Мельникова Н.М. (г.Петрозаводск)
Обзор выставок из собрания музея-заповедника «Кижи» (2013-2017 гг.) VkontakteFacebook

Известно, что выставки являются одной из основных форм публикации фондового собрания музея и результатов исследовательской работы научных сотрудников. Они также служат прекрасной площадкой для проведения культурно-просветительских и образовательных программ и мероприятий. Это в полной мере относится и к музею-заповеднику «Кижи», который помимо экспозиционно-выставочных площадей на острове Кижи располагает двумя выставочными залами и экспозиционным пространством в фондохранилище в городе Петрозаводске. В опубликованном на сайте музея Отчете о деятельности в 2013-2017 гг. содержится перечень из 69 выставок [1] . Среди них выставки, подготовленные на основе собрания музея «Кижи», из фондов других музеев и частных коллекций, фотовыставки, а также выставки детского творчества. Настоящий материал был написан в связи с подготовкой упомянутого Отчета, но из-за большого объема не был там опубликован. В тоже время, масштабы выставочной работы музея в указанный период времени были действительно велики и сопровождались подготовкой, подчас, весьма основательных наукоемких выставок. По этой причине публикация обзора содержательной части выставок, подготовленных на основе собственного собрания, представляется целесообразной как для истории музея-заповедника «Кижи», так и для развития его выставочной работы в будущем.

В 2013-2017 гг. почти половина выставок, экспонировавшихся в залах музея, - это выставки, подготовленные на основе фондовых коллекций музея-заповедника «Кижи» или с участием предметов из собрания музея. 26 выставок из 69 – это выставки с преимущественным, а зачастую стопроцентным, использованием собственных фондов. [2] Наиболее востребованы были этнографические коллекции предметов из дерева, металла, текстиля, а также коллекция древнерусской живописи. В выставочных проектах нашел отражение широкий спектр исследований научных сотрудников музея: исследования историко-краеведческого характера, этнографическое изучение традиционного хозяйства, крестьянского быта, декоративно-прикладного искусства, нематериальных компонентов историко-культурного наследия, изучение памятников деревянного зодчества, а также исследования в области фольклористики и музыкальной культуры.

Особое значение имеет такая функция выставок, как привлечение в музей посетителей и расширение состава музейной аудитории. Выставки поддерживают интерес публики к музею, формируют контингент постоянных посетителей – местных жителей. [3] Для музея «Кижи» с его удаленной островной экспозицией это особенно важно. Всего за период 2013-2017 гг. выставки музея в Петрозаводске посетило более 151 тыс. человек. [4]

Выставки, работавшие в городских залах музея в 2013-2017 гг., наглядно и ярко продемонстрировали своё значение в обогащении и разнообразии «языка музея», на котором ведется диалог с посетителем. [5] Выставочная палитра включала историческую, этнографическую, фольклорную, природоведческую тематику, что само по себе уже требовало специфических средств подачи экспозиционного материала. Широко использовались интерактивные формы, аудиовизуальные приложения. В рамках работы выставок проводились специальные лекции, мастер-классы и культурно-образовательные акции.

Частью широкого общественного празднования памятных дат и своеобразным отчетом музея о научно-исследовательской, фондовой, экспозиционной работе стали выставки, посвященные 300-летию Преображенской церкви острова Кижи, юбилеям Т.Г. Рябинина и И.А. Федосовой, 100-летию начала Первой мировой войны, 50-летию музея-заповедника «Кижи». В течение пяти лет сотрудники музея создали целую серию выставок по народной культуре Олонецкой губернии конца XIX – начала XX веков, представив материальные и духовные аспекты традиционной культуры края. Как правило, эти выставки сопровождались масштабной публикацией музейных коллекций. Неординарными событиями культурной жизни Петрозаводска стали выставки икон, представившие уникальную коллекцию музея – коллекцию древнерусской живописи. В выставочных проектах нашло отражение одно из приоритетных направлений работы музея – сохранение природного наследия Кижей, неповторимого своеобразия ландшафтов острова. Интересным явлением выставочной деятельности стало создание детских интерактивных выставок.[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]

Главное событие последних лет истории музея – 300-летие церкви Преображения Господня Кижского погоста (2014 г.), выдающегося памятника русского деревянного зодчества, общепризнанного шедевра мировой архитектуры, «воплощения северно-русской строительной культуры и народной эстетики». [6] Одним из значительных мероприятий празднования юбилейной даты стала выставка «Жизнь под покровом небес» (автор С.В. Воробьева). [7] Экспозиция представила Преображенскую церковь как важную составляющую традиционной культуры кижского сельского сообщества, акцентировала внимание на историко-культурной значимости церкви и высоком международном статусе Кижского погоста, рассказала о работе по сохранению и реставрации памятника, осуществляемой музеем в последние годы. Основные сюжетные линии выставки - история Преображенской церкви от момента строительства до создания музея «Кижи», роль крестьянского мира в создании и поддержании церкви в «благолепном» состоянии, роль церкви в консолидации местного сообщества, иконописное убранство храма, современная реставрации церкви. [8] Основу предметного ряда первого раздела выставки, посвященного строительству храма, составили инструменты плотников, резчиков по дереву, иконописцев – людей создавших этот удивительный по красоте и столь отличный от других православных храмов собор, ставший признанным символом деревянного зодчества России. Второй раздел экспозиции рассказал о жизни храма после Великой русской революции до наших дней, когда он стал главным памятником музея, национальным символом, объектом всемирного наследия. На выставке было представлено 130 предметов из собрания музея, связанных с историей Преображенской церкви. Многие музейные предметы экспонировались впервые. Например, облачение священников Преображенской церкви, спасенное и сохраненное сотрудниками музея в 80-е гг. XX века. Среди экспонатов выставки – деисус иконостаса Преображенской церкви, который после закрытия храма на реставрацию в 1980 г. экспонировался только один раз – на выставке в музее храма Христа Спасителя в 2006 г.

В 2016 и 2017 гг. русская культура отмечала 215 лет со дня рождения сказителя Трофима Григорьевича Рябинина (1801-1885), 200 лет со дня рождения сказителя Василия Петровича Щеголёнка (1817-1894) и 190 лет со дня рождения причитальщицы Ирины Андреевны Федосовой (1827-1899). Приуроченные к юбилеям Т. Г. Рябинина и И.А. Федосовой выставки стали данью уважения к знаменитым заонежанам, чьи эпические песни и плачи-импровизации признаны выдающимся явлением народного творчества.

