Логинов К.К. (г.Петрозаводск)
Русский народный календарь Заонежья
@kizhi
Народный календарь русских отличен как от православного церковного календаря, так и от официального гражданского календаря, хотя, безусловно, построен он на основе «численников» этих двух календарей. Однако к числам календаря приурочиваются не только установления Церкви и государства, но и народные приметы, поверья, поговорки и т.д. Поскольку разные группы русских проживают в разных географических, а часто и в разных климатических условиях, соседствуют с различными группами инородного населения, каждая группы русских имеет свой особый народный календарь, отличный в чем–то от календаря других русских. Народный календарь заонежан, в этом смысле, тоже не является исключением. Это, безусловно, календарь северно–русский, со своими специфически (региональными и чисто локальными) особенностями [1] . Лето по народному календарю заонежан длится всего 25 дней (с Иванова дня до Ильина дня: 7.07–2.08 по новому стилю), зима охватывает период от Покрова (14.10 по н.ст.) до Егория весеннего (5.05 по н.ст.). В этом календаре присутствуют дни не только местночтимых святых (Корнилия Палеостровского и Ионы Клименецкого), но и особый языческий праздник Радкольского воскресенья – последнего воскресенья перед днем Иоанна Крестителя. В заонежском календаре имеются свои, чисто заонежские сроки начала и окончания сельскохозяйственных работ, промысла того или иного зверя или вида рыбы и т.д. и т.п. Весьма специфичны также и сроки проведения молодежных гаданий [2] . Народный календарь русских Заонежья впервые публикуется с высокой степенью подробности. В основном, календарь составлен по материалам, полученным автор в ходе своих экспедиционных поездок по Заонежью, которые хранятся в архиве КарНЦ РАН [3] . Также при создании народного календаря Заонежья автор использовал работы других авторов о русском народном календаре [4] , сведения о народном календаре Заонежья заонежского крестьянина П.Коренного [5] , свои работы по традиционно–бытовой культуре и семейной обрядности русских Заонежья.
Мы решили составить этот календарь, начав отсчитывать в нем даты со дня Спиридона поворота (24.12 по н.ст.), а не Старого или Нового года, Во–первых, это отражает связь народного календаря заонежан с астрономическим годовым циклом, во–вторых, – это позволяет сохранить как единое целое цикл зимних святочных гаданий Заонежья. Приурочивание начала народного календаря Заонежья к началу крестьянской осени, зимы, весны или лета с неизбежностью бы привело к разрыву описания хозяйственной деятельности заонежан, а к зимним святкам такая деятельность как раз и затихала. Там, где отмечены местные особенности отмечать день или праздник, которые локализовалась в пределах конкретной деревни или местности в тексте статьи делается соответствующая ссылка.
Название дня или праздника | Название периода, обычай, примета, запрет или предписание на период или дату календаря | Новый стиль / старый стиль |
---|---|---|
Спридон — солнцеворот | Поговорка: Со Спиридона солнце на лето, зима на мороз. Обычай: В Шуньге с утра из правого гречей закармливали кур, чтобы быстрей нестись начали. | 25.12 / 12.12 |
«Кривые святки» | Со дня Спиридона начинаются и в навечерие Рождества Христова кончаются «Кривые святки» заонежан. В «Кривые святки» ходят ряжеными, гадают без воды (по теням, с хлебом и т.д.). Приметы: Если в «Кривые Святки» солнце часто светит, много репы на палах уродится; если снегу много нападет — всем «вершкам» и «корешкам» урожай будет. Если солнце часто светит, лето сухим будет и солнечным, если мало светит, быть лету дождливому и непогодливому | 24.12-6.01 / 12.12-25.12 |
Агей — иней сей | Примета: Если снег к заборам вплотную намело, год неурожайным будет. Если меж сугробом и забором канавки видно, быть году урожайным. | 29.12/ 16.12 |
Григорий,Новый год, память Илье Муромцу | Нынче обязательное праздничное застолье с елкой. С 1.01 по 6.01 н.ст. на Руси было запрещено делать гнутые работы (бочки, подойники и др.), а то домашнему скоту не разродиться будет. | 1.01 / 19.12 |
Данил | Начало предпразднества Рождества Христова | 2.01 / 20.12 |
Предпразднество Рождества Христова | С Данила до навечерия Рождества Христова продолжается предпразднество Рождества Христова. Крестьяне постятся, как в Великий пост. | 2.01-6.12 / 20.12-24.12 |
Канун (навечерие) Рождества Христова — двунадесятый праздник; Рождественский сочельник | Конец «кривых святок» (25.12 — 6.01), конец Филипповского (Рождественского) поста (28.11—6.01). Обычаи: С утра нитки в тугие клубки мотали, чтобы кочаны были тугие. Кур до темна не кормят, чтобы летом в огороде не порхали. До первой звезды не ели. Вечером: гадали об урожае с ложкой каши. За праздничной трапезой начинают есть с постной кутьи, но переходят к скоромной пище. Поесть надо досыта. Приметы: Ночь звездная — к богатому приплоду скота и обилию ягод в лесах. | 6.01 / 24.12 |
«Прямые святки» | На «прямые святки» не работали, только отдыхали. Все родные съезжались под родной кров. Гадали, в том числе с водой. По средам и пятницам в святки поста нет. Примета: Святки светлые — коровы молочные, Святки темные (ночи темные) — куры ноские будут. В Шуньгсклй и Великогубской волостях в «Прямые Святки» цыплят в хомут протаскивали. | 7.01-19.01 / 25.12-6.01 |
Богоявленская или Крещенская ярмарка | В Шуньге Богоявленская или Крещенская («Конская») ярмарка, торговали рабочими, выездными и беговыми лошадьми. Беговых лошадей на ярмарку пригоняли из Финляндии | 7.01-18.01 / 25.12-5.01 |
Рождество Христово (Иисуса Христа) — двунадесятый праздник | Начало «Прямых Святок» в Заонежье и ярмарки в Шуньге. Обычаи: Утром девушки гадали с первым блином или первый блин отдавали девочке, чтоб корова телилась телочкой. Связывали ножки стола веревкой, чтобы скот не убегал летом в лес. Завтрак начинался со скоромной каши. Вставали очень рано, чтобы раньше завершить летние работы. Приметы: Много звезд ночью — много гороха и грибов летом, иней — к богатым хлебам, сугробы высокие — копны хлеба богатые, много «урбуши» на осине — рожь уродится. Празднества Рождества Христова продолжаются шесть дней. Поститься по средам и пятницам в этот период не положено в честь праздника Рождества Христова. С рождества до апреля зимний лов нерестящегося налима. | 7.01/ 25.12 |
Второй и третий дни святок | Обычай: Старики и нищие по домам «славили «Христа» за выпечку и другое подаянье. | 8-9.01/ 26-27.12 |
Анисья-желудочница | Обычай: По домам варили рубец коровий или овечий, какой остался. | 12.01/. 30.12 |
Старый Новый год или Васильевский вечер (Щедрый вечер), день Василия Кесаретского | Обычаи: Молодежная общая трапеза вечером в беседной избе, апогей молодежных гаданий; хозяева молились Василию уродить закрома полные жита. Приметы: Ночь вызвездится — к урожаю ягод летом. Весело день проведешь — весь год за работой скучать не будешь. | 13.01/ 31.12 |
Обрезание Господне или Василий Великий — Великий праздник | Посещали церковь, если близко. | 14.01/ 1.01 |
Сильвестер (Куриный день) | Обычаи: Окуривали кур дымом можжевельника, к куриному насесту подвешивали горлышко от бутылки против кикиморы. | 15.01/ 2.01 |
Навечерие (канун) Богоявления или Крещения | Обычаи: Весь день (от звезды до звезды) жесткий пост — днем нельзя употреблять даже хлеб и воду. Вечером постная трапеза. Время самого верного гадания о суженом по воде. Накануне Крещения у колодцев выкладывали «кресты» из поленьев против «нечистой» силы и «от молнии», рисовали кресты на окнах и дверях. Приметы: Если днем пасмурно и снежно — к обильному урожаю хлебов. Если небо чистое — будет много гороху. Яркие звезды — к хорошему приплоду белых овец, звезд не видно — грибной год будет, а овцы уродятся серыми. На ночь выставляли в чашках хлеб ржаной, ячменный и овсяной, а утром осматривали: на который из них иней сядет, того и уродится больше. | 18.01/ 5.01 |
