Гущина В.А. (г.Петрозаводск)
Исторические сведения о ремонте деревянных церквей методом переборки
@kizhi
Для плотников прошлых столетий переборка церквей была явлением не слишком частым, но довольно обычным. Перебирались церкви сложных и упрощенных планов, а также объемных конструкций. В настоящей статье предлагается обзор некоторых сведений о ремонте деревянных церквей методом переборки, которые наглядно свидетельствуют, что этот способ издревле применялся плотниками.
Известна «Порядная запись плотников» на разборку и возведение вновь Троицкой церкви в селе Уна Архангельской области 1653 года. В ней сказано: «… розпятнати … церковь с ысподи от земли и до верху…; и роспятнав тот храм сверху, роскласть весь до подошвы и те старые храмовые брёвна розносить по сторонам, и то церковное храмовое и олтарное место изровнять и храм новыми брёвнами по прежнему ж церковному окладу на то ж место обложить и под те окладные брёвна с ысподи подкласти крепкая слань для крепости, чтоб храм и олтарь в землю не осяжал, и на те окладные церковные брёвна срубить и сомшить новых шесть или семь рядов и с тех новых рядов повести вверх прежние храмовые старые роспятнаные стенные бревна и скласть и сомшить та церковь…», «… те гнилые и дряблые и безугольние все брёвна переменить и в теж место новые брёвна вставить…», «где будет згодитце старый лес, а где и в коих местах не згодитце и нам из нового лесу поделать и тот храм и олтарь скласть и сомшить и доспеть до 162 (1654) году летом совсем на отделку добро и стройно мастерьски безохульно, как водитце и как у того храму наперёд доспето было» [1] . Заканчивается Порядная запись 1653 года просто: «К сей записи … поп Иванов вместо плотников Елисея, Иосифа и Михайла по их велению руку приложил. 163 (1654) году октября 16 день по сей записи мы, церковные плотники Елисей, Иосиф и Михайло, оделав церковное зделье всё сполна…» [2] .
В последующем к переборке церквей подключились специалисты – архитекторы. Их мнение стало решающим для судеб многих памятников. Понятна озабоченность ученых выбором способов сохранения церквей, преодолевших к этому времени 200–300 летние рубежи своего существования. Подтверждением этому являются выдержки из Протоколов «Известий Императорской Археологической Комиссии» за 1915 год. Согласно данным публикациям способ раскатки и переборки церквей у специалистов – архитекторов не вызывал сомнений.
Крупный исследователь деревянного зодчества Д.В.Милеев считал, что «… не желательно разрешать разборку церквей без исследования их». Е.А.Сабанеев выразил мнение, что «… при разборке церквей малого значения можно удовлетвориться чертежами». По мнению известного архитектора П.П.Покрышкина: «… исследование всех разрешаемых к разборке церквей было бы чрезвычайно желательно, но на это дело не найдется ни средств, ни исполнителей». Т.И.Котов считал что, «… на компетентность в этом деле местных архитекторов нельзя рассчитывать» [3] .
Тем не менее, древние деревянные церкви настойчиво требовали к себе внимания и нередко подвергались полной переборке с заменой подгнивших бревен новыми. Практика переборки церквей на Севере имела довольно значительное распространение. Рассмотрим это на конкретных примерах переборки древних церквей Карелии (Заонежье, Прионежье, Пудожский и Олонецкий районы), а также Вологодской, Архангельской, Ленинградской и Горьковской областей.[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]
Карелия (Заонежье)
Церковь в деревне Яндомозеро во имя Великомученицы Варвары (1650 г.) перебиралась в 1860 году в возрасте 210 лет [4] . После переборки стены церкви были поставлены «по–прежнему без конопатки» [5] (Рис.1).
Кроме переборки на месте практиковалась также переборка церквей, колоколен и часовен с переносом на другое место.
Известно, что в Клименецком монастыре церковь во имя святого Николы, построенная в 1719 году, в 1848 году была перенесена на несколько сажен со своего прежнего места, а в 1877 году по разрешению Епархиального начальства была перестроена вновь и установлена на каменный фундамент с известью [6] .
В Палеостровском монастыре деревянная церковь 1795 г., также была перенесена со своего первоначального места на пять сажень [7] .[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]
Известно, что деревянную колокольню, построенную в 1780–е годы в Толвуйском погосте, крестьянин Герман Афанасьев пожертвовал в Кузаранду, так как «в своем Толвуйском погосте собственным капиталом воздвигнул новую больше сей колокольню» [8] .
В Заонежье наряду с церквами и колокольнями перевозились также часовни («часовню в память церковного отца Василия из Великой Нивы в 1913 году перевезли в деревню Ботвинщина») [9] .
В 1912 году велась переписка с Духовной Консисторией о переборке колокольни XVII — XVIII веков в Тихвинском приходе Повенецкого уезда с целью ее установки на каменном фундаменте, если подведение фундамента без разборки сруба будет невозможным [10] .
