Незвицкая Т.В. (г.Петрозаводск)
Международный и российский опыт сохранения деревянных храмов – объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО: церкви Преображения Господня Кижского погоста (Россия) и храмового комплекса Хорю-дзи (Япония) Vkontakte@kizhi

Рис. 1. Буддийские памятники Хорю-дзи (VII в. строительства). (фото из Википедии)Рис. 2. Конструкция консоли (доугун) на храме в ЯпонииРис. 3. Церковь Преображения Господня Кижского погоста (1714 г. строительства)Рис. 4. Организация реставрационных работ в ЯпонииРис. 5. Организация реставрационных работ в музее Кижи

Самобытная архитектура Японии заимствовала типовые конструкции архитектуры Китая, но творчески их переработав основала свой стиль, который изменялся на протяжении времени от классической простоты форм до величия архитектурного стиля эпохи Нара, изысканных форм построек Хейанского периода и периода Камакура до пышных богато украшенных объектов с нагромождением декоративных деталей, яркой покраской стиля похожего по пресыщенности на барокко. Ярким примером построек конца XIV в. является «Золотой павильон» в Киото.

Япония – страна с особыми строительными традициями, которые сложились не только благодаря культуре и религии буддизма и синтоизма, но и таких природных явлений, как субтропический климат, землетрясения, цунами. Синтоистский храм на острове Итсукусама, возведенный предположительно в VI веке и неоднократно перестроенный заново, с открытыми террасами, крытыми ходами и многочисленными заходящими одна за другую крышами, является образцом японской архитектуры. Поднятые полы над землей и открытые пространства обеспечивают надлежащую вентиляцию зданиям и препятствуют образованию плесени. «Стены оставляли открытыми, благодаря чему воздух мог свободно циркулировать под и над зданием» [1] , что способствовало хорошей вентиляции. Кроме того, упругие соединения из дерева прекрасно противостояли тайфунам и землетрясениям.

Мировая глобализация повлияла на современную архитектуру Японии, которая по праву считается эталоном сохранения традиций. Однако, возвращение к традициям в этой стране было неизбежно при ярко выраженных природных явлениях, верой в «дух», а не материю, всё это позволило японской культуре вернуться к несложным постройкам старояпонского типа особенно в частной застройке, а также восстановить некоторые утраченные технологии в процессе реставрации памятников деревянной архитектуры.

Известные японские методы реставрации в философском смысле означают историческую негативность, то есть отрицание наличного бытия «… «дух» культурного объекта, сохраняется и оберегается, но «тело» объекта постоянно отрицается, другими словами, оно меняется путем замены пришедших со временем в негодность деревянных деталей» [2] . Поэтому Япония известна прямым копированием или перестройкой древних памятников на протяжении всей своей истории. «Японская методика сохранения культурных объектов имеет некоторые расхождения с западной методикой, принятой в ЮНЕСКО. Различия в подходах … вызвали разногласия среди экспертов по определению аутентичности объектов всемирного наследия» [3] .

Япония присоединилась к «Конвенции об охране всемирного культурного и природного наследия» в 1972 году, спустя 20 лет после её принятия. После этого Япония сделала серьезные усилия для соответствия международным нормам в деятельности по сохранению памятников культуры. Позиция Японии по сохранению исторических деревянных построек, а также определение подлинности памятника была высказана на международной конференции в японском городе Наре, где был принят «Нарский документ о подлинности». Принцип определения аутентичности памятника стал достижением реставраторов Японии «… при оценке аутентичности, в дополнение к внешней сохранности объекта, необходимо учитывать … знание технических методов, традиций, обычаев и ритуалов прошлого.» [4] . Хотя этот способ мышления разделяют многие специалисты по сохранению исторических построек из дерева реализовать его бывает сложно из-за утрат исторических технологий. Японские специалисты считают, что ценность памятника не уменьшается и не утрачивается, а остается прежней, если соблюдены традиционные приемы при реставрации и научный подход при ее проведении. [текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]

Доказав свою правоту в этом вопросе Япония продемонстрировала уважение к историческим традициям. Это объяснило насколько важно в понимании ценности объекта учитывать его культурную ауру» – эта позиция была утверждена на XII Генеральной Ассамблее Международного совета по памятникам и объектам (ИКОМОС), прошедшей в 1999 году в г. Мехико.