Крещение (Богоявление) Господне — двунадесятый праздник. В народе именовался «водокрещями». | Днем старики и дети «славят Христа». Молодежь и взрослые ходят на «водокрещи», «хухляков», ходивших ряжеными на святки, купают в проруби — «ерддани». Приметы: По поверью перед заутреней небо открывается: о чем Богу помолишься, то и сбудется. На Крещение день теплый — хлеб будет густой. О том же говорит туман над прорубью, снег крупными хлопьями. День ясный, морозный — к засушливому и неурожайному году. Собаки много лают — обещают удачу охотнику (много дичи в лесу). Богоявленская (конская) ярмарка в Шуньге завершалась конскими бегами на льду. На Крещение и всю последующую неделю нет поста по средам и пятницам. С Крещения все отходники разъезжались по городам, в деревне возобновлялись привычные зимние работы. Примета: Если полнолуние приходилось на Крещение, то следующий период календаря, «свадебница», бывал длинным, ели на Рождество, то коротким. | 19.01/ 6.01 |
«Свадебница» | Время самого активного сватанья невест и справления зимних свадеб. При ранней Пасхе «свадебница» бывала короткой (но не короче, чем с 20.01по 07.02), а при поздней Пасхе — длинной (но не длиннее, чем с 20.01 по 13.03 по н.ст.). Самый короткий срок «свадебницы» бывал раз 532 года — с 20.01 по 7.02 по н.ст. В такой год уже с 23.01начиналась первая из трех подготовительных недель к Великому посту — «общая». Великий пост не мог начаться раньше 15.02 и позже 21.03 по н.ст. В межговенье невест выбирали и сватали, на «мясной» неделе играли свадьбы, а на «пестрой» неделе ездили в «отгостки» к родным невесты. | От 2-го дня с Крещения до начала масляной недели |
Межговенье | В межговенье невест выбирали и сватали, жених и невеста ездили по родственникам, приглашая их на свадьбу. Жених и невеста посещали девичник, женихову вечеринку | От 20.01 / 9.01 до «мясной» недели |
«Молодое время» | Период «молодого времени» целиком включал в себя целиком время «межговенья» и «свадебницы», а также «масляную» неделю со всеми ее обрядами для молодежи и новобрачных. | 20.01/ 9.01 до конца масленицы |
Иван-день | Первый день «межговенья». | 20.01/ 7.01 |
Емельяны | На Емельяна бывают метели («Мели Емеля, твоя неделя»). Метели к хорошему укосу трав летом. | 21.01/ 8.01 |
Григорий | Примета: Иней на стогах сена — берегись сырого лета. | 23.01/10.01 |
Федосей | Примета: Тепло на Федосья к ранней весне, морозно — к позднему севу. | 24.01/11.01 |
Савва, Татьяна зимняя | Поговорка: «На Савву и Варвар не савь и не варварь». Запрет на все работы в этот день. Примета: Снегопад к гнилому лету, а солнце — к ранней весне. Какова погода на Татьяну, такой до конца зимы простоит. | 25.01/ 12.01 |
Адамов день | Пост по средам и пятницам возобновляется до начала «общей» недели. | 27.01/14.01 |
Петр Полукорм | Проверяли запасы корма для домашних животных, нет ли перерасхода. | 29.01/16.01 |
Афанасий-ломонос и Кирилл | Поговорка: «Афанасий да Кирилло своротят ряло» (о морозах). Примета: Афанасьевские морозы придут, если рождественские и крещенские помилуют. | 31.01/ 18.01 |
Макарий зимний | Примета: Ясная погода — к ранней весне, пасмурная — к поздней. С зимнего Макария и до Мануйла (30.06 по н.ст.) случают лошадей с жеребцами. | 1.02/ 19.01 |
«Тресвятска» (на Руси — Ефимий) | На «Тресвятску» пекут 40 блинов и сканцев, отдыхают за троих. Примета: Если в полдень солнечно, то весна будет ранней, а если метельно, то Масляная неделя (последняя перед Великим постом) будет метельной. | 2.02/ 20.01 |
Тимофей полузимник | Примета: Чем сильнее морозы, тем весна ближе. Снегу много — хлеба уродятся. | 4.02/ 22.01 |
Аксинья полухлебница | Поговорка: «По Аксинье и весна и цены на хлеб» (если низкие, то низкими и останутся). | 6.02/ 24.01 |
Ефрем | Примета: Сильный ветер к гнилому лету, сырой осени. Обычай: День, в который «мирятся» с домовым, если жизнь в доме пошла кубарем: ставят угощения в восточный угол избы. | 10.02/ 28.01 |
Трифон | Из всех возможных самая ранняя дата Прощенного воскресенья (последнего дня перед Великим постом). Примета: Небо звездно — к поздней весне. | 14.02/ 1.02 |
Сретенье — двунадесятый праздник | Поговорки: «Зима с весной встретилась», «Если будет снежок, то весной дожжок» (злаки и травы быстро в рост пойдут). Примета: Метель к плохому сенокосу. | 15.02/ 2.02 |
Подвижные праздники (предшествующие Великому посту, праздники Великого поста, Пасхальной недели и периода после Пасхи)
Название дня или праздника | Название периода, обычай, примета, запрет или предписание на период или дату календаря | Новый стиль / старый стиль |
---|---|---|
Подготовительные недели, предшествующие Великому посту | Подготовка к Великому посту и празднованию Пасхи начиналась за 10 недель до Пасхи и за 3недели до начала Великого поста. | За 3недели до Великого поста |
«Общая», «сплошная» или «мясная» неделя | Всю неделю, включая среду и пятницу нет запрета на мясную и молочную пищу. Обычай: В эту неделю игралось в деревнях 90% всех ежегодных свадеб. | 10-я неделя до Пасхи |
«Мясопустная» или «пестрая» неделя | С нее вводится запрет употреблять по средам и пятницам мясную пищу. Новобрачным устраивались «хлебины» и «отворотный стол». | 9-я неделя до Пасхи |
Мясопустная родительская суббота | Обычай: Посещают кладбище, церковь. Примета: Если новый месяц зародится, то в августе к севу поспеет «новая» рожь. | Суббота мясопустной недели |
«Сыропустная» или Масляная неделя (масленица или «зятница») | С нее вводится запрет употреблять молочную пищу и масло по средам и пятницам. | 8-я неделя до Пасхи |
Малая масленица (На Руси «встреча», «поклон») | Первый день крестьянской Масленицы. В Заонежье дети начинают кататься с горы на санках. Блин, испеченный первым, прятали за иконы на весь год. В богатых домах начинали лакомиться блинами. | понедельник |
На Руси «заигрыши» | В Заонежье парни и девушки на беседах гадали о судьбе и суженых. | вторник |
На Руси «лакомка» | В Заонежье пекли с вечера оладьи и блины, зазывали соседей в гости. | среда |
На Руси «широкая масленица» или «горы» | Заонежане объедались блинами у себя в доме и ходили по домам соседей. Новобрачных катали по деревне на лошадях. Молодежь гадала на беседах, каталась с гор на санях без оглоблей. | четверг |
На Руси «зятев день», в Заонежье — «зятьница» | В Заонежье новобрачные приезжали зятя к теще праздновать масленицу. Теща угощала зятя обрядовой яичницей, блинами и водкой. Зять тещу на масленицу обязательно навещал первые 3года после свадьбы. | пятница |
Вселенская родительская суббота | В Заонежье молодой зять догуливал праздник и уезжал домой. Народ поминал предков блинами на кладбище. | суббота |
Прощеное воскресенье | Мирились с домашними и ходили по домам просить прощения за обиды у соседей. Вечером топили в проруби пищу, недоеденную с Масленицы. | воскресенье |
Великий пост | С Прощенного воскресенья начинается и 7-8 недель длится Великий пост. Субботы 2-й, 3-й и 4-й недель считаются родительскими, связанными с поминовением умерших. Во все этого поста, исключая особые праздники, запрещено есть мясную и молочную пищу, яйца. Постное масло дозволено употреблять лишь по субботам и воскресеньям. Весь пост в Заонежье ткали холсты, щипали лучины. Старухи проводили свои «старушечьи» беседы, молодежные беседы были запрещены, разрешались только девичьи «посидки». | За 7-8 недель до Пасхи |
Первая или«Сборная» неделя | Всю неделю в Шуньге шла «Сборная» ярмарка. | 7-я неделя до Пасхи |
«Чистый» понедельник | В ночь с «Прощенного» воскресенья на понедельник, до восхода солнца хозяйки съезжали, стоя в санях, с длинных покатых гор «на длинный лен». Днем истово постились до первой звезды, вечером питались только хлебом и водой. Обязательно мылись в банях «от грехов». | Понедельник 7-й недели до Пасхи |
Вторая неделя или неделя «Торжества праведников» | Завершалась послесвадебная «порядня», связанная с освобождением молодоженов от хозяйственных работ. | 6-я неделя до Пасхи |
Второе воскресенье Великого поста | Начиналась «Съездная» ярмарка в Сенной Губе, длившаяся неделю. Обычай: Девушки дарили парням ложки, те отдаривали им на Пасху крашеными яйцами. | воскресенье |
Третья или «Крестопоклонная» неделя | Молодую жену отпускали погостить на 3—7 дней к родителям. | 5-я неделя до Пасхи |
