Метки текста:

Брак Былины Кижский вестник Русский Север

Воробьева С.В. (г.Петрозаводск)
К вопросу о географическом распространении былин на Русском Севере (Ареалы брачных связей и микрогеография былинной традиции на территории Заонежья) Vkontakte@kizhi

Неравномерность бытования былинной традиции на территории России в веке, т. е. к моменту ее фиксации и начала изучения, поставила перед собирателями и исследователями проблему причин столь своеобразного географического распространения эпоса. В местах вероятного формирования отдельных циклов былин – Киев и Новгород, традиция былинного сказительства не сохранилась. В то же время удаленные от данных регионов Русский Север и Западная Сибирь сберегли все многообразие былинной поэзии. Некоторую фрагментарность географического распространения былинной традиции исследователи связывают с различными причинами, основывая свои рассуждения на положении о том, что первоначально былины бытовали на всей территории России. Среди причин, повлиявших на интенсивность сохранности эпоса в различных регионах, называли новгородскую колонизацию [1] , особую «глушь» подобных мест [2] , традицию гонимых на Север скоморохов [3] , а так же отсутствие крепостного права на России [4] и преобладание в хозяйственном укладе населения некоторых видов промыслов и ремесел (рыболовство, звериный промысел, сапожничество и др.) [5] . Существует мнение о распространении былинной традиции в местах соприкосновения иноязычных культур, т. е. там, где необходимо было сохранить статус своей, принесенной из метрополии, культуры [6] .

Несмотря на то, что практически каждый исследователь, в той или иной степени, затрагивал данную проблему, вопрос о специфике микрогеографии былинной традиции на отдельных территориях оказался практически вне поля зрения ученых. Обращаясь к региональным традициям, исследователи подчас неточно трактуют даже географические понятия, определяющие по их представлениям те или иные специфические признаки традиции былевого эпоса. В большей степени это связано с регионом Олонецкой губернии и, в первую очередь, с понятием «Заонежье». А. Ф. Гильфердинг включал Заонежье в состав территории Прионежья, с его особыми диалектологическими и фольклорными признаками былин. Исследователь объединял в понятии «Прионежье» всю территорию Заонежского полуострова с Уницкой губой и район г. Повенца. Северо-восточная былинная традиция Олонецкой губернии, по его мнению, охватывала Выгозеро, Кенозеро с Каргополем и Водлозеро [7] . Отдельно А.Ф.Гильфердинг выделял пудожскую былинную традицию, являвшуюся переходной между двумя первыми. А.М.Астахова по иному определяла ареалы распространения былин в Олонецкой губернии. Согласно ее делению, «Прионежье» включает в себя следующие местности – Кижи, Космозеро, Толвую, Повенец, Пудогу. В тоже время А.М.Астахова отмечала, что каждая из перечисленных территорий имела: «…свои отличительные особенности, а в некоторых из этих районов существовала не одна, а несколько сказительских школ» [8] . С.И.Дмитриева в своей работе распределила волости, в которых были зафиксированы былины, «…на группы, соответствующие исторически сложившимся на Севере районам» [9] . Исследователь выделила Западное Заонежье, в состав которого включены Ладвинская, Кондопожская и Великогубская волости и Восточное Заонежье, к которому причислены Коловская, Нигижемская, Авдеевская, Водлозерская, Толвуйская, Шуньгская, Пудожгорская, Римская, Богоявленская, Мяндусельская, Петровскоямская, Андомская волости. Согласно представленному С. И. Дмитриевой соотношению разных видов эпических песен на русском Севере, данные регионы очень близки друг к другу [10] . Обращает на себя внимание тот факт, что к Заонежью перечисленные исследователи причисляли разные регионы. Большинство из упомянутых территорий в XVI-XVIII веках действительно входило в состав различных погостов Заонежской половины Обонежской пятины, однако, по мнению современных историков и этнографов, собственно Заонежье охватывает только сам Заонежский полуостров с прилегающими к нему на юге островами Кижского архипелага. Следует особо отметить, что фольклористы, по специфике былинной традиции, выделяют северную и южную части Заонежского полуострова, одновременно причисляя к традиции северного Заонежья территории, расположенные на восточном и северном берегу Онежского озера.

