Крохин В.А. (г.Петрозаводск)
Формообразование Кижского ансамбля
@kizhi
В 1977 году научные сотрудники музея «Кижи» В.А.Гущина и Б.А.Гущин выявили ранее неизвестные материалы, которые дали основание для новых исследований по уточнению предыстории возникновения существующего ансамбля Кижского погоста [1] . Первые исторические свидетельства о церквях на острове Кижи относятся к 1582-1583 гг. В Писцовой книге дьяка Андрея Плещеева говорится: «Погост Спасский в Кижах на Онеге озере, а на погосте церковь Преображенье Спасово, а другая церковь Святая Богородицы». В 1616 году писец Петр Воейков дал более полное описание: «А на погосте Боголепного Спасово Преображения деревянной с папертьми верх шатровый и Покрова Пресвятой Богородицы, теплой, тож деревянной». Здесь же Воейков упоминает о колокольне «…. а также колокол на колокольне». Последние сведения о существовавших церквях Кижского погоста относятся к 1693-1694 гг.: «церков Преображения Господня и прежняя Покрова Богородицы в прошлом 7202 (1693-1694 гг.) сгорели от молний» [2] . Обратим внимание, что колокольня не указана в числе сгоревших зданий.
После пожара 1693 г., когда сгорели Преображенская и Покровская церкви, началось строительство новых церквей. С чего началось возобновление Кижского погоста? В.А.Гущина и Б.А.Гущин нашли документальные свидетельства 1996 года, что на острове Кижи «на погосте строет церковь новую, теплую клетски, во имя Покрова Богородицы. Да в той же церкви построен придел во имя Николая Чудотворца» (Никольский придел был разобран за теснотой в 1865 г.) [3] . Гущины предполагают, что церковь могла быть построена клетской, затем перестроена в шатровую и, в последствии, в многоглавую.
Эти сведения подтверждаются материалами Б.Гущина и Е.Еленевского, которые основываются на данных путешественника Я.Я.Мордвинова и академика Н.Я.Озерецковского [4] . Я.Я.Мордвинов в 1752 году отметил в своих записках наличие 25 глав на Преображенской церкви и указал возможность их расположения на трех рундуках входа. Спустя 33 года (в 1785 г.) Н.Я.Озерецковский свидетельствовал о существовании на Преображенской церкви 23 глав (две главы над рундуками нижних площадок могли быть убраны).
В той же статье Б.Гущин и Е.Еленевский приводят сведения Я.Я.Мордвинова о второй церкви погоста: «Церковь вторая Покрова Пресвятые Богородицы, на ней десять глав, обе деревянные» [5] . Я.Я.Мордвинов дает описание современного вида Покровской церкви в 1752 г., в противоречие всех справочников о принятой дате ее постройки в 1764 году. Таким образом, свой современный вид она обрела до 1764 г. и даже до 1752 г. [6]
План Покровской церкви 1834 г., с отсутствием нижней площадки на входе в церковь [7] , свидетельствует об ее устройстве во время обшивки сруба в 1865 г. (рис.1). В начальный период устройства нижней площадки (1865 г.) она не была обшита тесом (фото до 1904 г. И.Билибина). Обшивка нижней площадки тесом и устройство входа на ее западной стенке произошло впоследствии. Во время реставрации памятника в 50-е гг. ХХ в. обшивка с крыльца была удалена, а на нижней площадке вместо стоек установлены резные столбы по аналогии с сохранившимися резными столбами ограждения крыльца. Нижняя площадка при реставрации удачно вписалась в архитектурную композицию церкви и ансамбля.[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]
План Покровской церкви 1694-1749 гг. (рис.2) сделан на основе плана 1834 г. (рис.1) и исследований, проведенных в 1998 г. [8]
В 1999 г. появилось исследование сотрудника музея «Кижи» А.Т.Яскеляйнена, в котором реконструированы три строительных периода Покровской церкви: I период — конец XVIII века, II период — 1710-1720 гг., III период — начиная с 1749 г. [9] . Нам кажется, что это не точное определение строительных периодов и реконструкций последовавших за ними. Реальнее предложить следующие строительные периоды: I период — 1694-1720 гг., II период — 1720-1749 гг., III период — начиная с 1749 г.