«Средокрестная» неделя. Четвертая неделя Великого поста | Обычаи: Крестники навещали крестных родителей с пирожком — «крестовушкой». Девушки гадали слушанием на перекрестках («средикрестьях») дорог о замужестве. | 4-я неделя до Пасхи |
Пятая неделя Великого поста или «Похвальная» | Продолжалось смирение духа и тела постом и усиленными молитвами | 3-я неделя до Пасхи |
Шестая неделя поста или «Вербница» | Продолжалось смирение духа и тела постом и усиленными молитвами | 2-я неделя до Пасхи |
Лазарева суббота | Разрешено есть рыбу и растительное масло, как и в вербное воскресенье. Посещение могил родственников. | Суббота 2-й недели до Пасхи |
Седьмая неделя великого Поста. «Великая», «Страстная» или «Пречистая» седьмица | Подмечали в лесу места для заготовок «рогаток» (мутовок), деревянных частей рыболовных снарядов, лапника для печного помела прибирались в доме, готовясь встретить Пасху. | Последняя неделя перед Пасхой |
«Вербное» воскресенье или вход Господен в Иерусалим — двунадесятый праздник | Начало последней «страстной» или «пречистой»! недели Великого поста. С утра святили вербы в церквях и часовнях, хлестали ими курочек, детей с приговорами. Неиспользованные вербы ставили за иконы. Примета: Какова погода на Вербное воскресенье (холодная, теплая, пасмурная, ясная, тихая, ветреная и т.д.), такой она и летом будет. | Последнее воскресенье, предшествующее Пасхе |
«Страстной» или «Пречистый» понедельник | Истово верующие ели только с наступлением темноты. | Понедельник |
«Страстной» или «Пречистый» вторник | Примета: Сны бывают вещими | Вторник |
«Страстная» или «Пречистая» среда | В память о предательстве Иудою Христа постились даже путники и труженики. Кончался период, отведенный для церковного покаяния. | Среда |
Великий четверг | Обычаи: В Заонежье исполнялся комплекс обрядов по «обновлению счастья» — до восхода солнца делали мутовки («рогатки»), заменяли старое помело на новое, сбивали метану на масло, «искали гнездо» в печи, заготовляли жертвы для водяного, пекли жертвенные пирожки — «четвертушки» на выпуск скота, пересчитывали наличные деньги, перебирали лучшие наряды и т.д. Приметы: Если на Великий четверг мороз, то еще 40заморозков будет (мороз на Егория вешнего (6.05) 20 заморозков снимает). Если дождь — весна мокрой будет. Тихая погода — к урожаю ягод. На церковной службе или самостоятельно в часовне святили «четверговую» соль для обрядов со скотом и для жертвоприношений водяному. В Толвуйской области совершали обряд протаскивания цыплят в воротца из ножниц для стрижки овец. Иногда рисовали кресты на дверях и окнах от пожара. По поверьям, в Великий четверг бывает «Пасха мертвых»: с темнотой они якобы собираются неслышимым нам звоном с кладбищ в церковь, а умерший последним поп служит всенощную для них. С рассветом покойники якобы снова ложатся в могилы. | Четверг |
«Страстная» или «Пречитсая» пятница | Строгий пост до первой звезды на воде и хлебе. В Страстную пятницу, на Пасху и в Благовещенье (7.04 по н.ст.) скот кормили только поздно ночью, а пищу для людей готовили накануне. В память о распятии в пятницу Христа постились все, кто на это способен. | Пятница |
«Страстная» или «Пречистая» суббота | Такой же строгий пост на воде и хлебе, а днем вообще не ели. Девушки мыли избы «большим мытьем» у себя и у богатых соседей. Красили яйца. Примета: если в дом в эту субботу заходила первой женщина, дочке замуж в тот год выходить. | Суббота |
Празднование Пасхи | Все дни недели, включая среду и пятницу нет запрета на скоромную пищу. В воскресенье, понедельник и вторник запрет на все виды работ, кроме топки разогревания пищи, дойки коров и задавания корма скоту. За нарушение запретов на работу, как считалось, случались напасти на скотину и болезни на людей | Пасхальная неделя |
Пасха, Светлое Христово Воскресение. Праздник праздников, 1-й день празднования Пасхи | Празднуется всегда в воскресенье после первого полнолуния после дня весеннего равноденствия, которое должно следовать непременно за еврейской пасхой (праздником «песах»). Последнее условие заставляет часто переносить празднование православной Пасхи с первого воскресенья на второе воскресенье после первого полнолуния, наступающего за днем солнечного равноденствия. Самая ранняя Пасха православных — 4.04, самая поздняя — 8.05. Отстояв всенощную, люди отсыпались, а с утра разговлялись крашеным пасхальным яйцом, «пасхой», куличем, шли кресным ходом по соседним деревням. Принимали гостей у себя в доме. Особо нарядно в этот день одевали девочек. Пойло скоту не запаривали бучильным камнем, «чтобы летом не было грома и молний». | Воскресенье |
2-й день празднования Пасхи | «Христосовались» с утра крашеными яйцами с предками на кладбище, в хлеву — с дворовым и в сенях — с домовым. В Толвуе проводились ярмарка и конские бега. Особо нарядно в этот день одевались молодушки и женщины. Молодежь ночью гуляла по кладбищам. | понедельник |
3-й день празднования Пасхи | В Заонежье догуливают праздник. Особо наряжались старухи. Молодежь проводила предпоследнюю в году беседу, исполняла самые страшные гадания о «суженом» в заброшенных домах. | вторник |
4-й день празднования Пасхи | День, дозволенный для работы на пасхальной неделе. | среда |
5-й день празднования Пасхи | Рабочий день пасхальной недели, но вечером устраивалась последняя в году «зимняя» беседа молодежи с гаданиями о судьбе и суженом по тарелочке и «Евангелию», а в полночь — гадания в пустующем доме. | четверг |
6-й день празднования Пасхи | Рабочий день пасхальной недели. | пятница |
7-й день празднования Пасхи | Посещение кладбищ и поминовения. | суббота |
Антипасха или Фомино Воскресенье | Начало 2-й недели по Пасхе. До Вознесенья еще 5недель, до Троицы — 6 недель, до дня Всех Святых — 49 дней (от Пасхи — 56 дней). | воскресенье |
Понедельник Фоминой недели | Последний день, отмечаемый службой в церкви в честь дня Пасхи. | понедельник |
Радоница, 9-й день по Пасхе | Великий поминальный день. Всеобщее посещение могил предков. | вторник |
10-й день по Пасхе | Возобновлялись еженедельные посты по средам и пятницам, но рыбу и растительное масло в эти дни пока дозволялись употреблять в пищу. | среда |
Праздник Преполовения | Середина срока между Пасхой и Троицей. | 25-й день по Пасхе |
Вознесение, двунадесятый праздник, | Самая ранняя из возможных дат — 13.05, самая поздняя — 16.06. Всегда четверг. Праздничный стол скоромный. Вознесеньем завершалось 40—дневное празднование Пасхи. | 40-й день по Пасхе |
Семик | Всегда последний четверг перед троицей. Обычаи: в Заонежье из лесу приносят зеленые ветки и деревца для украшения домов на Троицу. На кладбища в Семик ходили редко. | 47-й день по Пасхе |
Троицкая родительская суббота | В Заонежье крупный поминальный праздник. Уходя с кладбища, калитку на кладбищенской ограде не запирали, чтобы души умерших домой вернулись. | 49-й день по Пасхе |
Святая Троица или Пятидесятница, двунадесятый праздник | Самая ранняя из возможных дат — 23.05, самая поздняя — 26.06. Всегда воскресенье. В Заонежье на Троицу ходили по завету к священной скале на Красную Щельгу, чтобы исцелиться. С Троицы покойников крашеными яйцами не поминали. Троицкая неделя являлась «сплошной» — в среду и пятницу поста не соблюдали. | 50-й день по Пасхе |
Духов день | Всегда понедельник. Поверье: «В Духов день Боженька горячий камень в Онего опускает» — начало купаниям в реках и озерах. Примета: Каковы ветры на Духов день, такими и до Ильи (2.08) будут. | 51-й день по Пасхе |
Петров пост | При самой ранней Пасхе начинается 30.05и длится 6недель, а при самой поздней Пасхе начинается 3.07и длится 1неделю и 1день. Заканчивается петровский пост 11.07, накануне дня Петра и Павла, т.е.срок поста отсчитывается в обратную сторону от кануна Петрова дня. Самый голодный пост. О нем говорят: «Петровка-голодовка». | |
День Всех Святых | Начало Апостольского петровского поста. Во все дни недели запрещается употребление скоромной пищи, а по понедельникам, средам и пятницам — растительного масла и рыбы. | 57-й день по Пасхе |