Разноречивость высказываемых исследователями мнений о региональных особенностях былевой традиции даже на территории Олонецкой губернии связана с проблемой неравномерности распределения очагов эпоса даже на уровне такой, относительно небольшой, территории. Известно, что в Олонецкой губернии былинная традиция наиболее сильно была развита в следующих регионах: южная часть Заонежья, т. е. бывшие Кижская, Сенногубская и Великогубская волости Петрозаводского уезда и район Пудожского уезда. Северная часть Заонежского полуострова, северо-восточная часть нынешнего Пудожского района, район о. Выгозеро, Карельский берег Белого моря, в веке входивший в состав Архангельской губернии, в меньшей степени сохранили традиции былинной поэзии, хотя и лежали на пути основных колонизационных потоков новгородцев.

По мнению автора данной статьи для объяснения особенностей формирования микрорегиональных культурных традиций вообще и былинной традиции в частности, необходимо привлечь данные целого ряда смежных дисциплин. Для решения проблемы региональной специфики фольклорных традиций несомненное значение имеет изучение ряда вопросов, связанных с семейно-бытовым укладом населения данной территории.

Семья, как хранитель основного комплекса культурной традиции давно привлекала внимание исследователей этнографов [11] . Анализ направленности брачных связей, их интенсивности между различными территориями поможет, на наш взгляд, понять особенности формирования культурных традиций в целом и специфику бытования былинной традиции в частности, выявить возможные зоны культурных и этнических взаимовлияний.[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]

Формирование круга брачных контактов в народной среде было подчинено нескольким законам. Заключение брака воспринималось крестьянами как один из важнейших этапов в жизни любого человека. Большинство из них совершалось, безусловно, с учетом хозяйственно-экономических связей между отдельными крестьянскими фамилиями, что являлось залогом дальнейшего благосостояния новой семьи: «…он (крестьянин одной из деревень окрестностей о. Кижи – разрядка моя С. В.) по малоимению отца по деревни Козыревской… хлебопашества, по сему ядинственно случаю женился на…Василия Петрова дочери…с намерением воспользоваться отца ее, а его тестя участком земли» [12] . Следует учитывать тот факт, что земельные участки крестьян на Севере были наследственными, и женитьба открывала возможность для породнившихся семей в перспективе совместно использовать такие угодья, как рыболовные тони, подсеку, выпасы для скота, а при определенных условиях (смерть родственников) и наследовать земельные наделы. Чаще всего хозяйственные интересы крестьян простирались на близлежащие земли, однако, на ранних стадиях освоения территорий, при малонаселенности края, заключение брака в своей или соседней деревне было практически невозможно. Этому препятствовало большое число семей, связанных между собой узами родства и свойства, что являлось основанием для множества запретов для вступления в брак, как с точки зрения официальной церкви, так и по народным представлениям [13] . Формирование круга эндогамных браков, т. е. заключенных между жителями одной деревни или группы близлежащих деревень, говорит о древности заселения края.

Настоящее исследование основано на материалах двух ревизских сказок 1782 и 1795 годов по Сенногубской и Кижской волостям Кижской трети Кижского погоста [14] , в которых содержится 1589 записей о браках крестьян деревень окрестностей о. Кижи и Сенной Губы. Существует несколько причин, по которым были выбраны именно эти документы. Во-первых, в записях частично сохранена старая, еще погостская, административно-территориальная ситуация в регионе, что позволяет сопоставить данные документы с более ранними по времени материалами. Во – вторых, время составления ревизий – вторая половина XVIII века, совпадает с тем периодом, когда былинная традиция во всей полноте существовала на территории бывшей Олонецкой губернии. В-третьих, большое количество сведений о заключенных браках дает возможность провести статистический анализ.

По составу данных ревизские записи о семейных связях можно подразделить на несколько категорий. К первой относятся сведения с точным указанием деревни, из которой пришла невеста или куда девушка вышла замуж. Вторая включает записи, упоминающие лишь волость, а третья категория записей содержит ссылку только на погост или уезд. Самой многочисленной является вторая категория сведений. Полученные в результате проведенного исследования данные с большой степенью достоверности представляют особенности семейно-бытовых, хозяйственных и культурных связей указанных волостей между собой, а так же с другими регионами Олонецкой губернии. Ареалы брачных связей обеих территорий были нанесены на карты (см. карты 1—4) и отражены в таблицах. Таблица №1 представляет наиболее распространенные варианты брачных контактов между различными волостями. Таблица №2 включает сведения о семейных связях крестьян Кижской и Сенногубской волостей с городским населением, а так же реже всего встречающиеся варианты брачных союзов.

