Тарасова Т.Г. (г.Петрозаводск)
Кижский архитектурный ансамбль в коллекции фотоматериалов музея-заповедника "КИЖИ" (общий обзор)
@kizhi
Формирование коллекции фотоматериалов в музее-заповеднике «Кижи» началось в 1968 г. В настоящее время ее составляют черно-белые и цветные фотоотпечатки, черно-белые и цветные негативы на стекле и фотопленке, цветные слайды, фотоальбомы и видеофильмы. Общее количество предметов в коллекции составляет 16 617 единиц хранения [1] .
Часть собрания фотоматериалов (598 предметов) представлена изображениями памятников Кижского архитектурного ансамбля, а также их интерьеров в разные периоды времени, начиная с конца ХIХ века [2] . Авторами фотографий являются А.Т.Беляев, Б.П.Бойцов, П.Б.Бойцов, В.П.Грицюк, Н.И.Долголенко, С.В.Куликов, В.А.Ларионов, Д.Д.Луговой, В.Семин, М.И.Федоров. В состав коллекции входят репродукции с оригинальных фотографий из архивов иконописца и реставратора древнерусской живописи Ф.А.Каликина, финского исследователя деревянного зодчества Ларса Петтерссона, одного из основателей музея «Кижи» А.В.Ополовникова, автора чертежей обмеров Преображенской и Покровской церквей, выполненных в 1945-1947 г.г., Л.М.Лисенко.
С учетом времени создания, фотоматериалы коллекции можно сгруппировать в шесть тематических разделов.
Первый раздел включает материалы с изображением Кижского ансамбля с конца ХIХ по 40-е гг. ХХ вв., когда происходило накопление информации о Кижских храмах, производилась их фотофиксация. В коллекцию входят репродукции с открыток и оригинальных фотографий с видами Кижского ансамбля М.А.Круковского (1899 г.), Н.З.Захарова (1910 г.), И.Я.Билибина (не позднее 1915 г.), Ф.А.Каликина (1920 г.). [3] Интересны репродукции выполненные с чертежей: план Преображенской церкви Спасо-Кижского погоста 1866 года, выполненный Петровым, обмеры В.Даля 1877 года (юго-восточный, западный фасады, план, разрез, запрестольный крест).
К 1940 г. относятся представленные репродукциями фотоматериалы архитектора Л.М.Лисенко (Преображенская церковь до реставрации: вид с северо-востока, северо-запада, с запада и с юга, главки, крыльцо).
В период Великой Отечественной войны на острове Кижи, находившимся в зоне оккупации финских войск, работал финский исследователь деревянного зодчества Ларс Петтерссон (1941-1944 гг.). Репродукции его фотографий вошли в коллекцию музея «Кижи». Они включают: вид с юга на Кижский погост; детали Преображенской церкви: конструкция «неба», боковой вход в собственно церковное помещение, центральный вход в собственно церковное помещение, боковой вход в церковь, крыльцо, поток крыльца, врубка конструкций бочки, фрагмент сруба. В 1996 году в фонды музея поступила оригинальная фотография «Кижский архитектурный ансамбль» (КП-4708), которая была выполнена в период 1941-1944 гг. Снимок получен в дар от финского туриста Кауко Халме, посетившего музей летом 1971 г. Он, в свою очередь, получил его от фотографа (фамилия неизвестна), снявшего памятник в годы минувшей войны.
Второй раздел представлен материалами периода 1940-е – 1950-е гг., когда на памятниках Кижского ансамбля начались первые реставрационные работы.
В 1950-1959 гг. была проведена комплексная реставрация храмов под руководством архитектора А.В.Ополовникова. Основная цель – возвращение памятникам первоначального облика, стабилизация технического состояния.
Реставрационные работы на памятниках фотофиксировались. На репродукциях со снимков А.В.Ополовникова можно видеть Преображенскую и Покровскую церкви до начала реставрации (Преображенской церковь: вид с запада, главки; вид с запада на Покровскую церковь), в процессе реставрации (Преображенская церковь: балясины крыльца, главки, крыльцо, повреждение сруба под обшивкой; Покровская церковь: вид с запада, фрагмент сруба со следами штукатурки) и после реставрации (балясины крыльца и главки Преображенской церкви, фронтонный пояс Покровской церкви).[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]
В это же время были проведены реставрационные работы на колокольне. В коллекцию вошла репродукция фотографии А.В.Ополовникова с изображением колокольни в процессе реставрации (вид с юга, фрагмент западного фасада, восьмерик).
