Трифонова Л.В. (г.Петрозаводск)
Одежда русских Повенецкого и Петрозаводского уездов Олонецкой губернии по материалам "Этнографической экскурсии М.А.Круковского"
@kizhi
Данная статья является продолжением работы над материалами М.Круковского. Первая статья «Традиционный костюм южной Карелии конца ХIХ века, по материалам "Этнографической экскурсии" М.А.Круковского» напечатана в «Кижском вестнике» №6 за 2001 год.
В фондах Российской Национальной библиотеки в Санкт–Петербурге хранится фотоархив этнографа М.А.Круковского, датируемый 1899 годом. В этом году исследователь посетил несколько уездов Олонецкой губернии. Помимо районов проживания карел он побывал также в районах проживания русского населения: Повенецком и Петрозаводском уездах. В Повенецком уезде М.Круковский обследовал деревни, расположенные по тракту Повенец – Пудож, и территории, прилегающие к озеру Выгозеру и реке Выг, в Петрозаводском уезде – заонежские селения Толвуя, Шитики, Лебещина, Вегорукса, Толгуба. Фотоархив М.Круковского носит название «Этнографическая экскурсия. Виды и типы Олонецкой губернии». [1] Первая часть дает представление об архитектуре карельских и русских деревень, вторая – о типах людей, проживающих в этих деревнях. На основании фотографий, представленных в отчете, можно составить общее представление о костюме различных социальных слоев русского населения Петрозаводского и Повенецкого уездов. Костюм Петрозаводского уезда представлен 13 фотографиями [2] , Повенецкого – 32–мя [3] .
Знакомство с фотоматериалами М.Круковского позволяет сделать вывод о значительном сходстве крестьянского костюма у различных этнических групп населения, проживавших на территории Олонецкой губернии. Как и у карел основу повседневного мужского костюма русского населения Заонежья и Повенецкого уезда составляли рубаха и порты. В осенне–зимний сезон представители различных возрастных групп населения носили порты темного цвета, летом люди зрелого и пожилого возраста (от 40 до 70 и старше) предпочитали светлые холщовые порты. Порты могли быть сшиты из полосатого домотканого холста. Традиционно они заправлялись в сапоги со сборами. Порты носили с рубахой – косовороткой прямого покроя с приспущенным плечом и рукавом на манжете. Расцветка – горошек [4] , клетка [5] , полоска [6] , диагональ [7] . Иногда рубаху носили с жилетом [8] или с шейным платком [9] . Для тепла надевали вязаные фуфайки. Образец такого изделия запечатлен на крестьянине из заонежской деревни Лебещина (рис.1). Фуфайка вывязана чулочной вязкой, без воротника, с разрезом с левой стороны ворота как у косоворотки. Застежка на одну пуговицу [10] . Длинная прямого покроя вязаная фуфайка одета на девяностолетнем старике из деревни Данилово (рис.2) [11] . Ниже талии она обвязана широким несколько раз обведенным вокруг талии кушаком. В прохладную погоду крестьяне носили пиджаки: чаще всего двубортные с отложным воротником [12] или воротом – стойкой [13] . Воротник и полы пиджака были как правило отстрочены [14] . В холодную погоду одеждой представителей различных социальных слоев общества (крестьяне, священники, учителя) был однобортный кафтан [15] с воротом в виде шали [16] или стойки [17] , из темного домашней выделки сукна. Его разновидностью была кафтанушка – летняя льняная распашная одежда. На фотографии запечатлевшей семью рыбака из повенецкой деревни Рубцово, в такую кафтанушку облачен старик лет 60–ти (рис.3) [18] .
Во время сенокосных работ мужчины могли носить старую, поношенную одежду с заплатами [19] в период тяжелых работ, требовавших большой физической отдачи, могли работать распоясанными, что в крестьянском быту встречалось крайне редко. Во время работ в лесу обязательно одевали рукавицы [20] . Одежда представителей волостных властей выбранных из крестьян, ничем особенным, кроме нагрудных знаков, не отличалась. Волостной старшина, староста, сборщик податей и сотский из Толвуи одеты традиционно – в двубортные пиджаки, порты, войлочные шляпы (фото 4) [21] . Костюм волостного писаря из Толвуи состоит из полосатых штанов, рубахи, пиджака, шейного платка и сапог. [22] Лесной объездчик из Толгубы Петрозаводского уезда одет в суконный кафтан, на голове каракулевая шапка с суконным верхом, на груди – знак объездчика (рис.5) [23] .