На основании полученных сведений можно сделать вывод, что в конце XVIII века крестьяне Сенногубской и Кижской волостей чаще всего заключали браки между собой, т.е. круг наиболее тесных семейных, хозяйственных и культурных контактов приходился на территорию между о. Волкостров на севере и д. Конда на юге.

Следующими по степени интенсивности заключенных браков для обеих волостей были Великогубская волость и район Пудожья, при этом, крестьяне о. Кижи и окрестностей чаще всего роднились с жителями Великогубской волости, особенно крестьянами деревень Яндомозера и Типиниц, что хорошо видно на карте № 1. Менее привлекательным для них было Космозеро, а Шуньга и Толвуя практически не входили в круг их брачных интересов.[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]

Таблица № 1

№ п/пВолостьЧисло записей о браке по отдельным регионам
Та же третьВеликогубская третьШуньгский погостТолвуйский погостЧелмужский погостКорельская третьШуйский погостПудожский уезд [15]
1Кижская (Всего записей по волости: 801)6141503628216
2Сенногубская (Всего записей по волости: 783)6673913628741
Всего записей12811891612416957

Таблица № 2

ВолостьНазвание городаКол-во записейНазвание уезда, волостиКол-во записей
КижскаяПетрозаводск11Семченский погост1
С.-Петербург2Шошинская волость2
Повенец1Каскесручей1
Вологда1Повенецкий уезд1
ОлонецВологодский уезд1
Выгозеро1
СенногубскаяПетрозаводск23Выгозеро3
Олонец и уезд3Паданский погост1
Новгород1Вотчина Соловецкого монастыря1
Вышний Волочек2Новоладожский уезд2
С.-Петербург4Ошта2
Вытегра1Пиркиницы1
Ямбург1Виданская волость1
Тихвин1Святозеро1
Лососинская волость1
Всего51Всего22

Третьим по частоте заключения браков с крестьянами Кижской и Сенногубской волостей стоит район нескольких старых погостов на Пудожском берегу. К ним относятся территории Андомского и Пудожского погостов, известных с 1563 года, а так же Шальского, выделенного в 1582 году. По территории двух последних, а так же Водлозерского погоста, по р. Водле, ее притоку р. Череве, а затем волоком в озеро Волоцкое и р. Волошку походил древний новгородский торговый путь, который упоминается в 1563 году как уже заброшенный [16] . Пудожский берег, по мнению большинства фольклористов, еще в 30-е годы XX века был районом с прекрасно сохранившейся былинной традицией. Исследователи этого времени отмечали сходство говора былин западной части Пудожского района, т. е. прибрежной зоны, и говоров Заонежского района, в то время как «…на самом севере и северо-востоке района довольно заметны черты говоров, идущих отсюда до Белого моря» [17] . Первая зона была представлена большим числом сказителей и большим количеством былин. Сходство былинной традиции Заонежья, а точнее района Кижских шхер и Пудоги отмечал еще П. Н. Рыбников [18] . Таким образом, на территории Пудожского уезда совпадают направления древних новгородских транспортных путей и активных брачных связей более позднего времени с районом кижско-сенногубских деревень. Район Кижей и Пудога очень похожи по степени сохранности былинного эпоса.[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]