Ограда Кижского погоста была воссоздана в 1957-1959 гг. на месте старой, не сохранившейся, по типу дошедших до наших дней оград северных погостов (Ильинского погоста на Водлозере и Почезерского в Архангельской области). На репродукциях фотоматериалов А.В.Ополовникова, вошедших в коллекцию музея, – главный вход с частью ограды до реставрации, в процессе реставрационных работ и после их завершения. На снимках этого же автора запечатлен процесс воссоздания северной и восточной калитки и всей ограды в целом.
Кроме перечисленных выше материалов, фотографии с изображением памятников Кижского ансамбля вошли в фотоальбом «Памятники деревянного зодчества, находящиеся под охраной Управления по делам строительства и архитектуры МК КАССР. 1955-1956 гг.» Среди них: Преображенская церковь до реставрации (вид с запада, с севера, главки); Покровская церковь в период реставрации (вид с северо-запада, с юга, главки); колокольня до реставрации (вид с запада).
Третий раздел составляют материалы фотофиксации интерьеров и отдельных икон кижских церквей до и после их реставрации.[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]
В 1941-1944 гг. в ходе обследования Преображенской церкви Л.Петтерссоном была выполнена фотосъемка «неба» с иконами, которые впоследствии были утрачены. Репродукция с фотографии финского исследователя вошла в коллекцию фотоматериалов музея. На репродукциях с фотографий Л.М.Лисенко середины 1940-х гг. представлены общий вид и фрагмент центральной части иконостаса Преображенской церкви (без икон) и «небо» (без икон) до реставрации. Эти элементы интерьера до реставрации и в период проведения реставрационных работ 1950-х гг. были зафиксированы А.В.Ополовниковым. Восстановленный позолоченный резной иконостас Преображенской церкви (южная и северная сторона) был запечатлен в 1969 году на фотографиях Б.П.Бойцова. Кроме этого фотоматериала, в коллекции представлена фотофиксация иконостасных икон, выполненная Э.К.Красненко в 1967 г. [4]
В ходе реставрации 1956 – 1959 гг. по проекту А.В.Ополовникова при консультации В.Г.Брюсовой был восстановлен иконостас Покровской церкви. А.В.Ополовниковым был зафиксирован момент перевозки икон из церкви перед началом реставрационных работ и выполнена фотосъемка интерьера с иконостасом после реставрации.
Кроме того, в коллекции представлены черно-белые негативы и цветные слайды с изображением иконостасных икон (под записью и после реставрации), выполненные Э.К.Красненко в 1967г. и Б.П.Бойцовым в 1977 г. [5]
Четвертый раздел (1960-1980-е гг.) представлен фотоматериалами, отражающими процесс исследования состояния памятников, проведение реставрационных и ремонтных работ.[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]
Реставрация 1950-1959 гг. не решила проблем инженерного укрепления Преображенской церкви. В 1969 г. Ленинградский инженерно-строительный институт (ЛИСИ) взял обязательство провести обмерное обследование памятника. На основании обследования, в 1970 г. было разработано проектное предложение. К 1972 г. разработан рабочий проект. С 1972 по 1974 гг. новая методика проходила испытания на часовне в дер.Воробьи. [6] В состав коллекции вошли фотоматериалы обсуждения проекта реставрации ЛИСИ специалистами и исследователями, обследование внутренней части сруба специалистами института, экспериментальный подъем часовни в дер.Воробьи.
В 1980 г. институтом «Спецпроектреставрация» выполнен проект реставрационно-восстановительных работ. Цель проекта: стабилизация состояния Преображенской церкви, ликвидация деформаций, замена элементов, потерявших несущую способность. Способ ведения работ: переборка сруба «снизу-вверх» в нижнем ярусе до верха основного восьмерика и «сверху-вниз» в верхнем ярусе. Работа планировалась на основе внутренних металлических лесов. [7] В 1980-е гг. началась реализация проекта. В 1980 г. церковь была закрыта для доступа туристов, в 1981-1983 гг. были сняты полы, иконостас, «небо». В коллекцию «Реставрация памятников архитектуры музея «Кижи» вошли фотографии П.Б.Бойцова с фотофиксацией работ по этому проекту: противоаварийные крепления в уровне страховой кровли, фундамент под стальной разгрузочной конструкцией верхней части подклета, опалубка фундамента в западном прирубе, западной и средней части подклета, фундамент в западном прирубе под стальной разгрузочной конструкцией, панель жесткости в восточном, северном и южном прирубах, разбор тябл «неба», центральное кольцо «неба» после разборки, крепление в уровне «неба».