Памяти Т.Г. Рябинина музей посвятил выставку «"Тут славы поют, да старины скажут". Мир крестьянина – былинного сказителя» (авторы С.В. Воробьева и Ж.В. Гвоздева). [9] Создавая выставку авторы стремились «… раскрыть особенности национального культурного кода через сопоставление идеального мироустройства, представленного в былинах и реальности крестьянской жизни». [10] Своеобразной отправной точкой в создании экспозиции стала мысль В.К. Чистова о том, что «старая фольклорная традиция была теснейшим образом связана с крестьянским бытом – повседневным трудом, чередованием труда и отдыха, повседневности и праздников и обрядов, т. е. всем образом жизни старого крестьянства, с его умением делать все, что может понадобиться человеку: срубить избу, изготовить себе одежды, добыть хлеб, вырастить своими руками все, что нужно для питания семьи, спеть песню, рассказать сказку …». [11] Экспозиция познакомила с основными хозяйственными занятиями крестьян-сказителей, представила предметный ряд их бытовой жизни, показала точки соприкосновения идеализированного мира былинных богатырей и повседневной жизни крестьян. [12] Экспозиционный материал был представлен в трех разделах, раскрывших основные стороны жизни крестьян-сказителей, сохранивших в своей памяти древнерусский героический эпос: «Их дом», «Их занятия», «Их вера». Экспонировалось 349 предметов из фондов музея, происходящих из Заонежья, Поморья, Пудожья, в том числе предметы, непосредственно происходящие из семей сказителей. Предметный ряд дополнили фотографии, в том числе портреты сказителей, тексты былин. Репродукции произведений И.Я. Билибина, одного из лучших иллюстраторов былин, представили образы былинных богатырей. Первый раздел выставки познакомил с внешним видом и внутренним убранством крестьянского дома. Отбирая предметы для него авторы отдали предпочтение вещам, наиболее значимым в художественном отношении, отражающим эстетические представления и архаичные верования крестьян. [13] Хозяйственные занятия были представлены земледелием, рыболовством и сапожным ремеслом. Земледелие – основное занятие крестьян Заонежья, скрип сохи Микулы Селяниновича о камни постоянно воспевался северными певцами. [14] Сохранению эпоса способствовало рыболовство – одно из наиболее важных занятий северно-русских крестьян. Артельная организация промысла давала возможность общаться жителям разных деревень, пополнять репертуар, осваивать сказительское искусство. Многие исполнитель былин владели сапожным ремеслом, например, сапожником был сказитель Василий Щеголёнок. К разделу «Их занятия» примыкал экспозиционный комплекс «Богатырский конь», основу предметного ряда которого составила праздничная конская сбруя. Конь – символ благополучия крестьянского хозяйства и важнейший атрибут богатыря – защитника родной земли. По задумке авторов выставки «богатырский конь» - «символ идеального мира былинного героя в образе синего коня, парящего над просторами воды и земли Заонежья». [15] Духовную сторону жизни крестьян-сказителей, среди которых были как последователи ортодоксальной церкви, так и староверы, представил раздел «Их вера».

190-летие И.А. Федосовой музей отметил выставкой, посвященной причетной традиции Заонежья, её роли в обрядовой культуре заонежан. [16] Названием выставки стала строка из федосовского причитания «Дай-ко, Господи, мне доброй путь-дороженьку» (авторы выставки Н.С. Михайлова и А.М. Анхимкова). [17] Структура выставки как нельзя точно соответствовала репертуару Федосовой, который включал все виды обрядовой причети – похоронные, рекрутские и свадебные причитания. Старинные предметы крестьянского быта, фотографии, репродукции художественных работ, фольклорные тексты помогли воссоздать фрагменты важнейших семейных обрядов, отмеченных обязательным исполнением причитаний. Свадебная обрядность была представлена такими элементами обряда, как «рукобитием», «хождением по гостям», «посещением бесёд», «ритуальной баней», «прощанием с "волей"», «родительским благословлением», «отъездом к венцу». [18] Рекрутский обряд был показан с момента возвращения новобранца домой после жеребьевки и представлен такими его элементами, как «прощание с родственниками и соседями», «разгул рекрутов», «родительское благословление», «отъезд к месту сбора». Похоронные обрядовые действия, направленные на благополучный прием ушедшего на том свете и защиту участников обряда, были представлены с момента получения извещения о смерти до погребения покойного. Через тексты причитаний авторы выставки стремились раскрыть представления невесты о замужней жизни, молодого человека о солдатской, крестьян о загробной жизни. [19]

Размещенная рядом выставка-спутник «Заонежская причеть» представила материалы, посвященные другим исполнителям причитаний: Н.С. Богдановой, А.И. Палтусовой, Т.Ф. Алешиной, А.Т. Кадетовой, П.И. Гириной. На ней можно было увидеть фотографии, мемориальные вещи, публикации собирателей и исследователей заонежской причетной традиции Е. Барсова, П. Певина, Н. Шайжина, К. Чистова, Т. Краснопольской, В. Кузнецовой. [текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]

Отличительной особенностью работы выставок «Дай-ко, Господи, мне доброй путь-дороженьку» и «Заонежская причеть» стали исполнения причитаний и показ фрагментов свадебного и рекрутского обрядов участниками фольклорного ансамбля музея «Кижи». Экскурсии сотрудников отдела изучения и музейной презентации фольклорного наследия – участников фольклорного коллектива, сопровождаемые старинными обрядовыми плачами, стали уникальной формой работы музея с посетителями выставок.