Выше уже отмечался незначительный процент брачных контактов Кижской волости с деревнями северного Заонежья, т. е. с бывшими Шуньгским и Толвуйским погостами. Несколько более активны в этом плане деревни Сенногубской волости (см. таблицу №1). Однако частота браков крестьян обеих волостей с жителями севера полуострова практически равноценна связям с деревнями западного побережья Онежского озера, т. е. с районами Шуйского погоста и Корельской трети Кижского погоста. Из 1589 записей о браке только в 28 случаях упоминаются деревни Шуньского и Толвуйского погостов, а 25 записей связано с поселениями, расположенными в Уницком и Лижемском заливах Онежского озера и устье р. Шуя. Последний из перечисленных районов с точки зрения хозяйственного использования был давно привлекателен для деревень Кижских шхер, т. к. именно эта часть озера отличалась хорошими рыболовными местами. Во всяком случае, уже в документах XVI века упоминаются рыбные тони кижан, расположенные возле многих деревень этого берега. Согласно данным С. И. Дмитриевой степень распространения былинной традиции в районах Северного Заонежья и северо-западного побережья Онежского озера, которые по нашим данным были включены в ареал брачных связей деревень Кижских шхер, выглядит следующим образом: Кондопожская волость – 15 записей, Толвуйская – 16, Шунгская – 1. В то же время: Великогубская волость (включая Сенную Губу и Кижи) – 146 записей, Нигижемская — 17, Авдеевская – 27, Коловскаая – 14, Андомская – 8. Остальные волости, лежащие вне пределов семейных контактов кижан представляют следующую картину степени бытования былинной традиции: район Выгозера-Повенца – 19 записей, Челмужская волость – 23, Карельский берег Белого моря – 49 [19] . Следует отметить, что деревни северного Заонежья и Повенецко-Выгозерского района были расположены на сухопутном пути к Белому морю, который использовался новгородцами в XVI-XVII веках. Этот путь, согласно т. н. «изгонных книг», проходил: «…от Великие губы до Шунги 40 в., от Шунги до Повенец 30 в., от Повенца до Маселги 30 в., от Маселги до Выгоозера 40 в., от Выгоозера до Карос озера 30 в., от Кароса озера до Аренса 20 в., от Аренса до Острова 10 в., от Острова до Лапина деревни 15 в., от Лапина до Сумы реки до моря 17 в…» и т. д. [20] . Насколько активно использовался этот транспортный путь неизвестно, однако, Выгозерский погост, по территории которого он пролегал, вплоть до конца века оставался крайне слабо заселенным.

Интенсивность движения переселенцев из Новгорода на восток и на север, а возможно и распространения былинной традиции, в какой то степени можно сопоставить с последовательностью возникновения новых церквей на территории старых погостов XVI века. По данным статьи И. А. Черняковой и О. В. Чернякова [21] мною были составлены карты появления церквей–выставок (см. карты 5-6), т. е. «филиалов» основных погостских храмов. Возникновение новых приходов, которые до века находились на полном содержании крестьян, несомненно, свидетельствует о росте населения в данной местности.

Отмеченные в писцовой книге 1563 года церкви в основном располагались в центральных поселениях погостов, на побережье Онежского озера. Писцовая книга 1582 зафиксировала мощное церковное строительство на Пудожском берегу: за период с 1563 по 1582 год появилось 6 новых церквей. Кижский погост пополнился 2 церквами – на озере Сандал и в Великой Губе. Следует отметить, что за 20 лет, которые прошли между двумя описаниями, вместе с увеличением числа церквей на Пудожском берегу значительно выросла д. Конда в Кижском погосте. Это поселение было расположено на самой южной оконечности Клименецкого острова, недалеко от Клименецкого монастыря. В 1563 году в ней значилось 2 двора [22] , а в 1582 году упомянуто уже 6 дворов живущих и 2 двора пустых [23] . Уже с XVI века эта деревня была одной из самых крупных в Сенногубской и Кижской волостях. Неуклонный рост данного поселения на протяжении всего периода с XVI по XVIII века наводит на мысль об особом, транзитном, положении деревни Конда на пути в Заволочье. Косвенно это подтверждается постоянными и интенсивными брачными связями в XVIII веке этого поселения с районом Шалы и Уножской губы. С деревней Конда связана мощная традиция былинного сказительства, родоначальником которой для XVIII-XIX веков считается Конан Савинов.

Показательно сопоставление последовательности освоения будущей Великогубской волости в XVI – XVII веках с более поздними семейными связями XVIII века. Так например, в 1563 году район о. Космозеро представлял собой территорию, только недавно освоенную первопоселенцами, т. к. большинство деревень значилось [24] как починки. В 1582 году отмечено сильное запустение деревень на Яндомозере и в Типиницах. В тоже время Кижские и Сенногубские деревни меньше пострадали от лихолетья конца XVI века. Карты, составленные на основании данных XVIII века, показывают очень сильную степень локализации брачных связей в районе северной части Кижской волости и южной части Великогубской волости. Тем самым, по мнению автора, можно определить направление освоения береговой части юга Заонежского полуострова. Напомним, что исследователи не зафиксировали развитой былинной традиции в районе Шуньги и Толвуи, но выделили отдельную эпическую школу в деревнях Космозера [25] .