Самым распространенным головным убором русских крестьян Повенецкого уезда и Заонежья был картуз [24] . Представители сельской интеллигенции носили летом соломенные и фетровые шляпы с полями и лентой вокруг тульи. Такая шляпа дополняет облик священника Койкеницкого погоста Повенецкого уезда (рис.6) [25] . Соломенную шляпу с полями мы видим на фотографии земского учителя Выгозерского училища (рис.7) [26] . Зимой и поздней осенью крестьяне предпочитали носить валяные шляпы различных фасонов (рис.8) или шапки типа ермолки [27] . Такая шапка одета на старике из деревни Данилово [28] . Прически крестьян однотипные – в скобку на прямой или косой пробор. Неотъемлемая деталь внешности – окладистая борода. [текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]
Мальчики на территории Заонежья и Повенецкого уезда, начиная с 5–6 лет, одевались как взрослые мужчины, причем рубашку могли носить с жилетом и шейным платком [29] . Расцветка портов могла быть различной: темной, светлой, полосатой [30] . Материал – холст домашней выработки. Самым популярным детским головным убором как и у взрослых был картуз [31] , на втором месте –войлочные валяные шляпы [32] . В качестве верхней одежды в холодное время года мальчики носили кафтаны [33] . На одной из фотографий кафтан на мальчике 7–8 лет сшит из светлого сукна, полы и отложной воротник обшиты темной тесьмой (фото 9) [34] . Одежда маленьких детей от полутора до четырех лет летом состояла из рубашки; портов и обуви они, как правило, не носили [35] . Такова фотография близнецов из деревни Шукты Повенецкого уезда: оба мальчика в рубашечках из набивного ситца в горошек и в цветочек. Длина рубашек чуть ниже колена (фото 10) [36] . Детям полутора–двух лет, самостоятельно не гулявшим на улице, на ноги в избе надевали шерстяные носки (см. рис. 3 и 9) [37] .
Женский повседневный костюм Заонежья и Повенецкого уезда состоял из рубахи, сарафана, передника и по своим составным элементам ничем не отличался от севернорусского костюма или костюма южной Карелии. Традиционная женская рубаха состояла из нижней части – станушки и верхней – рукавов. Рукава обычно были выполнены из ситца, станушка – из белого домашнего холста или пестряди [38] . Рукав – пышный до локтя, собран на манжете, у пожилых женщин часто длинный до запястья. Такие типы рубах зафиксированы М.Круковским на реке Выг в Повенецком уезде на крестьянках, занятых уборкой сена [39] . В рубашку с темным верхом и светлым низом одета крестьянка, сфотографированная Круковским в Челмужах за работой в хлеву [40] .
Сарафаны как правило шили из покупных материй: молодые крестьянки – из набивного ситца светлых тонов [41] , пожилые – из ситцев темной расцветки [42] . Сарафан, не зависимо от возраста, дополнялся ситцевым фартуком темной или светлой расцветки, иногда пестрядинного [43] . Низ фартука отстоял от подола сарафана на 15–20 см.
Пожилые крестьянки носили поверх сарафана кофты свободного покроя длиной чуть ниже талии. Такие кофты зафиксированы на четырех фотографиях [44] . В трех случаях они сшиты из материала темного цвета (возможно фланели), в одном из ткани с ромбическим узором.