I строительный период — 1694-1720 гг. (рис. 2, 3). Построена клетская церковь, вероятно с двухскатной кровлей над центральным объемом, которая была увенчана бочкой с главой. Обоснование: бревна части сруба (до верха кровли над трапезной), четверика и продольных стенах алтаря датируются временем до 1694 г. Это дает основание считать датой постройки Покровской церкви 1694 г. Бревна на трех гранях алтаря и в восьмерике разновременные, а на слегах бочки датируются 1749 г. Для восстановления продольного размера алтаря было восстановлено расположение его восточной стены и добавлен выпуск «в обло» (рис.3).[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]
В писцовых и переписных книгах XVI-XVIII вв. можно найти примеры, когда церкви, обладающие композиционной основой клетских, иногда завершались шатром. Например, в работе И.А. и О.В. Черняковых приводятся такие данные: «…. древяна, клетски, верх шатром, с приделом» (№ 15 за 1628—1631 гг.), «…. древяна, клетски, верх шатром, с трапезою и келарскою» (№43 за 1628-1631 гг.) [10] . Попорциональных анализов подобных церквей сделать не удалось. Поэтому для возможного графического воссоздания облика Покровской клетской церкви мы обратились к анализу существующих клетских церквей.
Пропорциональный анализ церкви XVII в. в д.Федоровка Архангельской области имеет сходство с Покровской церковью Кижей (рис.3). Причем в Покровской церкви сохранен сруб в основании и восстановлена укороченная длина сруба алтаря. Бочка и полицы алтаря с восточного фасада воспроизводят облик Покровской церкви в Кижах, существовавший до 1749 г. без дополнительно установленных нижних слег и замены вследствие недостаточной длины верхних слег при замене алтаря с трехстенного на пятистенный.
II строительный период — 1720-1749 гг. Разбирается двускатная кровля, клетский верх центрального сруба ниже конька кровли трапезной, а также бочка алтаря. Обоснование: бревна выше уровня кровли над трапезной датируются 1710-1720 гг., бревна в восьмерике и других верхних частях — разновременные. Причины первой перестройки Покровской клетской церкви в шатровую, по видимому, были только композиционными. Строители стремились достичь выразительной гармонии, художественного и монументального единства ансамбля, в связи с построенной в 1714 г. Преображенской церковью. Надо отметить, что шатровое приземистое завершение Покровской церкви и старой колокольни больше отвечают требованиям единства с многоглавым завершением Преображенской церкви (рис.4). Ссылки А.Т.Яскеляйнена на устройство в восьмерике опирания центрального столба шатра, якобы не имевшего примеров, несостоятельны [11] . Можно привести пример применения такого решения на Никольской церкви в с. Согинцы Ленинградской области [12] .[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]
Приведенные в статье А.Т.Яскелейнена образцы воротов для подъема бревен при строительстве [13] не убедительны для Покровской церкви. Ворот под индексом «а» опирается на тонкую плаху и закреплен вверху тоже при помощи тонкой плахи, что не связано с устройством осевого столба на Покровской церкви. Ворот под интексом «в» имеет принцип горизонтального устройства и здесь нет сходства с устройством и креплением вертикального столба. Ворот под индексом «б», реконструируемый по следам устройства на Успенской церкви в г. Кондопоге, расположен отдельно и с существующиму осевым столбом связи не имеет. Кроме того, ворот, расположенный между двумя связями внизу рубленого шатра, имеет совершенно другую схему, что ясно видно на продольном разрезе обмера Успенской церкви.
Теперь остановимся на замечании А.Т.Яскеляйнена по поводу опирания стропильных ног шатра в бревна повала восьмерика. Обмерные чертежи разрезов Вознесенской церкви в д.Типиницы в Заонежье говорят о том, что опирание стропильных ног может производиться на уширенное основание нижней части шатра. Здесь следы от такого основания отсутствуют. Надо проверить возраст верхних бревен повала по дендрохронологии. Но есть один конструктивный элемент, который является парной связью только шатра [14] . Он расположен на северной стороне в уровне повала восьмерика и объединен между собой двумя деревянными связями для крепления центрального столба. Диаметр отверстия между бревнами и связями 29 см. Длина бревен 3,3 м, они имеют две врубки от вхождения на нижние бревна шатра. При расположении вышележащего бревна рубленого шатра, его торцы выступают наружу от рубленых граней шатра, до полудиаметра бревен. Это говорит о том, что по углам восьмерика проходили стропильные ноги. Такое конструктивное устройство подтверждает существование рубленого шатра, возможно, на неполную его высоту.