Выставкой «За Веру, Царя и Отечество!» Жители Олонецкой губернии на Первой мировой войне. 1914–1918 гг.» музей отметил 100-летие начала Великой войны, как называли Первую мировую войну современники. Авторы выставки - сотрудник музея «Кижи» Б.Д. Москин и известный петрозаводский журналист Ю.В. Шлейкин. [20] Основу экспозиции составили предметы из фондов музея «Кижи», Национального музея Республики Карелия, Историко-технического музея Санкт-Петербурга и копии документов из Национального архива Республики Карелия. [21] Выставка рассказала о судьбе жителей Олонецкого края – участниках Первой мировой войны. Альбомы с фотографиями, сохранившиеся устные семейные истории, памятные предметы поведали о жизненном пути многих заонежан, пудожан, петрозаводчан. Среди персонажей выставки – Николай Николаевич Гурьев и Федор Галактионович Миронов, одни из первых олончан награжденные орденами Святого Георгия, сестра милосердия Екатерина Ивановна Татаринова, работавшая в госпитале Великой княгини Ольги Александровны, Михаил Давыдович Иссерсон и Василий Александрович Баранов, ставшие позднее известными в Карелии врачами-хирургами. Поразительны стойкость к невзгодам и удивительные перипетии в судьбах многих олончан - участников войны. Например, заонежанин Иван Александрович Рыбаков из деревни Ютнаволок Шуньгской волости служил в Русском экспедиционном корпусе во Франции, воевал в составе Французского иностранного легиона в Алжире, вернувшись на родину участвовал в Великой Отечественной войне. В Русском экспедиционном корпусе во Франции служил и Михаил Иванович Тюрин из деревни Щельги Кузарандского прихода. В 1919 году он вернулся на родину, жил в деревне Вороний Остров и продолжал крестьянствовать. Пудожанин Павел Эмильевич Вильчевский, поляк по национальности, участвовал в Русско-японской и Первой мировой войнах, дослужился до звания генерала. Жизнь закончил в эмиграции во Франции, приняв сан священника. [22] В экспозиции было представлено 243 предмета, в том числе 139 из собрания музея «Кижи», которые помогли воссоздать обстановку деревенского дома и городской квартиры, откуда уходили на войну крестьяне и мещане, военного блиндажа и лазарета, импровизированного пункта сбора средств на нужды армии. Олонецкая губерния была территорией, удаленной от театра военных действий, но со всей страной несла бремя длительной войны: в армии воевали тысячи мобилизованных олончан, а петрозаводский Александровский завод производил снаряды для армии. Выставочными средствами авторы стремились передать сложную атмосферу военного времени, когда начало войны сопровождалось подъемом патриотических настроений, но ее затяжной характер обострил экономическую ситуацию: росли цены, сокращалось число рабочих рук, увеличивалось число семей, терявших кормильцев.

Среди мероприятий, посвященных 50-летию музея-заповедника «Кижи», особое место занимала выставка «#Музей#НеАнтикварныйСалон». Новые поступления и реставрация фондовых предметов в музее-заповеднике «Кижи». 2008-2015 гг.» (авторы Л.В. Трифонова и И.Г. Гашков). [23] Экспозиция представила общественности Петрозаводска собирательскую, исследовательскую, реставрационную деятельность музея за восемь лет работ. Через красоту музейных предметов выставка показала богатство культур разных народов, населявших бывшую Олонецкую губернию - русских, карелов, вепсов и их соседей - тверских карел, русских Вологодской и Архангельской областей. Были представлены новые коллекции и отдельные предметы крестьянской и городской культуры XIX - начала XX вв., собранные в Пудожье, Заонежье, Олонецком районе Карелии, в Весьегонском районе Тверской области, Каргопольском и Плесецком районах Архангельской области, в городе Петрозаводске. [24] Новые поступления в фонды музея в период 2008-2015 гг. составили 9455 предметов, в том числе 8585 предметов основного фонда.

В числе наиболее интересных приобретений этого времени, следует упомянуть мемориальную коллекцию предметов из семьи заонежского иконописца И.М. Абрамова (1869-1949), коллекцию этнографических предметов из села Волховицы Тверской области, где проживают тверские карелы, 102 предмета крестьянского быта из карельской деревни Кунилица Олонецкого район. Коллекция фарфора пополнилась изделиями фабрик братьев Кузнецовых, заводов Попова и Гарднера. Большой удачей музея было приобретение вещей из семьи заонежских учителей и священников Ржановских. Появилась в собрании музея и коллекция финно-угорских музыкальных инструментов работы петрозаводского мастера Е.Н. Мешко. Много интересных экспонатов конца XIX - начала XX вв. поступило в музей от петрозаводского антиквара Э.Ю. Кяйверяйнена. Небольшие размеры выставочного зала позволили экспонировать только малую часть поступлений: всего 217 музейных предметов, поступивших в этнографические коллекции.

Одной из важных составляющих выставки стала тема реставрации музейных предметов. Экспозиция представила как работу специализированных реставрационных организаций Москвы: Всероссийского художественного научного реставрационного центра имени академика И.Э. Грабаря (ВХНРЦ), Межобластного научно-реставрационного художественного управления (МНРХУ), так и музейных реставраторов Игоря Кожевникова, Михаила Фролова, Натальи Серовой, Елены Наумовой, Ренаты Гашковой, Галины Фроловой, Надежды Куусела. [текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]

Цикл выставок по народной культуре Олонецкой губернии конца XIX – начала XX вв., созданных в 2013-2017 гг. сотрудниками музея, можно открыть выставкой «Традиционное искусство пряжинских карелов» (авторы Л.В. Трифонова и С.В. Воробьева). [25] Экспозиция познакомила с национальным своеобразием и художественной неповторимостью произведений декоративно-прикладного искусства и архитектурной орнаментики карелов-ливвиков Пряжинского района Карелии. Было представлено 147 подлинных предметов крестьянского быта из собрания музея-заповедника «Кижи», позволивших составить общее представление о крестьянской вышивке, узорном ткачестве, вязании, резьбе и росписи по дереву пряжинских карелов в конце XIX – начале XX вв. [26] Художественное решение выставки определило большое количество экспонатов из ткани: вышитых полотенец и закрайков станушек, тканных шерстяных юбок, одеял, постельников, закрайков полотенец. Бытовые предметы из дерева, бересты, сосновой щепы, луба познакомили с особенностями искусства резьбы и росписи по дереву пряжинских карелов, продемонстрировав характерные для культуры данной этнолингвистической группы карелов черты: архаичность, монументальность, тяготение к природным формам, древность технических приемов. Копии архитектурных чертежей и орнаментальных форм архитектуры пряжинских карелов дополнили предметный ряд экспозиции и позволили более полно познакомить с народным искусством этого района Карелии. [27]