К довольно интересным выводам можно придти, сопоставляя карты, составленные на основании документов XVIII века и схему зимников Северного Обонежья, которая приводится в монографии, посвященной селу Суйсарь [26] . Направление санных путей из района современного Петрозаводска, а ранее практически центра Шуйского погоста, в Заонежье и на Пудожский берег удивительным образом совпадает с направлением брачных связей крестьян Кижей и Сенной Губы. Следует так же учитывать, что в центральном поселении Шуйского погоста в 1563 году значились торговые амбары: «…А в тех у них анбарех мяхкая рухлять ноугородцкая всякая и хмель и рыба и соль…» [27] . Возможно, что один из древних новгородских путей, самая его интенсивная часть проходила через Шую, далее в район Кижских шхер, с ее южным транзитным селом Конда, потом на Пудожский берег и далее в Заволочье. Постоянный и, видимо очень ранний, приток переселенцев из метрополии создал условия для существования и развития традиции былинного сказительства в районе Кижей и Пудожского берега. Непрекращающиеся семейные и хозяйственные связи между Югом Заонежья и Пудогой подтверждаются материалами более позднего времени, что может быть основанием для определения особенностей культурного развития края.[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]

На основании проведенного анализа данных ряда исторических источников можно сделать некоторые предварительные выводы об особенностях географического бытования былин в Олонецкой губернии. Исследования показали, что брачные связи XVIII века, в какой то степени отражают ранний этап заселения края и пути его хозяйственного освоения. Направленность и локализация семейных связей крестьян Кижского региона, в достаточной степени совпадает с локализацией традиции былинного сказительства в районе Пудожского берега, и в какой то мере в районе Космозера.

Неравномерность распространения былинной традиции на территории Олонецкой губернии, зафиксированная исследователями XIX века, скорее всего, связана с особенностями заселения края новгородцами. Возможно существовала определенная неравномерность в интенсивности постоянного притока переселенцев из Новгорода. Юг Заонежья с его выходом на путь в Заволочье постоянно пополнялся новыми выходцами из метрополии, а север полуострова какое то время оставался в стороне от наиболее активного колонизационного потока, несмотря на то, что через него шел путь к Белому морю, где были рано зафиксированы поселения новгородцев. В то же время территория т. н. Карельского берега Белого моря входила в состав владений «пяти родов корельских детей» и только постепенно, в течении XV в. переходила под власть новгородских боя, а позднее Соловецкого монастыря [28] .

Для подтверждения выдвинутых гипотез необходимо провести ряд похожих исследований локальных этнокультурных групп региона Заонежья и сопредельных территорий.

Приложение

Список церквей на территории погостов Заонежской половины за 1563-1678 гг. (приложение к картам №4,5).