III строительный период — начиная с 1749 г. Этот период выявлен архитектором А.Т.Яскеляйненым на основе свидетельств дендрохронологического анализа древесины 1749 г. на трех поперечных балках трапезной, 1740 г., 1748 г., 1749 г. на слегах бочки алтаря. Наличие разновременных бревен в трехстенном алтаре и восьмерике говорят о полной переборке здания. В это время была осуществлена крупная реконструкция церкви с переборкой сруба, с устройством пятистенного алтаря, удлинением бочки, удалением внутренних столбов в трапезной и т.д. (рис.6). Пропорциональный анализ плана, выполненный в 60-х гг. ХХ века учитывает эту реконструкцию и более поздние изменения (рис.7).
Причиной второй перестройки (1749 г.) Покровской церкви из двуглавой шатровой в десятиглавую, вероятно, является символическая одиозность русской православной церкви к существовавшему 25-главию Преображенской церкви, а затем к 25-главию всего ансамбля в целом. Имело место стремление придать другую символику многоглавию ансамбля так, чтобы не утратить, а обогатить его художественную выразительность. Надо отметить, что сделано это было тактично, умело и с большим предвидением.
Символика 25-главия Преображенской церкви, построенной в 1714 г., могла быть изменена без существенного ущерба художественной выразительности только за счет трех глав над входом. Их удаление могло быть выполнено во время очередных ремонтов кровель. Сначала были удалены две главы над кровлями нижних площадок (потому что внутренний водосток уменьшает срок службы опирающихся концов кровли по отношению к свободно свисающим), затем — над кровлей крыльца. Обратим внимание, что с ликвидацией двух глав над нижними площадками были в последствии ликвидированы и две лестницы боковых входов в церковь, а также переход, соединяющий церковь с колокольней.
Вместе с тем, ликвидация двух глав на Преображенской церкви создала символику 25-главия на двух церквах ансамбля (23+2=25), не считая главы на колокольне. Ликвидация третьей главы создавала символику 25-главия всего ансамбля. Можно предположить, что глава над кровлей площадки крыльца была временно оставлена для 26-главия ансамбля, но после перестройки Покровской церкви из шатровой в 10-главую была удалена в момент очередного ремонта кровель на Преображенской церкви. Нам кажется, что решающим в перестройке в 1749 г. Покровской церкви в 10-главую является стремление сначала изменить символику 25-главия Преображенской церкви, затем количественную символику многоглавия существовавшего ансамбля, увеличив ее до 33-х глав, возможно, символизирующих 33 года земной жизни Христа.
Но это требовало поиска достойного варианта композиции церкви для выразительного единства и гармонии всего ансамбля, с заменой его существовавшей символики многоглавия новым впечатляющим символом, способным художественными достоинствами предать забвению существующую символику многоглавия. При этом каждая постройка приобрела композиционную и художественную целесообразность завершения главами.[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]
Символику 10-главия Покровской церкви также можно рассматривать как синтез символа одной главы (Христа) и девяти чинов святых угодников. Девятиглавие (без главки над алтарем) посвящено одному из глубинных прообразов. Отметим, что достигнутая гармония в сложившемся ансамбле, результат трудных поисков зодчих не только в многоглавии завершения Покровской церкви, но и изменении формы ее алтаря с трехстенного при шатровом ее зевершении на пятистенный при многоглавом (рис.2) для соразмерности реконструируемой композиции и сходстве ее с алтарем Преображенской церкви. Это же можно сказать и о новой композиции колокольни, возведенной в 1862 г. по проекту губернской строительной комиссии (взамен пришедшей в ветхость старой колокольни, сохранившейся при пожаре 1693 г.). Новая колокольня была перестроенна в 1874 г., вероятно, по причине явной несоразмерности ее верхней части массивному основанию и общим несоответствием монументальности ансамбля (рис.8,9).
На шесть лет ранее Преображенской церкви в Кижах — 1714 г. была построена 25-главая Покровская церковь — 1708 г. на Вытегорском погосте в Прионежье (рис.11). И здесь имеются данные о 25 главах: «При первоначальной постройке было 25 глав, но при перестройке уничтожено на верхнем осьмиугольнике 4 и над папертью 1 глава [15] . Причем здесь все сделано грубо и неуважительно. Удаление главы над крыльцом слабо изменило символику многоглавия: 25-главие заменялось 24-главием, что символизировало два годовых цикла по 12 месяцев — святилища двух кругов, без срединного положения главного божества. Возникает вопрос: зачем надо было менять количественную символику с 25 глав до 20 глав, удалять 4-е главы на бочках верхнего восьмерика, в ущерб художественной выразительности композиции? Что это: случайность или закономерность борьбы с количественной символикой глав в определенные периоды усиления противодействия старообрядчеству, наряду с запрещением шатра, высоких и острых глав и т. д.?