Общие обычаи и приметы апреля | В апреле продолжаются массовые отелы коров и обряды принятия телят, готовят «молозивну» запеканку. Приметы: Если журавли прилетят на талую землю, сев ранним будет. Если у щук, нерестящихся в промоинах у берега, печень к голове толще — лучше овес сеять рано, а если к хвосту — то позже. Как только ветер-«хвоедер» задует, старые иглы с сосны сдует, пришла пора землю пахать. | Апрель по н.ст. |
Прохор Влас | Поговорки: «Прохор да Влас, никак весна у нас» (ироничное, т.к.обычно бывают власьевские морозы); «У Власья и борода в масле». Пекли блины на масле. Влас (в язычестве — Велес) — покровитель домашнего скота. С Власа в Заонежье начинались отелы коров. | 24.02/11.02 |
Онисим | Обычай: Овцы именинницы. Пойло надо получше сдобрить мукой и хлебом. | 28.02/15.02 |
Касьян Немилостивый | Бывает раз в 4года. Несчастливый для любого начинания. Раз в 532года — он начинает (при максимально поздней Пасхе) «общую неделю» (см. ниже). | 29.02/16.02 |
Общие обычаи и приметы марта месяца | За неделю до Евдокии и неделю после нее купцы-посредники ездили по деревням, скупая дичь и меха от зимнего охотничьего промысла. В снежный год охота на лосей на лыжах по глубокому снегу в первой половине месяца. Гуртовщики ездили по деревням Заонежья, скупая дичь и меха у местных охотников. Примета: Если в марте дятел сильно сушняк долбит — весна будет ранней. Если в марте на пригорках наплывы льда будут — жито уродится, а если «урбуши» на ольхе много, то хорошо овес уродится. Обычаи: С середины марта не ложились спать днем и на заход солнца. Ели лук, чтобы победить весеннее бессилие («веснуху»). Примета: Если в марте дятел сильно сушняк долбит — весна будет ранней. Если в марте на пригорках наплывы льда будут — жито уродится, а если «урбуши» на ольхе много, то хорошо овес уродится. | Март по н. ст. |
Иоанн Златоуст | Суеверие: На третий день (вариант — три дня) после Иоанна Златоуста нельзя ничего мыть и стирать. | 9.03/24.02 |
Василий Капельник | Примета: Ели на Василия с крыш капает, то на Алексея человека божьего (30.03) первые ручьи побегут по дорогам. С Василия в медведе треть былой силы остается, начинали охоты «на берлоге». На промоинах в реках при ранней весне первый раз мерды ставили. Начинали вывозку бревен к рекам для весеннего сплава. | 13.03/28.02 |
Евдокия-плющиха | Обычай: Начинались охоты на лосей гоном по насту. Ср. поговорку: «На Плющиху снег в наст плющится». Охотники за оленем уходили к Кривому Поясу в Архангельской губернии. Приметы: Солнце на Плющиху — к урожаям огурцов и рыжиков, снег — к хлебородному году. По Евдокии судят о лете: если ветер с юга — ждут лета теплого и дождливого, с севера — холодного. | 14.03/1.03 |
Федот | Примета: Плохо, если метель — долго трава не вырастет, скотина оголодает. | 15.03/2.03 |
Канон | На юге России он «Огородник», там огороды копают, а в Заонежье еще снег. Примета: Если день солнечный, летом градобитья не будет. | 18.03/5.03 |
Сорок мучеников Севастийских | Обычай: Печь 40блинов—сканцев, чтобы беды не было. Если стоял Великий пост, он смягчался в отношении употребления растительного масла. | 22.03/9.03 |
Терентий | Начало неводного лова подо льдом снетка на ямах. Примета: Каков Терентий, таково и лето. | 26.03/13.03 |
Алексеев день | Ярмарка в Великой Губе. Примета: Если день ясный — рожь хорошей уродится, если пасмурный — с «метлой» будет. День ясный — весна ранней будет. | 30.03/17.03 |
Кирилл — дери полоз | Начало весенней распутицы. В Поморье больше не отъезжали, из Питера начинали возвращаться в Заонежье, заканчивая извоз. | 31.03/18.03 |
Дарья | Обычай: Начинали белить холсты на снегу. Примета: Какова погода на Дарью, такой она будет и на Леонтия (1.07по н. ст.). | 1.04/19.03 |
Сергий Радонежский | С Сергия начинали щук ловить на жерлицы подо льдом. | 2.04/20.03 |
Василий теплый | Примета: Если солнце в кругах встает, год урожайным будет. | 4.04/22.03 |
Первая пятница Петровского поста | Примета: Какова погода в эту пятницу, таковой она и до Ильина дня будет. | 62-й день по Пасхе |
Благовещенье — двунадесятый праздник | На Благовещение, если оно приходилось на Великий пост, дозволялась рыба и растительное масло. В Шуньге (7-14.04 по н.ст.) Благовещенская ярмарка с распродажей кухонной утвари. Поговорка: «Птичка гнездышка не вьет, девица косу не плетет». Обычаи: День запретный не только для работ, но и для приготовления пищи. Готовят накануне. Приметы: Сколько снега на крыше лежит на Благовещенье, столько снега будет на земле на Егория (весеннего). Какая погода на Благовещенье, такая и на Пасху. Солнце яркое — летом грозы будут. Ночь теплая — весна дружной будет. Мокрый день — к грибному лету, морозный — к урожаю огурцов и груздей. Если ветер с севера, то лето будет холодным и сиверик частым летом будет. С Благовещенья на юге России начинается нерет щуки, а в Заонежье продолжается подледный лов ее на жерлицы. | 7.04/25.03 |
Матрена | Нерест щуки в южной России, а в Заонежье вскрываются лишь ручьи и речки на быстром течении и в устьях рек, где рыбаки начинают ставить мерды. | 9.04/27.03 |
Степан | Обычно прилетают первые грачи. | 10.04/28.03 |
Мария | Начинается активное таяние снега, набухают и вскрываются быстрые ручьи. Обычай: Заносили в дом озимый дерн, проверяли всхожесть семян. На Марию обычно прилетают первые скворцы. | 14.04/1.04 |
Федул | Риход весеннего тепла. Поговорка: «Пришел Ведул, тепляк подул». С Федула начинают и до Бориса и Глеба бьют на току глухарей. | 18.04/5.04 |
Евтихий | Если ветер тихий — к раннему урожаю на овощи. | 19.04/6.04 |
Акулина | Примета: Дождь в этот день к урожаю на калину и малину. | 20.04/7.04 |
Родион-ледолом | Вскрываются нижние течения рек. В Онего ставят под лед сети на палью в глубокие «борозды» у самого дна. Примета: Если ярко светит солнце, лето будет погожим. Обычно прилетают чайки и гуси, жаворонки. | 21.04/8.04 |
Вадим | Обычно прилетают первые журавли. Обычай: В Вегруксе на первый пролет журавлей кувыркались по земле, чтобы спина летом от работы не болела. | 22.04/9.04 |
Антип-половод или Антип Парийский | Примета: Если реки ото льда не вскрылись, то лето плохим будет. Поговорки: «На Антипа Парийского землю парит» — на полях открываются первые обширные проталины; «Антип в берлогу воды ведро плеснул» — медведи в берлогах просыпаются, в лес выходят. | 24.04/11.04 |
Василий Парийский | Поговорка: «Весна землю парит». | 25.04/12.04 |
Мартын-лисогон | Гон у лис. Лисы норы меняют на новые. Обычно прилетают утки. | 27.04/14.04 |
Ирина-рассадница | В Заонежье сеяли в ящики с землей на окнах капусту на рассаду. На малых озерах появляются талые забереги. Ловят сига блесной-«секушей». | 29.04/16.04 |
Зосима Соловецкий | В средней России пчел на улицу начинают выносить. В Заонежье чествовали святого земляка в Толвуе, деревнях Загубье и Кривоногово, а пчел не держат. | 30.04/17.04 |
Общие приметы мая месяца | Приметы: Ранний весенний гром к весенним рыбацким неудачам и сухому лету; когда муравьи в муравейниках зашевелятся, тогда и щука на нерест пойдет. Когда лягухи «закурандают», тогда и щука хвост задерет (т.е.пойдет на нерест). Нерест длится 18—20дней. Пока не вышел лист, на Б.Климецком острове делали трехдневную облаву, чтобы обезопасить скот на острове от хищников. Приметы и обычаи второй половины мая: Как только лист на осине вырастает с «пятачок», начнется клев на удочку окуня и плотвы в озерах: «Листы с пятак, заклюет и на червяк». В лесу заканчивали сжигать и засевать яровыми пожоги, начинали вырубку мелколесья для будущих пожог. В конце мая, как правило, начинают ослабевать и сходят в июне на нет возвратные «черемуховые» холода. В лесу в это время уже вырастает заячья капуста, а на болотцах щавель, на полянках — борщевик и сныть («медвежья дудка»). Из них варят щи или едят эти растения просто так. | Май по н.ст. |
Кузьма-теплый | Вскапывали огороды, высевали морковь, брюкву, редьку (и свеклу). Начинали ловить нерестующую щуку в мерды и мережи и бить ее острогой. Обряды с челюстью первой пойманной в сезоне щуки, обряд первой ухи. Ловят сетями ряпушку-«кирзуху». Примета: Если тепло, то с Бориса и Глеба (15.05) будет холод. | 1.05/18.04 |