В качестве женской повседневной обуви зафиксированы сапоги и коты – низкие туфли с резиновой вставкой сбоку [45] . Коты носились с шерстяными носками.[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]
Самым распространенным головным убором заонежских и повенецких крестьянок был платок, который носили на голове или на плечах [46] . Круковским зафиксировано несколько случаев ношения двух платков – одновременно и на голове и на плечах (рис.11). На плечах чаще всего носили шерстяные платки клетчатой расцветки. Иногда такой платок повязывали крест–накрест на груди, фиксируя свободные концы за спиной [47] . Если платок на плечах носили с сарафаном, концы его заправляли за грудину [48] . При одновременном ношении двух платков Круковским отмечены следующие цветовые сочетания: головной – светлый, наплечный – темный с белой цветочной каймой [49] , головной – темный, наплечный – клетчатый [50] . Носили заонежанки и популярные в ХIХ веке в России драдедамовые платки. Такой платок мы видим на фотографии, сделанной в Толвуе. Он наброшен на плечи крестьянки, приехавшей на церковное кладбище хоронить кого–то из близких [51] . Головные платки могли быть разных расцветок: светлые, темные, иногда с набивным рисунком по всему полю, иногда декорированные набивной каймой. На крестьянках из окрестностей Выга надеты платки с цветочной каймой [52] , на старухе из деревни Рубцово Повенецкого уезда – полосатый платок с клетчатой каймой (рис.12) [53] .
В конце ХIХ века молодые женщины не только по праздникам, но и по особым случаям, например на службу в церкви, на похороны одевали платья – парочки. Такой наряд, состоящий из приталенной, сшитой из светлого с редкими цветами кофточки, и короткой до колена с оборкой юбки из темного ситца с белым цветочным орнаментом мы видим на фотографии «Привоз покойника на погост в Толвуе» [54] .
О праздничном женском костюме мы можем судить по четырем фотографиям, сделанным М.Круковским в Толвуе, и двум, запечатлевшим праздничный костюм крестьянок из деревни Вожмасалма Повенецкого уезда.[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]
Заонежские фотографии представляют собой три портрета молодых девушек в полный рост (рис.13) [55] и семейный портрет богатого толвуйского крестьянина (рис.14) [56] . На снимках зафиксирован комплекс праздничного костюма с душегреей. В одном случае [57] костюм выглядит следующим образом: тонкая белая рубаха с пышным рукавом до локтя. Рукав завершается оборкой высотою приблизительно 30 см, отороченной широкой полосой машинного кружева. Ворот рубахи не виден, т.к. на плечи девушки наброшен большой светлый праздничный платок, заколотый жемчужной булавкой. Сверху на платок одето ожерелье из 30-ти жемчужных или бисерных нитей, скрепленных по центру замком в виде броши. Сарафан однотонный, возможно, шелковый, душегрея парчовая, в верхней части заколота брошью с жемчужными подвесками. На руках – браслеты. Один из них выполнен в виде цепи. Такие браслеты были распространены в Заонежье в конце ХIХ – начале ХХ вв. На голове – жемчужная сетка из пяти борков и корона. В ушах – серьги–бабочки. В косе – две темные ленты (возможно, красного цвета) и клетчатая.
Во втором случае (рис.13 – слева) [58] душегрея и сарафан сшиты из одного материала: затканного цветами штофа. Душегрея отделана позументом. Обшитые кружевом оборки пышных рукавов подвязаны лентами с бантами. Концы шелкового платка заправлены за душегрею крест – накрест. На платок одето ожерелье из жемчуга (бисера?), плетеного в виде сетки. В косе – две ленты: темная и клетчатая. На голове – поднизь с пятью борками и корона. Внутри короны одет венок из искусственных цветов и листьев. Точно такой же венок зафиксирован Круковским в комплексе праздничного костюма девушки из южнокарельского селения Суна [59] . Возможно, это принадлежность костюма невесты.