Своим положительным опытом работы Япония добилась, чтобы объекты культурного наследия стали не только японским достоянием культуры, но и мировым. Начиная с 1993 года, каждый год списки ЮНЕСКО пополнялись объектами из Японии. В 1993 году в список ЮНЕСКО внесены буддисткие памятники в районе Хорю-дзи, замок Химэ-дзи; в 1994 году исторические памятники Киото; в 1995 году исторические деревни Сиракавага и Гокаяма; в 1996 году синтоисткий храм на острове Ицукусима; 1998- 1999 годах исторические памятники г. Нара, храмы национального парка Никко; 2000 году замки Рюкю на острове Окинава и другие объекты.

Тот факт, что в 1999 году и в 2005 году на пост генерального директора ЮНЕСКО избирался японский дипломат Коитиро Мацууры, показывает международное признание вклада японского государства в мировую культуру и понимание этого уникального национального явления. Для специалистов в области сохранения памятников деревянного зодчества важны знания и опыт сохранения объектов из дерева в Японии. Сегодня Япония наравне с другими странами Европы является не только обучающим центром по сохранению исторических деревянных построек, но и примером для подражания в политике сохранения исторических традиций и технологий.

Особенностями деревянных памятников Японии являются балочно-стоечная конструкция с консолями доугун, на которые опираются выгнутые кровли характерные для Японии и Китая. «Доугун (или доу-гун) – это консольная капитель, переходящая в карниз …Главная задача доугуна – поддерживать вынос кровли здания, соединяя опорные столбы и балки обвязки ярусов, а также передавать нагрузку от балок и крыши на колонну..» [5] Отличительной особенностью японской кровли стала акцентная горизонтальность завершения кровли без чересчур выгнутых линий, что породило неповторимый облик японского зодчества. «Практически все японские постройки представляют собой комбинации прямоугольных элементов, за исключением павильона Юмэдоно в храме Хорю-дзи (г.Нара) и трехъярусной пагоды храма Анракудзи (префектура Нагано), где в конструкции использованы восьмиугольные элементы». [6] В целом, обычно вся форма здания плоская и вписывается в природное окружение, разворачиваясь в пространстве по горизонтали. У пагод число ярусов могло быть любым, и у каждого яруса свой карниз.

Наиболее важным критерием в этой конструкции является масштабная размерность или модульность элементов. Конструкции консоли состоят из унифицированных и стандартных элементов, которые имеют большое количество видов соединения. Веками отработанная конструкция доугун позволяла выдерживать серьезные нагрузки от тайфуна, ветра, землетрясений и других природных явлениях. Традиционное японское деревянное здание напоминает модульный комплект элементов из дерева, который позволял оперативно собрать и разобрать постройку. «К началу XII века система доугун уже была хорошо описана и стала даже основой для определения размеров и пропорций зданий. Более того, на её основе появилось руководство по расчёту прочности несущих конструкций» [7] . Поэтому во все времена в Японии при ремонтах традиционно использовалась полная или частичная сборка-разборка храмов.[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]

Использование дерева как основного строительного материала в традиционной японской архитектуре было связано с большим запасом лесных ресурсов и влажным климатом. Изобилие дерева и в Японии, и в России определили традицию деревянного строительства из хвойных пород. В Японии использовали такие виды дерева, как криптомерия, кипарис и сосна, а в России пользовались популярностью сосна и лиственница. Криптомерия или японский кедр обладает твердой и смолистой древесиной, а механические характеристики кипариса и сосны схожи. Однако, в кипарисе и кедре содержится больше смолистых веществ, чем в сосне, что также повышает биостойкость материала и его долговечность даже при повышенной влажности. Таким образом, дерево Японии более устойчиво к биологическим вредителям, чем в России, что способствовало долговечности постройки. Страны с запасом лесных ресурсов, такие как Россия и Япония – это основоположники исторических традиций строительства и дальнейшего сохранения построек из дерева. Исторические традиции у стран разные, но подходы к сохранению этих построек имеют общие черты.