Карелия (Прионежье)
Разборка и перевозка древней церкви в память Василия Великого (1693 г.) с острова на материк (в деревню Машозеро) в 1874 году была вызвана тем, «…что в осеннее и весеннее время переезд на остров был крайне неудобен, даже опасен при ветре и богослужение поэтому не совершалось иногда по месяцам…» [11] .[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]
Другая, Ильинская церковь в Машозере, построенная по преданию в царствование Ивана Грозного, была «возобновлена в 1873 году по прежнему плану и фасаду Петрозаводским первой гильдии купцом Евдокимом Пименовым» [12] .
Карелия (Пудожский район)
В 1880 году в связи с аварийным состоянием Варваринской церкви (1605 г.) в Чёлмужах было заведено Дело о подготовке этой церкви к реставрации путем переборки сруба. Смета на ремонт церкви способом переборки была разработана инженером–технологом А.М.Гриневичем [13] .
Карелия (Олонецкий район)
В 1851 году священник Самсон Каргопольцев с прихожанами решили «переделать на теплую» древнюю Никольскую церковь (1620 г.) в Туломозере, «перебрав ее всю на мох согласно прежнему плану и фасаду». То же предполагалось сделать и с колокольней [14] . Согласно разрешению Епархиального начальства Никольская церковь была переделана из холодной в теплую, колокольня также была возобновлена. Под всю церковь был подведен фундамент из дикого камня, «с подрубкой новых четырех венцов снизу и со вставкою в самих стенах вместо сгнивших новых бревен и храм поставлен в прежнем виде». Были также перебраны полы с настилом их на новые балки, сделаны новый престол и жертвенник (в связи с ветхим состоянием прежних). Также был разобран иконостас [15] .[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]
Древнюю церковь в Мегорском погосте разбирали «до церковной подошвы и окладной венец из нового леса рубили на старом церковном месте» [16] .
Вологодская область
Предшественница Преображенской церкви в Кижах 18–тиглавая Покровская церковь (1708 г.) в селе Анхимово была разобрана в 1793 году в связи с оседанием стен из–за отсутствия фундамента. После раскатки церковь была поставлена на каменный фундамент [17] . В 1963 году церковь сгорела, находясь в хорошем техническом состоянии. (Рис.2 [18] ).
В селе Ухтомское древняя деревянная Знаменская церковь (1742 г.) в 1912 году была перенесена на новое место и поставлена на каменный фундамент, причем, с церкви была удалена поздняя тесовая обшивка [19] . (Рис.3).
В 1890 году в 70 верстах от города Вытегры состоялось освящение церкви, перенесенной на материк с острова, расположенного на Ковском озере [20] .[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]
Архангельская область
В начале данной статьи упоминалось о переборке в 1653 году Троицкой церкви в селе Уна. Церковь существовала до 1848 года [21] .
Значительно позднее, в 1894 году, была разобрана, перенесена на другое место и вновь собрана Никольская церковь в селе Сура (1695 г.) на реке Пинеге [22] . (Рис.4).
В 1904 году архитектор А. А. Каретников перебрал Никольскую церковь (1687 г.) в селе Зачачье, при этом он удалил «безобразившую церковь тесовую обшивку» [23] . (Рис.5).
В 1906 году Археологическая комиссия разрешила перенести подальше от берега Петропавловскую церковь (1698 г.) в селе Пучуга в связи с тем, что ей угрожал подмыв водами Северной Двины. Сборка церкви на новом месте производилась по чертежам архитектора Д.В.Милеева, выполнившего ее обмер до разборки [24] . Церковь сгорела после 1945 года. (Рис.6).[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]
Богоявленская церковь (1756 г.) в селе Орлово разбиралась поэтапно. Сначала в 1886 году разобрали трапезную, а в 1907 году предполагалась разборка самой церкви [25] .
В 1908 году архитектор А.А.Каретников перебрал с заменой подгнивших венцов новыми Никольскую церковь (1600 г.?) в селе Панилово [26] . (Рис.7). Она была обмерена архитектором Д.В.Милеевым. Никольская церковь сгорела в 1940–х годах. Известно, что в Панилове было две церкви и обе они дважды переносились на другие места. После первого перенесения церкви были затоплены водой при разливе Северной Двины, после чего их построили на высоком безопасном месте [27] .
В 1908 году по чертежам архитектора Д.В.Милеева перебиралась с заменой подгнивших венцов новыми Богородицкая церковь XVII (?) в. в селе Верховье [28] . (Рис.8).
Дважды перебиралась Дмитриевская церковь (1784 г.) в селе Верхняя Уфтюга. Первый раз в 1912 году по чертежам, выполненным в 1900–е годы архитекторами Д. В. Милеевым и К. К. Романовым. При этом церковь поставили на кирпичный фундамент [29] . (Рис.9). В 1980–е годы церковь вновь перебиралась московским архитектором А. В. Поповым, удостоенным за выполнение реставрации церкви в Верхней Уфтюге Государственной премии РСФСР.
Ленинградская область
В 1910 году в селе Важины плотники подрядились разобрать колокольню, сделать каменный фундамент и на нем снова восстановить ее, использовав старый сруб [30] .