Кроме традиционного комплекса с душегреей Круковский зафиксировал на вышеозначенных фотографиях еще три варианта праздничного женского платья. Первый отличается от предыдущих отсутствием душегреи и менее богатым выбором тканей (рис.13 – справа) [60] . Сарафан (или юбка?) имеет модное декоративное украшение в виде нашитой по подолу накладной полосы из присборенной с двух сторон ткани. Фартук довольно короткий, сшит из материи в мелкий горошек. На плечи накинут шелковый платок с кистями, застегнутый на груди в трех местах декоративными булавками. На платок одето ожерелье из 20–ти нитей жемчуга (бисера?), в ушах – серьги лирообразной формы. На голове жемчужная (бисерная?) поднизь в сочетании с атласной лентой. На руках – браслеты в виде цепи с толстыми звеньями. Второй и третий варианты представляют собой платья – парочки. В одном случае [61] молодая женщина одета в костюм из шелковой ткани с бархатной темной отделкой (рис.14). Верхняя часть парочки дополнена белым кружевным накладным воротником, из–под которого выглядывает воротник–стойка. В другом случае [62] девушка лет 15-ти одета в парочку, состоящую из шелковой светлой юбки с накладной оборкой по низу и шелковую кофту с пелериной, отделанной кружевом (рис.14). Оба костюма несут на себе явное влияние городской моды рубежа веков.[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]
В платье – парочку одеты и крестьянки из д. Вожмасалма из окрестностей Выгозера [63] . На одной – юбка из темного шелка или тафты с двойной кружевной отделкой, нашитой примерно на 50 см выше края подола. На груди – нарядный платок, концы которого перекрещены и завязаны за спиной. Из – под платка видны пышные рукава белой рубахи с кружевной от локтя оборкой. На голове – платок, завязанный узлом под подбородком. Под платком в волосах видна лента. Фартук – короткий приблизительно на 10 см выше кружевной отделки подола сарафана. На другой молодой женщине – юбка из темного шелка или тафты, отделанная темным кружевом по боковым швам. Отступя 15 см от края юбка декорирована полосой светлого машинного кружева. Фартук тоже светлый – заложен четырьмя односторонними складками, сшит из того же материала, что и верхняя часть парочки, представляющая собой казачок с воротником–стойкой, застежкой на пуговицах и заложенной односторонними складками баской. Головной убор состоит из косынки темной тафты или шелка. Концы ее обведены вокруг головы, завязаны надо лбом и заколоты тремя брошками: двумя одинаковыми, выполненными в технике эмали и декорированными по краям сканью, и одной, выполненой в технике литья (возможно из дутого золота) (рис.15).
Значительный интерес представляют свидетельства Круковского о детском и девичьем костюме от 5–ти до 15–ти лет. Девочки от года до пяти лет носили одни рубашки [64] , с 6–ти до 15–ти взрослый вариант костюма с сарафаном или юбкой [65] . Одежда пятилетней девочки из повенецкой деревни Рубцово состоит из одной рубашки: рукава – ситцевые в горошек, низ выполнен из белого домашнего холста с узкой полосой вышивки по подолу (рис.9) [66] . Шестилетняя Фимка из деревни Шитики Петрозаводского уезда одета в рубаху и юбку [67] . Рукава рубахи из набивного ситца с манжетами, выполненными из материи другой расцветки. Ворот рубахи обшит бейкой из набивного холста домашней выделки. К рукавам снизу пришита полоса льняной полосатой ткани и белая холщовая станушка (рис.16). Юбка – из набивного домашнего холста с завязками, обведенными вокруг талии и завязанными спереди. На плечи накинут платок. Более распространенным вариантом повседневной одежды для девочек, начиная с 6–ти лет, была рубаха в сочетании с сарафаном и фартуком. Рубаха – традиционного покроя, разнообразных расцветок: чаще в горошек или однотонная темная (см. рис.9) [68] . Рукав повседневной рубахи пышный, до локтя, на манжете шириной – 4 см, нижняя часть – станушка из белого домотканого холста. Ворот довольно открытый, присборенный на бейке – иногда из материи другого цвета чем рукава [69] .
Сарафаны – традиционного покроя с застежкой впереди, края грудины обшиты бейкой темного цвета. Низ сарафана, отступя 10 см от края, декорирован оборкой или полосой однотонной ткани шириной 1,5–2 см [70] . Детские или подростковые сарафаны шились чаще всего из светлого набивного ситца, лишь в одном случае Круковский зафиксировал на девочке 12–13 лет сарафан темного цвета с белым набивным рисунком [71] . Фартуки на крестьянских девочках – в основном из ситца – темного или светлого с набивным рисунком [72] , довольно короткие (см. рис.11). В двувх случаях, отступя примерно 10–15 см от нижнего края передника нашито черное фабричное кружево, в одном – полоса светлой ткани (на темном фоне).[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]
Повседневным головным убором девочек от 5–ти до 15–ти лет был платок., хотя очень часто в будни девочки ходили простоволосыми. Расцветка платков разнообразная: светлые однотонные, светлые с широкой полосой по краю, клетчатые, темные с белым набивным рисунком [73] . Что касается обуви, то почти все девочки в летнее время в будни бегали босиком. Только в одном случае девочка 11–12 лет, занятая перемоткой ниток, была обута в сапоги [74] .