Лесные запасы России и Японии позволили создать уникальные памятники архитектуры из дерева, которые поражают своими размерами и формами. Пример «циклопической» постройки из дерева в Японии – буддистский храм XIII века Тодай-дзи в городе Нара высотой 57 метров, построенный в 745 году. Храм считается самым крупным деревянным строением в мире. Современный вид храм приобрёл в 1709 году, для его восстановления были демонтированы две пагоды высотой 100 метров, которые были разрушены землетрясением. Более 100 лет назад в России крупные деревянные храмовые комплексы и отдельные крупные деревянные строения были не редкостью. Вот как по этому поводу писал И.Э. Грабарь: «Когда стоишь подле древнего сруба, то не можешь отделаться от мысли, что эти поистине гигантские бревна, каких нынче ни в одном лесу не сыщишь, срублены не нынешнеми людьми, а великанами». [8]

Дерево, с одной стороны, самый возобновляемый и распространённый строительный материал, а с другой – недолговечный материал, требующий защиты. Исторические деревянные постройки нуждаются в особой, дополнительной защите. «В дополнение к естественным причинам, объекты могут пострадать от огня, войн, ущерба, ранее неэффективных мер вмешательства или ненадлежащего использования» [9] .

Хрупкое и уникальное наследие деревянной архитектуры во всем мире утрачивается нарастающими темпами по разным причинам. Основными причинами критического состояния объектов являются: приближение предельного возраста памятников, пожары, которые приводят к полной ликвидации объектов, биоразрушение, неумелое приспособление под современные нужды, отсутствие служб содержания объектов, отсутствие стимула у общества сохранять традиции.

Например, такой риск утрат, как пожар, практически полностью устранен в Японии путем внедрения автоматических систем пожаротушения. Трагический пожар в 1949 году в «Золотом зале» храма Хорю-дзи стал поворотной точкой в защите деревянных памятников. После восстановления в 1955 году Золотого зала день пожара – 26 января был объявлен днем защиты культурных ценностей от пожара. В этот день каждый год организуются тренировки и другие мероприятия по предотвращению пожаров. Агентство противопожарной защиты и местные пожарные команды публикуют доклад по результатам этой деятельности для общественности и информацию о необходимости противопожарной защиты исторических зданий. «Такие меры, как День защиты культурных ценностей от пожара повышают осведомленность общественности и, вероятно, являются наиболее важным шагом во всеобъемлющей стратегии противопожарной защиты» [10] . Опыт Японии показывает, как негативный опыт пожара был реализован в позитивное мероприятие по охране культурных ценностей в масштабе всей страны.[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]

В России ежегодно от пожаров погибает не один памятник деревянного зодчества. Так, в 2018 году, это печальное событие произошло в Карелии в церкви Успения Пресвятой Богородицы в городе Кондопога. Для России по-прежнему актуален риск утраты памятников деревянного зодчества от неумелого обращения с огнем и вандализма. Какие меры будут приняты в России после утраты древнего храма с сохранившимся интерьером, пока говорить рано, но опыт Японии, где «пожар оказал огромное влияние не только на вопрос противопожарной защиты исторических зданий, но и на защиту культурных ценностей в целом» [11] может стать примером для подражания. При этом необходимо использовать положительный и отрицательный опыт других стран, взвесить экономическую и техническую составляющую при обеспечении памятников системами автоматического пожаротушения. «Противопожарная защита исторических зданий и объектов является более сложным мероприятием, чем защита обычных современных зданий из-за технических проблем, проблем с сигнализацией, проблем, связанных со вторичным повреждением, эстетических проблем, экономических проблем и тому подобное.» [12] Необходима оценка рисков, в том числе риска ущерба от ложного срабатывания сигнализации, так, например, по данным иностранных специалистов «спринклеры … могут нанести большой ущерб, если они сработают во время ложных тревог». [13] .

Сегодня для Японии большим риском, чем пожар является заражение древесины термитами и разрушение древесины. Риск утраты объектов от биоповреждений для России не так актуален, так как все биологические повреждения древесины происходят постепенно, этому процессу предшествует бездействие со стороны людей, выражающееся в отсутствии работ по содержанию, профилактике, ремонту памятников деревянного зодчества. Процесс деструкции конструкции доводится до крайней точки невозврата, что приводит к утрате объектов. В лучшем случае происходит процесс реставрации, как известно «крайней меры» согласно Венецианской Хартии.