Л.В. Трифонова стала автором ещё одной выставки, представившей декоративно-прикладное искусство из собрания музея «Кижи» - «Между модой и традицией». Женские рукоделия в городе и деревне. Конец XIX в. - 70-е гг. XX в.». [28] . Экспозиция познакомила с различными техниками вышивки, ткачества, вязания, кружевоплетения, бытовавшими на протяжении почти ста лет на территории Карелии. Посетители имели возможность увидеть крестьянское рукоделие русских районов Карелии Заонежья и Пудожья конца XIX – начала XX вв. (традиционную вышивку и вышивку по городским образцам, ткачество, набойку, «золотное» шитье), городское рукоделие рубежа XIX – XX вв. (вышивку крестом и гладью, работы из бисера, кружевоплетение), рукоделие советского периода 1950-х – 1970-х гг. (вышивку гладью, крестом, ришелье, вязание крючком). Из 203 экспонатов выставки – 196 предметы из фондов музея. Среди тем затронутых выставкой: эстетический образ крестьянского и городского интерьера конца XIX – начала XX вв., интерьер советского периода 1950-х – 1960-х гг., предметная среда и женская мода конца XIX в. - 1960-х гг. Раскрытию этих тем как нельзя лучше способствовали воссозданные в рамках экспозиции фрагменты интерьера крестьянской горницы, городского интерьера конца XIX – начала XX вв., интерьера советского периода. [29] Отдельного упоминания заслуживают два экспонировавшихся на выставке мемориальных комплекса. Первый комплекс – это рукоделия и личные вещи Таисии Викторовны Плотниковой (1895-1984), [30] дочери архиепископа Венедикта (в миру Виктора Васильевича Плотникова (1872-1937)). Архиепископ Венедикт был уроженцем села Лижма Петрозаводского уезда Олонецкой губернии, сыном лижемского священника Василия Иоановича Плотникова (1829-1901). [31] Второй мемориальный комплекс – рукоделия Анны Алексеевны Гроховской (1858-1938), уроженки Петрозаводска, жены петрозаводского чиновника А.Т. Гроховского, дополненные почтовыми открытками начала XX века, адресованными семье Гроховских. [32]

В 2017 г. знакомство петрозаводчан и гостей города с декоративно-прикладным искусством в собрании музея «Кижи» продолжила выставка «Птица сирин, лев и другие». [33] Дуэт Л.В. Трифоновой и И.Г. Гашкова, авторов выставки, оказался творческим и плодотворным. В 2016 и 2017 гг. благодаря их содружеству были созданы прекрасные выставки, продемонстрировавшие большой потенциал музейного собрания. Музей впервые столь масштабно показал свою коллекцию современного декоративно-прикладного искусства, воссоздав общую картину и тенденции его развития в Карелии на протяжении более чем полувека, с 1960-х до 2016 гг. [34] . Экспозиция представила 333 произведения профессиональных и самодеятельных художников, чьё творчество тесно связано с традиционным народным искусством, а также изделия мастеров трех предприятий художественных промыслов, работавших на территории Карелии в 1970-х - 2000-х гг.: комбината «Карельские сувениры», керамического цеха Прионежского промкомбината и ООО «Заонежские узоры». Среди экспонировавшихся произведений искусств работы самодеятельных художников Василия Костылева (береста), Айно Марченко (ткачество), Алексея Беляева (резьба по дереву, береста), Владимира Просалова, Илмари Сало, Игоря Набокова (резьба по дереву), Марины Старченко (корнепластика, изготовление гобеленов, лоскутных панно), Юрия Нивина (деревянные настенные плакетки). Профессиональное прикладное искусство было представлено работами Нины Родионовой (сувениры из дерева), Николая Галушина, Владимира Бабкина, Игоря Гашкова, Александра Крылова, Дмитрия Москина (резьба по дереву), Игоря Кожевникова (резьба по дереву и кости), Александра Кузькина (береста, изготовление народных инструментов), Анатолия Мешко (изготовление народных инструментов), Юлии Гущиной (керамика), Романа Леонтьева (гончарное дело), Ирины Тиккуевой (ткачество), Владимира Баландина (резьба по кости), Анатолия Титова (дизайн, автор фантастических воздушных кораблей-светильников). [35] Символом выставки стала живописная работа петрозаводского художника Александра Трифонова «Птица Сирин».

Тесно связана с темой прикладного искусства выставка «Красота богоданная, красота рукодельная» (автор И.И. Набокова). [36] Экспозиция познакомила с технологиями изготовления традиционного женского костюма Олонецкой губернии конца XIX – начала XX вв., с особенностями производства и декорирования текстильных изделий. Был представлен большой спектр старинных ремесел края: прядение льняных и шерстяных нитей, вязание, плетение многоцветных поясов, узорное («браное») ткачество, двусторонняя («досюльная») вышивка, «золотное» шитье. Демонстрировались технологии кроя сарафанов, различные техники украшения головных уборов, бисероплетения, изготовления жемчужных украшений. Будничные и праздничные, обрядовые и возрастные костюмные ансамбли и отдельные образцы одежды различных районов Олонецкой губернии: Беломорской Карелии, Заонежья, Сегозерья, Пудожья, Каргопольского уезда, вепсских территорий позволили увидеть общность рукодельных традиций и разнообразие местных особенностей в крое, сочетании деталей, приемах декорирования, орнаментике, цветовой гамме. [37] Выставочное пространство было насыщено историческими фотографиями, этнографическими картами, которые позволили представить многообразие ремесленных традиций Олонецкой губернии. Большинство экспонатов выставки (134 ед.) составили подлинные старинные вещи из фондов музея «Кижи». Особенностью выставки стала живая демонстрация женских рукоделий сотрудниками сектора ремесел музея.

С традицией празднования Святок на территории Карелии в конца XIX – второй половине XX в. познакомила выставка «Прикатило Рожжество Восподину на крыльцо…» (авторы Д.Н. Пахомова и П.Б. Лёгкая). [38] В названии выставки нашла отражение диалектная особенность произношения названия праздника у русских Олонецкой губернии. Экспозиция представила традиции, связанные с этим особым временем в зимнем календаре, охватывающем период от Рождества Христова до Крещения Господня. Выставочное пространство включало нескольких тематических модулей, позволивших совершить своеобразное путешествие вглубь времен: от современного Нового Года, к Рождеству в городе в начале ХХ в. и к святочным традициям крестьян Карелии, уходящим своими корнями в глубокую языческую древность. Посетители могли познакомиться с разновременными традициями празднования Нового Года: с непременными детскими утренниками, ёлкой, Дедом Морозом и Снегурочкой в советский период и с Новым Годом начала XXI в., когда он стал своеобразным микстом разноэтничных и разновременных традиций. При знакомстве с традициями празднования Рождества в городской среде в начале XX в. акцент был сделан на заимствовании европейских традиций. Как самостоятельные экспозиционные комплексы были оформлены разделы, посвященные традициям празднования Рождества Христова в православной церкви, святочным традициям народов Карелии: христославиям, гаданиям, молодежным беседам, хождениям ряженых, а также крещенской обрядности. Спецификой выставки стали её максимальная интерактивность, поскольку она изначально создавалась преимущественно для детской аудитория, и насыщенность звуковым материалом, когда практически на каждом модуле предполагалась звуковая иллюстрация или звук в фоновом режиме. [39] Отдельного внимания заслуживает работа экскурсоводов на этой выставке. Большинство из них были сотрудниками отдела изучения и музейной презентации фольклорного наследия. Они сопровождали свои экскурсии исполнением отрывков из текстов церковных песнопений и бесёдных песен, традиционных христославий, рождественских колядок. Это усиливало эмоциональное восприятие выставки и находило искренний и благодарный отклик у её посетителей.[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]