В качестве праздничного девичьего костюма Круковский зафиксировал платье–парочку. Такую парочку, сшитую из светлого ситца, мы видим на девушке 12–13 лет из села Челмужи [75] . Юбка с оборкой, нашитой, отступя от края подола на 10 см. Верхний край оборки акцентирован полосой темного материала. Кофта тоже светлая с пышными рукавами–буфами и воротом каре, застегивающимся на одну пуговицу.
Подводя итог всему вышесказанному следует отметить, что крестьянский костюм русских Повенецкого и Петрозаводского уездов Олонецкой губернии конца ХIХ века имеет много общего с севернорусским костюмом. Он сохраняет свою традиционную основу: у мужчин – порты, рубаха с поясом, кафтан и сапоги; у женщин – рубаха, сарафан, передник, головной убор. Одежда традиционно изготавливалась из холста или сукна домашней выработки, но в конце ХIХ века крестьяне начинают широко использовать покупные ткани вроде ситца, фабричного сукна, штофа, парчи, шелка, кисеи и т.д. Влияние городской моды сказывается и в появлении таких составных частей костюма как пиджаки, платья–парочки, картузы.
Детей до 5–6 лет обычно одевали одинаково: и мальчики и девочки носили рубахи без поясов, портов и других элементов взрослой одежды. С 6–7 лет детская одежда повторяет взрослую, расходится по половому признаку.
Интересно проследить манеру ношения женских платков: на плечах, с концами, перекрещенными на груди и завязанными за спиной; с концами, заправленными за грудину сарафана или душегреи; на голове, с концами, завязанными под подбородком. В праздничном девичьем головном уборе интересно отметить манеру ношения поднизи и короны с венком из искусственных цветов, зафиксированную Круковским помимо Толвуи (Заонежье) в костюме молодой девушки из южнокарельского села Суна.[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]
Коллекция фотоматериалов Круковского дает нам возможность представить костюм различных социальных групп населения (учителей, священников, представителей волостных властей). Причем различия эти, исключая облачение священнослужителей, состоят только в отдельных атрибутах вроде отличительных должностых знаков или формы головного убора (лесной объездчик).
Праздничный женский костюм Заонежья продолжает традиции русского традиционного костюма ХVII века и обнаруживает родство с праздничным костюмом Архангельской и Вологодской губерний. Он позволяет также отметить общность костюма различных этнических групп Карелии: в частности южных карел и русских Заонежья и Повенецкого уезда.
Особая ценность фотографических материалов Круковского состоит в их точной датировке – 1899 год. Это рубежная дата, позволяющая оценить изменения, произошедшие в крестьянском мужском и женском костюме во второй половине ХIХ века в связи с процессом промышленного развития России. Произошедшие изменения особенно сказались на облике крестьянского мужского костюма. Вследствие развития отходничества крестьянин активно вовлекается в процесс социальных и экономических преобразований, приобщается жизни большого города. Женщина – крестьянка социально менее активна чем мужчина, она продолжает оставаться хранительницей патриархальных семейных и бытовых традиций, поэтому женский костюм менее подвержен влиянию моды. Особенно бережно сохраняется праздничный костюм с душегреей и сарафаном. Новый вариант праздничной одежды в виде платья – парочки существует с традиционным костюмом параллельно, ни в чем не меняя его привычного облика.
Таковы самые общие наблюдения по поводу традиционного костюма Повенецкого и Петрозаводского уездов, сделанные на основе фотографий, входящих в состав «Этнографической экскурсии М.А.Круковского» 1899 года.