Горьковская область
Деревянная Воскресенская церковь (1652 г.), имевшая сложную планировку («восьмерик с четырьмя прирубами», «о сорока углах») переносилась дважды. В 1911 году архитектор А.Н.Полтанов согласно разрешению Императорской Археологической Комиссии «принял надзор за работами по перенесению церкви в деревню Костылиху», расположенную в 8 км. от села Водоватова (по преданию в с. Водоватово Воскресенская церковь была перевезена из г. Арзамаса). Перенесение церкви началось в августе 1914 года. Из–за войны 1914–1918 годов сборка и отделка церкви закончилась только в 1919 году [31] .
Все вышеприведенные примеры свидетельствуют о многовековом опыте ремонта наиболее ценных в историческом и художественном отношениях древних деревянных церквей способом переборки. Полной переборке подвергались не только церкви, колокольни и часовни, но и крестьянские дома, бани, риги, мельницы (водяные и ветряные), кузницы и поклонные кресты, что делается и сейчас при перевозке памятников в музеи под открытым небом.
- [1] Мильчик М.И. Ремонты деревянных церквей в XVII в. по порядным записям // Проблемы исследования, реставрации и использования архитектурного наследия Русского Севера. Петрозаводск, 1989. С.128-130.
- [2] Там же. С.130.
- [3] Известия Императорской Археологической Комиссии. СПб., 1915. Вып.52. С.64;. КГКМ. Рукописный фонд. №1654. Л.36.
- [4] Архив ИИМК. Ф.29. Ед.хр.1391. Л.2. (Романов К.К. Сведения о церквах Олонецкой Епархии, построенных раньше XIX в.).
- [5] Известия Императорской Археологической Комиссии. СПб., 1915. Вып.57. С.167. (Вопросы реставрации. Вып.15).
- [6] НАРК. Ф.25. Оп.1. Ед.хр.79/38. Л.24. (Клименецкий монастырь).
- [7] Палеостровский монастырь // Известия Императорской Археологической комиссии. СПб., 1915. С.159.
- [8] ГИМ ОПИ. Фонд Барсова Е.В. №450. Ед.хр.696. Л.138-139. (Кузаранда. Исторические сведения).
- [9] Пийройнен Э. В часовенской Карелии. Пер. с фин. 1984. Л.16. (Рукопись хранится в библиотеке музея-заповедника "Кижи").
- [10] КГКМ. Рукописный фонд. №1654. Л.1.
- [11] Машозеро. Древние храмы // ОГВ. 1903, №126. С.3.
- [12] Романов К.К. Сведения о церквах Олонецкой Епархии. Л.2.
- [13] НАРК. Ф.235. Оп.1. №72/1318. С. 51-53, 59. (Чёлмужи. Варваринская церковь. 1605 г. Дело о подготовке и реставрации путем переборки. 1912).
- [14] НАРК. Ф.25. Оп.5. Д.4/106. Л. 5, 8, 13. (Об исправлениях в древней церкви в селе Туломозеро Олонецкого уезда в 1851 г.).
- [15] КГКМ. Рукописный фонд. №1652. Л.78. (Об исправлениях в древней церкви в селе Туломозеро Олонецкого района).
- [16] Чернякова И.А., Черняков О.А. Писцовые и переписные книги XVI-XVII веков как источник по истории деревянного зодчества Карелии // Проблемы исследования, реставрации и использования архитектурного наследия Русского Севера. Петрозаводск, 1988. С.55-75.
- [17] Партанский С. Вытегорская Покровская церковь в Вытегорском погосте. (Краткий очерк) // ОГВ. 1873, №19. С.212.
- [18] Здесь и далее иллюстрации воспроизводятся по изданию: Забелло С., Иванов В., Максимов П. Русское деревянное зодчество. М., 1942.
- [19] Забелло С., Иванов В., Максимов П. Русское деревянное зодчество. М., 1942. С.143. Рис.325.
- [20] ОГВ. 1890. №75.
- [21] Мильчик М.И. Ремонты деревянных церквей в XVII в. С.128-130.
- [22] Забелло С., Иванов В., Максимов П. Русское деревянное зодчество. С.128. Рис.293.
- [23] Там же. С.154-155. Рис.348-350.
- [24] Там же. С.100-101. Рис.224.
- [25] Там же. С.111.
- [26] Там же. С.88-89. Рис.192-197.
- [27] КГКМ. Рукописный фонд. №1655. Л.59-61.
- [28] Забелло С., Иванов В., Максимов П. Русское деревянное зодчество. С.96-97. Рис.212-215.
- [29] Там же. С.104. Рис.236-238.
- [30] Андреева Л.В., Коляда М.И., Кондратьева Е.В. По Ленинградской области. Л., 1978. С.73.
- [31] Агафонов С. К вопросу об открытых внутри шатрах в русском деревянном зодчестве // Архитектурное наследство. М., 1952. №2. С.187-192.
Текст может отличаться от опубликованного в печатном издании, что обусловлено особенностями подготовки текстов для интернет-сайта.