Федор | Ходят на кладбище обметать могилы. С Федора собирают по межам и едят «пестухи» — нераспустившиеся закладки листа папоротника и «грызунки» — кончики побегов хвоща. | 3.05/20.04 |
Лука | Тайно высевали первую луковицу. Обычай: Дети с коровьими колокольчиками «коровушек к лету приглашали». | 5.05/22.04 |
Егорий весенний | Начало весны в народном календаре. На 10—15минут коров выгоняли на улицу, иммитируя настоящий обряд первого выгона. Приметы: Если Егорий с водой, то Никола (22.05) с травой. Если на Егория мороз, то 20холодных утренников долой. Ясное утро — сев яровых будет ранний, а если разъяснится небо лишь к вечеру — то поздний. Обычаи: В огородах заканчивают сев моркови, свеклы, брюквы, а также капусты на рассаду на подоконнике. В южном и центральном Заонежье в полях высеваются уже овес («Сей в грязь, будешь князь») и горох, начало пахоты под другие яровые культуры. На день Егория не ходили босыми, чтобы змея летом ужалила, а на деревенское стадо волк летом не напал. | 6.05/23.04 |
Максим | Заготавливают и пьют березовый сок, пока не вышли листья на березе. | 11.05/28.04 |
Яков | Примета: Ясное утро — к пригожему лету; роса с утра — к урожаю огурцов, а ясная ночь — к урожаю ржи. | 13.05/30.04 |
Еремей-запрягальник | Поговорки: «На Еремея и ленивая соха в поле выезжает». В центральном и на южном Заонежья разгар пахотных работ и высева ячменя (сеют, пока можжевельник и калина цветут). В северном Заонежье иные приметы: «Лист с копейку, сей помаленьку»; «Сей неделю с Егория (горох и овес), да другую с Еремея» (ячмень). Еремей в Заонежье считался одним из самых счастливых дней для первого выгона коров в лес. Приметы: Ясный день — к хорошей погоде в августе на уборку ржи (19.08). Если береза вперед ольхи лист распустит, лето будет теплое, а если ольха — мокрое, сеногнойное. | 14.05/1.05 |
Борис и Глеб | Поговорка: «Борис и Глеб сеют хлеб», а на юге России уже празднуют первые проростки злаков. Суеверие: Если продашь что—то в этот день с выгодой, весь год с барышом будешь. | 15.05/2.05 |
Марфа — зеленые щи | Обычай: Варили зеленые щи из крапивы и другой первой дикорастущей зелени. Как правило, начиналось цветение черемухи и лов леща—«черемушника», приходили возвратные холода. Начинали весеннюю охоту на мелкую боровую дичь и вели ее до Петра-поворота (25.06по н.ст). Примета: Если похолодания быстро заканчивались, ожидали отсрочку «жора» щуки еще на одну-две недели. | 16.05/3.05 |
Ирина-рассадница | Обычай: У кого есть парники, начинали в них капустную рассаду с подоконников пересаживать, остальные ждали до Лукерьи (26.05). При высадке рассады одевались в лохмотья. | 18.05/5.05 |
Иов-горошник | Крайний срок высева гороха в поле, начало сева яровых по перегодним пожогам («нивам» и «верандам»). Горох в середине мая сеют только по росе. Примета: Обильная роса с утра (на посев) и ясный день — к урожаю огурцов. | 19.05/6.05 |
Никола вешний; в Шуньге — Никола-«отец» | Торжок и праздник в Шуньге. На Николу жгли у крыльца ветки ольхи и выкладывали кресты из щепок у дома, чтобы уберечься «от змей». С Николы последние сезонные отходники, засеяв поля, отправлялись в город на летние заработки. Рыбаки—отходники отправлялись на лов к истоку Свири, на Ладогу, в Финский залив. С Николы сажали картофель; выжигали в лесу палы под яровые; начинали гонять коней в ночное. Начинался нерестовый лов окуней. В южном и центральном Заонежье старались закончить сев зерновых. Поговорка: На Николу роса — будут проса, не надо коням и овса. Приметы: Гром на Николу — к урожайному лету, к не скорой, но и не поздней весне, а рыбакам — к удаче. На первый гром кувыркались по земле через голову. | 22.05/9.05 |
Никола сын, он же день Симона Зилота | Праздник из Шуньги переходил в д. Пабережье. Еще один день, считавшийся в Заонежье счастливым для первого выгона скота на летние пастбища. А вот пахать и сеять на Симона грех, ибо земля на него именинница. | 23.05/10.05 |
Никола внук, он же Мокий | Праздник из Пабережья переходил в д. Кажму, где еще раз проводился «никольский» торжок. С Николы кончались весенние праздники. Ср. поговорку «Никола придет, все праздники подберет». Местами считалось, что от Николы до Раткольского воскресенья или Петрова дня в природе сохраняется «межень» — ни весна, ни лето. Примета: С утра на Мокия мокро (или туман), все лето будет мокрое. Обычно в это время бывает в разгаре нерестовый лов плотвы и леща—»плотичника». | 24.05/11.05 |
Лукерья-комарница | На Лукерью обычно начинают кусаться комары. В огородах самый поздний сев лука (на глине в холодный год). На Лукерью обычно приходился разгар весеннего «жора» щуки. Примета: Если комаров на Лукерью много, хорошие овсы уродятся. | 26.05/13.05 |
Сидор | В южном и центральном Заонежье начинали посев льна. Приметы: На Сидоры отойдут все сиверы (наступит тепло — автор). Если все же дует холодный северный ветер, все лето будет холодным. Если тепло пришло раньше, чем минули 40 (20) заморозков, «остатние» утренники с Флора и Лавра (31.08) выпадут. | 27.05/14.05 |
Пахомий-теплый | Пришел Пахом, пахнет теплом. Начинают лов нерестящегося ерша неводом-«мутником». | 28.05/15.05 |
Федор-житник | Считался благоприятным для сева ячменя. | 29.05/16.05 |
Андроник | Самая ранняя из возможных дата начала Апостольского Петровского поста. Поговорка: «Вот и пришла петровка-голодовка». Самый голодный в году пост: и в амбарах пусто, и в поле не густо. | 30.05/17.05 |
Федот | Поговорка: Если лес с зеленой опушкой, будешь мерить рожь (вариант — овес, жито) подушкой. На юге России это время окончания высадки рассады огурцов, в южном Заонежье начало посадки огурцов в парники и на гряды семенами. | 31.05/18.05 |
Общие приметы и обычаи июня — начала августа | С июня по конец августа коров обгуливали, чтобы успели к весне (до Егория) отелиться. К быку коров гнали с печной лопатой пеклом, в хлеву вечером ставили угощение для дворового. С приходом жары вялили солонину из баранины под стрехой крыши. В июле навоз вывозили на паровое поле. Приметы: Если в сенокос на скошенную траву галки садятся, ждут сухой и погожей погоды, если вороны — ждут затяжных сеногнойных дождей. Если гнезда земляных ос находятся глубоко в земле, ожидали сухой осени, а если они сделаны на кочках — дождливой. | Июнь — август по н. ст. |
Корнилий Палеостровский | Посещение толвуянами монастыря на о.Палий. Примета: Если на Корнилия дождь затяжной, лето будет сухое. | 1.06/19.05 |
Фалалей | Поговорка: «Фалалей, огурцы сей» (южное Заонежье). Обычай: Сажают тайно, чтобы не было сглаза. В озерах продолжается лов леща-«черемушника». | 2.06/20.05 |
Елена и Константин | В центральном и юном Заонежье конец всех посевных работ в поле (кроме гречи), конец посевов огородных культур и льна, в северном Заонежье — только начало посевам льна и огурцов. Поговорка: «Льны Олене, огурцы Константину». | 3.06/21.05 |
Василиса | Обычай: Ни пахать, ни сеять нельзя. С этого дня, как считалось, карась ловится, а щука «зубы меняет» (две недели) и не ловится на наживку. | 4.06/22.05 |
Леонтий-огуречник | В северном Заонежье завершали высаживать огурцы на грядки (рассадой или семенами). С этого же дня или на цвет рябины начинали посев гречи (нынче — кабачков) На Леонтия завершали сев конопли на огородах в хозяйствах рыбаков. | 5.06/23.05 |
Федосья Колосяница или Гречишница | Рожь колосится. Ср. поговорку: «Две недели зеленится, две колосится, две отцветает, две подсыхает, две наливается». Собирали первые грибы, если лето теплое и дождливое. Продолжали сеять гречу. Давали коровам по куску хлеба, чтобы плодились. Ловили ряпушку-«колосовуху». | 11.06/29.05 |
Еремей- распрягальник | Все кони с этого дня с медными колоколами на шее свободно гуляют по лесу, бока нагуливают. Конец всем весенним полевым работам. Любой поздний сев старались закончить, пока кукушка куковать не начнет. | 13.06/31.05 |
Устин | Примета: Если на Устина с утра ясно, то рожь красно наливаться будет. | 14.06/1.06 |
Лука | Ели тюрю с луком и редьку квасом. Примета: Ветер с юга к теплому лету, хорошим яровым; с северо-запада — к дождям и «хлебным» червям. | 16.06/3.06 |