Ремонтно-реставрационные работы и исследования состояния Преображенской церкви, которые проводились с 1985 по 1986 гг. также нашли отражение в фотоматериалах коллекции: 1985 г. – исследование состояния подклета (плодовое тело гриба на опорном столбе); 1986 г. – реставрация лемехового покрытия глав и кокошников церкви (раскрытие глав верхнего яруса, покрытие центральной главы, кокошник верхнего яруса после реставрации; 1987 г. – ремонтные работы, реставрация кровли (главки и бочки в процессе покрытия новым лемехом, фрагмент стальной разгрузочной конструкции в интерьере, северная стена западного прируба, северо-восточная стена верхнего восьмерика); 1988 г. – ремонтно-реставрационные работы (подзор крыльца до реставрации, замена лемеха глав и бочек, крыльцо после реставрации, новый лемех на бочках четвертого яруса и главах верхнего яруса).
Проблемам реставрации Преображенской церкви посвящены сюжеты видеофильма отснятого С.В.Куликовым в 1987 г.: исследование состояния сруба церкви, интервью с сотрудниками Ленинградской лесотехнической академии, интервью с сотрудниками музея «Кижи».
В 1990 г. архитектурный ансамбль Кижского погоста был включен в Список Всемирного историко-культурного наследия ЮНЕСКО. Работе членов ИКОМОС на о.Кижи летом 1993 г., посвящен видеофильм С.В.Куликова «Миссия ИКОМОС на о.Кижи – 1993 г. Преображенская церковь».[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]
В 1974-1976 гг. была произведена химическая пропитка Покровской церкви, которая должна была защитить здание от развития различных заболеваний и гниения. Работы по пропитке проводила Сенежская лаборатория консервации древесины при ЦНИИ МОД СССР под руководством С.М.Горшина. В коллекцию музея вошли репродукции с изображением памятника в процессе химической консервации (вид с юга, пропитка кровли и углов сруба).
В 1987 г. сотрудником музея «Кижи» Д.Д.Луговым при изучении состояния сруба Покровской церкви была выполнена фотофиксация фасадов, сеней и трапезной памятника.
Общий вид колокольни Кижского ансамбля с разных сторон света, а также её фрагментов можно видеть на фотографиях Б.П.Бойцова, А.Т.Беляева, П.Б.Бойцова, датируемых 1969-1971, 1972, 1983, 1987 гг.
В коллекции черно-белых фотографий «История реставрации музея «Кижи» представлена оригинальная фотография Н.И.Долголенко «Ограда с центральным входом на территорию погоста» (1962 г.). Фотофиксация ограды выполнялась также и в последующие годы: 1969-1971, 1976, 1983 гг. фотографами В.Семиным, Б.Бойцовым, М.Федоровым, П.Бойцовым.
Пятый раздел составляют видовые фотографии кижских храмов, которые были сделаны в 1960–1990-е гг. Среди них можно выделить работы: «Панорама Кижского архитектурного ансамбля» и «Покровская церковь» В.А.Ларионова, «Северные ворота ограды» М.И.Федорова, «Кижский погост летом» и серия панорамных снимков под общим названием «Кижский архитектурный ансамбль зимой» В.Семина, «Кижский ансамбль» В.П.Грицюка. В коллекцию также входят фотоматериалы, сделанные в разное время Б.П.Бойцовым, А.Т.Беляевым, П.Б.Бойцовым.[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]
Шестой раздел посвящен реставраторам, которые работали на памятниках Кижского ансамбля.
Бригада плотников-реставраторов в музее «Кижи» начала складываться в 1948 г. Первыми были плотники Б.Ф.Елизаров и Е.Г.Тестенников, столяр Н.Г.Маньшин. В 1949 г. в бригаду пришел М.К.Мышев, ставший прорабом плотников-реставраторов. 13 июля 1949 г. СМ КФССР издано распоряжение о выделении районами 12 плотников для ремонта Кижского ансамбля. [8]
В фотоколлекции представлены репродукции со снимков А.В.Ополовникова начала 1950-х гг., на которых сфотографированы плотники-реставраторы музея Б.Ф.Елупов, М.К.Мышев, П.Г.Окунев, Н.Г.Маньшин во время реставрации памятников Кижского ансамбля. На репродукции с фотографии А.В.Ополовникова Б.Ф.Елупов и М.К.Мышев запечатлены во время работы на острове Кижи в 1961 г. В коллекцию черно-белых фотографий по теме «История реставрации музея-заповедника «Кижи» вошли фотографии членов бригады 1963 года.