Несмотря на все неблагоприятные природные явления, в Японии сохранилась самая древняя в мире постройка из дерева – буддийские памятники Хорю-дзи в Наре (рис.1). Изначально построенный в 607 году храмовый комплекс полностью сгорел в 670 году из-за удара молнии, после чего был заново отстроен к 700 году. Пагода Хорю-дзи состоит из многоярусных кровель, укрепленных прочной мачтой, проходящей через весь пятиярусный памятник по основной оси с целью сохранения объекта от землетрясения. Главный храм Хорю-дзи сочетает в себе все особенности деревянной японской архитектуры: входная дверь, зал с колоннами и статуями и изогнутая крыша в подражание китайским объектам с консолями (доугун) (рис.2).

В книге «Сохранение исторических деревянных строений» авторов Кнута Эйнара Ларсена (Knut Einar Larsen) и Нилса Марстейна (Nils Marstein) перечислены семь серьезных ремонтов храма, которые были выполнены в течении 14 веков при этом три раза объект подвергся полному демонтажу:

1. В начале XII века выполнен ремонт верхнего уровня кровли до комплекса кронштейнов;[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]

2. В XIII веке конструкция храма была полностью демонтирована и выполнен ремонт.

3. В XV веке был выполнен ремонт кровли.

4. В XVII веке храм полностью демонтировали и восстановили, были внесены изменения в конструкцию;

5. В XVIII веке выполнены незначительные ремонтные работы;

6. В 1897-1898 гг. выполнен значительный ремонт;[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]

7. В 1972-1975 гг. конструкция была полностью демонтирована в третий раз и выполнена её реставрация». [14]

Рассмотрим общие и специфические черты работ по сохранению уникальных исторических деревянных построек, объектов ЮНЕСКО – комплекса Хорю-дзи в городе Нара и церкви Преображения Господня Кижского погоста на острове Кижи (рис. 3).

В Японии ремонтные работы и реставрация исторических деревянных построек проходят внутри специального здания, построенного по размеру объекта, в котором проходит процесс ремонта или реставрации методом разборки. В ангаре по периметру строят несколько галерей для проходов, далее аккуратно разбирают храм на элементы по маркировочным схемам (несущие колонны, кровлю, панели) и далее проводят работы по реставрации на основе традиционных технологий и приемов.

Музею-заповеднику «Кижи» – единственному музею в России – удалось обосновать необходимость выделения средств для строительства специального реставрационного комплекса с учетом технологического процесса реставрации церкви Преображения Господня. В основном в России реставрационные работы проходят в «полевых условиях», и смета не предусматривает большие расходы на строительство специальных помещений. Музейный, специально оборудованный реставрационный комплекс позволил в большей степени приблизиться к основному принципу реставрации – «минимального вмешательства при максимальном сохранении» (рис.4,5).

Сравнивая общие подходы к организации работ по сохранению комплекса Хорю-дзи и церкви Преображения Господня, можно сказать, что специалисты обеих стран приоритетным направлением считают соблюдение исторических технологий ведения работ на тот период, когда был построен памятник, так как только при этом сохраняется культурная и историческая ценность объекта. Знание нематериальных традиционных методов мастерства достойно такого же сохранения, как и сохранение материального наследия. [текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]

Зачастую между специалистами возникают споры, что первично: сохранение материи памятника или сохранение традиций и технологий. Когда ремесленный или традиционный подход предлагается в качестве самого предпочтительного принципа сохранения памятника из дерева, памятнику может быть невольно причинен ущерб. К примеру, в России традиционно при повреждении нижних венцов сруба и иных конструкций проводили работы по замене венцов или бревен полностью без их ремонта. Если бы мы относились к этому так же, как и наши предки, то процент замены материалов значительно увеличился бы. Недолговечность древесины по сравнению с камнем или кирпичом диктует ограничение не только на современные решения при реставрации, но и разумное использование традиционных приемов без ущерба материи памятника. Традиционно обшивка храмов и домов в XIX и XX веке проводилась в основном с целью защиты объекта, но это не говорит о тотальной обшивке всех деревянных зданий. «Покрытие кровель железом и обшивка стен снаружи храма тесом есть явление весьма позднее, вызванное желанием сохранить ветшающий храм или сделать его теплым» [15] . Поэтому, чтобы соблюсти ту или иную традицию местных жителей, надо убедиться, что традиционное решение не повлияет на культурную значимость памятника и его подлинность.