Иона Клименецкий | Жители сенногубской округи посещали с дарами Клименецкий монастырь. | 19.06/6.06 |
Федор (Навозник) | Боронили поля от сорняков, пропалывали гряды в огороде, начинали возить навоз на паровые участки. Примета: Грозы на Федора к гнилому лету. | 21.06/8.06 |
Кирилл | Время летнего солнцестояния. Травы зацветают, но в силу входят, как считается, лишь на Иванов день (7.07по н.ст.). | 22.06/9.06 |
Петр-поворот | Солнце на зиму, лето на жару. Конец весенней охоте на боровую дичь. Примета: Если дождь в этот день, все лето сенокоса хорошего не будет. | 25.06/12.06 |
Акулина-гречишница | На юге России было время гречу высевать (неделю до и неделю после), а в Заонежье «шуньгской» гречей еще до Распрягальника (13.06) отсеивались. | 26.06/13.06 |
Тихон | Поговорка: «На Тихона птицы поют тише (вариант — солнце идет тише)». Приходит время жары и слепней. | 29.06/16.06 |
Мануйло | С Мануйла заготавливали «ивановские» веники и целебные травы (неделю до и после Ивана Купала). Конец работе коновалам по случкам кобыл жеребцами. | 30.06/17.06 |
Мефодий | Самая поздняя из возможных дата начала Апостольского петровского поста. Примета: Если на Мефодия дождит, 40дней дождить будет, если жарко — парового окуня ловить можно. | 3.07/20.06 |
Радкольское воскресенье | В южном Заонежье день поминовения предков. На о.Радколье устраивались народные гуляния в честь «Радкольского бога» или «Идолища». На помин предков приготовляли кабуши. Молодежь совершала ритуальные похищения кабуш, девушка, чью кабушу воровали, должна была, по поверью, выйти замуж. | последнее перед Ивановым днем |
Аграфена- купальница, канун Ивана Купала | За день до Аграфены или в день Аграфены в лесу сжигали ветки и сучки на репищах, чтобы отсеяться в теплую землю в ивановскую ночь или в Иванов день. В ночь с Аграфены на Ивана начало «летних» святок. Молодежь гадала и проказила до Петрова дня (12.07 по н.ст.). Продолжалось ритуальное похищение кабуш. Собирали колдовские коренья и травы на о.Радколье и Иваницком острове под Кузарандой; в ночь на Ивана Купала собирали дети искали цвет папоротника. Девушки собирали росу на полях и ломали веники, плели венки из цветов, катались во ржи для привлечения женихов, поднятия «славутности», ускорения замужества, купались в озерах, парились в банях, прыгали через огонь, гадали. В северном Заонежье девушками готовили девичью кашу. Примета: Если к Иванову дню рожь отзеленится, то к Ильину дню (2.08 по н.ст.) урожай ее точно поспеет. | 6.07/23.06 |
Рождество Иоанна Предтечи, Иван Купала, Иван день — Великий праздник | Ярмарка в Кузаранде, продолжалась 2дня. С Иванова дня первые закосы на лесных пожнях. На лесных палах сеяли репу, в огородах — редьку зимнюю. В голодные годы из новины пекли «зеленый» хлеб. Ведьмы из Киева на шабаш на о.Иваницкий слетались сороками, чтобы варить колдовские зелья. Народ «по завету» ходил к целебному источнику «Три Ивана». Дети искали клевер с четырьмя листочками для загадывания желаний. Приметы: Если ночь звездная, много грибов уродится; роса ночью сильная урожай на огурцы сулит; много цвета на рябине завязалось — к хорошим урожаям хлебов. Если днем дождь пройдет, ждать богатого сбора грибов-«соляников» в августе. | 7.07/24.06 |
Тихвинская, день Тихвинской иконы Божьей матери | Поспевает земляника; на открытых на юг пригорках наливается рожь. С наливом ржи возобновляется клев щуки на дорожку. | 9.07/26.06 |
Самсон-сеногной | Если дождь зарядит, до бабьего лета мокро будет (вариант — 7недель дождить будет). | 10.07/27.06 |
Канун Петрова дня, день бессеребренников Кира и Иоанна | Конец Апостольского петровского поста. Если приходится на среду или пятницу — тоже пост. В ночь на Петров день молодежь съедала украденные кабуши и лук, выпивала молоко, а горшки разбивала. Последний раз на «летних» святках проказили по деревне и гадали. Примета: Ели в ночь на Петров день дождь случится, то сенокос будет мокрый, а отсеяться рожью будет лучше «новью», чем «старью». | 11.07/28.06 |
Первоапостолы Петр и Павел, Петров день — Великий праздник | С Петрова дня и до Рождества Христова (7.01) по средам и пятницам запрещено употребление не только яиц, мясной и молочной пищи, но и рыбы и растительного масла. В Петров день люди несли в церковь «петровщину» — кабуши, хлеб и деньги. Приметы: С утра на Петров день солнце «играет» к урожайной осени и красному сенокосу. Днем дождь — хорошая примета: «На святого Петра дождь — урожай хорош, два дождя — еще лучше, а три — совсем хорошо». Поговорка: «Кукует кукушка до Петрова дня». | 12.07/29.06 |
Собор 12-и Апостолов | Всей деревней выходили первый раз на общинный покос. | 13.07/30.06 |
Козьма и Демьян летние | В огородах прополка грядок, прореживание моркови, свеклы, лука. Окончательно поспевает репа ранне-майского посева. Начинались покосы на отдаленных лесных пожнях. | 14.07/1.07 |
Андрей | Наливалась озимая рожь, овес, считалось, до половины дорос, а греча на всходах. Начинали лов в озерах леща-«овсяника» и ловили до первых сильных гроз перед Ильиным днем. | 17.07/4.07 |
Казанской Божьей матери | Поспевает морошка на болотах, на лесных опушках «подходит» первая черника. На спелых полях ржи бедняки делали выборочные зажины и пекли первые хлеба из нового зерна. С Казанской назем запахивали в землю. Ловили «межонную» ряпушку. | 21.07/8.07 |
Прокл | Поговорка: «С Прокла земля росами промокла». Начинали сбор черники в черничниках. | 25.07/12.07 |
Афиноген | Лето зной перешагивает. Птицы в лесах затихают. Примета: Если по утрам туманы стоят, пора снова по грибы собираться. | 29.07/16.07 |
Мокриды | Поговорка: Осень смотрят по Мокридам. Если на Мокриду мокро, страда на ненастье придется. | 1.08/19.07 |
Ильин день, день Ильи-пророка немилостивого | Поговорки: «Петр лето зачинает, Илья лето кончает» — начало крестьянской осени: работы прибывало, а светового дня убывало; «Петр и Павел дня на час убавил, а Илья—пророк на три уволок». Обычаи: На праздник на столе обязательной была свежая вареная картошка и так называемые «нахряпники» из новой ржи на свежем капустном листе. С Ильи помалу рожь жали, горох начинали защипывать. В Онего—озере начинался сетный лов на лудах салаки и ряпушки темными ночами, а также «калежание» щуки в прибрежном тростнике. С Ильи сеяли озими до ильинской пятницы или дня Макария (7.08) «старью», а «новью» — через неделю после «стари», т.е.с Маккавеев (14.08). Благоприятными для начала посевов считались дни, в которые утром по росе паутина стелется, когда «летающих муравьев» много бывало, когда утки—морянки рано летать начинали. С обеда Ильина дня прекращали купания в водоемах. Приметы: Если грозы на Илью с дождем пройдут, пожаров будет мало. | 2.08/20.07 |
Мария | Поговорка: «С утра сильные росы, льны будут серы и косы». Разгар лова «новинной» плотвы. | 4.08/22.07 |
Борис и Глеб осенние | Поговорка: «Борис и Глеб, поспевает хлеб». Начало уборочной страды. На страду приходилось до 3% свадеб Заонежья. Сынов женили, чтобы было кому хлеба в поле жать. | 6.08/24.07 |
Макарий | В конский праздник. В Сенногубской волости — с освящением лошадей и парными верховыми забегами. Примета: Если лучится морозный утренник, то и зима будет холодной. | 7.08/25.07 |
Калиник | Часто случаются утренние заморозки. | 11.08/29.07 |
Сил | С Сила начало сева озимой ржи «новью» (новыми семенами). Считали, что посеянная на Сила рожь «сильной» уродится. Сеяли «новью» до Фрола и Лавра (31.08 по н.ст.). | 12.08/30.07 |
Успенский пост | Самый легкий и короткий пост | 14.08-27.08/1.08-16.08 |
Спас 1-й«Медовый» (день Происхождение древ Креста Господня) Маккавей или Спас мокрый | В Заонежье пчел не держали, обычая пробовать первый мед не было. С Маккавея начинался Успенский пост. С первого Спаса отсеивались «новью», а по Михеев день (27.09) рябчиков в силки ловили. В Заонежье повсеместно полупраздник — работали только полдня. Лошадей купали в озере и святили водой. Приметы: Во что Маккавеи, в то разговенье (29.08 по н.ст.), т.е. та же погода на Успенье будет. | 14.08/1.08 |