В 1969 г. на базе реставрационного участка музея «Кижи» была создана Специальная научно-реставрационная производственная мастерская для выполнения работ по реставрации и консервации памятников истории и культуры КАССР. В составе коллекции представлены репродукции с оригинальных фотографий, на которых плотники-реставраторы КСНРПМ во время работы на о.Кижи в 1973-1974 гг., а также черно-белые негативы с фотофиксацией работ на Преображенской церкви в 1987-1988 гг.[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]
В 1992 и 1993 гг. С.В.Куликовым были отсняты видеофильм с сюжетами, посвященными плотнику-реставратору И.Ф.Вересову и архитектору Л.М.Лисенко. На фотографии 1988 г. А.В.Ополовников среди участников совещания ИКОМОС на о.Кижи. В коллекцию также вошла репродукция с фотографии, на которой запечатлен А.В.Ополовников в 1950-е г.г.
Таким образом, материалы рассмотренного раздела фотофонда дают наглядное представление о том, как выглядели памятники Кижского погоста в разные периоды времени, как менялся их облик в результате проведения реставрационных работ. Фотоматериалы коллекции «Кижский архитектурный ансамбль», наряду с другими материалами по этой теме, являются одним из достоверных источников информации, которая может быть использована при изучении истории культовой архитектуры Заонежья.
- [1] Данные на начало 2002 года.
- [2] Самым ранним изображением Кижского ансамбля в коллекции является репродукция с гравюры Р. Зотова "Кижский погост" (1785 г.), опубликованная в книге академика Н.Я. Озерецковского. Кроме Преображенской и Покровской церквей, это изображение доносит до нас облик несохранившихся до настоящего времени предшественников нынешних памятников - колокольни и бревенчатой ограды. (См.: Путешествие по озерам Ладожскому и Онежскому Николая Озерецковского. СПб., 1792).
- [3] Следует также отметить, что в музее хранится первая, отпечатанная в типографии, почтовая открытка с видом Кижского ансамбля - "Древний храм в Кижах Петрозаводского уезда" (1910-е гг. Издание А.М. Мазилова).
- [4] Среди них иконы: "Зосима и Савватий в житии", "Чудо Георгия о змие, с житием", "Покров", "Лоно Авраамаво", "Богоматерь Грузинская", "Преображение", " Даниил во рву львином" (местный ряд); "Троица Ветхозаветная", "Воздвижение креста" (праздничный ряд); "Спас в силах", "Апостол Павел", "Николай Чудотворец" (деисусный чин).
- [5] Местный ряд представлен изображениями следующих икон: "Единородный Сыне", "Архидиакон Стефан", "Неопалимая Купина", "Спас Смоленский", "Архидиакон Евпл", "Пресвятая Богородица всех скорбящих радость". Фотофиксация второго ряда иконостаса включает праздничные иконы: "Рождество Богородицы", "Введение во храм", "Благовещение", "Крещение", "Вход в Иерусалим", "Успение", "София премудрость Божия", "Чудо о Флоре и Лавре", "Сошествие во ад". Третий ряд иконостаса представлен слайдами и негативами икон деисусного чина: "Евангелист Иоанн Богослов", "Евангелист Лука", "Евангелист Марк", "Иоанн Златоуст", "Апостол Петр", "Богоматерь", "Спас в силах", "Иоанн Предтеча", "Архангел Гавриил", "Апостол Павел", "Евангелист Матфей", "Василий Великий". Пророческий ряд представлен изображениями: "Пророк Аввакум", "Пророк Иеремия", "Пророк Исаия", "Пророк Давид", "Пророк Илия", "Пророк Моисей", "Богоматерь Знамение", "Пророк Самуил", "Пророк Соломон", "Пророк Захария", "Пророк Иона", "Пророк Даниил", "Пророк Иезекииль".
- [6] Набокова О.А. Справочный материал к выставке "История реставрации Кижского архитектурного ансамбля". Архив музея - заповедника "Кижи", №1194. С.55-56.
- [7] Вахрамеева Т.И., Пискунов Ю.В. Преображенская церковь на о. Кижи - реальность сохранения // Народное зодчество: Межвузовский сб. Петрозаводск, 1998. С. 270.
- [8] Бернинен Е.И. Из истории реставрации памятников музея. Кижский архитектурный ансамбль. Архив музея-заповедника "Кижи", №1551. С.21.
Текст может отличаться от опубликованного в печатном издании, что обусловлено особенностями подготовки текстов для интернет-сайта.