В Японии в исторических деревянных строениях до середины XIX века металл практически не использовался. Так в Японии по решению сёгуна Токугава в XVII веке ограничили использование металлических стяжек при строительстве. В России эти ограничения связаны с развитием технологий производства металла и с ценой на металл. Традиционные объекты и в Японии, и в России не всегда имели фундаменты по разным причинам. В Японии из-за того, что во время землетрясений здание может сместиться с опорных камней (но с распространением в Японии буддизма стали появляться каменные основания под деревянными строениями). В России строили деревянные строения без фундаментов, но ставили валуны под большие сооружения, в XIX и XX веках устройство фундаментов стало обычной практикой. Одна из причин многочисленных деформаций церкви Преображения Господня Кижского погоста - это отсутствие фундамента. Однако, нельзя сбрасывать со счетов разрушение древесины в сложной срубовой конструкции церкви также в результате других факторов.

Общий принцип сохранения исторических элементов – максимальное сохранение при минимальном вмешательстве – в Японии и России имеет свои особенности в связи с разными традициями стран. В Японии при ремонте деревянных исторических элементов храмов Хорю-дзи соединения новой и старой древесины типологически напоминают исторические соединения. Использование вторично исторических элементов – японская традиция. «История, ремонт буддийского храма в Японии была выполнена с уважением к сохранению существующих и, в частности, оригинальных материалов в том смысле, что плотники повторно используют старый материал насколько это возможно». [16] В Японии существовало два вида традиционных соединения конструкций: соединения по длине и угловые соединения. Японские эксперты зафиксировали около пятидесяти основных типов соединений в длину и восемьдесят угловых соединений. Таким образом, при определенной вариативности количество разнообразных соединений доходило до тысячи, что указывает на высокий уровень развития плотницких и столярных технологий.

Для климата России характерна более простая система соединений в срубовых конструкциях, многое зависело от сложности объекта, а изменение габаритов здания решалось за счет геометрического построения форм из бревен, которые были модулями для зодчих. Древние меры на Руси были сопоставимы с размерами человеческого тела. При этом мастер-плотник практически одним топором мог срубить сложные формы различных деревянных конструкций, достигая высокого уровня мастерства с помощью плотницких приемов.

В церкви Преображения Господня для ремонта исторических бревен использовалась старая, выдержанная древесина с идентичными параметрами. С целью максимального сохранения аутентичных бревен в срубе музеем была разработана методика сохранения каждого элемента без его полной замены. А.Л. Ковальчуком производится ремонт деревянных элементов, установка так называемых «вставок», «вычинок», «протезов», где основных типов соединений насчитывается девять. Новые части крепятся к старому элементу посредством разработанных типовых соединений. Эта кропотливая работа реставраторов позволила сохранить 70 процентов исторического материала церкви Преображения Господня, тогда как изначально эксперты оценивали, что более половины исторического материала будет утрачено. Таким образом, апробированные современные реставрационные решения в России уместны при условии использования традиционных техник и анализа полученного результата.[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]

Традиционные методы необходимы для сохранения исторических зданий и, наоборот, традиционные методы сохраняются за счет работ по сохранению. Это признается и в Японии, и в России. Кроме того, законодательство Японии в области наследия предусматривает защиту исторических методов, а также людей и учреждений, которые могут сохранить эти знания для будущих поколений. В Японии поощряют использование исторических материалов, плотницких технологий, способов и методов исторического строительства. Взаимозависимость между сохранением зданий и сохранением традиционных методов является центральным принципом защиты деревянных строений в Японии. «Как следствие, японцы заняли лидирующие позиции в мире в отношении систематических исследований и использования исторических материалов и методов работы по сохранению» [17] .

Необходимость сохранения не только самих исторических объектов, но и строительных традиций, а также эволюционных изменений как строительных приемов, так и приемов сохранения сегодня как никогда актуально для России. Духовность, сила творческой, народной мысли, заложенная в российском деревянном зодчестве, определяла облик страны не один век, но забота о сохранении нематериального наследия – национальной традиции – до сих пор не осознана и может быть утрачена.