Степан-сеновал | Начало второго покоса, косят по озерам тростник для овец, рубят «лист» коровам, продолжение сева озимых. | 15.08/2.08 |
Исаакий | Примета: Если ветер на Исакия вихрями, зимой вихри будут. | 16.08/3.08 |
Авдотья-малиновка, сеногнойка, огуречница | Собирали малину. Убирали горох, чтобы дети не повытаскали. Дождь на Авдотью плохая примета. Если день сухой, то заламывали лук, а через неделю чеснок, чтобы доспевали скорей. С солили первые свежепросольные огурцы. | 17.08/4.08 |
2-й или «Яблочный спас», день Преображения Господня — двунадесятый праздник; | Ярмарка в Кижах и поминальный день на погосте. За праздничным столом разрешались блюда с рыбой. В этот день заонежане пробовали на вкус дикие яблоки. Со второго Спаса щука хорошо на дорожку у травы ловилась. Ко второму Спасу поспевали первые яровые хлеба. На праздник варили первую ячменную кашу. В северном Заонежье со второго Спаса начинали массовую уборку яровых хлебов (в молочно—восковой спелости). Обычай: Купались в «ердани», приговаривая: «На Спас Бог здоровья даст». | 19.08/6.08 |
Лаврентий | Примета: Если погода будет тихой, то и зима без вьюг. | 23.08/10.08 |
Михеев день | Конец Успенского поста. Поспевает первая брусника. В центральном и южном Заонежье с Михея начало массовой жатвы яровых хлебов. Примета: Тихий день — к погожей осени, а буря — к ненастьям в сентябре. | 27.08/16.08 |
3-й Спас («нерукотворный» или «ореховый»), в Заонежье — «хлебный». День Успенья Пресвятой Пречистой Богородицы — двунадесятый праздник | Если Успенье приходилось на среду или пятницу, на праздничном столе дозволялась только рыба, а разговены бывали на следующий день. Орехи в Заонежье не росли, потому под Шуньгой на Успенье «отжина» с пирогами делалась. Начало молодого «бабьего лета» — длитя по 12.09. Начало охоты на гусей и уток. С Успенья солили огурцы на зиму и грибы-«рыжики». С Успенья первую репу «зарезали», а молодежь вечерами гуляла по репищам и картофельным полям, костры жгла, пекла в огне корнеплоды. Приметы: Если «молодое бабье лето» сухое, то «старое» (с 14.09 по 27.09 по н.ст.) ненастным будет. На Успенье, если хоть дождинка на землю упадет, пожаров не будет. | 28.08/17.08 |
Флор и Лавр | Скотий праздник. Конец сева озими «новью». Поговорка: «На Фрола отсеешься, фролы (цветочки) и вырастут». Начинаются холодные утренники. | 31.08/18.08 |
Общие приметы сентября | Гром в сентябре к продолжительной и теплой осени. Если рябины много уродилось, зима будет лютой, но заработок на извозе поморской сельди зимой будет. Если заморозков в сентябре нет, грибы могут расти и до октября — начала ноября. Если бабье лето выдается сухим, осень будет ненастной. | Сентябрь по н.ст. |
Андрей-стратилат | К этому дню обычно первые овсы поспевали, первые кисели варили. Начиналась уборка картофеля. | 1.09/19.08 |
Агафон-огуменник | На Руси в шубах и с кочергой стерегли снопы, чтобы леший снопы не разбрасывал. | 4.09/22.08 |
Святой Луп | Приступали к уборке льна и складыванию его в «кресты». На Лупа первый из регулярных заморозков. Время поспевания овса, согласно присловью: «Если уж брусника спелая, то и овес дошел». Поговорки: «На Лупа льны лупят», т.е.начинали обрывать головки на семена. «На Лупа овсы морозом лупит». | 5.09/23.08 |
Тит | Если на Лупа случались заморозки, то с Тита грибы в лесу пропадали. | 7.09/25.08 |
Наталья овсяница | В северном Заонежье убирали овес. Собирали рябину, пока птицы не склевали. Разгар копки картофеля. | 8.09/26.08 |
Усекновение главы Иоанна Предтечи (Иван Постный) — Великий праздник. | Однодневный пост, постное масло употреблять разрешено. Обычаи: В этот день кочаны не срезали, яблоки не срывали, картофель не копали, щей не варили, в руки не брали ничего рубящего и режущего (серпа, ножа, топора, лопаты и т.д.). С Ивана Постного начинает поспевать клюква на болотах. Поговорка: «Иван Предтеча гонит птиц за море далече» — начало отлета птиц. Одними из первых летят журавли. Примета: Если журавли рано тронутся, рано и зима придет. | 11.09/29.08 |
Александро-Свирский осенний | Ярмарка в Сенной Губе. С этого дня по деревням рассчитывали пастухов, а пастухи «рассчитывались» с лешим. До Сдвиженья (27.09 по н.ст.) скот пасли дети по убранным полям. На Александро-Свирский день кончается «молодое бабье лето». В северном Заонежье начинали уборку репы. | 12.09/30.08 |
Положение пояса Пречистой Пресвятой Богородицы | Разгар массовой уборки яровых в центральном и южном Заонежье. | 13.09/31.08 |
Семенов или Мухин день | Начало «старого бабьего лета» (с 14.09 по 27.09 по н.ст.). В этот день дети в коробочках хоронят мух и тараканов в завалине дома, чтобы пропали до следующего лета. На Семена семена отбирают, выбивая их стеганием колосьев о бочку. С Семенова дня возобновляется и до снега идет ружейная охота на боровую дичь. С Семенова дня ловят щук в озерах на глуби тяжелой блесной или жерлицей, в домах зажигают лучины, а молодежь гуляет по ригам. Приметы: Если птицы на юг не тронулись до Мухина дня, осень будет долгой и сухой. Много паутинок на Семена по траве — к теплу, к ясной осени, холодной зиме. Дикие пчелы и муравьи жилища дружно утепляют к лютой зиме. | 14.09/1.09 |
Рождество Пресвятой Пречистой Богородицы, Аспасов день — двунадесятый праздник | Заканчивали жатву в центральном и южном Заонежье. «Отжины». Считается, что бабье лето на середине. Немного холодает, земля дождями умывается: «Бабье лето до Федора (см. ниже) не тянет». В Кривоногово и Лебещине молодежь вывозила на остров соломенную куклу, раздирала ее в клочья, жгла костер, гадала по прыжкам через огонь. | 21.09/8.09 |
Федор или«осенины» | В центральной России «осенины» — встреча осени, а в Заонежье обычно идут холодные дожди и стоит слякоть. С Федора начало лова плотвы—»листопадки». | 24.09/11.09 |
Артамон | Считается, что змеи уходят с полей в леса. | 25.09/12.09 |
Корнилий Палеостровский | В южном Заонежье ездили в Палеостровский монастырь с хлебными подношениями. | 26.09/13.09 |
Воздвиженье Креста Господня или «Сдвиженье» — двунадесятый праздник | Конец «бабьего лета». Однодневный пост, в который разрешена пища на растительном масле, а рыба — нет. В Заонежье — «сдвиженские поминки» на кладбищах и конский праздник, а коров в хлева закрывают. В лес не ходят, чтобы не встретить змей и медведей. Считается, что ни один корнеплод со Сдвиженья не растет. Начинали убирать редьку, капусту, печь капустные пироги. Начало молодежным «вечеркам». Начинали, где есть дороги, возить снопы к ригам на телегах; начинали одеваться по-осеннему. Считалось, что все южные птицы отлетают на юг, если такого не было, близких холодов не ждали. Пословицы: «Со Сдвиженья вякая тварь в землю пихается, земля—мать слезами умывается». «Со Сдвиженья кафтан с шубой сдвинулся» (варианты — «птицы на юг сдвинулись», «хлеб с полей сдвинулся». | 27.09/14.09 |
Никита гусепролет, репорез | Последние дикие гуси на юг улетают. С пролета последних гусей ждут усиления дождей и слякоти, с пролета лебедей — начало зимних холодов. Разгар уборка репы на репищах, редьки в огородах. Корнеплоды парили и варили. Второй раз в году стригли овец. | 28.09/15.09 |
Зосима Соловецкий | Праздник в д.Загубье и в д.Кривоногово. | 2.10/19.09 |
Астафий—листобой | Приметы: На Астафья ветра бывают: сиверик — к стуже, полуденик — к теплу, запад — к дождям, восток — к ясной холодной погоде. Если паутинки летят по земле, снега не скоро придут. | 3.10/20.09 |
Фекла-заревница | Присловье: У Феклы — голова свеклой». Считалось, что ригачникам именины. Первый раз риги топили. Начало массовых замолотов. | 7.10/24.09 |
Сергий-капустник | Начинали продавать капусту кочанами по деревням, сечь капусту под засолку. Считалось, что с Сергия начинаются, а с Матрены зимней (22.11 по н.ст.) устанавливается устойчивое похолодание (вариант — зима). Примета: «Если на Сергия снег выпадает, то с Михайлова дня (21.11 по н. ст.) зима придет (вариант — в 4 недели зимний путь станет). | 8.10/25.09 |
Моисей Мурин | Молились Моисею Мурину об излечении от запоя. | 10.10/26.09 |
Кирик, в Заонежье— «Кирик-мокродырик» | Престольный праздник в д.Паяницы и д.Хашезеро. Примета: Кирика без дождей не бывает. | 12.10/29.09 |