- [1] Российская Национальная библиотека. Отдел эстампов. Э АЛ ЭТН 63 // 3-К221/1; Э АЛ ЭТН 63 // 3-К222/2; Э АЛ ЭТН 63 // 3-К222/3 (Круковский М.А. Этнографическая экскурсия. Виды и типы Олонецкой губернии). В музее-заповеднике "Кижи" хранится часть коллекции М.Круковского: НВФ-13581 Дубль негативы: 2-6, 13-44; НВФ-13623/29-33.
- [2] 95\2; 96\2; 73\2; 7\3; 8\3; 9\3; 10\3; 11\3; 45\3; 57\3; 59\3; 60\3; 61\3. (Далее для удобства пользования разделы "Экскурсии" будут обозначаться арабскими цифрами 1, 2, 3. В числителе - раздел "Экскурсии", в знаменателе - № фотографии.
- [3] 60/2; 60а\2; 65/2; 66/2; 94\2; 95/2; 101/2; 102/2; 105а\2; 1а/3; 45/3; 46/3; 47/3; 48/3; 49/3; 50/3; 51/3; 52/3; 54/3; 56/3; 58/3; 62/3; 63/3; 64/3; 65/3; 65/3; 66/3; 67/3; 68/3; 69\3; 70/3; 71\3; 72а/3; 72б/3; 73\3.
- [4] 3/1; 3/58.
- [5] 3/46; 3/47; 3/49.
- [6] 3/58.
- [7] 3/8.
- [8] 3/1; 3/58.
- [9] 3/48; 3/49; 3/10.
- [10] 3/45.
- [11] 3/49.
- [12] 3/10.
- [13] 3/8.
- [14] 3/47; 3/50; 3/51.
- [15] 1/95; 2/73; 3/46; 3/53; 3/54.
- [16] 3/53; 3/54.
- [17] 3/46.
- [18] 3/58.
- [19] 2/101; 2/102.
- [20] 3/49.
- [21] 3/3;3/11.
- [22] 3/10.
- [23] 3/9.
- [24] 2/102; 3/7; 3/11.
- [25] 3/53; 3/54.
- [26] 3/56.
- [27] 2/40а; 3/49.
- [28] 3/49.
- [29] 3/69; 3/72 а, б; 2/95.
- [30] 2/102; 3/69; 2/95.
- [31] 2/102; 3/72 б; 3/81.
- [32] 2/69; 3/72 б; 3/81.
- [33] 2/69; 3\72 б.
- [34] 2/69.
- [35] 3/69; 3/70; 3/72; 3/84 а.
- [36] 3/70.
- [37] 3/69
- [38] 2/101; 2/102.
- [39] 2/101; 2/102.
- [40] 2/94.
- [41] 2/101; 2/102; 2/58; 1/96; 1/90.
- [42] 2/101; 2/102; 2/58.
- [43] 2/66.
- [44] 1/95; 1/96; 2/66; 3/58.
- [45] 2/94.
- [46] 1/95; 2/66; 2/94; 2/58; 2/101;2/102; 3/62; 3/96.
- [47] 2/66.
- [48] 2/94.
- [49] 2/101; 2/102.
- [50] 1/95; 2/66.
- [51] 1/95.
- [52] 2/101; 2/102.
- [53] 3/62.
- [54] 1/95.
- [55] 3/59; 3/60; 3/61.
- [56] 3/57.
- [57] 3/59.
- [58] 3/60.
- [59] См. Трифонова Л.В. Традиционный костюм южной Карелии конца ХIХ века, по материалам "Этнографической экскурсии М.А.Круковского" // Кижский вестник. Петрозаводск, 2001. №6. С.66-69.
- [60] 3/61.
- [61] 3/57.
- [62] 3/57.
- [63] 3\65; 3/66.
- [64] 3/84 - а; 3/69.
- [65] 3/58; 3/63; 3/67; 3\69; 3\72 а; 3\84 а.
- [66] 3/69.
- [67] 3/67.
- [68] 3/69; 3/72 а.
- [69] 3/72 а.
- [70] 3/63; 3/72 а.
- [71] 3/63.
- [72] 3/63; 3/69; 3/84; 3/72 а.
- [73] 3/63; 3/69.
- [74] 3/84 б.
- [75] 3/63.
Текст может отличаться от опубликованного в печатном издании, что обусловлено особенностями подготовки текстов для интернет-сайта.