    1563 г.
  1. Олонецкий погост (описание не сохранилось)
  2. Выставка на Сямозере. Церковь в д.Онкудинка Кононова. Церковь Успения Богородицы
  3. Выставка на Видлице. Церковь Страстотерпца Георгия
  4. Выставка на оз.Туломозеро в деревне у часовни Церковь Николы Чудотворца
  5. Монастырь Андрусовский. Церковь Николы Чудотворца. Церковь Введения Богоматери.
  6. Шуйский погост. Церковь Николы Чудотворца. Церковь Рождества Иоанна Предтечи
  7. Выставка на озере Мунозере. Церковь Св. пророка Ильи
  8. Выставка в Кондопоге. Церковь Успения Богородицы
  9. Кижский погост (описание не сохранилось)
  10. Клименецкий монастырь
  11. Шуньгский погост. Церковь Николы Чудотворца
  12. Палеостровский монастырь. Церковь Рождества Богородицы. Церковь Николы Чудотворца. Церковь Св. пророка Ильи.
  13. Выгозерский погост. Церковь Преображения Господня. Церковь Св. пророка Ильи.
  14. Толвуйский погост. Церковь Георгия Страстотерпца. Церковь Троицы Живоначальной.
  15. Выставка в Кузаранде. Церковь Рождества Богородицы
  16. В волостке Тубозере за Онегом озером за губою.
  17. Челмужский погост. Церковь Св. апостолов Петра и Павла
  18. Выставка на Пудожской горе. Церковь Георгия Страстотерпца
  19. Водлозерский погост. Церковь Рождества Пресвятой Богородицы. Церковь Св. апостолов Петра и Павла.
  20. Пудожский погост. Церковь Николы Чудотворца. Церковь Троицы Живоначальной.
  21. Деревня Нигижма. Церковь Рождества Пречистыя Богородицы
  22. Деревня Колодозеро. Церковь Николы Чудотворца
  23. Андомский погост. Церковь Св. Николы Чудотворца. Церковь Преображения Спасово.
  24. Деревня Тудозеро. Церковь Св. пророка Ильи.
  25. Муромский монастырь. Церковь Успения Пречистые. Церковь Рождества Иоанна Предтечи. Церковь Лазаря Святого на Гробищах.
  26. Вытегорский погост. Церковь Покрова Св. Богоматери. Церковь Николы Чудотворца.
  27. Ильинский погост. Церковь Св. пророка Ильи. Церковь Рождества Иоанна Предтечи.
  28. 1582 г.
  29. Выставка на Великой Губе. Церковь Св. пророка Ильи.
  30. Выставка на Сандале озере, на Лычном острове. Церковь Св. апостолов Петра и Павла.
  31. Церковь Преображения Господня. Церковь Успение Св.Богородицы
  32. Деревня на Купецком озере. Церковь Христова Мученика Егория.
  33. Деревня на урмозере в Нигижме. Церковь Рождества Пречистой Богородицы.
  34. Деревня на Корбозерке Васюковская. Церковь Николы Чудотворца.
  35. Деревня на Вотожозере (Отозеро). Церковь Ильи Пророка.
  36. На речке Вакуксе. Церковь Покрова Святой Богородицы.
  37. Ивинский погост. Церковь Успения Святыи Богородицы
  38. Шелтозерский погост. Церковь Св. Великомученика Егория.
  39. Оштинский погост.
  40. Деревня в Ладве. Церковь Св. Великомученика Егория.
  41. На Оште в Рыбье озере у Онега. Церковь Николы Чудотворца.
  42. Шокша. Церковь Николы Чудотворца.
  43. Яшезерский монастырь. Церковь Пречистых Богородиц.
  44. 1616 г.
  45. Выставка на озере Ведлозере. Церковь Николы Чудотворца.
  46. Соломенная пустошь. Церковь Св. апостолов Петра и Павла.
  47. 1628-1631 гг.
  48. Выставка на р.Мегреге. Церковь Воскресения Христова. Церковь Св. мучеников Флора и Лавра.
  49. Выставка на Тулоксе. Церковь Николы Чудотворца.
  50. В сельце Горыф на р.Видлице. Церковь Св. апостолов Петра и Павла.
  51. Коткозерский погост. Церковь Св. апостолов Петра и Павла.
  52. Волостка Виданы. Церковь Николы Чудотворца.
  53. Выставка в деревне на Лукинской трети в Чеболакше.
  54. Выставка на Космозери.
  55. Выставка на Мелой Губе.
  56. Фоймогубская выставка. Церковь Рождества Богородицы.
  57. 1646 г.
  58. Выставка на р.Туксе. Церковь Преображения Господня
  59. Выставка на р.Олонке. Церковь Рождества Христова
  60. Выставка в Ялгубе
  61. Выставка в Сенной Губе. Церковь Николая Чудотворца
  62. Выставка в Типиницах. Церковь Вознесения Господня.
  63. Выставка на Вырозере. Церковь Рождества Богородицы.
  64. Выставка — погост на Повенце
  65. 1678 г.
  66. Выставка на Яндомозере. Церковь Варвары Великомученицы
  67. Выставка на Лижме

// Кижский вестник №6
Отв. ред. Мельников И.В.
Музей-заповедник «Кижи». Петрозаводск. 2001.

Текст может отличаться от опубликованного в печатном издании, что обусловлено особенностями подготовки текстов для интернет-сайта.

Музеи России - Museums in RussiaМузей-заповедник «Кижи» на сайте Культура.рф