Святочным традициям, очень востребованной теме новогодних и рождественских экспозиций, была посвящена выставка «Святки, когда маскированы ходят…» (авторы П.Б. Легкая и А.М. Анхимкова). [40] Экспозиция представила предметный мир традиционной культуры, который позволил охарактеризовать основные элементы святочной традиции народов Карелии в XIX-XX вв.: святочные гадания и бесёды, гостьба девушек на выданье у родственников в других деревнях, хождение ряженых, прославление Христа, обряды повышения девичьей «славутности» (по-карельски «lembi») и приближения замужества, очистительные обряды на Крещение. Особое внимание было уделено традиции святочного хождения ряженых (в Карелии их также называли «маскированы»). Авторы выставки сочли возможным познакомить её посетителей с древним карельским праздником «кегри» (kegri), поскольку среди ритуалов этого праздника также было хождение ряженых. Праздник отмечался поздней осенью и был связан с окончанием осенних работ. В прошлом «кегри» был широко распространен среди карелов средней Карелии и Тверской губернии. Специфической особенностью выставки стало участие посетителей в святочных играх и интерактивные экскурсии по экспозиции, которые проводили участники Фольклорно-этнографического ансамбля музея. Так для взрослой аудитории предлагался адаптированный вариант заонежской игры «Пахомушкой», для детей – поморская игра «Красоцки». [41]

Одной из наиболее оригинальных в цикле выставок, посвященных народной культуре Олонецкой губернии, стала выставка «"Я во пелены пеленила, я во пояса повивала…". Культура материнства и детства в Олонецкой губернии в конце XIX - начале ХХ века» [42] – результат работы по научной теме «Этнография детства. Традиции пестования в Заонежье и Пудожье» И.И. Набоковой. [43] Экспозиция познакомила с восприятием темы материнства в народной среде, практикой родовспоможения, традициями пестования и опытом включения ребёнка в трудовую и религиозно-обрядовую жизнь семьи и общества. Автор выставки, с одной стороны, акцентировала внимание на характерной для всех народов Карелии любви и заботе о подрастающем поколении, а с другой стороны – подчеркнула национальный колорит обрядового и фольклорного наполнения жизни матери и новорожденного. В название выставки использованы первые строки духовного стиха «Сон Богородицы», который имел широкое распространение на Русском Севере. В народе этот духовный стих воспринимался как заговор, обладающий мощной оберегающей силой, особенно в отношении рожениц и детей. Экспозиция включала три крупных тематических блока: «Ожидание материнства», «Дар чадородия» и «Традиции пестования», которые в свою очередь имели ряд подразделов. Предметный ряд, дополненный фотографиями девушек в свадебных нарядах различных районов Карелии, позволил ярко и наглядно представить сюжеты первого экспозиционного блока «Материнство в крестьянской культуре олончан», «Каноны женской красоты», «Магические способы привлечения чадородия». Раздел «Дар чадородия» знакомил с родильной обрядностью, включавшей запреты и обереги, регулирующие поведение будущей матери и обеспечивающие рождение здорового ребенка. Здесь же рассматривались акушерские приемы и нормы ухода за ребенком, сопутствующие им суеверия и магические действия, меры облегчения родов и другие обрядовые действия. Финальный тематический блок, посвященный традициям пестования, повествовал об этапах взросления ребенка и принятых в народной практике закрепляющих их обрядовых действиях (первая улыбка, первый зуб, первые шаги, первая стрижка), а также знакомил с предметами, использовавшимися для ухода за новорожденными и младенцами, характеризующими возраст ребенка, «растущими» вместе с ним: обувь, игрушки. Экспонировавшийся костюм пожилой женщины Беломорского района первой четверти ХХ в., фотографии пестуний (старших женщин в семье, растивших и воспитывавших детей), а также детей разного возраста, типологический ряд парящих зыбок-колыбелей в центре зала, способствовали раскрытию темы данного экспозиционного блока и создавали художественный образ всей выставки. [44]

К открытию выставки был выпущен диск с колыбельными песнями в исполнении фольклорного ансамбля музея-заповедника «Кижи», основу которого составили экспедиционные записи сотрудников музея «Кижи» и Института ЯЛИ КарНЦ РАН.

Масштабной по публикации музейных коллекций стала выставка «Кузнечное ремесло Олонецкой губернии» (авторы С.В. Воробьева и И.С. Воробьев). [45] Представленные в экспозиции 276 предметов быта русского, карельского, вепсского населения Олонецкой губернии продемонстрировали насколько широким было применение изделий кузнечного ремесла в повседневной жизни крестьянина, показали сходство и различие приемов и техники изготовления и декорирования предметов у разных народов и этнических групп, населявших территорию Олонецкой губернии. Многие экспонаты выставки являлись подлинными произведениями искусства, свидетельствовали о виртуозности мастеров кузнечного дела в конце XIX - начале XX вв. Экспозиция включала несколько тематических комплексов, посвященных различным сферам крестьянской жизни: «Сельское хозяйство», «Мужские промыслы и ремесла», «Мир женщины», «Крестьянская усадьба», «Церковная утварь». В каждом разделе были представлены соответствующие орудия труда, бытовые предметы, кованные изделия церковного и часовенного убранства, изготовленные кузнецами. Например, тему сельского хозяйства иллюстрировали сельскохозяйственные орудия труда крестьян Олонецкой губернии: вилы, косы-горбуши, серпы, косари, цапки, сошники. Раздел «Мужские промыслы и ремесла» - охотничьи капканы, рогатины, рыболовные остроги, грузила, крючки, плотницкий, бондарный, сапожный инструмент. Экспозицию дополнял воссозданный интерьер деревенской кузницы с горном, наковальней, мехами, основными инструментами кузнеца. [46]