Японские архитекторы и плотники руководствуются при работе по сохранению объектов глубокими знаниями традиционных материалов, строительных технологий и особенностей проектирования. Все работы организованы таким образом, чтобы непрерывный процесс реставрации проводился командой специалистов – архитектор, историк, плотник, с четкой фиксацией всех процессов. Архитектурные историки в большей степени, чем в других странах задействованы в сохранения архитектуры в Японии. Архитектурный историк работает рука об руку с архитектором и плотником, что повышает не только качество работ, но и их достоверность. В Российской практике архитектурные историки на объекте реставрации скорее исключение из правил, чем правило, поэтому многие уникальные реставрации ХХ века слабо описаны и зафиксированы.

В России на законодательном уровне установлено положение о фиксации реставрационных работ «до», «в процессе» и «после», но, скорее, больше для подтверждения финансовых затрат, чем для фиксации именно истории (технологии, «следов») памятника, поэтому постоянное присутствие историка архитектуры не предусмотрено законодательством России. «Японские эксперты осознали важность работ по сохранению и использовали его в качестве основного источника получения новой информации о развитии архитектуры и знаний о традициях и технологиях» [18] . Эта разница в подходе к сохранению памятников деревянного зодчества не только снижает научный потенциал России, но и лишает нас информации о традициях строительства из дерева, традициях сохранения исторических деревянных построек в России.

Для дерева неизбежно наступает время, когда замена элементов конструкций становиться необходимостью. Дерево может разрушаться из-за дереворазрушающих грибов и насекомых, от превышающих нагрузок, от повышенной влажности, от огня и по другим причинам. Первое требование, предъявляемое к новой древесине, которую используют при реставрации – она должна быть того же вида и размера, иметь совместимые физические и механические свойства, а также сходную обработку поверхности. Сегодня эта задача становится все более сложной: во многих странах невозможно найти древесину такого качества, которое соответствовало бы историческому материалу. Причинами этого могут быть истощение лесных ресурсов или нахождение подходящей древесины в недоступных местах. В России не ведется отдельной заготовки лесо- и пиломатериалов для реставрации, что негативно сказывается на работах по сохранению исторических памятников.[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]

В Японии, как и при реставрации церкви Преображения Господня на острове Кижи, при замене деревянного элемента восстанавливались характеристики обработки элемента, которые были использованы первоначально строителями здания. Новый элемент обрабатывался аналогичным инструментом с теми же рабочими позами для получения текстуры поверхности, идентичной оригинальной. В Японии «новый подход к использованию традиционных, но устаревших инструментов и методов ремонта был начат во время ремонта зданий храма Хорю-дзи между 1935 и 1955 годами, в том числе при восстановлении главного зала после пожара в 1949 году» [19] . При реставрации храма Хорю-дзи архитектором и архитектурным историком были тщательно изучены как поверхность дерева, так и старые исторические документы, чтобы определить, какие инструменты плотники использовали в седьмом и восьмом веке, и какие позы плотники принимали при работе с инструментами при обработке поверхности. «Исследования … стали толчком в возрождении исторических инструментов, которые больше не использовались, особенно копьевидного инструмента (яри-ганна)» [20] . При обработке яри-ганной сминались волокна дерева, предотвращая проникновение воды и делая древесину более устойчивой к биопоражению, а внешне поверхность напоминала лист бамбука. Согласно мнениям исследователей эта поверхность позволяет сохранить дерево на более длительный период. Японские архитекторы утверждают, что при использовании этой технологии, новый элемент лучше вписывается в первоначальную структуру, как технически, так и эстетически. Япония уникальна в чрезвычайно добросовестном подходе к сохранению исторических конструкций из дерева, которые подчеркивают взаимозависимость между сохранением зданий и сохранением традиционных технологий.

В Карелии в основном не произошло таких утрат плотницких технологий, как в Японии, поэтому их восстановление при реставрации церкви Преображения Господня не потребовалось. Тем не менее, тщательная фиксация реставрации остро необходима. В России традиционно поверхность древесины обрабатывалась топором и скобелем. Скобелем окаривали бревна, обрабатывали кровельный тес, столярные элементы и стены после такой обработки выглядели волнообразно, а дерево служило дольше, так как волокна также приминались, и поверхность была меньше подвержена намоканию. Традиционная заготовка плах была похожа и в Японии, и в России: клиньями распускали бревно и обтесывали топором. Таким образом, в Японии и России наблюдается исторически схожий технологический прием в обработке поверхности дерева и выполнении отдельных плотницких операций.

