кадрами, обострившаяся в связи с ликвидацией Научно-реставрационной мастерской Управления по делам архитектуры при Совете Министров КФССР, отсутствие публикаций о памятниках деревянного зодчества, а также невостребованность обмерных, реставрационных и других материалов, которые покрываются пылью на полках Управления.

Сегодня мы можем прояснить судьбу коллекции архитектурной графики Управления по делам архитектуры, о которой писал А.В. Старогин. Это уникальное собрание после неоднократных перемещений из одного учреждения в другое с 1976 года находится в фондах музея-заповедника «Кижи». Все чертежи и графические работы на сегодняшний день оцифрованы, часть из них опубликована на сайте музея, продолжается научно-фондовая работа по их атрибуции и систематизации. Не только чертежи памятников деревянной архитектуры Карелии из музейных фондов являются объектом исследования для специалистов, изучающих и восстанавливающих творения народных зодчих. В архиве музея хранятся многочисленные научно-технические материалы по реставрации и изучению памятников архитектуры, указатель которых также опубликован на сайте музея-заповедника «Кижи» [15] . Коллекции чертежей, фотоматериалов и документов из кижского собрания являются ценнейшими источниками по истории становления и развития реставрационного дела в Карелии. Начиная с конца 1940-х годов, когда А.В. Старогин приступил к составлению материалов, освещающих архитектурное наследие, в республике уже занимались его воссозданием специалисты, в будущем прославившие отечественную реставрацию – А.Н. Буйнов, Л.М. Лисенко, Б.В. Гнедовский, А.В. Ополовников. Совместно с московскими архитекторами обмерные и проектные работы выполняли в это время начинающие карельские специалисты В.А. Крохин, А.Я. Кривонкин, Д.Г. Сафонова, Э.В. Ильин. В начале 1950-х годов, будучи еще студентом Московского архитектурного института, к исследованию деревянного зодчества приступил В.П. Орфинский, ныне – доктор архитектуры, профессор, действительный член Российской академии архитектуры и строительных наук.

А.В. Старогина-Фрейндлинга не стало 18 августа 1965 года. В семье его племянника Александра Федоровича Фрейндлинга бережно сохраняются домашний архив, многочисленные фотографии и реликвии, связанные с жизнью и многогранной деятельностью родственников, каждый из которых отражен в родословной. «Фонд Старогина» продолжает привлекать внимание специалистов, а имя его создателя по праву занимает достойное место среди персоналий энтузиастов, посвятивших свою жизнь сохранению, изучению и популяризации историко-культурного наследия.

// Кижский вестник. Выпуск 18
Музей-заповедник «Кижи». Петрозаводск. 2019. 265 с.

Текст может отличаться от опубликованного в печатном издании, что обусловлено особенностями подготовки текстов для интернет-сайта.

Музеи России - Museums in RussiaМузей-заповедник «Кижи» на сайте Культура.рф