Сложившуюся в музее традицию подготовки специальных выставок к новогодним и рождественским праздникам продолжила выставка «Рождественская елка в народных школах Олонецкой губернии конца XIX – начала XX веков» (авторы Д.Д. Абросимова, Е.В. Герасимова, В.Е. Кантор). [47] При создании экспозиции важную роль сыграли материалы, собранные в ходе разработки научной темы «Народные школы Кижской и Сенногубской волостей» одним из авторов выставки Дарьей Абросимовой. [48] Идею создания выставки подсказали публикации 1870-х гг. в Олонецких губернских периодических изданиях с описаниями праздника рождественской елки в сельских и городских школах. В них содержатся сведения о праздничном оформлении школьных интерьеров, приводятся сценарии проведения праздников, перечисляются названия звучащих музыкальных и литературных произведений. Это позволило реконструировать праздник рождественской ёлки в школах Олонецкой губернии в конце XIX – начале XX вв. в форме музейной выставки с интерактивной программой. Экспозиционное пространство включало восемь тематических разделов. Были воссозданы интерьеры классных комнат и жилья учителей сельской и городской школы. Среди документов и фотографий следует выделить свидетельства об окончании земской школы острова Кижи и школы грамоты деревни Сибово конца XIX в., неполной средней школы села Сенная Губа (1941 г.), фотографии школы в деревне Леликово (1930 г.), фотопортреты учителей школ в деревнях Выгозеро Повенецкого уезда и Шокша Петрозаводского уезда (конец XIX – начало XX вв.). Раздел «Библиотека народной школы» представил азбуки и псалтири, служившие для обучения чтению в начальных школах, тексты Нового и Ветхого Заветов, жития святых, сочинения русских классиков, учебники конца XIX – начала XX вв. В «Домашней библиотеке учителя» помимо пособий по методике преподавания, учебников, ежегодных настольных календарей, подборок легкого чтения были представлены документы, поступившие в фонды музея из семей священников и учителей: Русановых из Кижей, Петропавловских из Леликово, Плотниковых из Лижмы. Среди представленных на выставке фотографий особо следует выделить две коллекции: снимки из семьи потомственных учителей Ржановских из Вытегры и Сенной Губы и снимки на тему школьного образования на территории Карелии в 1930-1950-е гг. Более половины экспонатов выставки – предметы из собрания музея «Кижи» (135 ед.).[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]

Симметричное построение экспозиции, где её левая половина посвящена сельской школе, а правая – городской, было дополнено переходным разделом «Лесная дорога из села в город». Он обозначил пространственную и социальную границу между деревней и городом, акцентировав внимание на различиях между ними, а также проиллюстрировал такое явление как «сумочные библиотеки» - передвижные мини-библиотеки, которые в конце XIX в. передавались из деревни в деревню и давали возможность жителям удаленных поселений приобщаться к книжному знанию. Зачастую такие мини-библиотеки учителя рассылали своим бывшим ученикам.

Семь посвященных теме дореволюционной народной школы разделов создали своеобразный этнографический фон для размещенной в центре зала рождественской ёлки – смыслового центра экспозиции, объединившего все выставочные сюжеты. Выставку сопровождала специальная интерактивная программа – театрализованный Рождественский праздник в городской школе в конце XIX – начале XX вв., с приглашенными на ёлку учениками народной сельской школы, учителями, «классной дамой», «попечителем», со стихами, песнями, танцами, играми этого времени. [49]

Участию и роли крестьян Кижской волости в истории Российского государства была посвящена выставка «Отечества достойные сыны» (авторы С.В. Воробьева и Ж.В. Гвоздева). [50] Тематические разделы экспозиции представили такие события в жизни Российского государства XVII – начала XX вв., как начало царствования династии Романовых, освоение Сибири в начале XVIII в., церковный раскол, основание Петербурга, освоение южных земель России. Ко всем этим событиям кижские крестьяне имели непосредственное отношение. Например, крестьяне Сидоровы из деревни Обельщина (Клементьевская) в Сенной Губе оказывали помощь находящейся в толвуйской ссылке инокине Марфе Ивановне, матери будущего царя Михаила Романова, за что впоследствии получили обельную грамоту. Братья Семеновы – Гаврила, Никифор и Иван, сыграли важную роль в старообрядческом движении, а также в становлении уральских металлургических заводов и разведке полезных ископаемых в Сибири в начале XVIII в. Олонецкие крестьяне внесли значительный вклад в становление и развитие Петербурга. Первыми купцами-кижанами, обосновавшимися в новой столице были Ольхины, выходцы из деревни Ольхино (Ямка) на острове Кижи и Никулины, чей род происходит из окрестной с Кижами деревни Потаневщина. После победы в русско-турецкой войне 1768-1774 гг. кижане участвовали в строительстве Херсона – колыбели и первой базы Черноморского флота. В самостоятельные разделы выставки были вынесены темы георгиевских кавалеров и сказителей. Они позволили познакомиться с заонежанами – участниками Первой мировой войны и ещё раз обратиться к уникальным страницам истории отечественной культуры, связанным с сохранением в Заонежье русского героического эпоса. Таким образом, выставка высветила поистине уникальные судьбы кижских крестьян и позволила испытать чувство гордости за земляков, сыгравших значительную роль в истории российского государства. [51] Экспозиционные материалы включали 194 подлинных предмета из собрания музея, а также исторические тексты, копии документов, иллюстративные материалы.