Покров Пресвятой Пречистой Богородицы — Великий праздник | До Покрова чинили избы, вторые рамы вставляли в окна, бучильный камень завозили. До Покрова убирали брюкву, которой давали подморозиться для вкуса, репу и капусту по деревням продавали с телег. Обычаи: На покров девичьи гадания и мольба о женихе. С Покрова наступала крестьянская зима, начинались молодежные зимние «беседы». Праздник в Кижах. К Покрову заканчивали осеннюю охоту на боровую дичь. С Покрова ловили ряпушку «листопадку», леща в ямах на озерах, начинали охотиться на белку, куниц и на лося. В хлеву в этот день исполнялись обряды постановки скота на зиму. С Покрова начинали и на Казанскую (4.11по н.ст.) заканчивали резать скот и солить мясо, нищие и священники собирали «ругу». С Покрова до Казанской игралось 7% годовых свадеб. Приметы: Ветер на Покров с севера, к холодной зиме, с юга — к теплой, с запада — к снежной, а если ветер меняется, до первого снега и настоящей зимы еще 6недель пройдет. Если лист с березы чисто сходил, считалось, что год легкий будет. Если белка к Покрову вылиняла, год охотнику добычливый будет. | 14.10/1.10 |
Покровская родительская суббота | В Заонежье — поминки. Примета: Если снег на Покровскую субботу выпал, то и на Дмитриевскую выпадет. Если нет, то меж двух родительских суббот зима установится. | суббота |
Денисы | Обычно бывают сильные ветра. | 16.10/3.10 |
Ерофей | На Ерофея в лес не ходили. По русским поверьям там лешие буянят и сквозь землю на зиму проваливаются. | 17.10/4.10 |
Иона-пророк | Нельзя есть рыбу в память о пребывании Иовы в чреве китовом. | 18.10/5.10 |
Евлампий | На Евлампия рога месяца кажут сторону, откуда ветрам дуть: если на север, то к скорой зиме иснегу по сухой земле, а если на юг, то к слякоти до Казанской. | 23.10/10.10 |
Параскева Пятница или «грязниха» | В деревнях Заонежья полупраздник. В канун и на день Параскевы запрещено прясть. С Параскевы начинали и к Егорию осеннему (16.11) заканчивали трепание льна. Пословица: Параскева Пятница — Христовым страстям причастница. | 27.10/14.10 |
Осия | Пословица: «На Осию ось с колесом расстается», т.е.подходит пора с телег пересаживаться в сани. | 30.10/17.10 |
Казанская; Казанской иконы Божьей Матери | До Казанской продолжали резать скот и солить мясо. С Казанкой начиналась путина лосося и сига («как только вода загустеет»), лов ряпушки «бегуньи». Считалось, что с Казанской становится ранняя зима, но зима эта ненадежна. | 4.11/22.10 |
Дмитриев день, Дмитрия Солунского | В центральной России — «пивной» день, в Заонежье рецепт приготовления пива был утрачен. С выпадением снега «тропят» зайца и белку, лосей. Примета: Дмитриева неделя по снегу — на Рождество много сугробов наметет. | 8.11/26.10 |
Дмитриевская родительская суббота | В Заонежье — третья по значимости из поминальных суббот, ходили на кладбище поминать предков. | суббота |
Аврамий овечник, Анастасия овечница | На Руси считались заступниками овец. К этому дню в Заонежье соленое мясо заливали тузлуком в кадушках. Последняя (третья) стрижка овец. | 11.11/28.10 |
Зиновий охотник | Прокладывались и оснащались ловушками и петлями охотничьи «путики». | 12.11/29.10 |
Кузьма-Демьян зимние | Куриный праздник. В Толвуе в курятниках «куриного бога» против Кикиморы вешали. На Кузьму—Демьяна обычно приходили первые сильные морозы. Заонежане подряжались на извоз рыбы с Поморья. Примета: Если лист на осине на Кузьму—Демьяна остался, то зима будет суровая и голодная, а лето будет засушливым. | 14.11/1.11 |
Анкудин | С началом подвоза по санному пути хлебных снопов с дальних полей к ригам наступал разгар работ по обмолоту и веянию зерна. | 15.11/2.11 |
Егорий осенний | В Заонежье завершали последние работы по подготовке дома к зиме; приступали к чесанию льна в банях. | 16.11/3.11 |
Федот-ледостав | Примета: Если лед на озерах ломался ветром и он замерзал грудами, ожидали, что хлеб на будущий год народится тоже грудами. | 20.11/7.11 |
Михайлов день, Архангелов день | Около Михаила купцы заключали договора с промысловыми охотниками. Пословица: «С Михаила Архангела зима морозы кует». Примета: Утром туман к морозам, а иней на деревьях к большим снегам. | 21.11/8.11 |
Федор студит | Пословицы: «Федор студит землю студит»; «На Федора студит без разбора». Примета: Если останется на земле слякоть, быть оттепелям до Введения (4.12 по н.ст.). | 24.11/11.11 |
Филиппов день | Примета: Если на Филиппа иней на деревьях, быть урожаям овса летом. | 27.11/14.11 |
Филлипов или Рождественский пост | 40-дневный пост для подготовки празднества Рождества Христова. На весь пост временный запрет «игримые» беседы по воскресеньям, если это не праздники. | 28.11- 6.01/14.11-25.12 |
Гурий | На Гурия обычно бывала оттепель, как и на Михаила (21.11по н.ст.) или на Введение во храм (4.12 по н.ст.). | 28.11/15.11 |
Платон, Роман | Пословица: «Платон и Роман кажут зиму нам». Примета: Каковы Платон да Роман, такова и зима. | 1.12/18.11 |
Введение в храм Пресвятой Пречистой Богородицы — двунадесятый праздник | Пословица: «Введение — на воду ледение» — начинает замерзать Онего—озеро, а в природе оттепель. Первые зимние ярмарки в Заонежье. | 4.12/21.11 |
Егорий зимний | Начинались сетевязные работы. Пословицы: «Егорий с мостом, Никола (19.12) с гвоздем»; «Егорий намостит, Никола загвоздит» — об установлении прямоезжих путей по озерам. | 9.12/26.11 |
Парамон | Приметы: Багряная заря — к сильным ветрам, а если снег, то бушевать метелям до Николы (19.12 по н.ст.) | 12.12/29.11 |
Наум | На Руси начиналось обучение детей грамоте. Молились об успехах в учебе: «Наум наставь на ум». | 14.12/1.12 |
Варвара Великомученица | В Заонежье запрет на любые работы на весь день. Пословица: «Трещит Варюха — береги нос и ухо» — обычно бывают варваринские морозы. | 17.12/4.12 |
Никола зимний | С Николы ужесточение поста — рыба разрешается только в субботу и воскресенье. На Николу в Заонежье жертвоприношения рыбаков (Николе Морскому). «Никольщина» — разгульный праздник по деревням, в том чяисле и в Шуньге. Приметы: Иней на Николу к урожаям летом. Если на Николу зимнего закует, на вешнего раскует (об Онего). | 19.12/6.12 |
Зачатия святой Анны | День астрономического солнцестояния, но в народе считалось, что солнце поворачивает на лето со Спиридона поворота (24.12. по н.ст.). Обычай: На зачатие святой Анны беременным женщинам пост весь день. Примета: Если урбуши (почек) на ольхе и березе много — год будет урожайный. | 22.12/9.12 |
- [1] Логинов К.К. Русский народный календарь и народный календарь Заонежья // Время и календарь в традиционной культуре. СПб, 1999. С.90-91.
- [2] Логинов К.К. Специфика молодежных гаданий Заонежья в контексте русского народного календаря // Локальные традиции в народной культуре Русского Севера (Материалы IV Международной научной конференции "Рябининские чтения - 2003"). Петрозаводск, 2003. С.195-197.
- [3] Ермолов А.С. Всенародный месяцеслов, составленный А.С.Ермоловым (сельским хозяином и государственным деятелем). СПб, 1901. Моисеева Н. Время в нас и время вне нас. Л., 1991. Соколовский В. Времена года. Православный народный календарь. Ростов-Дон, 1995.
- [4] Коренной П. Народные сельскохозяйственные приметы в Заонежье // Олонецкая неделя, 1912. №23. Коренной П. Святки в Заонежье // Олонецкая неделя, 1915. №52; 1916. №2, 5.
- [5] Логинов К.К. Трудовые обычаи, обряды 6 приметы и запреты русских Заонежья // Этнокультурные процессы в Карелии. Петрозаводск, 1986. С.33-49; Он же. О жертвоприношения в Заонежье // Обряды и верования народов Карелии. Петрозаводск, 1992. С.46-57; Он же. Материальная культура и производственно-бытовая магия русских Заонежья. СПб, 1993; Он же. Семейные обряды и верования русских Заонежья. Петрозаводск, 1993; Он же. О трудовых праздниках в Заонежье // Кижский вестник. Вып.4, Петрозаводск, 1994. С.48-57; Кузнецова В.П., Логинов К.К. Русская свадьба Заонежья. Петрозаводск, 2001.
Текст может отличаться от опубликованного в печатном издании, что обусловлено особенностями подготовки текстов для интернет-сайта.