Теперь перейдем к формообразованию Кижского ансамбля. На основании проделанных исследований и приводимых дополнительных данных сделано шесть общих видов Кижского ансамбля с периода конца XVII — начала XVIII до XIX века.[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]
I — общий вид Кижского погоста 1714-1720 гг. с реконструкцией клетской Покровской церкви 1694 г. и старой колокольни XVII в. Эта реконструкция сделана на основании архивных данных о строительстве клетской церкви, дендрохронологического исследования А.Т.Яскеляйнена, предполагаемого пропорционального анализа приведенной аналогии (в дер. Федоровка) и изображения погоста на гравюре Р.Зотова в книге Н.Я.Озерецковского [16] . Ограда, входы, соединение Преображенской церкви с колокольней сделано на основании этой же гравюры.
Дошедший до нас пример колокольни без шейки на главе, это колокольня в с.Кулига-Драконово Верхне-Тоемского района Архангельской области (рис.12). На старинном рисунке Данилова монастыря также имеется колокольня без шейки на главе, восьмистолпные придорожные кресты покрытые шатрами с главами без шеек и клетские церкви, покрытые сверху двускатными кровелями бочками, увенчанными главами с шейками (рис.13). Пример главы без шейки имеет шатровое покрытие восьмерика изображенное на ограде погоста (рис.14). Восстановление 25-главия выполнено по данным Я.Я.Мордвинова и возможности устройства глав на трех входах. Восстановление двух боковых входов в церковь сделано по сохранившимся следам на срубе.
II. Общий вид Кижского погоста 1720-1749 гг. с реконструкцией Покровской церкви. Это сделано на основании реконструкции М.Л.Лисенко и личных исследований. Приняты к сведению дендрохронологические исследования А.Т.Яскеляйнена. Существенным отличием от реконструкции Л.М.Лисенко (рис.8) является соотношение высоты сруба колокольни, высоты шатра и отсутствие шейки на главе. В постройке Преображенской церкви чувствуется влияние Северодвинской и Поморской школы сооружения шатровых храмов, в частности, Лявли (1558 г.) и Патрикеевки (1746г.), где высота срубов нижних восьмериков равна высоте до верха главы [17] . Такие же соотношения применены в Покровской церкви: высота центрального сруба равна высоте до верха главы (рис.5), что отличается от реконструкции, выполненной Л.М.Лисенко.
III. Общий вид Кижского погоста с 1749 г. с реконструкцией Покровской церкви 1749 г. Эта реконструкция донесла до нас во внешних формах существующий облик Покровской церкви. Особенностью реконструкции является полная переборка здания, устройство пятистенного алтаря, удлинение бочки, ликвидация нижнего пояса и изменение угловых покрытий при переходе четверика в восьмерик.
IV. Общий вид Кижского погоста после 1785 г. с реконструкцией входов на Преображенской церкви, обшивкой досками в 1818 г., покрытием кровель и глав железом в 1823 г., устройством до 1823 г. каменной ограды и устройства шейки на главе колокольни (рис.17). Вид погоста с 1785 г. и до 1832 г. характерен вышеперечисленными изменениями. Реконструкция сделана на основании архивных данных, предоставленных В. А. Гущиной в 1998 г. [18] [текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]
При обшивке Преображенской церкви досками и устранении двух боковых входов в церковь, логически вытекает ликвидация существовавшего перехода в колокольню. В документе, ориентировочно датируемом 1832 г., об ограде сказано следующее: „Ограда около сих церквей каменная, сделана из дикого камня искусным образом, вышиною 2,5 аршина, в длину-ширину — сажень, для входа в оную с 4-х сторон находятся 4 ворота [19] . Шейка на главе колокольни, судя по гравюре Н. Я. Озерецковского, была сделана после 1785 г.
V. Общий вид Кижского погоста с построенной в 1862 г. новой колокольней. Исследование нижней части колокольни 1862 г. позволило восстановить ее верхнюю часть с членением нижнего четверика пояском, а также устройством треугольных фронтонов по низу граней шатра (рис.8,15). Устройство высокого нижнего четверика не свойственно Прионежской школе возведения колоколен. Это характерно для памятников бассейна реки Онеги и Беломорья.
VI. Общий вид Кижского погоста с перестроенной в 1874 г. новой колокольней и обшитой досками Покровской церковью (рис.19). Произведенная в 1874 г. перестройка новой колокольни привела к увеличению ширины восьмерика, звонницы и низа шатра [20] . Сейчас настало время пересмотра даты постройки колокольни, приняв ее за 1862 г. Перестройка колокольни была сделана, вероятно, по причине явной несораизмеримости ее верхней части массивному основанию и общим несоответствием монументальности ансамбля. В 1865 г. была обшита тесом снаружи и внутри Покровская церковь. Ликвидирован Никольский придел в церкви, видоизменены интерьеры, поновлен иконостас и т.д. В 1914 г. Императорская Академия архитектуры запретила покрывать железом главы Покровской церкви [21] .