В 2016-2017 гг. в городских залах музея экспонировались две выставки икон. Выставка «Хвалите Господа, все Ангелы Его» (автор Б.Д. Москин) [52] познакомила с образами ангелов на иконах XVIII–XIX вв. из собрания музея-заповедника «Кижи». Идею представить иконографию ангелов впервые высказала хранитель коллекции древнерусской живописи Галина Фролова. Она же подготовила концепцию выставки «Ангелология в иконописи Русского Севера». Следует отдать должное Борису Москину, который, воплощая в жизнь идею коллеги, создал всё-таки свою выставку, уважительно и корректно использую первоначальный замысел. Автор сделал акцент на особенностях иконографии ангельских образов, обратил внимание на вопросы религиозного характера, раскрываемые посредством изображения ангелов, самых распространенных представителей небесной иерархии. На выставке экспонировались иконы из иконостаса Кижской Преображенской церкви, иконы «неба» часовни Успения Богородицы в деревне Васильево на острове Кижи, иконы из часовен «Кижского ожерелья» на Волкострове и в деревне Корба, из церквей и часовен заонежских деревень Вегорукса, Усть-Яндома, Лычный остров, пудожской деревни Бочилово. Экспозицию икон дополнили меднолитая пластика и церковные книги. Небольшая по количеству экспонатов выставка (48 предметов), была озарена светом высокой духовности северно-русской крестьянской культуры. [53]

Совместная с Музеем изобразительных искусств Республики Карелия выставка «Писана икона сия при державе царя Алексея Михайловича» [54] (авторы В.Г. Платонов, Б.Д. Москин) представила работы двух иконописных мастерских середины – второй половины XVII в. – Тубозерской (Пудожский край) и Заонежской (Заонежский полуостров). Выставка была сопровождена научным каталогом [55] . Село Тубозеро располагалось на берегу одноименного озера, недалеко от восточного берега Онежского озера. В XVII в. эти земли входили в состав заонежского Толвуйского погоста, хотя и находились «за озером». [56] На выставке впервые были рассмотрены вопросы творческой преемственности между иконописцами этих районов Обонежья, а также выявлено своеобразие искусства обеих мастерских. Экспонировались 47 икон из церквей и часовен современных Пудожского и Медвежьегорского районов Карелии: церкви Успения и пророка Ильи Водлозерско-Ильинского погоста, из церквей и часовен в деревнях Пяльма, Тамбицы, Беляева Гора, селах Типиницы и Великая Губа. На выставке экспонировались 16 икон из иконостаса часовни Архангела Михаила из деревни Леликозеро, входящей в состав архитектурной экспозиции музея-заповедника «Кижи». В отличие от икон, созданных в заонежской мастерской неизвестными иконописцами, тубозерские иконы сохранили для нас имена мастеров. Это иконописцы (по всей вероятности, братья) Игнатий и Мокей Пантелеевы [57] .[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]

В 2014 и 2017 гг. две музейные выставки были посвящены природному наследию Кижей. Интерактивная выставка «Земля Кижская» (авторы Т.В. Незвицкая, Т.В. Павлова, Р.С. Мартьянов) [58] познакомила с историей формирования ландшафта острова Кижи и представила работу музея по его сохранению. Ведь именно она помогает поддерживать неповторимое пейзажное своеобразие Кижей и формировать удивительную предметно-пространственную среду для восприятия памятников архитектуры. Тематическая структура выставки включала сюжеты, посвященные истории землепользования на острове Кижи, естественным и антропогенным изменениям островного ландшафта, эстетике современного кижского ландшафта, особенностям отдельных его элементов, сезонным изменениям в облике, проблемам сохранения ландшафтной среды острова и Кижских шхер. Основой концепции и содержания экспозиции стали исследования, выполненные в рамках работы по подготовке Плана управления ландшафтами острова Кижи, [59] а также данные о развитии и состоянии отдельных компонентов ландшафта, полученные по Программе мониторинговых исследований природной среды музея-заповедника «Кижи» в 1994 – 2013 гг. На выставке были представлены предметы из фондов музея-заповедника «Кижи», в основном земледельческие орудия и строительный инструмент, которые дополнялись игровыми и интерактивными экспонатами, дававшими посетителям возможность сравнить, сопоставить, оценить изменения ландшафта, проявить поисковую активность при знакомстве с материалами выставки. [60]

Совместная с Институтом биологии КарНЦ РАН выставка «Береги землю родимую, как мать любимую» познакомила с историей изучения и охраны природы Кижских шхер, а также создания природного заказника «Кижский» и была посвящена Году экологии в России (авторы Т.В. Павлова и Т.Ю. Хохлова). [61] Экспозиция ставила целью показать тесную взаимосвязь человека и природы и тем самым способствовать формированию у посетителей понимания единства целей сохранения культурного и природного наследия. Основу экспозиции составили экспедиционные отчёты, карты, фотографии, документы, естественно-научные экспонаты, в том числе предоставленные партнерами выставочного проекта Национальным парком «Водлозерский» и Национальным музеем Республики Карелия, а также предметы из собрания музея-заповедника «Кижи», позволившие проиллюстрировать широкое использование природных материалов для изготовления орудий труда и бытовых предметов. Экспозиционные материалы были представлены в шести взаимосвязанных разделах. Они рассказали об уникальности природного комплекса Кижских шхер и роли человека в формировании его ландшафтов, представили богатство растительного и животного мира шхер, особо ценные природные объекты, познакомили с исследователями и основными этапами изучения флоры и фауны этого природного района. Также на выставке были представлены основные результаты ботанических и зоологических экспедиций 1980-х гг. сотрудников КарНЦ РАН и исследований, проводимых в рамках мониторинга природной среды музея-заповедника «Кижи», осуществляемого с 1994 года совместными усилиями ученых КарНЦ РАН и специалистов музея «Кижи». Представленные на выставке материалы проиллюстрировали историю организации охраны природы в Кижских шхерах, начиная с 70-х гг. ХХ в. в том числе организацию Кижского федерального заказника (1972 – 1994 гг.) [62] .

Предметы из фондов музея достаточно активно использовались при создании детских интерактивных выставок. С миром волшебной сказки Русского Севера познакомила выставка «Не в котором царстве, не в котором государстве…» (авторы Д.Н. Пахомова и П.Б. Легкая). [63] Создавая выставку авторы стремились расширить представления юных посетителей музея о традиционной культуре народов Карелии посредством знакомства с богатством и разнообразием сказочной традиции. Названием выставки стал зачин одной из сказок замечательного поморского сказочника Матвея Коргуева. В форме увлекательного путешествия дети смогли прикоснуться к уходящему от нас миру северной деревни, крестьянской жизни. Увидеть многие упоминающиеся в сказках этнографические предметы и узнать не только их утилитарное назначение, но и постараться понять сакральный смысл. Удачно выбранная форма выставки-игры позволила детям познакомиться с наиболее яркими элементами этнографии и фольклорными жанрами южных карелов, поморов, заонежан. [64]