Сегодня важной задачей стала фиксация и восстановление утраченных технологий, которые были апробированы на протяжении веков нашими предками как в Японии, так и России. Чтобы понять плотников, работающих в старые времена, чтобы получить знания об их инструментах, а также для выявления региональных и местных плотницких школ, выявления инноваций в строительной традиционной технологии, мы должны уметь интерпретировать следы, оставленные инструментами на бревнах существующих исторических объектов. «Исследование строительных технологий, технологии строительства и ремесленных методов и использование материалов должны быть неотъемлемой частью работ по сохранению исторических деревянных построек» [21] . Таким образом, знания о технологии могут сформировать научные знания, которые необходимы в области сохранения. Когда традиции, технологии плотницких работ утрачиваются, их реновация возможна только при организации работ подобно тем работам, которые проводились в храме Хорю-дзи, когда историки архитектуры и плотники работали вместе для анализа и изучения следов инструментов, которые они находили на старых бревнах.

Научные знания о строительных традициях в Японии и России стали доступны также из архивов исторических документов. Согласно архивам историки архитектуры в Японии различают несколько категорий периодического вмешательства в традиционную деревянную конструкцию, так называемые «основные ремонты», включающие полный или частичный демонтаж и частичную разборку. Анализ ремонтных работ показал, что каждые 300-400 лет в Японии возникала необходимость демонтировать деревянные структуры полностью, элемент за элементом, вплоть до фундаментных камней для ремонта нижней части колонн и стен. Кроме того, регулярный полный демонтаж был необходим, поскольку сама конструкция из дерева со временем деформировалась. Конструкция кронштейнов не позволяла выполнить ремонт без разборки. Эти деформации приводили к наклону здания, и, если наклон достигал трех градусов, в Японии выполнялся демонтаж конструкций. Частичная разборка выполнялась в основном каждые 150-200 лет и касалась конструкций кровли, которые разбирали, ремонтировали, укрепляли и собирали, также выправлялись небольшие просадки фундаментных камней. Кровля в Японии имеет относительно короткий срок службы, например, кипарисовая черепица служит около 40-50 лет, а кедровая – 20-30 лет. Новые замененные элементы в Японии имеют маркировку с датой ремонта, и эта информация может быть бесценной как для историков, так и для будущих работ по сохранению.

При анализе исторических вмешательств в церковь Преображения Господня, построенную в 1714 году, можно также зафиксировать периодичность основных видов ремонтных работ. На церкви работы проводились достаточно часто по разным причинам. Через 50 лет после строительства ремонтные работы в церкви Преображения Господня были направлены на исправление деформаций, появившихся в срубе, скорее всего, сразу после строительства. Следующие ремонтные работы проводились через более чем 100 лет и были связаны с ремонтом бочек и глав, а также обшивкой церкви (1823-1834 гг). Причиной деформаций высотного сооружения стало отсутствие фундаментов под объектом, «ветхость церкви в крышах». Лишь по прошествии более чем 150 лет под церковь подводят фундаменты, выполняют частичный демонтаж конструкций, убирают старую наружную обшивку и прокрывают стены новыми досками, выравнивают деформированные «небеса», поновляют полы, покрывают изнутри стены досками (1866-1871 гг). Через 250 лет понадобились серьезные реставрационные вмешательства по выравниванию деформаций и замене бревен в срубе, демонтаж обшивки и иные работы. Эти работы велись на протяжении десяти лет. И только через 300 лет специалисты осуществили полномасштабную реставрацию методом вывешивания и разборкой церкви по поясам. Анализ реставрационных работ показал, что кровельные конструкции, осиновый лемех, как и в Японии, заменялся каждые 20-40 лет.[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]

Таким образом, через 300 лет, как и в случае с японскими храмовыми объектами Хорю-дзи, церковь Преображения Господня была полностью перебрана, но только методом вывешивания. Из этого можно сделать вывод о том, что по прошествии трех столетий деревянные конструкции, будь то стоечно-балочная система или сложная срубовая конструкция, нуждаются в реставрации каждого отдельного деревянного элемента.

// Кижский вестник. Выпуск 18
Музей-заповедник «Кижи». Петрозаводск. 2019. 265 с.

Текст может отличаться от опубликованного в печатном издании, что обусловлено особенностями подготовки текстов для интернет-сайта.

Музеи России - Museums in RussiaМузей-заповедник «Кижи» на сайте Культура.рф