В 70-е годы XIX в. были произведены ремонт наружной обшивки, кровель, поновления иконостаса и интерьера Преображенской церкви. В таком виде церкви и колокольня погоста дошли до середины ХХ в.
В 50-х годах ХХ в. была произведена реставрация Преображенской[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]
церкви: удалены внутренняя и наружная обшивки, покрыты лемехом главы, досками кровли, сделана реставрация иконостаса, установлен декор на фасаде и т.д. В 60-е годы была отреставрирована Покровская церковь: удалены внутренняя и наружная обшивки, выполнено реставрационное покрытие кровель, восстановлен фронтонный пояс на восьмерике, частично восстановлены интерьеры, иконостас и т. д. Восстановление деревянной ограды было выполнено по остаткам каменного ограждения. Северная и восточная калитки повторяют входы в ограду Почезерского погоста Архангельской области, а угловая башенка воспроизводит форму башни в ограде Ошевенского погоста. Главный вход дублирует ворота ограды Ильинского погоста в Карелии. Автором проектов реставрации Кижского погоста является архитектор А.В.Ополовников.
- [1] Гущина В.А., Гущин Б.А. К вопросу датировки памятников Кижского архитектурного ансамбля. 1977. Архив музея “Кижи”, НРФ. Инв. №253/1.
- [2] Там же. С.3-5.
- [3] Там же. С.5.
- [4] Гущин Б.А., Еленевский Е.В. Загадки Кижских куполов // Север. 1982. №4. С.92-94; Озерецковский Н.Я. Путешествие по озерам Ладожскому и Онежскому” Спб., 1792. С.324.
- [5] Гущин Б.А., Еленевский Е.В. Указ. соч. С.92.
- [6] Там же. С.93.
- [7] Фонд Ларса Петтерссона. Архив музея “Кижи”. НРФ. Инв. №3171/242.
- [8] Крохин В.А. Покровская церковь Кижского погоста. Историческая справка с графической реконструкцией памятника XVII в. 1998. ЗАО “Лад”.
- [9] Яскеляйнен А.Т. Новый взгляд на историю церкви Покрова Богородицы Кижского погоста // Народное зодчество. Петрозаводск, 1999. С.133, 135.
- [10] Чернякова И.А., Черняков О.В. Писцовые и переписные книги XVI-XVIII вв. как источник по истории деревянного зодчества Карелии // Проблемы исследования, реставрации и использования архитектурного наследия Русского Севера. Петрозаводск, 1988. С.55.
- [11] Яскеляйнен А.Т. Указ. соч. С.130.
- [12] Ополовников А.В. Русское деревянное зодчество. М., 1986. С.81.
- [13] Яскеляйнен А.Т. Указ. соч. С.128.
- [14] Крохин В.А. Архитектурно-композиционные исследования Покровской церкви в 1993 г. Архив музея “Кижи”. НРФ. Инв. №1440.
- [15] Список ЦГИА (Л), лл. № 91, 92, ф.789, оп.7-1871, д. №8.
- [16] Озерецковский Н.Я. Указ. соч. С.324.
- [17] Крохин В.А. Системы построения архитектурной формы в памятниках древнерусского деревянного зодчества XVI-XVIII вв. // Вопросы охраны, реставрации и пропаганды памятников истории и культуры. М., 1976. С.204-205.
- [18] Гущина В.А. Преображенская церковь. Летопись 1714-1720 гг. по архивным документам 1985-1990 гг. Архив музея “Кижи”. НРФ. Инв. №939. С.7,9.
- [19] Гущина В.А. Кижский архитектурный ансамбль. Ограда. Летопись. 1985. Рукопись. Сведения за 1832 г.
- [20] Крохин В.А. К вопросу о постройке колокольни 1874 г. и Покровской церкви 1764 г. Кижского ансамбля. 1978 г. Архив музея “Кижи”. НРФ. Инв. №879.
- [21] Гущина В.А. Кижский архитектурный ансамбль. Покровская церковь. Летопись. 1989 г. Архив музея “Кижи”. Инв. №941. С.44.
Текст может отличаться от опубликованного в печатном издании, что обусловлено особенностями подготовки текстов для интернет-сайта.