Детская интерактивная выставка «Где живет загадка?» (автор А.С. Исакова) [65] познакомила детей со старинными русскими, карельскими и вепсскими загадками, бытовавшими на территории Карелии. Мир загадок – это предметный мир крестьянской культуры, быта и хозяйства крестьянина, окружающей его природы. Многие загадки этнографически точны, поэтому знание этнографии позволяет не только отгадать загадку, но и понять как «родилась» та или иная загадка, какие смысловые трансформации произошли с ней. Представленные на выставке загадки были собраны и опубликованы в разное время разными исследователями и энтузиастами-этнографами (Н.Ф. Лесков, Е.М. Прилежаев, Н.С. Шайжин, Н.А. Лавонен). Загадывание загадок как форма знакомства с музейным предметом была выбрана не случайно. Это один из самых интересных «детских» жанров фольклора, который помогает развивать внимание, память, образность мышления. Побуждает мыслить, анализировать – обобщать или, наоборот, выделять частности и различия, позволяет получать и усваивать новые знания в процессе игры. Подобное ненавязчивое, но в то же время эффективное воспитательное воздействие является ключевым принципом народной педагогики. Дети – посетители выставки стали активными участниками увлекательной и познавательной игры и через знакомство с загадкой, традиционным укладом крестьянской жизни, предметами крестьянского быта были вовлечены в процесс изучения традиционной народной культуры. [66]

Древним эпическим песням карелов и финнов, получившим всемирную известность благодаря легендарному эпосу «Калевала», посвящена выставка «Из Калевалы в Похъелу» (автор Н.А. Архипова). [67] Экспозиция «оживила» страницы поэмы Элиаса Лённрота посредством знакомства с предметным миром и традициями древних карелов и создала яркие визуальные образы двух мифических стран – Калевалы и Похъелы. В выставочном пространстве нашли отражение основные сюжеты и образы карело-финского фольклора: легенда о создании мира из яйца водоплавающей птицы; герои и основные персонажи Калевалы – Вяйнямейнен, Илмаринен, Лемминкяйнен, Лоухи, Куллерво; чудесная мельница «сампо»; дремущий лес («метсола»), где живут волшебные животные, птицы, рыбы и где герои-калевальцы выполняют трудные и опасные задания Лоухи; страна мертвых Туонела. В пространстве выставки были воспроизведены фрагменты кузницы Илмаринена, дома Лоухи, воссоздан предметный мир охотника Лемминкяйнена и пастуха Куллерво. Автор предпринял попытку объединить музейную выставку и театр, и это стало яркой особенностью данной экспозиции. В её содержании, оформлении, приемах работы с посетителями активно использовались средства театрального искусства: декорации, художественные инсталляции, театральные и берестяные куклы, специальное освещение, реконструкции карельского костюма, оформление ряда выставочных модулей в виде сценических площадок, театрализованные экскурсии, инсценировки сюжетов рун с помощью самодельных и перчаточных кукол, атрибутов того или иного героя, вовлечение посетителей в активное действие, игру. Экспозиция сопровождалась выставкой-спутником детских творческих работ «Вдохновляющий мир Калевалы», которая представила детское восприятие сюжетов карело-финских эпических песен. [68] [текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]

Специально для детей была придумана и детская интерактивная выставка «Кижская азбука, или Остров Кижи от А до Я» (автор А.С. Исакова). [69] Идея выставки родилась из книги «Музейная азбука», составителем которой является Анна Исакова. [70] Книга оказалась исключительно востребованной и эта благодатная идея получила новое воплощение. В увлекательной форме выставка познакомила с музеем «Кижи», историей, этнографией и культурой Заонежья. Каждый уголок выставки был интерактивным. Здесь можно было построить баню и амбар, расписать прялку, вместе с героями былин сразиться с врагами, послушать сказки на заонежском диалекте и народные песни, принять участие в игре, своими руками сделать сувенир-брелок «Буквица» или медальон из керамики «Солнечный символ». А в конце путешествия по выставке можно было составить свою «кижскую азбуку». Выставка была создана в сотрудничестве с дизайнерским бюро «Арт Терра» (Санкт-Петербург).

В данном обзоре будет также уместным назвать наиболее значительные партнерские проекты, реализованные музеем в содружестве с владельцами частных коллекций, с музеями Карелии и России, в которых участвовали музейные фонды. Работы известного художника – резчика по кости Владимира Баландина экспонировались на персональной выставке мастера «Северные кружева Владимира Баландина. Резьба по кости, графика. К юбилею художника» (2013 г.). Линогравюры Алексея Авдышева и Аллы Власенко, акварели Александра Трифонова и Аркадия Морозова, созданные в 1960-1990 –х гг., были представлены на выставке «Художники России о Кижах» (2013 г.). [71] Изделия из бересты участвовали в выставочном проекте «Береста на все времена» (2014 г.), реализованном в содружестве с Музеем берестяных скульптур народного мастера В.А. Костылева и Дворцом творчества детей и юношества Петрозаводска. Керамика из фондов музея экспонировалась на выставке «Взят от земли, яко Адам». Традиции гончарного дела Русского Севера» (2014 г.), представившей гончарные изделия мастеров Школы ремёсел Соловецкого музея-заповедника. На выставке «От моря дышим. Традиционная культура Поморского берега Белого моря» (2016 г.), созданной совместно с Беломорским районным краеведческим музеем «Беломорские петроглифы», наряду с коллекциями из Беломорска были представлены и поморские предметы из собрания музея «Кижи».

Особо следует сказать о выставке «Народное судостроение Карелии. Традиции и современность» (2013 г., автор Ю.М. Наумов) – партнерском выставочном проекте музея-заповедника «Кижи», Национального музея Республики Карелия, Карельского морского центра «Полярный Одиссей». Большинство экспонатов выставки были предоставлены Национальным музеем Карелии, но тема традиционного судостроения и судоходства многие годы успешно изучается, находит экспозиционное и культурно-массовое преломление именно в музее «Кижи».

Завершая обзор, отмечу роль дизайнера музея-заповедника «Кижи» И.В. Панковой, оформлявшей почти все упомянутые экспозиции, которая смогла найти индивидуальное художественное решение для каждого выставочного проекта, создать яркий, запоминающийся образ целого ряда музейных экспозиций. А также Л.М. Степановой, возглавлявшей в эти годы отдел выставок музея, которая осуществляла организационное обеспечение выставочных проектов, координацию работы участников творческих коллективов, создававших выставки.

// Кижский вестник. Выпуск 18
Музей-заповедник «Кижи». Петрозаводск. 2019. 265 с.

Текст может отличаться от опубликованного в печатном издании, что обусловлено особенностями подготовки текстов для интернет-сайта.

Музеи России - Museums in RussiaМузей-заповедник «Кижи» на сайте Культура.рф